Классификация согласных звуков русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация согласных звуков русского языка



Практическое занятие № 5.

Язык и письмо

Теоретическая часть:

1. Что такое письмо? Причины его возникновения. Роль в развитии культуры. Что такое «предметное письмо»? Почему его считают предысторией письма?

2. Основные этапы развития письма и его типы (пиктография, идеографическое письмо и т.д.). В чем состоят главные различия фонографического и идеографического письма? В чем сущность слогового письма и буквенно-звукового (фонематического)? Кратко охарактеризуйте происхождение славянского письма (финикийское – греческое – славянское – совр. русское).

3. Алфавит, его значение. Наиболее распространенные в мире алфавиты. Русский алфавит.

Литература:

1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 25-26, 339-344.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., С.29, 375-378 (словарные статьи «Алфавит», «Письмо».

3. Соответствующие разделы учебных пособий

Дополнительная литература:

· Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // Русский язык в школе. – 2000. - №5. – С.28-32.

· Истрин В.А. Развитие письма. – М., 1961. – С. 10-22, 300-307.

 

Практическая часть

1. Определите типы графических знаков: ☺ ☼ 5, Н О, №, (), ПГУ, г., я, ю,?!

2. Распределите буквы по 3 группам: 1) обозначающие 2 звука; 2) обозначающие 1 звук, 3) не обозначающие звука: филин, цинга, объем, данный, южные, вьюн.

3. Каким звукам соответствуют буквы е, ё, ю, я в словах: пел, ель, еловые, полет, польет, пью, синюю, люди, пять, яма, язык, языки, пятерка? Слова запишите в транскрипции. Сделайте фонетический разбор слов южные, пятерка.

4. Выделите случаи, в которых йотированные буквы (е, ё, ю, я) обозначают 2 звука, относящиеся к разным морфемам: в боях, к сараям, пение, урожаю, собрание, бьем.

 

 


Введение в языкознание, 1 курс

 

Практическое занятие № 6

ГРАФИКА и ОРФОГРАФИЯ

Теоретическая часть:

1. Графика, типы графических знаков (приведите примеры), слоговой принцип русской графики.

2. Орфография, ее основные принципы (с примерами). Понятие об орфограмме. Орфографические словари.

 

 

Литература

1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 102, 303-305.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., (словарные статьи «Графика», «Орфография».

3. Соответствующие разделы учебных пособий «Введение в языкознание»

4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М., 2006. – С. 11-16 (Введение)

Практическая часть:

1. Как обозначена мягкость согласных фонем в следующих словах: мир, листик, жизнь, вьюн, ширь, крыльцо, винтик?

2. Подчеркните одной чертой те написания, где реализован слоговой принцип русской графики, двумя – отступления от него: сад, сяду, сядь, лук, люк, чаща, Юля, чужие, нажива, белая, бульон, цирк, чудо.

3. Определите, какие принципы орфографии служат для написания слов: отъезд, сделать, ледок, честный, разлив, роспись, жир, цирк, собака.


 

Классификация согласных звуков русского языка

 

Участие шума Способ образования Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные Переднеязычные Средне язычные заднеязычные
зубные Небно- зубные средненебные задненебные
шумные Смычные (взрывные) п п’ б б’   т т’ д д’       к к’ г г’
Щелевые (фрикативные)   ф ф’ в в’ с с’ з з’   ш щ’ ж J’ сонорный х х’
Аффрикаты     ц ч’    
сонорные Смычно-проходные Нос. м м’   н н’        
Бок.     л л’        
Дрожащие (вибранты)       р р’    

Введение в языкознание, 1 курс

Практическое занятие № 1

 

Практическое занятие № 2

Литература

Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1999. – С. 157 – 171, 181-190, 196-203.

