Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разгреби камни, повали стену, сбрось с себя путы и радостно мчись к успеху: сила общеизвестных метафорСодержание книги
Поиск на нашем сайте
"Метафора является, пожалуй, одной из самых плодотворных потенциальных возможностей Ее сила граничит с чудом, и, возможно, она помогала Всевышнему когда он создавал человека, заронив в него частицу этого чуда" ХОСЕ ОРТЕГА И ГАСЕТ "Моему терпению пришел конец" "Я бьюсь о глухую стену" "Моя голова готова лопнуть" 'Я на распутье" "Я сражен" "Я тону" "Я витаю в облаках" "Я свободен, как птица" "Я зашел в тупик" "У меня как будто сто пудов на плечах" "Не жизнь, а малина" "Это не жизнь, а ад" В последней главе мы говорили о силе слов, которая формирует и направляет нашу судьбу, а теперь давайте рассмотрим особые сочетания слов, которые несут в себе еще большее значение и эмоциональное напряжение, — метафоры Для того чтобы понять, что такое метафора, нужно сначала понять, что такое сим велика Что оказывает более сильное воздействие слово "христианин или слово крест. Если вы придерживаетесь мнения большинства людей, то "крест" обладает большей силой, вызывая немедленные позитивные эмоции В сущности, это не что иное, как две пересекающиеся линии, но они обладают способностью связывать определенный стандарт поведения и образ жизни миллионов людей А теперь возьмем крест, изогнем его в виде свастики и противопоставим его слову "нацист" Какое из них обладает большей силой негативного воздействия? Опять таки, если вы примыкаете к большинству, то свастика вызовет у вас более сильные чувства и гораздо быстрее, чем само слово На протяжении всей истории человечества символика использовалась для того, чтобы вызывать эмоциональную реакцию и таким образом формировать поведение человека Символами могут служить многие вещи изображения, звуки, предметы, действия и, конечно же, слова Если слова являются символами, то метафоры — преувеличенными символами Что такое метафора? Когда мы объясняем то или иное понятие, связывая его с чем-нибудь еще, мы используем метафору. Две разные вещи могут иметь очень незначительное или весьма отдаленное сходство друг с другом, но, поскольку мы хорошо знакомы с одной из них, это позволяет нам понять и другую Метафоры — это символы и, как таковые, они могут создать эмоциональную напряженность даже быстрее и более значимо, чем традицией но используемые слова Метафоры могут мгновенно преобразовать наше состояние Люди, будучи разумными существами, постоянно думают и говорят метафорически Например, часто используется такое вы ражение, как "оказаться между молотом и наковальней" При этом создается такое чувство, как будто находишься в темноте или барахтаешься, стараясь удержаться на плаву Не кажется ли вам, что у вас было бы более стрессовое состояние, если бы вы дума ли о том, как справиться со своими проблемами, используя это выражение — "барахтаться, стараясь удержаться на плаву", а не "взбираться вверх по лестнице успеха"? Почувствовали бы вы себя иначе, если бы, говоря о необходимости пройти тест, употребляли слово "плавать" вместо "плавить"5 Изменилось ли бы ваше восприятие и ощущение времени, если бы вы выражались так "время тянется", а не "летит" Еще бы. Одним из основных способов обучения является обучение с помощью метафор Обучение — это процесс создания новых ассоциаций у нас в мозгу, новых значений, и для этого идеально под ходят метафоры. Когда мы чего-то не понимаем, метафора представляет то, что не понятно, в виде того, что нам понятно. Метафора помогает установить связь. Если Х подобен У, а мы понимаем X, то неожиданно мы начинаем понимать и У. Если, например, кто-то пытается объяснить вам, что такое электричество, оперируя такими терминами, как "омы", "амперы", "вольты" и "резисторы", то, вероятнее всего, они приведут вас в полное замешательство, поскольку вы не понимаете этих слов, у вас нет относительно этого никакой информации и, следовательно, вам трудно понять связь между этими словами. Но что, если бы я объяснил вам, что такое электричество, путем сравнения его с чем-нибудь уже вам знакомым? Что, если бы я нарисовал картинку с трубой и сказал: "Вы когда-нибудь видели, как течет по трубе вода?" Вы ответили бы: "Да". Тогда я бы сказал: "А если бы в ней был маленький клапан, который задерживал бы поток воды, проходящей через трубу? Этот маленький клапан делает ту же работу, что и резистор в электрическом устройстве. Теперь вы знаете, что представляет собой резистор?" "Конечно", — сказали бы вы мгновенно. Почему? Потому, что я рассказал вам, на что он похож, сравнив с тем, что вы уже знаете. Все великие учителя — Будда, Магомет, Конфуций, Лаоцзы — использовали метафоры, чтобы донести значения слов и понятий до простых людей. Независимо от их религиозных убеждений, большинство людей не может не согласиться с тем, что Иисус Христос был выдающимся наставником, высказывания которого пережили