Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра дизайна и арт менеджмента↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра дизайна и АРТ менеджмента
Методические рекомендации к изучению учебной дисциплины «педагогика высшей школы»
Донецк 2016 УТВЕРЖДАЮ: И.о. декана экономического факультета Полшков Ю.Н.
______________________________ Протокол № __ от «___» _______ 201 _ г.
М.П.
Методические рекомендации к изучению учебной дисциплины «Педагогика высшей школы» включают планы проведения семинарских и практических занятий, организацию самостоятельной работы студентов, в т.ч. индивидуальные задания, рекомендованную литературу.
Разработчик: профессор кафедры Дизайна и АРТ менеджмента, д.пед.н., доц. ________ Д.А.Чернышев подпись ФИО
Методические рекомендации в изучению учебной дисциплины утверждены на заседании кафедры «Дизайна и АРТ менеджмента»
Протокол № ____ от ____________ г. Зав. кафедро й _____________________ А.В.Трошкин подпись ФИО
Методические рекомендации в изучению учебной дисциплины одобрены учебно-методической комиссией экономического факультета
Протокол № ____от ____________ г.
Председатель УМК __________________Стрелина Е.Н.
©ФИО, 2016 © ГОУ ВПО «ДонНУ», 2016 СОДЕРЖАНИЕ
Введение Научно-методическое обеспечение учебного процесса включает Государственные стандарты высшего образования по определенному направлению подготовки (специальности), по которым разрабатываются учебные планы. Согласно стандартам образовательная организация должна подготовить конкурентоспособного специалиста в соответствии с приобретенными им компетенциями. Процесс формирования профессиональных компетенций осуществляется в первую очередь благодаря методическим рекомендациям к изучению учебной дисциплины. Цель методических рекомендаций к изучению учебной дисциплины «Педагогика высшей школы» заключается в обеспечении целостного учебного процесса по дисциплине, который включает определенные в «Положении об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР 30.10.2015 г. № 750», формы, методы и средства обучения в ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». Методические рекомендации к изучению учебной дисциплины «Педагогика высшей школы» подготовлены в соответствии с образовательной программой направления подготовки 54.03.01 "Дизайн", профиль: Дизайн. Учебным планом предусмотрены практические занятия (в форме семинарских и практических), самостоятельная (в т.ч. индивидуальная) работа, цель которых – закрепить теоретический материал и приобрести навыки практической работы по «Педагогика высшей школы». ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Не предусмотрено учебным планом.
Планы лабораторных занятий Не предусмотрено учебным планом. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Изучение материала из дисциплины «Педагогика высшей школы» предусматривает проведение студентами самостоятельной работы, которая является основным средством овладения материалом дисциплины, усвоения необходимых умений и навыков во время, свободное от аудиторных учебных заданий. Во время такой работы используется учебная, специальная, периодическая литература, а также тексты лекций. Перечень источников отмечен к каждой теме отдельно. Специфической формой самостоятельной работы является выполнение индивидуальных заданий в виде решения задач, анализа ситуаций, написания рефератов, эссе и аналитических обзоров, которые рассматриваются на семинарах. Тема реферата может быть предложена студентом самостоятельно по согласованию с преподавателем или выбрана из предлагаемого к каждой теме перечня. Главное требование при подготовке реферата - современный, творческий, в т.ч. нестандартный подход. Задание для самостоятельной работы выполняются по следующим содержательным модулям и темам:
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1 Структура занятия 1. Вступительное слово. Вводная часть занятия для определения целей, задач, места дисциплины. 2. Определение целей высшего профессионального образования – ролевая игра 3. Определение понятия и типов образовательных парадигм. 4. Определение своего места в парадигмальном пространстве – самоанализ 5. Рекомендации к выполнению домашнего задания: - составление словаря основных категорий педагогики высшей школы; - изучение учебного материала по теме «Закономерности и принципы обучения».
