Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Описание предприятия и отрасли

Поиск

Любой бизнес-план начинается с общего описания предприятия. В данном разделе следует отразить основные виды деятельности и характер предприятия. Не нужно вдаваться в детали, так как их можно изложить в других разделах.

Основная цель раздела – четко определить характеристики бизнеса и ответить на следующие вопросы:

· является ли компания производственной, торговой или действует в сфере услуг;

· что и как она намерена предоставлять своим клиентам;

· где она расположена;

· в каких пределах она планирует осуществлять свой бизнес (в своей местности, в масштабах всей страны, в международных масштабах).

Необходимо указать цели и задачи предприятия, перспективы развития. Если это новое предприятие – цели и задачи указываются в соответствии с уставом.

Указывается информация о сотрудниках, прежде всего менеджерах, отмечая особо опыт работы в данной сфере. Данная информация может быть либо вынесена в Приложение, либо помещена в бизнес-план в качестве характеристики руководящего персонала.

Если предприятие работает не первый год и основная цель проекта – расширение ассортимента продукции (по возможности, можно сопровождать текст фотографиями изделий или производственного объекта) указать, чем выпускаемая продукция/услуга превосходит аналоги или выгодно отличается от них.

Описание и анализ состояния и перспектив развития отрасли в бизнес-плане решает две задачи:

1. Изучение состояния и тенденций развития отрасли как объекта инвестирования;

2. Получение исходной информации для прогноза объема производства и реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции.

Для решения первой задачи целесообразно провести ретроспективный анализ состояния отрасли и описать возможные тенденции ее развития, а также описать предприятия отрасли и развитие соответствующих производств в планируемых регионах сбыта продукции внутри страны и за рубежом.

Для решения второй задачи необходимо проанализировать основных конкурентов на внешнем и внутреннем рынке по следующим позициям:

1. Номенклатуре и объемам выпускаемой продукции;

2. Конкурентоспособности продукции;

3. Рынки, на которых работают конкуренты, и их доли на этих рынках; состояние производственной базы конкурентов;

4. Ценовая политика и политика в области сбыта.

Содержание подраздела описание отрасли:

1. Перечень основной продукции и услуг отрасли;

2. Региональную структуру производства (распределение производственных мощностей по регионам);

3. Сырьевую базу отрасли в настоящее время и в перспективе;

4. Состояние основных фондов, материально-технической базы предприятий отрасли;

5. Инвестиционный климат;

6. Описание сегмента рынка, в котором будет работать предприятие;

7. Общий объем продаж по отрасли и объем продаж предприятия;

8. Перечень основных потребителей;

9. Доли рынков конкурентов;

10. Сильные и слабые стороны конкурентов (их продукция и потребители, рекламный пакет, цены, объемы продаж, имидж, местонахождение и т.д.).

Данный раздел должен убедить инвестора в надежности и перспективности предприятия, предлагающего проект. Он должен содержать следующую информацию:

1. Общие сведения о предприятии: когда, где и кем было учреждено предприятие, его организационно-правовая форма, данные по численности работников на сегодняшний день и планируемая на момент осуществления проекта.

2. История предприятия: динамика развития предприятия, его связи, важнейшие события и успехи.

3. Финансово-экономические показатели деятельности предприятия. Желательно провести анализ финансово-экономической деятельности компании (для предприятий, работающих более года). Это можно сделать двумя способами:

1. Это могут быть выводы аудиторской компании.

2. Предприниматель может сам провести анализ текущей деятельности.

Проблема достоверности анализа. Возможности анализа финансовой отчетности ограничены. Во-первых, его успех зависит от достоверности и полноты анализируемой информации. Во-вторых, даже при наличии безоговорочного аудиторского заключения анализ финансовой отчетности – это не точная наука, на основе которой можно прийти к абсолютно верным выводам. Будущее всегда сопряжено с неопределенностью, и поэтому анализ отчетов больше подходит для формирования вопросов и качественной оценки возможностей предприятия, чем для получения однозначных окончательных ответов.

Финансовое состояние. При оценке финансового положения предприятия, прежде всего, интересуются активами (чем владеет предприятие), обязательствами (его долгами) и собственным капиталом (вложениями собственников). При этом может возникать ряд обстоятельств.

