Гигиенические проблемы питьевого водоснабжения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиенические проблемы питьевого водоснабжения



В целом, проведенные при активном участии Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области мероприятия позволили улучшить качество воды, подаваемой населению. В 2012 году произошло снижение удельного веса нестандартности питьевой воды подаваемой населению по микробиологическим показателям по Нижегородской области до 4,0% (в 2011 год.- 4,4%,, по РФ – 4,6%), по г.Н.Новгороду этот показатель составил 1,6% (2011 год – 1,2%). По санитарно-химическим показателям удельный вес нестандартности по Нижегородской области составил 16,2% (2011 год – 15,9%, по РФ – 16,%), по г.Н.Новгороду - 3,4% (2011 год - 3,6%). Удельный вес проб питьевой воды, не соответствующих требованиям гигиенических нормативов, не превышает среднероссийские показатели. По паразитологическим показателям в течение последних 3-х лет пробы, не соответствующие требованиям гигиенических нормативов, отсутствовали (табл. 27, 28, рис. 75, 76).

 

Таблица №27

 

Качество воды, поступающей непосредственно потребителю из сети (процент нестандартных проб) по санитарно-химическим показателям

 

  Территория       Темп роста 2010-2012 гг.
  Ардатовский 1,8 1,6 1,5  
  Балахнинский 14,5 19,5 21,5 0,62
  Арзамасский 6,2 0,5 0,3 1,29
  Большеболдинский   33,3   -
  Большемурашкинский Незнач.кол-во иссл. 4,0 15,3 1,27
  Богородский 5,9 1,7 6,1 0,07
  Борский 14,3 14,3 10,3 0,33
  Бутурлинский   5,5 3,4 2,97
  Вадский 5,5   53,8  
  Варнавинский   0,7 0,6 0,03
  Вачский 11,1 2,8 66,6 1,23
  Ветлужский   5,4 5,8 0,29
  Вознесенский 6,5 1,4 1,4 0,28
  Воротынский 7,2 10,0 11,2 1,96
  Воскресенский 20,8 7,7   0,86
  Выксунский 16,5 21,8 33,2 0,97
  Гагинский     0,8 -
  Городецкий 7,8 4,7 4,3 0,42
  Володарский 59,1 68,6 53,8 3,73
  Дальнеконстантиновский 2,3   17,1 0,43
  Дивеевский 7,9     1,27
  Краснооктябрский 26,4 30,4 16,6 0,33
  Княгининский 2,2 2,5 2,5 0,51
  Ковернинский 0,6 2,7 3,5 0,91
  Краснобаковский 7,2 6,1   0,72
  Кстовский 11,5 11,5   1,24
  Кулебакский 21,0 26,6 28,6 0,82
  Лукояновский 8,5 5,4 5,1 -
  Лысковский 10,8 10,8 13,2 0,68
  Навашинский 66,4 53,7 59,3 0,31
  Павловский 18,8 11,7 26,1 2,31
  Первомайский 5,3      
  Перевозский       0,99
  Пильнинский 33,7 49,2 18,1 2,25
  Починковский 30,7 7,5 7,9 0,15
  Семеновский 3,8 9,6 10,2 1,21
  Сергачский 69,3 63,6 12,1 0,40
  Сосновский 10,2 28,6    
  Спасский 3,7 4,5 4,7 5,31
  Сеченовский   43,5 16,6  
  Тонкинский       -
  Тоншаевский   6,4 19,2  
  Уренский 3,7 6,9 5,5 0,36
  Чкаловский 92,3 39,7 65,5  
  Шатковский     0,5  
  Шахунский 12,3 50,0    
  Шарангский 10,5     0,21
  Сокольский 2,5 3,3 0,7 2,33
  Дзержинск 36,3 48,9 72,3 0,42
  Н.Новгород 3,9 3,6 3,4  
  В целом по области 15,0 15,9 16,2  

Рис.№75 Удельный вес проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам, по санитарно-химическим показателям по Нижегородской области за 2006-2012 гг.

Таблица №28

 

Качество воды, поступающей непосредственно потребителю из сети (процент нестандартных проб) по микробиологическим показателям.

