Обеспечение улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки на объектах воспитания и обучения детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки на объектах воспитания и обучения детей и подростков



2.3.1. Санитарно-эпидемиологическая характеристика детских и подростковых учреждений

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в детских и подростковых учреждениях являются приоритетными и находятся под постоянным контролем управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.

В 2012 г. общее количество объектов по сравнению с 2011 г. уменьшилось и составило 4930 (5077 в 2011 г.), в основном за счет летних оздоровительных учреждений. Уменьшение количества объектов происходит за счет объединения учреждений в сельской местности. Следует отметить, что увеличилось количество дошкольных учреждений.

 

Таблица № 48

Изменение количества детских и подростковых учреждений за 1994-2012 гг.

Типы учреждений 1994 г. 2010 г. 2011г. 2012г. 2012-2010*
Всего         - 135
Дошкольные         +129
Общеобразователь­ные         - 142
Коррекционные         - 1
Детские дома         -11
Приюты        
Внешкольные         -46
Начального и среднего профессионального образования         - 10
Оздоровительные         -134

* - увеличение количества объектов – «+», уменьшение – «-».

 

Количество объектов III неудовлетворительной группы санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) не изменилось, составило в 2012 г. 0,29%, наряду с этим произошло увеличение объектов I группы с 53,7% в 2011 г. до 56,4% в 2012г. Следует отметить, что положительная динамика уменьшения количества объектов III группы СЭБ регистрируется уже в течение последних 17 лет: с 16,4% в 1994 г. до 0,29% в 2012 г. наряду с увеличением количества объектов I группы СЭБ с 26,9% в 1994 г. до 56,4% в 2012 г.

Положительная динамика в распределении объектов по группам санитарно-эпидемиологического благополучия связана с закрытием неблагополучных учреждений, а также с проведением санитарно-оздоровительных мероприятий и улучшением материально-технической базы детских и подростковых учреждений, увеличением мер административного воздействия.

 

Таблица № 49

 

Изменение удельного веса детских и подростковых учреждений, не отвечающих нормативным требованиям по состоянию материально-технической базы за 2010-2012 гг.

 

Годы Неканализованные объекты Объекты без централизованного водоснабжения Объекты без централизованного отопления Объекты, требующие капитального ремонта
2010 г. 1.1 1.0 1.1 1.0
2011г. 0,3 0,2 0,4 0,9
2012г. 0,3 0,3 0,5 0,9

 

Решение вопросов по обеспечению нормативных условий воспитания и обучения, развитию материально-технической базы связано и с тем, что ежегодно на местах проводится анализ состояния материальной базы образовательных учреждений с предъявлением его главам местного самоуправления, даются санитарные задания и предписания по выполнению необходимых мероприятий. Контроль за выполнением оздоровительных планов-заданий проводится в ходе мероприятий по надзору, приемок учреждений к летнему сезону и к новому учебному году.

Активное применение мер административного воздействия (количество штрафов в 2012 г. составило 1814) также способствовало положительной динамике укрепления материальной базы и обеспечению условий воспитания и обучения, соответствующих требованиям санитарного законодательства.

По результатам проведения некоторых видов инструментального и лабораторного контроля отмечается положительная динамика.

 

Таблица № 50

 

Гигиеническая характеристика воды в детских и подростковых учреждениях за 2010-2012 гг.

 

Показатели 2010г. 2011г. 2012 г.
Вода из разводящей сети, санитарно-химические показатели количество проб      
% нестандартных проб 10,2 11,4 14,3
Вода из разводящей сети, микробиологические показатели количество проб      
% нестандартных проб 3,9 3,2  

Таблица № 51

 

Гигиеническая характеристика факторов среды обитания в детских и подростковых учреждениях за 2010-2012 гг.

