Общественная мысль и культура в новое время: 19 век: наука и философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественная мысль и культура в новое время: 19 век: наука и философия



XIX столетие занимает особое место в истории западного общества. Возрождение и Реформация, научно-мировоззренческая революция XVII в. и Просвещение очертили общую траекторию духовной модернизации, определили качественные рубежи этого процесса. Но в полной мере модернистское мировоззрение сформировалось лишь в XIX в. Это стало результатом многочисленных новаций в самых различных областях жизни. Духовная культура модерна (как эпохи, а нехудожественного стиля) вобрала в себя уникальный синтез:

- обновленной научной методологии.

- философских и идейно-политических теорий.

- экономических и социологических концепций.

- эстетических теорий и этических императивов.

1. Понятия «модерна» и «модернизации».

А) Модерн

- в самом общем смысле «модерном»

В с а м о м общем смысле «модерном»» (фр. «moderne» — от лат. «modernив» — «новый») называются любые явления современной жизни. Более узкая трактовка понятия «модерн» распространена в культурологии и искусствоведении в качестве названия художественного стиля, главенствовавшего на рубеже XIX - XX вв. и порожденного синтезом различных эстетических канонов художественных направлений.

Б) Модернизация

а) любой процесс обновления, изменения.

б) «модернизация» (т. е. становление «общества модерна») используется для характеристики конкретно-исторического процесса – развития европейского общества XVI - XIX вв., формирования индустриальной системы с присущими ей экономическими, социальными, политико – правовыми и культурными институтами взаимоотношений.

В) Парсонс – углубление дифференциации соц. и политических структур

2. А) Уникальный по своим масштабам научно-технический прогресс эпохи промышленной революции и перехода к системе фабрично-заводского производства обеспечил беспрецедентное наращивание экономической мощи ведущих стран Запада. XIX век окончательно соединил логику развития экспериментального научного познания и индустриализации, форсированного развития техногенной производственной системы. Технический прогресс принес новые формы и скорости преодоления пространства и времени. В сочетании с геополитическими изменениями, вызванными формированием европейских и колониальных империй, это в корне меняло ощущение самого масштаба человеческой деятельности.

Земной шар впервые за всю историю человечества стал единой ойкуменой (реально воспринимаемым, познанным и освоенным миром). Мир стал «завершенным», «закрытым». Этот процесс шел под знаком господства Запада. Именно Запад диктовал главные направления мирового развития и правила поведения на международной арене, формировал пути и средства мирового развития, постепенно вовлекая в свою орбиту все новые регионы, страны и народы.

Торжество модернистской модели развития рождало новый взгляд на природу и человеческое общество, основанный на понятиях функциональной предметности. Любые элементы производственной культуры, системы социализации, правовых и политических отношений начинают рассматриваться в контексте их прямых функций, а не «высшего» предназначения или «внутреннего» смысла. Новая система общественного воспроизводства, основанная на приоритете техногенных факторов развития, востребовала и самого человека как носителя суммы определенных качеств и навыков, а не целостную личность. Разнообразные психофизиологические способности и потребности человека оказывались фактически разделены.

В общественном сознании произошла утрата представления об органическом единстве человеческой жизни. Правовой и социальный статус человека, его самоощущение, этические императивы и эстетические представления превращались в общественно востребованные функции и, там самым, приобретали противоестественную формальность. Их интеграция происходила не столько на личностном уровне, сколько в рамках системы общественных институтов. Образ мира утрачивал единую основу восприятия и распадался на функционально значимые элементы.

Б) Три автономных критерия познания

- Истинность

- Нормативная правильность

- Аутентичность (красота) начинают восприниматься как.

Тем самым, наука, этика и эстетика постепенно становятся специфическими культурными сферами, замкнутыми в своих целях, методах и категориях. Естественнонаучные изыскания, философско-мировоззренческие исследования, развитие социально-политических и правовых теорий, художественное творчество постепенно приобретают ярко выраженную дисциплинарную логику.

3) Классическая научная парадигма, основана на:

- представлениях о стабильности

- неизменности, точности, линейности, равновесности природных явлений и процессов.

Оказывается в XIX в. в состоянии нарастающего кризиса. Жесткие рамки

механистической «ньютоновской картины мира», с присущим ей представлением об абсолютном времени и абсолютном пространстве, вступали в противоречие с потоком новых естественно-научных открытий и все более динамичным, историчным самоощущением европейского человека. Противоречивость метафизического миропонимания дала толчок к складыванию совершенно новой общенаучной парадигмы — неклассической.

Вместе с тем, научная мысль XIX в. унаследовала присущее классической методологии стремление к установлению «точного знания», математический формализм, преобладание эмпирических и дедуктивных методов «восхождения к истине» («от частного к общему», «от факта к обобщению и выводу»).

Классические «метаполитические» концепции либерализма, марксизма, консерватизма, анархизма формировались в стилистики Ньютоновского типа мышления, глубоко укоренившегося в умах европейцев.

Важнейшую роль в переходе от классического и не классического типов мышления сыграло утверждение принципов эволюционизма и диалектики, позволивших привнести в картину мира идею развития, а вместе с нею — неизбежно нарастающий плюрализм научных теорий и их мировоззренческих выводов.

Также вспомните историю развития политической науки в это время (основные подходы, взгляды), свяжите с формированием тогдашнего миро понимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.008 с.)