Анализ финансового положения фирмы
с использованием основных коэффициентов

Коэффициент сравнивает две части финансовых данных по отношению друг к другу посредством деления одной из этих цифр на другую.

Анализ финансовых коэффициентов включает в себя два вида сравнения:

По тенденции — сравнивает коэффициенты нескольких периодов для того, чтобы определить, улучшается или ухудшается финансовое состояние фирмы с течением времени.

По индустрии — сравнивает коэффициенты фирмы с коэффициентами других фирм или с индустриальными стандартами.

Анализ финансового состояния предприятия (АФСП) позволяет на основе ряда оценочных относительных показателей – коэффициентов – определить «болевые точки» в работе компании. Широкое распространение получил анализ четырех групп таких показателей: ликвидности, рентабельности, финансовой устойчивости (структуры капитала), деловой активности (оборачиваемости) (табл.3.1).

В основе расчета показателей лежат данные баланса и отчета о прибылях и убытках. Существуют два подхода к расчету показателей – моментный, когда расчет производится на основе данных баланса на конец периода и расчет по средним за анализируемый период значениям.

Второй вариант предпочтительнее, если, например, в конце месяца компания осуществляет значительные платежи. Использование средних за период значений расчетного счета позволяет устранить возникающее в связи с этим искажение показателя ликвидности.В качестве основы для расчета показателей можно использовать баланс за год, за квартал, но наиболее точным будет баланс за месяц.

 

Таблица 3.1

Анализ финансового состояния предприятия

№ п/п Показатель Формула Характеристика
Показатели ликвидности Ликвидность характеризует способность предприятия выполнять свои краткосрочные (текущие) обязательства за счет своих текущих (оборотных) активов. Предприятие считается ликвидным, если его текущие активы превышают текущие обязательства: текущие активы>текущие обязательства
  Коэффициент общей ликвидности Текущие активы / Текущие обязательства. Показывает, в какой степени текущие обязательства, иначе называемые краткосрочными пассивами, покрываются текущими, или оборотными, активами. Он показывает, сколько денежных единиц текущих активов приходится на одну денежную единицу текущих обязательств. Низкий уровень ликвидности может свидетельствовать о затруднениях в сбыте продукции, о плохой организации снабжения и других проблемах предприятия. Коэффициент, равный 3,0 и более, означает высокую степень ликвидности и благоприятные условия для кредиторов и инвесторов. Вместе с тем это может означать, что предприятие имеет больше средств, чем может эффективно использовать, что влечет за собой ухудшение эффективности использования всех видов активов. Коэффициент, равный 2,0, теоретически считается нормальным, однако для различных отраслей он может колебаться от 1,2 до 2,5.
  Коэффициент срочной ликвидности Текущие активы / Текущие обязательства   Показывает, достаточно ли у предприятия средств для погашения краткосрочных обязательств. Предпочтительной считают величину коэффициента равную 1,0, допустимой – величину 0,7–1,0. На практике во многих отраслях он значительно ниже, поэтому его следует сравнивать с отраслевыми нормами. Высокое значение коэффициента срочной ликвидности является показателем низкого финансового риска и хороших возможностей для привлечения дополнительных средств со стороны.
Показатели рентабельности (приведены к годовому масштабу) Уровень рентабельности как отношение прибыли от продаж к затратам на сбыт товаров и услуг – показатель эффективности затраченных коммерческой организацией средств, т.е. расходов, связанных с осуществлением коммерческой деятельности. Уровень общей рентабельности выражается в виде рентабельности продукции, реализуемой предприятием, эффективности затрат на сбыт продукции (рентабельности коммерческой деятельности), эффективности совокупного капитала, эффективности собственного капитала.
  Рентабельность продаж, % Чистая прибыль / Сумма продаж Коэффициент показывает величину чистого дохода, полученного предприятием на рубль реализованной продукции
  Рентабельность активов Чистая прибыль / Сумма активов Показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль активов. Если рентабельность активов меньше процентной ставки за долгосрочные кредиты, то предприятие нельзя считать благополучным.
  Рентабельность инвестиций, % Чистая прибыль / (Собственный капитал +Долгосрочные обязательства) Показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли; этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности
Показатели деловой активности(приведены к годовому масштабу)
  Оборачиваемость основных средств (фондоотдача) Выручка/Средняя стоимость основных фондов Характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в его распоряжении основных средств. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно предприятие использует основные средства. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений.
  Оборачиваемость рабочего капитала Чистый объем продаж / Чистый оборотный капитал Показывает, насколько эффективно компания использует инвестиции в оборотный капитал и как это влияет на рост продаж (чтобы получить количество дней, необходимо 365 разделить на значение коэффициента). Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используется предприятием чистый оборотный капитал.
Показатели финансовой устойчивости (структуры капитала)
  Коэффициент финансовой независимости Собственный капитал / Суммарный актив Характеризует зависимость фирмы от внешних займов: чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности и потенциального возникновения денежного дефицита у предприятия
  Суммарные обязательства к активам (Долгосрочные обязательства +Текущие обязательства) / Суммарный актив Показывает, какая доля активов финансируется за счет заемных средств, независимо от источника

