Литературная ситуация конца XX – начала XXI века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературная ситуация конца XX – начала XXI века



Тип занятия – традиционная лекция.

Терминологический минимум:литературный процесс, современный литературный процесс, современная литература России, новейшая русская литература, парадигматика жанров, тематические и стилевые поиски

План

1. Понятия «современный литературный процесс» и «современная русская литература»: сущность явлений и дискуссии о периодизации.

2. Литературная ситуация начала ХХI века: основные тенденции развития литературы.

3. Современные литературные журналы и их роль в развитии современного литературного процесса.

Литература

Основная

1. История русской литературы XX века: в 2-х ч.: учеб. для бакалавров /
В. В. Агеносов, К. Н. Анкудинов, А. Ю. Большакова [и др.]; под общ. ред. В. В. Агеносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 687 с.

2. Кременцов, Л. П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты: учеб. пособие / Л. П. Кременцов. - М.: Флинта, 2011. - 224 с.

3. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература: в 3-х кн. Кн. 3: В конце века (1986–1990-е годы): учеб. пособие / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – М.: Эдиториал УРСС, 2011. – 216 с.

4. Русская проза рубежа ХХ–XXI веков: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Агеносов, Ф. С. Капица, Т. М. Колядич [и др.]; под ред. Т. М. Колядич. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 506 с.

5. Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.): учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / С. И. Тимина, В. Е. Васильев,
О. Ю. Воронина [и др.]; под ред. С. И. Тиминой. - 3-е изд., испр. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ – М.: Академия, 2013. - 352 с.

Дополнительная

1. Акимов, В. М.От Блока до Солженицына. Путеводитель по русской литературе XX века / В. М. Акимов.- СПб.: Искусство, 2011. - 208 с.

2. Зайцев, В. А. История русской литературы второй половины ХХ века /
В. А. Зайцев, А. П. Герасименко. – М.: Академия, 2008. – 448 с.

3. Липовецкий, М. Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики / М. Н. Липовецкий. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1997. – 321 с.

4. Мусатов, В. В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период) / В. В. Мусатов. – М.: Высш. шк., 2001. – 310 с.

5. Скоропанова, И. С. Русская постмодернистская литература: учеб. пособие / И. С. Скоропанова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 608 с.

 

1. Представление о современной русской литературе требует методологического обоснования и четкого осознания границ явления. Сложность здесь заключается в том, что «с одной стороны, наука предпочитает иметь дело с объективными фактами, которые уже отошли в прошлое, стали достоянием истории. С другой стороны, современность с предметом изучения создает уникальную возможность постижения смысла явлений, как они раскрываются здесь и сейчас»[1].

Разночтения, связанные с использованием термина «современная русская литература», не просто требуют объяснения, но и предполагают наличие нескольких мнений по поводу сущности явления. Обоснуем точки зрения на понимание данного термина, указав, что разночтения понятий связано с представлением о поколении как об общности людей приблизительно одного возрастного плана и с общими условиями формирования диапазона мировоззренческой позиции, характерной для конкретно-исторического периода развития общества. А поскольку каждому поколению присущи определенные типичные социально-психологические, идейно-нравственные и духовные характеристики, определяемые социальным опытом и образом жизни, представление о современности носит относительный характер. Так, учитывая, что одно поколение объединяет возрастную группу людей в пределах двадцатилетия, нетрудно посчитать, что в настоящее время современной может считаться литература, начиная с 1960-х гг. Этому способствуют и серьезные изменения, произошедшие в отечественной культуре в эпоху «хрущевской оттепели». В соответствии с этим понятие «современность» приобретает различные границы, а следовательно, и наполнение историческими фактами и общественными событиями. Именно такого мнения придерживаются Н. Л. Лейдерман и
М. Н. Липовецкий, которые в двухчастном пособии «Современная русская литература» предлагают рассмотрение данного периода с середины 1950-х гг. как единого цикла, имеющего общую художественную основу. Одной из мотивировок такого понимания современной литературы является возможность проследить эволюционирование тем, образов, специфики композиционной реализации замыслов писателей и других системных смыслообразующих составляющих художественных текстов, вошедших в культурный оборот во второй половине ХХ в. и остающихся активными в настоящее время как в плане продолжения традиций, так и в плане углубления новаторских находок. Таким образом, складывается следующая диспозиция: с одной стороны, литературный процесс, развивающийся в России в последнее десятилетие - двадцатилетие, свидетелями которого мы непосредственно являемся (условно этот период можно датировать 2000-2015 гг.), может быть классифицирован как современная русская литература. С другой стороны, основные тенденции, интенсивно развивающиеся в отечественной литературе сегодняшнего дня, берут истоки из культуры 1960-х гг. (эпохи «оттепели»). К тому же возможность быть единым целым, которую получила русская литература с 1985 г. (объединение трех ее ветвей – официальной, потаенной (запрещенной) и литературы русского Зарубежья) позволяет отодвинуть границы понятия современной русской литературы на несколько десятилетий. При этом термины «современная русская литература» и «современный литературный процесс» перестают быть тождественными.