 

  Территория       Темп роста 2010-2012 гг.
  Ардатовский 2,9     -
  Балахнинский 2,4 3,0 1,5 0,5
  Арзамасский 0,7 0,4 0,9 2,24
  Большеболдинский     1,2 -
  Большемурашкинский 13,1 50,0 16,6 0,33
  Богородский 8,3 1,1 0,6 0,54
  Борский 0,9 1,0 0,3 0,3
  Бутурлинский 4,2 25,4 12,5 0,49
  Вадский 1,4 1,4    
  Варнавинский 42,1 4,4 1,3 0,29
  Вачский 4,6 4,8 5,7 1,18
  Ветлужский 1,7 4,1 0,5 0,12
  Вознесенский 8,2 6,7 2,3 0,34
  Воротынский 3,3 9,0 6,5 0,72
  Воскресенский 9,2 8,2 8,0 0,97
  Выксунский 3,5 3,5 3,4 0,97
  Гагинский       -
  Городецкий 6,9 3,4 2,9 0,85
  Володарский 2,6 5,3 9,7 1,83
  Дальнеконстантиновский 24,1 30,1 10,5 0,34
  Дивеевский 2,2 7,2 2,8 0,38
  Краснооктябрский 24,8 11,1 8,2 0,73
  Княгининский 12,8 10,9 6,6 0,60
  Ковернинский 8,1 2,9 7,4 2,55
  Краснобаковский 14,5 11,0 10,5 0,95
  Кстовский 4,9 4,8 6,1 1,27
  Кулебакский 3,4 6,3 2,8 0,44
  Лукояновский     0,4 -
  Лысковский 10,5 5,8 7,2 1,24
  Навашинский 3,8 5,7 1,2 0,21
  Павловский 4,1 3,9 9,5 2,4
  Первомайский   0,8    
  Перевозский 16,3 29,4 16,2 0,55
  Пильнинский 5,1 14,0 11,5 0,82
  Починковский 3,2   0,5 -
  Семеновский 5,7 2,3 6,9 3,0
  Сергачский 14,3 8,9 5,8 0,65
  Сосновский 7,8 10,1 7,8 0,77
  Спасский 3,8 4,7 20,2 4,29
  Сеченовский 0,4 7,3 0,8 0,1
  Тонкинский     2,3 -
  Тоншаевский 4,7 11,5    
  Уренский 18,4 4,8 6,8 1,41
  Чкаловский 2,5     -
  Шатковский 1,2     -
  Шахунский 2,1 9,8    
  Шарангский 6,9 4,8 1,5 0,31
  Сокольский 16,2 6,3 6,8 2,7
  Дзержинск 2,4 2,0 5,6 1,0
  Н.Новгород 0,7 1,2 1,6 1,16
  В целом по области 4,5 4,4 4,0  

 

Рис.№76 Удельный вес проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам, по микробиологическим показателям по Нижегородской области за 2006-2012 гг.

 

Проведенный Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области анализ данных производственного и государственного контроля качества воды, подаваемой непосредственно потребителю, показывает, что причиной увеличения количества проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, является неудовлетворительное состояние внутридомовых сетей. Данная проблема потребовала немедленного решения в части активизации работы со стороны организаций, эксплуатирующих внутриобъектовые сети. В этой связи специалистами Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области была доведена указанная информация до глав администраций районов, направлены информационные письма в адрес министра здравоохранения Нижегородской области, руководителям объектов здравоохранения и социальной сферы.

С целью объективной оценки текущей санитарно-эпидемиологической ситуации анализ качества питьевой воды, подаваемой населению Нижегородской области, проведен с использованием программы для ЭВМ «Методика интегральной оценки качества питьевой воды в системе мониторинга санитарного надзора за питьевым водоснабжением населенных мест» (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011616168 от 16.06.2011 г.) на основе медико-статистической технологии учета доли нестандартных проб питьевой воды с учетом многолетних данных большого числа показателей, характеризующих организацию санитарного надзора за питьевым водоснабжением.