Методические рекомендации для изучения материала
В качестве самостоятельного задания предлагается определить свою позицию по отношению к роли преподавателя и студента в процессе обучения. Для этого необходимо ознакомиться с сущностью традиционной (чаще называемой знаниевой) и современной парадигм. Определение данной позиции должно быть аргументированным. Дидактический материал
Сущность субъект-субъектной парадигмы. В настоящее время в педагогике термин «парадигма» получил достаточно широкое распространение, однако часто в его смысл вкладывают самое различные понятия. Например, раздаются призывы перехода к «гуманистической парадигме», обосновываются парадигмы технического общества и православной педагогики и т.п. Термин «парадигма» (от греч. «образец») был введен в науковедение Т.Куном в 1962 году. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Парадигмальный подход уже четыре десятилетия находится в ценре исследований отечественных и зарубежных науковедов: Дж. Агасси, И. Лакатоса, Дж. Холтона, П.П. Гайденко, Л.А. Марковой и др. Ограничим классификацию образовательных парадигм двумя полярными по своим характеристикам:
Таблица 1. Сравнение образовательных парадигм
Литература: Основная: 1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. 2. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учебн. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина – Казань: КГЭУ, 2008. Дополнительная: 1. Загвязинский В.И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В.И. Загвязинский, Ш.А. Амонашвили, А.Ф. Закирова. // Педагогика. – 2002. – № 9. 2. Каташев В.Г. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / В.Г. Каташев, Л.И. Соломко, Г.У. Матушанский, О.В. Захарова, Л.И. Тарарина – Казань: КГТУ. – 2002. 3. Косогова А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: Учеб. пособие / А.С. Косогова – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-та, 2003. 4. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов – М.: Пед. общество России. – 1999. 5. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/ Р.С. Пионова – Мн.: Университетское. – 2002.
Структура занятия 1. Проверка домашнего задания – тезаурус по основным категориям дидактики высшей школы. 2. Построение схемы учебного процесса в высшей коле – фронтальная работа. 3. Закономерности и принципы обучения в высшей школе – фронтальный опрос и обсуждение. 4. Рекомендации к выполнению домашнего задания – Анализ ГОСов по реализации основных принципов обучения и содержания образования.
Методические рекомендации для изучения материала При подготовке к данному занятию необходимо рассмотреть стороны процесса обучения, выявить закономерности дидактики как составной части педагогики. Принципы дидактики необходимо перечислить и охарактеризовать их исходные установки. Важно указать, меняются ли в современных условиях основные принципы обучения и чем определяется успех в реализации этих принципов. Определите различие между особенностями осуществления образовательного процесса в среднем общеобразовательном и высшем профессиональном учебных заведениях и на этой основе выделите специфику знаний в области педагогики высшей школы.
Дидактический материал Образование как целостное явление – одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы, как и законы общества, не есть результат проявления какой-то внешней силы, они являются продуктом его внутренней самоорганизации. В силу этого педагогический закон – это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования. Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения. Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации. По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими. Я. А. Коменский, следуя своей идее природосообразности обучения, отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность. Спустя 150 лет А. Дистервег сформулировал принцип природосообразности, суть которого, по его мнению, состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка. Вместе с тем он выдвинул и принцип культуросообразности, заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура. Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским: • обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового); • обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся; • порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания; • обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу; • обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким; • преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания. Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны. К основным принципам дидактики высшей школы можно отнести: 1. Принцип природосообразности. 2. Принцип научности. 3. Принцип доступности и посильности. 4. Принцип прочности. 5. Принцип наглядности. 6. Принцип сознательности и активности. 7. Принцип систематичности и последовательности. 8. Принцип профессиональной целесообразности. 9. Принцип политехнизма. Литература: Основная:
1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. 2. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога: Учеб. пособие / И.Н. Кузнецов – М.: ГроссМедиа:РОСБУХ. – 2008. 3. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина – Казань: КГЭУ, 2008. Дополнительная: 1. Волохова Е.А. Дидактика. Конспект лекций / Е.А. Волхова, И.В. Юкина – Ростов н/Д: Феникс. – 2004. 2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. – 1999. 3. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/ Р.С. Пионова – Мн.: Университетское. – 2002. Тема № 3. Содержание высшего профессионального образования
Учебные цели: 1. Изучение основных нормативных документов, определяющих содержание высшего профессионального образования; 2. Развитие умений анализировать материал при изучении программ дисциплин, учебных планов по специальности, ГОС ВПО. Отводимое время – 2 часа.
Структура занятия 1. Понятие содержания высшего профессионального образования. Принципы его формирования. Теории содержания образования – фронтальный опрос. 2. Основные нормативные документы, определяющие содержание высшего профессионального образования: А) Государственный образовательный стандарт (второго и третьего поколения). Б) Учебные планы по направлениям подготовки. В) Учебные программы. Г) Учебники, учебные пособия и учебно-методическая литература – работа по микрогруппам по выявлению сущности, структуры и специфики документов. 1. Сравнительный анализ целей образования, отраженных в рассмотренных нормативных документах – коллективный анализ.
