ТОП 10:

Социальная история - что это такое?



Периодизация эпохи средневековья

Вкратце, чтобы было что сказать, о 5-ти членной схеме периодизации:

· IV-VIвв. – переход от Античности к Средневековью

· VI-VIIIвв. – «темные века» или эпоха варварских королевств

· IX-XIвв. – эпоха раннего феодализма

· XI-XIIIвв. – эпоха зрелого феодализма (высокое средневековье)

· XIV-XVвв. – кризис феодализма (закат средневековье)

К, практически, классической 3 членной периодизации:

1. Конец V – середина XIв. – период раннего Средневековья. Когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в ко­торой смешивались и трансформировались общественные груп­пы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалиро­вали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохра­нить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых свя­зей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефео­дальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

2. Середина XI – конец XVв. – период расцвета феодальных отношений. Развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодаль­ной раздробленности формируются централизованные государст­ва. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усиле­нию центральной власти и активизации сословий, в первую оче­редь городского.

3. XVI-XVIIвв. – период позднего феодализма (начала раннего нового времени). Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, позд­ний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

Историческое место западноевропейского феодализма и цивилизационные характеристики региона

Не нужно пытаться вызубрить все пункты, просто читай данный перечень и пытайтесь визуализировать всю картину происходящего, и тогда половина факторов на экзамене сама всплывёт в голове. Они не такие сложные.

Возможность такого прогресса Западной Европы была обусловлена следующими факторами:

· Основной производитель владел орудиями труда и имел более высокий, чем у раба, статус.

· Один из важнейших факторов единства – христианская религия.

· Синтез римских и варварских начал.

· Отличительная черта региона – это высокая исходная динамика (видимо развития).

· Германский тип общины, который в сравнении со славянской общиной отличался большей свободой в проявлении индивидуального начала.

· Решающее условие успеха – развитие города и его особых, европейских, форм.

· Та самая динамика, позволила быстро преодолеть замкнутость. В результате мы имеем экспансию на Восток(вспоминаем Индию) и в Новый Свет.

· Тесные связи и взаимодействие внутри западноевропейских стран. Здесь присутствует «вторичный синтез» - он помогал второй волной подняться тем странам Западной Европы, которые не были захвачены первой волной – это к вопросу о развитии.

· Именно в Западной Европе представительные учреждения стали действенным органом политической жизни (основы будущего парламентаризма).

· На началах рационализма была выработана концепция личности.

 

Фазы развития капитализма

Понятие капитализм означает экономическую систему, которая обладает следующими характеристиками:

1) Производственный процесс организован на принципах равенства;

2) Предприниматель на свой страх и риск, под свою ответственность действует с целью получения прибыли;

3) Стремление к прибыли в аналитическом понятии означает стремление к рациональности.

Стадия зарождения, развития капитализма.

1. Первая фаза характеризуется торговым капитализмом. Прибыль извлекается из торговли. Первые капиталисты – средневековые купцы. Существовало вмешательство политики в экономику, что ограничивало прибыль экономики. 1 этап – неполный, ограниченный капитализм.

2. Индустриальный капитализм. 19 век. Ментальность, который в некоторых странах способствует к свободному рынку. Носителями являются предприниматели, которым удалось добиться свободы в своих действиях.

3. Государство всеобщего благосостояния. Вмешательство властей во всех 4 странах. Это вмешательство ограничивает воздействие свободного рынка.

 

Характерные черты периода.

Модернизация, с точки зрения экономической — это переход к капитализму западного типа, обеспечение свободного функционирования капитала и полного преобладания рыночных механизмов общественного воспроизводства.

Специфика европейской средневековой духовной культуры (основывалась на синтезе

совершенно разнородных компонентов):

1. Античное наследие

2. «Восточный» технологический трансферт

3. Германский фактор

4. Широкое распространение иудео-христианских традиций и системы ценностей

Сочетание всех этих уникальных особенностей предопределило особую динамичность европейского средневекового общества по сравнению с традиционными восточными Цивилизациями. Уже в доиндустриальную эпоху в Европе складываются предпосылки для ускорения социально-экономического развития и формирования нового типа материальной культуры.

 

В 14-15в европейское общество оказалось в состоянии системного кризиса, открывавшего путь для коренного обновления всех сфер человеческой жизни. В эту эпоху складываются предпосылки для развертывания процесса модернизации – поэтапного перехода от общественной системы традиционного типа (аграрного, сословно-корпоративного) к индустриальному или «современному обществу». Модернизация сопровождается закреплением классовых форм социальной стратификации, складыванием национальных сообществ, формированием основы констит. гос.-правовой системы.

