Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы убеждений: сила созидания и сила разрушения

Поиск

"Под тем, что мы думаем, лежит то, во что мы верим, — это и есть верхний покров нашего душевного состояния".

АНТОНИО МАЧАДО

Он был равнодушным и жестоким убийцей, алкоголиком и наркоманом, неоднократно доходившим до последней грани. Сегодня он отбывает пожизненное заключение в тюрьме за убийство кассира магазина спиртных напитков, "оказавшегося на его пути". У него двое сыновей с разницей в возрасте одиннадцать месяцев, один из которых вырос, чтобы стать таким же, как отец- наркоманом, промышляющим воровством и вымогательствами, пока его тоже не посадили в тюрьму за покушение на убийство. Однако у его брата совсем другая история. Это человек, который женат по любви, воспитывает троих детей и действительно счастлив. Являясь региональным менеджером в главном национальном концерне, он считает свою работу хотя и доставляющей ему большие хлопоты, но все-таки одним из источников радости. Физически он хорошо сложен и не имеет ни малейшего пристрастия ни к спиртным напиткам, ни к наркотикам. Как могло случиться, что эти двое молодых людей выросли такими разными, воспитываясь, в сущности, в одной и той же среде? Я спрашивал у каждого из них по отдельности: "Почему ваша жизнь сложилась именно так?" И, как ни удивительно, оба они дали мне один и тот же ответ: "А кем еще я мог стать, имея такого отца?"

Как часто мы обольщаемся, считая, что обстоятельства управляют нашей жизнью, а среда формирует характер. Я не знаю большего обмана, чем этот. Не обстоятельства жизни формируют нас, а наши убеждения относительно того, что означают для нас эти обстоятельства.

Двое солдат были ранены во Вьетнаме и брошены в тюрьму Хао-Ло. Их изолировали, приковали цепями к цементным плитам, постоянно избивали ржавыми кандалами и пытали, чтобы получить сведения. И хотя с этими двумя обращались одинаково жестоко, у них сформировались противоположные убеждения относительно их тяжкого жизненного опыта. Один из мужчин решил, что его жизнь кончена и, чтобы избежать дополнительных страданий, покончил с собой. Другой в этих обстоятельствах выковал более глубокую, чем когда-либо, веру в себя, в человека и своего Создателя. Капитан Джеральд Коффи использует свой опыт, вынесенный из тех событий, чтобы напомнить людям всего мира о силе человеческого духа, способной преодолеть фактически всё и бросить вызов обстоятельствам.

Две женщины перешагнули за семидесятилетний рубеж, но они придают этому событию разное значение. Одна "знает", что ее жизнь подходит к концу. Для нее семь десятков лет жизни ассоциируются с полным разрушением тела, и она считает, что настало время привести в порядок свои дела. Другая женщина убеждена, что возможности человека любого возраста зависят от его убеждений, и устанавливает для себя более высокий стандарт. Она решила, что лазанье по горам может оказаться вполне подходящим видом спорта для начинающей семидесятилетней спортсменки. Следующие двадцать пять лет она решила посвятить этой новой затее, совершенствуясь в искусстве скалолазания, покоряя высочайшие вершины мира, и в свои девяносто Хильда Крукс стала старейшей из женщин, которые поднимались на гору Фудзи.

Как видите, обстоятельства здесь ни при чем; и отнюдь не события нашей жизни, а то значение, которое мы им придаем, — другими словами, как мы их интерпретируем, — формирует наш характер как сегодня, так и в будущем. Именно убеждения лежат в основе оценки жизни как радостного дара или как тяжкой ноши и бездуховности. Убеждения отличают Моцарта от Мэнсона. Убеждения побуждают отдельных личностей становиться героями, в то время как другие проводят жизнь в унылом отчаянии.

На чем строятся наши убеждения? Они являются направляющей силой, которая говорит нам, что приведет нас к страданию, а что — к удовольствию. Когда бы и что бы ни случилось в вашей жизни, ваш мозг всегда задает два вопроса:

1. Будет ли это означать страдание или удовольствие?

2. Что я должен сделать сейчас, чтобы избежать страдания и (или) получить удовольствие?

Ответы на эти два вопроса основаны на наших убеждениях, а наши убеждения приводятся в действие нашими обобщениями о том, что могло бы привести к страданию и удовольствию. Эти обобщения руководят всеми нашими действиями и, следовательно, качественным уровнем нашей жизни.