Структура управления

Если в рамках реализации проекта предполагается изменение существующей структуры управления, тогда необходимо более подробно остановиться на существующей структуре, указать её недостатки, слабые стороны, причины, по которым планируется провести изменения.

Если компания новая или структура меняться не будет, можно исключить этот пункт, так как более подробно система управления будет представлена в разделе «Организационный план»

5. Кадровый состав –квалификация и опыт работы команды управления и ведущих специалистов, требования к персоналу,

6. Перспективы развития предприятия – направления дальнейшей работы предприятия.

7. Отрасль экономики и перспективы её развития –краткий анализ и прогноз развития относительно данной отрасли, если перспективы отрасли положительно скажутся на проекте.

8. Вклад предприятия в развитие региона, общественная активность –роль предприятия в экономике региона, участие в решении региональных проблем, связь с общественными объединениями – Совет предпринимателей, Центры малого бизнеса и т.д., а также предполагается ли спонсорство и благотворительность.

Swot-анализ.

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды) (табл.3.2).

Сильные стороны (Strengths) – преимущества организации.

Слабые стороны (Weaknesses) – недостатки организации.

Возможности (Opportunities) – факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке.

Угрозы (Threats) – факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.


Таблица 3.2

Пример SWOT-анализа

Сильные стороны Слабые стороны
· более образованное и динамичное молодое руководство среднего звена; · активная роль маркетинга (большое внимание уделяется маркетингу в регионе, лучшее знание заказчиков, лучшее обслуживание); · лучшая упаковка (по некоторым видам продукции); · более гибкая ценовая политика; · вопросы снабжения сырьем решаются более профессионально; · менее дорогое сырье и материалы; · хорошая репутация у покупателей. · старое оборудование, большие объемы отходов, необходимость частых ремонтов и проверки технического состояния оборудования; · расположение в центре города: тесные производственные помещения, отсутствие единого склада готовой продукции; · дополнительные транспортные издержки (наличие удаленного склада сырья); · более низкая прибыльность из-за высоких издержек.
Возможности Угрозы
· выход на новые рынки или сегменты рынка; · расширение производственной линии; · вертикальная интеграция. · возможность появления новых конкурентов; · возрастающее давление на цены у покупателей и поставщиков; · растущее конкурентное давление.

РАЗДЕЛ 2. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

Любой предпринимательский проект базируется на той продукции (услуге), которая будет предложена потребителю (покупателю) и принесет прибыль.

Основой основ предпринимательской деятельности является знание того, что получит покупатель за свои деньги – потребительские характеристики продукции (услуги) и их преимущества перед другими конкурентами.

Необходимо наглядное и убедительное представление товаров (услуг): натуральный образец, его фотография, рисунок или же его описание.

В первую очередь необходимо определить перечень продуктов или услуг, которые будут представлены на рынок компанией, реализующей проект. Процесс определения перечня продуктов и их единиц измерения для промышленных предприятий обычно не вызывает затруднений. Проблемы обычно возникают с проектами, ориентированными на оказание услуг, для которых бывает сложно подобрать единицу измерения. При этом продукты должны отвечать следующим требованиям:

1. Должна существовать возможность их измерений для обеспечения планирования физических объемов сбыта продукции (единиц в определенный период времени);

2. Должна существовать возможность распределения прямых (переменных) производственных затрат на единицу продукции при наличии таковых;

3. Должна существовать возможность измерения продукции денежным эквивалентом;

4. Количество различных продуктов должно быть таким, чтобы совокупный объем их продаж полностью соответствовал планируемому объему компании.

