Память 8 / 21 ноября, в Соборах Новомучеников и исповедников Российских и Бутовских новомучеников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Память 8 / 21 ноября, в Соборах Новомучеников и исповедников Российских и Бутовских новомучеников



Священник Павел Ансимов. Фотография с сайта fond.ru

Родился 24 августа / 6 сентября 1891 года в селе Четыре Бугра Астраханского уезда Астраханской губернии в семье священника.

В 1906 году окончил Астраханское епархиальное училище.

В 1911 году окончил Астраханскую духовную семинарию.

В 1912 г. женился на дочери священника о. Вячеслава Стефановича Соллертинского - Марии. Мария Вячеславовна была выпускницей Высших курсов. Вскоре родилась дочь Надежда.

В том же году рукоположен во священника.

В 1921 году окончил Казанскую духовную академию. Жил при Академии вместе с женой и дочерью. Потом родились близнецы - два сына. Один вскоре умер. После окончания Академии о. Павел был направлен на

служение в провинцию. Добирались туда с большим трудом на попутках, а чаще всего пешком. Голодали. По дороге умер второй сын.

С 1921 года служит священником в станице Ладожская Краснодарского края. У кубанских казаков были свои законы. Попу давался земляной надел, лошадь, корова, двор. Поповские обязанности на втором месте, главное каков хозяин, каков земледелец. В течение года молодая семья пыталась справиться с хозяйством самостоятельно; надо было учиться доить, обращаться со свиньёй, возделывать землю, узнать что такое бахча, сажать помидоры. В первый год о. Павлу никто ни в чем не помог, не посоветовал, не поддержал. Даже когда телилась корова, все молчали и исподволь наблюдали, как справятся. Хозяйство потом наладить удалось, родился четвертый ребенок - сын Георгий.

В 1923 году храм в Ладожской был захвачен обновленцами и вскоре закрыт, и отцу Павлу пришлось покинуть станицу.

С 1924 года стал служить регентом в Введенский храм в Черкизове (Введение на платочках), по приглашению тестя.

В 1925 году получает приглашение на должность священника в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Введенской площади. Безбожники в течение нескольких лет, используя рабочих электролампового завода, боролись за ликвидацию этого храма, заявляя, что им нужен клуб и клуб можно сделать из храма, или вообще храм сломать, а на его месте выстроить новое здание клуба. В 1929 году Введенский храм был разграблен, а его здание отдано под клуб.

С 1929 года стал окормлять Покровскую общину сестер милосердия в Покровском храме в Рубцове. По соседству был храм свт. Николая в Покровском, о. Павел часто бывал здесь, сослужил о. Георгию Гореву, иногда помогал руководить хором, а то и сам пел в хоре. И вскоре стал служить в нем постоянно.

В 1930 году возведен в сан протоиерея.

23 июня 1930 года был арестован и заключон в Бутырскую тюрьму, обвинялся по ст. 58-10 УК РСФСР - "возглавлял нелегальное сестричество, занимающееся на религиозной почве антисоветской деятельностью".

Протоиерей Павел Ансимов. Москва, Бутырская тюрьма, 1930 год. Фотография с сайта fond.ru

Во время заключения в тюрьме сотрудник ОГПУ предложил ему оставить церковное служение. «Напишите, что вы уходите, – сказал он священнику, – мы вас возьмем счетоводом, молодые нам нужны, а вы грамотный, молодой». Отец Павел отказался, и его жестоко избили, затем началось следствие.

При обыске у священника были взяты конспекты проповедей, и следователь стал о них спрашивать.

«Конспекты проповедей, отобранные у меня при обыске, – ответил ему отец Павел, – принадлежат мне и написаны мною. Напечатанные на пишущей машинке проповеди приобретены мною у монаха, имя которого я не знаю... Из какого монастыря этот монах, я не знаю. Сестричество при церкви Николо-Покровской существовало до моего прихода... В настоящее время деятельность сестричества сводится к пению на клиросе…»

11 августа 1930 года следователь ОГПУ вынес заключение по делу, написав, что Ансимов «обвинялся в возглавлении нелегального сестричества, занимающегося на религиозной почве антисоветской деятельностью. В процессе следствия инкриминируемое ему обвинение не подтвердилось...»

12 августа Коллегия ОГПУ решила: из-под стражи освободить, дело прекратить.

