Субъекты института материальной ответственности и их административно-правовой статус. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты института материальной ответственности и их административно-правовой статус.



По аналогии с вопросом определения оснований наступления материальной ответственности, в административном праве нет единого подхода при определении субъектов института материальной ответственности. Обоснованной представляется точка зрения, в соответствии с которой, административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих.

Исходя из нормативных правовых актов, образующих правовой режим возмещения материального ущерба субъектами института материальной ответственности являются командир (начальник) и военнослужащий. Это закреплено административным законодательством в Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих».

Субъектом института материальной ответственности могут стать лица только при соблюдении установленных административными правовыми нормами условий: обладание соответствующей административной правосубъектностью; наличие необходимых юридических фактов.

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» в качестве субъектов института материальной ответственности определяет военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие). Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. В ст. 2 федерального закона из числа военнослужащих выделяется особая категория субъектов института материальной ответственности – командиры (начальники), т.е. командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители. При это, необходимо отметить, что командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители в связи с возложенными на них обязанностями и полномочиями лишь отчасти могут являться субъектами института материальной ответственности, так как, в соответствии со ст. 39 Устава внутренней службы ВС РФ письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части, устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. Статус военнослужащих - совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих»[171] к военнослужащим относятся:

- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Анализируя нормативные правовые акты, регулирующие отношения возникающие в процессе реализации института материальной ответственности, систематизируя нормы, определяющие административно-правовой статус субъектов данного института, можно выделить их основные права и обязанности.

Права и обязанности субъектов института материальной ответственности уполномоченных определять порядок, условия и размеры материальной ответственности военнослужащих: право возбуждать производство по возмещению материального ущерба и контролировать ход его проведения; применять меры процессуального обеспечения производства по возмещению материального ущерба; организовывать и проводить служебные проверки по фактам нанесения материального ущерба с целью их полного и объективного расследования; принимать меры по обеспечению определения размера причиненного ущерба; предлагать лицам, в отношении которых осуществляется производство по возмещению материального ущерба, дать письменные или устные объяснения, или требовать их; обращаться за продлением срока производство по возмещению материального ущерба к командирам (начальникам); издавать (подписывать) приказы или распоряжения о привлечении к материальной ответственности; обращаться в суд с исковым заявлением в случаях отказа виновного добровольно возместить нанесенный материальный ущерб; организовывать контроль за исполнением принятого решения о привлечении к материальной ответственности.

Права и обязанности субъектов института материальной ответственности в отношении которых определяются порядок, условия и размеры материальной ответственности: право знакомиться со всеми материалами дела по возмещению материального ущерба; доказывать свою непричастность к нанесению материального ущерба; обжаловать решения о привлечении к материальной ответственности вышестоящему командиру (начальнику), в суд или вышестоящий суд; пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с действующим законодательством.

Библиография

Законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

6. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

7. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

8. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

9. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»).

10. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»).

11. Приказ Министра обороны РФ от 27 августа 2012 г. № 2222 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации».

 

Литература

1. Административное право России: Курс лекций. / Под ред. докт. юрид. наук И. Ш. Килясханова. – М.: Изд-во БФ МосУ МВД России, 2003. – 502 с.

2. «Комментарий к Федеральному закону «О материальной ответственности военнослужащих» (постатейный) (выпуск 114) (Гусейнова Н. Ч., Титов А. В., Тюрин А. И.) («За права военнослужащих, 2010).

3. Мельников В. А. Административное право (Общая часть): Учеб. пособие. – Волгоград: ВА МВД России, 2004. – 136 с.

4. Четвериков В. С. Административное право: Учебное пособие. – 5-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. – 285 с.

Л е к ц и я 10. ИНСТИТУТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЖАЛОБЫ (АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКА)

Вопросы

1. Общая характеристика института административной жалобы (админи­стративного иска). 2. Виды жалоб (административных исков) и гарантии реализации института административной жалобы (административного иска).

1. Общая характеристика института административной жалобы (административного иска).

