Доказательства и доказывание в процедуре контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доказательства и доказывание в процедуре контроля.



Доказательства, используемые в контрольных и административно-надзорных производствах, можно разделить на: необходимые для возбуждения контрольного или надзорного дела; необходимые для оценки соответствия объекта контроля или надзора установленным обязательным требованиям; характеризующие состояние объекта контроля или надзора в динамике.

Для возбуждения контрольного или надзорного дела, а, фактически, для назначения проверки, доказательствами могут быть сведения, содержащиеся в планах (для плановых проверок), либо сведения, содержащиеся в сообщениях и заявлениях граждан, организаций, материалах, поступивших от других государственных органов, органов местного самоуправления, а также сообщениях средств массовой информации (для внеплановых проверок).

Для оценки соответствия объекта контроля или надзора установленным требованиям используются любые фактические данные, содержащиеся в официальных документах, выдаваемых уполномоченными органами (документах об образовании, свидетельствах, удостоверениях), актах, протоколах, оформляемых по результатам совершения процессуальных действий, обследования зданий, сооружений, помещений, оборудования, образцов продукции, объектов окружающей среды, экспертных заключениях, актах оценки, материалах рассмотрения дел об административных правонарушениях, иных документах о результатах осуществленных в отношении объекта контроля или административного надзора плановых и внеплановых проверок и т.д.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении субъекта контроля или административного надзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение объектом контроля или административного надзора обязательных для него требований, субъект контроля (надзора) вправе истребовать иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

В административно-надзорном производстве к запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа административного надзора о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. Объект административного надзора обязан направить субъекту указанные в запросе документы в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Законодательство о контроле и надзоре запрещает требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган административного надзора, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Объект контроля (административного надзора) вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

При проведении документарной проверки субъект контроля (административного надзора) не вправе требовать у объекта сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим им от иных органов контроля или административного надзора.

Для оценки состояния объекта контроля (административного надзора) в динамике необходимы сведения, содержащиеся в материалах ранее проведенных проверок, которые концентрируются в наблюдательных, контрольных, контрольно-наблюдательных, лицензионных делах, в журналах и книгах учета проверок. Изучение указанных доказательств позволяет оценить эффективность мероприятий, проводимых объектом контроля (административного надзора), мер, предпринимаемых руководителями, субъектами контроля (административного надзора), прогнозировать и оперативно реагировать на угрозы.

Особенности доказывания в контрольно-надзорных производствах связаны с источниками доказательств, в качестве которых чаще всего используются документы, в том числе, фото- и видеозаписи, показания специальных технических средств, акты экспертиз.

Обязанность доказывания лежит на субъектах контроля и надзора, это обусловлено действием принципа презумпции невиновности, освобождающего объект административного воздействия от обязанности доказывать свою невиновность.

В административно-надзорных производствах особые требования предъявляются к экспертам.

В качестве экспертов, экспертных организаций могут привлекаться граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке[135] в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами административного надзора к проведению проверочных мероприятий. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещение понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю расходов производится в порядке и размерах, установленных Правительством РФ.

Необходимо иметь в виду, что доказательства, полученные с нарушением закона, например, в результате проведения необоснованной и не согласованной с прокурором внеплановой проверки юридического лица, являются недопустимыми и не имеют юридического значения. Материалы проверок, акты, протоколы, составленные с использованием недопустимых доказательств, признаются недействительными.

Таким образом, контроль и административный надзор имеют общие черты и отличия, обусловленные особенностями вертикальных контрольных и «диагональных» административных правоотношений, наличием подчиненности объекта контроля субъекту контроля и отсутствием подчиненности объекта административного надзора субъекту.

В основе разграничения контроля и административного надзора лежит признак подчиненности. Наличие властной вертикали позволяет осуществлять контроль, более того, контроль – обязательное условие успеха любой организованной деятельности, поскольку его цель заключается в «настраивании» управляемой системы, налаживании ее работы, приспособлении к изменяющимся условиям.

