Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение — это часто результат сосредоточенности

Поиск

Если вы назначили деловую встречу и кто-то не пришел вовремя, то ваши чувства основаны исключительно на том, на чем вы сосредоточили свое внимание. Возможно, вы мысленно представляете, что причиной неявки могло быть халатное отношение кделу или что у этого человека возникли определенные трудности, помешавшие ему явиться на эту встречу. Что бы вы ни предполагали, это окажет определенное воздействие на ваши эмоции. Но разве бы вы расстроились, узнав, что реальной причиной опоздания были дела, связанные с выгодной для фирмы сделкой, результаты которой он хотел принести вам на обсуждение? Помните: то, на чем мы сосредоточены, и будет определять наше душевное состояние. Возможно, нам не следует спешить с выводами и надо более осторожно выбирать, на чем концентрировать свое внимание.

Сосредоточенность определяет ваше восприятие реальности (позитивное или негативное) и ваши чувства (счастье или огорчение). Одной из изумительнейших метафор для силы сосредоточенности может служить езда на гоночном автомобиле — истинная моя страсть. Если сравнивать управление гоночной машиной "Формулы-1" с управлением вертолетом, то последнее может показаться легкой прогулкой! В гоночном автомобиле вы не можете позволить себе отвлечься от цели хотя бы на мгновение. Ваше внимание не ограничено вашим местонахождением, оно не может также переключаться ни на то, что было в прошлом, ни на то, что будет потом. Четко сознавая, где вы находитесь, вы в то же время должны предвидеть, что может случиться в ближайшее время.

Вот каким был мой первый урок, преподанный мне в самом начале моих занятий в школе автогонщиков. Инструкторы посадили меня в так называемый "тренировочный " автомобиль— со встроенным в него компьютером и гидравлическими подъемниками, которые могли изменять направление колес по мгновенному сигналу инструктора. Правило номер один, которому они нас учили, гласило: сосредоточься на том, куда хочешь ехать, а нена том, чего боишься.

Когда вы начинаете чувствовать, что машина выходит у вас из-под контроля, то первое побуждение — посмотреть на стенку. Но если вы сосредоточитесь на этом, то обязательно этим и кончите. Гонщики знают, что едешь туда, куда смотришь: вы правите в направлении своего внимания. Если вы сможете перебороть чувство страха, обрести веру в себя и сосредоточиться на том, куда хотите ехать, то ваши действия будут направлены соответственно, и если еще есть возможность исправить ситуацию, вы это сделаете, — но у вас не останется ни малейшего шанса, если вы сосредоточитесь на том, чего боитесь. Люди неизменно говорят: "А что толку, если вы все равно разобьетесь?" На это можно ответить так: "Вы повышаете свои шансы, сосредоточившись на том, чего хотите". Концентрируя свое внимание на решении, вы уже получаете преимущество. А если вас неумолимо тянет на стену, то, сосредоточившись на этой проблеме, вы все равно не избежите крушения.

Когда инструктор впервые объяснил мне это правило, я кивнул головой и подумал: "Конечно, мне все это известно. Ведь я учу этому своих служащих". Оказавшись в первый раз на скоростной трассе, я не переставая вопил от восторга, и вдруг, неожиданно для меня, инструктор нажал кнопку. Я начал терять.контроль. И на что, по-вашему, уставились мои глаза? Ну конечно! Прямо на стенку! В последние секунды меня охватил ужас, поскольку я знал, что сейчас врежусь в нее. Инструктор схватил мою голову и повернул ее налево, заставив меня смотреть в нужную сторону. Но мы продолжали скатываться к стене, и я знал, что сейчас произойдет удар, но, тем не менее, вынужден был смотреть в том направлении, куда должен был ехать. Понятно, что, глядя туда, я машинально и руль крутил в том направлении. И в последний момент мы вывернулись. Вы можете представить себе мое чувство облегчения!

Есть одна вещь относительно всего этого, которую не мешало бы знать: когда вы переключаете внимание, часто изменение направления не происходит немедленно. Разве не так ив жизни? Часто между моментом переключения внимания и соответствующей реакцией на это тела происходит некоторое отставание. Тем больше оснований по быстрее переключить внимание на то, что вам нужно, и не носиться больше сданной проблемой.

Так я выучил свой урок? Нет. Я лишь приобрел некоторый опыт, но еще не выработал нейроассоциации. Мне нужно было закрепить новую модель поведения. Поэтому в следующий раз, когда меня понесло на стену, инструктор вынужден был уже словесно решительно напомнить мне, куда я должен смотреть. В третий раз я намеренно и сознательно отвернулся от стены. Я доверился правилу, и это сработало. Проделав это множество раз, теперь, как только я теряю управление, моя голова сама поворачивается в направлении движения к цели, а затем и колеса; и машина летит дальше. Есть ли гарантия, что я всегда смогу справиться с этим и контролировать свое внимание? Нет. Но это повышает мои шансы? Один к ста!