1. Выводы и заключение об иерархичности формирования содержания ВПО. 2. Рекомендации к выполнению домашнего задания – Исторический обзор становления и развития методов и технологии обучения – подготовка сообщений по микрогруппам. Методические рекомендации для изучения материала Основным документом, регламентирующим содержание в профессиональных учебных заведениях является Государственный образовательный стандарт, следовательно необходимо ознакомиться с его структурой и основными положениями. Рекомендуется выбрать ГОС по той специальности, по которой обучается магистрант. Для полноты картины возможно знакомство с образовательными стандартами второго и проектами стандартов третьего поколения.
Дидактический материал Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования – тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств. Общие требования к содержанию образования: 1. Содержание образования – один из факторов экономического и социального прогресса, оно должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. 2. Содержание образования призвано обеспечивать: соответствующий мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения), интеграции личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 3. Профессиональное образование любого уровня направлено на получение молодыми людьми профессии и соответствующей квалификации. 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, между народами независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и суждений. Стандарт (от лат. standart – норма, образец) – в широком смысле образец, эталон, модель, принимаемые за исходные при сопоставлена с ними других подобных объектов. Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностью упорядочения базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах учебных заведений. Наличие стандарта профессионального образования позволяет: – установить базовый уровень квалификации, ниже которого не может быть аттестации, и установить базовый уровень подготовки специалиста на различных ступенях обучения; – повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содержания образования, применяемых педагогических технологий, средств и методов обучения; – обеспечить конвертируемость профессионального образования внутри государства и за его пределами; – упорядочить права обучающихся и повысить ответственность учебных заведений различного типа в профессиональной подготовке и профессиональном образовании; – установить место каждого уровня профессионального образования в системе непрерывного образования. Стандарт профессионального образования может быть: международный, государственный и региональный. Государственный образовательный стандарт призван обеспечить сохранение единства образовательного пространства, возможность непрерывного образования, академическую мобильность, рациональные траты финансовых и материальных ресурсов. Стандарты должны соответствовать запросам личности, отечества и государства, возможностям их реализации и иметь инструментально-технологическую организацию, опирающуюся на достаточно строго определенные эталоны. Литература: Основная:
1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. 2. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина – Казань: КГЭУ, 2008. Дополнительная: 1. Волохова Е.А. Дидактика. Конспект лекций / Е.А. Волхова, И.В. Юкина – Ростов н/Д: Феникс. – 2004. – С. 80-127. 2. Леднев В.С. Содержание образвоания: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. – М.: Высшая школа. – 1991. 3. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднев. – М.: МГАУ. – 2002 4. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс. – 2000. Содержательный модуль 2. Тема № 4. Образовательные технологии в высшей школе
Учебные цели: 1.Определение сущности понятия «образовательные технологии». 2. Знакомство с формами организации обучения и методами обучения как образовательными технологиями. 3. Оценка возможностей применения определенной технологии в высшем образовании Отводимое время – 6 часов
Структура занятия 1. Вступительное слово преподавателя с целью объяснения хода и задач занятия. 2. Определение специфики и сущности категорий: «образовательная технология», «тактические технологии обучения», «метод обучения», «активный метод обучения» – обсуждение. 3. Выявление особенностей активных методов обучения – индивидуальная работа студентов по раздаточному материалу 4. История становления и развития форм, методов, средств и технологий обучения – выступления студентов с подготовленными сообщениями. 5. Рекомендации к выполнению домашнего задания – Разработка фрагмента учебного занятия с целесообразным для конкретной ситуации использования метода обучения (форма отчёта – защита на занятии). 6.Следующие два занятия посвящены выступлениям магистрантов с подготовленными мини-занятиями. Каждое выступление оценивается всеми присутствующими совместно с преподавателем по следующим критериям:
А) Наличие плана и структуры занятия. Б) Структура занятия (вводное слово, заключительное слово). В) Постановка проблемы, наличие проблемных вопросов (достаточное, недостаточное, отсутствует). Г) Стиль поведения преподавателя (скованный, манерный, свободный, нормальный). Д) Стиль проведения занятия (оживленный, вялый). Е) Организация занятия (умение вызвать и поддержать дискуссию, умение поставить острые вопросы). Ж) Отношение преподавателя к студентам (уважительное, в меру требовательное, равнодушное). З) Управление группой (наличие форм сотрудничества, партнерства). И) Ведение записей студентами (часто, редко, отсутствует). 7. На последнем занятии, посвященном мини-занятиям даются рекомендации к выполнению домашнего задания по теме «Технология педагогического взаимодействия» – разработка блок-схемы или опорного конспекта по теме.
