Вопрос № 9.Возрастные и индивидуальные особенности учащихся и их учет при обучении иностранным языкам (возраст по выбору). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 9.Возрастные и индивидуальные особенности учащихся и их учет при обучении иностранным языкам (возраст по выбору).



Категории:

Развитие – процесс сттановления личности под влиянием внутр. и внеш. процессов,управляемых и нет,природных и социальных факторов. Развитие бывает: социальное, психологическое, физическое.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования лич-ти.

Широк.соц-й смысл-передача накоп-го опыта(умений, навыков) от старшего поколения младшему. Узкий с.с. направленное воздействие на человека с со стороны общественных институтов с целью формирования у него опред-х взглядов и убеждений, нравственных ценностей и т.д. Шир.пед-й см. – спец-но орган-ое, целенапр-ое воздей-е коллектива воспит-й на воспиту-го с целью формирования у него заданных качеств, вкл-т весь пед.процесс. Узк.пед.см. – процесс и результат воспит-й работы, направ-й на решение конкретных воспит-х задач.

С содержательной т.з.: умственное, трудовое, физическое.

По стилю отношения – авторитарное и свободное (демократическое).

По институционному признаку: семейное, школьное, церковное, воспитание в дет-х и юнош-х орган-х, общинное и в закр-х спец-х учеб-х заведен-х.

Образование – процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Обучение – не процесс передачи готовых знаний от учиетля к ученику,а широкое взаимодей-е между ними. Способ осушествления педагогического процесса с целью развития личности, посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деят-ти. Это процесс стимулирования и управления внеш. и внут. актив-ю ученика, в рез-те к-го происходит освоение человеч-го опыта.

Методы исследования:

Научный (теоритический) – анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, исторический анализ зарубежного и отечественного наследия в области образования.

Импирический – сбор данных. получение фиксированных научных фактов, наблюдение, изучение продуктов деят-ти, опросные методы и прочее.

П.а. исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное воздействие различных субъектов(индив-х, конкретные люди, коллективы, соц-ые институты).

Вопрос № 28 - Тестирование как форма педагогической диагностики

Диагностика обученности.

Без диагностики управление дидактическим процессом невозможно.

Диагностирование обученности – определение достигнутых результатов.

Цель её – оценка и анализ течения учебного процесса, его продуктивности.

Имеет более широкий смысл, чем проверка знаний: вкл. в себя контроль, проверку,

оценку, её статистику, анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейших

событий.

Диагностирование обученности тесно связано с диагностированием обучаемости.

Обучаемость – способность овладевать знаниями, заданным содержанием обучения.

Важные компоненты обучаемости:

- Потенциальные возможности

- Фонд действенных знаний (тезаурус)

- Обобщенность мышления

- Темпы усвоения знаний

Тестирование

Правильно составленные тесты обученности д.б.:

- Однозначными

- Краткими

- Информационными

- Удобными для математической обработки

 

Их примерная классификация:

- Тесты общего умственного развития

- Тесты специальных способностей

- Тесты обученности, успеваемости

- Тесты уровня воспитанности

- Пригодные для широкого использования

- Стандартными

 

Тестовые испытания носят комплексный характер. Они д. Соответствовать целям обучения, развития и образования обучаемых. Тест д.б. действенным (= валидность/ценность + показательность/репрезентативность), полным, всесторонним

Вопрос № 47 - Образование взрослых и его особенности

В ХХ в. образ. система претерпела ряд глобальных изменений, напр. до 50-60ых гг. образование понималось как короткий период в начале жизни для приобретения багажа знаний, умений на все остальные годы.