 

Показатели 2010г. 2011г. 2012г.
Микроклимат обследовано учреждений      
% не соответствующих 5.7 5.9 9.1
число замеров      
% нестандартных 2.8 2.4 5.6
Освещенность обследовано учреждений      
% не соответствующих 15.1 10.2 13.3
число замеров      
% нестандартных 6.6 4.8 6.6
Электромагнитные поля обследовано учреждений      
% не соответствующих 17.9 10.8 6.9
число замеров      
% нестандартных 5.9 4.6 4.4
Мебель на соответстующая росто-возрастным показателям обследовано учреждений      
% не соответствующих 5.8 3.3 5.4

Наиболее высокий процент неудовлетворительных результатов:

- по санитарно-химическим показателям воды из разводящей сети отмечается по поднадзорным объектам в Дзержинском, Павловском, Выксунском, Сергачском территориальных отделах, по микробиологическим показателям – в Кстовском, Лысковском, Семеновском, Сергачском, Городецком территориальных отделах;

- по микроклимату по объектам в Автозаводском, Выксунском, Городецком, Лысковском, Павловском территориальных отделах;

- по освещенности по объектам в Автозаводском, Балахнинском, Городецком, Лысковском территориальных отделах.

Одним из действенных механизмов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия является проведение приемки образовательных учреждений к учебному году. В 2012г. было принято 100% общеобразовательных учреждений, такой результат был достигнут за счет большой предварительной организационной работы. Предъявлялось 744 плана-задания, 100% были выполнены. Введено в эксплуатацию после капитального ремонта 11 учреждений, в 544 проведен косметический ремонт, приобретена учебная мебель в 347 (116,8%), оборудование на пищеблоки 434 (118,9%) учреждениях.

Разработаны и предъявлены планы мероприятий на 2013г.

Организация питания

 

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детского населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде. Поэтому приоритетным направлением в работе является вопрос организации питания в детских и подростковых коллективах.

В детском питании во всех видах учреждений используется йодированная соль, а также продукты, обогащенные витаминами и микронутриентами, вырабатываемые на предприятиях области (молочные, хлебобулочные).

 

Таблица №52

Гигиеническая характеристика готовых блюд в организованных детских коллективах

 

Показатели 2010г. 2011г. 2012 г.
Готовые блюда, санитарно-химические показатели количество проб      
% нестандартных проб 1,0 1,5 2,3
Готовые блюда, микробиологические показатели количество проб      
% нестандартных проб 2,5 1,6 1,8
Готовые блюда, калорийность количество проб      
% нестандартных проб 8,2 8,8 5,7
Смывы количество проб      
% нестандартных проб 6,6 2,6  

 

Превышают среднеобластные значения неудовлетворительных результатов готовых блюд по микробиологическим показателям в учреждениях в Выксунском, Канавинском территориальных отделах, отделе надзора по гигиене детей и подростков, по калорийности - в Городецком (20%), Кстовском (17%), смывов - в Арзамасском, Балахнинском территориальных отделах.

Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области ежегодно проводится согласование меню и рационов питания в общеобразовательных, летне-оздоровительных учреждениях. В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области № 225 от 11.09.2002 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга питания детей в образовательных и специализированных социально-реабилитационных учреждениях для детей и подростков Нижегородской области» ежегодно проводится сбор и анализ информации о состоянии качества питания. Работа осуществляется управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области совместно с министерствами образования и социальной политики Нижегородской области.

Ежегодно аналитические материалы по результатам мониторинга питания детей в образовательных учреждениях Нижегородской области с предложениями по его улучшению доводятся до сведения глав местного самоуправления, руководителей органов управления социальной защиты, образованием районов, детских учреждений.

Ниже приведены данные социально-гигиенического мониторинга питания детей в организованных коллективах за 2009-2011 гг.

Необходимо отметить значительную положительную динамику в организации питания в государственных учреждениях (детские дома, социально-реабилитационные центры с круглосуточным пребыванием детей): по большинству данных учреждений выполнение норм по белкам, жирам, углеводам составляет 100%.

В 2011г. качество питания в дошкольных учреждениях осталось примерно на уровне 2010г.

Питание в дошкольных учреждениях должно обеспечивать в зависимости от длительности пребывания детей 75-80% от суточных потребностей по биологической и энергетической ценности. Эта норма не выполняется в учреждениях Ардатовского, Большеболдинского, Большемурашкинского, Воротынского, Гагинского, Лукояновского, Перевозского, Пильнинского, Сокольского, Спасского районов. Данный факт свидетельствует о недостаточном внимании со стороны глав местной администрации к вопросам питания в дошкольных учреждениях.