века не только благодаря глубокому смыслу слов, "но и форме их построения. Например, он не просто подошел к рыбакам и сказал, что хочет, чтобы они шли вербовать людей в ряды христиан; они не имели представления о вербовке. Поэтому он сказал так: "Будьте ловцами человеков". И в ту же минуту, когда он применил эту метафору, рыбаки поняли, что им нужно делать. Эта метафора показала им аналогичный процесс постепенного действия, с помощью которого можно привести других к вере. Когда Христос использовал свои метафоры, он переводил сложные мысли в простые образы, которые могли изменить любого, кто принимал эту информацию близко к сердцу. В сущности, Иисус был мастером не только рассказывать истории, но всю свою жизнь он пользовался метафорами, чтобы показать силу любви Бога и надежды на искупление. Метафоры могут воодушевить нас, расширяя и обогащая наш жизненный опыт. Но, к сожалению, при неправильном использовании той или иной метафоры мы автоматически принимаем вместе с ними и многие из наших ограничивающих убеждений. Годами физики использовали метафору "солнечная система" для описания связи электронов с протонами и нейтронами внутри атомного ядра. Что было хорошего в этой метафоре? Она очень помогала студентам понять связь между атомом и тем, что они уже знали. Они сразу же представляли атомы в виде Солнца, а электроны — в виде планет, вращающихся вокруг него. Суть же была в том, что, используя эту метафору, физики, не сознавая этого, приходили к убеждению, что электроны движутся по равноотстоящим от ядра орбитам, подобно тому как планеты движутся по равноотстоящим орбитам относительно Солнца. Но это было неточное и ограниченное предположение. В сущности, из-за этого физики на протяжении многих лет пребывали в постоянных колебаниях относительно многих вопросов, связанных с атомной энергией, и все из-за ряда ошибочных предположений, основанных на этой метафоре. Сегодня мы знаем, что электроны не находятся на равноотстоящих орбитах, их орбиты находятся на разных расстояниях от ядра. Это новое представление не воспринималось до тех пор, пока не была отвергнута метафора "солнечная система". В результате произошел заметный сдвиг в вопросах атомной энергии. ГЛОБАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ Помните негодование члена руководящего состава одной из моих компаний? В тот же день я сделал одно открытие, которое привело к созданию трансформационной лексики: я обнаружил, какую ценность представляют метафоры, которые я называю теперь глобальными метафорами. Я знал, что член моего руководящего состава использовал слова, усиливающие его эмоциональное состояние, и сначала не понимал, что заставляет его испытывать эти негативные чувства. Как мы с вами уже знаем, все, что мы делаем, определяется тем состоянием, в котором мы сейчас находимся, а оно, в свою очередь, определяется нашей физиологией и тем, какое представление о том или ином явлении создается в нашем мозгу. Когда я спросил его, почему он так расстроен, он сказал: "Ну, это было похоже на то, как будто они посадили нас в коробку и приставили к виску пистолет". А как бы вы прореагировали, если бы мысленно представили, что попали в подобную ситуацию? Нетрудно понять, почему он был в ярости. И я понял это теперь, после стольких лет, в течение которых помогал людям изменять их душевное состояние путем разрушения старых моделей и изменения прежних метафор, не осознавая этого. Я просто не знал, что делаю. (Это часть силы, создающей ярлык: так как у вас есть ярлык для того, что вы делаете, вы можете постоянно поддерживать данное поведение.) Я повернулся к члену своего руководящего состава и спросил: "А какого цвета этот водяной пистолет?" Он удивленно посмотрел на меня и спросил: "Что?" Я повторил вопрос: "Какого цвета водяной пистолет?" Это немедленно разрушило его модель. Для того чтобы ответить, его мозг должен был сфокусироваться на моем странном вопросе, что немедленно изменило внутреннюю сосредоточенность. Когда он представил детскую игрушку — водяной пистолет, то, как вы думаете, в результате этого изменилось его эмоциональное состояние? Еще бы! Он расхохотался. Как видите, фактически любой вопрос, задаваемый повторно, в конце концов заставит того, кому он задан, тоже получить от этого удовольствие, а отвечая на него, он переключает внимание Например, если я все время повторяю вам: "Не думайте о синем цвете", то о каком цвете вы будете думать? Естественно, о синем. А о чем вы думаете, то и будете чувствовать. Заставив члена своего руководящего состава думать о данной ситуации с участием в ней водяного пистолета, я тут же развеял его мысленную картину, несшую негативный заряд, и таким образом изменил в один момент его эмоциональное состояние. А вот насчет его "коробки" было сложнее, поэтому я, зная, что конкурентность для него — больное место, просто сказал: "Что же касается коробки — я не могу, конечно, поручиться за тебя, но не