Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Повторение изученного материала.

Поиск

Ход урока

I. Чистописание.

Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину в семь локтей. Ахикар из Ассирии

– Как вы понимаете эти строки?

– Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.

II. Повторение изученного материала.

1. Экскурс «По страницам учебника «Русский язык».

– Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык», который разработан авторами С. В. Ивановым, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой. Весь материал в нем представлен блоками. Каждый урок относится к определенному блоку.

– Помните ли вы, как называются тематические блоки в учебнике? («Правописание», «Развитие речи», «Как устроен наш язык».)

– Какие рубрики нам встречались на страницах учебника? («Давай подумаем», «Тайны языка», «Путешествие в прошлое».)

– Объясните назначение этих рубрик.

– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»?

– Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя, путешествуя по страницам учебников русского языка?

– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?

2. Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.

В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, а в минутке чистописания запишете наиболее известные афоризмы из сокровищницы мировой мудрости.

III. Работа по теме урока.

1. Чтение и анализ письма авторов учебника к детям.

– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?

Авторы учебника написали вам письмо. Прочитайте его.

– Что выражено в содержании этого письма?

– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо, которое адресует свое письмо кому-нибудь?

– Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.

– Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой обращаются к вам авторы учебника?

2. Правила написания писем.

– Вспомните правила написания писем.

Создавая письмо, вы должны ориентироваться на своего адресата. Возраст, пол, уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.

– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:

а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;

б) другу (приятелю);

в) официальному лицу?

Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как влияют отношения между автором текста и адресатом на обращение.

– Как вы обратитесь к авторам учебника?

– Как вы подпишете письмо?

– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно и в то же время просто подобраны слова.

– И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с вами знаем, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Уважающий себя и свой труд человек (а написание письма – это тоже труд) никогда не допустит небрежности, неточности, неряшливости в оформлении результатов своего труда. Пишите красиво, разборчиво любое письмо.

Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок (повторов, неблагозвучия и т. д.).

3. Самостоятельная работа.

Напишите письмо авторам учебника, честно и откровенно ответив на поставленные вопросы.

IV. Итог урока.

– Кто из вас хотел бы прочитать свое письмо, адресованное авторам учебника?

– Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще потренироваться в написании писем?

– Как вы думаете, авторам учебника приятно получать письма от ребят?

– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника? По какому адресу направим нашу корреспонденцию?

Ваши письма я обязательно перешлю по этому адресу авторам учебника.

 

 Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и «Словообразование»; подготовить и

 

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок 2 ………………
Тема: Повторяем фонетику и словообразование

Цель: повторить знания и умения разбора слов по составу, фонетического разбора слов.

Ход урока

I. Чистописание.

Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

(Древний Египет.)

II. Повторение изученного.

1. Вопросы по теме «Фонетика».

– Что изучает фонетика?

– Сколько в русском языке гласных звуков? А букв?

– На какие группы делятся согласные звуки?

– Что такое транскрипция слова?

2. Запись на доске:

III. Итог урока.

– О каких разделах русского языка говорили мы сегодня на уроке?

IV.Домашнее задание: упр. 5, с. 6 – остальные задания к тексту. Принести ТПО «Пишем грамотно», № 1

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок 3 ………………….
Тема: Вспоминаем изученные орфограммы, отработка орфографических правил, изученных во 2–3 классах

Цель: закрепить и повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.

Ход урока

I. Чистописание.

Если не исправишь зло, оно удвоится.

(Древний Египет.)

II. Повторение изученного.

1. Словарная работа. Упражнение 1 (тетрадь «Пишем грамотно», № 1, с. 3).

– Вставьте буквы в слова.

– Проведите взаимопроверку.

– В каких словах были допущены ошибки?

– Прочитайте слова 1 мин. Запишите в тетрадь слова по памяти.

2. Работа по вопросам.

– Прочитайте вопросы на доске.

– Что такое орфограмма?

– Зависит ли способ проверки от того, в какой части слова находится орфограмма?

– Какие орфограммы гласных вы знаете?

– Какие орфограммы согласных вы знаете?

– Какие орфограммы корня вы знаете?

– Как вы на них ответите?

– Все согласны с ответом, или есть дополнения?