Обобщения могут быть очень полезны, они представляют собой просто идентификацию подобных образцов. Например, что позволяет вам открыть дверь? Вы смотрите на ручку двери и, хотя никогда прежде не видели подобной формы ручки, вы все равно уверены/что дверь откроется, если повернуть эту ручку вправо или влево или нажать на нее. Откуда у вас эта убежденность? Да просто жизненный опыт дает вам достаточно подтверждений, чтобы создалось чувство уверенности, позволяющее вам открыть дверь. Без этого чувства уверенности мы, в сущности, были бы неспособны выйти из дома, водить автомобиль, пользоваться телефоном и выполнять массу других повседневных дел. Обобщения упрощают наш быт и позволяют жить более легко.

К сожалению, обобщения в более сложных областях нашей жизни могут привести к чрезмерным упрощениям и иногда создать ограничивающие убеждения. Возможно, у вас в жизни был опыт, на основании которого выработалось убеждение, что вы некомпетентны. А раз вы в это поверили, то это стало для вас ограничивающим условием. Вы можете сказать: "Зачем и пытаться, если в любом случае я этого не достигну?" Или, возможно, вы приняли несколько неудачных решений, касающихся бизнеса или личных отношений, и интерпретировали их как то, что вечно вы "все себе портите". Или, возможно, еще будучи школьником, вы не заучивали уроки так быстро, как, вам казалось, это получалось у других детей; и, вместо того чтобы рассматривать это как другую стратегию заучивания, вы решили, что вы "тугодум". А если взять более широкую сферу, то разве расовые предрассудки не разжигаются огульными обобщениями какой-то одной группы людей?

Проблема всех этих убеждений заключается в том, что они становятся ограничениями в принятии будущих решений относительно того, кто вы есть и на что способны. Мы должны помнить, что большинство наших убеждений представляют собой обобщения о нашем прошлом, основанные на том, как мы интерпретируем болезненные и приятные случаи в своей жизни. Проблема состоит в следующем:

1) большинство из нас сознательно не решают, во что верить;

2) часто наши убеждения базируются на неправильной интерпретации прошлого опыта и

3) как толь-ко мы приобрели убеждения, мы тут же забываем, что это всего лишь интерпретация.

Мы начинаем относиться к нашим убеждениям, как к чему-то реальному, как к заповеди. На самом деле мы редко, если не сказать никогда, подвергаем сомнению свои устоявшиеся убеждения. Если вы когда-либо задавались вопросом, почему люди делают то, а не другое, то опять-таки, следует вспомнить, что люди не являются бессмысленными существами: все наши действия есть результат наших убеждений. Что бы мы ни делали, это вне наших сознательных или подсознательных убеждений относительно того, что приведет к удовольствию или избавит от страдания. Если вы хотите создать долгосрочные и постоянные изменения в своем поведении, то должны изменить убеждения, которые тащат вас назад.

Убеждения обладают созидающей и разрушительной силой. Человек обладает поразительной способностью любому жизненному опыту придать такое значение, которое отнимет у него всякую энергию или, наоборот, в буквальном смысле слова, спасет ему жизнь. Некоторые люди, имея болезненный опыт в прошлом, говорят: "Благодаря этому я буду помогать другим. Я подвергался жестокости, поэтому приложу все силы, чтобы больше никто не разделил моей участи". Или: "Поскольку я потеряла сына (или дочь), я постараюсь изменить мир". Это не значит, что они в это хотели бы верить, а скорее, что приобретение такого убеждения было для них необходимостью, чтобы собрать отдельные части в единое целое и продолжать жить гармоничной жизнью. Все мы имеем способность придавать событиям такое значение, которое нас вдохновляет, но многие пренебрегают этой способностью или даже не подозревают о ней. Если мы не обретем веру, что все необъяснимые трагедии в жизни имеют причины, то постепенно разрушим нашу способность жить в реальном мире. Свойство человека отдавать предпочтение более печальному жизненному опыту было исследовано психиатром Виктором Фрэнклем на собственном жизненном опыте и опыте узников, переживших ужасы концентрационных лагерей. Фрэнкль заметил, что те несколько личностей, которые смогли пройти через этот "ад на земле", имели одну общую черту: они использовали для выживания свой негативный жизненный опыт, обретя в нем поддержку в своем страдании. А затем у них выработалось убеждение, что из-за того, что они страдали и выжили, они получили возможность рассказать эту трагическую историю младшему поколению, которое должно сделать так, чтобы ни один человек никогда не испытал подобных мучений.