 

Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено одно из фундаментальных начал административного права, своего рода один из столпов данной отрасли, а именно право граждан на обращение. Обратимся к формулировке ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Данное право является важнейшим элементом правового статуса граждан в целом и административно-правового статуса в особенности, а также представляет собой одну из основных гарантий защиты прав и свобод, декларируемых Конституцией России и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Нормативная конституционная характеристика права на обращение в органы власти обнаруживает его сложную юридическую природу как основного права, обладающего всеми характеристиками субъективных правомочий и отражающего в этом качестве не только личную, но и публичную потребность индивида в эффективной организации государственной и общественной жизни. В данном качестве право на обращение традиционно относится к числу политических прав, связанных с обеспечением участия граждан в реализации публичной политической власти, и имеет ярко выраженные гарантирующие свойства, т.е. выступает своего рода правом-гарантией всех иных (не только политических) конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов. Соответственно, оно имеет не только субъективно-личную, но и выраженную публичную направленность.

Несмотря на личную заинтересованность граждан в предусмотренных обращениях, они должны быть по своей направленности и публично-правовыми, т.е. затрагивать вопросы, составляющие конституционные начала управления делами государства, эффективного решения стоящих перед обществом и государством в лице их органов, организаций, хозяйствующих субъектов задач, включая надлежащие обеспечение и защиту прав и свобод (иметь политическую направленность в широком смысле). Вопросы сугубо частного характера (частной жизни как сферы исключительно личностного самоопределения) в таких обращениях не должны ставиться. Право на обращение может рассматриваться и как одна из важных форм обратной связи в системе государственного управления (в широком смысле), посредством которой обеспечиваются проверка, установление соответствия между характером и содержанием государственного воздействия на те или иные общественные отношения и фактической общественной практикой, складывающейся в определенной социальной сфере.

Нормативное содержание конституционного права на обращение включает ряд правомочий, основными среди которых являются следующие:

- правомочие личного обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - определяет возможность лица напрямую в устной форме (на личном приеме) довести до сведения органа государственной или муниципальной власти предложение, заявление либо жалобу;

- правомочие направлять в названные органы индивидуальные и коллективные обращения - характеризует письменную форму петиционных взаимоотношений личности и государства, которая может быть реализована как одним лицом, так и группой лиц. Особой формой совместного пользования правом на обращение являются обращения юридических лиц. Как подчеркнул Конституционный суд Российской Федерации, рассматриваемое право по своей природе относится к числу тех прав, которые могут принадлежать объединениям граждан в форме юридических лиц (см. Определение от 22 апреля 2004 г. № 213-О);

- правомочия требования рассмотрения обращения в разумный срок компетентным лицом аппарата публичной власти и получения на него мотивированного и обоснованного, по существу поставленных в обращении вопросов, ответа, содержащего указание на конкретные обстоятельства, положенные в его основу. Закрепляя конституционно-правовой статус личности, Конституция Российской Федерации исходит из того, что гражданин во взаимоотношениях с публичной властью выступает не объектом государственной деятельности, а равноправным, наделенным неотъемлемым личным достоинством субъектом, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов (см., например, Определение КС РФ от 25 января 2005 г. № 42-О). В соответствии с этим, а также принимая во внимание, что Конституция призвана установить и гарантировать реальные конституционные права, мы можем утверждать, что право на обращение охватывает инициирование, процесс и результат петиционных отношений личности и государства, «выпадение» из его нормативного содержания хотя бы одного из названных элементов (их непризнание или необеспечение) неизбежно приводит к неэффективности названного конституционного права в целом.

Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является ЕСПЧ, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 г. после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Учитывая, что институт административной жалобы (административного иска) представляет собой систему конституционно-правовых, международно-правовых и административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с реализацией права физических и юридических лиц на административное обжалование, кроме вышеперечисленных нормативных документов названные общественные отношения регулируются федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Главными целями института административной жалобы (административного иска) являются:

- обеспечение наличия административно-правового механизма защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

- формирование одного из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях;

- удовлетворение нужд и запросов физических и юридических лиц, снятие напряженности в обществе;

- повышение авторитета органов и учреждений государственной власти, укрепление их связи с населением.

