Для детей с нарушениями в развитии). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для детей с нарушениями в развитии).



Для детей с нарушениями в развитии).

Важным условием формирования педагогической деятельности выступает развитие у будущего специального психолога педагогического самосознания и личной и профессиональной позитивной Я-концепции. Это возможно в том случае, если студент будет критически относиться к педагогическим явлениям и фактам, регулярно анализируя их, развивая педагогическую наблюдательность и навыки самоанализа. Формированию этих качеств в немалой степени способствует ведение педагогического дневника, который является средством педагогического самообразования и самовоспитания будущего специалиста. “Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, - отмечал А.С. Макаренко, - в котором необходимо записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у ребят в различных возрастах.... Ведение такого дневника может характеризовать качество работы воспитателя и служить известным мерилом его ценности как работника...” (Методика организации воспитательного процесса. - Соч.: В 7т - М. - Т.5. - с.88).

Таким образом, дневник по практике - это рабочий документ студента -специального психолога.

Комплексная практика проводится на основе письма Министерства образования Российской Федерации от 3 августа 2000 года N 14 - 55 - 484 Ин N 15. “Рекомендации об организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования” и в соответствии ГОС ВПО студент ведет дневник.

В дневнике должно получить свое отражение вся работа студента на практике.

 

Дневник содержит:

 

n информацию о практике;

n цель и задачи практики;

n содержание комплексной практики;

n расписание занятий преподавателя и занятий в прикрепленной группе;

n расписание звонков в учебном заведении;

n расписание пробных занятий студента-практиканта;

n расписание занятий студентов-практикантов всей подгруппы;

n индивидуальный план работы студента на период практики;

n протоколы наблюдения и анализы посещенных занятий преподавателя и студентов - практикантов;

n протоколы и анализ внеклассных, коррекционных, логопедических и других мероприятий преподавателей и студентов - практикантов;

n самоанализ занятий и внеклассных занятий;

n материалы психологического исследования индивидуальных особенностей лиц с ограниченными возможностями;

n самоанализ оценки качества комплексной практики студента;

n отчет студента-практиканта.


На период комплексной практики

 

Основные направления работы Мероприятия, проводимые студентами Календарные сроки проведения мероприятия Отметки о выполнении
       

 

 

Программа знакомства с ДОУ

1.Тип образовательного заведения: ДОУ.

2.Материальная база:

а) здание: типовое, индивидуальный проект; приспособленное помещение;

б) кабинеты, группы, их оснащение;

в) кабинет психолога, логопеда, методическое оснащение воспитательного процесса;

г) музыкальный зал, информативная оснащенность;

д) наличие технических средств в ДОУ;

е) спортивный комплекс: зал, спортивные снаряды и оборудование, детские тренажеры, бассейн;

ж) актовый зал; зал ритмики и хореографии;

е) медицинский кабинет;

к) оформление и озеленение ДОУ и групп, и т. д.

3. Педагогический коллектив ДОУ:

количественный и возрастной состав, стаж, категории воспитателей, логопеда, психолога, специалиста.

4. Основные направления воспитательной работы педагогического коллектива (традиции, инновации).

5. Правила внутреннего распорядка ДОУ.

 

Схемы анализа занятий в соответствии с предложенными критериями

Схема N1.

Цель наблюдения: реализация целей и содержания учебного материала на коррекционном занятии.

 

1. Дата._____________________

2. Группа, специалист: _____________________________________________________________

3. Тема занятия: _____________________________________________________________________

4. Цели занятия (четкость и лаконичность формулировки и соответствие требованиям программы, типу обучения, место занятия в системе изучения темы).

5. Вид занятия: соответствует этапам познавательной деятельности

6. Методы занятия: __________________________________________________________________

7. Оборудование занятия: _____________________________________________________________

8. Ход занятия: основные этапы с кратким описанием и анализом реализации содержания занятия.

- соответствует дидактической цели занятия, требованиям программы;

- излагается в соответствии с современным уровнем развития науки, с учетом структуры нарушения;

- обеспечивает глубокое проникновение в сущность явлений, проблем, фактов;

- исключает фактические ошибки и неточности.

 

Этапы занятия Содержание этапов занятия Психолого- Педагогические выводы
       

Итог занятия (краткие выводы по теме наблюдения в соответствии

с заданиями по пунктам 4-8): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема N2.

