Тема №6. Воспитательное пространство вуза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №6. Воспитательное пространство вуза



 

Учебные цели:

1.Определение роли деятельности преподавателя в воспитании студентов и специфики воспитательного процесса в вузе,

2. Изучение содержания, формы и методов воспитания в вузе.

3. Выявление основных функций куратора.

4. Развитие умений презентации своих проектов.

 

Структура занятия

1. Воспитательное пространство вуза – фронтальный опрос.

2. 2. Проекты организации воспитательной работы в вузе – защита разработанных проектов (домашнего задания).

3. Домашнее задание и рекомендации по его выполнению:

- подготовка к зачету за первый семестр обучения;

- подготовка сообщения по теме «Современное состояние системы высшего профессионального образования в России» (перечень сообщений см. в теме №7).

 

Методические рекомендации для изучения материала

На основе сущностных черт и содержания воспитательной системы необходимо предложить авторскую модель воспитательной системы, наполненную достаточно конкретным содержанием.

Разработанную систему микрогруппа оформляет на листе ватмана и защищает свой вариант на занятии. Другие микрогруппы критически оценивают предложенный вариант, отмечая его целостность, непротиворечивость, системность, учет всех сущностных характеристик процесса воспитания в высшей школе, а также специфики студенческого возраста.

 

Дидактический материал

 

Исторический опыт показывает, что студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского государства. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает обществу потерей целого поколения полноценных граждан, ведет к ограниченности интеллектуальных интересов, правовому и социальному нигилизму.

Студенческий возраст – период активного формирования личности, осознания себя и сложившейся личностью, и гражданином страны, и компетентным специалистом. Поэтому так важно не упустить это время, осуществляя в высшем учебном заведении поддержку в развитии и формировании личности каждого студента. И, в первую очередь, этому может способствовать грамотно выстроенный процесс воспитания студентов. В этом случае вуз становится центром создания воспитательной среды, обеспечивает полноценные условия для творческого, научного, физического и др. развития личности как альтернативы проявлению асоциального и антисоциального поведения.

Цели воспитания в вузе:

1. Гуманизация образования – воспитание как процесс формирования ценностей, утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей.

2. Самовоспитание студентов через создаваемую систему взаимоотношений.

3. Становление демократических основ жизнедеятельности вуза.

4. Социокультурное сотрудничество личности студента и вузовского сообщества.

5. Интеграция контингента студентов, корпоративность общности студентов, преподавателей и всех структурных подразделений.

6. Психолого-педагогическая поддержка; грамотное и системное оказание помощи студенту в освоении им жизненно необходимых взглядов и навыков.

7. Расширение мировоззрения будущих специалистов.

8. Приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры, овладение коммуникативными основами.

Опираясь на вышеперечисленные цели процесса воспитания в вузе можно выделить некоторые направления деятельности вуза по достижению этих целей:

- комплекс мероприятий по морально-нравственному и этическому воспитанию студентов;

- обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;

- обеспечение при проведении учебных занятий акцента на воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества и т.д.

Основные аспекты описания воспитательной системы:.

1. Сущностные черты воспитательной системы.

1) концептуальность;

2) качество педагогических условий (комфортность студентов и сотрудников, возможности самореализации);

3)наличие социально значимой среды;

4) инновации;

5) развитие контактов: научных, творческих, методических и др. с НИИ, ВУЗами, другими учебными заведениями;

6) наличие самоуправления.

2. Содержание воспитательной системы.

1) цели и задачи педагогической деятельности;

2) педагогические идеи, принципы педагогической деятельности;

3) системообразующий вид деятельности;

4) доминантный компонент;

5) модели специалистов.

3. Структура воспитательной системы.

1) структурный ряд по вертикали (кто действует);

2) структурный ряд по горизонтали (как действует).

4. Этапы воспитательной системы.

1) разработка модели (общая схема);

2) становление воспитательной системы (конкретизация, уточнение деталей);

3) развитие воспитательной системы (корректировка и дополнения).

5. Нормативно-правовое и кадровое обеспечение воспитательной системы.

6. Критерии эффективности воспитательной системы.

В «Концепции воспитания в не­прерывном образовании» утверждается, что в основе воспитания должны быть диалектичность миропонимания, гуманистические подходы, сформулированные в мировой и отечественной педаго­гике, положения гуманистической психологии XX в., теория дея­тельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна и др.

 

Литература:

Основная:

 

1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов – 3-е изд., стер. – М.: Академия. – 2009.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. Отв. редактор М. В. Буланова-Топоркова – Ростов н/Д.: Феникс. – 2002. - 544 с.

3. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина – Казань: КГЭУ. – 2008.

4. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога: Учеб. пособие / И.Н. Кузнецов – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ. – 2008.

Дополнительная:

1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. – 2004.

2. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/ Р.С. Пионова – Мн.: Университетское. – 2002.

3. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин – М.: Академия. – 2002.

4. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб.пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Владос. – 2000.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.009 с.)