Решение важнейших научно-технических задач, в том числе проблемы обеспечения качества продукции, в значительной степени зависит от достижения единства и достоверности измерений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение важнейших научно-технических задач, в том числе проблемы обеспечения качества продукции, в значительной степени зависит от достижения единства и достоверности измерений.



При простых методах измерений погрешность результатов в основном определяется погрешностями средств измерений. Для достижения единства измерений в данных случаях достаточно обеспечить такое состояние средств измерений, когда они проградуированы в узаконенных единицах измерений, а их метрологические свойства соответствуют нормам.

Основными задачами и целями деятельности, связанной с осуществлением единства измерений, являются: создание общей теории измерений; образование единиц физических величин и систем единиц; разработка и стандартизация средств и методов измерений, методов определения точности измерений, основ обеспечения единств и единообразия средств измерений; создание эталонов и образцовых средств измерений, поверка мер и средств измерений.

Деятельность, связанная с обеспечением единства измерений, состоит из следующих стадий: а) рассмотрение общих теоретических проблем измерений в целом и образующих измерение элементов (разработка теории и проблем измерений, физических величин, их единиц и методов измерений); б) изучение вопросов практического применения разработок (ведение метрологического обеспечения и метрологического контроля и надзора); установление обязательных технических и юридических требований по применению единиц физической величины, методов и средств измерений.

Процедура обеспечения единства измерений состоит из: проведения испытаний средств измерений в целях утверждения их типа; утверждения типа средства измерений, его государственной регистрации и выдачи сертификата об утверждении типа; испытания средств измерений на соответствие утвержденному типу при их поверке; признания утверждения типа или результатов испытаний типа средств измерений, проведенных компетентными организациями зарубежных стран; информационного обслуживания потребителей измерительной техники.

К принципам обеспечения единства измерений относятся:

применение только узаконенных единиц физических величин;

воспроизведение физических величин с помощью государственных эталонов;

применение узаконенных средств измерений, которые прошли государственные испытания и которым переданы размеры единиц физических величин от государственных эталонов;

обязательный периодический контроль через установленные промежутки времени характеристик применяемых средств измерений;

гарантия обеспечения необходимой точности измерений при использовании поверенных средств измерений и аттестованных методик выполнения измерений;

использование результатов измерений только при условии оценки их погрешности с заданной вероятностью;

систематический контроль соблюдения метрологических правил и норм, государственный надзор и ведомственный контроль средств измерений.

Для реализации этих принципов созданы необходимые правовая, научная, техническая и организационная основы, в структуре которых можно выделить следующие основные задачи метрологического обеспечения:

проведение анализа состояния измерений, разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию метрологического обеспечения;

установление рациональной номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений, внедрение современных методик выполнения измерений, испытаний и контроля;

внедрение стандартов, регламентирующих нормы точности измерений;

проведение метрологической экспертизы нормативно-технической, конструкторской и технологической документации;

поверка и метрологическая аттестация средств измерений;

контроль производства, состоя, применения и ремонта средств измерений.

Анализ правовых норм, регулирующих рассматриваемый административно правовой институт, свидетельствует о наличии в Российской Федерации Государственной системы обеспечения единства измерений являющейся нормативно-правовой основой метрологического обеспечения научной и практической деятельности в части оценки и обеспечения точности измерений. Она представляет собой комплекс нормативно-технических документов, устанавливающих единую номенклатуру, способы представления и оценки метрологических характеристик средств измерений, правила стандартизации и аттестации выполнения измерений, оформления их результатов, требования к проведению государственных испытаний, поверки и экспертизы средств измерений.

В целом государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), подведомственное Министерству промышленности и торговли Российской Федерации[49].

К его компетенции относится:

организация экспертиз и подготовка заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

экспертиза проектов национальных стандартов;

проведение в установленном порядке испытаний средств измерений в целях утверждения их типа и утверждение типа средств измерений;

проведение в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации;

руководство деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

принятие программы разработки национальных стандартов;

утверждение национальных стандартов;

введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

организационно-методическое руководство работами по созданию федеральной системы каталогизации для федеральных государственных нужд;

определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

отнесение в установленном порядке технического устройства к средствам измерений и установление интервалов между поверками средств измерений;

межрегиональная и межотраслевая координацию деятельности в области обеспечения единства измерений, координация проведения работ по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, и координация деятельности по развитию системы кодирования технико-экономической и социальной информации;

ведение единой информационной системы по техническому регулированию;

ведение государственного реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению единства измерений;

ведение государственного реестра утвержденных типов средств измерений;

ведение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации.