Если исходить из широкого преставления о современной русской литературе, то следует указать, что с 1986 по 1990 гг. современный литературный процесс составляют произведения прошлого, давнего и не столь отдаленного, собственно создаваемые в этот период художественные произведения оказываются вытесненными на периферию осознания литературной жизни, что не может не сказаться на дальнейшем представлении о литературном процессе в целом.

Такие разночтения привели к тому, что рамки современной русской литературы до настоящего времени размыты, а существующие классификации взаимоисключающи. Постараемся сгруппировать основные точки зрения, бытующие в современном отечественном литературоведении относительно сущности рассматриваемого нами периода развития русской литературы.

Все известные варианты периодизации можно сгруппировать по принципу расширенного понимания современной русской литературы (вторая половина ХХ – начало ХХI в.) и узкого представления (конец 1990-х гг. – по настоящее время). Отметим, что варианты границ подвижны, что представляет определенный исследовательский интерес.

Два ведущих специалиста по истории русской литературы ХХ в.
Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий в своих публикациях отмечают сложность создания хронологической сетки обозначенного периода, в свою очередь справедливо указывая на ряд учебных пособий, игнорирующих периодизацию или подменяющих ее на расположение имен писателей по алфавиту (учебное пособие В. В. Муcатова), реже - по годом жизни авторов (учебник под редакцией В. В. Агеносова). Сами же литературоведы в своих рассуждениях исходят из следующего постулата: «Понятием «современная русская литература» мы не просто обозначаем хронологический отрезок внутри этого столетия (с середины 1950-х годов), а мы выделяем важную составную часть художественной эпохи, ее завершающий цикл» [3, с. 18].

В порядке рабочей Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий выдвигают гипотезу периодизации, основанную на неразрывности всего литературного процесса ХХ в., в связи с чем периодизированию подлежит весь литературный процесс, начиная с 1890-х гг.

«Первый этап: 1890-е - конец 1920-х гг. Состоит из двух циклов - «серебряного века» (до 1917 г.) и цикла формирования того художественного феномена, который получил название «советская литература» (с 1917 г.). На переломе между этими циклами находится особый микроцикл (1917 - начало 1920-х гг.) - момент культурного взрыва. А весь первый этап - это время слома культурной традиции, острой борьбы между разнонаправленными художественными тенденциями.

Второй этап: начало 1930-х - середина 1950-х гг. Состоит из следующих периодов: «тридцатые годы», «период Великой Отечественной войны», «первое послевоенное десятилетие». Утверждение господства соцреализма как творческого метода и литературного направления, подспудное сопротивление его диктату в потаенной литературе Сопротивления, в маргинальных течениях и «потоках» в литературе, получившей впоследствии название «задержанной».

Третий этап: середина 1950-х - середина 1980-х гг. Состоит из следующих периодов: «шестидесятые годы», или «оттепель» (примерно 1954 -1968 гг.), «семидесятые годы» (примерно 1968- 1985 гг.). Кризис соцреалистической культуры, расшатывание соцреалистического канона, актуализация реалистической традиции, второе рождение модернизма и авангардных тенденций.