То же применимо и к жизни. В последующих главах я научу вас нескольким способам, с помощью которых вы сможете вырабатывать позитивную сосредоточенность. А пока что усвойте, что нужно дисциплинировать свой разум. Разум, вышедший из-под контроля, может сыграть с вами злую шутку. Направляйте его, и он будет вашим самым надежным другом.

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам".

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ 7:7

Самым действенным способом контроля за своим вниманием является постановка вопросов. О чем бы вы ни спрашивали, ваш мозг найдет ответ; чего бы ни искали, обязательно найдете. Если. вы спрашиваете: "Почему у этого человека есть преимущество передо мной?", то это означает, что вы намерены сосредоточить внимание на том, что вас обходят, независимо от того, так это или не так. Если же вы спрашиваете: "Как бы мне это изменить?", то получите более ободряющий ответ. Вопросы представляют собой, такой мощный механизм для изменения вашей жизни, что я решил посвятить следующую главу исключительно этой теме. Они являются не только самым эффективным средством, но и самым простым путем к изменению ваших чувств относительно чего угодно, а следовательно, и изменению направления вашей жизни в один момент. Вопросы дают ключ к раскрытию наших неограниченных потенциальных возможностей.

Наилучшей иллюстрацией к этому служит история одного молодого человека, выросшего в Алабаме. Много лет тому назад один семиклассник набросился на него и избил. Придя в себя, мальчик решил отомстить ему. Он пришел домой, взял у матери ружье двадцать второго калибра и устроил засаду, ожидая своего врага. В эти минуты его судьба висела на волоске.

Если бы обидчик был в это время в пределах досягаемости, то мальчик бы просто выстрелил в него и с обидчиком было бы покончено. Но в этот самый момент он задал себе вопрос: "А что случится со мной, если я нажму на курок?" И перед его глазами предстала другая картина, пронзившая его невероятно болезненным чувством. В какие-то доли секунды, которые могли направить жизнь этого мальчика в совершенно другом направлении, он представил с удивительной ясностью, каково это будет для него — сесть в тюрьму. Это потенциальное страдание оказалось сильнее чувства мести. Он отвел ружье в сторону и выстрелил в дерево.

Этим мальчиком был Бо Джексон, и когда он описывает эту ситуацию, то становится ясно, что в этот поворотный момент в его жизни страдание, связанное с мыслью о тюрьме, явилось более мощной силой, чем радость от мысли об отмщении. Мгновенное переключение внимания, выбор между страданием и удовольствием возможно, произвели глубочайший внутренний переворот в этом мальчике, который из безвестного парнишки стал великим атлетом нашего времени, об успехах которого ходят легенды.

"Как мастер-лучник строгает и оттачивает свои стрелы, так и художник оттачивает свои бессвязные мысли".

БУДДА

ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ТО, НА ЧЕМ ВЫ СОСРЕДОТОЧИВАЕТЕ СВОЕ ВНИМАНИЕ, НО И КАК

Наше представление о мире создается посредством сбора информации при участии пяти чувств. Однако у каждого из нас есть своя особая форма сосредоточенности, или, как ее часто называют, модальности. Например, одни люди больше поддаются воздействию того, что видят: у них доминирует визуальная система, у других величайшей движущей силой являются звуки, в то время как у третьих все основано на чувствах.

Но и внутри каждой из этих модальностей есть элементы зрительного, звукового или другого типа восприятия, которые могут быть изменены, с тем чтобы повысить или снизить интенсивность наших чувств. Эти основные ингредиенты называются субмодальностями*. Например, вы мысленно воссоздали какую-то картину, а затем взяли какой-нибудь аспект этого образца (субмодальности) и изменили его, чтобы изменить относительно него свои чувства. Вы можете сделать картину ярче за счет немедленного изменения интенсивности своих чувств относительно данного явления. Это называется сменой субмодальности. Пожалуй, величайшим экспертом по субмодальностям считается Ричард Бандлер, один из создателей нейролингвистического программирования. Родоначальником же теории пяти чувств является Аристотель, который разработал категории моделей восприятия.

Вы можете радикально поднять или снизить уровень интенсивности своих чувств с помощью умелого управления субмодальностями. Они воздействуют на ваши ощущения практически во всем, какие бы чувства вы не испытывали — радость, разочарование, восторг или отчаяние. Понимание их сути дает вам возможность не только изменить свои чувства относительно любого явления в жизни, но и изменить его значение для вас и, следовательно, привести вас к решению, что можно с этим сделать.