Но ускорение наун.-техн. прогресса, развитие нов. технологий, появление нов. профессий поставило население больш. развитых стран перед неоходимостью постоянно повышать свою проф. квалификацию, осваивать нов. профессии, расширять общекультурный кругозор. В кон. 20 в пришла концепция непрерывного образования (life-long education) > более равномерное распределение образ. периода, а не ограничение интенсивными 4-5 годами в юности, новый подход к приобретению знаний как необходимому условию разв. личности на протяжении всей жизни. Это обусловило появление такой науки как андрагогика теории обучения взрослых

Life-long education понимается сегодня как способ жизнедеятельности Ч, процесс приобретения им новых ЗУНов по мере возникновения потребностей

à расширение 'сферы образ. услуг' (всевозможные курсы, ФПК, on-line программы, теле-, радио т.д.) + создание т.н. 'народных университетов', 1987г. – более 26000 заведений с 9 млн. слушателей.

Образование взр. становится всё более популярным во многих странах, данные на к. 80ых-нач. 90ых гг:

Доля взр. населения, вовлечённого в образ. программы: США – 60%

Канада – 20% Франция – 10% Швеция –80%

Особенности обучения взр:

· осознанность обучения > приоритет самостоятельного обучения

· принцип совм. деятельности

· опора на опыт обучающегося

· как правило, безотлагательное применение на практике приобретённых ЗУНов

 

à Вообще, основная тенденция совр. образ. системы – возрастание роли обучающегося в процессе своего обучения.

Вопрос № 44 Образование как система. Основные исторические этапы развития систем образования.

Образе - соц институт, одна из соц подструктур общ-ва, разв-е образ-я обусл полит, экономич и соц разв-ем общ-ва. Образ как проц хар-ся двумя сторонами. Это обуч и научение.В нач 90-х были четко определены осн. тенденции разв-я совр образ (Вербитский):1. Осозн-е каждого уровня образ как органической составной части системы непрер образ => введение в вузовскую систему образ моделей будущей проф. Деят-ти, те знаково-контекстн обуч. 2. Индустриал-я (компьютериз-я + технологиз-я).3.Перех от информативн к активн формам обуч, кот включ в себя элты проблемного обуч, научного поиска, самост работы. 4. Поиск псих-педагогич усл-й, перех от традиц сист образ к новой, более прогрессивн (трад форма - жесткие,регламентирующ и контролир способы, новые – разв-е спос-тей, мыслит деят-ти, самостоят работы...) 5. Взаимод-е между препод и уч-ом. Совместн, коллектив деят-ть. Перенос акцента с обуч-й ф-и уч-ля на познават уч-ка.Эти тенд-ии связ с демократиз-ей, глобализ-ей и гуманиз-ей образ.

 

Вопрос № 2 - Основные понятия ПА: Образование, развитие, обучение, воспитание, социализация.

 

Ушинский.

Воспитание:

1. Как преднамеренная воспитательная деятельность (школа, воспитатель, наставники).

2. Непреднамеренная воспитательная деятельность (природа, семья, общество, народ, его религия, его язык).

 

Воспитание в наше время определяется как социально целенаправленное создание условий материально-духовных, организационных для развития человека; в широком смысле – это воздействие на личность общества в целом; в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать детей, систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание осуществляется через образование и включает в себя просвещение и обучение.

«Воспитание – это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению» - Бардовская, Реанн.

 

Л.Н. Толстой конца 19 века. (1862 год)

В. – есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. В. – есть принудительное насильственное возд-е одного лица на другое с целью образовать такого чел-ка, который нам кажется хорошим.

 

Образование – есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого сообщать сведения, приобретенные им. Отличия В. от О. только в насилии, право на которое признает за собой только воспитатель. В. – есть образование насильственное, О. – свободно.

В наше время О. мыслится как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней – цензов.

О. – процесс и результат освоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности.

Леднев: О. – совокупный и целостный процесс становления личности.

Бим-Бад, Петровский: О. – процесс социализации человека (приспособление человека к определенному обществу).

Никандров, Корнетов: О. – процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами. Средствами образования является обучение, под которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН), а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека.

О. – организованный процесс целенаправленных передачи и приобретения систематизированных ЗУНКов.

 

Бим-Бад, Петровский.

Социализация = процесс интеграции человека в общественную систему, усвоения им норм, ценностей, моделей поведения и т.д. à процесс формирования личности.