Цель наблюдения: реализация принципов коррекционного обучения.

 

1. Дата__________________

2. Группа, преподаватель: _______________________________________________________________.

3. Тема занятия: _______________________________________________________________________

4. Вид занятия: ________________________________________________________________________

5. Методы ведения занятия: ____________________________________________________________________

6. Оборудование занятия: _______________________________________________________________

7. Ход занятия (протоколируется по следующему образцу):

 

Этапы занятия Содержание этапов занятий Реализация принципов коррекционного обучения
     
         

Итог занятия (краткие выводы по теме наблюдения):


Схема N 3.

Цель наблюдения: реализация методов коррекционного обучения.

 

1. Дата: ______________________

2. Группа, преподаватель: _____________________________________________________________________________________

3. Тема занятия: ______________________________________________________________________________________

4. Вид занятия: ______________________________________________________________________________________

5. Оборудование занятия: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Ход занятия (протоколируется по следующему образцу):

 

Этапы Занятия Содержание этапов занятий Реализация методов коррекционного обучения
- +
               

 

Этапы Занятия Содержание этапов занятий Реализация методов обучения
- +
               

Итог занятия (краткие выводы по теме наблюдения):


Основные критерии реализации методов коррекционного обучения:

- соответствует содержанию материала и цели задания; структуре нарушения

- обеспечивает познавательную самостоятельность и интерес детей;

- способствует эффективному усвоению материала;

- обеспечивает оптимальное сочетание репродуктивной, конструктивной и творческой деятельности.

 

В результате наблюдений заполняются таблицы.

 

Эффективность методов обучения (заполняется в таблице):

 

 

  Формирование
  Метод Знания и представления об окружающем теоретичес- ких знаний практичес- ких умений умения добывать, систематизиро-вать и приме- нять знания умения учиться, навыков саморазвития навыков упрочения знаний, умений
рассказ            
беседа            
Работа с картинками            
             
работа с книгой            
демонстрация            
иллюстрация            
видеометод            
упражнения            
познавательная игра            

 

Знак (+!) - означает, что метод лучше других способствует решению задачи

(+) - пригоден для достижения цели

(-) - непригоден для достижения цели.

 

Метод Развитие
  мышления познава-тельного интереса активности памяти воли способности выражать мысли эмоций
рассказ              
беседа              
Работа с картинками              
               
работа с книгой              
демонстрация              
иллюстрация              
видеометод              
упражнения              
познавательная игра              

Схема №5.

Цель наблюдения: анализ индивидуальных особенностей педагогического общения на занятии.

Дата: ________________________

Группа, преподаватель: ________________________________________________________________

Тема ________________________________________________________________________________

 

