Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация согласных звуков русского языкаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Практическое занятие № 5. Язык и письмо Теоретическая часть: 1. Что такое письмо? Причины его возникновения. Роль в развитии культуры. Что такое «предметное письмо»? Почему его считают предысторией письма? 2. Основные этапы развития письма и его типы (пиктография, идеографическое письмо и т.д.). В чем состоят главные различия фонографического и идеографического письма? В чем сущность слогового письма и буквенно-звукового (фонематического)? Кратко охарактеризуйте происхождение славянского письма (финикийское – греческое – славянское – совр. русское). 3. Алфавит, его значение. Наиболее распространенные в мире алфавиты. Русский алфавит. Литература: 1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 25-26, 339-344. 2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., С.29, 375-378 (словарные статьи «Алфавит», «Письмо». 3. Соответствующие разделы учебных пособий Дополнительная литература: · Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // Русский язык в школе. – 2000. - №5. – С.28-32. · Истрин В.А. Развитие письма. – М., 1961. – С. 10-22, 300-307.
Практическая часть 1. Определите типы графических знаков: ☺ ☼ 5, Н О, №, (), ПГУ, г., я, ю,?! 2. Распределите буквы по 3 группам: 1) обозначающие 2 звука; 2) обозначающие 1 звук, 3) не обозначающие звука: филин, цинга, объем, данный, южные, вьюн. 3. Каким звукам соответствуют буквы е, ё, ю, я в словах: пел, ель, еловые, полет, польет, пью, синюю, люди, пять, яма, язык, языки, пятерка? Слова запишите в транскрипции. Сделайте фонетический разбор слов южные, пятерка. 4. Выделите случаи, в которых йотированные буквы (е, ё, ю, я) обозначают 2 звука, относящиеся к разным морфемам: в боях, к сараям, пение, урожаю, собрание, бьем.
Введение в языкознание, 1 курс
Практическое занятие № 6 ГРАФИКА и ОРФОГРАФИЯ Теоретическая часть: 1. Графика, типы графических знаков (приведите примеры), слоговой принцип русской графики. 2. Орфография, ее основные принципы (с примерами). Понятие об орфограмме. Орфографические словари.
Литература 1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 102, 303-305. 2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., (словарные статьи «Графика», «Орфография». 3. Соответствующие разделы учебных пособий «Введение в языкознание»
4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М., 2006. – С. 11-16 (Введение) Практическая часть: 1. Как обозначена мягкость согласных фонем в следующих словах: мир, листик, жизнь, вьюн, ширь, крыльцо, винтик? 2. Подчеркните одной чертой те написания, где реализован слоговой принцип русской графики, двумя – отступления от него: сад, сяду, сядь, лук, люк, чаща, Юля, чужие, нажива, белая, бульон, цирк, чудо. 3. Определите, какие принципы орфографии служат для написания слов: отъезд, сделать, ледок, честный, разлив, роспись, жир, цирк, собака.
Классификация согласных звуков русского языка
Введение в языкознание, 1 курс Практическое занятие № 1
Практическое занятие № 2 Литература Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1999. – С. 157 – 171, 181-190, 196-203. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 5-10. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 109-124 Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1981 (соответств. раздел) Маслов, Ю.С. Введение в языкознание: учебник для вузов по специальности "Филология"/ Ю. С. Маслов. – М., СПб: Академия: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – С.33-43 Сусов, И. П. Введение в языкознание / И. П. Сусов. – М.: АСТ: Восток–Запад, 2007. – С.221-240. Любые другие учебники (соответствующие параграфы)
Введение в языкознание, 1 курс
Практическое занятие № 3 Литература См. соответствующие разделы учебных пособий, указанных в предыдущих заданиях.