С экономической точки зрения, модернизация – это переход к капитализму западного типа, обеспечение полного преобладания рыночных механизмов общественного воспроизводства. В ходе модернизации складывалась особая духовная среда, основанная на индивидуализации ценностных ориентаций, секуляризации и рационализации общественного сознания.

Модернизация разрушила традиционную картину мира с присущим ей восприятием человека, как части нерушимого богоданного порядка вещей.

В европе предпосылки для развертывания процесса модернизации складывались поэтапно. Европа располагала благоприятными возможностями для развития относительно дешевых, надежных и эффективных по меркам традиционных об-в ср средств коммуникации ( обилие судоходных рек, большая протяженность морских берегов), а также для наращивания основного капитала и энергетического потенциала. Отчасти благодаря географическому положению запад.европы, ее народам удалось избежать или свести к минимуму последствия соц-полит. шоков, связан. с завоеваниями кочевников.

Попытки объединения европы изнутри силовыми способами потерпели неудачу.

В средневек. Европе сложилась уникальная модель городских поселений; система землевлад., а в след за ней и вся структура фоед. сословия оказалась децентрализована. В ходе длительной эволюции был ограничен произвол королей и князей, которые были вынуждены опираться на экономическую силу- торгово-промышл. сословия, предоставив ему некоторые свободы. Этому способствовал и дуализм двух высших сословий- как духовной и светской власти.

С к.17в на лидирующие места в европ. торговле выходит англия. Большое значение приобретает торговля по морю. Во франции 17-18в появляются новые вид торговых городов – портовые города, которые лежат за таможенной границей гос-ва.

Менялась и организация торговли. Ключ.роль играли крупные компании, которые создавались как монопольные объединения, контролирующие торговлю с определенной страной или регионом. С 17 в появл. Акционерные компании. Ярморочная торговля постепенно утрачивала свое значение. Принципиально новой формой организации торговли стала биржа. В отлич. От ярмарки, действовавшей лишь периодически, биржа функционировала постоянно. Затем биржа разделилась на товарную и фондовую (вексельную)). Вскоре на фондовых биржах стали проводиться операции с гос-ми ценными бумагами.

Развитие получает банковское дело. Банки начали выпускать собственные «банкноты» своего рода векселя банка, оплачиваемые банком по первому требованию. Еще одним новшеством стали банковские чеки, т.е. Поручение вкладчика своему банкиру уплатить предъявителю известную сумму за счет его вклада в банке. Развитие торговой и банковской инфраструктур обеспечила условия для быстрого роста промышл.произ-ва. Проводя политику меркантилизма и протекционизма, гос-во брало на себя организацию и финансирование мануфактур в наиб.важных отраслях, поощряло привлечение иностр.мастеров.

Для обеспечения достаточного рынка сбыта уменьш. таможен. пошлины, расширялось строительство дорог и каналов. Утверждение мануфактурного капитализма было противоречивым процессом, с подъемами и спадами. Оно осложнялось войнами, восстаниями, демограф.спадами и др. Очевидный подъем на протяж.17-18в переживало и с/х. Выгодным занятием стала передача земли в аренду. Аренда сущ. нескольких видов: -издольная (когда хозяин предоставлял в аренду не только надел, но и инвентарь, посевной материал, получая взамен определен.долю урожая); -испольная ( когда арендатор и землевладелец несли равне затраты, делили доходы поровну); -денежная ( арендатор вносил деньги за аренду).

Иммигранты

В Амстердаме и Ленйдене приток выходцев с Ю или В из деревни.

В XVII в поток иммигрантов пересох.

Немаловажную роль играли иммигранты из немецких городов. Но в Германии случилась междоусобная война, и некоторые районы Германии обезлюдили. Переселяться стало некому

Социальное явление миграции порождает проблему адаптации и со стороны мигрантов и со стороны граждан того государства, в которое был приток.

Реформация.

16в. По европе прокатилось мощное движение за реформу римско-католической церкви.

Основа: критика церкви.

Выдвинула новые принципы понимания веры, священного писания и церковного устройства.Началась с выступления М. Лютера. Реформация привела к формированию, наряду с католической церковью, других христианских церквей: лютеранской, кальвинистской и т.д. складывались различные религиозные общности (анабаптисты, антитринитарии и т.д.). в реформации приняли участие все социальные слои и группы.