  Этапы учебного занятия Проявления индивидуальных особенностей общения на различных этапах учебного занятия Оценивается по 5 бальной системе
  1. Доброжелателен, держится ободряюще - недоброжелателен 2. Стимулирует инициативу, допускает выражен общественного мнения, свободное поведение студентов – авторитарен, тренирует студентов, одергивает, все время держит под жестким контролем 3. Заинтересован, активен – безразличен, «себе на уме» 4.Открыт, не боится открыто выражать свои чувства показывать свои недостатки – думает только о престиже, «носит маску» 5. Гибок и общителен, легко решает возникающие проблемы, гасит конфликты - негибок, не видит проблем и не умеет замечать начинающегося конфликта 6. Вежлив, приветлив, уважает достоинства студентов индивидуализирует общение с различными студентами - общается только «сверху вниз», одинаков со всеми, дифференцируя своего общения 7. Может поставить себя на место студента, взглянуть на проблему его глазами или видит все только «со своей колокольни» 8. Активен, общителен, эмоционален – пассивен, замкнут, равнодушен  
  1. Доброжелателен, держится ободряюще - недоброжелателен 2. Стимулирует инициативу, допускает выражен общественного мнения, свободное поведение студентов – авторитарен, тренирует студентов, одергивает, все время держит под жестким контролем 3. Заинтересован, активен – безразличен, «себе на уме» 4.Открыт, не боится открыто выражать свои чувства показывать свои недостатки – думает только о престиже, «носит маску» 5. Гибок и общителен, легко решает возникающие проблемы, гасит конфликты - негибок, не видит проблем и не умеет замечать начинающегося конфликта 6. Вежлив, приветлив, уважает достоинства студентов индивидуализирует общение с различными студентами - общается только «сверху вниз», одинаков со всеми, дифференцируя своего общения 7. Может поставить себя на место студента, взглянуть на проблему его глазами или видит все только «со своей колокольни» 8. Активен, общителен, эмоционален – пассивен, замкнут, равнодушен  
  1. Доброжелателен, держится ободряюще - недоброжелателен 2. Стимулирует инициативу, допускает выражен общественного мнения, свободное поведение студентов – авторитарен, тренирует студентов, одергивает, все время держит под жестким контролем 3. Заинтересован, активен – безразличен, «себе на уме» 4.Открыт, не боится открыто выражать свои чувства показывать свои недостатки – думает только о престиже, «носит маску» 5. Гибок и общителен, легко решает возникающие проблемы, гасит конфликты - негибок, не видит проблем и не умеет замечать начинающегося конфликта 6. Вежлив, приветлив, уважает достоинства студентов индивидуализирует общение с различными студентами - общается только «сверху вниз», одинаков со всеми, дифференцируя своего общения 7. Может поставить себя на место студента, взглянуть на проблему его глазами или видит все только «со своей колокольни» 8. Активен, общителен, эмоционален – пассивен, замкнут, равнодушен  
    1. Доброжелателен, держится ободряюще - недоброжелателен 2. Стимулирует инициативу, допускает выражен общественного мнения, свободное поведение студентов – авторитарен, тренирует студентов, одергивает, все время держит под жестким контролем 3. Заинтересован, активен – безразличен, «себе на уме» 4. Открыт, не боится открыто выражать свои чувства показывать свои недостатки – думает только о престиже, «носит маску» 5. Гибок и общителен, легко решает возникающие проблемы, гасит конфликты - негибок, не видит проблем и не умеет замечать начинающегося конфликта 6. Вежлив, приветлив, уважает достоинства студентов индивидуализирует общение с различными студентами - общается только «сверху вниз», одинаков со всеми, дифференцируя своего общения 7. Может поставить себя на место студента, взглянуть на проблему его глазами или видит все только «со своей колокольни» 8. Активен, общителен, эмоционален – пассивен, замкнут, равнодушен  
    1. Доброжелателен, держится ободряюще - недоброжелателен 2. Стимулирует инициативу, допускает выражен общественного мнения, свободное поведение студентов – авторитарен, тренирует студентов, одергивает, все время держит под жестким контролем 3. Заинтересован, активен – безразличен, «себе на уме» 4. Открыт, не боится открыто выражать свои чувства показывать свои недостатки – думает только о престиже, «носит маску» 5. Гибок и общителен, легко решает возникающие проблемы, гасит конфликты - негибок, не видит проблем и не умеет замечать начинающегося конфликта 6. Вежлив, приветлив, уважает достоинства студентов индивидуализирует общение с различными студентами - общается только «сверху вниз», одинаков со всеми, дифференцируя своего общения 7. Может поставить себя на место студента, взглянуть на проблему его глазами или видит все только «со своей колокольни» 8. Активен, общителен, эмоционален – пассивен, замкнут, равнодушен  
  1. Доброжелателен, держится ободряюще - недоброжелателен 2. Стимулирует инициативу, допускает выражен общественного мнения, свободное поведение студентов – авторитарен, тренирует студентов, одергивает, все время держит под жестким контролем 3. Заинтересован, активен – безразличен, «себе на уме» 4.Открыт, не боится открыто выражать свои чувства показывать свои недостатки – думает только о престиже, «носит маску» 5. Гибок и общителен, легко решает возникающие проблемы, гасит конфликты - негибок, не видит проблем и не умеет замечать начинающегося конфликта 6. Вежлив, приветлив, уважает достоинства студентов индивидуализирует общение с различными студентами - общается только «сверху вниз», одинаков со всеми, дифференцируя своего общения 7. Может поставить себя на место студента, взглянуть на проблему его глазами или видит все только «со своей колокольни» 8. Активен, общителен, эмоционален – пассивен, замкнут, равнодушен  
  1. Доброжелателен, держится ободряюще - недоброжелателен 2. Стимулирует инициативу, допускает выражен общественного мнения, свободное поведение студентов – авторитарен, тренирует студентов, одергивает, все время держит под жестким контролем 3. Заинтересован, активен – безразличен, «себе на уме» 4.Открыт, не боится открыто выражать свои чувства показывать свои недостатки – думает только о престиже, «носит маску» 5. Гибок и общителен, легко решает возникающие проблемы, гасит конфликты - негибок, не видит проблем и не умеет замечать начинающегося конфликта 6. Вежлив, приветлив, уважает достоинства студентов индивидуализирует общение с различными студентами - общается только «сверху вниз», одинаков со всеми, дифференцируя своего общения 7. Может поставить себя на место студента, взглянуть на проблему его глазами или видит все только «со своей колокольни» 8. Активен, общителен, эмоционален – пассивен, замкнут, равнодушен  
  1. Доброжелателен, держится ободряюще - недоброжелателен 2. Стимулирует инициативу, допускает выражен общественного мнения, свободное поведение студентов – авторитарен, тренирует студентов, одергивает, все время держит под жестким контролем 3. Заинтересован, активен – безразличен, «себе на уме» 4.Открыт, не боится открыто выражать свои чувства показывать свои недостатки – думает только о престиже, «носит маску» 5. Гибок и общителен, легко решает возникающие проблемы, гасит конфликты - негибок, не видит проблем и не умеет замечать начинающегося конфликта 6. Вежлив, приветлив, уважает достоинства студентов индивидуализирует общение с различными студентами - общается только «сверху вниз», одинаков со всеми, дифференцируя своего общения 7. Может поставить себя на место студента, взглянуть на проблему его глазами или видит все только «со своей колокольни» 8. Активен, общителен, эмоционален – пассивен, замкнут, равнодушен  