Применительно к вышеуказанным целям представляется необходимым сформулировать задачи, решение которых обеспечит их достижение:

- нормативное определение перечня объектов защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц; юридическая конкретизация перечня субъектов указанной защиты; официальное определение статуса названных субъектов;

- обеспечение обратной информационной, управленческой связи между должностными лицами, представляющими государство и физическими, юридическими лицами, направляющими жалобу;

- официальное определение средств, способов, порядка и сроков удовлетворение нужд и запросов физических и юридических лиц;

- повседневный, непрерывный контроль за качеством и своевременностью рассмотрения поступающих жалоб, принятию по ним законных решений, доведению их до адресатов и исполнению указанных решений.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Жалоба появляется в той сфере правовых отношений, которые возникают из нарушения прав и законных интересов гражданина, установленных и закреп­ленных законодательством и другими нормами, регламентирующими права и личные интересы граждан, т.е. в тех случаях, когда отношения между гражда­нином и властью выходят за рамки позитивных. Цель подачи жалобы заключа­ется в защите и восстановлении прав. Однако сами по себе жалобы не обеспе­чивают законность и не могут устранить её нарушения. Жалобу следует рас­сматривать как одну из гарантий соблюдения законности, так как она является одним из проявлений критики «снизу». Жалоба всегда является как средством защиты прав и свобод законных интересов индивида, нарушенных деяниями или актами государственных органов, иных структур, должностных лиц служащих, так и одним из средств осуществления этих прав. Путем её подачи граждане реализуют предоставленные им государством права или требуют восстановления нарушенных прав. Таким образом, в жалобе наиболее ярко проявляется сочетание публичного и частного интереса, характерного для обращений граждан вообще. Однако подача жалобы не сводится к осуществлению только охранительной функции. Исследование социально-правовой сущности этого инсти­тута дает основание полагать, что жалобы имеют двуединое значение. Они яв­ляются, с одной стороны, средством, способом зашиты прав и законных инте­ресов человека, нарушенных действиями (бездействием) властных структур, а с другой — сигналами о существующих недостатках в их работе, способствуют устранению последних, улучшению работы государственного аппарата, укреп­лению режима законности. Одна из основных функций конституционного права на обжалование — служить средством охраны прав и законных интересов граждан. Следует отметить, что один из аспектов института права жалобы выража­ется в возможности гражданина посредством своего обращения участвовать в управлении общественными и государственными делами, выражать свою позицию, личное мнение по различным вопросам. Практика и опыт многих десятилетий показали, что главной целью, которую ставит гражданин, обращаясь с жалобой, является защита нарушенных прав человека (прежде всего самого себя), устранение препятствий для осуществления гражданином его прав и свобод и т.д. Лишь опосредованно, в ходе борьбы за свои права гражданин одновременно участвует и в управлении делами общества и государства, а точнее в деятельности по укреплению законности. Любой человек, обращаясь с жалобой с целью защитить нарушенные права, тем самым доводит до сведения компетентных органов факты, которые, по его мнению, являются негативными, обусловливают нарушение его прав и интересов и нуждаются в устранении. Таким образом, гражданин проверяет соответствие поведения различных органов и должностных лиц установленным для них масштабам поведения в целях выявления и недопущения возможных отклонений. Исходя из этой посылки, право на жалобу представляет собой важное средство социального контроля, через призму которого можно и нужно рассматривать реализацию права как элемент участия граждан в управлении делами общества и государства. В этом смысле, используя право на жалобу, гражданин посредством ее подачи выражает свое отношение к тем или иным реалиям. Подобная информация, заложенная в данного рода обращении, должна восприниматься как существенный источник выявления общественных интересов. Таким образом, очевидно, что право на жалобу, прежде всего, обеспечивает личный интерес гражданина в защите его нарушенного права (либо коллективов в отношении своих членов).

