ТОП 10:

Социально-экономическое развитие запада в Новое время: особенности социально-экономического развития западного общества на рубеже 19-20 веков.



Основной чертой экном.развития стран европы на рубеже 19-20в стал небывалый подъем производ.сил и глубокая перестройка всей системы произ-ва. Благодаря росту произ-ва и развитию транспортной системы, оборот мировой торговли увеличился в 3 раза.

Главными факторами послужили ускорение технич. и технологич. прогресса, концентрация произ-ва, наращивание его общей капиталоемкости. Но главной причиной стало завершение длительного процесса складывания индустриально эконом.системы. Индустриальная система воспроиз-ва, основанная на капиталист. предпринимательстве, свободной рыночной конкуренции, использовании квалифицирован. рабочей наемной силы, ускоренном технич.прогрессе, диманич.эконом.росте, стала преобладающей в масштабах западной цивилизации. Темпы и направленность научно-технич. прогресса определялись потребностями произ-ва, стали ориентироваться на разработку новейшей промышл. технологии.

В итоге, на протяж. всего нескольких десятилетий произошла качественная трансформация всей технико-технологич. базы промышл-ти. Наиб. масшатбные изменения коснулись отраслей группы «а», связанных с добычей сырья, машиностроением, химич.произ-вом, обеспечение транспорт инфраструктуры.

Революционные изменения произошли и в обл. энергетики. Решение двух технич. проблем – создание электрогенераторов и линий электропередач, позволило перейти к промышл. использованию электр.энергии. Началось строительство электростанций.

Широко начинают использовать двигатели внутреннего сгорания, что стало толчком для развития автомобилестроения. Первый автомобиль современного типа был сконструирован Бентли и Даймлером в 1886г. В 1900г состоялся первый полет дирижабля конструкции цеппелина(германия), а спустя 3 года братья райт (сша) создали первый самолет.

Еще одной особенностью эконом.развития была концентрация произ-ва. Укреплению предприятий способствовал растущий отрыв ведущих стран запада в эконом.развитии, их господство на мировом рынке – мелкие предприятия имели меньше шансов самостоятельно действовать на внеш. рынках сбыта. Препятствием для дальнейшего наращивания темпов концентрации произ-ва является одновременный рост его капиталоемкости. На прежних стадиях развития капиталистич. экономики инвестирование осущ. преимущественно индивид. предпринимателями. Отсутствовала и развитая система долгосрочного кредита. Теперь же создание промышл. гигантов и постоянное обновление технологич. базы произ-ва требовало такой финансовой мощи, которая превосходила возможность даже наиб. стостоят. инвесторов. Это стало причиной широкого распр. в кон.19в акционерных обществ.

Изменились методы рыночной политики банков. Происходило сращивание банковского и промышл. капитала.

Результатом концентрации произ-ва и централизации капитала стало образование монополий. Укрепление производств. единиц сокращало число конкурирующих предприятий и повышало возможность согласован. политики производителей на рынке сбыта. Важным фактором монополизации стала уязвимость круп. предприятий с большим основным капиталом - горнодобывающ., нефтеперерабатывающ., металлургич, машиностроит. Они оказались недостаточно маневренными по отношению к быстрым изменениям рыночного спроса.

Именно отрасли тяжелой промыш-ти с меньшей степенью специализации произ-ва оказались основным очагом образования монополий. Большую роль в этом сыграли и банки. Монополия конца 19в – это прежде всего соглашение об особой политике на рынке, договор, заключаемый с целью обеспечения контроля над рынком сбыта или сферой произ-ва. Было несколько видов монополий (картели, синдикат, трест, концерн).

Рубежным в развитии капиталист. экономики стал циклич.кризис перепроиз-ва 1900-1903г. Массовое произ-во стало доминирующим в промышл.индустрии. Внутриотраслевая конкуренция была частично ликвидирована, частично ограничена. Такая модель получила название олигополии. Процесс монополизации стал причиной нового рывка в расширении международ. эконом. связей. Крупнейшие монополии уже в нас.19в перешагнули национальные границы.

Одним из наиб. Доходных видов экспорта стал вывоз капитала, формирующий единый мировой финансовый рынок.

Ускоренными темпами развивалась всемирная транспорт.сеть. Быстро росла протяж. ж/д. Однако триумф индустриальной системы оказался прогнозом к ее глубокому фатальному кризису. Обострились международ. отношения.

Тотальная либерализация мировых эконом. отношений подрывала стабильность ноцион. эконом. пространства. Монополистический капитализм, приведший к небывалому экономич.росту, сформировал комплекс глубоких внутренних противоречий. Быстрое увеличение производ. мощностей в период формиров. массового произ-ва не было обеспечено адекватным ростом потребительского спроса.

Ценовая политика монополий еще больше усугубляла эту проблему. Переход к широкой практике монопольн.завышен. цен подрывал реальное соотношение спроса и предложения на рынке, ограничивал платежеспособ. спрос, формировал предпосылки ускоренного перепроиз-ва. Массовое произ-во не было рассчитано на гибкое реагирование в условиях изменения рыночного спроса. Монополии не сокращали произ-во при появл. первых симптомов падения спроса. Когда же относительное перепроиз-во становилось очевидным, следовало резкое сокращение произ-ва, создававшее впечатление настоящего эконом. обвала. В условиях кризиса выживали наиб. мощные предприятия, обладающие финансовой базой, достаточной для продажи продукции по сниженным ценам. Это приносило минимальную прибыль, необходимую для обновления основного капитала и оживляло потребительский спрос.

Кризис 1907г показал всю опасность тотальной монополизации и необходимость вмешательства в рыночные отношения организованной силы, способной регулировать рыночное взаимодействие спроса и предложения. В такой роли могло выступить только гос-во.

Мир приближался к глобальной империалистической войне. Ведущие страны запада начали реализацию военных программ, ожививших прикладные научно-технич. исследования и в конечном счете, наблюдался рост занятости и увелеч. потребит. спроса, вызвавших общий подъем экономики.

?????? (нет пары)







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.005 с.)