Одним из образов, который я нахожу очень для этого подходящим, может служить представление субмодальностей в виде прилавков бакалейно-гастрономического магазина, типа того, который вы обычно посещаете, где на ярлыках продуктов штрих-коды заменяют ценники. Эти маленькие черные линии кажутся маловажными, тем не менее, когда их протаскивают через кассовый сканер, они сообщают компьютеру, что это за вещь, сколько она стоит и т.д. Субмодальности работают по тому же принципу. Проходя через сканер компьютера, который мы называем мозгом, они сообщают ему, что это за явление, какие нужно выражать по отношению к нему чувства и что делать. У вас есть собственные ярлыки и имеется их перечень, поступающий вместе с вопросами, которые задаются с целью определить, какие из них вы используете.

Например, если у вас есть склонность сосредоточиваться на визуальных модальностях, то уровень удовольствия, который вы получаете из конкретной зоны памяти, вероятно, будет прямым результатом субмодальностей размера, цвета, яркости, расстояния и количества движения в том визуальном образе, который вы из этого создали. Если вы представляете себе это в виде слуховых субмодальностей, тогда ваши чувства будут зависеть от тональности, высоты звука, скорости и прочих факторов подобного рода, которые вы с этим связываете. Например, одним людям для того, чтобы почувствовать побудительную силу, требуется сначала настроиться на определенный канал. Если же их любимый канал — визуальный, тогда им нужно сосредоточиться на визуальных элементах какой-нибудь ситуации, дающей им большую эмоциональную интенсивность относительно данного явления. Другим людям требуется слуховой или кинестетический канал, а есть и такие, для которых наилучшей стратегией является что-то типа комбинированного замка. Сначала должен быть отперт визуальный замок, затем слуховой, затем кинестетический. Все три скобы должны быть сняты правильно и в должном порядке для того, чтобы открыть "подвал".

Как только вы ознакомитесь с этим, то поймете, что люди постоянно используют в своем повседневном лексиконе слова, чтобы сообщить вам, на какую систему и какие субмодальности они настроены. Прислушайтесь к тому, как они описывают свои проблемы и примите их слова буквально. Например, в последних двух предложениях я употребил термины "настройка" и "слушать" — ясно, что это примеры слуховой модальности.

Вы, наверное, часто слышите, как многие люди говорят: "Не представляю, как это сделать!" Тем самым они сообщают вам, в чем их проблема: если бы они представляли, как это сделать, они бы пришли в такое состояние, которое дало бы им чувство возможности осуществления этого. Вероятно, вам когда-нибудь говорили: "Вы совершенно утратили чувство равновесия". Если вы действительно выведены из душевного равновесия, то они, возможно, правы. Выть может, ваше воображение рисует вещи в преувеличенном виде, что усиливает переживания. Если кто-то говорит: "Это лежит на мне тяжким грузом", то вы можете помочь этому человеку отнестись к данной ситуации проще, и тем самым привести его в лучшее душевное состояние, после чего он сможет справиться с ней. Наша способность изменять настроение зависит от способности изменять наши субмодальности. Мы должны научиться контролировать отдельные части воображаемого явления и изменять их таким образом, чтобы обрести возможность достичь желаемых результатов. Например, вы когда-нибудь замечали, что говорите о том, что вам нужно "держаться подальше" от какой-нибудь проблемы? Я бы хотел, чтобы вы попробовали это проделать, если вам удастся. Припомните какую-нибудь ситуацию, которая недавно вызвала у вас определенные затруднения. Нарисуйте мысленно эту картину, затем представьте, что отодвигаете ее дальше и дальше от себя. Приподнимитесь над ней и посмотрите вниз, на проблему, с позиции новой перспективы. Что случится с интенсивностью ваших эмоций? У большинства людей она пойдет на спад. А что, если это изображение станет более туманным или уменьшится в размере? Теперь вообразите эту же проблему и сделайте ее больше, ярче и ближе. У большинства людей это усиливает чувства. Отодвиньте ее назад и представьте, что она тает под солнцем. Простое изменение в любом из этих элементов подобно изменению ингредиентов лекарств при составлении рецепта. Они определенно изменят то, что вызывает дискомфорт в вашем теле. И хотя я значительно глубже освещаю вопрос о субмодальностях в "Беспредельной власти", я сделал некоторый обзор этой темы и здесь, так как хочу быть уверенным, что вы поняли эту особенность.

 

 

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА:

Визуальных субмодальностях

Это поистине скрасило мне день.

Все представилось совсем в иной перспективе.

Это имело высший приоритет.

У этого парня подозрительное прошлое.

Давайте взглянем на картину в целом.

Эта проблема стоит у меня перед глазами.

Слуховых субмодальностях

Он постоянно твердит мне об этом.

Эта проблема взывает к действию.

Работа говорит сама за себя.

Все, что мы делали, привело к плачевному результату.

Парень действительно аховый.

Это звучит здорово.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.100 (0.008 с.)