В ночь с 28 на 29 декабря 1930 года он снова был арестован. Двум стажерам-курсантам надо было сдавать экзамен и их «научный руководитель» в ОГПУ предложил им арестовать какого-нибудь попа, обыскать его и, совершив некоторые необходимые юридические действия, положить их в основу для сдачи экзамена. Таким практическим экспонатом для них стал отец Павел Ансимов. Стажеры провели тщательный обыск на квартире священника, вскрыли киоты и перевернули иконы, отрывали обои, вскрывали полы, искали "Протоколы сионских мудрецов", которых у священника никогда не было. После обыска велели прощаться с родными. Отец Павел попрощался с семьей, и его увели. Из тюрьмы ОГПУ отца Павла сразу же препроводили в Бутырскую тюрьму.

Основанием для проведения учебных юридических действий явилось донесение осведомителя, записавшего рассказ одного из священников, в котором среди других имен упоминалось и имя отца Павла Ансимова:

«Меня последний раз в ГПУ допрашивали ведь около семи часов подряд, – рассказал священник. – Допрашивали четверо. Всю подноготную вскрыли... знают все мелочи, зачем им такая моя подробная биография – даже и не знаю... Чего они ищут? Не пойму. Как они не вертись, а все равно погибнут. Когда – это вопрос. Или сами помрут, или их изживут. Конечно, мне не дожить до конца того или иного. Но кто-нибудь, из могущих дожить до этого момента, попомнит мои слова. Отцу Павлу Ансимову отец Михаил... предлагает перейти к себе в церковь на Благушу. Но по-моему не стоит. Уж если будут гнать, так нигде не спасешься. И будет ли там лучше – вопрос. Каждый из нас священников – служителей Церкви – должен оставаться до конца на одном месте, не покидать мать нашу Церковь, и особенно, когда она больна, не переходить с места на место.

В ГПУ меня в последний раз водили по каким-то коридорам подвальных и других этажей, прежде чем попасть мне на допрос. Уж зачем это нужно было, никак не могу додуматься. А обратно очень быстро я вышел во двор и потом на улицу... Но знают они всё. Отдать справедливость – тонко и умело работают! А самое главное, сильное моральное действие производит пребывание в этом злачном месте».

18 января 1931 года было вынесено постановление об освобождении отца Павла, и в тот же день он был освобожден из Бутырской тюрьмы.

В 1931 году стал храм святителя Николая в Покровском был закрыт, о. Павел стал служить в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище.

С 1935 года служил в храме Рождества Христова в с. Измайлово (ныне Москва).

О. Павел учил прихожан не роптать и не завидовать, а оглянувшись вокруг, всегда считать себя счастливыми и надеяться на помощь Божию. Счастье, по его разумению, - это способность человека ценить то, что дано ему Богом.

2 ноября 1937 года был арестован по доносу: «священник допускал антисоветские толкования в своих проповедях», вместе с ним была арестована группа верующих. О. Павел был заключен в Бутырскую тюрьму.

Сотрудники НКВД в обвинительном заключении писали о них:

Священномученик протоиерей Павел Ансимов. Икона.

«В 4-й отдел УГБ УНКВД Московской области поступили сведения о том, что в городе Москве существует широко разветвленная контрреволюционная фашистская группа церковников, состоящая в большинстве своем из монахов, бывших людей и лиц без определенных занятий. Группу возглавляет поп Ансимов Павел Георгиевич; контрреволюционная фашистская группа проводит открытую контрреволюционную фашистскую агитацию, восхваляя фашистов, распространяет разного рода ложные контрреволюционные провокационные слухи о войне и якобы скорой гибели советской власти, о тяжелом материальном положении трудящихся в СССР, о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство, которое безвинно осуждают и высылают в отдаленные места СССР, где последних подвергают пыткам и мучениям».

Отец Павел обвинялся в том, что «возглавлял контрреволюционную фашистскую группу церковников, снабжал участников последней контрреволюционной литературой погромно-антисемитского содержания – книгой Нилуса “Протоколы сионских мудрецов”. Среди окружающих... распространял разного рода ложные контрреволюционные провокационные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство...».

19 ноября тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за "контрреволюционную антисоветскую агитацию".

– Ваше отношение к советской власти? – спросил его следователь.