Четвертый этап: середина 1980-х - 2000-е гг. (этап не завершен). Тотальный социальный и духовный кризис. Рождение русского постмодернизма и его эволюция. Поиски новых «космографических» моделей мира (постреализм, натуралистический сентиментализм)» [3, с. 21-22].

Есть и другие вариации подобного плана. Так, В. М. Акимов предлагает весь литературный процесс в России в ХХ в. разделить хронологически на «относительно стабильные эволюционные промежутки (1907-1917, 1921-1929, 1932-1941, 1941-1945, 1946-1955, 1956-1968, 1969-198, 1988-1991)» [6, с. 13]. По мнению автора такой периодизации, мелкое дробление литературного процесса дает возможность пристального изучения основных тенденций его развития.

Изменения социкультурной и литературной ситуации становятся основой периодизации В. А. Зайцева - А. П. Герасименко, которые выделяют три основных периода развития русской литературы второй половины ХХ в.: первый (середина 1950-х до конца 1960-х гг.), «оттепель»; второй (с начала 1970-х до середины 1980-х гг.), «идеология и психология застоя» двадцатилетие; третий (со второй половины 1980-х до конца века и тысячелетия)» [7, с. 4]. При этом авторы избегают употребления термина «современная русская литература».

Профессор И. С. Скоропанова указывает на следующую периодизацию, выделяя четыре периода: первый: 1956–1964 гг., «оттепель»; второй: 1965 – 1985 гг., «послеоттепельное» двадцатилетие; третий: 1986–1991 г., «гласность»; четвертый начинается с декабря 1991 г. и длится по сей день, русская литература конца XX – начала XXI в. И только относительно последнего этапа ученым употребляется термин «современная русская литература».

При подобном понимании современной русской литературы как творческого развития советских и российских писателей начиная с
1950 гг. (реже, как у Л. П. Кременцова, – с 1960-х гг., эпохи «оттепели») возникает смысловая градация терминов «современный литературный процесс» и «современная русская литература». Если последний ограничивается рамками с 1950 (1960) гг., то, например, авторы учебного пособия «Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.)» под редакцией С. И. Тиминой, соответственно, ставят свои датировки изучаемого термина, отраженные уже в названии издания.

Более того, учебное пособие «Русская проза рубежа ХХ–XXI веков», авторами которого являются ведущие литературоведы, такие как
В. В. Агеносов, Ф. С. Капица, Т. М. Колядич, А. Г. Коваленко, М. Г. Павловец, В. К. Сигов, В. Д. Серафимова, Л. А. Трубина, содержит следующие рамки изучения обозначенного периода:

1. Литературная ситуация второй половины 1980–1990-х гг.

2. Рождение русского постмодернизма.

3. Литература 1990-х - начала XXI в.:

а) современная поэзия;

б) реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе.

4. Реалистическая традиция: кризис реализма и формирование постреализма.

5. Современная драматургия.

6. Современная массовая литература.

Есть и менее распространенные классификации, отражающие частные точки зрения того или иного преподавателя, к примеру, И. П. Артемьева выдвигает следующую схему как основополагающую при изучении современной русской литературы.

Первый период - 1986-1987 гг. Начало гласности в общественной и литературно-художественной жизни страны. Публикация романов «Новое назначение» А. Бека; «Дети Арбата» А. Рыбакова; «Белые одежды» В. Дудинцева; «Зубр» Д. Гранина; «Кануны», «Год великого перелома» В. Белова; «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина.

Второй период - 1987-1989 гг. Публикация произведений, находившихся под цензурным запретом, получивших название «возвращенная литература»: литература первой волны эмиграции - И. Бунина, В. Набокова, Н. Берберовой, М. Алданова; запрещенные произведения известных русских писателей - «Собачье сердце», «Роковые яйца» М. Булгакова; «Реквием» А. Ахматовой; «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», А. Платонова; «Мы» Е. Замятина; «Повесть непогашенной луны», «Красное дерево» Б. Пильняка; «Доктор Живаго» Б. Пастернака; «Жизнь и судьба» В. Гроссмана.