Проведенная оценка качества воды по статическим показателям позволила ранжировать районы на группы в зависимости от значения удельного веса проб воды, не соответствующих требованиям гигиенических нормативов. Ранжирование показателей проведено методом выявления среднего значения с последующей группировкой районов. По результатам ранжирования районы распределены на 8 групп в зависимости от среднего процента нестандартных проб. Так, по результатам оценки за 2012 год к районам с высоким значением санитарно-химического показателя нестандартности воды относятся 18 районов (Балахнинский, Выксунский, Дальнеконстантиновский, г.Дзержинск и др.); к районам с высоким значением микробиологического показателя нестандартности воды относятся 23 района (Ковернинский, Кстовский, Лысковский, Семеновский, Володарский, Дальнеконстантиновский и др.).

Проведенная за 2010-2012 гг. с использованием вышеуказанной программы обобщающая оценка качества воды по динамическим показателям (оценка тенденции развития загрязнения воды путем сравнения показателей качества воды определенных временных периодов) позволила выделить группы районов с положительной (неизменной) и отрицательной тенденцией изменения уровней качества питьевой воды. При структурном анализе проведено построение динамического ряда за период 2010-2011, 2010-2012 гг. с расчетом среднегодовых темпов роста. К районам с положительной динамикой качества воды по санитарно-химическим показателям относятся 25 районов, к районам с отрицательной динамикой – 25 районов, по микробиологическим показателям – 26 и 24 районов соответственно.

При анализе динамических рядов за указанные периоды можно сделать вывод об улучшении качества воды (переход из районов с отрицательной динамикой качества питьевой воды в районы с положительной динамикой) по санитарно-химическим показателям в Краснооктябрьском, Пильнинском, Сокольском районах, по микробиологическим – в Балахнинском, Борском, Дальнеконстантиновском, Кулебакском, Сосновском, Тоншаевском, Шахунском районах. Это свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий по улучшению качества воды. И наоборот, из районов с положительной динамикой перешли в районы с отрицательной динамикой по санитарно-химическим показателям – Вадский, Вачский, Володарский, Дальнеконстантиновский, Кстовский, Павловский районы, по микробиологическим - Арзамасский, Кстовский, Павловский, Семеновский, г.Дзержинск.

По данным проведенного дополнительного анализа основными причинами ухудшения качества воды явились снижение финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства области, и, как следствие, непроведение необходимого комплекса мероприятий (замены ветхих сетей, организации зон санитарной охраны источников и.т.д.), отсутствие необходимых комплексов доочистки воды (Балахнинский, Чкаловский, Ардатовский, Вадский, Володарский районы, г.Дзержинск), отсутствие или проведение в недостаточном объеме планово-профилактических работ (чистка, дезинфекция, промывка, в том числе по нестандартным результатам исследований воды).

Анализ ухудшения качества воды по микробиологическим показателям в г.Н.Новгороде с 0,75% в 2010 году до 1,6% в 2012 году (кроме того, впервые за последние 20 лет были выявлены нестандартные по микробиологическим показателям пробы воды практически на водопроводных очистных сооружениях города, в том числе на ВОС «Новосормовские» - неоднократно) показал, что это связано с остановкой ВОС «Автозаводские» и повышением давления на ВОС «Новосормовские» в целях обеспечения нормативного водоснабжения жителей заречных районов города.

Удельный вес водопроводов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны, остался на уровне предыдущего года и составил 44,5%. Отмечается положительная тенденция снижения удельного веса водопроводов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений (табл. 29).

 

Таблица №29

 

Гигиеническая характеристика водопроводов

 

Показатель 2010 год 2011 год 2012 год
1.Доля водопроводов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны, % 47,9 43,5 44,5
2.Доля водопроводов не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений, % 7,6 8,4 6,4
3.Доля водопроводов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям из-за отсутствия обеззараживающих установок, % 0,1    

 

Приоритетным направлением работе Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области является обеспечение населения доброкачественной питьевой водой. Вследствие проведенных мероприятий, с учетом критериев оценки доброкачественности, разработанных Роспотребнадзором, в Нижегородской области на начало 2012 года 72,1% населения обеспечены доброкачественной питьевой водой (показатель по РФ в 2011 году – 35%) и 21,0% - условнодоброкачественной (2010 год – 72,9% и 18,4% соответственно). Привозной питьевой водой население Нижегородской области в 2010-2012 гг. не обеспечивалось.

