Понятие института технического регулирования (стандартизации и сертификации) и его признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие института технического регулирования (стандартизации и сертификации) и его признаки.



Основным правовым актом, регламентирующим данную сферу отношений, является Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»», концептуальные положения которого кардинально отличаются от ранее действовавших правил в сфере стандартизации.

Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения между юридическими и физическими лицами, государственными органами, реализующиеся по поводу установления обязательных технических норм и правил, подтверждения соответствия продукции, процессов (методов) ее производства обязательным требованиям, стандартизации, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), привлечения к ответственности в случаях несоответствия требованиям технических регламентов и финансирования работ в области технического регулирования.

Кроме того, в ст. 2 закона дано понятие «технического регулирования», представляющее собой правовое упорядочение отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, а также в области оценки соответствия.

В структуре рассматриваемой категории можно выделить три вида правоотношений: а) возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; б) возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; г) возникающие при оценке соответствия.

Наряду с вышеназванным законом, для правового регулирования сертификации и стандартизации используются десятки нормативных правовых актов, которым присущи характерные особенности.

Во-первых, они направлены на обеспечение публичных интересов. Так как деятельность, направленная на производство и выпуск стандартного, сертифицированного и качественного товара осуществляется в интересах общества. Следующая характерная черта проявляется в их организующем влиянии на систему управленческих отношений. Третьей характерной чертой выступает одностороннее властвующее воздействие на субъекты права. Осуществление управления процессами стандартизации и сертификации может осуществлять только государство и уполномоченные на то государственные органы. Последней характерной чертой можно назвать их принудительный характер.

Органом исполнительной власти, на который возложена реализация институтов стандартизации и сертификации является упомянутое выше Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, выполняющее в рассматриваемых областях следующие функции:

разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, дает заключения по проектам федеральных законов и иных нормативных актов по вопросам стандартизации и сертификации;

устанавливает правила проведения работ по стандартизации и сертификации, государственному контролю и надзору в данной области, осуществляет методическое руководство этими работами;

организует проведение работ по межведомственной унификации продукции на основе стандартизации общепромышленных норм и конструкций;

принимает и вводит в действие государственные стандарты Российской Федерации в областях, отнесенных законодательством к его компетенции, а также общероссийские классификаторы технико-экономической информации, проводит экспертизу проектов государственных стандартов и других нормативных документов в области стандартизации и сертификации на соответствие федеральному законодательству;

устанавливает правила применения в Российской Федерации международных (региональных) стандартов, национальных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, сертификации и качеству зарубежных стран; осуществляет государственную регистрацию нормативных документов по стандартизации и сертификации;

устанавливает правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, аккредитованных органов по сертификации, измерительных и испытательных лабораторий, ведет Государственный реестр по сертификации и аккредитации, осуществляет архивное хранение материалов по государственной регистрации;

осуществляет работу по подтверждению соответствия (в том числе сертификации), определяет в установленном порядке номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, создает системы сертификации, определяет формы сертификации, устанавливает правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний, ведет Государственный реестр участников и объектов сертификации, устанавливает правила проведения инспекционного контроля за соблюдением правил обязательной сертификации и сертифицированной продукцией, рассматривает апелляции по вопросам сертификации;

ведет Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

устанавливает порядок осуществления государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

устанавливает правила выдачи разрешений (лицензий) на проведение определенных видов работ по обязательной сертификации (лицензий на применение знака соответствия);

устанавливает порядок лицензирования деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;

устанавливает порядок маркировки знаком соответствия государственным стандартам продукции и услуг;

координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в области контроля за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии принадлежит исключительное право официального опубликования в установленном порядке принятых им государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также сведений, содержащихся в Общероссийском каталоге продукции и услуг, внесенных в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

Органы и должностные лица Росстандарта РФ, осуществляющие надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, метрологических правил, имеют право применять в пределах своей компетенции санкции за их несоблюдение.

Несмотря на многообразие административно-правовых норм, лежащих в основе правовой регламентации стандартизации и сертификации они обладают общими признаками, совокупность которых позволяет рассматривать их в качестве самостоятельного института административного права.

Признаки, выделяющие правовой институт в качестве самостоятельного подразделения правовой системы, обусловлены определяющими функциями правового института, его ролью цельного, относительно законченного регулирования общественных отношений.

Одной из особенностей института стандартизации и сертификации, является наличие в нем материально-правовой и процессуально-правовой составляющих. Указанная особенность характерна для многих предметных институтов административного права.