Единство измерений достигается точным воспроизведением, хранением установленных единиц физических величин и передачей их размеров всем рабочим средствам измерений с помощью эталонов и образцовых средств измерений.

Высшим звеном в метрологической цепи передачи размеров единиц измерений являются эталоны. Технической основой государственной системы обеспечения единства измерений является государственная эталонная база России. Эталонная база России состоит из 120 государственных первичных и специальных эталонов.

Особое значение для государственного обеспечения единства измерений в Российской Федерации имеют единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии.

Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения на территории Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин.

В качестве исходных для воспроизведения и хранения единиц величин с целью передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории Российской Федерации используются государственные эталоны единиц величин. Данные эталоны являются исключительной федеральной собственностью и представляют собой эталоны единиц величин, признанных решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории Российской Федерации.

Различают государственные, ведомственные и локальные поверочные схемы органов государственной или ведомственных метрологических служб.

Государственная поверочная схема распространяется на все средства измерений данной физической величины, применяемые в стране, например, на средства измерений электрического напряжения в определенном диапазоне частот. Устанавливая многоступенчатый порядок передачи размера единицы физической величины от государственного эталона, требования к средствам и методам поверки, государственная поверочная схема представляет собой структуру метрологического обеспечения определенного вида измерений в стране. Эти схемы разрабатываются главными центрами эталонов.

Ведомственная поверочная схема разрабатывается органом ведомственной метрологической службы, согласовывается с главным центром эталонов – разработчиком государственной поверочной схемы средств измерений данной физической величины и распространяется только на средства измерений, подлежащие внутриведомственной поверке.

Локальные поверочные схемы распространяются на рабочие средства измерений, подлежащие поверке в данном метрологическом подразделении на предприятии, имеющем право поверки средств измерений, и оформляются в виде стандарта предприятия. Ведомственные и локальные поверочные схемы не должны противоречить государственным и должны учитывать их требования применительно к специфике своей деятельности.

Одной из главных форм осуществления государственного метрологического надзора и ведомственного контроля, используемой для обеспечения единства измерений, является поверка средств измерений. Поверке подвергаются средства измерений, выпускаемые из производства и ремонта, получаемые из-за рубежа, а также находящиеся в эксплуатации и хранении.

В отдельных случаях при поверке вместо определения значений погрешностей проверяют, соответствие погрешности допустимым пределам. Таким образом, поверку средств измерений проводят для установления их пригодности к применению. Пригодным к применению в течение определенного межповерочного интервала времени признают те средства измерений, поверка которых подтверждает их соответствие метрологическим и техническим требованиям, предъявляемым к данному средству измерений. Поверки бывают первичные, периодические, внеочередные, инспекционные и экспертные.

Первичной поверке подвергаются средства измерений при выпуске из производства или ремонта, а также средства измерений, поступающие по импорту.

Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении через определенные межповерочные интервалы, установленные с расчетом обеспечения пригодности к применению средств измерений на период между поверками.

Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению средств измерений при осуществлении государственного надзора и ведомственного метрологического контроля за состоянием и применением средств измерений.

Экспертную поверку выполняют при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.

С целью вынесения решения о пригодности к применению средства измерения в качестве образца, проводится метрологическая аттестация – комплекс мероприятий по исследованию метрологических характеристик и свойств средства измерения. Обычно для метрологической аттестации составляют специальную программу работ, основными этапами которых являются: экспериментальное определение метрологических характеристик; анализ причин отказов; установление межповерочного интервала и др. Метрологическую аттестацию средств измерений, применяемых в качестве образцовых, производят перед вводом в эксплуатацию, после ремонта и при необходимости изменения разряда образцового средства измерений. Результаты метрологической аттестации оформляют соответствующими документами (протоколами, свидетельствами, извещениями о непригодности средства измерений).

Методы поверки средств измерений зависят от особенности их видов. В практике поверочных лабораторий известны разнообразные методы поверки средств измерений, которые можно свести к следующим: непосредственное сличение при помощи компаратора (средства сравнения); прямое измерение; косвенные измерение; независимая поверка (т.е. поверка средств измерений относительных величин, не требующая передачи размеров единиц).

