Вопрос № 32 - Классно-урочная система и возможности ее модернизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 32 - Классно-урочная система и возможности ее модернизации.



Классно-урочная система - организация учебных занятий в школе, при которой обучение проводится с классом учащихся по разработанным учебным программам школьных предметов и твердому расписанию, а основной формой занятий является урок. Сложилась с 16 в., впервые научно обоснована Я. А. Коменским.

Образование и воспитание в нашей средней школе покоится на прочном фундаменте классно-урочной системы. Ее организационной единицей, как говорит само название, является класс – группа детей одного возраста в несколько десятков человек, поведение которой регламентировано внутришкольным распорядком. Дидактической единицей системы является урок – отрезок времени, в течение которого происходит изучение указанной в программе темы, а также контроль усвоенных учащимися знаний.

Исторически классно-урочная система пришла на смену индивидуальному обучению. Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал чешский педагог Я. А. Коменский, который видел в ней не столько педагогически эффективную систему, сколько одно из средств демократизации школьного образования.

В XVII в. классно-урочная система получила признание и в XIX в. стала ведущей системой организации школьного обучения во многих странах. В школах России классно-урочная система начала широко применяться в последней четверти XVIII в.

В процессе развития и совершенствования классно-урочной системы в конце XIX-начале XX вв., когда некоторые страны приняли законы об обязательном обучении, выявился ряд сложных и актуальных проблем: классификация учащихся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и др.

Школы капиталистических стран (США, Великобритании и др.) уже в начале XX в. предприняли попытки решить эти проблемы посредством распределения учащихся в параллельных классах по способностям. Это привело к возникновению "сильных", "средних", "слабых" классов и соответствующей дифференциации учебных программ, сроков изучения материала, методов преподавания, в результате чего возможность перехода из "слабых" в "средние" и "сильные" классы фактически исключалась.

 

Вопрос № 18 - Содержание образования: критерии отбора и уровни формирования

Содержание образования - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в рез-те учебно-воспитательной работы. (Пед-й словарь, 1960 г.)

Уровни образования:

· Общего теоритечского представления ( необходимое содержание фикс-ся в виде обощ-го представления об основных компонентах соц-го опыта);

· Учебного предмета

· Учебного материала ( каждому уровню соответствует учебный план,программа, учебник)

Типы обучающих программ:

· Линейные -деление мат-ла на малые дозы, активизация деят-ти учащихся путем указания что и как делать, немедленная оценка(принцип обратной связи), принцип индив-го темпа и индив-го обучения.

· Разветвленные – 1) учебный материал предоставляется логически законченными крупными блоками; 2) ученик выбирает ответ среди неправильных;

Смешанные- объединяются элементы первых 2-х программ в зависимости от конкретных задач.

 

 

Критерии отбора (Бабанский):

· Целостное отражение задач гармоничного развития личности и формирование его базовой культуры;

· Научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

· Соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

· Соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение;

· Учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

· Соответствие содержания общего среднего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы;

Под содержанием образования Харламов понимает ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Содержание школьного образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Оно должно строится на строго научной основе и иметь четко очерченную социальную направленность. Содержание образования по каждому предмету должно соответствовать логике и системе, свойственным той или иной науке. Содержание школьного образования должно строится на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся. в содержании образования должны находить отражение связь теории с практикой, необходимость соединения обучения с производительным трудом.

В историческом плане различают 3 теории образования:

1. 17 в. Теория формального образования – Локк, Герберт. Кант. Делали акцент на развитии ума,

а не на информировании. изучались классические языки, математика.

2. 18-19 вв. Теория материального образования – Спенсер. Выступал за реальное образование, не выходящее за рамки социального опыта. утилитарный подход.

3. 20 в. Теория прагматического образования. Организация деятельности на решение практических задач – метод проектов, групповая работа, методическая обеспеченность. (Создать фирму)

Очень часто под содержанием обучения понимают то же самое, что и под содержанием образования. Это ошибочное убеждение.