Законодатель к письменной жалобе предъявляет следующие требования:

- гражданин в своем письменной жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату;

- в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменной жалобе документы и материалы либо их копии;

- жалоба, поступившая в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В жалобе гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Невыполнение хотя бы одного из перечисленных требований приводит к тому, что текст изложенный на материальном носителе статусом жалобы обладать не может и обязательному рассмотрению не подлежит.

При рассмотрении жалобы государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», уведомление о переадресации письменной жалобы в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по жалобе решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением жалобы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

Правом на обжалование действий (или бездействий) и решений органов государственной власти и должностных лиц обладают как физические, так и юридические лица. Так, например, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Предметом жалобы могут быть действия (бездействие), решения, совершенные либо принятые в нарушение установленных правовых предписаний закона или иного нормативного правового акта федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации или органа местного самоуправления, относящиеся к конкретному гражданину, заинтересованному в правильном (адекватном) применении к нему соответствующего правового предписания.

К объектам нормативного регулирования института административной жалобы относятся права, свободы и иные законные интересы физических и юридических лиц;

К субъектам правового регулирования института административной жалобы относятся: граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства; лица с двойным гражданством; негосударственные юридические лица; государственные органы; государственные учреждения; государственные предприятия.

При обращении с жалобой в соответствующий орган гражданин вправе:

- лично довести до сведения должностного лица, рассматривающего жалобу, обстоятельства, приведшие к нарушению его прав;

- присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке;

- представлять дополнительные сведения или ходатайствовать об их истребовании органом власти города или должностным лицом, рассматривающим жалобу;

- получить в установленный срок официальный ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;

- при несогласии с принятым решением обжаловать его в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти;

- требовать возмещения морального и материального вреда в установленном законом порядке;

- пользоваться услугами доверенного лица, адвоката.

Должностное лицо, в компетенцию которого входит рассмотрение соответствующей жалобы, обязано:

- принять жалобу и зарегистрировать ее;

- рассмотреть жалобу по существу в установленный настоящим Законом срок, объективно оценить изложенные в ней факты, проверить их достоверность;

- незамедлительно принять меры к пресечению неправомерных решений, действий (бездействия), посягающих на права и законные интересы граждан;

- в случае необходимости выехать на место для обследования обстоятельств, породивших жалобу, истребовать у тех органов власти города и должностных лиц, на которых поступила жалоба, необходимые материалы и объяснения, пригласить свидетелей и специалистов;

- принять мотивированное и основанное на законе решение по жалобе и обеспечить его реальное исполнение;

- сообщить гражданину о результатах рассмотрения жалобы и принятом по ней решении в установленный законом срок в письменной форме или в устной форме по согласованию с ним.

Рассмотрение жалобы прекращается, если в ходе проверки было установлено, что автор указал ложные фамилию, адрес и другие недостоверные сведения.

Жалобы граждан могут быть поданы как в устной, так и в письменной форме.

Устные жалобы граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личности обращающихся известны или установлены. Как правило, на устные жалобы граждан дается ответ в устной форме, если нет необходимости проведения дополнительной проверки изложенных в них фактов. В таком случае, жалобы регистрируются в трехдневный срок и ставятся на контроль, результаты их рассмотрения доводятся до сведения заинтересованных лиц в установленном настоящим Законом порядке.

Письменные жалобы обычно пересылаются по почте, телеграфу, вручаются через бюро жалоб и предложений или лично, че­рез секретариат и т.п. Они должны содержать наименование и адрес органа власти города или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны, дату и личную подпись.

Жалобы, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению.

Полномочия представителя, выступающего с жалобой от имени гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы, - руководителями исправительных учреждений.

Не рассматриваются жалобы, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.

Жалобы подаются в те органы и организации, тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия, которых обжалуются, а также в суд.