знаю такого человека, который мог бы сделать достаточно большую коробку, чтобы посадить в нее меня" Можете представить, как быстро эта метафора разрушила его представление о коробке' Этот человек постоянно испытывал напряжение, потому что имел дело с "агрессивными'' метафорами. Если вы относительно чего-нибудь чувствуете себя достаточно скверно, быстренько поищите метафоры, которыми пользуетесь для описания своего душевного состояния, или такие, которые объяснили бы, почему вы не двигаетесь вперед или что встало у вас на пути. Часто вы пользуетесь метафорой, усиливающей ваши негативные чувства. Когда люди испытывают затруднения, они обычно говорят что-нибудь типа "У меня такое ощущение, как будто я взвалил себе на спину весь шар земной" или "Передо мной словно какая-то стена, и я не могу пробиться сквозь нее". Но деморализующие метафоры можно заменить с такой же быстротой, с какой они появились. Поэтому, если кто-нибудь говорит мне, что тащит весь шар земной на своих плечах, я отвечаю: "Поставь его на землю и иди дальше". Реакцией на это бывает сначала удивленный взгляд, но тут же, чтобы понять сказанное мной, этот человек переключает внимание на мои слова, в результате чего изменяется и его настроение. Если кто-то говорит мне, что не может продвинуться вперед, что тщетно бьется головой о стену, я советую ему перестать биться, а просто взять и просверлить дырку, или взобраться на стену, или сделать под нее подкоп, или обойти, или открыть дверь и выйти наружу. Просто поразительно, как быстро люди дают на это ответную реакцию. Опять-таки, в тот момент, когда вы мысленно представите вещи в другом ключе, у вас мгновенно изменится настроение. Если кто-то говорит мне: "Я словно раскручиваю какую-то веревку", я отвечаю: "Отбросьте ее в сторону и двигайтесь дальше". Люди часто говорят о том, что они "погрязли в каких-то делах" Вы не можете погрязнуть! Вы можете быть слегка расстроены, можете не иметь ясных ответов на свои вопросы, но вы не можете погрязнуть. В ту минуту, когда вы представите себе ситуацию, в которой погрязли, ручаюсь, вы тем самым определите, что точно так и будете себя чувствовать. Мы должны очень бережно обращаться с метафорами, которые пускаем в ход. Будьте также осторожны относительно тех метафор, которые слышите от других людей. Недавно я прочел статью, в которой говорилось о том, что Салли Филд исполнилось 44 года. Но как это преподносилось! Мол, она начала "скользить по наклонной плоскости к пожилому возрасту". Что за расхолаживающий способ представлять так возраст, когда приобретается опыт и мудрость! Если вы чувствуете себя словно в темноте, просто возьмите и включите свет. Если чувствуете, что тонете в море смятения, выбирайтесь на берег и отдохните на острове понимания. Я знаю, это может прозвучать по-детски, но гораздо более по-детски позволять себе необдуманно использовать метафоры, которые постоянно дезорганизуют нас Мы должны держать под контролем свои метафоры, и не просто избегать метафор, связанных с проблемой, а выбирать такие, которые могли бы стимулировать нас к их преодолению. Как только вы научитесь чувствовать метафоры, которые используете сами и которые подбрасывают вам другие люди, произвести изменение будет очень легко. Все, что вам нужно будет сделать, это спросить себя- "Действительно ли это то, что я имел в виду? Действительно ли она отражает ситуацию или она неточна?" Помните: всякий раз, когда вы используете слова "Я чувствую, как будто..." или "Похоже, что...", эта неопределенность становится движущей силой для использования той или иной метафоры. Поэтому задайте себе более вдохновляющий вопрос Спросите: "Что было бы лучшей метафорой? Что послужило бы более стимулирующим способом обдумывания данной проблемы? На что еще это похоже?" Например, если бы я спросил у вас, что значит для вас жизнь, или какую метафору применить к описанию жизни, то, вероятно, услышал бы такие варианты: "Жизнь подобна постоянной битве" или "Жизнь — это поле боя". А приняв эту метафору, вы начали бы приобретать ряд убеждений, которые ее подтверждают. Как и в примере с атомом и солнечной системой, вы бы начали вести себя в соответствии с неосознанными убеждениями, которые влечет за собой данная метафора. Любую метафору сопровождает целый ряд правил, идей и усвоенных понятий. Поэтому если вы считаете, что жизнь — это поле боя, то что может украсить ваши понятия о жизни? Вы могли бы сказать: "Она тяжела и заканчивается смертью", или "В ней я один и все против меня", или "В ней люди грызутся, как собаки", или "Если жизнь — это действительно поле боя, то не исключено, что я окажусь сраженным" Все эти фильтры оказывают воздействие на ваши подсознательные убеждения относительно людей, возможностей, работы, усилий и самой жизни. Эта метафора повлияет на ваши решения, образ мыслей, ваше душевное состояние, цели и задачи. Она будет формировать ваши действия и, следовательно, вашу судьбу.
