Вопрос № 35 - процесс воспитания как ценностно-смысловая сторона пед. Процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 35 - процесс воспитания как ценностно-смысловая сторона пед. Процесса



 

Ушинский рассматривал Воспитание (В) в 2 аспектах: преднамеренная воспитат.деят-ть (школа, наставники, воспитатели) и непреднамеренная воспит д-ть (воздействие природы, семьи, об-ва, народа, религии).

В наше время В определяется как соц.целенаправленное создание материальных, дух-х, организационных условий для развития ч-ка.

Мудриков: В – это воздействие на личность об-ва в целом (в шир.смысле);

– целенаправленная д-ть, призванная формировать у детей с-му качеств личности, взглядов и убеждений (в узком смысле).

Бордовская и Реан: В – это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

Л.Н.Толстой: В – это в любом случае насилие над к-л личностью.

Цель В – помощь в решении не только локальных проблем, но и при выборе пути в целом.

Основные категории: нрав. принципы и критерии, общественный идеал, смысл жизни, назначение и счастье Ч, добро и зло, свобода и справедливость.

Цель воспитателей – научиться самим и научить др. противостоять негативным моментам нашей жизни.

В основе В – процесс интериоризации (усвоения, принятия) соц. идей и ценностей.

Направления В:

· Развитие (Р) самосознания, потребности самовоспитания

· Р культуры общения

· Р физич. культуры, охраны здоровья

· Р культуры мышления, самообразования

· Р культуры труда и использования своб. времени

Пед. процесс – это преподавательская и воспитательная работа.

Существуют три основные группы взаимосвязанных целей пед процесса:

- образовательные (овладение знаниями, умениями и навыками),

- развивающие (развитие памяти, мышления, творческих способностей, умений и навыков), - воспитательные (формирование мировоззрения, нравственности и эстетической культуры).

Под закономерностями В понимают устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Общие закономерности В:

Характер В определяется потребностями общества; единство целей, содержания и методов В; неразрывное единство обучения и воспитания.

Процессу В и обучения присущи следующие закономерности:

- Направленность В на решение задач всестороннего и гармонического развития личности, активно-деятельностный характер педагогического процесса.

- Единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся.

- Проявление уважения и требовательности к обучающимся, укрепление их личного достоинства.

- Обеспечение радости успехов учащихся в овладении знаниями.

- Раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и их опора на положительные свойства и качества в педагогическом процессе.

- Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

- Осуществление обучения и воспитания в коллективе и повышения влияния последнего на активизацию учебного процесса.

- Согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности.

 

Вопрос № 48

Современные системы образования в развитых странах мира: общие хар-ки и тенденции развития.

Образование - специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, то есть многоуровневое пространство, создающее условия для саморазвития.

Система образования - открытая, развивающая, эффективная система, кот. соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем.

Процесс образования в современных развитых странах состоит из нескольких этапов:

1) Дошкольный этап (от 2 до 5 лет) этот этап почти не отличается от домашнего обучения

2) Этап начальной школы (от 5 до 12 лет) здесь делается упор на приобретение общих знаний

3) Этап среднего образования (от 12 до 16 лет) особое внимание на этом этапе уделяется приобретению специальных знаний, профессиональному обучению.

4) Этап высшего образования, где придается значение изучению гуманитарных и технических наук.

Такое разделение процесса образования отражает психологические и физические возможности учащихся. Существует массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.

Для мирового образования характерны весьма важные тенденции:

1. это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

2. Углубление межгосударственного сотрудничества в области образования.

3. Существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения таких дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики и т.д.

4. Создание глобальной стратегии образования чел., независимо от места его проживания и образовательного уровня, - тенденция развития мирового образовательного пространства, т.е. современное образование должно стать международным. Университетское образование приобретает черты поликультурного образования - развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации.

В мировой системе образования выделяют определенные общие характеристики:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией

2) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, кот. удовлетворяют разносторонние интересы и развивают способности уч-хся;

3) разрастание рынка образовательных услуг;

4) изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

5) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

6) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

7) отход от ориентации на "среднего ученика", повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям

8) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Вопрос № 43 - Развитие профессиональной компетенции педагога.