 

Краткие выводы по теме наблюдения:


На коррекционном занятии”.

 

  1. Прочитайте инструкцию по анализу на стр.28
  2. Запротоколируйте занятие по схеме:

 

Этапы занятия Содержание этапов занятия Проявление познавательной активности студентов на занятии
     
     

 

3. Составьте анализ занятия по следующим вопросам:

 

· Как содержание информации мобилизует внимание студентов на осмысление проблемы, подводит студентов на использование знаний в жизни и практической деятельности?

· Что использует педагог для создания эмоционально-психологического настроения на учебное задание?

 

· Учитывает ли специалист в ходе коррекционного занятия индивидуальные познавательные потребности, интересы обучаемых?

· Каковы варианты создания специалистом “ситуации успеха” на занятии?

· Как на эмоционально-нравственном уровне отражаются личностные и деловые взаимоотношения педагога и детей с отклонениями в развитии?

· Определите линии движения познавательного интереса в структуре занятия:

-занятие с одним или несколькими кульминациями интереса;

-ступенчатое нарастание интереса;

-занятие с временным ослаблением интереса и последующим его выравниванием с

помощью средств внимания (по Т.И. Щукиной);

· Раскройте методы преподавания, познавательную активность детей на занятии.

· Выделите основные моменты в педагогической технике специалиста, направленные на стимулирование познавательных интересов у студентов.

 

Анализ деятельности студентов

Показатели проявления познавательных интересов студентов на занятии:

1. Каков характер познавательной деятельности студентов (репродуктивный, поисковый, творческий)?

 

2. Каково влияние проявления активности студентов на занятии (эмоциональный отклик на информацию педагога, интенсивность выполнения полученного задания, навыки самоанализа и самоконтроля, наличие умений в решении познавательных задач)?

 

3. Каков уровень сформированности познавательных умений (как успешно студенты осуществляют операции по переносу для актуализации усвоенных знаний или приобретения новых)?

 

Выводы

1. Внимание.

- Какие виды внимания были использованы на занятии?

- На какой вид внимания опирался учитель на занятии?

- Насколько внимательны были ученики на занятии, в чем это проявлялось?

- Какие основные способы организации, распределения и переключения внимания использовал преподаватель?

2. Восприятие.

- Какие проблемы использовал преподаватель для лучшей организации восприятия на занятии?

- На какие виды восприятия ориентировано обучение?

3. Память.

