Вопрос № 40 - Педагогическое общение как форма социального взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 40 - Педагогическое общение как форма социального взаимодействия



Пед. общение – профессиональная активность педагога, состоящая в установлении благоприятных отношений с другими участниками пед. процесса (с уч-ся, коллегами-педагогами, администрацией и т.д.) для повышения эффективности пед. деят-ти.

Педагог использует разные виды П.о., различающиеся по задачам и способам их реализации. Задачи: передача учащимся или коллегам-педагогам информации или обмен инф-ей, взаимопознание участниками П.о., взаимодействие и организация реального сотрудничества, взаимообмен дух. ценностями, мобилизация психологич. резервов участников общения, обеспечение хорошего психологич. климата и т.д.

Виды П.о.: 1. узкоинформационное, состоящее в передаче знаний; 2. общение, организующее реальное сотрудничество с учащимися в усвоении нового знания; 3. духовное общение – обсуждение нравственных ценностей в связи с сод. учебных тем.

В зависимости от учета мнения др. уч-ов общения выделяют авторитарный, демократич. и либеральный стили П.о.

Для успешного осущ. общения педагогу необходимы знания о задачах и средствах гуманистически ориентированного общения, о разных моделях, видах, уровнях, этапах пед. общения, о пед. этике, особенностях личности современных уч-ся.

Педагогу важно владеть умениями постановки шир. спектра общенческих задач и гибкого их перестраивания в ходе общения, учета позиции др. участников общения, навыками терпимости к непохожести др. человека, умениями сотрудничества с уч-ся и коллегами.

Общение – харка обучения. Общение (Соковнин)- коммуникация, деятельность, отношения, взаимопонимание, взаимовлияние; (Ломов)- особая категория отношений на уровне субъект-субъект; (Андреева)- объективный процесс взаимоотношен людей, q связывает субъктивн отношения. Первым в истории пед мысли, кто раскрыл фактор общения в обуч, был Л.Н. Толстой: общение- непоременное условие и источник полноценного обучения. Важное знач имеет не ток общение старш с младш, учит с учен, но и м\ду учащимися. Значительную роль в разработке учебно-воспитательного общения сыграл Как-Калик и его учебное пособие «Учителю о педагогическом общении в доступной форме». Это пособие дает систематизированную информацию о психических закономерностях учебно-воспитательного общения. В целостном педагогическом процессе пед.общ. впервые были выделены дидактические и коммуникативные аспекты. Важным шагом в освоении педагогического общения явился курс «Основы педмастерства» под редакцией Зюзюна. Педагогическое общение характеризуется постановкой цели; стремлением педагога в результате общения решить учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи (Леонтьев). Пед.общение – это профессиональное общение преподавателя на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата. Оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогм и учащимися, внутри ученического коллектива. В ПО выделяют Þ стороны: коммуникативная (обмен info) (коммуникация м.б.вербальная и невербальная), интерактивная (организация взаимодействия, регуляция поведения), перцептивная (восприятие друг друга, регуляция эмоциональн сферы чела). ПО ограничивается анализом диалога м\ду учит и учеником (подчинение ученика авторитету учителя). Однако есть противники данной позиции, выступающие за нбх демократического\партнерского общения. Современный мир нуждается в разносторонне развитой личностиÞнбх новые способы взаимодействия с ней и ее воспитанияÞнбх высокий уровень взаимодействия и сотрудничества. Особенность ПО: $ ли зависимость м\ду стилем общения и уровнем интеллектуального развития. Пути\методы пед руководства общением: нормативное руководство(усвоение норм поведения), познавательное (источник info), эмоциональное, актуализирующее (как средство соц утверждения личности). Педагогическое руководство общением нбх когда у школьников неблагоприятно складываются отношения и когда у детей разное интеллектуальное развитие. Пед.общение – система многофункциональная: *Информативно-коммуникативное *Регуляционно-коммуникативное *Аффективно-коммуникативное (Ломов) Лихачев выдел:*Коммуникативную*Информативную*Психо-терапевтич (умение оказывать оздоровляющее влияние одного индивида на др);*Педагогическую*Гедонистическую (введение чел. в процессе общения в состояние духовного удовлетворения);*Нравственно-эстетическая;*Религиозная; Пед. общение как социально-педагогическая проблема характеризуется такими функциями как:*Познание личности*Обмен информацией*Организация деятельности*Обмен ролями*Сопереживание*Самоутверждение Стили пед руководства: 1. авторитарный – основан на подчинении, ведущая роль у учителя, дети ничего сами не могут, агрессия, пассивность, трусость 2. демократич – стимулирование развития детей, самостоятельность, заинтересованность в проблемах детей, положительная установка 3. либеральный – не вмешиваться в лела детей, педагог нерешителен, не любут принимать самостоят решен, прямолинейность, упрямство детей. Леонтьев выделяет 2 стиля общения: АВТОРИТ Один на один с учеником Не исходит из усредненного представления об ученике, из абстрактных требований, не учитывает его индивидуальные особенности Характерен функционально-деловой и ситуативный подход Резко выраженные установки Стереотипен Избирателен в контактах и субъективен в оценках. ДЕМОКР Работа с классом в целом Стремится учесть индивидуальные особенности и личный опыт ученика, его активность и потребность Характерен личностный подход Не имеет или не проявляет негативных установок Не стереотипен в оценке и поведении Не избирателен в контактах и не субъективен в оценках. Бодалев выделяет авторитарный, либерально-попустительский, демократичный стили. Коломенский, Берцович выделяют 5 стилей: активно-положительный, пассивно-положительный, ситуативный, пассивно-отрицательный и активно-отрицательный.