Вопрос № 48

Современные системы образования в развитых странах мира: общие хар-ки и тенденции развития.

Образование - специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, то есть многоуровневое пространство, создающее условия для саморазвития.

Система образования - открытая, развивающая, эффективная система, кот. соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем.

Процесс образования в современных развитых странах состоит из нескольких этапов:

1) Дошкольный этап (от 2 до 5 лет) этот этап почти не отличается от домашнего обучения

2) Этап начальной школы (от 5 до 12 лет) здесь делается упор на приобретение общих знаний

3) Этап среднего образования (от 12 до 16 лет) особое внимание на этом этапе уделяется приобретению специальных знаний, профессиональному обучению.

4) Этап высшего образования, где придается значение изучению гуманитарных и технических наук.

Такое разделение процесса образования отражает психологические и физические возможности учащихся. Существует массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.

Для мирового образования характерны весьма важные тенденции:

1. это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

2. Углубление межгосударственного сотрудничества в области образования.

3. Существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения таких дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики и т.д.

4. Создание глобальной стратегии образования чел., независимо от места его проживания и образовательного уровня, - тенденция развития мирового образовательного пространства, т.е. современное образование должно стать международным. Университетское образование приобретает черты поликультурного образования - развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации.

В мировой системе образования выделяют определенные общие характеристики:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией

2) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, кот. удовлетворяют разносторонние интересы и развивают способности уч-хся;

3) разрастание рынка образовательных услуг;

4) изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

5) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

6) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

7) отход от ориентации на "среднего ученика", повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям

8) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Вопрос № 43 - Развитие профессиональной компетенции педагога.

В профессион росте учителя выделяют 3 основн уровня: профессионлзм, мастрство, новатрство. Пед профссионлзм - такой уровень профссионлзма учителя, qый характеризуется обстоятельным зн своего учеб предмета, хорош владением психол-педагогич теорией, системой учеб-воспит УиН, обладанием развитыми профессионально-личнстн сввми и качвами, что в своей совокупности позвол достатчно квалифцирванно осущствлть обуч и воспит учащся. Это основа, с qой большнство учител заканч пед учеб заведен. Пед мастрство - Þуровнь профессионльн роста учителя. Мастерство - высок и постоянно совершенствуемое искво воспит и обуч, доступное кажд педагогу, работающему по призван и ©детей. Педагог, мастер своего дела - специалист высокой культуры, глубоко знаю­щ свой предмет, хор знакомый с соотвтствующими от­раслями науки или исква, практичски разбирающийся в вопр общей и детск y, в совершенстве владеющ методикой обуч и восп. $ мнение, что подлинным мастером-учителем м. стать лишь талантливый чел с определен наслед­ственным предрасположен. Учителем надо родиться. Есть и др утверждения: массовая профессия не м. стать приви­легией особенно одаренных. Почти все люди наделены самой природой качвами воспитателей. Задача состоит в том, чтоб научиться пед мастерству (Макаренко). Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учеб процесс, чтоб добиваться нужного уровня воспитан­ности, развития и зн учащся. Еще 1им важн показателем мастерства явл У активизировать обучаемых, развивать их способнсти, самостоя­тсть, пытливость. Также учитель д. уметь эффективно проводить воспит раб в процессе обуч, форми­ровать у школьн высок нравствность, чувство патрио­тизма, трудолюб, самостоятнсть. Высш уровнем профессионализма учителя явл пед новаторство. Оно включ в себя внесение и реализацию существенно нов, прогрессивных теоретич идей, принципов, методов в процессе обуч и воспит, благодаря чему обеспечивается высок качво обуч. Новаторство по существу - использование чего-то нов, коренное усовершенствование учебно-воспит процесса. Образцы пед новаторства проявили, например, Шаталов, добившийся высок результатов путем применен методики изложения материала крупными блоками и системы опорн конспектов, Волков, разработавший методику творческих заданий д\развития способностей учащся во внеурочн время, Ильин, обративший внимание на усиление нравственного аспекта при изучен литры.