- Какие виды памяти использовались на занятии (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, произвольная, непроизвольная, логическая, механическая)?

- Какие приемы для запоминания использовал преподаватель?

4. Мышление.

- Как преподаватель формировал понятия (выделял главные, существенные признаки явлений)?

- Какие виды умозаключений использовал преподаватель (индуктивные, дедуктивные)?

- Какие мыслительные операции использовались на занятии: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация (описать на основе заданий, предлагаемых учащимся)?

- Каким приемам мыслительной деятельности научились учащиеся?

- Какие приемы организации мыслительной деятельности учащихся чаще использовались преподавателем? Насколько эффективно использовал преподаватель эти приемы?

5. Проанализируйте временную шкалу и сделайте вывод об использовании критического времени на занятии.

При формулировании выводов используйте вспомогательную цветовую схему.

Анализируя занятие после его окончания, рекомендуется положить перед собой схему и отметить те особенности отбора материала и организации деятельности, которые Вы наблюдали на занятии.

После этого в пустых графах по левому и правому краю схемы обозначить, на какие познавательные процессы были ориентированы задания и виды деятельности, предлагаемые преподавателем. Для большей наглядности используйте цветовые обозначения: красный - внимание; желтый - мышление; синий - память.

Схема позволяет ответить на вопрос: какой познавательный процесс стимулирован действиями преподавателя или содержанием учебного материала в большей степени.

Схема может быть использована на занятии для организации в содержании наблюдения. Она облегчает протоколирование занятия (в частности, написание примечаний), помогая выделить те критерии, которые необходимы для последующего анализа.

 

Цветовая схема психологического анализа занятия

 

п в м Характер материала Организация деятельности п в м
      1. Новизна 1. Постановка цели и задач      
      2. Связь с потребностями и интересами 2. Задания, требующие высокой активности (следить за ответом, исправить ошибки)      
      3. Эмоциональность 3. Задания и приемы переключения активности (логические мостки, называние нового этапа, разрядка, запись на доске)      
      4. Жизненность конкретных примеров 4. Выделение смысловых опорных пунктов (составление плана, схемы, диаграммы, таблицы)      
      5. Опора на различ- ные модальности (зрение, слух, движение). Наглядность 5. Включение материала в разнообразные связи      
      6.Структурная организация и смысловая группировка 6. Использование разных приемов работы с материалом и способов его подачи      
      7. Объем материала(не более 4-7 объектов)        
      8. Доступность        

Структура системного подхода к анализу деятельности

преподавателя и студентов на занятии

 

Дата: ______________________

Группа,преподаватель: ____________________________________________

Тема: ___________________________________________________________

 

Оценки Критерии Баллы
1.Оценка основных личностных качеств преподавателя. Высший балл 5. 1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя. 2. Уровень педагогического и методического мастерства. 3. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, общая и специфическая грамотность. 4. Степень тактичности и дипломатичности общения с учащимися. 5. Внешний вид, культура, мимика и жесты.  
2. Оценка основных характеристик деятельности студентов. Высший балл 4. 1.Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. 2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков. 3. Наличие и эффективность коллективных форм работы студентов на занятии. 4. Степень организованности и заинтересованности в данном учебном предмете вообще и в уроке в частности.  
3. Оценка содержания двусторонней деятельности на занятии. Высший балл 4. 1.Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала. 2. Актуальность и связь с жизнью (теории и практики) 3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации. 4. Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.  
4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и студентов на занятии. Высший балл 7 1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия. 2. Степень целесообразности и эффективности использования методов и организационных форм работы. 3. Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы. 4. Уровень обратной связи со всеми студентами в ходе занятия. 5. Эффективность использованных методов используемых методов и форм контроля знаний, умений, навыков студентов.  
5. Оценка цели и результатов проведенного занятия. Высший балл 5. 1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия. 2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. 3. Степень обучающего взаимодействия проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились). 4. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию студентов на занятии). 5. Степень воздействия занятия на развитие студентов.  
6. Самоанализ. Высший балл 10.    