Отсутствие подчиненности не позволяет проводить широкомасштабный контроль, поэтому государственное управление во внешних средах осуществляется посредством установления правовых режимов и их поддержания. В таких условиях возможен только административный надзор – наблюдение за поведением неподчиненных граждан и организаций, на которых распространяются обязательные требования Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов местного самоуправления. Цель административного надзора заключается в поддержании управляемой системы в заданном состоянии, обеспечении безопасности.

Обязательность, естественность контроля в любой организованной системе означает, что контроль в системе исполнительной власти осуществляют все руководители от старшего наряда или поста патрульно-постовой службы до министра, Председателя Правительства РФ и Президента РФ. Административный надзор осуществляет ограниченный круг должностных лиц (инспекторов), которым законом и положением об органе предоставлены соответствующие полномочия.

Правильное разграничение контроля и административного надзора необходимо для определения пределов вмешательства субъекта управления в деятельность объекта управления, обеспечения действия основных принципов административного права.

 

Библиографический список

Законодательные и другие нормативные правовые акт Российской Федерации:

1.1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

1.2. Федеральный конституционный закон от 05 февраля 2014 года № 3 – ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 6. Ст.550.

1.3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О пожарной безопасности» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.

1.4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 26.04.2013) «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

1.5. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оружии». СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

1.6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ (ред. от 02.04.2012) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3805.

1.7. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

1.8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

1.9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.

1.10. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

1.11. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

1.12. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

1.13. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 28.06.2013) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

1.14. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

1.15. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 (ред. от 29.06.2013) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.

1.16. Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 (ред. от 14.10.2012) «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3234.

1.17. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. № 835 (ред. от 24.03.2009) «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // СЗ РФ. 2004. № 52 (Ч. 2). Ст. 5499.

1.18. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 (ред. от 06.09.2012) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.

1.19. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 (ред. от 27.03.2013) «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3233.

1.20. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569 (ред. от 05.06.2013) «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 39. Ст. 3953.

1.21. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 640 (ред. от 05.06.2013) «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4713.

1.22. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 689 (ред. от 15.12.2012) «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю» // СЗ РФ. 2009. № 35. Ст. 4241.

1.23. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 7 декабря 2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» // БНА. 2001. № 7; 2004. № 16.

1.24. Приказ Росздравнадзора № 1148-Пр/07, ФМС России № 128 от 19 июня 2007 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной миграционной службой и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю и надзору за соблюдением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников и осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 157. 21 июля.

1.25. Приказ Генпрокуратуры РФ от 31 марта 2008 г. № 53 Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1.26. Приказ Минприроды РФ от 31 октября 2008 г. № 290 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий» // БНА. 2009. № 13.

1.27. Приказ Генпрокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Решения Высших Судов Российской Федерации