– Мое отношение к советской власти лояльное, – ответил священник.

– Расскажите о круге ваших знакомых, – потребовал следователь.

Отец Павел назвал в качестве знакомого священника Петра Никотина, с которым он вел дружеские отношения и был знаком еще со времени обучения в семинарии, в тридцатых годах отец Петр служил в храме преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Также отец Павел сказал, что знает священников, с которыми служил в Измайловском храме, а также прихожан, арестованных с ним.

– Скажите, у кого вы лично производили тайные богослужения и крещения на квартире?

– Тайных богослужений и крещений на квартирах верующих мне производить не приходилось никогда.

– Следствие располагает точными данными, что вы производили богослужения и крещения на квартирах верующих, следствие требует от вас правдивых показаний.

– Я показываю только правду, тайных богослужений и крещений я не производил.

– Расскажите о вашей контрреволюционной деятельности.

– Никогда никакой антисоветской деятельности я не вел и не веду.

Отвечая на последний вопрос следователя, отец Павел сказал: "Все предъявленные мне обвинения я отрицаю".

Расстрелян 21 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой. Погребён в безвестной общей могиле.

Был причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 16 июля 2005 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • Ансимов Георгий, Уроки Отца протоиерея Павла Ансимова, новомученика Российского, М.: Издательский Совет РПЦ, 2005.
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe...AE*
  • Составитель игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4» Тверь, 2006 год, стр. 216-224.
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...193
  • Воспоминания о новомученике, протоиерее Павле Ансимове его сына Георгия Павловича Ансимова
    • http://www.tvspas.ru/www/aluk/2006/05.htm
  • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/spc_1_foto/no_dbpath/ans/nmca...nxt - использована икона

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я, как и всегда, был на службе в Свято-Успенском соборе, где было отслужено всенощное бдение. Литии и благословения хлебов не было, однако паремии читались. До полиелея служил о.Андрей Трофимов. Полиелей совершали о.Сергий Лукин и о.Евгений Кузнецов. Оставшуюся часть службы совершал о.Сергий Лукин.

Паремии. Паремия 1. Книга Иисуса Навина [Глава 5.]: Бысть егда бяше Иисус у Иерихона, и воззрев очима

своима, виде человека стояща пред ним, и меч его обнажен в руце его. И пришед Иисус, рече ему: наш ли еси, или от сопротивных наших? Он же рече ему: аз архистратиг силы Господни, ныне приидох семо. И Иисус паде лицем своим на землю, и рече ему: владыко, что повелеваеши твоему рабу. И рече архистратиг Господень ко Иисусу: разреши сапог твой от ног твоих, место бо, на немже ты стоиши, свято есть. И сотвори Иисус тако.
И русский текст: 8Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел.

9И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место "Галгал", даже до сего дня.

10И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; 11и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; 12а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.

13Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?

14Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?

15Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

Паремия 2. Книга Судей Израилевых [Глава 6.]: Бысть во дни оны, укрепися Мадиам на сыны Израилевы, и тии возопиша ко Господу Богу: и се ангел Господень прииде, и седе под дубом, иже во Евфрафе, в земли Иоаса, отца Езримова, и Гедеон сын его млатяше пшеницу на гумне, еже бежати с нею от лица Мадиамля. И явися ему ангел Господень, и рече к нему: Господь с тобою сильный крепостию. И рече к нему Гедеон: во мне, господи мой, и аще есть Господь с нами, и чесо ради обретоша ны вся злая сия? И где суть вся чудеса Его, елика поведаша нам отцы наши, глаголюще: не из Египта ли изведе нас Господь? И ныне отверже ны Господь, и предаде ны в руку Мадиамлю. И воззре на него ангел Господень, и рече ему: иди в крепости твоей сей, и спасеши Израиля от руки Мадиамли: и се послах тя. И рече к нему Гедеон: во мне, Господи, в чесом спасу Израиля? Се тысяща моя хуждша в Манассии, и аз есмь мний в дому отца моего. И рече к нему Господь: понеже Аз буду с тобою, и избиеши Мадиама яко мужа единаго. И рече к Нему Гедеон: и аще обретох благодать пред очима Твоима, и да сотвориши мне днесь знамение, яко Ты глаголеши со мною. Не отыди отсюду, дондеже приити мне к Тебе, и принесу жертву мою, и пожру пред Тобою. И рече к нему ангел Господень: аз есмь, и премедлю, дондеже обратишися ты. Гедеон же вниде, и сотвори козлище от коз, и четверть муки опресноков, и вложи с мясом в кошницу, и юху влия в горнец и изнесе к нему под дуб, и поклонися. И рече к нему ангел Господень: возми мяса и хлебы пресныя, и положи у камене онаго, и юху излий, и сотвори тако. И простре ангел Господень конец жезла, сущаго в руце его: и коснеся мясом и хлебом пресным, и возгореся огнь из камене, и пояде мяса и опресноки, и ангел Господень отыде от очей его. И виде Гедеон, яко ангел есть Господень, и рече Гедеон: увы мне Господи, Господи, яко видех ангела Господня лицем к лицу. И рече ему Господь: мир тебе, не бойся, не умреши. И созда тамо Гедеон жертвенник Господу, и назва его, Мир Господень, даже до дне сего.
И русский текст: 1Сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет.

2Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления.

3Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; 4и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла.

5Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее.

6И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу.

7 И когда возопили сыны Израилевы к Господу на Мадианитян, 8послал Господь пророка к сынам Израилевым, и сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта, вывел вас из дома рабства; 9избавил вас из руки Египтян и из руки всех, угнетавших вас, прогнал их от вас, и дал вам землю их, 10и сказал вам: "Я - Господь Бог ваш; не чтите богов Аморрейских, в земле которых вы живете"; но вы не послушали гласа Моего.

11И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян.

12И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!

13Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян.

14Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя.

15[Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший.

16И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека.

17[Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: 18не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего.

19Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил.

20И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он

Так и сделал.

21Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его.

22И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу.

23Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь.

24И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Мир Господень. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой.

Паремия 3. Книга пророка Исаии [Глава 14.]: Тако глаголет Господь: вся земля да вопиет с веселием. И древа Ливанова да возвеселятся о тебе, и кедри ливановы рекут: отнележе ты уснул еси, не взыде секий нас. Ад доле огорчися сретив тебе, грядущу ти воздвиже на тя исполины вся начальствовавшия землею. Аще востали быша от престол своих вси царие язычестии, вси отвещают, и рекут тебе: и ты пленен еси якоже и мы, с нами же причтался еси. Сниде во ад слава твоя, и многое твое веселие: под тобою постелют гнилость, и покров твой черви. Како спаде с Небесе денница, заутра возсиявающая? Сокрушися на землю, посылаяй ко всем языком. Ты бо рекл еси в помышлении твоем: на Небо взыду, верху звезд небесных поставлю престол мой: И сяду на горе высоцей, на горах высоких сущих к северу. И взыду вышше облаков, и буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, во основания земли, и видевшии тя почудятся, и рекут о тебе: сей человек смущаяй землю, потрясаяй цари: положивый вселенную всю пусту, и грады ея низложи, и плененных не разреши в домы их. Вси царие язычестии успоша в чести, человек в дому своем: ты же отвержен будеши в горах, яко мертвец возгнушен со многими мертвецы, избодеными мечем, низходящими во ад. Имже образом риза кровию намочена, не будет чиста, сице ниже ты будеши чист: зане землю Мою погубил еси, и люди Моя поразил еси, и не пребудеши в вечное время.

И русский текст: 1Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова.

2И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими.

3И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, 4ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!

5Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, 6поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием.

7Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; 8и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: "с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас".

9Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.

10Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!

11В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой.

12Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.

13А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе' в сонме богов, на краю севера; 14взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему".

15Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

16Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, 17вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?".

18Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; 19а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы,- ты, как попираемый труп, 20не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю Мою, убил народ Мой: во веки не помянется племя злодеев.

Казалось бы, речь идет о возмездии Вавилону, который и правда был разорен и обращен персами в пустыню, так что остался в руинах на веки вечные. Но тут же слова о том, что все враги Израиля будут его рабами и все окрестные народы будут служить ему. Такого могущества царство Израильское не имело никогда, так что речь идет совсем о другом. В словах о том, что люди со всех концов мира будут поклоняться Богу и служить Ему, уже относятся к новозаветному времени, когда Иерусалим и правда становится центром поклонения для всех, веровавших во Христа, а новым Израилем становится Церковь, учрежденная им. Слова же, написанные, вроде бы, про царя вавилонского, на поверку написаны о победе над диаволом сперва в первый день существования мира, когда падшие духи были низвергнуты с небес, а потом и во Христе, когда человеку был дан путь освобождения от власти диавола…..