Средства измерений, состоящие из нескольких частей (элементов), можно поверять поэлементно или комплектно. При поэлементной поверке погрешности средства измерений определяют по погрешности составных частей. Этот вид поверки является расчетно-экспериментальным и, как правило, применяется для сложных приборов, для которых отсутствуют образцовые средства измерений, позволяющие определять погрешность во всем диапазоне измерений. Например, поэлементная поверка практикуется для различных измерительных магазинов, измерительных линий, информационных измерительных систем и т. д.

При комплектной поверке определяют погрешности средства измерений в целом для всего измерительного прибора или измерительной системы. Этот вид поверки является более информативным и достоверным. Его целесообразно применять для средств измерений, в которых влияние взаимодействия составных компонентов на метрологические характеристики трудно оценить заранее.

Совершенство системы метрологического надзора за единством средств измерений определяется качеством поверки. Одной из важнейших характеристик качества поверки является достоверность, которая отражает степень доверия к полученным после поверки результатам. На ее формирование влияет большое количество факторов: точность измерительного контроля, полнота контроля поверяемых параметров, временные показатели поверки, надежность поверяемых и образцовых средств измерений, методика операций поверки, способы регистрации и обработки измерительной информации, наличие системы самоконтроля и др.

Для решения задачи обеспечения достоверности поверки созданы комплексы правил, регламентирующих порядок подготовки, выполнения и обработки результатов измерений, а также эталонная база и комплекс образцовых средств измерений.

Обязательной государственной поверке подлежат средства измерений применяемые: органами государственной метрологической службы; в качестве исходных образцов в метрологических органах ведомств; при учете материальных ценностей, взаимных расчетах и торговле; в связи с охраной здоровья трудящихся и техникой безопасности; при государственных испытаниях новых средств измерений; при регистрации официальных спортивных международных и национальных рекордов.

Положительные результаты поверки удостоверяются: а) наложением на средства измерений поверительного клейма установленного образца; б) выдачей свидетельства о поверке.

Метрологическая ревизия является еще одной из действенных и эффективных форм проверки и заключается в поверке состояния средств изменений и выполнения правил их поверки. Результаты метрологической ревизии оформляются актом, содержащим конкретные результаты проверки, а также предложения по изъятию средств измерений, признанных непригодными к применению, и предложения по устранению обнаруженных недостатков с указанием сроков.

Все средства измерений, предназначенные для серийного производства, ввоза из-за границы, подвергаются со стороны органов Государственной метрологической службы обязательным государственным испытаниям, под которыми понимается экспертиза технической документации на средства измерений и их экспериментальные исследования для определения степени соответствия установленным нормам, потребностям, современному уровню развития приборостроения, а также целесообразности их производства.

Установлены два вида государственных испытаний:

приемочные испытания опытных образцов средств измерений новых типов, намеченных к серийному производству или импорту в Российской Федерации (государственные приемочные испытания);

контрольные испытания образцов из установочной серии и серийно выпускаемых средств измерений (государственные контрольные испытания).

Государственные приемочные испытания проводятся метрологическими органами Росстандарта или специальными государственными комиссиями, состоящими из представителей метрологических институтов, организаций-разработчиков, изготовителей и заказчиков.

В процессе государственных приемочных испытаний опытных образцов средств измерений проверяется соответствие средства измерений современному техническому уровню, а также требованиям технического задания, проекта технических условий и государственных стандартов. Проверке подлежат также нормированные метрологические характеристики и наличие возможности их контроля при производстве, после ремонта и при эксплуатации, и ремонтопригодности испытуемых средств измерений.

Государственная приемочная комиссия на основании изучения и анализа представленных на испытание образцов средств измерений и технической документации принимает рекомендацию о целесообразности (или нецелесообразности) выпуска средства измерения данного типа.

Государственные контрольные испытания проводятся с целью проверки соответствия выпускаемых из производства или ввозимых из-за границы средств измерений требованиям стандартов и технических условий.

Контрольные испытания средств измерений серийного производства проводятся: при выпуске установочной серии, при наличии сведений об ухудшении качества средств измерений, выпускаемых предприятием-изготовителем; при внесении изменений в конструкцию и технологию изготовления средств измерений, влияющих на их нормируемые метрологические характеристики, а также в порядке государственного надзора за качеством выпускаемых средств измерений.