Рекомендации к пробной практике

На консультации к пробному занятию с преподавателем-практикантом и методистом необходимо выяснить следующие моменты:

1. место данного занятия в системе занятий по данной теме;

2. ведущие идеи темы;

3. круг вопросов, наиболее трудных для усвоения;

4. уровень развития у студентов данной группы, умений учителя и мотив учебных действий;

5. возможные приемы активизации студентов;

6. возможность учета особенностей данной группы и отдельных студентов на предстоящем занятии;

7. прогноз результатов занятия:

- чему должны научиться студенты на занятии;

- кого хвалить, на кого обратить внимание;

- какого типа поведения следует ждать от студентов.

 

Памятка по подготовке к пробному занятию

 

1. Узнайте заранее тему своего занятия, точно определите материал основных учебников к этому занятию, его место в системе занятий по теме.

2. Изучите методическую литературу по теме занятия.

3. Посетите 1-2 занятия, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход занятия, работу студентов, методику и организационную работу преподавателя: вопросы, задания, действия преподавателя и студентов, ответы, отношение студентов к работе, к преподавателю, друг к другу, выполнение задач задания, трудности возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого вами занятия с предыдущим и последующим.

4. Определите цели задания, его структуру и основные этапы.

5. Подумайте о реализациях дидактических принципов.

6. Разработайте содержание занятия. Отберите материал и определите методы и приемы обучения на каждом этапе занятия. Сформулируйте задания и вопросы студентам.

7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы занятия.

8. Предусмотрите чередование различных видов работы студентов.

9. Используйте по возможности приемы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.

10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры.

11. Распределите учебное время на определенные этапы занятия в соответствии с целями и содержанием работы.

12. Подготовьте дидактический и наглядный материал к занятию, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление студентами занятий, а также занятий преподавателя на доске.

13. Оформите развернутый план-конспект занятия.

Помните!

1. Каждое задание должно учить думать, чувствовать, действовать.

2. Главное на занятии - организация познавательной деятельности студентов.

3. Истинный интерес к учению возможен у студентов не только во время увлекательного, но и в результате их успешной самостоятельной деятельности.

 

Психологическое обоснование плана-конспекта занятия

Автор: Терищенко Н.Г.

Цель создания: получить навыки анализа деятельности студентов при подготовке занятия, акцентируя внимание на психологической стороне деятельности.

Инструкция: студент готовит психологическое обоснование по всем занятиям на основе которого составляется его конспект.

Схема психологического анализа деятельности студентов

с целью составления конспектов занятия.

1. Каким образом будет стимулироваться интерес студентов к занятию, к излагаемому материалу на протяжении всего занятия.

 

2. Какие действия будут способствовать созданию нужной установки на занятии у учащихся.

 

3. Каким образом будет организовано внимание, способы его удержания, как будет учитываться физиологические особенности внимания (чередование напряжения и расслабления).

 

4. Обеспечение точности и полноты восприятия: словесная инструкция; вступительное слово; апеллирование к жизненному опыту студентов при объяснении; правильный выбор места для размещения наглядной информации; сочетание различных форм изложения: вербального с образной, текстового с графической, зрительного с практической деятельностью и т.д.

 

5. Обеспечение динамики восприятия: обеспечение тишины, интонации, изменение голоса, выделение основных мыслей паузами, предварительное ознакомление студентов с изученным материалом, организация наглядной информации, соблюдение необходимых условий при использовании ТСО.

 

6. Какие виды памяти будут доминирующими на занятии студентов: образное (зрительная, слуховая), эмоциональная, механическая, словесно-логическая. Как будет организовано усвоение материала на занятии (восприятия, осмысления, запоминания).

 

7. Каким образом будет достигаться целенаправленность деятельности студентов на занятии и различных его этапах (постановка цели, планирование, выполнение, проверка результатов на соответствии полученного результата с планируемым, подведение итогов, оценка, отметка).

 

8. Какие предполагаются использовать приемы для активизации процессов памяти и мышления (индивидуальный опрос, собеседование с группой, задание на повторение и т.д.).

 

9. На каком уровне будет формироваться знания студентов (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщениях образах, открытий и т.д.).

 

10. Каким образом будет осуществляться предупреждение интерференции.

 

11. Развитие, каких психических процессов и свойств у студентов предполагается на данном занятии.

Рекомендации Р.Х. Шакурова по предупреждению

проблемы дисциплины на занятии.

 

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Проверьте, все ли готово к занятию, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.152 с.)