ТОП 10:

Общественная мысль и культура в новое время: век просвещения



1. Хронологические рамки:

Хронология: просветительское движение возникло еще в конце XVII в., а последние

очаги его угасли лишь в начале XIX в. Такая растянутость во времени обусловлена неравномерностью развития западных стран, спецификой социальной базы и контекста просветительского движения в различных странах Западной Европы.

2. На становление просветительского движения оказали две буржуазные революции – Английская и Нидерландская. Под эгидой Просвещения формировался новый целостный взгляд на философию, политику, педагогику, литературу, живопись, эстетику. Как и гуманизм эпохи Возрождения, просветительское движение было, прежде всего, явлением салонной элитарной культуры. Однако идеи просветителей отражали уже не только духовные искания интеллектуальной элиты, но и радикальные перемены в самой картине мира европейского человека. Просветители осознанно стремились популяризовать свои идеи. Так впервые произведения учёных и философов издавались значительными тиражами по тем временам.

Так же существует определённая взаимосвязь между Реформацией и Просвещением. Протестантизм дал новый толчок для переосмысления привычных этических категорий (предпосылки для формирования нового типа личности, а также фанатичное уважение частной собственности).

Просвещенческие научные традиции также тесно переплетались с естественнонаучными и философскими достижениями предшествующей эпохи (Декарт, Ньютон, Бэкон, Спиноза). 18 в. – учёные унаследовали рационалистический поход к знанию, представление о единстве и взаимосвязи природных законов. Однако учёная мысль 18 в. за редким исключением, по-прежнему оставалась во власти метафизических представлений о природе человека и общества. В этом плане область философских изысканий не принесла особых успехов, исключение составляет творчество Канта, Юма и Беркли. Но они относятся уже скорей к последующей эпохе.

История воспринималась просветителями как восходящее поступательное движение общества от состояния дикости к цивилизации, от несовершенства к совершенству. Это ярко выраженный прогрессивизм просветительской идеологии. Большинством мыслителей 18 в. понятие «цивилизация» и связанные с нею расцвет науки, литературы, искусства воспринимались как безусловное благо, а деятельный человеческий разум рассматривался как важнейший источник общественного развития. Синтез механической картины мира и антропоцентризм породил в идеологии Просвещения веру в возможность «человека разумного» и изменить мир на основе рационального построенной модели. Себя же просветители считали миссионерами, призванными вести борьбу против главных источников бедствий и ошибок человечества – разного рода суеверий, религиозного фанатизма, невежества.

Идея деятельного, преобразовательного разума в философии Просвещения была предельно взаимосвязана с культом естественности. Философы – просветители широко оперировали к терминам «естественный закон», «естественное состояние», естественные права». Однако просвещенческий взгляд на идею естественности принципиально отличался от античного и средневекового. Выделяли тесную взаимосвязь природного и социального. Естественное состояние – гармония природных и социальных начал. Начинает зарождаться и деятельное, преобразовательном отношении к природе. По и мнению – вышедшее из «природного состояния» человечество бесповоротно связало свою судьбу с гражданским обществом, которому неуклонно сопутствует прогресс наук т.д. Диалектическое соотношение понятий природы и цивилизации, противостоявших и одновременно дополнявших друг друга, являлось отличительной чертой философии Просвещения.

Вывод: Просвещение стало новым этапом развития и модернизации духовной жизни Зап.Е общества. Соединяла в себе идеи Гуманизма и Реформации, подготовила масштабную секуляризацию сознания европейской культуры, радикальное обновление картины мира , рождение принципиально новых форм интеллектуального социально творчества







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.005 с.)