Убеждения не ограничиваются воздействием наших эмоций или действий. Они могут буквально в считанные минуты изменить наше тело. Я имел удовольствие взять интервью у профессора из Йеля, автора бестселлеров, Берни Сигаля. Когда мы начали говорить о силе убеждений, Берни поделился со мной результатами своего исследования, которое он проводил на людях, страдающих раздвоением личности. Несомненно, сила убеждений этих людей в том, что они становились совсем другими людьми, была основана на неконтролируемой команде в их нервной системе, в результате которой происходили невероятные изменения в биохимическом составе их организма. Результат? Они, в буквальном смысле слова, изменялись на глазах у исследователей и начинали отражать новую индивидуальность, которая проявлялась даже в их внешнем виде. Исследования документально подтвердили такие наглядные изменения, как цвет глаз пациентов, действительно менявшийся при изменении их личности, или исчезновение и появление снова тех или иных физических примет. Даже такие болезни, как диабет или высокое кровяное давление, то возникали, то пропадали в зависимости от убеждения данного человека, что он стал кем-то другим.

Убеждения обладают также способностью преодолевать воздействие наркотиков на организм. В то время как большинство людей верят в то, что наркотики лечат, исследования новой науки психонейроиммунологии (связь разума и тела) имеют подтверждения того, что многие медики подозревали веками: наши убеждения относительно болезни и ее лечения играют значительную роль, может быть, даже более значительную, чем само лечение. Доктор Генри Бичер из Гарвардского университета провел обширное исследование, которое ясно показывает, что мы часто верим Действию обезболивающих лекарств, хотя в действительности это всего лишь наше убеждение, что оно нам помогает.

Одним из подтверждений этого был ошеломляющий эксперимент, когда исследователи попросили 100 студентов-медиков принять участие в тестировании двух новых наркотиков Один из них. в красной капсуле, был описан студентам как суперстимулятор, а другой, в синей капсуле, — как супертранквилизатор. В тайне от студентов содержимое капсул поменяли: в красной капсуле на самом деле был барбитурат, а в синей — амфетамин. Тем не менее, у студентов была зафиксирована физическая реакция, которая соответствовала предположениям исследователей, — прямо противоположная химической реакции, которую лекарства вызывали в их организме! Этим студентам были даны не просто безвредные лекарства, прописываемые для успокоения больного, — им действительно дали наркотики. Но их убеждения преодолели химическое воздействие наркотиков на организм. Как позднее утверждал доктор Бичер, действенность лекарств "является прямым результатом не только их химических свойств, но также результатом убеждения пациента в полезности и эффективности данных препаратов''.

"Лекарства не всегда бывают необходимы, а убеждение в выздоровлении — всегда".

НОРМАН КАЗИНЗ

Я имел счастье знать Нормана Казинза в течение почти семи лет, и мне повезло взять у него последнее, записанное на пленку интервью всего за месяц до его смерти. В этом интервью он поделился со мной одной историей, подтверждавшей, как сильно убеждения воздействуют на физическое состояние тела. Во время футбольного матча в Монтеррей-парке, в предместье Лос-Анджелеса, несколько человек почувствовали симптомы пищевого отравления. В результате проведенного врачами обследования было установлено, что причиной был один из безалкогольных напитков, который продают в автоматах, так как заболели все пациенты, купившие его еще до матча. Через громкоговоритель было сделано объявление с предупреждением, чтобы никто не покупал напитков из автоматов, поскольку уже несколько человек заболели, и были описаны симптомы заболевания. Толпа немедленно отхлынула от стоек с автоматами, так как у многих началась рвота, и они в давке теряли сознание. Заболели также несколько человек, даже не приближавшихся к автомату! Службы скорой помощи из местных больниц имели в этот день массу работы, метаясь взад-вперед по стадиону и вынося на носилках захворавших болельщиков. Когда же обнаружилось, что напитки из этих автоматов были совершенно безвредными, люди немедленно и "магическим образом" выздоровели.