3. Выполнение упражнения 2 («Пишем грамотно», № 1, с. 3).

– К каким ответам на вопросы данные слова могут подойти в качестве примера?

4. Работа по учебнику. Упражнение 3, с. 8 (трое учащихся – у доски).

– Какие слова остались? Почему?

III. Работа по выбору.

– Я предлагаю вам работу по выбору: это упражнение 4 на с. 9 учебника и упражнение 4 на с. 4 в орфографической тетради.

– Прочитайте задание. Вам все понятно?

IV. Итог урока.

– Какие орфограммы мы повторяли на уроке?

Ход урока

I. Чистописание.

Люби людей, чтобы люди тебя любили.

(Древний Египет.)

II. Повторение изученного.

1. Работа по карточкам.

– Ребята, у меня на карточках подготовлены для вас вопросы. Вы можете подойти, выбрать любой вопрос и ответить на него. Все остальные внимательно слушают своего товарища. Возможны дополнения, исправления.

Вопросы на карточках:

1) Как проверить орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова»?

2) Как проверить орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова»?

3) Как проверить орфограмму «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»?

4) Когда написание слов с двойными согласными нужно заучивать, а когда можно объяснить? Приведите примеры.

5) Подбери и назови свои примеры к орфограмме «Непроизносимые согласные в корне слова».

6) Подбери свои примеры к написанию двойных согласных в корне:

– на стыке приставки и корня;

– на стыке корня и суффикса.

2. Выполнение упражнения 2, с. 10 учебника.

гибкий поздний аллея

гладкий местный грамм

сладкий гигантский

редкий

чуткий

сказка

III. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 1 (учебник, с. 10).

VI. Итог урока.

– Какие орфограммы мы повторяли на уроке?

V. Домашнее задание: учебник, с. 11, упр. 3, с. 12, упр. 6 (подготовка к словарному диктанту).

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок 5 ………………….
Тема: Повторение. Пишем письма. Совершенствование речевых умений

Цель: повторить правила написания писем.

Ход урока

I. Чистописание.

Полезно слушать слова других.

(Древний Египет.)

II. Вводная беседа.

– Ребята, самые длинные и радостные каникулы уже позади. Вы хорошо отдохнули, загорели. Кто-то уезжал к родственникам в деревню, кто-то был в загородном лагере, кто-то в санатории. У вас появились новые друзья, вы узнали много интересного, возможно, с вами даже приключились невероятные истории.

Вам хочется поделиться своими впечатлениями с друзьями, с родственниками?

– Что же можно сделать, чтобы все рассказать своему другу (подруге), которого нет рядом? Конечно же, написать письмо.

– Какие правила написания писем вы знаете?

IV. Самостоятельная работа.

V. Проверка задания.

– Ребята, может быть, кто-то из вас прочитает нам свои письма?

– Мы послушаем, и, если есть какие-то ошибки в составлении письма, вместе их исправим.

VI. Итог урока.

– Что мы повторяли сегодня на уроке?

Домашнее задание: Я думаю, вы не забыли, что воспитанный человек всегда отвечает на письма. Дома обязательно напишите ответ на письмо, которое вы получили.

 

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок 12 ………………….
Тема: Морфологический разбор имени существительного

Цель: учить учащихся морфологическому разбору имени существительного.

Ход урока

I. Чистописание. Друг познается в беде, герой – в битве, родственники – в невзгодах. (Древняя Индия.)

II. Словарный диктант.

Бассейн, искусство, аппетит, кроссворд, шоссе, огород, охрана, петух, океан, песок, орех, остров.

Ход урока

I. Чистописание.

Дела должны вести нас к счастью. Но где нет справедливости, нет счастья. Поступай же справедливо. (Древняя Индия.)

III. Итог урока.

– Какой навык мы отрабатывали в течение всего урока?

Домашнее задание: упр. 4, с. 28 (уходам, ив).

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок 12 ………………….
Тема: Урок 14
Правописание безударных падежных окончаний
имен существительных

Цель: закрепить умения правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Ход урока

I. Чистописание.

Знание зависит от ученья, почет – от дел. (Древняя Индия.)