 

Существует определенный набор профессиональных требований к учителю. Главное- умения связанные с различными видами деятельности:

· Конструктивная деят-ть – набор и организация учебного материала

· Организационная деят-ть – умение организовать учащихся и себя

· Коммуникативная деят-ть- взаимоотношения с учащимися, к-ое предполагает наличие у педагога коммуникативного умения.

Коммуникативные умения можно вырабатывать только при наличии определенных коммуникативных способностей. Кан-Калик предлагает:

1. Умение общаться на людях

2. Умения через верно созданную систему общения организовать совместную с учащимися творческую деятельность

3. Умения целенаправленно организовать общение и управлять им.

Леонтьев:

1. Волевые качества (умения управлять своим поведением)

2. Качества внимания (наблюдательность, гибкость)

3. Умения социальной перцепции (читать по лицу, проникать в психику ученика)

4. Умение понимать, а не только видеть

5. Умение подавать себя в обществе

6. Умение оптимально строить свою речь

Для учителя также необходимы след.качества:

· Организационные

· Перцептивные

· Способы непосредственного эмоционально-волевого влияния

· Экспрессивные

· Коммуникативные

· Академические

· Личностные

· Педагогическое воображение

· Эмоциональная устойчивость

· Суггестивные способности

· Креативные способности

В учебном пособии Зязюна дается такое определение «Мы исходим из понимания мастерства как комплекса свойств в личности обеспечивающих высокий уровень самоорганизации и прфессиональной деятельности. К таким важным свойствам относим: гуманистическую направленность, его профессиональное знание, педагогическую способ-ть и т.д.»

Требования к пед. мастерству:

· Общая высокая культура, эрудиция.

· Высший уровень сформированности профессиональной морали.

· Багаж знаний/умений/ навыков приобретенных в вузе

· Педагогическая направленность и любовь к детям и своей профессии.

· Изучение и творческое внедрение в своей работе элементов чужого труда, общение с коллегами, изучение опытов в литературе.

· Самообразование, самовоспитание в процессе трудовой деятельности.

Новаторский опыт характеризуется тем, что учитель открывает новые педагогические факты, вводит новые пед-ие средства, приемы и методы, создает свою систему работы.

Пед-ое мастерство – личностно-деловые кач-ва.

Структура пед. процесса.

Наиболее точно описал Подласый. Выделял две группы.

1. Структурные компоненты: обучаемый \ обучающий, воспитуемые, условия обучения и воспитания.

2. Целевой компоненты: цели, задачи, содержание обучения, деятельностный компонент, результативный компонент.

Радченко выделял следующие компонеты структуры:

1. Цели и задачи, опред деятельность в рамках пед процесса.

2. Пед кадры, к-ые обеспечивают построение пед процесса.

3. Научно-методич кадры (ученые-дидактики, обеспеч научное обоснование)

4. Обучаемые.

5. Материально-техническая база.

6. Финансовая обеспеченность системы.

 

 