Материально-правовыми признаками института стандартизации и сертификации является совокупность административно правовых норм, определяющих: понятийный аппарат; цели, задачи и функции стандартизации и сертификации; компетенцию субъектов, участвующих в реализации отношений возникающих в данной сфере; устанавливающие юридическую ответственность за их нарушение.

Целями стандартизации и сертификации являются: 1) повышение уровня безопасности законных прав и интересов в сферах производства и потребления; 2) повышение уровня безопасности с учетом риска возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) обеспечение научно-технического прогресса; 4) повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; 5) рациональное использование ресурсов; 6) техническая и информационная совместимость; 7) сопоставимость результатов исследования (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; 8) взаимозаменяемость продукции; 9) удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; 10) содействие потребителям в компетентном выборе продукции, работ и услуг; 11) повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; 12) создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Выдвижение и достижение целей предполагает наличие критериев (показателей) эффективности административно-правового управления. Если цели института стандартизации и сертификации рассматривать через данные признаки, то их можно сформулировать таким образом.

1. Защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

2. Охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных, растений.

3. Предупреждение действий вводящих в заблуждение потребителей.

4. Осуществление международного сотрудничества по вопросам стандартизации и сертификации в интересах производителей, потребителей, общества и государства.

Цель института стандартизации и сертификации предопределяет решение следующих задач:

осуществление государственного регулирования экономической политики, контроля за деятельностью субъектов в сфере института стандартизации и сертификации, что позволяет достигнуть на практике юридического закрепления системы «вертикальных» связей между государством и субъектом института;

посредствам стандартизации и сертификации обеспечивается защита прав и здоровья потребителя товаров и услуг, что достигается путем недопущения попадания на потребительский рынок товаров и услуг не соответствующих всем требованиям, предъявляемым государством;

наконец, данный институт и по настоящее время служит эффективным методом осуществления фискальной политики, поскольку сборы за получение сертификата соответствия (как было указано ранее) являются дополнительным источником пополнения казны государства, хотя и не имеют такого важного значения как ранее.

Сведя воедино перечисленные задачи, можно сделать вывод о том, что назначение материально-правовых норм состоит в недопущении произвола и нарушений как со стороны отдельных производителей, так и иных субъектов государственного института стандартизации и сертификации.

Федеральный Закон «О техническом регулировании» устанавливает принципы стандартизации и сертификации:

применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимость органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей;

единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единство применения технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении сертификации;

недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Названные принципы лежат в основе всего института стандартизации и сертификации, в том числе, и его процессуальной части.

В законе «О техническом регулировании» значительно претерпело изменение понятия «стандарт», под которым понимается документ, где в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В данном понятии обращает на себя внимание принцип добровольности определения стандартов, который прослеживается и в определении целей стандартизации – добровольное многократное использование правил и характеристик, направленное на достижение упорядоченности в сферах производства, обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Законодателем сформулированы также понятия «национального стандарта» и «стандарта организаций».

Кроме того, определено содержание сертификации, понимаемой как форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Документом, удостоверяющим данное соответствие, является сертификат соответствия, т.е. – его подтверждение.

На территории РФ действуют следующие формы подтверждения соответствия: добровольное подтверждение соответствия, которое осуществляется в рамках добровольной сертификации; обязательное подтверждение соответствия, осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями посредством установления перечня объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик. Система добровольной сертификации может предусматривать применение знака соответствия (маркировка).

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям такого регламента.

Если обязательное подтверждение соответствия является средством государственного контроля за безопасностью продукции, то добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции и служит определенной гарантией ее доброкачественности.

В рамках рассмотрения содержания института сертификации, необходимо отметить, что перечень товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации слишком велик. Затраты предпринимателей на сертификацию ежегодно составляют более 4,5 миллиардов рублей. Сокращение номенклатуры продукции (товаров), работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, позволит высвободить и направить в производство не менее 3 миллиардов рублей.

Современное состояние системы метрологического обеспечения требует высокой квалификации специалистов. Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, и специалистам необходимо иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию творческих решений на основе измерительной информации. Это касается не только работников производственной сферы. Знания в области метрологии важны и для специалистов по сбыту, менеджеров, экономистов, которые должны использовать достоверную измерительную информацию в своей деятельности.

Основными результатами деятельности по стандартизации должно быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.Действующая система стандартизации смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимы для обеспечения взаимопонимания между партнёрами как в сфере техники и технологий, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

Библиографический список

Законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»» // СЗ РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4596.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.027 с.)