Третий период - 1989-1991 гг. Последний период литературы перестройки и гласности. Творчество А. Солженицына. Литература русской эмиграции третьей волны: В. Некрасов, В. Аксенов, В. Войнович, В. Максимов, С. Довлатов, Ф. Горенштейн, Саша Соколов.

Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что границы современной русской литературы подвижны, а их варианты зависят от общей концепции изучения литературного процесса в целом.

Примечательным является и то, что впервые в начале ХХI в. в отечественном литературоведении возникают разночтения между понятиями «современный литературный процесс» и «современная литература». Если учитывать, что под современным литературным процессом понимается система художественных произведений, написанных в последнее десятилетие, представляющих общественный, эстетический и другой интерес для восприятия читателем и критикой, то можно говорить о его частичном несовпадении с понятием «современная русская литература», временные границы которой незначительно шире. Однако нельзя отрицать и тот факт того, что некоторые художественные произведения становятся явлениями литературного процесса спустя некоторое количество лет после их написания. В этом случае можно говорить о расширении границ современной русской литературы: в широком значении (с 1960-х гг. до настоящего времени) в качестве составной части сюда войдет литература русского Зарубежья третьего потока, часть запрещенной литературы. Если учитывать узкое значение (1990-е гг. до настоящего времени), то следует указать, что к середине 90-х гг. ХХ в. ранее не востребованное советской страной литературное наследие не только почти полностью возвратилось в национальное культурное пространство (например, произведения А. И. Солженицына, представителей русского андеграунда и т. д.), но и получило свое продолжение и осмысление в творчестве отечественных писателей. Однако такое творчество, отнесенное к современной русской литературе, формально оказывается за пределами современного литературного процесса.

Кроме того, современная русская литература имеет ряд особенностей, которые в настоящее время описаны не досконально, поскольку предмет исследования представляет собой социологический феномен, позволяющий говорить о соотнесении изучаемого понятия с представлением о поколении. Учитывая «поколенческое» понимание современности, можно выделить три поколения с принципиально разным представлением о современности и ее отражении в русской литературе, что позволяет классифицировать современный литературный процесс в соответствии со своим личным возрастом:

- «шестидесятники» - заявившие о себе в период «оттепели» писатели (В. Распутин, Ф. Искандер, В. Войнович, В. Шукшин и др.), исповедующие свободный стиль канонического представления о действительности;

- «семидесятники» - советское литературное поколение, начавшие творческий путь в условиях общественного застоя (Вен. Ерофеев, А. Битов, В. Маканин, В. Токарева и др.);

- «перестроечное» поколение, фактически открывшее эпоху литературы без цензуры, характеризуется смелыми экспериментами как в области форм, так и в области содержания произведений (Г. Айги, Т. Толстая, Л. Петрушевская, Т. Кибиров, В. Пелевин и др.);

- писатели «нулевых» - новое поколение, характеризующееся смелостью позиций и ориентацией на эстетически различные концепции создания художественного произведения (З. Прилепин, О. Седакова, М. Елизаров, Р. Сенчин, Е. Гришковец и др.).

На основе предложенных систем постараемся сформулировать ту, которой в дальнейшем намерены руководствоваться мы.

Мы предлагаем рассматривать литературные явления в аспекте условности временной соотнесенности следующим образом:

- предтеча современной русской литературы (художественные традиции, литературные объединения, основные тенденции развития темы в художественном творчестве признанных к 2000-м гг. мастеров слова и их литературное наследие на рубеже веков);

- собственно современная литература 1990-2000 гг.;

- новейшая русская литература 2000-2015 гг.

Исходя из этого, считаем целесообразным ограничить изучение обозначенного периода 1990–2015 гг., особое внимание уделив истокам формирования основных тенденций развития жанрово-видового своеобразия.

 

2. К концу ХХ в. в условиях прозападной ориентации культуры, в том числе и литературы, в отечественном искусстве слова наметился отказ от реалистической составляющей художественного текста. На общероссийском уровне спад развития традиционной прозы в целом не отражает реальную картину интенсивности духовных художественных поисков современников. На фоне общего мирового развития литературного процесса в отечественной литературе наметилась определенная тенденция изображения в литературных образцах глубинного и устойчивого типа сознания и поведения человека в условиях изменившихся государственно-политической ситуации и духовной ориентации. Отсюда и серьезный разветвленный перечень литературных течений, описание которых не предполагает единой систематизации. Более того, часть описанных явлений вызывает споры у маститых литературоведов, кажется искусственной, необходимой только для того, чтобы хоть как-то упорядочить описание многослойного литературного процесса, требующего не только осмысления, но фиксации.