Контрольные испытания проводятся периодически в течение всего времени производства (или импорта) средств измерений данного типа на испытательной базе предприятия-изготовителя. По окончании испытаний составляется акт, содержащий результаты испытаний, замечания, предложения и выводы, а также оформляется решение о разрешении продолжения выпуска в обращение данных средств измерений, об устранении недостатков, обнаруженных при контрольных испытаниях, или о запрещении их выпуска в обращение.

Лица, виновные в нарушении положений законодательства об обеспечении единства измерений, несут уголовную (ст. 181 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм»), административную (ч. 3 ст. 19.19 «Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений» КоАП РФ) либо гражданско-правовую ответственность.

Деятельность по обеспечению единства измерений осуществляется:

1) Министерством промышленности и торговли РФ и находящимся в его подчинении Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

2) подведомственными им государственными научными метрологическими институтами и региональными центрами метрологии;

3) метрологическими службами, в том числе аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями[50].

Основными задачами Министерства промышленности и торговли РФ, подчиненными ему Федеральных агентств и служб в области обеспечения единства измерений являются: разработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование; организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями; осуществление государственного метрологического надзора.

Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется в следующих формах: утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений; поверка средств измерений; метрологическая экспертиза; государственный метрологический надзор; аттестация методик (методов) измерений; аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений – документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.

Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками, а также методика поверки, которые удостоверяются свидетельством, выдаваемым Росстандартом.

На каждый экземпляр средств измерений, сопроводительные документы к нему и на сопроводительные документы к стандартным образцам утвержденного типа наносится знак утверждения в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции средства измерений не позволяют нанести этот знак непосредственно на средство измерений, он наносится на сопроводительные документы.

Испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа проводятся юридическими лицами, аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений.

Сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Поверка средств измерений – совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Средства измерений до ввода их в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – проверке периодической. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие средства измерений, обязаны своевременно представлять их на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные для этого юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Результаты поверки удостоверяются знаком поверки, наносимым на средство измерения в месте, доступном для просмотра, и (или) указываемом в свидетельстве о поверке.

Метрологическая экспертиза заключается в анализе и оценке правильности установления и соблюдения метрологических требований применительно к объекту, подвергаемому экспертизе.

Обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов проводится также в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Указанную экспертизу проводят аккредитованные на это юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В иных случаях метрологическая экспертиза продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов может проводиться в добровольном порядке.

Аттестация методик (методов) измерений состоит в исследовании и подтверждении их соответствия установленным метрологическим требованиям.

Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) обязательным метрологическим требованиям осуществляется в ходе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях такое подтверждение осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений аккредитованными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими аттестацию.

Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять следующие работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений: аттестация методик (методов) измерений;испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;поверка средств измерений; обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется на основе принципов:

1) добровольности;

2) компетентности и независимости аккредитационных экспертов;

3) недопустимости совмещения полномочий по аккредитации с выполнением работ и (или) оказанием услуг, указанных в части 1 настоящей статьи;

4) применения единых правил аккредитации, их открытости и доступности;

5) обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

6) недопустимости незаконного ограничения прав аккредитуемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений для всех потребителей (заказчиков) и на всей территории Российской Федерации.

Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), находящееся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Однако необходимо учитывать, что Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

проводит экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

организует экспертизу проектов национальных стандартов;

ведет Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений и предоставлению содержащихся в нем сведений;

проводит в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации;

осуществляет сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов;

организует обязательную метрологическую экспертизу содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений и др.

Государственный метрологический надзор - деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством обязательных требований, а также в применении установленных законодательством мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий.

Государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих: 1) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений; 2) выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на территории России; 3) расфасовку товаров.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на самые разнообразные сферы и области жизни государства и общества: здравоохранение; ветеринария; охрана окружающей природной среды; обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях; выполнение работ по обеспечение безопасных условий и охраны труда; осуществление производственного контроля; выполнение государственных учетных операций; оказание услуг почтовой связи и учет объема оказанных услуг электросвязи, телефонной и радио связи; осуществление геодезической и картографической деятельности и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.052 с.)