II. Словарная работа.

А пп л и ка́ция, в о лше́бник, акв а ре́ль, н а де́жда.

– Составьте и запишите предложение, в котором было бы не менее двух словарных слов.

III. Работа по закреплению.

1. Работа с рубрикой «Давай подумаем».

2. Запись на доске:

Аппликация из бумаг[и], техника акварел[и], выписывать из книг[и], найти в книг[и], думать о музе[и], мечтать о снег[и], побывать в Япони[и], гулять по алле[и], кружиться вокруг ел[и], подойти к нарядной ёлк[и].

– Запишите слова в два столбика, объясняя, где пишется -и-, а где -е-:

[и] – е [и] – и

V. Итог урока.

– Как надо доказать правильность выбора буквы в безударных окончаниях?

Домашнее задание: учебник, с. 31, упр. 3; рабочая тетрадь «Пишем грамотно» – с. 11, упр. 3.

Урок 15
Совершенствование речевых умений.
текст-рассуждение

Цель: развивать умение работать с текстом-рассуждением.

Ход урока

I. Чистописание.

Когда один смел в битве, все войско делается смелым; когда один труслив, все становятся трусами.

(Древняя Индия.)

II. Словарный диктант.

Прекрасный, пшеница, расстояние, профессия, сверкать, бассейн, шоссе, сапог, охотник, искусство.

IV. Итог урока.

– С каким типом текста мы работали на уроке?

 Домашнее задание: составить текст-рассуждение на заданную тему.

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок 18 ………………….
Тема: Повторяем признаки имени прилагательного

Цель: повторить признаки имени прилагательного.

Ход урока

I. Чистописание.

Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует.

(Древняя Индия.)

II. Работа по повторению.

1. Запись на доске: резиновые сапоги, дождливая осень, маленький малыш, яркая звезда, холодный лед, горячий кипяток.

– Прочитайте сочетания слов.

– Что называют имена прилагательные?

– Почему в подчеркнутых сочетаниях слов признак, который называет прилагательное, является лишним?

2. Запись на доске: качественные, одушевленные, неодушевленные, относительные, собственные, личные, притяжательные, нарицательные, степени сравнения, род, число, падеж, полная и краткая форма.

– Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи?

3. Работа с рубрикой «Давай подумаем».

4. Работа в парах: упражнение 2, с. 34 учебника.

– Какая форма прилагательного называется начальной?

И. п., ед. ч.;

И. п., ед. ч., м. р.;

И. п.

III. Самостоятельная работа.

Упражнение 3, с. 34–35 учебника.

IV. Работа с учебником.

– Продолжаем знакомиться со значением имен в рубрике «Путешествие в прошлое».

V. Итог урока.

– Какими признаками обладает имя прилагательное?

Домашнее задание: составить десять словосочетаний с прилагательными, выделить окончания, обозначить род и число имени прилагательного.

Урок 19
Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

Цель: повторить орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

Ход урока

I. Чистописание.

Самое лучшее – разум, так как землю можно обустроить разумом и небо можно подчинить силою разума.

(Древний Иран.)

II. Словарная работа.

Пр е дставле́ние.

Составьте предложение со словарным словом.

III. Работа по повторению.

1. Как проверяется написание безударных окончаний имен прилагательных?

– Какие еще орфограммы в окончаниях имен прилагательных вы знаете?

Выполнение упражнения 1, с. 36 учебника – устно.

2. Работа в парах по выбору.

Выполнение упражнения 2, с. 36 – выберите любое словосочетание и просклоняйте его по образцу.

– Проверьте вашу работу.

3. Работа в тетради «Пишем грамотно», с. 12.

Выполнение упражнения 1 – вслух с комментированием.

IV. Работа по выбору.

Творческая работа.

– Ребята, я предлагаю вам творческую работу в парах. Вы можете выбрать упражнение 2 из орфографической тетради, с. 12, или из учебника упражнение 5, с. 38.

– После окончания работы выберем наиболее интересный рассказ.

V. Словарная работа.

Выполнение упражнения 3, с. 12 в тетради «Пишем грамотно».

– Запишите по памяти словарные слова.

VI. Итог урока.

– Какие орфограммы мы повторили?