Идея:носила религиозный характер и опиралась на догматику, отвергавшую необходимость особой посреднической роли духовенства в «спасении души».

Итог реформации:возникновение ряда независимых от Рима государственных церквей, которые способствовали национальной консолидации своих стран. Еще значительнее был сам факт утверждения в европе церковно-религиозного «многоголосия». Этот плюрализм позитивно сказался на культурных процессах, включая развитие науки, и стал одной из главных традиций европейского развития в последующие столетия.

Менялись и представления о населявших Землю племенах и народах. Происходил процесс укрепления национального самосознания. Менялись аспекты мировосприятия.

социальная история - что это такое?

1969г. Ханс Розенберг: «Так называемая социальная история стала для многих расплывчатым собирательным понятием всего, что в исторической науке считается нужным и прогрессивным».

Сегодня социальная история вышла далеко за пределы тех анклавов – маленьких отделов, семинаров, институтов и кафедр, - которые некогда были отведены ей господствовавшей политико-этатистской историей.

С одной стороны, социальная история – это история конкретных социальных явлений: детства, досуга, семьи, болезней и врачевания; с другой – реконструкция прошлого маленьких городков, рабочих поселков и сельских общин; с третьей – исследование психологической мотивации и менталитета. Но одновременно это и история громадных территориальных и временных , массовых социальных движений и насилия в истории, социальных процессов исторической трансформации (миграции, урбанизации, индустриализации). Чем она всегда подчеркнуто пыталась не быть, так это историей политической, событийной. И это отталкивание от «мира политического», пожалуй, единственная непрерываемая традиция в эволюции социальной истории.

К занятию социальной историей привело ученых не только внутреннее развитие самой исторической науки, но также и развитие социологии, и обострение социального вопроса в самой жизни. Так как изучение Социальной истории, собственно говоря, только что началось, то многие страны и эпохи еще очень мало исследованы.

Понятия "средние века", феодализм", "цивилизация", "формация", их значение для социальной истории

Термин намбер ван: СРЕДНИЕ ВЕКА: Средневековье как эпоха в истории человечества охватывает более тысячи лет – с Vв. до конца XVв. Само определение «Средние века» принадлежит итальянским гуманистам. Они назвали так период истории, который отделяет их собственной время, XVв. На этом рубеже произошло 3 важных события, которые ознаменовали конец средних веков: 1) 1453 – падение Константинополя; 2) 1492 – открытие Америки; 3) образование в конце XVв. централизованных государств.

Термин намбер ту: ФЕОДАЛИЗМ: Понятие феодализм появилось в XVIII столетии. Возникло оно во французской историографии. Происходит слово от латинского feodum - так в западноевропейских странах называли одну их форм крупного землевладения. Главным признаком феодализма в XVIIIв историки признавали так называемую вассально-ленную систему. Так именовали форму отношений внутри господствующего в обществе слоя, при которой вышестоящий его представительно (сеньор) жаловал землю и предоставлял покровительство нижестоящему (вассалу) в обмен на верную службу. Именно такая пожалованная (в наследственное владение) земля и называлась феодом/фьефом, или леном(на немецком).

Термин намбер сри: ЦИВИЛИЗАЦИЯ: сам термин происходит от латинского «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Цивилизации (в узком смысле слова) – культурно-исторические типы, плохо уживающиеся друг с другом, характеризующиеся отдельным языком или группой языков, близких между собою, политически независимые. Известный российский историк М.А. Барг так определял цивилизацию: «…это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы».

Термин намбер фо: ФОРМАЦИЯ: под формацией понимается исторически определённый тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройку. Тип надстройки определяется характером базиса. Базис (производственные отношения) – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Надстройки – совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

Что конкретно сказать, про значение этих понятий для социальной истории я не знаю, так как здесь дело ограничивается вашей фантазией. Понятно, что они являются одними из базовых понятий в социальной истории, что в частности социальная история рассматривает генезис понятий «Средние века»(к вопросу о периодизации, это, по моему мнению, и есть генезис понятия), «феодализм»(к 5 вопросу). Также понятия «цивилизация» и «формация» обозначающие для кого-то тождественные понятия, на самом деле для нас проводят четкую линию между способом, которым данное общество разрешает свои проблемы(«цивилизация» по Баргу) и типом общества, возникшем на основе определённого способа производства материальных благ – это всё придумал я, так что вы можете сделать другой вывод, или нет))).







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.009 с.)