Методические рекомендации для изучения материала 1. При подготовки сообщения каждая микрогруппа выбирает одну из существующих (существовавших) форм организации обучения, технологий обучения и готовит выступление по ее краткой характеристике. В выступлении необходимо осветить вопросы истории, причин возникновения и кратко охарактеризовать специфику данного варианта обучения. Предлагается рассмотреть следующие темы: Организация обучения в древности (Древний Китай, Египет, Греция, Рим). Появление классно-урочной системы обучения. Система «взаимообучения» Белла-Ланкастера. Батовская и Мангеймская системы обучения. Далтон-план Елены Паркхерст. Бригадно-лабораторный метод в СССР. Метод проектов. Попытки модификации лекционно-семинарской системы 2. Разработка мини-занятий должно осуществляться по следующей схеме: определение дисциплины – формулировка цели занятия – написание конспекта занятия с четкой структуризацией материала, отводимым временем, полным текстом, контрольными вопросами. Примерная структура занятия должна содержать три основных элемента: 1. Этап вводный, организационный. 2. Основной этап; 3. Контрольный, заключительный этап. В качестве основных методов обучения рекомендуется использовать методы активного обучения.
Дидактический материал 1. В педагогическую науку и практику входят и получают свое развитие педагогические технологии. В источниках научного и публицистического характера предпринимаются попытки соединения разных взглядов, точек зрения на раскрытие сущности и содержания педагогических технологий. Понятие «педагогические технологии» пробивалось в педагогическую науку несколько десятилетий. С внедрением техники в учебный процесс на Западе заговорили о технологии обучения, связывая ее поначалу именно с ТСО. В России расширили понятие «технология обучения» до термина «педагогические технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса. Само слово «технология» (от греч. «техне» – искусство, ремесло, наука, + «логос» – понятие, учение) означает «совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов». В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. 2. Можно выделить следующие основные пути повышения активности студентов и эффективности всего учебного процесса: 1. Усилить учебную мотивацию студентов за счет: а) внутренних и б) внешних мотивов (мотивов-стимулов). 2. Создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста, по А. Маслоу; стремление к самовыражению и самопознанию в процессе обучения, по В. А. Сухомлинскому). 3. Дать студенту новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями. 4. Обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию. 5. Интенсифицировать умственную работу студентов за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой. 6. Обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания. 7. Полнее учитывать индивидуальные особенности студентов. В конкретных вариантах активных методов обучения акцент делается на одном или нескольких из перечисленных выше приемов повышения эффективности обучения, но, ни один из известных методов не может в равной степени использовать все приемы. Представим краткую характеристику основных активных методов обучения, имеющих особую ценность для технических и социально-экономических специальностей университетского уровня и которые можно использовать при разработке мини-занятий. Разыгрывание ролей (ролевая игра) – имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками: • наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения. Пример: с помощью данного метода может быть имитировано производственное совещание; • взаимодействие участников первого занятия. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.; • ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.п.; • оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками. Разыгрывание ролей является достаточно эффективным методом решения организационных, управленческих и экономических задач цикла социально-экономических дисциплин и требует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры. Метод игрового производственного проектирования характеризуется следующими признаками: • наличие исследовательской или инженерной задачи (проблемы), которую формулирует студентам преподаватель; • разделение группы на небольшие подгруппы, разработка вариантов решения поставленной задачи (проблемы); • представление варианта решения задачи (проблемы) с последующим анализом участниками занятия. Метод игрового проектирования имеет особую актуальность при изучении инженерных дисциплин, поскольку позволяет приблизить студентов к реальной проектно-конструкторской деятельности, участвовать в решении инженерно-технологических задач. Следует заметить, что игровое проектирование может охватывать немало времени: как правило, для проектной деятельности требуется немало времени, измеряемого днями, а иногда и неделями. Поэтому часть этой работы может быть совмещена с разработкой курсовых проектов или других значительных заданий, выполняемых студентами. Анализ конкретных ситуаций (case-study) – эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Названный метод характеризуется следующими признаками: • наличие конкретной ситуации; • разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций); • публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием; • подведение итогов и оценка результатов занятия. Различают несколько видов ситуаций: 1. Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности. 2. Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения. 3. Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие. 4. Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.239 (0.019 с.) |