 

Таблица №30

 

Обеспеченность населения Нижегородской области доброкачественной питьевой водой

 

Показатель 2010 год 2011 год 2012 год
1.Доля населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой в городских поселениях, % 85,7 82,5 80,9
2.Доля населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой в сельских поселениях, % 36,4 39,6 40,9
3.Доля населенных пунктов, обеспеченных доброкачественной питьевой водой в городских поселениях, % 34,2 34,7 31,9
4.Доля населенных пунктов, обеспеченных доброкачественной питьевой водой в сельских поселениях, % 15,3 14,9 18,2

 

Снизилось с 4,1% в 2010 году до 3,0% в 2012 году количество населения, обеспеченного недоброкачественной питьевой водой. В то же время 3,9% населения проживает в населенных пунктах, где питьевая вода не исследовалась, что не позволяет оценить ее качество (рис. 77).

 

Рис.№77 Обеспеченность населения Нижегородской области питьевой водой в соответствии с критериями, разработанными Роспотребнадзором в 2012 году

 

Оценка обеспеченности населения питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, также проведена с использованием программы для ЭВМ «Методика интегральной оценки качества питьевой воды в системе мониторинга санитарного надзора за питьевым водоснабжением населенных мест» (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011616168 от 16.06.2011 г.). По аналогии с оценкой качества питьевой воды оценка обеспеченности населения питьевой водой проведена с построением динамических рядов за период 2010-2011 и 2010-2012 гг., ранжировании показателей (процента населения) и расчетов среднегодовых темпов роста.

Проведенная оценка по статическим показателям также позволила ранжировать районы на группы в зависимости от значения удельного веса населения, обеспеченного доброкачественной и условнодоброкачественной, недоброкачественной водой и водой, качество которой не исследовалось. Так, по результатам ранжирования за 2012 год к районам с низким удельным весом населения, обеспеченного доброкачественной и условнодоброкачественной питьевой водой относятся Бутурлинский, Варнавинский, Вачский, Дальнеконстантиновский, Краснооктябрьский, Перевозский, Сергачский, Сеченовский, Чкаловский районы. К районам с высоким удельным весом населения, обеспеченного недоброкачественной питьевой водой относятся Ардатовский, Дальнеконстантиновский, Краснооктябрьский. Сергачский, Чкаловский районы. К районам с высоким удельным весом населения, обеспеченного водой, качество которой не исследовалось относятся Бутурлинский, Варнавинский, Вачский, Дальнеконстантиновский районы.

Проведенная за 2010-2012 гг. обобщающая оценка обеспеченности населения питьевой водой по динамическим показателям (путем сравнения показателей обеспеченности населения питьевой водой определенных временных периодов) позволила выделить группы районов с положительной (неизменной) и отрицательной тенденцией изменения уровней обеспеченности населения доброкачественной и условнодоброкачественной питьевой водой. При проведении указанного динамического анализа также проведен расчет среднегодового темпа роста, на основании которого проведена группировка районов.

К районам с положительной динамикой удельного веса населения, обеспеченного доброкачественной и условнодоброкачественной питьевой водой относятся 25 районов, г.Дзержинск, г.Н.Новгород, с отрицательной – 23 района.

По результатам анализа динамических рядов из районов с отрицательной динамикой перешли в районы с положительной динамикой Ардатовский, Балахнинский, Вадский, Вачский, Гагинский, Дивеевский, Пильнинский, Спасский, Тонкинский, Шарангский районы, г.Дзержинске. И наоборот, в районы с отрицательной динамикой перешли Большемурашкинский, Володарский, Городецкий, Ковернинский, Тонкинский, Шатковский районы.

При проведении дополнительного анализа основной причиной снижения удельного веса населения, обеспеченного доброкачественной и условнодоброкачественной водой является снижение количества проводимых исследований, и, как следствие, рост количества населения, обеспеченного водой, качество которой не исследуется.

