Состояние питания населения и обусловленные им болезни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние питания населения и обусловленные им болезни



 

Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию. Потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения является одним из основных показателей, характеризующих уровень жизни населения.

Динамика потребления основных продуктов питания населением Нижегородской области за последние 6 лет представлена в таблице.

 

Таблица №36

 

Потребление основных продуктов питания населением Нижегородской области (на душу населения; в год)

 

            Справочно:
ПФО 2010 РФ 2010 % от средней нормы потреб. Нормы потребления, рекомендованные Минздравом РФ
Мясо и мясопродукты, кг                   93,1% 70 - 75
Молоко и молочные продукты, кг               72,4% 320 - 340
Яйца, штук               106,9%  
Хлебопродукты, кг               97% 95 - 105
Картофель, кг               100,8% 95 - 100
Овощи, кг               83% 120 - 140
Фрукты               61% 90 - 100
Сахар, кг               150% 24 - 28
Масло растительное, кг 13,1 13,6   14,2 13,7 13,8 13,5 124,5% 10 - 12
Рыба, кг       18,6 18,6   16,6 93% 18 - 22

 

За прошедшие 5 лет отмечены улучшения в состоянии питания населения Нижегородской области за счет изменения структуры потребления пищевых продуктов (увеличения доли мясных и молочных продуктов, рыбы, фруктов и овощей, снижения потребления хлебобулочных изделий), но данные также свидетельствуют о серьезных нарушениях состояния питания населения. Так уровень потребления молока и молочных продуктов составляет 72,4% от нормы потребления, рекомендованной Министерством здравоохранения Российской Федерации, мяса и мясопродуктов – 93.1%, овощей – 83%, фруктов – 61%, а потребление сахара в полтора раза выше указанной нормы. Таким образом, серьезно стоит вопрос о дефиците в рационе питания населения белков животного происхождения и микронутриентов.

Одним из научно обоснованных путей решения проблемы рационального питания является применение биологически активных добавок к пище (БАД), оборот которых в последние годы значительно вырос и на потребительском рынке находится большое количество БАД как отечественного, так и импортного производства.

На территории Нижегородской области в 2012 г. было зарегистрировано 5 предприятий, занятых производством БАД, и 1060 предприятий и организаций, занятых в сфере обращения БАД, в том числе 16 предприятий торговли, 22 оптовых склада, 1022 предприятия аптечной сети. В 2012 году проведены плановые и внеплановые мероприятия по контролю в отношении 43 предприятий реализующих БАД, из них на 16 объектах выявлены нарушения требований СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)». Исследовано 38 проб БАД по физико-химическим, 59 проб по микробиологическим показателям и 15 проб на содержание биологически активных веществ, из них 2 пробы не соответствуют Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299 по микробиологическим показателям.

Проведенный анализ лабораторных исследований БАД свидетельствует, что наибольшее количество исследований проводится по микробиологическим показателям (рис. 81).

 

 

Рис.№81.Количество проведенных лабораторных исследований БАД по химическим, микробиологическим показателям и на содержание биологически активных веществ.

 

За последние 3 года нестандартные пробы БАД к пище регистрировались только по микробиологическим показателям. Удельный вес нестандартных проб по микробиологическим показателям по сравнению с 2010 годом снизился с 4,96% до 3,38 % в 2012 г. За 2012 год за выявленные нарушения при обороте БАД составлено 12 штрафов на сумму 9 500 рублей.

В Нижегородской области большое внимание уделяется надзору за пищевой продукцией, содержащей генетически модифицированные организмы (ГМО) и генетически модифицированные микроорганизмы (ГММ). В Управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области собрана вся законодательная, нормативная и методическая база, включающая все аспекты производства, оборота и контроля этой продукции.В Нижегородской области проводится также пострегистрационный мониторинг за пищевыми продуктами, полученными из ГМО (ГММ) или содержащими ГМО (ГММ). В 2012 г. исследовано 213 проб пищевых продуктов на наличие ГМО и ГММ отечественного и импортного производства, из них импортируемых - 17 проб. Количественному определению, из выше перечисленных проб, подлежала 1 проба. Это проба относилась к группе «прочие». По результатам исследований, пробы с содержанием ГМО и ГММ, превышающие пороговый уровень 0,9%, отсутствовали (табл. 37).