Необходимо уяснить, что наши убеждения способна в один момент сделать нас больными или здоровыми ведь документально подтверждено, что убеждения воздействуют на нашу иммунную систему. И что гораздо важнее, убеждения могут либо дать нам команду предпринять решительное действие, либо ослабить и разрушить наше побуждение. Вот и в данный момент убеждения формируются в соответствии с вашей реакцией на только что прочитанное и на то, как вы собираетесь использовать знания, почерпнутые из этой книги. Иногда у нас вырабатываются убеждения, создающие ограничения или, наоборот, стимулирующие к действию в очень узком, конкретном контексте: например, как мы оцениваем свои способности к пению и танцам, починке автомобиля или умению производить вычисления. Другие убеждения носят общий характер и могут доминировать фактически в каждом аспекте нашей жизни, положительно или отрицательно. Я называю их глобальными убеждениями.

Глобальные убеждения — это твердые убеждения относительно всего, что есть в нашей жизни: нашей индивидуальности, людей, работы, времени, денег и самой жизни. В этих крупных обобщениях обычно используются глаголы есть (является): "Жизнь есть...", "Люди являются представителями..." и т.д. Нетрудно представить, что убеждения этого масштаба могут сформировать и придать соответствующую окраску любому аспекту нашей жизни. Иногда, произведя лишь одно изменение в ограничивающем глобальном убеждении, вы можете изменить каждый аспект своей жизни в один момент! Помните: укоренившись, убеждения становятся неоспоримыми командами, посылаемыми в нашу нервную систему, они обладают силой расширить или разрушить возможности нашего настоящего или будущего.

Если мы хотим управлять своей жизнью, то должны взять под сознательный контроль наши убеждения. А чтобы это сделать, нужно сначала понять, чем они являются на самом деле и как формируются.

ЧТО ТАКОЕ УБЕЖДЕНИЕ?

Что же такое убеждение? Мы часто говорим о явлениях, не имея четкого представления о том, что они собой представляют. Большинство людей считают убеждение чувством уверенности относительно чего бы то ни было. Если вы говорите, что считаете себя разумным человеком, то это все равно, как если бы вы сказали: "Я чувствую уверенность в том, что я разумный человек". Это чувство уверенности позволяет вам задействовать внутренние ресурсы, которые дают возможность достигнуть желаемых результатов внутри нас есть ответы фактически на все — или, по крайней мере, мы имеем доступ к необходимым ответам через других. Нечасто недостаточная убежденность, недостаточная уверенность вызывает у нас неспособность использовать все имеющиеся у нас способности.

Простой способ понять, что такое убеждение, — это оценить его основной строительный материал — мысли. Вы можете иметь множество мыслей, но по-настоящему не верить в них. Возьмем, к примеру, мысль о том, что вы сексуальны. Остановитесь на минутку и скажите себе: "Я красивая женщина". Теперь эта мысль, или убеждение, перейдет в уверенность, которую вы будете чувствовать, произнося эту фразу. Если вы подумаете: "Да, но на самом деле я не некрасива", то, по существу, это будет означать: "Я не чувствую уверенности в том, что я красива".

Как преобразовать мысль в убеждение? Позвольте мне предложить вам простую метафору для описания этого процесса. Если представить мысль в виде крышки стола без ножек, то у вас будет определенное представление о том, почему та или иная мысль не воспринимается с такой же уверенностью, как любое убеждение. Не имея ножек, крышка стола не сможет стоять сама по себе. С другой стороны, убеждение имеет "ножки". Если вы действительно считаете, что вы красивы, то откуда вы знаете об этом? Разве не правда, что у вас есть кое-какие подтверждения этой мысли — некоторый жизненный опыт, поддерживающий ее? Это и есть те "ножки", которые делают вашу крышку стола устойчивой, которые делают ваше убеждение уверенностью.