Введение в языкознание, 1 курс Практическое занятие № 4 Практическая часть 1. Охарактеризуйте процессы в области гласных в следующем ряду слов: тот – тётка – тётя. 2. Объясните, как появились в просторечии следующие слова: трахтор, карахтер, конпот, увернимаг. 3. Сделайте фонетическую транскрипцию текстового фрагмента. Укажите и опишите все фонетические процессы в данном фрагменте. Сделайте фонетический анализ всех звуков в подчеркнутых словах, охарактеризуйте каждый слог в подчеркнутых словах. Жил в соседнем помещичьем лесу сторожем Михайло Песков, крупный телом старик из нашего села. Был он человек строгой жизни, неподкупный, воровства и порубок не допускал. Но когда мужики законным порядком пилили бурелом и рушняк или рубили строевой лес на избы, Михайло не мешал увезти лишний воз дров малоимущему мужику и совал ему корец меду из собственной пасеки. (Ф. Гладков) Литература См. соответствующие разделы учебных пособий
Вопросы к экзамену 1. Предмет языкознания. Значение науки о языке. Место языкознания в системе наук. Основные направления современного языкознания. 2. Язык как общественное явление. Основные функции языка. 3. Язык и мышление, язык и речь, язык и действительность. Внутренняя речь. 4. Язык как система, структура языковой системы. 5. Проблемы и теории происхождения языка. 6. Основные процессы и законы развития языков. Контакты языков. Языковые союзы. Взаимодействие языков и диалектов в разные исторические эпохи. 7. Естественные и искусственные языки. Язык международного общения. 8. Национальные языки. Три пути образования национальных языков. Литературный язык и норма. 9. Акустический и артикуляционный аспект изучения звуков. Устройство речевого аппарата. 10. Функциональный аспект изучения звуков. Фонема как единица языка. Фонема и звук. Фонологические школы. 11. Принципы классификации гласных и согласных звуков. 12. Фонетическое членение речи. Фонетическое слово, слог, синтагма, фонетическая фраза. 13. Ударение, его виды, функции. Интонация, ее элементы, роль в языке. 14. Позиционные и комбинаторные изменения звуков (основные фонетические процессы и явления). 15. Происхождение и основные этапы развития письма. Графика и алфавит. Звук и буква. 16. Орфография и ее основные принципы. 17. Слово (лексема, семема, сема). Лексическое значение слова. Слово и понятие. Номинативная функция слова. Внутренняя форма слова. Этимология. 18. Полисемия и омонимия. Прямое и переносное значения слова, виды переноса. 19. Синонимы, антонимы (понятие, виды, роль в языке). Паронимы. 20. Лексикография. Основные типы лингвистических словарей, их отличие от энциклопедических. Толковые словари русского языка, построение и содержание словарной статьи. 21. Грамматический строй языка. Грамматическое значение, его отличие от лексического. 22. Морфема как минимальная значимая единица языка и как часть слова. Морф, алломорф, вариант морфемы. 23. Типы морфем. Исторические изменения в структуре слова. 24. Деривация. Основные понятия и способы словообразования. 25. Понятие о грамматической форме слова. Словоформа. Синтетические и аналитические формы слова. 26. Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматических значений в языках мира: служебные слова, порядок слов, ударение, чередование звуков, супплетивизм, повторы.
27. Аффиксация как способ выражения грамматического значения. Флективность и агглютинация. Фузия. Внутренняя флексия. 28. Понятие о грамматической категории. Виды грамматических категорий и их различия в языках мира. 29. Языки мира. Принципы классификации языков (существующие классификации на разных основаниях). Понятие о родстве языков, праязык. Генеалогическая классификация языков. 30. Понятие о морфологическом типе языка. Морфологическая, типологическая классификация языков.
Практическое занятие № 5. Язык и письмо Теоретическая часть: 1. Что такое письмо? Причины его возникновения. Роль в развитии культуры. Что такое «предметное письмо»? Почему его считают предысторией письма? 2. Основные этапы развития письма и его типы (пиктография, идеографическое письмо и т.д.). В чем состоят главные различия фонографического и идеографического письма? В чем сущность слогового письма и буквенно-звукового (фонематического)? Кратко охарактеризуйте происхождение славянского письма (финикийское – греческое – славянское – совр. русское). 3. Алфавит, его значение. Наиболее распространенные в мире алфавиты. Русский алфавит. Литература: 1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 25-26, 339-344. 2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., С.29, 375-378 (словарные статьи «Алфавит», «Письмо». 3. Соответствующие разделы учебных пособий Дополнительная литература: · Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // Русский язык в школе. – 2000. - №5. – С.28-32. · Истрин В.А. Развитие письма. – М., 1961. – С. 10-22, 300-307.
Практическая часть 1. Определите типы графических знаков: ☺ ☼ 5, Н О, №, (), ПГУ, г., я, ю,?! 2. Распределите буквы по 3 группам: 1) обозначающие 2 звука; 2) обозначающие 1 звук, 3) не обозначающие звука: филин, цинга, объем, данный, южные, вьюн. 3. Каким звукам соответствуют буквы е, ё, ю, я в словах: пел, ель, еловые, полет, польет, пью, синюю, люди, пять, яма, язык, языки, пятерка? Слова запишите в транскрипции. Сделайте фонетический разбор слов южные, пятерка. 4. Выделите случаи, в которых йотированные буквы (е, ё, ю, я) обозначают 2 звука, относящиеся к разным морфемам: в боях, к сараям, пение, урожаю, собрание, бьем.
Введение в языкознание, 1 курс
Практическое занятие № 6 ГРАФИКА и ОРФОГРАФИЯ Теоретическая часть: 1. Графика, типы графических знаков (приведите примеры), слоговой принцип русской графики. 2. Орфография, ее основные принципы (с примерами). Понятие об орфограмме. Орфографические словари.
Литература 1. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 102, 303-305. 2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., (словарные статьи «Графика», «Орфография». 3. Соответствующие разделы учебных пособий «Введение в языкознание» 4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М., 2006. – С. 11-16 (Введение) Практическая часть: 1. Как обозначена мягкость согласных фонем в следующих словах: мир, листик, жизнь, вьюн, ширь, крыльцо, винтик? 2. Подчеркните одной чертой те написания, где реализован слоговой принцип русской графики, двумя – отступления от него: сад, сяду, сядь, лук, люк, чаща, Юля, чужие, нажива, белая, бульон, цирк, чудо. 3. Определите, какие принципы орфографии служат для написания слов: отъезд, сделать, ледок, честный, разлив, роспись, жир, цирк, собака.
Классификация согласных звуков русского языка
Введение в языкознание, 1 курс Практическое занятие № 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.041 с.) |