 Домашнее задание: учебник, с. 36–37, упр. 3.

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок 20 ………………….

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

Цели: учить выполнять морфологический разбор имени прилагательного.

Ход урока

I. Чистописание.

Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие. (Древний Китай.)

III. Самостоятельная работа.

Упражнение 4, с. 41 учебника:

I вариант – 1-е предложение;

II вариант – 2-е предложение.

– Проведите взаимопроверку.

IV. Итог урока.

– Что значит выполнить морфологический разбор прилагательного?

V. Дополнительно.

Работа в парах, упражнение 3, с. 40–41 учебника.

Домашнее задание: орфографическая тетрадь «Пишем грамотно», с. 13, упр. 4, 5.

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок 21 ………………….

Тема Морфологический разбор имени прилагательного

Цель: закрепить умение выполнять морфологический разбор имени прилагательного.

Ход урока

I. Чистописание.

Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их. (Древний Китай.)

III. Работа в парах.

Учебник, с. 40, упражнение 2 (по рядам).

1-й ряд – глаза. 2-й ряд – стол. 3-й ряд – туча.

– Чтобы справиться с работой, обращайтесь за помощью к таблице на с. 39.

– Проведите самооценку.

IV. Итог урока.

– Чему мы учились на уроке?

Домашнее задание: выучить памятку (алгоритм) «Как провести морфологический разбор имени прилагательного», с. 40.

 

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок 22 ………………….

Тема Совершенствование речевых умений. типы текста

Цели: развивать умение озаглавливать текст и самостоятельно писать продолжение историй.

Ход урока

I. Чистописание.

Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».

(Древний Китай. Конфуций.)

III. Итог урока.

– Ребята, что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: придумать устно историю на заданную тему.

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок 22 ………………….

Тема правописание буквы о–ё после шипящих и ц

Цель: повторить орфограмму «Правописание о–ё после шипящих и ц».

Ход урока

I. Чистописание.

Друг – это одна душа, живущая в двух телах.

(Древняя Греция, Аристотель.)

II. Работа по повторению.

1. Запись на доске:

шёлк – шелка шорты

чёрный – чернеть шорох

щёки – щека крыжовник

жёлуди – желудёвый капюшон

– Зависит ли выбор буквы о или ё после шипящих и ц от того, в какой части слова находится эта орфограмма?

– Когда в корне после шипящих звук [о] записывается буквой о, а когда – ё?

– На доске даны примеры слов, которые тебе помогут при ответе.

2. Запись на доске:

бельчонок сапожок врачом

зайчонок пирожок ножом

– Прочитайте слова. В какой части слова находится орфограмма?

3. Работа по учебнику, с. 42–43.

Упражнение 1 – у доски трое учащихся.

Упражнение 2 – самостоятельно.

– Выберите любые шесть слов и запишите слова буквами по образцу и по заданию.

4. Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно».

С. 13, упражнение 1 – словарная работа.

– Ребята, как вы записали слова шофёр, шоколад? Какие буквы вставили?

– Чтобы не допустить ошибок в этих словах, прочитаем в учебнике на с. 43, в упражнении 3 стихотворение.

– Теперь запомните эти слова.

III. Итог урока.

– Какую орфограмму мы повторяли на уроке?

– Когда же пишется о–ё после шипящих и ц?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 14, упр. 2.

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок 22 ………………….

Тема Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Цель: закрепить умение правильно писать мягкий знак на конце слов после шипящих.

Ход урока

I. Чистописание.

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний...

(Древний Китай. Конфуций.)

II. Повторение изученного.

1. Запись на доске:

ключ.. вещ.. могуч.. (много) задач..

чертеж.. ноч.. дремуч.. (нет) груш..

кирпич.. рож.. хорош.. (желаю) удач..

– Вспомните, когда на конце слов после шипящих пишется мягкий знак?

– Примеры для своего ответа можете выбрать из слов, записанных на доске.

– Какую трудность вы испытали при выборе слов?

– Сравните свои ответы с ответами учеников на с. 44 учебника.

– На что вам надо обратить внимание?

2. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1: с. 16, упражнение 1 – по цепочке с комментированием.