Зачастую поиски новых форм, оригинальных решений в постановке насущных проблем в современной литературе соседствуют с концентрированностью сюжета, тематической смелостью, лаконичностью, философским контекстом, категориальными новациями, искусно синтезируемыми в пределах одного художественного текста. Полное и живое представление о творчестве любого писателя невозможно без рассмотрения характера авторского стиля, предпочтений в выборе формы произведения, что, по сути дела, на уровне замысла будущего текста закладывается художником слова в соответствии с предполагаемым содержанием.

Художественные произведения создаются писателем (реже группой авторов), т. е. человеком, последовательно и сознательно кодирующим информационный модуль посредством знаков (букв, слов). Восприятие такого произведения – процесс сложный. И от автора зависит наличие единой трактовки образа, обстоятельств, временного пространства, представленных в таком художественном тексте.

Несмотря на устойчивые художественные традиции, общепризнанность определенных способов и приемов изображения действительности, современные авторы убедительно доказывают возможность создания нового, неизвестного до настоящего времени синтеза, синхронного переплетения философских учений, межтекстовых связей, заимствований с собственными представлениями об окружающем мире в пределах одного произведения.

Современный взлет литературных веяний может быть объяснен особым состоянием общества накануне и во время наступления нового тысячелетия. Теория психологического порубежья не может не оказывать влияния и на развитие литературы в целом, и на творчество отдельных авторов в частности. Особый интерес в таком случае представляет изобилие идейно-эстетических решений современных авторов, позволяющее внутри литературного процесса выделять различные системные единицы целого.

Учитывая, что современная литература обладает рядом специфических тенденций развития, укажем основные из них, способствующие пониманию современной литературной ситуации в России и позволяющие классифицировать, насколько это возможно, составляющие современной русской литературы.

Первая тенденция. Свобода суждений.

Русская литература всегда развивалась на фоне социальных процессов, испытывала на себе влияние политических, философских и эстетических воззрений времени. Общественные события незамедлительно находили отражение в литературных и публицистических выступлениях сотрудников различных периодических изданий, формировали читательскую среду, определяли тенденции литературного процесса той или иной эпохи. Если считать, что собственно современная литература является отражением сегодняшнего дня, то при непосредственной аналитической работе с ее образцами обнаружится стремление авторов на фоне происходящих событий решать «вечные» проблемы бытия или отойти от таковых, заменив их игровыми технологиями и сарказмом. Авторы начинают утрачивать связь со своим потенциальным читателем, появляется «литература для себя», которая совершенно игнорирует классическую функцию искусства – влиять на умы и души людей.

Тенденция вторая. Многослойность литературного процесса.

Отличительной чертой сегодняшней литературы в России является ее многообразие и разноцелевая установка на чтение, заложенная в художественном тексте. Наряду с высокохудожественными образцами особую роль в развитии и воспитании читательского вкуса играет так называемая массовая литература (реже для описания данного явления используются термины «паралитература», «непрофессиональная литература», «чтиво»). В этом случае мы согласны с мнением коллег: «Очевидно, что картина истории литературы XX века будет поистине полной лишь тогда, когда в нее будет включен литературный поток, который часто просто игнорируют, называя паралитературой, литературой массовой, третьесортной, не достойной внимания и анализа» [2].

Осознание места и значения образцов развлекательной (массовой) литературы опирается на сформировавшееся у современного читателя представление о высокохудожественной, качественной литературе, образцом которой и является русская классика. Нам думается, что именно этим можно объяснить пристальное внимание к художественной литературе с реалистической доминантой (позднее творчество «современных классиков» Л. Л. Леонова, А. И. Солженицына, В. Г. Распутина, В. П. Астафьева,
А. И. Приставкина, А. А. Вампилова, частично И. А. Бродского и др.).