Например, продуктами для коммерческого банка могут быть предоставленные займы (в рублях или долларах), консультационные услуги клиентам (в часах), расчетно-кассовое обслуживание (в рублях, переведенных по счетам клиентов).

Продуктами газетного издательства - газета, реализуемая подписчикам в розницу (в штуках), рекламные объявления (измеряемые количеством газетных полос).

 

Раздел 2. Описание продукции (услуг)

1. Наименование продукции (услуг)_____________________________________________

Табл. Описание продукции

№ п/п Наименование Описание Тираж Дата начала печати
1. Учебник для 5 класса по физике Скоморохина Н. А. Формат 60х88 1/16 520 стр. Печать офсетная Бумага типограф.   15.08.2010
2. Учебное пособие «Экономическая теория» Воронин С. П. Формат 60х88 1/16 318 стр. Печать офсетная Бумага типограф.   01.09.2010
3. «Реклама для чайников» Федорин А. П. Формат 70х100 1/16 158 стр. Печать офсетная Бумага газетная   20.08.2010

Табл. Описание услуги

Услуга Массовая /индивидуальная Используемое оборудование Квалификация сотрудников Коммерческого /некоммерческого характера Доп. затраты
парикмахерская срижка Каре» индивид. фен   среднее профессиональное образование курсы парикмахмахеров коммерческая женские – в зависимости от длины волос: от 200 до 1300 руб. лак для волос, шампунь ….
медицинская консультация терапевта высшей категории индивид. статоскоп, аппарат УЗИ высшее медицинское образование стаж – 15 лет коммерческая 1200 руб. 1 приём – 35 мин. мед. препараты, салфетки, вата, …  
концерт группы «Мираж» массовая от 300 до 500 чел. 1. 2. 3. музыкальное образование, опыт работы – 20 лет стоимость билета от 500 руб. до 1800 руб. в зависимости от ряда в зале аренда помещения распространение билетов реклама

 

2. Назначение область применения, перспективность выпуска_______________________

3. Возможность экспорта или импортозамещение __________________________________

4. Конкурентоспособность продукции (услуг) _____________________________________

Табл. Анализ конкурентоспособности продукции

Сравниваемые показатели Сравнительная оценка с продукцией фирм-конкурентов (наша продукция: «+» - лучше, «0» - равно, «-» - хуже)
  «Издательство Аск+» Москва Издательский дом «Сова» Нижний Новгород Издательство «Питер» Санкт-Петербург
Качество продукции + + +
Ассортимент продукции - +  
Имидж издательства - - -
Тираж - + -
Рекламная кампания 0/- + +

5. Возможности повышения конкурентоспособности _______________________________

6. Наличие лицензии___________________________________________________________

7. Степень готовности продукции________________________________________________

8. Безопасность, экологичность__________________________________________________

9. Условия поставки и упаковка_________________________________________________

10. Гарантии и сервис__________________________________________________________

Рис.4.1. Раздел 2. Описание продукции (услуг)

Некоторые пункты указывать необязательно. Например, строительство зданий предполагает наличие лицензии, а торговля газетами – нет.


5. АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ.
РАЗДЕЛ 3. ПЛАН МАРКЕТИНГА

Характеристика рынка сбыта

Анализ рынков сбыта проводится на предприятии непрерывно с целью сбора, обработки и анализа информации о конкурентах, товарах, ценах и т. д. службой маркетинга.

Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Определение ёмкости рынка является главной задачей рыночного исследования.

Ёмкость рынка – это объём реализуемых на рынке товаров (услуг) при соотношении различных цен. Она характеризуется размерами спроса и величиной предложения. Ёмкость рынка постоянно меняется.

Зная ёмкость рынка, предприятие может определить свои возможности. Если ёмкость рынка мала по сравнению с производственными возможностями предприятия, то ему нет смысла выходить на этот рынок.

В каждый данный момент времени объём рынка имеет натуральное и стоимостное выражение. Например, станки 1000 шт. на сумму 10 млн. рублей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.179.132 (0.012 с.)