Представления о ЦПП есть в работах Каптерева, Бабанского и др. ЦПП включает всю дидактику, всю педагогику, все вопр воспит, образов, обуч. Понятие пед процесс б. введено Каптеревым. По Каптереву обучение, образов, приучение, воспитан, развит, наставлен, увещевание, взыскание и др. обозначают различные свва, средства и моменты 1 большого ЦПП. В разных учебн пособиях даются разн определения ЦНН. Подласый определил ЦПП как процесс, в qом социальный опыт переплетается в качво личности. Бабанский характеризовал процесс как систему типа школы, вуза, внешкольных учреждений и т.д. в qых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, субъект и объект воспитания, т.е. пед.системы. Процесс реализующий цели образования и воспитания в условиях таких систем, называется пед.процессом. В целом, под пед.процессом поним направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образов, воспит, обуч в условиях пед.системы. В структуру пед процесса входят: · Целевой компонент: 1)становление самос-й,своб-й,культ-й и нравст-й личн-ти; 2)ориентация на самоценность чел-й лич-ти;3) полноценное развитие личсти, тех способ-й qые нужны ей и общву, включение лич-ти в социально-ценную активность, в результате qй происходит процесс социализации воспитания; 4) воспитание в духе общечеловеческих ценностей; · Содержательный компонент: 1) образование и содержание обр-я; 2) требования к содерж.обр-я; 3) уровни содерж.обр-я; 4) теории содерж.обр-я (форм,матер, прагматич.); 5) современ концепции общего средн образования, непрерывного образования, основные реформы; · Операционно-деятельностный: 1) методы. Формы орг-ции процесса; 2) традиц-ые техн./методы, средства обучения и их оценка с точки зрен развития личсти; 3) программированное/проблемное обучение; 4) инновационные технологии, формы организации учеб.процесса, урок как основная форма, вспом. Формы- семинары. ·Оценочно-результативная: оценка и проверка знаний. ·Пед общение, фции, стили. Структура пед.процесса совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам пед.системы. 1. обучен-целенаправл проц 2сторон деятсти педагога и уащ по передаче и усвоен зн. 2. развитие-проц становлен личсти под воздейств внеш и внутр, управляем и неуправл, соц и природн факторов. 3. воспит-систематич и целенапр воздейст воспитателя на воспитуем с целью формиров у них желамого отнош к окруж 4. формиров личсти-процесс изменения личсти в ходе взаимодействия ее с реальн действит, появлен физич и соц-психол новообразований в структуре лиясти 5. образован-процесс и результат усвоения определен сист зн и обеспечение на этой основе соответствующ уровня развития личсти. Компоненты пед.системы: · Целевой (определение целей воспитания, обучения) ·Содержательный (разработка содержания образния) ·Операционно-деятельностный (процедуры по обучен, воспитан и взаимодействию участников процесса) ·Оценочно-результативный (проверка и оценка зн, результатов обучен, воспитан) Структура пед проц и деятелсти отражает реальную работу педагогов. Знание ее помог учителю анализир, осознавать и совершенствов свою деятелсть Цель -научное понятие- осознанное представление конечного результата определенной деятсти. Пед. цели м.б. разного масштаба и составляют ступеньчатую систему. Высш ступень - гос цели (обществ. заказ, стандарт образования. Они разрабатываются специалистами, принимаются правитвом, фиксируются в законах и др. документах. Цели отдельных образовательных систем и эталонов образования: например, цели обуч в сред школе и на его отдельных уровнях. Внутренней движущей силой пед проц явл противоречие м\ду требованиями к реб, возник в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспит и дальнейш росту, если требов соответств возратн особен, не явл слишком легким или наобор слишк трудн.- по Выготск – зона ближайш развития. Разрыв м\ду зонами порождает пед процесс, пед ситуац – такое состоян пед проц, когда имеет расхождение м\ду желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности. Цепь пед ситуац образует пед процесс. Закономерности пед.процесса – это объективно существующие, повторяющ, устойчивые существенные связи м\ду явлениями, отдельными сторонами пед.процесса. Общие закономерности пед.процесса: ·Связь воспит и социальн системы (хартер восп в конкретных историч условиях определяется потребностями общва, экономики, национально-культурными особенностями); ·Связь м\ду обучен и воспит (обозначает взаимосвязь этих процессов, их разностороннее взаимодействие); ·Связь воспит и деятсти (1 из основных законов педагогики гласит: воспитать - значит включить реб в различн виды деятсти); ·Связь воспит и активности личсти (воспитание успешно, если объект его-реб- является одновременно субъектом, т.е. обнаруживает активность поведения, самостоятность, потребность к деятсти); ·Связь воспит и общения (воспит всегда протекает во взаимодействии людей (учителей - учеников), реб формируется в зависимости от богатства межличностных связей).

Представления о целостном педагогическом процессе имеются в работах П.Ф. Каптерева, Бабанского и др.

Целостный педагогический процесс включает всю дидактику, всю педагогику, все вопросы воспитания, образования, обучения. Понятие педагогический процесс было введено Каптеревым. По Каптереву обучение, образование, приучение, воспитание, развитие, наставление, увещевание, взыскание и др. многочисленные слова обозначают различные свойства, средства и моменты одного большого целостного пед. процесса.