III. Самостоятельная работа.

1. Учебник, с. 45, упражнение 1.

2. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1: с. 16, упражнение 2.

– Найдите ошибки в работе и исправьте их.

– Объясните, в словах на какие орфограммы ребята допустили ошибки?

IV. Итог урока.

– Какую орфограмму мы повторяли на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь – с. 16, упр. 3; учебник – с. 45, упр. 3 (устно, подготовка к словарному диктанту).

 

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок 22 ………………….

Тема Повторяем местоимение

Цель: повторить две группы местоимений: местоимения-существительные и местоимения-прилагательные.

Ход урока

I. Чистописание.

Дурные качества и поступки человека зависят от него самого. (Древний Китай. Сунь-Цзы.)

II. Повторение изученного.

1. Запись на доске:

Я, тот, эта, этот, ты, он, таков, твой, мой, она, наш, ваш, его. Оно, мы, её, их, свой, сам, вы, они, самый, весь, всякий, каждый.

– Слова какой части речи вы видите на доске?

– Слова каких частей речи заменяются этими местоимениями?

– Запишите слова в две группы:

местоимения- местоимения-

существительные прилагательные

2. Работа по учебнику. Упражнение 1, с. 46.

I вариант – выписывают местоимения-существительные и слова, которые они заменяют, по образцу;

II вариант – выписывают местоимения-прилагательные по образцу.

– Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы своих товарищей.

3. Вспомните, какие местоимения указывают на говорящих? Какие – на слушающих? Какие – на тех (на то), о ком (о чем) говорят?

– Исправьте предложения, записанные на доске:

Я укорял меня за невнимательность.

Он обиделся на их.

Мы с ими давно дружим.

Они ждали него.

– Запишите любые два предложения к себе в тетрадь.

4. Вспомните, какие местоимения называются личными? Как изменяются местоимения?

Выполнение упражнение 2, с. 46 (письменно).

III. Итог урока.

– Как вы считаете: нужны ли в нашей речи местоимения? Почему?

Домашнее задание: учебник, с. 47, упр. 3.

 

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок ………………….

Тема Повторение изученных орфограмм в приставках

Цель: повторить правописание групп приставок (з-/с-, без-/ бес-, при-/пре- и т. д.).

Ход урока

I. Чистописание.

Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания! (Древний Китай. Сунь-Цзы.)

II. Повторение изученного.

– Вспомните, какие части слова помогают образовывать новые слова?

– Какие приставки вы знаете?

– Назовите приставки с гласной а? С гласной о?

– Что вы помните о правописании без-, бес-?

– Сравните свои ответы с ответами учеников на с. 43 учебника.

– Согласились ли вы с ребятами?

– Может быть, вы хотите что-то добавить?

1. Выполнение упражнения 1, с. 48 (у доски – трое учащихся).

2. Работа по вариантам: упражнение 4, с. 49 учебника:

I вариант –

II вариант –

III вариант –

Проверка вслух.

IV. Самостоятельная работа.

– Ребята, из упражнения 2, с. 48–49 (учебник) выберите три любых слова и запишите к ним в столбик родственные слова с приставками.

Постарайтесь подобрать как можно больше слов.

– Запишите сочетание одним словом с приставкой на з-(с-). Выделите приставки.

1) Время перед восходом солнца (рассвет).

2) Небольшое художественное произведение в прозе (рассказ).

3) Обойти небольшое пространство, побывать во многих местах (исходить).

4) Лишенный смысла (бессмысленный).

V. Работа по выбору.

Выполнение упражнения 5, с. 49 – учебник.

Выполнение упражнения 3, с. 17 – орфографическая тетрадь.

VI. Итог урока. – Над правописанием какой орфограммы мы работали на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 49, упр. 3.

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок ………………….

Тема РАЗБОР по членам предложения

Цели: вспомнить все о членах предложения; познакомить учащихся с ролью прилагательного в предложении.

Ход урока

I. Чистописание.

Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

(Древняя Греция. Пифагор.)

II. Повторение изученного.

– Рассмотрите таблицу на с. 54 учебника.

– Какие члены предложения называются главными?

– Какие члены предложения называются второстепенными?

– Почему главные члены предложения так названы?