1.28. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2008 г. № 17928/07 по делу № А40-70198/06-84-413. «Об отказе в передаче дела по заявлению о признании недействительным предписания государственного органа для пересмотра в порядке надзора, так как суды, отказывая в удовлетворении, обоснованно исходили из того, что на момент проведения проверки помещений заявителя рабочие места не соответствовали нормативным величинам и условиям, предусмотренным гигиеническими требованиями к персональным ЭВМ и организации работы». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.29. Определение Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. № 286-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Литвинова Михаила Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.30. Определение Верховного Суда РФ от 6 августа 2008 г. № 58-Г08-9. «Об отмене решения Хабаровского краевого суда от 15.05.2008, которым удовлетворено заявление о признании частично не действующим Административного регламента министерства промышленности, транспорта и связи Хабаровского края по исполнению государственной функции по лицензированию заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 29.01.2008 № 27-пр.». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.31. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 октября 2008 г. № 12826/08 по делу № А14-392/2007-11/19. «Об отказе в передаче дела по заявлению о признании незаконными действий уполномоченного лица по проведению внеплановой проверки деятельности общества для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как суд, отказывая в удовлетворении, обоснованно исходил из того, что действия инспектора при проведении проверки не нарушают требования законодательства, права и законные интересы общества». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.32. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 декабря 2008 г. № 16474/08 по делу № А61-1877/07-7. «Об отказе в передаче дела по заявлению о признании незаконным и отмене постановления уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, признании незаконными действий должностных лиц уполномоченного органа по проведению проверки, взыскании морального вреда для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как уполномоченный орган не вышел за пределы предоставленных ему полномочий». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.33. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 октября 2008 г. № 12826/08 по делу № А14-392/2007-11/19. «Об отказе в передаче дела по заявлению о признании незаконными действий уполномоченного лица по проведению внеплановой проверки деятельности общества для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как суд, отказывая в удовлетворении, обоснованно исходил из того, что действия инспектора при проведении проверки не нарушают требования законодательства, права и законные интересы общества». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.34. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 декабря 2008 г. № 16474/08 по делу № А61-1877/07-7. «Об отказе в передаче дела по заявлению о признании незаконным и отмене постановления уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, признании незаконными действий должностных лиц уполномоченного органа по проведению проверки, взыскании морального вреда для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как уполномоченный орган не вышел за пределы предоставленных ему полномочий». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.35. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2009 г. № ВАС-14278/08 по делу № А-32-3017/08-34/51. «О передаче дела по заявлению о взыскании с государственного научного учреждения задолженности по налогам и пени для пересмотра в порядке надзора, так как государственный контроль в сфере экономической деятельности должен обеспечиваться бюджетными средствами, формируемыми за счет налогов и сборов либо доходов, получаемых посредством оказания публичных услуг подконтрольным лицам». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.36. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2009 г. № ВАС-14278/08 по делу № А-32-3017/08-34/51. «О передаче дела по заявлению о взыскании с государственного научного учреждения задолженности по налогам и пени для пересмотра в порядке надзора, так как государственный контроль в сфере экономической деятельности должен обеспечиваться бюджетными средствами, формируемыми за счет налогов и сборов либо доходов, получаемых посредством оказания публичных услуг подконтрольным лицам». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». Региональное законодательство.

1.37. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 марта 2009 г. № 1875/09 по делу № А07-3733/2008-А-ГНГ. «Об отказе в передаче дела по заявлению о признании незаконным распоряжения надзорного органа о проведении плановой проверки деятельности ООО для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как суд, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из того, что при проведении плановых мероприятий по контролю не было допущено нарушений ст. 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». Региональное законодательство.

1.38. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положения, содержащегося в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Варм» // СЗ РФ. 2009. № 14. Ст. 1770.

1.39. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 марта 2009 г. № 2486/09 по делу № А-32-24819/2007-5/96. «Об отказе в передаче дела по заявлению о признании незаконными действий должностных лиц уполномоченного органа по проведению внеплановой проверки и осмотра помещения здания, принадлежащего предпринимателю, для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как должностными лицами не нарушены требования Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». Региональное законодательство.