В 2012 году на территории Нижегородской области мероприятия по водоснабжению и водоотведению реализовывались и финансировались в рамках ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области». Кроме того, часть мероприятий по развитию водопроводно-канализационного хозяйства в сельских населенных пунктах финансировалась Министерством сельского хозяйства Нижегородской области. Ряд районов области получил целевое финансирование на разработку проектов и организацию зон санитарной охраны водоисточников в рамках ОЦП «Экологическая безопасность Нижегородской области на 2011-20155 гг.», на модернизацию водопроводно-канализационного хозяйства – в рамках ОЦП «Энергосбережение и повышение энергетической безопасности». По г.Н.Новгороду мероприятия по обеспечению населения доброкачественной водой вошли в городскую инвестиционную программу «Новое строительство и модернизация водопроводных и канализационных сооружений по проекту плана развития г.Н.Новгорода» на 2013-2015 гг. В настоящее время программа находится на утверждении в Городской Думе.

В 2012 году при активном участии Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Решением санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Нижегородской области №5 от 27.06.2012 г. «О выполнении решений СПК №4 от 02.06.2010г.«О целесообразности разработки новой областной целевой программы по обеспечению населения региона качественной питьевой водой» и СПК от 11.07.2011 г. «О межведомственном взаимодействии и мерах по снижению заболеваний (в том числе острыми кишечными инфекциями, вирусным гепатитом А), обусловленных водным фактором передачи» соответствующим министерствам и ведомствам дано поручение по разработке в 2013 году областной целевой программы по улучшению качества водоснабжения населения Нижегородской области на 2014-2018 гг.

В 2012 году в 42 районах области разработаны и реализуются целевые районные программы и планы мероприятий по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой. В то же время в 8 районах области до настоящего времени не разработаны районные целевые программы по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой (Спасский, Тоншаевский, Тонкинский, Шарангский, Уренский, Выксунский, Кулебакский район, г.Дзержинск).

В рамках реализации программ и планов по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой проведена следующая работа:

- выполнен ремонт и перекладка 215056,2 п.м. водопроводных сетей;

- проведена промывка 62671,1 п.м. водопроводных сетей;

- в п. Гидроторф Балахнинского района проведены работы по расчистке охранной зоны трубопровода ХВС, капитальные ремонты трубопровода на ул. Южная и камеры на водоводе;

- в д. Рылово Балахнинского района проложен водопровод от центрального колодца до ВК протяженностью 230 м;

- в г.Чкаловске на станции водоочистки заменено оборудование забора воды, установлено новое насосное оборудование, построен новый склад для коагулянтов, проведен ремонт первого пояса ЗСО, установлена автоматическая система хлорирования;

- в р.п. Мухтолово ликвидирована водонапорная башня и создана закрытая система водоснабжения, проведен ремонт 11 водонапорных башен;

- в с. Дивеево пробурено 3 новых артезианских скважины и обустроены их водозаборы;

- в г. Лысково пробурено 2 новые скважины, установлено 4 станции управления погружными насосами, закончена очистка дна ложа водохранилища на р. Валава;

- в г. Княгинино пробурена 1 новая скважина, установлено 5 станций управления погруженными насосами;

- в п. Воротынец проведен капитальный ремонт водонапорной башни и текущий ремонт водонапорных башен, проведен капитальный ремонт 7 насосов;

- проведена замена запорной арматуры (1021) в 1415 населенных пунктах;

- проведен ремонт скважин (32) в 22 населенных пунктах, ремонт ВНС (12) в 9 населенных пунктах, ремонт 498 водонапорных башен в 315 населенных пунктах;

- отремонтировано и заменено 305 пожарных гидрантов в 213 населенных пунктах;

По г.Н.Новгороду проведены следующие мероприятия:

- выполнено строительство водовода от Московского шоссе до Ленинской ВНС;

- завершено строительство озонаторной на ВОС «Новосормовские»;

- на ВОС «Малиновая гряда», ВОС «Новосормовские» внедрена технология по обеззараживанию воды с использованием гипохлорита натрия, модернизированы насосные станции второго подъема с установкой УФО;

- переложено 28,973 км водопроводных сетей;

- выполнена промывка 3336,35 км сетей;

- проведен ремонт запорной арматуры (1576), заменено 306 пожарных гидранта, отремонтировано 1118 колодцев.

Взаимодействие Управления Роспотребнадзора и органов жилищно-коммунального хозяйства по лабораторному контролю качества воды, подаваемой населению, осуществляется по разработанным «Регламенту по проведению микробиологических, вирусологических исследований питьевой воды на объектах и сетях водоснабжения г.Н.Новгорода», «Регламенту взаимодействия по обеспечению качественных и достоверных результатов микробиологических исследований лабораторий ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области и ЦБХЛ МП «Нижегородский Водоканал».