ЖИЗНЬ — ЭТО ИГРА У разных людей — разные глобальные метафоры. Например, перечитывая интервью с Дональдом Трампом, я обратил внимание на то, что он часто говорил о жизни как об "испытании". Вы или выигрываете и берете первый приз, либо проигрываете — среднего не дано. Можете представить, какое напряжение это могло создать в его жизни, если ее интерпретировать таким образом? Если жизнь — испытание, то предполагается, что она тяжела; возможно, вам лучше приготовиться к этому, возможно, вы можете не выстоять (или быть вынужденными прибегнуть к жульничеству). Для некоторых людей жизнь — это соревнование. Это могло бы доставлять удовольствие, но может также означать, что есть люди, которых вы должны "побить", поскольку в соревновании может быть только один победитель. Есть категория людей, для которых жизнь — это игра. Как могло бы такое отношение к жизни украсить ваше восприятие ее? Жизнь может быть забавной — вот это понятие! Она может вызывать желание соревноваться. Вам может выпасть возможность получить больше удовольствия и радостных мгновений. Одни говорят: "Если это игра, то должны быть и проигравшие". Другие спрашивают: "Но ведь для игры нужны особые навыки?" Все это зависит от того, какие убеждения вы связываете со словом "игра"; но опять-таки, используя эту метафору, вы получаете ряд фильтров, оказывающих влияние на образ вашего мышления и ваше душевное состояние. Несомненно, метафора, определяющая жизнь матери Терезы, заключалась в том, что жизнь священна. А что, если бы и вы уверовали в это? Что, если бы это стало вашей основной метафорой, — возможно, у вас появилось бы более почтительное отношение к ней или такой взгляд на жизнь не позволил бы вам относиться к ней слишком беспечно. Ачто, если бы вы поверили в то, что жизнь — это дар? Она бы сразу стала чем-то удивительным, радостным, необыкновенным. Или представьте, что жизнь — танец, веселая пляска, что-то красочное, какие-то легкие отношения с людьми, что-то связанное с грациозностью, ритмом и радостью. Так какая же из этих метафор правильно отражает жизнь? Все они применимы в определенные моменты, когда возникает необходимость помочь себе произвести то или иное изменение посредством подобной интерпретации. Но не забывайте, что все метафоры в определенном контексте могут принести либо пользу, либо вред. Когда я научился лучше чувствовать метафоры, то поверил, что, пользуясь лишь одной метафорой, можно весьма основательно ограничить свою жизнь. Сравнение с солнечной системой не причинило бы никакого ущерба науке, если бы у какого-то одного физика нашлись разные способы описания атомов. Поэтому, если мы хотим расширить свои жизненные горизонты, нам следует расширить тот запас метафор, которые мы используем для описания своей жизни, отношений или того, кто мы есть как личности. Но разве мы ограничены только метафорами, касающимися жизни или атомов? Разумеется, нет. Их великое множество для всех областей жизни. Возьмем, к примеру, работу. Некоторые люди говорят: "Кручусь как белка в колесе" или "Работаю как заводная машина". Как, по вашему мнению, эти люди относятся к работе? Некоторые деловые люди, насколько я знаю, использует глобальные метафоры типа "мои авуары" по отношению к собственности и "мои обязательства" по отношению к людям, которые у них работают. Какое, по вашему мнению, это оказывает воздействие на их отношение к этим людям? Другие же смотрят на бизнес как на сад, где нужно трудиться ежедневно, поддерживая порядок и производя улучшения то там, то тут, чтобы в конечном счете получить урожай — вознаграждение за труды. Но есть и такие, которые относятся к работе как к возможности побыть с приятелями, присоединиться к более преуспевающей команде. Что касается меня, то я считаю каждый свой бизнес частью моей семьи. Такое понимание позволяет нам повышать качество наших дел и отношений, постоянно делясь друг с другом всем новым, что мы узнаем. "Жизнь — это процесс создания картины, а не стремление поскорей ее закончить". ОЛИВЕР УИНДЕЛ ХОЛМС Вы замечали, как изменение глобальной метафоры "Жизнь — это состязание" на "Жизнь — игра" может