Наряду с этим своего читателя в России находят и образцы постмодернизма. К наиболее популярным относят произведения таких авторов, как В. Пелевин, Т. Кибиров Ю. Мамлеев, В. Пьецух, И. Кабаков, В. Ерофеев, Вен. Ерофеев, и др.

Тенденция третья. Формы существования литературных образцов

Важной особенностью рубежа веков следует считать возможность свободного доступа читателя практически ко всем образцам художественной литературы. Существование книг в двух режимах – online и offline - дает читателю широкий образовательный выбор. Более того, с развитием сетературы как особого литературного сегмента современности произошло смещение в пользу виртуального познания искусства слова. В виртуальных изданиях, где литература приобретает новые характеристики – мобильность, режим реального времени, возможность мгновенного отклика, способность вести дистанционную дискуссию с автором и т. д. – читатель способен выступать в позиции сотворчества, что значительно облегчает понимание и практически снимает возможное противостояние «писатель – читатель».

Однако такой плюрализм в области литературы позволяет отметить в качестве негатива следующие явления:

– общедоступность публикационного процесса привела не только к изменению взглядов на само понимание творчества, на подход к профессии писателя. Большой процент пишущих сегодня не имеет определенных профессиональных навыков, специального образования и не считает необходимым создавать эстетические образцы словесного искусства;

– обилие художественных произведений не позволяет правильно ориентироваться в современной литературной ситуации, систематизировать материал, адекватно его оценивать;

– малочисленность (а зачастую и полное отсутствие по определенному вопросу) литературно-критических статей и обзоров не позволяет читателю представить масштабы явления и не дает возможности правильно ориентироваться в современном литературном процессе.

Вместе с тем современный литературный процесс имеет ряд отличительных черт, к которым можно отнести:

1) вхождение в литературу новых тем, героев, сценических площадок (например, сумасшедший дом как место обитания героев пьесы
В. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги командора»);

2) преимущественное развитие прозы по отношению к поэзии и драме;

3) сосуществование трех художественных методов, которые по логике вещей должны сменять друг друга: реализм, постмодернизм, постреализм;

4) развитие и анализ нескольких тематических направлений, таких как религиозная проза, неореализм, «женская проза», условно-метафорическая проза, неосентиментализм, соц-арт, фэнтези, сюрреализм, концептуализм, ремейк (интерпрет), литература нон-фикшн и др.

Таким образом, описание и изучение современной русской литературы является актуальной задачей сегодняшнего литературоведения в целом и литературной критики в частности.

 

3. Литературный процесс в России сегодня представляет собой многогранный и спорный генезис художественности. Лидирующую роль в нем по-прежнему играют толстые журналы, чье влияние на общественное мнение.

В России первые литературные журналы, посвященные литературной критике и публикующие образцы художественной литературы, возникли в конце XVIII века. Русское слово «журнал» происходит от французского «journal» – «дневник». Потребность в таком дневнике событий отечественной литературы велика во все времена. Периодические издания, чаще всего ежемесячные, знакомили читателя с новинками оригинальной или переводной литературы, литературной критикой, публицистикой. Многие литературно-художественные журналы являлись еще и общественно-политическими, так как содержали рубрики и статьи по вопросам экономики, социологии, истории, текущей политики и способствовали формированию общественного мнения. Поэтому история русских литературных журналов, как и в целом русской журналистики и периодики, оказывалась тесно связанной с политической историй страны.

Литературно-художественные журналы всегда являлись особой частью российской культуры. На сегодняшний момент толстые журналы остались практически единственными изданиями, которые ориентируются исключительно на художественную и интеллектуальную состоятельность текста.

С появлением Интернета большинство литературных журналов России представлено интернет-версиями, часть которых составила особый сайт «Журнальный зал». Кроме того, возник ряд литературных периодических изданий, выходящих только в электронной форме.

Именно журнальное пространство сохраняет сегодня само существование таких жанров, как развернутая рецензия, обзорная статья, подборка стихотворений, подборка рассказов или эссе. Рассмотрим основные на сегодняшний день литературно-художественные журналы.