 

Таблица № 53

 

Выполнение норм по биологической ценности питания дошкольников в среднем по области в процентах для разных возрастных групп за октябрь 2009-2011 гг.

 

Биологическая ценность Годы Дети до 3 лет Дети 3 – 7 лет
Длительность пребывания
9,5 – 10 ч. 12 ч. 9,5 – 10 ч. 12 ч.
Белки   97,8% 93,2% 95,3% 96,1%
  97,8% 92,8% 96,2% 94,9%
  54г (86,7%)   65,9г (86,5%)  
Жиры   96,3% 90,1% 97,1% 97,4%
  97,2% 89,0% 97,9% 95,4%
  56,8г (84,8%)   68,7г.(85%)  
Углеводы   100,3% 96,9% 99,2% 96,7%
  101,0% 96,0% 99,6% 95,9%
  192,2г (84,6%)   242,4г (82,8%)  
Калорийность   98,5% 94,4% 98,0% 96,9%
  99,2% 93,6% 98,6% 95,7%
  1508ккал(84,9%)   1868ккал(84%)  

 

В многих дошкольных учреждениях области организуется не полностью сбалансированное питание: перевыполняются нормы по углеводсодержащим продуктам наряду с одновременным невыполнением норм белковых продуктов, и продуктов, богатых клетчаткой.

В целом в 2011 году произошло улучшение по биологической ценности школьных завтраков. Однако необходимый уровень выполнения 20-25% от суточной потребности в белке достигнут не был.

 

Таблица № 54

 

Биологическая ценность питания школьников в среднем по области в граммах и выполнение физиологических норм в процентах для разных возрастных групп за октябрь 2009-2011 гг.

 

Биологическая ценность Годы Завтраки Двухразовое питание групп продленного дня (завтрак и обед)
Фактическая, в граммах % от нормы для детей 7-10 лет % от нормы для детей 11- 17 лет Фактическая, в граммах % от нормы для детей 7-10 лет
Белки   22,0 г 112,1% 95,5% 47,6 г 93,1%
  22,4г 114,2% 97,4% 48,5г 94,9%
  25,1г (18,6%)   28г (17.7%) 54,5г (40,4%)  
Жиры   19,4 г 123,4% 105,9% 42,4 г 102,7%
  19,2г 122,3% 105,0% 41,8г 101,1%
  26,2г (28%)   29г (26.2%) 56,4г (60.1%)  
Углеводы   79,7 г 111,4% 91,9% 180,5 г 94,5%
  80,3г 112,3% 92,6% 183,5г 96,1%
  86г (25,5%)   96г (23,6%) 195,9г (58%)  
Калорийность   576,7 ккал 117,5% 98,4% 1281 ккал 100,4%
  579ккал 118,0% 98,9% 1290ккал 101,1%
  686ккал(26,1%)   763ккал(24,3%) 1523ккал(58%)  

В большей степени соответствуют физиологическим потребностям обеих возрастных групп школьные завтраки в Борском, Володарском, Воскресенском, Выксунском районах, г.г.Богородск, Бор, Навашино,Сергач, Приокском районе г. Нижнего Новгорода.

Наиболее выражен дефицит белков в школьных завтраках школ Ардатовского, Арзамасского, Большеболдинского, Бутурлинского, Воротынского, Гагинского, Дальнеконстантиновского, Княгининского, Ковернинского, Лукояновского, Лысковского, Перевозского, Сергачского, Сокольского районов.

Питание учащихся групп продленного дня улучшилось, однако обеспечивает нормативные 55% суточной физиологической потребности только по жирам, углеводам, калорийности, по белкам – лишь на 40%.

В 10 районах питание групп продленного дня крайне неудовлетворительно и имеет белковый дефицит (менее 35% от суточной потребности), в том числе в школах Ардатовского, Вачского, Воротынского, Гагинского, Дальнеконстантиновского, Краснооктябрьского, Перевозского, Сергачского, Сосновского, Уренского районов.