В 44 районах Нижегородской области Нижегородской области и г.Н.Новгорода реализуются соответствующие регламенты («Регламент работ МП «Нижегородский Водоканал» и взаимодействия с органами жилищной и инженерной инфраструктуры, Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, станций водоподготовки», «Регламент взаимодействия ОАО «Теплоэнерго», домоуправляющих компаний районов г.Н.Новгорода, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» и Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области при плановых отключения, промывке сетей и нештатных (аварийных) ситуаций», «Регламент взаимодействия ОАО «Теплоэнерго», организаций, обслуживающих жилой фонд, Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области при проведении работ на источниках теплоснабжения, центральных тепловых пунктах, наружных и внутренних сетях отопления и горячего водоснабжения города Нижнего Новгорода»), что позволяет усилить персональную ответственность работников жилищно-коммунального хозяйства за качество воды, подаваемой населению. Отсутствуют регламенты взаимодействия в Варнавинском, Краснобаковском, Тоншаевском, Тонкинском, Уренском, Шарангском районах.

По всем предприятиям, эксплуатирующим системы холодного водоснабжения, программы производственного контроля откорректированы при участии специалистов Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, а также откорректированы схемы отбора проб воды для лабораторного, производственного и государственного контроля качества воды.

Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области активно взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти по вопросам обеспечения населения области доброкачественной питьевой водой. В 2012 году регулярно проводилось информирование Заместителя Губернатора, Заместителя Председателя Правительства Нижегородской области, мэра г.Н.Новгорода, глав администраций районов области, ГУ МЧС по Нижегородской области и других заинтересованных ведомств об аварийных или нестандартных ситуациях, принятых мерах, реализации противопаводковых мероприятий, что позволило обеспечить оперативность надзора за состоянием систем жизнеобеспечения. Эффективность надзора обеспечивает и производственный контроль, организованный практических на всех источниках централизованного водоснабжения по расширенному перечню исследуемых ингредиентов, включающему микробиологический, санитарно-химический, радиологический, вирусологический, паразитологический контроль воды.

Проведенные мероприятия позволили снизить количество аварийных ситуаций и технических инцидентов на водопроводных сетях по Нижегородской области на 20 %, сократить сроки их ликвидации.

В течение ряда лет остается высокой актуальность проблемы организации сельского водоснабжения в связи с имеющими место недостатками в эксплуатации колодцев, родников и скважин без разводящей сети. Нецентрализованными источниками водоснабжения пользуется 5% городского и 26% сельского населения Нижегородской области. Доля нецентрализованных источников водоснабжения, не отвечающих санитарным требованиям в 2012 году составила 11,5% (2011 год – 12,4%, 2010 год – 13,3%), из них в сельских поселениях – 9,3% (2011 год – 10,1%, 2010 год – 11,3%) (таблица 10, рисунок 7,8). Следует отметить, что более половины проб вода нецентрализованных источников не соответствует требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, и, практически в 2 раза превышает показатели по РФ:

- удельный вес проб воды нецентрализованного водоснабжения, не соответствующих по гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям по Нижегородской области составил 52,1% (РФ – 25,3%);

- удельный вес проб воды нецентрализованного водоснабжения, не соответствующих по гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям по Нижегородской области составил 52,1% (РФ – 20,1%).

 

 

Таблица №31

Качество воды нецентрализованных источников

 

Показатель 2010 год 2011 год 2012 год
1.Доля проб воды нецентрализованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям по санитарно-химическим показателям, % 51,6 52,1 42,0
2.Доля проб воды нецентрализованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям по микробиологическим показателям, % 52,3 51,3 44,2
3.Доля проб воды нецентрализованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям по паразитологическим показателям, %      
4.Доля проб воды нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не соответствующих санитарным требованиям по санитарно-химическим показателям, % 51,5 52,1 43,4
5.Доля проб воды нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не соответствующих санитарным требованиям по микробиологическим показателям, % 52,3 51,3 51,0
5.Доля проб воды нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не соответствующих санитарным требованиям по паразитологическим показателям, %      

 