Cодержание образования- развитие личности до определенного уровня предметной и социальной компетенции. мера приобщения человека к развивающейся культуре

Cодержание обучения- продукты социального опыта. представленные в знаковой форме учебной информацииÞ все, что предъявляется для восприятия и усвоения в процессе обучения

При одном и том же содержании обучения получается разный уровень образования. При традиционной трактовке цели и содержание обучения практически совпадают. Главной целью является усвоение основ наук (например, создание языковой компетенции). содержанием обучения являются сами основы наук в знаковой форме учебников и т.п.

Согласно новой трактовке, целью является выращивание людей, воспитание способностей к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях. успешность достижения цели зависит от того, что и каким образом усваивается. от репродуктивности или активности форм и методов.

Различают необходимые, реальные и доступные цели.

Понятие высшего образования раскрывается через единство 2 процессов: образования и профессиональной подготовки.

Под содержанием образ-я понимается то, чему следует учить уч-ся. Под сод.обуч. следует понимать яз. материал (лексика, грам-ка, фон-ка), умения и навыки, тематику, тексты и яз. понятия, не свойственные родному Я.

Сод.обуч. ИЯ не является постоянным. Оно зависит и меняется в соотв. с поставленной целью. Так как сод.об. зависит от цели, то и отбор происходит с учетом выдвинутой цели.

Принципы отбора содержания обучения:

1) необх-ть и достаточность содержания в целом или его частей для реализации практ. цели об-я

2) возм-ть для усвоения или дост-ть содерж-я в целом и его частей для усв-я.

Первый принцип означает, что содержание обучения должно охватывать те яз. ср-ва, тексты и т.д., кот. не только необходимы для выполнения поставленной цели, но и являются достаточными для реализации этих целей. второй принцип подразумевает реал. учет возм-тей учащихся для усвоения отобранного материала. В связи с этим в методике существует понятие «минимум яз. и реч. материала» – мин. объем, необходимый и достаточный для реализации поставленных задач.

Первым элементов сод.об., подлежащим отбору, является тематика. Она уточняет конечные требования программ (т.е. практ. цели об-ия); без знания тематики нельзя отобрать ни словарь, ни тексты, т.к. одним из критериев отбора явл. критерий семантической ценности.

Ведущим компонентом при отборе яз. материала является словарь. Он отбирается в первую очередь, т.к. набор лексики определяет грамм. MIN. Отбору подлежат те грамм. явления, кот. распространяются на значительное число слов MIN, т.к. только такие грамм. правила могут быть руководством действия со словами. Если грамм. правила не удовл. этим требованиям, то данное грамм. явл. не может быть включено в MIN. Вслед за лекс. MIN. определяется грамм. и фонет-й. После этого c учетом минимумов яз. материала осущ-ся отбор текстов и выявление понятий, отсутствующих в родном языке уч-cя.

Таким образом, отбор сод.об. ИЯ представляет собой последоват. многоступенчатый процесс.

Содержание образования - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в рез-те учебно-воспитательной работы. (Пед-й словарь, 1960 г.)

Уровни образования:

· Общего теоритечского представления ( необходимое содержание фикс-ся в виде обощ-го представления об основных компонентах соц-го опыта);

· Учебного предмета

· Учебного материала ( каждому уровню соответствует учебный план,программа, учебник)

Типы обучающих программ:

· Линейные -деление мат-ла на малые дозы, активизация деят-ти учащихся путем указания что и как делать, немедленная оценка(принцип обратной связи), принцип индив-го темпа и индив-го обучения.

· Разветвленные – 1) учебный материал предоставляется логически законченными крупными блоками; 2) ученик выбирает ответ среди неправильных;

Смешанные- объединяются элементы первых 2-х программ в зависимости от конкретных задач.

 

 

Критерии отбора (Бабанский):

· Целостное отражение задач гармоничного развития личности и формирование его базовой культуры;

· Научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

· Соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

· Соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение;

· Учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

· Соответствие содержания общего среднего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы;

· Вопрос № 42 Личность педагога как профессионально-значимая характеристика педагогического труда. Профессионально важные качества педагога.