Каков же имеющийся у вас подтверждающий опыт? Возможно, кто-то из знакомых говорил вам о том, что вы красивы. Или, глядя на себя в зеркало и сравнивая отражение своего лица с лицом тех, кого другие люди считают красивыми, вы говорите: "Хм, я похожа на них!" Или, скажем, прохожие на улице оглядываются на вас и подают знак рукой. Все это ничего не значит до тех пор, пока вы не соберете все вместе в одну мысль, что вы красивы. Когда вы сделаете это, "ножки" дадут вам почувствовать уверенность относительно данной мысли и заставят вас поверить в это. Ваша мысль обретет уверенность и станет убеждением.
Как только вы постигнете смысл этой метафоры, вы начнете понимать, как формируются ваши убеждения и как можно их изменить. Во-первых, важно заметить, что мы можем вырабатывать убеждения относительно чего угодно, если только найдем достаточно "ножек" —достаточно подтверждающих событий, — чтобы их построить. Подумайте об этом. Возможно, что у вас достаточно жизненного опыта или вы знаете таких людей, которые прошли через такие же тяжелые испытания, что и вы, на основании чего, при желании, вы легко могли бы выработать убеждение о том, что люди нравственно испорчены и, стоит им дать хотя бы малейший повод, они тут же вас обманут. Возможно, вы не хотите в это верить — мы уже обсуждали, что это убеждение подействовало бы расслабляюще, — но разве у вас не было случаев, которые могли бы подтвердить эту мысль и заставить вас почувствовать уверенность в этом, если бы вы только захотели? Разве не правда также, что в вашей жизни есть случаи — подтверждения,— укрепляющие мысль, что если вы действительно заботитесь о людях и хорошо относитесь к ним, то они в самом деле хорошие и, в свою очередь, захотят вам помочь?

Вопрос в том, какое из этих убеждений является истинным? Ответ гласит: неважно, какое является истинным. Важно, какое является наиболее вдохновляющим. Все мы можем найти кого-нибудь, кто поддержит наши убеждения и заставит нас почувствовать себя более уверенно относительно того или иного явления. Вот таким образом можно наблюдать способность человека давать рациональное объяснение. Ключевой вопрос, опять-таки, в том, является ли это убеждение в повседневной жизни вдохновляющим или расслабляющим, поднимающим или принижающим. Поэтому, каковы возможные источники подтверждений в нашей жизни? Конечно, мы можем извлечь их из нашего личного опыта. Иногда мы собираем подтверждения с помощью информации, которую получаем от других людей или из книг, кассет, кинофильмов и так далее. А иногда мы формируем подтверждения исключительно на основе нашего воображения. Эмоциональная сила, которая проявляется в нас относительно любого из этих подтверждений, будет определенно влиять на прочность и толщину "ножек". Самые крепкие и прочные "ножки" формируются путем личного опыта, с которым связано много эмоций, так как это был либо болезненный, либо приятный опыт. Другим фактором является количество имеющихся подтверждений — ясно, что чем больше подтверждающих мысль событий, тем сильнее будет ваше убеждение в этом.

Должны ли ваши подтверждения быть точными для того, чтобы вам хотелось их использовать? Нет, они могут быть реальными или воображаемыми, точными или неточными — даже наш личный опыт непоколебим настолько, насколько мы это ощущаем.

Так как люди способны к такому разрушению и изменению, то количество и качество поддерживающих "ножек", которые можно использовать для монтажа наших убеждений, фактически не ограничено. Суть этого состоит в том, что, независимо от того, откуда происходят наши подтверждения, мы начинаем принимать их как реальные, и поэтому больше не возникает никаких сомнений1. Это может иметь очень существенные позитивные последствия. Короче говоря, мы обладаем способностью использовать воображаемые подтверждения, которые толкают нас в направлении осуществления нашей мечты. Люди могут преуспеть, если представят что-нибудь достаточно ярко и с такой же легкостью, как если бы это было на самом деле. Это происходит потому, что наш мозг не видит разницы между тем, что мы отчетливо воображаем, и тем, что испытываем в действительности. При достаточной эмоциональной интенсивности и повторении наша нервная система даст реакцию на то или иное воображаемое явление как на нечто реальное, даже если этого еще не случилось. Каждый выдающийся руководитель, у которого я брал интервью, обладал способностью вызвать в себе чувство уверенности и преуспеть в том, чего он никогда не мог достигнуть раньше. Он мог создать подтверждения там, где не существовало подтверждений, и достичь того, что казалось невозможным.