Камчатнов, А.М. Введение в языкознание /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 5-10.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 109-124

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1981 (соответств. раздел)

Маслов, Ю.С. Введение в языкознание: учебник для вузов по специальности "Филология"/ Ю. С. Маслов. – М., СПб: Академия: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – С.33-43

Сусов, И. П. Введение в языкознание / И. П. Сусов. – М.: АСТ: Восток–Запад, 2007. – С.221-240.

Любые другие учебники (соответствующие параграфы)


 

Введение в языкознание, 1 курс

 

Практическое занятие № 3

Литература

См. соответствующие разделы учебных пособий, указанных в предыдущих заданиях.


 

Введение в языкознание, 1 курс

Практическое занятие № 4

Практическая часть

1. Охарактеризуйте процессы в области гласных в следующем ряду слов: тот – тётка – тётя.

2. Объясните, как появились в просторечии следующие слова: трахтор, карахтер, конпот, увернимаг.

3. Сделайте фонетическую транскрипцию текстового фрагмента. Укажите и опишите все фонетические процессы в данном фрагменте. Сделайте фонетический анализ всех звуков в подчеркнутых словах, охарактеризуйте каждый слог в подчеркнутых словах.

Жил в соседнем помещичьем лесу сторожем Михайло Песков, крупный телом старик из нашего села. Был он человек строгой жизни, неподкупный, воровства и порубок не допускал. Но когда мужики законным порядком пилили бурелом и рушняк или рубили строевой лес на избы, Михайло не мешал увезти лишний воз дров малоимущему мужику и совал ему корец меду из собственной пасеки. (Ф. Гладков)

Литература

См. соответствующие разделы учебных пособий

 


 

Вопросы к экзамену

1. Предмет языкознания. Значение науки о языке. Место языкознания в системе наук. Основные направления современного языкознания.

2. Язык как общественное явление. Основные функции языка.

3. Язык и мышление, язык и речь, язык и действительность. Внутренняя речь.

4. Язык как система, структура языковой системы.

5. Проблемы и теории происхождения языка.

6. Основные процессы и законы развития языков. Контакты языков. Языковые союзы. Взаимодействие языков и диалектов в разные исторические эпохи.

7. Естественные и искусственные языки. Язык международного общения.

8. Национальные языки. Три пути образования национальных языков. Литературный язык и норма.

9. Акустический и артикуляционный аспект изучения звуков. Устройство речевого аппарата.

10. Функциональный аспект изучения звуков. Фонема как единица языка. Фонема и звук. Фонологические школы.

11. Принципы классификации гласных и согласных звуков.

12. Фонетическое членение речи. Фонетическое слово, слог, синтагма, фонетическая фраза.

13. Ударение, его виды, функции. Интонация, ее элементы, роль в языке.

14. Позиционные и комбинаторные изменения звуков (основные фонетические процессы и явления).

15. Происхождение и основные этапы развития письма. Графика и алфавит. Звук и буква.

16. Орфография и ее основные принципы.

17. Слово (лексема, семема, сема). Лексическое значение слова. Слово и понятие. Номинативная функция слова. Внутренняя форма слова. Этимология.

18. Полисемия и омонимия. Прямое и переносное значения слова, виды переноса.

19. Синонимы, антонимы (понятие, виды, роль в языке). Паронимы.

20. Лексикография. Основные типы лингвистических словарей, их отличие от энциклопедических. Толковые словари русского языка, построение и содержание словарной статьи.

21. Грамматический строй языка. Грамматическое значение, его отличие от лексического.

22. Морфема как минимальная значимая единица языка и как часть слова. Морф, алломорф, вариант морфемы.

23. Типы морфем. Исторические изменения в структуре слова.

24. Деривация. Основные понятия и способы словообразования.

25. Понятие о грамматической форме слова. Словоформа. Синтетические и аналитические формы слова.

26. Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматических значений в языках мира: служебные слова, порядок слов, ударение, чередование звуков, супплетивизм, повторы.

27. Аффиксация как способ выражения грамматического значения. Флективность и агглютинация. Фузия. Внутренняя флексия.

