Глава 5. Некоторые модели управления запасами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Некоторые модели управления запасами



Общая постановка задачи

 

Предприятия, фирмы имеют различные запасы: сырье, комплектующие изделия, готовую продукцию, предназначен­ную для продажи, и т.д. Совокупность подобных материалов, представляющих временно не используемые экономические ре­сурсы, называют запасами предприятия.

Запасы создаются по различным причинам. Одна из них состоит в том, что если в некоторый момент производства по­требуется какой-то вид деталей, который поставляется другим предприятием, и он отсутствует на складе, то процесс произ­водства может остановиться. Поэтому на складе всегда должно быть нужное количество деталей данного вида. Однако если запасы увеличить, то возрастет стоимость их хранения. За­дача управления запасами состоит в выборе для предприятия целесообразного решения.

Рассмотрим простейшие математические модели управле­ния запасами. На рис. 5.1 представлены возможные графики изменения запаса Q, имеющегося на складе, во времени t, для которого рассматривается этот запас.

 

Рис. 5.1

Под Q будем понимать изделия или материалы (товары) только одного вида. Если на изделие поступает заявка, то оно отпускается и значение Q падает. Предположим, что величина спроса непрерывна во времени. Если Q = 0, то имеет место дефицит.

Любая математическая модель, которая применяется для изучения определенной ситуации в управлении запасами, долж­на учитывать факторы, связанные с издержками.

Различают организационные издержки — расходы, связан­ные с оформлением и доставкой товаров, издержки содержания запасов — затраты, связанные с хранением. Они возникают из-за амортизации в процессе хранения (изделия могут пор­титься, устаревать, их количество может уменьшаться и т.д.). Существуют издержки, связанные с дефицитом: если постав­ка со склада не может быть выполнена, то возникают допол­нительные издержки, связанные с отказом. Это может быть денежный штраф или ущерб, не осязаемый непосредственно (например, ухудшение бизнеса в будущем и потеря потреби­телей). Количество товара, поставляемое на склад, называют размером партии.

Основная модель управления запасами

 

Введем обозначения необходимых для составления модели величин. Данные поместим в табл. 5.1.

График изменения запасов представлен на рис. 5.2.

 

Рис. 5.2

Чтобы полностью удовлетворить годовой спрос g при раз­мере поставки q, необходимо обеспечить g/q поставок или пар­тий за год. Средний уровень запасов составляет q/2.

Таблица 5.1

Уравнение издержек будет иметь вид

 

 

где С 1 общие организационные издержки; С 2 — стоимость товаров; С 3 — общие издержки содержания запасов.

За исключением q все величины в правой части уравнения постоянны и известны, т.е. С = f(q). Для нахождения мини­мума С найдем производную dC/dq и приравняем ее к нулю:

 

откуда

 

где q опт — оптимальный размер партии.

Иногда возникает соблазн заказывать размер партии то­варов, не соответствующий оптимальному размеру. Это при­водит к увеличению издержек на содержание и организацию поставок. Покажем, что это так.

Предположим, что вместо оптимального размера была за­казана партия товаров, равная 0,5 q опт. Из основного уравнения издержек

 

 

найдем

 

В случае заказа 0,5 q опт получим

 

 

Таким образом, заказ партии товаров размером 0,5 q опт (вместо q опт) приводит к увеличению общих издержек на со­держание запасов и организацию поставок на 25%. Аналогич­ная картина наблюдается в случае заказа поставок больше чем q опт.

Изобразим графически (рис. 5.3) изменение отдельных со­ставляющих величин С.

Рис. 5.3

 

Из рис. 5.3 следует, что увеличение q ведет к резкому сни­жению C 1, при этом С 3 увеличивается пропорционально h/2. При малых значениях q величина С падает до значения С min в точке q опт. При увеличении q величина издержек С прибли­жается к С 2 + С 3.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.008 с.)