К основным факторам, обуславливающим низкое качество воды нецентрализованных источников питьевого водоснабжения следует отнести недостаточную защищенность водоносных горизонтов от проникновения загрязнения с поверхности территорий, отсутствие зон санитарной охраны и несвоевременное проведение ремонта, очистки и дезинфекции этих источников. Кроме того, в течение ряда лет, администрациями районов не уделяется должного внимания в части взятия на баланс и эксплуатации указанных источников. Лабораторный контроль воды нецентрализованных источников организован в незначительном объеме, что не позволяет оценить качество воды. В 2012 году не проведено ни одного исследования воды нецентрализованных источников в Ардатовском, Большеболдинском, Большемурашкинском, Вадском, Варнавинском, Вознесенском, Гагинском, Княгининском, Краснобаковском, Лукояновском, Павловском, Первомайском, Починковском, Спасском, Тонкинском, Уренском, Шатковском районах, г.Н.Новгороде.

Кроме того, населением ряда районов используются бесхозяйные источники нецентрализованного водоснабжения (Арзамасский – 123, Вадский – 15, Чкаловский – 15, Балахнинский – 32, Городецкий – 89, Ковернинский – 65, Сокольский – 144, Выксунский – 194, Кстовский – 283, Сергачский – 150, Краснооктябрьский – 80, Володарский – 94, Ардатовский - 8).

 

 

Рис.№78. Качество воды источников нецентрализованного водоснабжения по микробиологическим показателям по Нижегородской области в 2006-2012 гг.

 

 

Рис.№79. Качество воды источников нецентрализованного водоснабжения по санитарно-химическим показателям по Нижегородской области в 2006-2012 гг.

 

На территории Нижегородской области централизованные системы горячего водоснабжения имеются в г.Н.Новгороде и в наиболее крупных городах – районных центрах Нижегородской области. Количество населения, обеспеченного горячей водой в Нижегородской области, составляет 54%, в том числе из систем централизованного водоснабжения – 41%.

Продолжается реализация требований СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области проведена следующая работа:

- в течение года неоднократно направлялись информационные письма в ОАО «Теплоэнерго», министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, департамент жилья и инженерной инфраструктуры г.Н.Новгорода, мэру г.Н.Новгорода, в Волго-Окское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Нижегородский архитектурно-строительный университет, в адрес домоуправляющих компаний о неудовлетворительном качестве горячей воды (в основном, по температурным параметрам);

- по всем предприятиям, эксплуатирующим системы горячего водоснабжения, программы производственного контроля откорректированы при участии специалистов Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, а также откорректированы схемы отбора проб воды для лабораторного, производственного и государственного контроля качества горячей воды.

С целью предупреждения и возникновения инфекционных заболеваний, предприятиями, эксплуатирующими системы горячего водоснабжения, после ремонтно-профилактических работ и аварийных ситуаций проводится гидропневматическая промывка с последующей дезинфекцией сетей горячего водоснабжения.

В связи со значительным ростом количества обращений от граждан на низкую температуру горячей воды, подаваемой населению г.Н.Новгорода, особенно по Советскому району, Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области инициирована организация совместной работы с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, Волго-Окским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Нижегородским архитектурно-строительным университетом. С целью обеспечения населения горячей водой нормативной температуры и во исполнение требований ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, указанным организациям направлены предложения по оценке правил расчета среднесуточной и среднечасовой температур на подающем трубопроводе и оценке правил расчета тепловых потерь на участке от ЦТП до ввода в дом (на основании данных ОАО «Теплоэнерго» о среднесуточной и среднечасовой температурах на подающих трубопроводах, полученных в ходе рассмотрения обращений).

Организован производственный контроль качества горячей воды в контрольных точках распределительной сети. Отмечается положительная динамика увеличения исследованных проб горячей воды с 3428 проб в 2010 году до 4137 проб в 2012 году. В 2012 году удельный вес проб горячей воды¸ не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, уменьшился и составил 17,4% (2011 год – 19,6%, по РФ- 10,3%). По микробиологическим показателям удельный вес проб горячей воды¸ не соответствующий гигиеническим нормативам в 2012 году составил 1,1% (2011 год – 0,9%, по РФ – 3,1%).

Во



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.246.88 (0.079 с.)