В профессион росте учителя выделяют 3 основн уровня: профессионлзм, мастрство, новатрство. Пед профссионлзм - такой уровень профссионлзма учителя, qый характеризуется обстоятельным зн своего учеб предмета, хорош владением психол-педагогич теорией, системой учеб-воспит УиН, обладанием развитыми профессионально-личнстн сввми и качвами, что в своей совокупности позвол достатчно квалифцирванно осущствлть обуч и воспит учащся. Это основа, с qой большнство учител заканч пед учеб заведен. Пед мастрство - Þуровнь профессионльн роста учителя. Мастерство - высок и постоянно совершенствуемое искво воспит и обуч, доступное кажд педагогу, работающему по призван и ©детей. Педагог, мастер своего дела - специалист высокой культуры, глубоко знаю­щ свой предмет, хор знакомый с соотвтствующими от­раслями науки или исква, практичски разбирающийся в вопр общей и детск y, в совершенстве владеющ методикой обуч и восп. $ мнение, что подлинным мастером-учителем м. стать лишь талантливый чел с определен наслед­ственным предрасположен. Учителем надо родиться. Есть и др утверждения: массовая профессия не м. стать приви­легией особенно одаренных. Почти все люди наделены самой природой качвами воспитателей. Задача состоит в том, чтоб научиться пед мастерству (Макаренко). Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учеб процесс, чтоб добиваться нужного уровня воспитан­ности, развития и зн учащся. Еще 1им важн показателем мастерства явл У активизировать обучаемых, развивать их способнсти, самостоя­тсть, пытливость. Также учитель д. уметь эффективно проводить воспит раб в процессе обуч, форми­ровать у школьн высок нравствность, чувство патрио­тизма, трудолюб, самостоятнсть. Высш уровнем профессионализма учителя явл пед новаторство. Оно включ в себя внесение и реализацию существенно нов, прогрессивных теоретич идей, принципов, методов в процессе обуч и воспит, благодаря чему обеспечивается высок качво обуч. Новаторство по существу - использование чего-то нов, коренное усовершенствование учебно-воспит процесса. Образцы пед новаторства проявили, например, Шаталов, добившийся высок результатов путем применен методики изложения материала крупными блоками и системы опорн конспектов, Волков, разработавший методику творческих заданий д\развития способностей учащся во внеурочн время, Ильин, обративший внимание на усиление нравственного аспекта при изучен литры.

 

Существует определенный набор профессиональных требований к учителю. Главное- умения связанные с различными видами деятельности:

· Конструктивная деят-ть – набор и организация учебного материала

· Организационная деят-ть – умение организовать учащихся и себя

· Коммуникативная деят-ть- взаимоотношения с учащимися, к-ое предполагает наличие у педагога коммуникативного умения.

Коммуникативные умения можно вырабатывать только при наличии определенных коммуникативных способностей. Кан-Калик предлагает:

1. Умение общаться на людях

2. Умения через верно созданную систему общения организовать совместную с учащимися творческую деятельность

3. Умения целенаправленно организовать общение и управлять им.

Леонтьев:

1. Волевые качества (умения управлять своим поведением)

2. Качества внимания (наблюдательность, гибкость)

3. Умения социальной перцепции (читать по лицу, проникать в психику ученика)

4. Умение понимать, а не только видеть

5. Умение подавать себя в обществе

6. Умение оптимально строить свою речь

Для учителя также необходимы след.качества:

· Организационные

· Перцептивные

· Способы непосредственного эмоционально-волевого влияния

· Экспрессивные

· Коммуникативные

· Академические

· Личностные

· Педагогическое воображение

· Эмоциональная устойчивость

· Суггестивные способности

· Креативные способности

В учебном пособии Зязюна дается такое определение «Мы исходим из понимания мастерства как комплекса свойств в личности обеспечивающих высокий уровень самоорганизации и прфессиональной деятельности. К таким важным свойствам относим: гуманистическую направленность, его профессиональное знание, педагогическую способ-ть и т.д.»

Требования к пед. мастерству:

· Общая высокая культура, эрудиция.

· Высший уровень сформированности профессиональной морали.

· Багаж знаний/умений/ навыков приобретенных в вузе

· Педагогическая направленность и любовь к детям и своей профессии.

· Изучение и творческое внедрение в своей работе элементов чужого труда, общение с коллегами, изучение опытов в литературе.

· Самообразование, самовоспитание в процессе трудовой деятельности.

Новаторский опыт характеризуется тем, что учитель открывает новые педагогические факты, вводит новые пед-ие средства, приемы и методы, создает свою систему работы.

Пед-ое мастерство – личностно-деловые кач-ва.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.87.200.112 (0.022 с.)