В разных учебных пособиях даются разные определения целостного педагогического процесса.

Подласый определил пед.пр. как процесс, в котором социальный опыт переплетается в качество личности.

Ю.К. Бабанский характеризовал процесс как систему типа школы, вуза, внешкольных учреждений и т.д. в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, субъект и объект воспитания, т.е. пед.системы.

Процесс реализующий цели образования и воспитания в условиях таких систем, называется пед.процессом.

Мы под пед.процессом понимаем направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования, воспитания, обучения в условиях пед.системы.

В структуру педагогического процесса входят:

· Целевой компонент: 1)становление самос-й,своб-й,культ-й и нравст-й личн-ти; 2)ориентация на самоценность чел-й лич-ти;3) полноценное развитие личности, тех способ-й к-ые нужны ей и обществу, включение лич-ти в социально-ценную активность, в результатек-й происходит процесс социализации воспитания; 4) воспитание в духе общечеловеческих ценностей;

· Содержательный компонент: 1) образование и содержание обр-я; 2) требования к содерж.обр-я; 3) уровни -\\-; 4) теории -\\- (форм,матер, прагматич.); 5) современные концепции общего среднего образования, непрерывного образования, основные реформы;

· Операционно-деятельностный: 1) методы. Формы орг-ции процесса; 2) традиц-ые техн./методы, средства обучения и их оценка с т.з. развития личности; 3) программированное/проблемное обучение; 4) инновационные технологии, формы организации учеб.процесса, урок как основная форма, вспом. Формы- семинары.

· Оценочно-результативная: оценка и проверка знаний.

· Педагогическое общение, функции, стили.

Структура пед.процесса – совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам пед.системы.

Компоненты пед.системы таковы:

· Целевой (определение целей воспитания, обучения)

· Содержательный (разработка содержания образования)

· Операционно-деятельностный (процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса)

· Оценочно-результативный (проверка и оценка знаний, результатов обучения, воспитания)

Цель-научное понятие- это осознанное представление конечного результата определенной деятельности.

Пед. цели могут быть разного маштаба и составляют ступеньчатую систему.

Высшая ступень- государственные цели(обществ. заказ, стандарт образования. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и др. документах.

Цели отдельных образовательных систем и эталонов образования: например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях.

Закономерности: каждая наука открывает закономерности. З. дают знания о том, как протекают процессы.

Закономерности пед.процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед.процесса.

Общие закономерности пед.процесса:

· Связь воспитания и социальной системы (характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями);

· Связь между обучением и воспитанием (обозначает взаимосвязь этих процессов, их разностороннее взаимодействие);

· Связь воспитания и деятельности (один из основных законов педагогики гласит: воспитать- значит включить ребенка в различные виды деятельности);

· Связь воспитания и активности личности (воспитание успешно, если объект его-ребенок- является одновременно субъектом, т.е. обнаруживает активность поведения, самостоятельность, потребность к деятельности);

· Связь воспитания и общения (воспитание всегда протекает во взаимодействии людей(учителей - учеников), ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей).

 

Категории:

Развитие – процесс сттановления личности под влиянием внутр. и внеш. процессов,управляемых и нет,природных и социальных факторов. Развитие бывает: социальное, психологическое, физическое.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования лич-ти.

Широк.соц-й смысл-передача накоп-го опыта(умений, навыков) от старшего поколения младшему. Узкий с.с. направленное воздействие на человека с со стороны общественных институтов с целью формирования у него опред-х взглядов и убеждений, нравственных ценностей и т.д. Шир.пед-й см. – спец-но орган-ое, целенапр-ое воздей-е коллектива воспит-й на воспиту-го с целью формирования у него заданных качеств, вкл-т весь пед.процесс. Узк.пед.см. – процесс и результат воспит-й работы, направ-й на решение конкретных воспит-х задач.

С содержательной т.з.: умственное, трудовое, физическое.