1) «Дружба народов» – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал.

Он специализируется на публикации новых произведения писателей и поэтов России, стран ближнего и дальнего зарубежья; основой каждого номера становятся актуальные очерки и эссе, анализирующие острейшие проблемы современности – национальные, общественные, религиозные, культурные и нравственные; литературные обзоры и критические статьи. Основанный в 1939 году журнал охватывает и поддерживает единое культурное пространство национальных диаспор России.

В «Дружбе народов» были опубликованы этапные для жизни общества произведения: знаменитая трилогия А. Рыбакова «Дети Арбата», его последний роман «Роман воспоминание», произведения Ю. Трифонова «Дом на набережной», «Старик», «Время и место» и др. Одним из первых журнал начал возвращать читателю нашей страны русскую литературу из изгнания: «Другие берега» В. Набокова, «Железная женщина» Н. Берберовой, романы Г. Газданова, М. Алданова
и др. Он открыл тогда не известных, а потом получивших мировое признание писателей – А. Адамовича, С. Алексиевич, А. Кимаи др. В журнале была напечатана главная проза Б. Окуджавы. Здесь печатались Ю. Давыдов, В. Быков, В. Семин, Б. Можаев, С. Залыгин, В. Тендряков.

В наши дни на страницах журнала публикуются произведения известных авторов: Р. Сенчина, М. Кагановича, В. Шпакова, А. Зорина,
А. Мелихова, Е. Алехина, М. Москвиной, Л. Юзефовича и др. С 1995 г. главным редактором является прозаик и переводчик
А. Эбаноидзе.

2) «Звезда» – ежемесячный литературно-художест-венный и общественно-политический независимый журнал.

Старейший петербургский литературный журнал, большое внимание уделяющий истории России и русской культуры. Среди авторов «Звезды» – литераторы, ученые и общественные деятели России: С. Лурье, И. Золотусский, Б. Рогинский, М. Эпштейн и др. Почти в каждом номере появляются новые литературные имена. Редакция регулярно выпускает тематические номера, целиком посвященные тому или иному деятелю культуры, историческому явлению или событию. Раз в год выходит специальный тематический номер «Звезды», целиком посвященный определенному культурному явлению. Помимо поэзии и прозы, традиционно занимающей не менее половины журнальной площади, постоянные разделы журнала отданы публикациям различных историко-культурных материалов, современной публицистике и критике. Постоянные рубрики «Звезды»: «Исторические чтения», «Мемуары ХХ века», «Дневник писателя», «Наши публикации», «Из литературного наследия», «Философский комментарий», «Мнение», «Люди и судьбы», «Уроки изящной словесности», «Новые переводы».

«Звезда» не только журнал, но и своего рода клуб в помещении редакции на Моховой, 20 регулярно проводятся международные конференции, посвященные значительным явлениям русской культуры.

Соредакторы журнала – А. Ю. Арьев, Я. А. Гордин.

3) «Знамя» – ежемесячный литературно-художе-ственный и общественно-политический журнал. Он создан в январе 1931 г. как «Литературное объединение Красной Армии и Флота» (ЛОКАФ), в 1933 году он становится «Знаменем». С 1934 по 1990 гг. журнал был органом Союза писателей СССР, где печатались корифеи советской литературы: К. Симонов, Ю. Трифонов, А. Твардовский, В. Некрасов, Ю. Казаков и др.

«Знамя» служит стартовой площадкой для талантов нового поколения, многие из которых – В. Пелевин, Т. Кибиров, С. Кекова, С. Гандлевский, А. Королев – напечатали здесь прославившие их произведения.

Среди современных авторов журнала – И. Лиснянская, М. Шишкин, А. Кубрик, В. Макшеев, В. Кабанов, В. Райхер, В. Баевский, М. Амелин, И. Гальперин, А. Зарахович, Е. Алехин, И. Зотов, Л. Симкин, и др.

Постоянные рубрики журнала: «Проза», «Поэзия», «Архив», «Культурная политика», «Образ мысли», «Наблюдатель», «Публицистика», «Критика» и др.