Каждый, кто пользуется компьютером, вероятно, знает слово "Майкрософт". Большинство людей не представляют, что Билл Гейтс, основатель этой компании, был не просто неким счастливым гением, а человеком, поднявшим себя на должную высоту без подтверждений, которые могли бы укрепить его убеждение. Когда он узнал, что компания "Албукерке" разрабатывает так называемый "персональный компьютер", для которого требуется программное обеспечение, он позвонил туда и пообещал обеспечить их этим программным обеспечением, несмотря на то что в то время не имел такового. Но, взяв на себя это обязательство, он вынужден был искать выход. Способность создавать чувство уверенности и делала его истинным гением. Многие люди были не менее умны, чем он, но он использовал свою уверенность для раскрытия собственных внутренних ресурсов, и в течение нескольких недель вместе со своим партнером изобрел язык, который сделал персональный компьютер реальностью. Приведя себя в состояние боевой готовности, в поисках правильного пути Билл Гейтс привел в тот день в действие ряд процессов, которые изменили представление о том пути, которым люди создают бизнес, и к тридцати годам стал миллиардером. Уверенность несет в себе огромную силу!

А знаете ли вы историю бегуна, пробежавшего полтора километра за четыре минуты? На протяжении тысячелетий люди были убеждены, что человек не может пробежать полтора километра менее чем за четыре минуты. Но в 1954 году Роджер Баннистер разрушил этот воображаемый барьер убеждения. Он заставил себя достичь "невозможного" не только благодаря физическим тренировкам, но и путем постепенной мысленной проработки этого события — пробежав эти полтора километра за четыре минуты так много раз и с такой эмоциональной силой, что у него выработались очевидные подтверждения, ставшие неоспоримой командой для его нервной системы — добиться такого результата. Многие люди, однако, не представляют, что величайшей составляющей его достижения было влияние этого на других спортсменов. Казалось, что никто не сможет повторить этот рекорд, и, тем не менее, в течение одного года, когда Роджер преодолел этот барьер, такой рекорд повторили еще 37 бегунов. Его опыт обеспечил их достаточно сильными подтверждениями, благодаря которым у них выработалось чувство уверенности в том, что и они тоже могут "сделать невозможное". А годом позже этот рекорд повторили еще 300 бегунов!

"Побуждение становится для меня истиной... которая позволяет мне наилучшим образом использовать мою силу и предоставляет наилучшее средство для приведения в действие всех моих способностей". АНДРЕ ЖИД

Как часто люди вырабатывают в себе ограничивающие убеждения относительно того, кто они и на что способны? Из-за того, что они не преуспели в прошлом, они приобретают уверенность, что не способны преуспеть и в будущем. В результате, боясь огорчений, они стараются все время сосредоточиваться на том, чтобы быть "реалистами". Большинство людей, которые постоянно говорят: "Давайте будем реалистами", на самом деле просто живут в страхе, смертельно боясь опять разочароваться. В силу этого страха они вырабатывают в себе убеждения, заставляющие их колебаться, не выкладываться полностью — а вследствие этого получают ограниченные результаты.

Великие лидеры редко бывают "реалистами". Они умны, точны, но далеко не реалисты по общепринятым меркам. И то, что считает реалистичным один человек, в корне отличается от того, что считает реалистичным другой, — ведь все это основано на их личных подтверждениях. Ганди верил, что может добиться независимости для Индии, не применяя насильственных методов в отношении Великобритании, —это было нечто такое, чего никогда не делалось прежде. Он не был реалистом, но, безусловно, доказал справедливость своего решения. А что реалистичного в представлении человека, верившего в то, что он может дать счастье человечеству, построив сказочный парк посреди апельсиновой рощи и приглашая людей не только прогуляться там, но и войти с ним в пай. В то время такого парка не было нигде в мире. Тем не менее, Уолт Дисней обладал чувством уверенности, а его оптимизм преодолел все обстоятельства.