Значительную роль в разработке учебно-воспитательного общения сыграл Как-Калик и его учебное пособие «Учителю о педагогическом общении в доступной форме».Это пособие дает систематизированную информацию о психических закономерностях учебно-воспитательного общения. В целостном педагогическом процессе пед.общ. впервые были выделены дидактические и коммуникативные аспекты. Важным шагом в освоении педагогического общения явился курс «Основы педмастерства» под редакцией Зюзюна.

Педагогическое общение характеризуется постановкой цели; стремлением педагога в результате общения решить учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи (Леонтьев). Пед.общение – это профессиональное общение преподавателя на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата. Оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогм и учащимися, внутри ученического коллектива.

Пед.общение – система многофункциональная:

· Информативно-коммуникативное

· Регуляционно-коммуникативное

· Аффективно-коммуникативное (Ломов)

Лихачев выделяет:

· Коммуникативную

· Информативную

· Психо-терапевтическую(умение оказывать оздоровляющее влияние одного индивида на др);

· Педагогическую

· Гедонистическую (введение чел. в процессе общения в состояние духовного удовлетворения);

· Нравственно-эстетическая;

· Религиозная;

Пед.общение как социально-педагогическая проблема характеризуется такими функциями как:

· Познание личности

· Обмен информацией

· Организация деятельности

· Обмен ролями

· Сопереживание

· Самоутверждение

Леонтьев выделяет 2 стиля общения:

АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Один на один с учеником Работа с классом в целом
Не исходит из усредненного представления об ученике, из абстрактных требований, не учитывает его индивидуальные особенности Стремится учесть индивидуальные особенности и личный опыт ученика, его активность и потребность
Характерен функционально-деловой и ситуативный подход Характерен личностный подход
Резко выраженные установки Не имеет или не проявляет негативных установок
Стереотипен Не стереотипен в оценке и поведении
Избирателен в контактах и субъективен в оценках Не избирателен в контактах и не субъективен в оценках

Бодалев выделяет авторитарный, либерально-попустительский, демократичный стили.

Коломенский, Берцович выделяют 5 стилей: активно-положительный, пассивно-положительный, ситуативный, пассивно-отрицательный и активно-отрицательный.

Пед. Опыт – сплав профессиональной подготовки и суммы знаний, умений учителя, полученных в ходе работы, умение решать пед-ие задачи.

Пед-ое мастерство – лично-деловые кач-ва.

Инновац-ая деят-ть – социально- педагогический феномен, к-й отражает его творческий потенциал.

Пед-ая деят-ть как профессиональная имеет место в спец-но огран-х общ-м образ-х учреждениях: дошкольных, школьных, профтехнических, высших, т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.01 с.)