Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №6. Воспитательное пространство вуза
Учебные цели: 1.Определение роли деятельности преподавателя в воспитании студентов и специфики воспитательного процесса в вузе, 2. Изучение содержания, формы и методов воспитания в вузе. 3. Выявление основных функций куратора. 4. Развитие умений презентации своих проектов.
Структура занятия 1. Воспитательное пространство вуза – фронтальный опрос. 2. 2. Проекты организации воспитательной работы в вузе – защита разработанных проектов (домашнего задания). 3. Домашнее задание и рекомендации по его выполнению: - подготовка к зачету за первый семестр обучения; - подготовка сообщения по теме «Современное состояние системы высшего профессионального образования в России» (перечень сообщений см. в теме №7).
Методические рекомендации для изучения материала На основе сущностных черт и содержания воспитательной системы необходимо предложить авторскую модель воспитательной системы, наполненную достаточно конкретным содержанием. Разработанную систему микрогруппа оформляет на листе ватмана и защищает свой вариант на занятии. Другие микрогруппы критически оценивают предложенный вариант, отмечая его целостность, непротиворечивость, системность, учет всех сущностных характеристик процесса воспитания в высшей школе, а также специфики студенческого возраста.
Дидактический материал
Исторический опыт показывает, что студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского государства. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает обществу потерей целого поколения полноценных граждан, ведет к ограниченности интеллектуальных интересов, правовому и социальному нигилизму. Студенческий возраст – период активного формирования личности, осознания себя и сложившейся личностью, и гражданином страны, и компетентным специалистом. Поэтому так важно не упустить это время, осуществляя в высшем учебном заведении поддержку в развитии и формировании личности каждого студента. И, в первую очередь, этому может способствовать грамотно выстроенный процесс воспитания студентов. В этом случае вуз становится центром создания воспитательной среды, обеспечивает полноценные условия для творческого, научного, физического и др. развития личности как альтернативы проявлению асоциального и антисоциального поведения.
Цели воспитания в вузе: 1. Гуманизация образования – воспитание как процесс формирования ценностей, утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей. 2. Самовоспитание студентов через создаваемую систему взаимоотношений. 3. Становление демократических основ жизнедеятельности вуза. 4. Социокультурное сотрудничество личности студента и вузовского сообщества. 5. Интеграция контингента студентов, корпоративность общности студентов, преподавателей и всех структурных подразделений. 6. Психолого-педагогическая поддержка; грамотное и системное оказание помощи студенту в освоении им жизненно необходимых взглядов и навыков. 7. Расширение мировоззрения будущих специалистов. 8. Приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры, овладение коммуникативными основами. Опираясь на вышеперечисленные цели процесса воспитания в вузе можно выделить некоторые направления деятельности вуза по достижению этих целей: - комплекс мероприятий по морально-нравственному и этическому воспитанию студентов; - обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой; - обеспечение при проведении учебных занятий акцента на воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества и т.д. Основные аспекты описания воспитательной системы:. 1. Сущностные черты воспитательной системы. 1) концептуальность; 2) качество педагогических условий (комфортность студентов и сотрудников, возможности самореализации); 3)наличие социально значимой среды; 4) инновации; 5) развитие контактов: научных, творческих, методических и др. с НИИ, ВУЗами, другими учебными заведениями; 6) наличие самоуправления. 2. Содержание воспитательной системы. 1) цели и задачи педагогической деятельности; 2) педагогические идеи, принципы педагогической деятельности;
3) системообразующий вид деятельности; 4) доминантный компонент; 5) модели специалистов. 3. Структура воспитательной системы. 1) структурный ряд по вертикали (кто действует); 2) структурный ряд по горизонтали (как действует). 4. Этапы воспитательной системы. 1) разработка модели (общая схема); 2) становление воспитательной системы (конкретизация, уточнение деталей); 3) развитие воспитательной системы (корректировка и дополнения). 5. Нормативно-правовое и кадровое обеспечение воспитательной системы. 6. Критерии эффективности воспитательной системы. В «Концепции воспитания в непрерывном образовании» утверждается, что в основе воспитания должны быть диалектичность миропонимания, гуманистические подходы, сформулированные в мировой и отечественной педагогике, положения гуманистической психологии XX в., теория деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна и др.
Литература: Основная:
1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов – 3-е изд., стер. – М.: Академия. – 2009. 2. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. Отв. редактор М. В. Буланова-Топоркова – Ростов н/Д.: Феникс. – 2002. - 544 с. 3. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина – Казань: КГЭУ. – 2008. 4. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога: Учеб. пособие / И.Н. Кузнецов – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ. – 2008. Дополнительная: 1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. – 2004. 2. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/ Р.С. Пионова – Мн.: Университетское. – 2002. 3. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин – М.: Академия. – 2002. 4. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб.пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Владос. – 2000. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.009 с.) |