Если вы собираетесь сделать в жизни ошибку, то ошибитесь в сторону переоценки ваших возможностей (разумеется, настолько, чтобы это не угрожало вашей жизни). Между прочим, это трудно сделать, так как человеческие способности намного больше, чем мы предполагаем. В сущности, многие исследования опирались на разницу между людьми, подверженными депрессии, и людьми необычайно оптимистичными. После попыток освоить новый навык пессимисты всегда более точны в оценке своих действий, в то время как оптимисты воспринимают свои поступки как нечто гораздо более эффективное, чем это есть на самом деле. Тем не менее, эта нереалистическая оценка собственной работоспособности и является секретом их будущего успеха. Оптимисты в конце концов заканчивают тем, что овладевают необходимым навыком, в то время как пессимисты терпят неудачу. Почему? Оптимисты — это те, кто, несмотря на отсутствие подтверждений успеха, или даже подтверждений неудачи, игнорируют подтверждения, не прибегая к таким выводам, как: "Я неудачник" или "Я не добьюсь успеха". Вместо этого оптимисты создают подтверждения с помощью веры, призывая на помощь все свое воображение, представляя себя совершающими нечто особенное и сулящее непременный успех. Это та особая способность, та уникальная сосредоточенность, которая позволяет им упорствовать до тех пор, пока они в конце концов не добьются того, что поднимет их на вершину успеха. Причиной же того, что большинство людей не могут добиться успеха, является то, что у них недостаточно подтверждений прошлых успехов. Но оптимисты пользуются такими убеждениями: "Прошлое не может служить примером для будущего". Все выдающиеся лидеры, все люди, добившиеся успеха в той или иной области, знают, что такое сила упорного следования цели, даже если отдельные детали этого процесса все еще недостижимы. Если вы выработаете чувство абсолютной уверенности в том, что обладаете твердыми убеждениями, то сможете заставить себя в конечном счете достичь желаемого, включая и то, что другие люди считают совершенно невозможным.

"Только в человеческом воображении каждая истина находит действительное и неоспоримое отражение. Воображение, а не изобретательность является верховным владыкой искусства, называемого жизнью". ДЖОЗЕФ КОНРАД

Одной из величайших проблем в жизни любого человека является умение верно интерпретировать "неудачи". То, как мы справляемся с нашими жизненными "поражениями" и правильно ли устанавливаем причину их возникновения, и будет формировать нашу судьбу. Нам необходимо помнить, что то, как мы справляемся с напастями и проблемами, будет формировать нашу жизнь в большей степени, чем что-либо другое. Иногда у нас так много подтверждений для страданий и неудач, что мы начинаем строить на них убеждение: что бы мы ни делали, лучше не станет. Некоторые люди начинают сознавать бессмысленность всяких попыток, собственную беспомощность или бесполезность; у них появляется уверенность в том, что любые предпринятые ими шаги все равно ни к чему не приведут. Вот ряд убеждений, которым никогда не следует давать волю, если вы хотите преуспеть и чего-то добиться в жизни. Эти убеждения удерживают нас от проявления личной силы и разрушают нашу способность действовать. В психологии есть название этой разрушительной мысленной установке — приобретенная беспомощность. Когда люди терпят в каком-то деле неудачу — вы бы удивились, что у некоторых людей это бывает крайне редко, — они считают все свои усилия бесплодными и в них укореняется постоянный упадок духа —приобретенная беспомощность.

Доктор Мартин Селигман из Пенсильванского университета провел интенсивное исследование на тему "Что создает приобретенную беспомощность". В своей книге "Приобретенный оптимум" он приводит три конкретных модели убеждений, которые вызывают у нас чувство беспомощности и могут разрушить в конечном счете любой аспект нашей жизни. Он назвал эти три категории перманентными, искаженными и личностными.

Многие из выдающихся деятелей в нашей стране преуспели, несмотря на навалившиеся на них гигантские проблемы и препятствия. Разница между ними и теми, кто отступил в борьбе, заключается в их убеждениях относительно перманентности или отсутствия у них проблем. Выдающиеся руководители редко, если не сказать никогда, не смотрят на проблему как на нечто перманентное, в то время как неудачники даже самую незначительную проблему воспринимают как перманентную. Если вы выработали убеждение, что ничего не можете сделать, "чтобы хоть что-то изменить", просто потому, что никакие усилия до сих пор не могли этого раньше, то в вашу систему начинает проникать губительный яд. Восемь лет назад, когда я стремительно катился вниз и впал в отчаяние от сознания, что мои обстоятельства никогда не изменятся, я считал свои проблемы перманентными. Это было что-то очень близкое к эмоциональной смерти — чувство, которое я никогда прежде не испытывал. Я связывал так много страданий с этим убеждением, что оказался способным его разрушить и никогда больше не потворствовать ему. Вы должны сделать то же самое. Если вы узнаете, что кто-нибудь из ваших близких или вы сами поддались убеждению, что та или иная проблема перманентна, то самое время хорошенько его или себя встряхнуть. Что бы ни происходило в вашей жизни, вы должны научиться верить, что "и это тоже пройдет" и что если вы проявите упорство, то найдете выход.