– Как их еще можно назвать?

– Назовите вопросы, на которые отвечает каждый член предложения.

– Какие предложения называются распространенными, а какие – нераспространенными?

1. Выполнение упражнения 1, с. 55 учебника: с комментированием у доски.

– Прочитайте алгоритм разбора простого предложения по членам и, опираясь на данный алгоритм, выполните упражнение 1.

2. Работа по вариантам.

Упражнение 2, с. 55:

I вариант – 1-е предложение; II вариант – 2-е предложение.

– Ребята, назовите, каким членом предложения в 1-м предложении является прилагательное?

– А каким членом предложения является прилагательное во 2-м предложении?

– Значит, в ваших предложениях прилагательное является определением, но всегда ли так бывает, всегда ли прилагательные в предложении отвечают на вопросы какой? какая? и т. д. Об этом прочитаем правило на с. 55.

3. Коллективное выполнение упражнения 3, с. 55–56 учебника.

Прилагательное – прилагательное –

Яркий свет слепит глаза. Свет ярок.

Звучит тихая мелодия. Мелодия тиха.

Высокое небо манило своей Небо высокое и бескрайнее.

чистотой и бескрайностью.

III. Итог урока. – Что нового узнали на уроке о разборе простого предложения и о членах предложения?

Домашнее задание: составить шесть предложений на тему «Осень в лесу».

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок ………………….

Тема Синтаксический разбор предложения

Цели: учить школьников выполнять синтаксический анализ предложений.

Ход урока

I. Чистописание.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью. (Древняя Греция. Пифагор.)

III. Работа в парах.

– Спишите предложения из упражнения 4 на с. 58 учебника.

– Подчеркните грамматическую основу каждого предложения.

– Устно выполните синтаксический анализ одного предложения, работая в парах.

IV. Итог урока.

– Чем отличается синтаксический анализ предложения от разбора предложения по членам?

Домашнее задание: учебник, с. 58, упр. 5.

 

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок ………………….

Тема Синтаксический разбор предложения

Цель: развивать умение выполнять синтаксический анализ предложения.

Ход урока

Чистописание. (на доске) Спишите исправив ошибки.

Дарагой друк!

Пишыт тибе Пьос. Как ты жывёш? Я лублу делать уроки.

II. Закрепление изученного.

– Какие предложения называются распространенными?

– Какие предложения называются нераспространенными?

1. Выполнение упражнения 1, с. 58–59 (учебник).

– Запишите номера предложений в столбик:

в первый – номера нераспространенных предложений;

во второй – номера распространенных предложений.

– Сверьте свою работу с работой на доске.

3, 5, 6, 7, 10, 13 1, 4, 9, 12

2, 8, 11, 14

– Как называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения? Они еще являются одним и тем же членом предложения? (Однородные члены.)

– При помощи каких союзов соединяются однородные члены предложения?

– Что вы знаете о знаках препинания в предложениях с однородными членами?

2. Выполнение упражнения 2, с. 59 учебника.

– Выпишите из текста три любых предложения с однородными членами и подчеркните их.

– Устно проведите синтаксический анализ любого предложения.

3. Самостоятельная работа. Упражнение 3, с. 60.

– Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища.

III. Итог урока.

– О каких еще членах предложения мы вспоминали на уроке?

Ход урока

I. Чистописание. 5000 заданий стр………..

II. Работа по повторению.

1. Запись на доске:

1) Коля быстро выздоравливал.

2) Мой браткурсант морского училища.

3) Поездприбыл в два часа дня.

4) Ночьтиха.

5) Два друга быстро справились с задачей.

– Назовите в предложениях грамматическую основу.

– Выпишите из предложений только грамматическую основу.

– Какой частью речи выражены подлежащее, сказуемое?

– Подготовьте устно синтаксический анализ предложений 1, 2 или 4.

2. Выполнение упражнения 2 на с. 68 (учебник): работа в парах.

– Выберите для своей пары два любых слова, которые вы используете в качестве подлежащих или сказуемых, и составьте распространенные предложения устно.

При проверке одна пара называет свое предложение, другая выполняет устно синтаксический анализ предложения. 3–4 пары.