Таким образом, необходимо отметить, что в школьном питании, как и в дошкольном, продолжает наблюдаться недостаток поступления белка, растительной клетчатки. В то время как в данном возрасте наиболее важна белковая составляющая, поскольку именно белок является «строительным материалом» для растущего детского организма.

Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области проводится постоянная целенаправленная работа по улучшению качества питания детей в организованных коллективах. При проведении контрольно-надзорных мероприятий обращается особое внимание на вопросы организации и качества питания: за нарушения законодательства по вопросам организации питания в детских и подростковых образовательных учреждениях в 2012г. наложено 727 штрафов на сумму 3.136.900 руб. (в 2011 году 535 штрафов).

В связи с активной работой специалистов управления Роспотребнадзора по Нижегородской области и проведением ежемесячного мониторинга охвата школьников горячим питанием в 2012 г. имеется значительная положительная динамика увеличения среднеобластного показателя, охват составляет 81,2%, охват учащихся 1-4 классов составил 96,3%, учащихся 5-11 классов 70,1,9%. Однако процент охвата ниже, чем охват по РФ (2011г. 83,5%).

 

Таблица №55

 

Охват горячим питанием учащихся школ в 2010-2012г.г.

 

год 2010г. 2011г. 2012г
Охват горячим питанием 76,4% 79,4% 81,2%

Самый низкий охват горячим питанием школьников в Павловском (74,5%), Богородском (75,8%) Володарском (76%), Дальнеконстантиновском (75,9%), Ветлужском (77,7%) районах. Ниже среднеобластного показателя охват по школам в Дзержинском, Павловском территориальных отделах, г. Н. Новгороде.

Задачей на 2013 год является проведение постоянной целенаправленной организационной работы и работы в ходе осуществления надзора по вопросу улучшения качества питания в детских коллективах, повышению охвата горячим питанием школьников до 82%.

 

Дошкольные организации

 

Под надзором в 2012г. находилось 1380 дошкольных учреждений, том числе 1370 муниципальных, 10 частных, данные учреждения посещало 144531 детей (муниципальные 144135 детей, частные 396 детей). Процент укомплектованности составляет 102%.

В 23,2% МБДОУ группы переуплотнены по списку, 7,4% МБДОУ переуплотнены фактически (по результатам надзора).

В Нижегородской области функционирует 11 групп кратковременного пребывания, 76 семейных групп, являющихся структурными подразделениями МБДОУ. Семейные группы размещаются на базе жилых коттеджей, построенных по областной целевой программе «Создание семейных детских садов в Нижегородской области в 2011-2023г.г.». По данной программе будет построено 150 индивидуальных жилых коттеджей, с общим количеством мест 1500.

В 2012 г. кроме указанной программы действовали еще 3 областные программы. Во исполнение указов Президента и поручений Правительства РФ, в целях реализации «дорожной карты» разработана и утверждена областная целевая программа «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях в возрасте 3-7 лет на 2013-2015гг. и на период до 2023г». С 2013г. данная программа будет реализовываться как единая, с объемом финансирования 5млрд 179млн. руб. В течение 3-х лет предусматривается создание 13440 мест за счет использования существующих ресурсов, капитального ремонта существующих зданий, возврата и ремонта ранее переданных зданий, создания МБДОУ на базе школ, создания семейных детских садов, строительства новых учреждений (41 на 6106- мест).

В 2012г. в ходе реализации областных и муниципальных программ построено 6 детских садов, 29 введено после капитального ремонта (реконструкции), возвращено ранее переданных 4 зданий, открыто 2 частных детских сада, проведен капитальный ремонт в 31 МБДОУ, косметический ремонт в 676 МБДОУ. Количество учреждений по сравнению с 2010 г. увеличилось на 129, с 2011г на 71 в связи с введением в эксплуатацию вновь введенных учреждений, а также с тем, что ряд дошкольных учреждений, ранее входящих в структуру школ, приобрели статус самостоятельных юридических лиц. Количество мест в дошкольных учреждениях увеличилось на 5386.

Задачей на 2013год является проведение активной работы и действенного надзора в ходе реализации мероприятий «дорожной карты» по дошкольным образовательным учреждениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.048 с.)