Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационная деятельность предприятия

Поиск

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

Инновационная деятельность включает:

  • выявление проблем предприятия;
  • осуществление инновационного процесса;
  • организацию инновационной деятельности.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

Откуда берутся инновационные идеи? Можно назвать семь источников таких идей. Перечислим внутренние источники; они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:

  1. неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;
  2. неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;
  3. нововведения, основанные на потребности процесса;
  4. внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Следующие три источника нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение за пределами предприятия или отрасли. Это:

  1. демографические изменения;
  2. изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
  3. новые знания (как научные, так и ненаучные).

Анализ названных ситуаций при рассмотрении того или иного типа изменения позволяет установить характер инновационного решения. Во всяком случае, всегда можно получить ответы на следующие вопросы. Что будет, если мы воспользуемся создавшимся изменением? Куда это может привести предприятие? Что нужно сделать, чтобы изменение превратить в источник развития?

Вместе с тем из семи источников изменений наиболее важными являются третье и седьмое, так как они носят наиболее радикальный характер.

Изменение, вызываемое потребностью процесса, представляет собой куда более важное значение, нежели два первых. Старая пословица гласит: "необходимость есть мать изобретения". В данном случае изменение основывается на потребности практики, жизни. (Замена ручного набора в книгопечатании, сохранение свежести продуктов и др.) Вместе с тем реализация этого типа изменений предполагает необходимость понимания, что:

  • недостаточно прочувствовать потребность, важно познать и разобраться в ее сути, иначе невозможно найти ее решение;
  • не всегда возможно удовлетворить потребность, а в этом случае остается только решение какой-то ее части.

Во всяком случае при решении проблемы этого типа необходимо ответить на следующие вопросы. Понимаем ли мы, в чем и в каких изменениях нуждается процесс? Имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно получить? Соответствуют ли наши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям потенциальных потребителей?

Наиболее существенные изменения, можно сказать радикальные, происходят на основе "новых знаний". Нововведения, основанные на новых знаниях (открытиях), как правило, трудноуправляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств. Прежде всего наблюдается, как правило, большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:

  • тщательного анализа всех необходимых факторов;
  • ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация;
  • организации предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

Нововведение, основанное на новых знаниях, должно "созреть" и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.

Каковы же основополагающие принципы инновационной деятельности? По мнению П. Друкера, нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует.

Что нужно делать

  1. Целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей указанных выше источников инноваций.
  2. Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться. Следует задать себе вопрос: "Что должна отражать данная инновация, чтобы у будущих потребителей возникло желание ею пользоваться?"
  3. Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: "смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?"
  4. Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и небольшое количество людей, ограниченный риск. В противном случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.
  5. Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создаст ситуацию, когда конкуренты вас опередят.

Чего не следует делать

  1. Не умничайте. Инновациями будут пользоваться обычные люди, а при достижении крупных масштабов - и люди некомпетентные. Все чересчур сложное в конструкции или в эксплуатации почти наверняка обречено на неудачу.
  2. Не разбрасывайтесь, не пытайтесь делать несколько вещей сразу. Инновация требует концентрации энергии. Необходимо, чтобы люди, над ней работающие, хорошо понимали друг друга.
  3. Осуществляйте нововведения ради удовлетворения потребностей текущего времени. Если нововведение не найдет немедленного приложения, оно останется лишь идеей.

 

Сущность и содержание инвестиционной деятельности

Инвестиции как экономическая категория - это расходы на создание, расширение, реконструкцию основного капитала и на связанные с этим изменения оборотного капитала Инвестиции как финансовая категория - это все виды имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, социальной инфраструктуры с целью получения пр рибутку или социального эффект.

Процесс осуществления инвестиций, т.е. вложения вышеуказанных ценностей в объекты предпринимательства и социальной инфраструктуры, называется инвестиционной деятельностью

Основные виды инвестиционной деятельности (по объектам вложения инвестиций):

o реальные инвестиции (капиталовложения) что являются вложениями средств в основной капитал через строительство, приобретение машин и оборудования и т.д., и оборотный капитал (на пополнение товарно-материальных запасов);

o финансовые инвестиции т.е. вложение средств в ЦБ (акции, облигации, сертификаты, векселя и др.), валюту и другие финансовые активы, размещения капитала в банках;

o интеллектуальные инвестиции являются вложением средств в науку, человека (образование, здравоохранение и т.п.), на покупку патентов, лицензий, ноу-хау

осуществляют инвестиционную деятельность так называемые инвесторы В роли инвесторов выступают физические и юридические лица, в том числе и органы государственной власти и управления