1.40. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 апреля 2009 г. № ВАС-4059/09 по делу № А53-13882/207-С6-48. «Об отказе в передаче дела по заявлению о признании незаконным предписания уполномоченного органа о приостановлении строительства для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как при удовлетворении заявления судом сделан обоснованный вывод об отсутствии у начальника отдела по строительству и архитектуре органа местного самоуправления полномочий по вынесению оспариваемого предписания». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.41. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 2009 г. № ВАС-4871/09 по делу № А33-5381/2008. «Об отказе в передаче дела по заявлению о признании незаконными действий по проведению комплексной плановой проверки соблюдения требований водного и земельного законодательства для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как, удовлетворяя заявление, суд правомерно исходил из того, что из материалов дела не следует, что проводилась проверка опасных производственных объектов». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.42. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 мая 2009 г. № 4983/09 по делу № А03-8914/2008-10. «Об отказе в передаче дела о признании незаконным акта Росприроднадзора о назначении административного наказания по ст. 7.6 КоАП РФ для пересмотра в порядке надзора, так как общество в нарушение ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляло пользование водным объектом при отсутствии разрешительных документов, а проведенная ответчиком проверка не подпадает под сферу деятельности ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.43. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 мая 2009 г. № ВАС-2135/09 по делу № А67-349/08. «Об отказе в передаче дела по заявлению о признании незаконными отказа в выдаче ветеринарно-сопроводительных документов, действий учреждения по взиманию платы за оформление и выдачу документов для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как суд, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из того, что услуги по выдаче на основании обращений юридических и физических лиц ветеринарных сопроводительных документов не относятся к мероприятиям по ветеринарному контролю (надзору)». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.44. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июня 2009 г. № 1988/09 «Проверочная закупка должностным лицом налогового органа при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие правонарушения». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.45. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июня 2009 г. № ВАС-7535/09 по делу № А40-58983/08-119-277. «Об отказе в передаче дела о признании незаконным акта налогового органа о немедленном прекращении деятельности структурного подразделения и подаче заявления о регистрации изменений количества объектов обложения налогом на игорный бизнес для пересмотра в порядке надзора, так как налогоплательщик после 01.07.2007 не обладал правом на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в данном заведении, поскольку игорные заведения не могут быть расположены в объектах жилищного фонда». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.46. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 2009 г. № ВАС-7126/09 по делу № А57-13000/08-16. «Об отказе в передаче дела по заявлению о признании незаконными действий жилищной инспекции по вынесению предписания о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда и придомовых территорий для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как предписание вынесено уполномоченным органом, в пределах его полномочий и в отношении надлежащего лица». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.47. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2009 г. № ВАС-7619/09 по делу № А06-6476/2008-23. «Об отказе в передаче дела по заявлению о привлечении к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, установив, что проверка деятельности предпринимателя произведена с нарушением ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.48. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июля 2009 г. № ВАС-9090/09 по делу № А65-9347/2008. «Об отказе в передаче дела по заявлению о признании незаконными действий ветеринарного объединения в части взимания платы за проведение мероприятий по контролю за качеством продукции для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как обжалуемые действия объединения не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов предпринимателя». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональное законодательство.

1.49. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 5.

Литература

1.50. Анохин Ю. В. Контрольно-надзорный механизм обеспечения прав и свобод личности: Монография – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2005. – 113 с.

1.51. Беляев В. П. Контроль и надзор в Российском государстве. – М.: Проспект, 2005. – 272 с.

1.52. Зырянов С.М. Административный надзор полиции: Учебное пособие. – М.: МосУ МВД России, 2012. – 103 с.

1.53. Зырянов С.М. Административный надзор. – М.: ИД «Юриспруденция», 2010. 208 с.

1.54. Мартынов А. В. Теоретико-правовой анализ развития административного надзора в России: Монография. – Нижний Новгород – Саров: СГТ, 2009. – 112 с.

1.55. Мартынов А. В. Административный надзор в России: теоретические основы построения: монография / под ред. Ю. Н. Старилова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 183 с.

1.56. Студеникина М. С. Государственный контроль в сфере управления: Проблемы надведомственного контроля. – М.: Юрид. лит., 1974. – 160 с.

Л е к ц и я 9. ИНСТИТУТЫ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Вопросы

1. Правовое основание и объекты института дисциплинарной ответственности. 2. Субъекты института дисциплинарной ответственности и их административно-правовой статус. 3. Правовое основание и объекты института материальной ответственности. 4. Субъекты института материальной ответственности и их административно-правовой статус.

1. Правовое основание и объекты института дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность является одним из видов юридической ответственности. Существует большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы трудовой (служебной) дисциплины.

Действующее законодательство не знает нормативно закрепленного понятия дисциплинарной ответственности. В научных же кругах существуют самые различные точки зрения и взгляды на данную дефиницию. Одни авторы понимают под дисциплинарной ответственностью обязанность отвечать за свои действия и претерпевать за это определенные лишения. Так, например, В. Н. Скобелкин под дисциплинарной ответственностью понимает «обязанность рабочего или служащего понести наказание, предусмотренное законом за виновное и противоправное неисполнение правил поведения в процессе труда, а при определенных условиях и вне его»[136]. Другие авторы указывают на то, что дисциплинарная ответственность – это применение (наложение) мер дисциплинарного воздействия к виновному. Так, например, Д. М. Овсянко определяет дисциплинарную ответственность как применения дисциплинарного воздействия к государственному служащему в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не предусмотренные в уголовном порядке[137].