Евангелие (от Матфея): 1Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

3И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9Кто имеет уши слышать, да слышит!

10И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, 15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

18Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: 19ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.

20А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так

что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

31Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; 39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Притчи…. Здесь же говорится притча, говорящая о последнем Суде. Грешники здесь уподобляются плевелам, то есть, сорнякам, которые пока спокойно растут, но в последний день будут вырваны и ввергнуты в огонь. Также и человек. Он живет спокойно, но потом смерть изымает его и уже тогда над ним совершается суд и он оказывается в месте, где будет пребывать до Страшного Суда, после которого уже возможности изменить свою участь у него не будет. Так что время спасения – нынешнее и пока еще есть возможность, текст этот нас с вами призывает обратиться от пути зла и вспомнить, что за каждое дело и слово мы дадим ответ…

Этот день – престольный праздник главного храма в Крымске (больше нашего собора, но статуса собора не имеет), поэтому, вероятнее всего, архиерейское богослужение в этот день будет там. У нас ничего особенного не ожидается.

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе. Литургию служил о.Сергий Лукин при пении одного верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1Павел и Силуан и Тимофей - церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

2Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, 3непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, 4зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; 5потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.

6И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, 7так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.

8Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.

9Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному 10и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

И Евангелие (от Луки): 13Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

14Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

15При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

16И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

22И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: 23душа больше пищи, и тело - одежды.

24Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

25Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

26Итак, если и малейшего сделать не можете, что́ заботитесь о прочем?

27Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

28Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

29Итак, не ищите, что́ вам есть, или что́ пить, и не беспокойтесь, 30потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

32Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

33Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, 34ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Некто, обиженный на своего брата, который, по его мнению, не поделился с ним наследством, обращается ко Христу, желая с его помощью изменить положение дел. Однако Господь не для этого пришел, дабы участвовать в земных спорах. Потому Он и увещевает, предостерегая против привязанности к материальным благам, истлевающим и переменным. Здесь же следует притча о безумном богаче, который, узнав о хорошем урожае, не желает делиться своим достоянием ни с кем, но сам наслаждаться им, надеясь, кажется, жить вечно. Кому же достанется полученное им, если в ту же ночь его постигнет смерть? Собравший это умрет, а родня перессорится и передерется у его гроба и зачастую собранное им богатство быстро расточается, улетая, как пыль. Собиратель же этот, ради этого собирания положивший многое, что называется, «идя по головам» ради него, идет на место мучений. Человек нагим приходит в мир, нагим и уходит, лишь то, во что одета душа его, будет взято за гроб. Стяжала ли она небесные блага, либо трудилась для одного лишь тела, ничего не оставив для себя – от этого зависит ее участь. Последующие же слова Христа являются для многих камнем преткновения и безбожники часто пользуются ими для клеветы на нашу веру, дескать, Церковь требует от верующих сидеть на печи и ждать, пока Бог сам пошлет им все необходимое для жизни. Но не зря святитель Иоанн Златоуст пишет подробное поучение по этому поводу, порицая понимающих эти слова буквально (и понимающих их, как призыв не работать). Завершаются эти слова так: «…. Если же кто хочет проводить птичье житие, не заботясь ни о чем, то пусть помнит, что не напрасно против птиц ставят на полях всевозможные пугала и трещотки……». Господь не говорит о том, чтобы ничего не делать, нет. В греческом тексте вместо «не заботьтесь» в этом месте стоят слова «не терзайтесь», то есть, не забивайте этим себе головы, не делайте собирание благ целью жизни, не гоняйтесь за ними. Бог знает, что человек имеет во всем этом нужду, а потому Господь призывает дать место промыслу Господню, дабы человек трудился и для себя¸ но сочетал это с внутренним трудом в душе – ради Бога, делая именно этот труд главным. Если же главным становится собирание благ, то все прочее становится второстепенным и охотно приносится в жертву ради главного. Но да не будет сего в нас, в противном случае, это собирание будет для нас погибелью в вечности….

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?

5Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?

7Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

10Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их сделал совершенным через страдания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.085 с.)