· Пед. профессия оказ. влияние на личн-ть, весь образ жизни чела. Личностные кач-ва У играют огр. роль в рамках данной деят-ти.

· Личность, индивидуальность У = личные кач-ва + индивид. стиль деят-ти + способности + черты хар-ра

· Сущ. спец. документ, регламентирующий необх. кач-ва У – «Профессиограмма специалиста»

· Важные элементы: - мотивация (отношение У к своей работе)

· М. бывает: внешняя (+/-) – внутр. (+), положительная – отрицательная

· -творч-во (=свид-во профессионального уровня У, стимул личностного развития уу)

· à отраж-ся в анализе исходн. пед. ситуации, выборе ср-в обу-я, оценке рез-тов

· У должен уметь:

· - перенести ЗУНы(знания, уменя, навыки) в нов.сит-цию

· - ставить задачи разл. степени трудности

· - привлекать доп. материал

· - стимулировать творчество уу

· 1но из самых важн. св-ств деят-ти педагога – креативность, в статье Пиаже 'О природе креативности' раскрываются источник и механизмы творч-ва:

· У должен располагать

· -профессиональными знаниями (знание науки и учеников) = фундамент пед. деят-ти

· проф. знания в педагогике могут и должны б. профессионально окрашены, напр. выбор учебников -набором опред. личностных кач-в: терпимость, доброжелательность, коммуникативность, энтузиазм, отзывчивость, стремление к лидерству, корректность, тактичность, самокритичность, артистичность, организаторские способности, стремление к постоянному самосовершенств.

· Профес-но важные кач-ва и умения преподавателя ИЯ. Особенность его деят-ти

· проф мастерство как показ сформированности проф компетенции

· ф-ции и осн умения препод ИЯ

· специфика взаимод препода и ученика

· 1. в посл время – большой интерес к ИЯ и методике, тк 1) интреграцион проц в жизни мир сообщ; взаимод с зарубежн стр во всех обл жизни) à лозунг «21 в – век полиглотов» à проблема обуч с раннего возраста 2) признак образован-ти. Гос-во проявл бол интерес к повыш статуса ИЯ, что выраж во включ-и предмета в область «языки и лит-ра». 3) возраст роль метод науки вообще: встает вопрос о приобщ-и больш кол-ва людей к механ производству à опред круг знаний à умение их приобщить. 4) знания обновл, и их необх совершенствовать à организ курсов повыш квалифик кадров (нужны методисты)

·

·

· Вопрос № 33 - Педагогические технологии и их применение в пед.процессе

· Педагогические технологии (ПТ)– это система методов, форм, средств, кот исп-ет учитель. Основатель пед тех-ий – Блонский.

· Сущ-ет множество определений ПТ:

· - это содержательная техника, реализ-ая уч-ный процесс

· - это область знания, кот включает ср-ва обучения, методы и теорию их использования для достижения целей обучения.

· Сегодня под ПТ понимают последовательную с-му действий педагога, связанную с решением пед задач или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спланированного пед.прцесса.

· Признаки ПТ:

· - четкая, последовательная, педагогическая, дидактическая разработка целей обучения;

· - структурное упорядочение, уплотнение инф-ии, кот подлежит усвоению;

· - комплекс применения дидактических, технологических и коммуникативных средств обучения и контроля.

· Сущ-т множество ПТ, можно выделить след-е ПТ:

· - по уровню применения (обще-педагогич, частно-методич, локальные/модульные);

· - по философской основе (научн, религ, гуманистич, авторитарные);

· - по научной концепции усвоения опыта (ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, развивающие);

· - по ориент. на личностные структуры (информационные –формирование ЗУН, операционные –формирование способов умственных действий);

· - по х-ру модернизации (традиц. с-мы обучения).

· Подробнее о ПТ:

· Модульное обучение

· Модуль – функциональный узел, логически завершенная часть учеб. материала, сопровождаемая контролем ЗУ учащихся.

· Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле всё измеряется,всё оценивается: задание, работа, посещение учащимся занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле чётко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы УН, которыми должен овладеть обучаемый. В модульном обучении всё заранее запрограмированно: последовательность изучения данного материала, перечень основных понятий, уровень усвоения и контроль качества усвоения.Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Мод. Обучение связано с рейтинговой системой контроля.

· Вопрос №37 - Воспитание как целенаправленный процесс: его содержание и методы

·

· В – это деят-ть по передаче новому поколению общественно-исторического опыта, процесс целенаправленного формирования убеждений, нравственных норм, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих необходимые условия для развития и активной жизни чел. в обществе.

· Основными видами В считаются семейное и общественное. Семья оказыв. различное влияние на формирование личности ребенка в зависимости от идеологии, морали, особенностей взаимоотношений того соц. слоя, к кот. она относится, типа семьи и принятого в ней стиля общения. Общественное В начинается в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей жизни чел. (затем школа и др. образовательные учреждения).

· В. связ. с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера. В практике обучения принято выделять умственное, трудовое, идейно-нравственное, эстетическое, физическое В. На занятиях по языку В. осуществляется, в частности, в процессе реализации воспитательной цели обучения.

· Гл. цель В – формирование активной творч. личности, подготовка к труду как высшей форме человеч. деят-ти, развитие личностных кач-в, обеспечивающих полноценную жизнь чел. в об-ве. Кач-ва: добропорядочность, трудолюбие, принципиальность, ответственность, справедливость, честность, целеустремленность.

· Организация воспит. процесса осущ-ся с помощью сис-мы ср-в и методов, адекватных принципам личностно-ориентированного воспитания.

· Ср-ва В – это педагогич. воздействия воспитателя на уч-ся с целью формирования желаемых форм поведения и кач-в личности. Знание нравственных норм составляет первооснову В. Основными методами нравственного просвещения явл. убеждение, объяснение, беседа, рассказ, а также грамотное использование лит-ры и искусства.

· Также в воспит. процессе традиционно используются методы поощрения и наказания, при этом поощрения должны преобладать над наказаниями, для кот. недопустимы жестокость, унижение и физ. наказание.

· В психологии В обозначены общеметодологические принципы, на основании кот. воспитатель определяет стратегию и тактику использования конкретных воспитательных ср-в и методов воздействия на уч-ся. Основными из них явл.:

· 1. Включение детей на всех этапах их развития в различные соц.-значимые виды деят-ти.

· 2. Опора на коллектив и использование его позитивного влияния для повышения эффективности его воспитательных воздействий. Основы теории и практики коллективного воспитания заложил Макаренко. В коллективе ребенок развивается в условиях стремления к достижению общих целей, адекватных мотивам общественно-полезной совместной деят-ти, включаясь в широкую сис-му деловых и межличностных отношений.

· 3. Адекватное соотношение в процессе В вербальных и действенных методов. В кач-ве вербальных методов В используются поучения и замечания: «Хорошо учись», «Делай каждый день уроки», «Больше читай» - необходимо их делать дозировано, в нужный момент и наедине, сохраняя положит. межличностные отношения с ребенком. Необходимо создавать реальные или игровые ситуации, в кот. ребенок сам определяет тактику своего поведения и общения, принимает нравственные решения.

· 4. Избегание формализма и неискренности в отношении интересов уч-ся.

· 5. Учет инидивид. особенностей, ведущей мотивации и интересов уч-ся. Формирование полезных привычек.

· 6. Применение воспит. ср-в на фоне положит. отнош. к ребенку, стремления его понять и готовности оказать ему психологич. поддержку.

· Понятие “воспитание” в широком и узком значении.

· Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.

· Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию "воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

· Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

· Следующая основная категория педаагогики – обучение. Это планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения Знание – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятии и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действии, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.

· Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают необходимую направленность, формируя как бы попутно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

·



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.062 с.)