III. Самостоятельная работа.

– Из двух предложений составить одно с однородными членами. Записать его.

Запись на доске:

1. Голосистый школьный звонок прозвенел весело. Голосистый школьный звонок прозвенел звонко.

2. Шумная толпа мальчишек и девчонок заполнила коридоры. Разноголосая толпа мальчишек и девчонок заполнила коридоры.

3. Наступили короткие минуты отдыха. Наступили короткие минуты разминки.

IV. Итог урока.

– Что значит выполнить синтаксический анализ предложения?

– Выполните устно синтаксический анализ любого предложения.

Домашнее задание: с. 68, упр. 3 (учебник).

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок ………………….

Тема Знаки препинания при однородных членах предложения

Цель: закрепить умение расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.

Ход урока

I. Чистописание.

II. Словарный диктант.

Свобода, печаль, происшествие, железо, камыш, обида, километр, издалека, пассажир, экспресс.

III. Работа по повторению.

1. Запись на доске:

Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики.

– Прочитайте предложение.

– Какой знак препинания, кроме запятых, вы заметили?

– Почему же там стоит двоеточие?

– Каковы ваши предположения?

Ученик Витя предположил, что слово цветы называет общее понятие, а потом идет перечисление цветов. Поэтому и стоит такой знак, как двоеточие.

2. Прочитаем правило на с. 65–66 учебника.

3. Выполнение упражнения 1, с. 66.

4. Выполнение упражнения 2 – с комментированием.

IV. Самостоятельная работа.

Запись на доске:

Решили, посадить, ученики, школы, возле, деревья, липы, и, тополя, клены, ивы.

Высоко, поднимутся, клены, кудрявые, и, липы, тополя.

– Составьте из данных слов предложения. Запишите их, расставив знаки препинания.

VI. Итог урока.

– Что нового мы узнали о предложении с однородными членами?

– Какие знаки препинания могут стоять в таких предложениях?

Домашнее задание: с. 67, упр. 4 (учебник).

 

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок ………………….

Тема Совершенствование речевых умений. Деление текста на абзацы

Цели: совершенствовать умение восстанавливать последовательность абзацев, составлять план и озаглавливать текст.

Ход урока

I. Чистописание.

Есть только одно благо – знание и одно только зло – невежество.

(Древняя Греция. Сократ.)

III. Работа над текстом.

– Ребята, вы сейчас исправили ошибки в предложениях. С какой целью вы это делали?

– Но ошибки бывают не только в предложениях, но и в текстах тоже.

– Прочитайте текст на с. 69 учебника.

– В тексте перепутан порядок абзацев. Восстановите правильную последовательность абзацев с доказательством.

– Как вы озаглавите текст?

– Составьте план текста.

– Прочитайте, как ребята справились с заданием.

– Чей ответ – Миши или Светы – близок к вашему?

IV. Самостоятельная работа.

– Запишите заголовок, план и сам текст.

V. Итог урока.

– Почему в тексте очень важна последовательность абзацев?

– Каким должен быть план текста?

Домашнее задание: с. 70, упр 2.

 

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок ………………….

Тема Глагол как часть речи

Цель: учить определять грамматические признаки глагола.

Ход урока

I. Чистописание.

О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. (И. С. Тургенев.)

III. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 3, с. 76 (по вариантам):

I вариант – первый абзац;

II вариант – второй абзац.

I вариант: что делают? любят, приносят – несов. вид;

что делает? устраивает – несов. вид;

II вариант: что сделал? прилетел – сов. вид;

что делают? ждут, оберегают – несов. вид;

что сделают? поселятся – сов. вид.

IV. Работа в парах.

Упражнение 4 (1, 2-е предложения), с. 77.

Коля начал читать интересный рассказ. Братья убрали свою комнату за двадцать минут.

– Почему в предложении невозможно заменить глагол одного вида глаголом другого вида?

V. Итог урока.

– На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?

– Какими грамматическими признаками обладает глагол?

 

 

Русский язык 4 кл. 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века» Урок ………………….

Тема правописание приставок в глаголах

Цель: обобщить знания учащихся о правописании приставок и предлогов.

Ход урока

I. Чистописание.

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.171 (0.013 с.)