Вторым различием между победителями и неудачниками, между оптимистами и пессимистами являются их убеждения-искажения, когда проблемы кажутся всеобъемлющими. Преуспевающий человек никогда не смотрит на проблему как на что-то всеобъемлющее, то есть что одна какая-то проблема управляет всей его жизнью. Он всегда смотрит на нее так: "Ну что ж, это всего лишь связано с моей привычкой много есть". Он никогда не скажет:

"Да, это проблема. Из-за моего постоянного переедания рушится вся моя жизнь". И наоборот, у пессимистов — тех, кто привык поддаваться чувству беспомощности, — вырабатывается убеждение, что раз их "прижало" в одной какой-то области, то весь мир для них стал с овчинку! Они считают, например, что так как у них проблемы с финансами, то вся их жизнь теперь разрушена. они не смогут воспитать детей, их брак развалится и т.д. Вслед за тем, обобщая, они приходят к выводу, что все вышло у них из-под контроля и начинают чувствовать себя совершенно беспомощными. А представьте совместное действие перманентности и искажения! Ответом на оба этих фактора было бы стремление найти что-то такое в жизни, что вы могли бы взять под контроль и начать действовать в этом направлении Как только вы начнете предпринимать какие-то шаги, некоторые из ограничивающих убеждений сразу исчезнут.

И последнюю, третью категорию убеждений, которую Селигман называет "личностной", я отношу к проблемам личного характера Если мы смотрим на неудачу не как на вызов, требующий изменить наш подход, а, скорее, как на проблему с нами самими, как на личный дефект, то сразу почувствуем, что она овладевает нами В конце концов, как вы можете изменить всю свою жизнь^ Не окажется ли это гораздо труднее, чем просто изменить свои действия в конкретной области Посмотрите, нет ли у вас подобного убеждения личного характера. Как вы можете заставить себя воодушевиться, постоянно занимаясь самобичеванием.

Поддерживание этих ограничивающих убеждений равноценно систематическому потреблению небольших доз мышьяка, что через какое-то время приводит к фатальному исходу И хотя в данном случае нам не грозит неминуемая смерть, мы начинаем эмоционально умирать с того момента, как приняли то или иное пагубно действующее убеждение. Поэтому необходимо избегать их во что бы то ни стало. Помните: пока вы верите во что-то, ваш мозг работает на автопилоте, отфильтровывая любую поступающую из внешней среды информацию и выискивая подтверждения, чтобы оценить ваше убеждение, независимо от того, какое оно.

"Не что иное, как разум, делает добро из зла, определяет несчастье или счастье, богатство или бедность".

ЭДМУНД СПЕНСЕР

КАК ИЗМЕНИТЬ УБЕЖДЕНИЯ

Все личные достижения начинаются хотя бы с одного изменения в убеждениях. Как же произвести эти изменения? Наиболее эффективным способом было бы заставить свой мозг связать сильное страдание с пережитым убеждением. В глубине души вы должны чувствовать, что это убеждение стоило вам переживаний не только в прошлом, но также приносит страдания в настоящем, а в конечном счете может принести и в будущем. Затем вы должны связать огромное удовольствие с мыслью о том, чтобы выработать новое, стимулирующее убеждение. Это основная модель, которую мы будем повторять снова и снова, производя изменения в своей жизни. Запомните: мы никогда не забываем того, что делаем, — связано оно со страданием или с удовольствием — и если у нас будут возникать ассоциации, преимущественно связанные с переживаниями, то мы изменимся. Единственной причиной возникновения у нас того или иного убеждения является то, что мы связываем большие переживания с неверием в него или большое удовольствие с его сохранением.

Во-вторых, дайте место сомнению. Если вы действительно честны с самим собой, то спросите себя: разве у вас нет таких убеждений, которыми вы защищали свой внутренний мир много лет назад и которых почти стыдитесь сегодня? Что же произошло? Что-то вызывает у вас сомнение: может быть, новый жизненный опыт, а может, модель, противоречащая вашему прошлому убеждению. Возможно, вы встретили каких-то р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.69.74 (0.024 с.)