28. Понятие о грамматической категории. Виды грамматических категорий и их различия в языках мира.

29. Языки мира. Принципы классификации языков (существующие классификации на разных основаниях). Понятие о родстве языков, праязык. Генеалогическая классификация языков.

30. Понятие о морфологическом типе языка. Морфологическая, типологическая классификация языков.


 

Практическое занятие № 5.

Язык и письмо

Теоретическая часть:

1. Что такое письмо? Причины его возникновения. Роль в развитии культуры. Что такое «предметное письмо»? Почему его считают предысторией письма?

2. Основные этапы развития письма и его типы (пиктография, идеографическое письмо и т.д.). В чем состоят главные различия фонографического и идеографического письма? В чем сущность слогового письма и буквенно-звукового (фонематического)? Кратко охарактеризуйте происхождение славянского письма (финикийское – греческое – славянское – совр. русское).

3. Алфавит, его значение. Наиболее распространенные в мире алфавиты. Русский алфавит.

Литература:

1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 25-26, 339-344.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., С.29, 375-378 (словарные статьи «Алфавит», «Письмо».

3. Соответствующие разделы учебных пособий

Дополнительная литература:

· Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // Русский язык в школе. – 2000. - №5. – С.28-32.

· Истрин В.А. Развитие письма. – М., 1961. – С. 10-22, 300-307.

 

Практическая часть

1. Определите типы графических знаков: ☺ ☼ 5, Н О, №, (), ПГУ, г., я, ю,?!

2. Распределите буквы по 3 группам: 1) обозначающие 2 звука; 2) обозначающие 1 звук, 3) не обозначающие звука: филин, цинга, объем, данный, южные, вьюн.

3. Каким звукам соответствуют буквы е, ё, ю, я в словах: пел, ель, еловые, полет, польет, пью, синюю, люди, пять, яма, язык, языки, пятерка? Слова запишите в транскрипции. Сделайте фонетический разбор слов южные, пятерка.

4. Выделите случаи, в которых йотированные буквы (е, ё, ю, я) обозначают 2 звука, относящиеся к разным морфемам: в боях, к сараям, пение, урожаю, собрание, бьем.

 

 


Введение в языкознание, 1 курс

 

Практическое занятие № 6

ГРАФИКА и ОРФОГРАФИЯ

Теоретическая часть:

1. Графика, типы графических знаков (приведите примеры), слоговой принцип русской графики.

2. Орфография, ее основные принципы (с примерами). Понятие об орфограмме. Орфографические словари.

 

 

Литература

1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 102, 303-305.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., (словарные статьи «Графика», «Орфография».

3. Соответствующие разделы учебных пособий «Введение в языкознание»

4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М., 2006. – С. 11-16 (Введение)

Практическая часть:

1. Как обозначена мягкость согласных фонем в следующих словах: мир, листик, жизнь, вьюн, ширь, крыльцо, винтик?

2. Подчеркните одной чертой те написания, где реализован слоговой принцип русской графики, двумя – отступления от него: сад, сяду, сядь, лук, люк, чаща, Юля, чужие, нажива, белая, бульон, цирк, чудо.

3. Определите, какие принципы орфографии служат для написания слов: отъезд, сделать, ледок, честный, разлив, роспись, жир, цирк, собака.


 

Классификация согласных звуков русского языка

 

Участие шума Способ образования Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные Переднеязычные Средне язычные заднеязычные
зубные Небно- зубные средненебные задненебные
шумные Смычные (взрывные) п п’ б б’   т т’ д д’       к к’ г г’
Щелевые (фрикативные)   ф ф’ в в’ с с’ з з’   ш щ’ ж J’ сонорный х х’
Аффрикаты     ц ч’    
сонорные Смычно-проходные Нос. м м’   н н’        
Бок.     л л’        
Дрожащие (вибранты)       р р’    

Введение в языкознание, 1 курс

Практическое занятие № 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.041 с.)