В приведенных выше определениях дисциплинарной ответственности, последняя как бы исчерпывается наказанием. На наш взгляд не стоит ставить абсолютный знак равенства между понятиями «ответственность» и «наказание». Конечно, без применения соответствующего взыскания, говорить о том, что лицо привлечено к дисциплинарной ответственности невозможно. Однако не стоит забывать о том, что ответственность есть не только факт применения наказания, но и особое правовое состояние после этого. Привлечение к дисциплинарной ответственности подразумевает также и определенные отрицательные последствия имущественного, материального, морального и др. характера, наступающего для лица после применения мер воздействия. Указание на неблагоприятные последствия уже после применения взыскания имеет место быть в определении дисциплинарной ответственности, которое сформулировал Д. Н. Бахрах. Так, по его мнению, дисциплинарная ответственность в совокупности общих черт представляет собой одну из форм государственного принуждения – дисциплинарное принуждение, применяемое должностными лицами к совершившим правонарушение и влекущее неблагоприятные для них последствия[138].

Необходимо отметить, что состояние наказанности – это особое правовое состояние лица, нарушившего дисциплину. Для различных субъектов, на которых распространяется данный вид ответственности, нормативно предусмотрен разный перечень правовых последствий, которые поддерживают это состояние.

Для того, чтобы сформулировать более полное общее понятие дисциплинарной ответственности и раскрыть ее сущность, необходимо определить ее основные особенности.

Первой особенностью дисциплинарной ответственности является широкий круг нормативно-правовых актов, регулирующих материально-правовые и процессуально-правовые составляющие дисциплинарной ответственности.

Здесь необходимо отметить, что правовые проблемы дисциплинарной ответственности многоаспектны, носят межотраслевой характер и находятся на стыке ряда юридических наук, а частности, наук административного и трудового права.

Обращаясь к нормам трудового законодательства, необходимо отметить, что в Трудовом кодексе России имеется отдельный раздел, посвященные трудовому распорядку и дисциплине труда. Вместе с тем, данные нормы распространяются далеко не на всех субъектов данного вида ответственности. Дело в том, что отдельные категории работников, в соответствии с частью 5 статьи 192 Трудового кодекса России, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с уставами и положениями о дисциплине. К таковым, к примеру, относятся: работники организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии;[139] сотрудники органов внутренних дел;[140] сотрудники таможенной службы;[141] работники рыбопромыслового флота;[142] работники морского транспорта;[143] работники железнодорожного транспорта;[144] государственный гражданский служащий;[145] военнослужащий;[146] судья Конституционного Суда России;[147] судьи, прокуроры и другие.[148]

Указанные по ссылкам нормативно – правовые акты составляют правовую базу, определяющую основание дисциплинарной ответственности, виды взысканий, порядок их наложения, снятия, обжалования, а также другие вопросы применительно к указанным выше субъектам дисциплинарной ответственности. Как видно, перечень правовых актов достаточно широк. Необходимо отметить, что содержащиеся в них правовые нормы абсолютно не унифицированы и по определению основания дисциплинарной ответственности, и по видам взысканий, и по всем иным материально-правовым и процессуально-правовым составляющим данного вида ответственности. Иными словами, привлекая к ответственности любого из вышеназванных субъектов, необходимо обращаться к нормативно-правовым актам, регламентирующим его трудовую (служебную) деятельность.

Второй особенностью, характерной именно дисциплинарной ответственности и отличающей ее, например, от административной или уголовной ответственности, является наличие служебной подчиненности.

В каждом конкретном случае (в зависимости от субъектов ответственности и нормативно-правового акта, являющегося правовым основанием привлечения к ней) лица, обладающие полномочиями применять дисциплинарные взыскания, называются по-разному. Для военнослужащих – это командиры (начальники), для государственного гражданского служащего – представитель нанимателя, для сотрудника органов внутренних дел – руководители (начальники) и т.п. Здесь также необходимо указать, что законодательством в отдельных случаях предусмотрено дифференцирование полномочий лиц, обладающих правом применять дисциплинарное взыскание. Примером может послужить Приказ МВД России от 06.05.2013 № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации»(вместе с «Порядком применения к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации мер поощрения»)[149], в котором содержится перечень руководителей (начальников) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации и соответствующих им прав по применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных сотрудников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.129.85 (0.053 с.)