мгновенно изменить ваш жизненный опыт сразу во многих областях? Разве ваши взаимоотношения не изменятся, если вы будете смотреть на жизнь как на танец? Разве это не оказало бы влияния на ваш метод вести бизнес? Конечно же! Это служит примером поворотного пункта, глобаьного изменения, когда, производя одно только это изменение, можно трансформировать образ вашего мышления и душевное состояние во многих областях жизни. Я не утверждаю, что это правильный или неправильный взгляд на вещи. Просто необходимо понять, что, изменяя одну глобальную метафору, вы можете мгновенно изменить взгляд на всю свою жизнь. Как и в трансформационной лексике, сила метафор — в их простоте. Несколько лет тому назад я проводил двухнедельную программу "Сертификация" в Скоттсдейле, Аризона. Во время семинара вдруг какой-то мужчина вскочил и начал махать перед людьми руками, делая такие движения, как будто держит нож, выкрикивая во всю силу легких: "Я зачерняю!" Психиатр, сидевший через два ряда впереди него, воскликнул: "О господи! У него психическое расстройство!" К счастью, я не принял язык психиатра. Вместо этого — поскольку я знал: все, что теперь нужно, это мгновенно изменить возбужденное состояние этого человека, — я приступил к действию. Тогда я еще не знал концепции глобальных метафор; я просто сделал то, что умел делать лучше всего, — разрушил его модель поведения. Я подошел к нему и закричал: "Тогда выбели это! Возьми тот состав, которым ты пользуешься при печатании! И выбели это!" Мужчина минуту ошеломленно смотрел на меня. Он перестал производить свои нелепые движения, и все замерли, ожидая, что будет дальше. Не прошло и нескольких секунд, как его лицо и все тело изменились, и дыхание нормализовалось. Я сказал: "Выбели все". А затем спросил, как он себя чувствует, и он ответил: "Кажется, значительно лучше". "Тогда сядьте", — сказал я. И вслед за тем продолжал вести семинар. Вид у всех был ошарашенный, и, по правде говоря, я тоже был несколько удивлен тем, что это так быстро сработало! Двумя днями позже этот человек подошел ко мне и сказал: "Не знаю, что это было, но в тот день мне исполнилось сорок лет и я словно обезумел. Я почувствовал, как будто меня ударили ножом, потому что оказался в этой темноте, и она стала поглощать меня. Но когда я получил совет «выбелить все», вокруг словно посветлело. И я почувствовал себя иначе. Я начал думать о других вещах и сегодня уже чувствую себя прекрасно". Он и в дальнейшем чувствовал себя так же хорошо — и все благодаря изменению лишь одной метафоры. До сих пор мы говорили лишь о том, как снизить наш негативный эмоциональный накал с помощью трансформационной лексики и глобальных метафор Однако иногда полезно и необходимо заставить себя испытать достаточной силы негативные эмоции. Например, я знал одну супружескую пару, у которой был сын, пристрастившийся к наркотикам и алкоголю. Они понимали, что должны сделать что-нибудь, чтобы заставить его изменить разрушительную модель, но в то же время у них были смешанные ассоциации относительно вмешательства в его жизнь. В конце концов, отчаявшись, они смогли найти достаточной силы рычаг, чтобы предпринять действие и сделать хотя бы что-нибудь, — они решили поговорить с человеком, который когда-то сам принимал наркотики. "В голову вашего сына нацелены сейчас две пули — сказал тот родителям — Одна — это наркотики, другая — алкоголь, и любая из них может убить его — это лишь дело времени, — если вы не остановите его сейчас". Представив положение дел таким образом, он тем самым побудил их к действию Неожиданно они поняли, что если ничего не предпримут, то тем самым позволят сыну умереть, в то время как прежде представляли себе его пристрастие лишь как своего рода проблему Пока они не приняли эту новую метафору, им не хватало эмоционального подъема, для того чтобы что-нибудь предпринять Я рад сообщить вам, что они преуспели в этом и помогли молодому человеку расстаться с пагубными привычками. Запомните, метафоры, которые мы используем, всегда будут определять наши действия
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.143 (0.011 с.) |