Именно критики – авторы и сотрудники «Знамени» – стали инициаторами создания Академии русской современной словесности, которая не только проводит ежегодные экспертно-аналитические конференции, но и – при спонсорской поддержке «Росбанка» присуждает одну из самых престижных литературных наград в стране премию Аполлона Григорьева.

Главный редактор журнала с 1993 г. – литературный критик и публицист С. Чупринин.

4) «Иностранная литература» – ежемесячный литературно-худо-жественный журнал. Он выходит с 1955 г. До 1943 г. имел названия «Вестник иностранной литературы», «Литература мировой революции», «Интернациональная литература».

В 2000 г. журнал стал учредителем издательства «Иностранка», которое занимается в основном современной переводной литературой, он изменил свой внешний вид и стал более современным по художественному оформлению и полиграфическому дизайну. «Иностранная литература» – единственный в России журнал, который знакомит читателя с новинками зарубежной литературы в лучших переводах на русский язык, стремится к тому, чтобы на его страницах появлялись как давно знакомые авторы, так и громкие имена последних лет. В журнале

публикуются наиболее значительные произведения современной мировой литературы в переводах лучших отечественных переводчиков.

Несколько раз в год выходят номера журнала, посвященные современной литературе отдельных стран или одной теме (например, «Писатель путешествует», «Взрослая жизнь сказки»).

В рубрике «Дебют» журнал представляет читателям молодых авторов, а в рубриках «Из классики XX века» и «Литературное наследие» обращается к неизвестным страницам мировой литературы прошлых столетий. Главный редактор – А. Ливергант.

5) «Молодая гвардия» – ежемесячный литературно-художест-венный и общественно-политический журнал.

Основан в 1922 г., до 1990 г. Орган ЦК ВЛКСМ, затем независимый. Именно в журнал «Молодая гвардия» приносили свои произведения молодые и еще почти неизвестные С. Есенин, М. Шолохов, Л. Леонов, В. Шишков, А. Фадеев, Н. Островский. В разные годы здесь были представлены сильные патриотические публикации Л. Леонова, В. Чивилихина, художника И. Глазунова, скульптора С. Коненкова, литературоведа В. Кожинова; публиковались произведения М. Алексеева, Ю. Бондарева, В. Федорова, П. Проскурина, В. Шукшина, Н. Рубцова и др.

Сегодня среди авторов «Молодой гвардии» Н. Кузьмин, В. Мануйлов, М. Антонов, Г. Шиманов, В. Строганов, А. Тулеев, С. Шатиров,
Д. Ермаков, В. Десятников и др.

Совместно с Фондом поддержки творческой личности «Молодая гвардия» проводит Всероссийский поэтический конкурс имени С. Есенина.

В настоящее время журнал продолжает отстаивать классические, православно-патриотические традиции русской литературы. Главный редактор журнала – В. Хатюшин.

6) «Москва» – ежемесячный литературный журнал.

  Издается в Москве с 1957 г. Первоначально –орган Союза писателей РСФСР и его московского отделения. «Москва» – журнал русской культуры национально-православной ориентации. Редколлегия издания видит свое предназначение в распространении нравственной, духовной культуры, сохранении великих духовных традиций народа. Журнал публикует современную отечественную прозу, стихи, литературную критику, публицистику, культурологические материалы, статьи духовно-нравственного характера, материалы из литературного наследия православной России.

В «Москве» впервые был опубликован ставший сегодня классикой роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

«Москва» – это проза Л. Бородина и П. Краснова, В. Галактионовой и А. Сегеня, М. Попова и А. Варламова. Это поэзия Б. Романова, Г. Щербовой, В. Артемова и В. Брюховецкого, А. Хабарова и В. Шемшученко, М. Котовой и Е. Полянской. Это критика и публицистика К. Кокшеневой и П. Басинского, А. Репникова и В Даля.

Рубрики журнала: «Проза», «Публицистика», «Литературная критика», «Культура», «История: лица и лики», «Русские судьбы», «Домашняя церковь». Главный редактор – В. В. Артемов.

7) «Наш современник» – ежемесячный литературно-художест-венный и общественно-политический журнал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 4718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.068 с.)