По стилю отношения – авторитарное и свободное (демократическое).

По институционному признаку: семейное, школьное, церковное, воспитание в дет-х и юнош-х орган-х, общинное и в закр-х спец-х учеб-х заведен-х.

Образование – процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Обучение – не процесс передачи готовых знаний от учиетля к ученику,а широкое взаимодей-е между ними. Способ осушествления педагогического процесса с целью развития личности, посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деят-ти. Это процесс стимулирования и управления внеш. и внут. актив-ю ученика, в рез-те к-го происходит освоение человеч-го опыта.

Методы исследования:

Научный (теоритический) – анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, исторический анализ зарубежного и отечественного наследия в области образования.

Импирический – сбор данных. получение фиксированных научных фактов, наблюдение, изучение продуктов деят-ти, опросные методы и прочее.

П.а. исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное воздействие различных субъектов(индив-х, конкретные люди, коллективы, соц-ые институты).

Вопрос № 9.Возрастные и индивидуальные особенности учащихся и их учет при обучении иностранным языкам (возраст по выбору).

К психологическим особенностям личности относятся: темперамент, характер и способности.

Под темпераментом понимают индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности. независимо от ее содержания, целей. мотивов остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять и на ее продуктивность. Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро утают. Поэтому им нужны более частные перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива. Например, замечание, сделанное учителем в резкой форме, дисциплинирует ученика-сангвиника и надолго выбивает из колеи меланхолика. Для учета темперамента учеников часто применятся индивидуальных подход, являющийся приспособлением темперамента к деятельности, он заключается в индивидуализации применяемых к человеку требований, условий, способов работы. Существует и другой путь – путь приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например. на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащегося. степень сдержанности холериков не меньше, чем сангвиников, а работоспособность меланхоликов не ниже, чем флегматиков.

Под характером в психологии понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживающихся в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к данным обстоятельствам.

Развитие характера производится в активной деятельности человека. Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том. что именно в ней образуются те индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражается характер.

многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие поступки человека. В одинаковых обстоятельствах. руководимые сходными мотивами или отношениями, стремясь к одним и тем же целям, люди испытывают отчетливо выраженную склонность к различным, характерным доя них способам действия для достижения цели. В этих склонностях проявляется побуждающая сила характера. Благодаря такой побуждающей силе свойств характера человек нередко применяет совершенно нецелесообразные способы действия, противоречащие объективным условиям. Он иногда и сам не рад своему характеру, но не в состоянии поступить иначе. Так некоторые люди в работе гораздо больше дорожат своими достижениями. чем опасаются неудачи. Поэтому они склонны выбирать более сложные экспериментальные задачи, даже если терпят в них неудачу. Они склонны к объективно неоправданному риску. Другие, наоборот, больше опасаются неудачи, чем дорожат достижениями. Они излишне осмотрительны и выбирают легкие задания даже тогда, когда убеждены, что могут выполнить более трудные.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений. навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Они выступают как некая возможность по отношению к знаниям, навыкам и умениям. Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их проходит в процессе обучения и воспитания, самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. Наблюдая за тем, как с помощью взрослых ребенок приобретает знания и умения, как по-разному принимает эту помощь 9одни, получив ее, тем не менее продвигаются вперед весьма медленно, другие в тех же условиях показывают заметные успехи, можно делать обоснованные выводы о величине, силе и слабости способностей. Есть основания считать, что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек способности к данной деятельности или нет, является методика обучения. Ученики должны получать нагрузку, соответствующую их способностям и знаниям и возрастающую по мере их продвижения вперед, это позволяет им превосходно усвоить курс данного предмета.

Возрастная периодизация нбх д\того чтобы учитывать психологич качва чел в процессе обучения. Развит и воспит личности обуславливается различием возрастн и индивидуал особенност. Еще Аристот сделал попытку разработать возрастн период-ю в развитии чела, в qой он выделил 3 этапа (соотв. состоянию души): растительное, животное, разумное. Д\кажд из этапов б



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.113 с.)