Кроме того, жалобы могут быть направлены: в Администрацию Президента Российской Федерации, при которой создано самостоятельное подразделение – Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, в Конституционный Суд Российской Федерации, если налицо факты нарушения конституционных прав и свобод граждан, в Прокуратуру Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, а также во многие другие инстанции.

В том случае, если жалоба неподведомственна органу власти города или должностному лицу, она адресуется в трехдневный срок со дня поступления тому органу власти города или должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в ней вопросов.

Обратившимся лицам в таком случае при личном приеме или в письменном ответе сообщается, кому направлены на рассмотрение их жалобы.

Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам власти города и должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются.

Возникающие споры о подведомственности обращений граждан рассматриваются вышестоящим органом государственной власти, должностным лицом либо в судебном порядке.

2. Виды жалоб (административных исков) и гарантии реализации института административной жалобы (административного иска).

Право граждан на жалобу подразделяется на: общее право на жалобу, которым обладают все граждане как таковые и специальное право на жалобу, представленное лицам как участникам уголовного, гражданского процесса, производства по делам об административных правонарушениях.

Специальное право на жалобу регламентируется законодательством, которое наделяет граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, является не просто гражданином, а лицом, в отношении которого данное постановление вынесено, либо потерпевшим. Порядок реализации гражданами специального права на жалобу регламентируется специальными нормами, содержащимися в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенном кодексе Таможенного союза и Налоговом кодексе Федерации (перовая и вторая части) и некоторых иных нормативных правовых документов.

Право на общую жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий, учреждений, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы – не только не законные, но и нецелесообразные или аморальные действия. В письмах граждан зачастую речь идет о несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, бестактности, невнимании к критическим замечаниям и т.д. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны.

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений прав граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействия в сфере управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний – не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и иные физические лица, статусом должностного лица не обладающие. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

Кроме того, общее право на жалобу подразделяется на административную жалобу и судебную жалобу (административный иск).

Административные жалобы и административные иски. Специфической чертой права жалобы является то, что данное право определяет адресаты, т.е. называет органы государства и должностных лиц, куда и кому жалобы могут быть поданы. Каждый такой адресат образует канал обжалования. По российскому законодательству круг органов, учреждений и должностных лиц, куда можно обращаться с жалобой, достаточно широк. Это - вышестоящие органы исполнительной власти, органы прокуратуры, судебные органы, общественные объединения, их должностные лица. С этой стороны закон не ограничивает подателя жалобы и предоставляет ему широкие возможности. Но в целом конструкция ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», свидетельствует о двух основных каналах обжалования незаконных действий администрации: жалоба может подаваться в вышестоящие органы исполнительной власти и судебные органы. Эти два канала определяют два основных вида жалоб: 1) административные жалобы и 2) административные иски (жалобы - иски).

Административная жалоба - это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган, это, как выражались в старину: "жалоба по начальству". Данная жалоба представляет собой единое понятие, но имеющее две стороны. Материально-правовая сторона жалобы заключается в ее основном элементе - в притязании потерпевшего гражданина к виновному должностному лицу. Это притязание опирается на субъективное материальное право, которое может существовать и без жалобы, если должностное лицо не нарушает прав гражданина. Но если право нарушено и потерпевший обращается с жалобой в административный орган, то предполагается, что его притязание к администрации обосновано, и данное предположение проверяется административным органом. Для этого гражданину необходимо подать жалобу, т.е. предъявить требование к органу управления о защите права. Именно в этом и состоит ее процессуальная сторона.

Административная жалоба – не исковое обращение. Она направляется не в судебный орган. Кроме того, само притязание в административной жалобе выступает в смягченной форме, скорее в форме просьбы. Административная жалоба представляет собой форму, в которую облекается требование – просьба к административному органу о правовой защите субъективного права в области государственного управления. Говорить о полном отсутствии искового элемента в административной жалобе было бы неверно. Но исковой элемент здесь присутствует в рудиментарном, неразвернутом виде. Этим административная жалоба отличается от жалобы – иска, с которой гражданин обращается в судебный орган.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.061 с.)