Финансовые источники инвестиционной деятельности делятся на:

o внутренние инвестиции - государственные инвестиции; капитализированная часть прибыли предприятий; заработная плата; депозиты в КБ, средства от приватизации; амортизационный фонд; сбережения населения; ресурсы инвестиционных, страховых х, пенсионных фондов, кредитных союзов и т.п.

o внешние иностранные инвестиции - частные иностранные инвестиции; государственные иностранные инвестиции, средства международных финансовых организаций и учреждений

Итак, различают частные инвестиции которые делают граждане и частные предприятия; государственные инвестиции - осуществляются центральными и местными органами власти и управления за счет бюджетных, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями за счет своих доходов; иностранные инвестиции - вложения капитала иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами; общие инвестиции - вложения юридическими и физическими лицами (гражданами) страны и иностранных государств

Совокупный объем инвестиций, направляемых на новое строительство, приобретение средств труда и прирост товарно-материальных ценностей за определенный период времени, называют валовыми инвестициями А сумма новых инвестиций, уменьшенная на сумму амортизационных отчислений за определенный период времени, является чистыми инвестициями

Инвестиции делятся на краткосрочные (вложения капитала на период до одного года) и долгосрочные (на период свыше одного года)

На инвестиционный процесс в стране влияют прежде всего такие взаимосвязанные факторы:

o функциональное соотношение, согласно которому доход распределяется на потребление и сбережение (следует помнить, что источником финансирования инвестиций являются сбережения, следовательно, низкий уровень (доля) сэкономлю жень в доходе обусловливает, соответственно, низкий объем инвестиций, а рост доли сбережений - рост объема инвестиций)

o норма чистой прибыли (чем выше норма прибыли, тем больший объем инвестиций);

o ссудный процент (инвестирование является экономически выгодным и целесообразным, если норма прибыли превышает ставку ссудного процента);

o темп инфляции (чем выше темп инфляции, тем ниже реальный доход от инвестиций, тем меньше мотивация к долгосрочного инвестирования)

В процессе инвестиционной политики следует учитывать тот факт, что поскольку производство, присвоение и капитализация прибыли во всех случаях служит главной целью хозяйственной деятельности в рыночной эк кономици, то ДЭП должна быть направлена??на поощрение накопления, то есть на инвестиции, прежде всего соответствует интересам субъектов хозяйствования Кроме этого, через создание дополнительных стимулов и возможностей в определенное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и регионам государство (ее регуляторные органы) имеет возможность влиять на экономический цикл и структуру НЕ.

Целью государственной инвестиционной политики является создание конкурентной среды и обеспечение структурных сдвигов и роста экономики путем улучшения инвестиционного климата в стране, развитие и активизацию инвестиционных процессов, спрямув ния инвестиций в приоритетные отрасли и программ.

Бизнес-план – основная форма внутрифирменного планирования, его структура и характеристика разделов

Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.

Бизнес-план должен:

  • показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;
  • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;
  • определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), дляместного, регионального и государственного бюджета.

Основные функции бизнес-плана:

  • является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
  • может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
  • выступает инструментом привлечения новых инвестиций;
  • является инструментом реализации стратегии предприятия.

Одним из важнейших этапов процесса планирования является составление бизнес-плана, необходимого как для внутрифирменного планирования, так и для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т. е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

Содержание бизнес-плана

В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты.

Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура документа должна быть унифицирована.

Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы:

Обзорный раздел (резюме)

Резюме — один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как в нем кратко отражается суть проекта. От того, как написано резюме, зависит, возникнет ли интерес у потенциальных инвесторов к предприятию.

Резюме должно содержать:

  • цель проекта;
  • краткое описание компании;
  • краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи;
  • объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;
  • основные финансовые показатели, характеризующие эффективность проекта;
  • предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;
  • номера и даты получения патентов и сертификатов;
  • факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.

2. Описание предприятия:

  • основные виды деятельности и характер компании; профиль компании (производство, торговля или сфера услуг);
  • стадия развития данного бизнеса;
  • цели предприятия и его организационно-правовая форма;
  • что и как компания намерена предлагать своим клиентам;
  • основные технико-экономические показатели предприятия за прошлые пять лет;
  • нынешние и перспективные географические рамки деятельности компании;
  • показатели конкурентоспособности товаров и предприятий по конкретным рынкам и периодам;
  • отличия данного предприятия от других компаний.

3. Описание продукции или услуг:

  • физическое описание продукции или услуг;
  • описание возможностей их использования;
  • привлекательные стороны предлагаемой продукции или услуг, их новизна;
  • степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;
  • список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв (при наличии такой информации).


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.140.224 (0.013 с.)