 

Таблица №37

 

Результаты исследований на наличие ГМО И ГММ по группам продуктов

 

    Число проб, исследованных
  на наличие ГМО
Продовольственное сырье и стро-   в том числе содержат ГМО
пищевые продукты ки Всего Всего (более 0,9%) из них в пищевых продуктах и продовольственном сырье без декларации о наличии ГМО
         
Всего:        
из них импортируемые        
в том числе (из стр. 01): мясо и мясные продукты        
из них импортируемые        
птица и птицеводческие продукты        
из них импортируемые        
молоко, молочные продукты        
из них импортируемые        
масложировые продукты        
из них импортируемые        
рыба, рыбные продукты и др. гидробионты        
из них импортируемые        
кулинарные изделия        
из них импортируемые        
в том числе кулинарные изделия, вырабатываемые по нетрадиционной технологии (из стр. 13)        
из них импортируемые (из стр. 15)        
хлебобулочные и кондитерские изделия        
из них импортируемые        
мукомольно-крупяные изделия        
из них импортируемые        
сахар        
из них импортируемый        
овощи, столовая зелень        
из них импортируемые        
в т.ч.картофель (из стр. 23)        
из них импортируемый (из стр. 25)        
бахчевые культуры        
из них импортируемые        
плоды        
из них импортируемые        
ягоды        
из них импортируемые        
дикорастущие пищевые продукты        
из них импортируемые        
в т.ч. грибы (из стр. 31)        
из них импортируемые (из стр. 33)        
жировые растительные продукты        
из них импортируемые        
безалкогольные напитки        
из них импортируемые        
соки        
из них импортируемые        
алкогольные напитки и пиво        
из них импортируемые        
мед и продукты пчеловодства        
из них импортируемые        
продукты детского питания        
из них импортируемые        
консервы        
из них импортируемые        
зерно и зернопродукты        
из них импортируемые        
минеральные воды        
из них импортируемые        
биологически активные добавки к пище        
из них импортируемые        
прочие        
из них импортируемые        

 

При проведении надзора за продуктами питания, в которых возможно содержание ГМО и ГММ, особое внимание уделяется:

· наличию сопроводительных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продуктов, содержащих ГМО и ГММ;

· наличию маркировки на сырье, используемом для производства продуктов питания, о содержании ГМО и ГММ (соевые текстураты, соевые изоляты и т.д.);

· соблюдению рецептуры по количеству вносимого соевого белка;

· наличию информации на русском языке при поставке сырья с содержанием ГМО и ГММ из-за рубежа;

· наличию информации для потребителей на готовой продукции, содержащей ГМО и ГММ, выработанной на предприятиях пищевой промышленности, а также на продуктах с содержанием ГМО и ГММ, реализуемых в оптовой и розничной сети;

· организации и проведению производственного контроля на предприятия пищевой промышленности.

Для повышения качества и безопасности продукции, производимой Нижегородскими предприятиями основными задачами являются:

· усиление государственного надзора за производством и оборотом пищевых продуктов, содержащих ГМО и ГММ;

· обеспечение выполнения необходимых лабораторных исследований пищевых продуктов, содержащих ГМО и ГММ;

· активизация в СМИ разъяснительной работы по вопросам безопасности пищевых продуктов, полученных из ГМО и ГММ, и прав потребителей на получение полной и достоверной информации;

· ужесточение мер административного воздействия к нарушителям установленных норм и правил при производстве и обороте пищевых продуктов, содержащих ГМО и ГММ.

 

С целью снижения вредного потребления алкоголя в стране распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р утверждена Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г., целями которой являются:

· значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;

· повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией;

· повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.

В Нижегородской области в 2012 году на душу населения потребление алкоголя составило 7,92 л на человека, тогда как 2011 году жителям Нижегородской области на душу населения через систему розничной торговли было продано алкогольных напитков и пива 8,26 литра при пересчете на абсолютный алкоголь.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в структуре продажи алкогольных напитков и пива в Нижегородской области в 2011 - 2012 годах преобладали крепкие алкогольные напитки (водка) – 54,2% и пиво 25,9%., на долю виноградных и плодовых вин приходилось 13 %., коньяков - 3,4%, шампанского и игристых вин – 2,4%, слабоалкогольных напитков – 1,1%.

В структуре причин отравлений за 2012 год в Нижегородской области отравления спиртсодержащей продукцией среди населения занимают третье место. Из общего количества отравлений алкоголем в 2012 г. (273 случая) 122 случая (44,7%) составляют отравления суррогатами алкоголя. Количество отравлений суррогатами алкоголя по сравнению с 2008 годом выросло на 30%, смертность от отравлений суррогатами алкоголя по сравнению с 2011г. увеличилась 2,7 раза (в 2008 году – 94 случая, 1 – летальный; в 2009 году – 158, летальных – 5; в 2010 году – 131случай, 1 – летальный; в 2011 году – 149 случаев, 3 - летальных; в 2012 году – 122 случая, 8 - летальных). Летальность от отравлений спиртосодержащими жидкостями на 100 тысяч населения в 2012 году составила 3.4%, что в 2 раза выше, чем в 2011 году, когда летальность составляла 1.7%. (рис. 82)

 

 

Рис.№82. Отравления спиртсодержащей продукцией в Нижегородской области в 2008-2012гг.

 

В 2012 году среди детей зарегистрировано 8 случаев отравлений спиртосодержащей продукцией (10,7% от общего числа отравлений химической этиологии). Среди подростков – 1 случай отравления спиртосодержащей продукцией (2,2%).

Показатели распространенности алкоголизма в Нижегородской области за последние 3 года снизились (табл. 38), так же как и снизилась регистрация первичной заболеваемости алкоголизмом (табл. 39).

 

Таблица №38

 

Показатели распространенности алкоголизма в Нижегородской области в 2010 – 2012 г. на 100000 человек населения.

 

    Годы.
     
1. Распространенность алкоголизма 2508,7 2451,8   2408,3
2. Распространенность алкогольных психозов 85,5 90,1 90,6

 

Таблица №39

 

Показатели первичной заболеваемости алкоголизмом в Нижегородской области за 2010-2012 годы на 100 000 населения.

 

    Годы.
     
1. Первичная заболеваемость алкоголизмом 58,8 53,9 49,7
2. Первичная заболеваемость алкогольными психозами 36,9 36,4 32,2

 

Управление Роспотребнадзора Нижегородской области ведет работу по контролю за оборотом алкогольной продукции в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 года №171 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями). Под надзором в Нижегородской области находится 10393 предприятия, производящего и реализующего алкогольную продукцию. Всего в 2012 году было проверено 673 предприятия; по результатам проверок было наложено 103 штрафа на сумму 153800 рублей. В 2012 году исследовано 974 образца алкогольной продукции, 5 (0,51%) из которых не соответствовали требованиям нормативной документации, в т.ч. исследовано 242 пробы алкогольной продукции импортного производства, все пробы соответствовали НТД; забраковано 66 партий алкогольной продукции объемом 184 л, которая уничтожена собственником продукции в добровольном порядке.

На протяжении 3 лет нестандартность алкогольной продукции уменьшается, тогда как количество выявленных нарушений увеличивается. В структуре выявленных нарушений преобладают нарушения, связанные с нарушением п. 2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями в соответствии с ФЗ от 18.07.2011 года №218 - ФЗ).

По предварительным данным Нижегородстата в Нижегородской области в 2012 году было продано населению папирос и сигарет более 3 697 млрд. шт. на сумму более 6 361,5 млн. рублей, что составило более 1,1 тыс. шт. на человека. В соответствии с Федеральным законом № 268 - ФЗ от 22.12. 2010 «Технический регламент на табачную продукцию» и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №10 от 15.10.2000 «Об усилении госсанэпиднадзора за производством и реализацией табака и табачных изделий», «Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 г.» в 2012 г. в Нижегородской области были проведены мероприятия по контролю за реализацией табачных изделий на 871 предприятии торговли и общественного питания. В ходе проведения проверок выявлена реализация табачных изделий с основными нарушениями: неправильно оформленные ценники, отсутствие сопроводительных документов, не полная информация о юридической принадлежности, организация торговли табачными изделиями вблизи от образовательных учреждений. Всего за выявленные административные правонарушения наложено 152 штрафа на общую сумму 317 тыс. 700 рублей. Забраковано и снято с реализации 3 партии (10 пачек) табачных изделий, реализуемых с нарушением требований Федерального закона от 22.12.2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.227.76 (0.024 с.)