Тема №6. Психологический анализ занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №6. Психологический анализ занятия



Цель: психологический анализ занятия

Задание 1. Посетите 3-4 занятия у разных специалистов.

Заполните протокол занятия по следующей схеме (для протокола следует использовать разворот тетради).

Дата _________

Тема занятия:___________________________________________________________

Вид занятия: ____________________________

 

Время Основные этапы занятия Действия преподавателя по организации деятельности Примечания Содержание учебного материала
Фиксируется начало каждого нового вида деятельности, логического этапа урока Отмечаются основные этапы занятия, определяемые дидактическими и организационными задачами (организационный момент, целеполагание, повторение, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, изучение нового материала, первичная проверка усвоения нового материала, применение, закрепление, обобщение, контроль, подведение итогов занятия, информация о домашнем задании) Записываются предлагаемые задания (“напишите..., скажите..., посмотрите..., найдите..., решите,.., сделайте вывод.., наблюдайте за..,”); организующие фразы (“тише.., внимание.., приготовьтесь..., заканчиваете.., переходим к новому заданию.. и т.п.”); обращения к учащимся Дается краткое изложение рассказа учителя (тезисы), содержания заданий (образцы) Комментируется характер материала: новизна, связь с потребностями и интересами, эмоциональность, жизненность конкретных примеров, опора на разные модальности, структурная организация и смысловая группировка, объем материала (в норме: 6-7 смысловых единиц), доступность и достаточная сложность. Отмечается, на какие операции ориентировано содержание материала (анализ упражнений).  
  Время Основные этапы занятия Действия преподавателя по организации деятельности Примечания Содержание учебного материала      
                     

 

 

“Примечания” заполняется при помощи специальной схемы для анализа занятия. Они могут быть заполнены частично по ходу занятия, частично - сразу после занятия.

После каждого урока письменно делаются выводы. Ориентируйтесь на следующие вопросы.

Выводы

1. Внимание.

- Какие виды внимания были использованы на занятии?

- На какой вид внимания опирался учитель на занятии?

- Насколько внимательны были ученики на занятии, в чем это проявлялось?

- Какие основные способы организации, распределения и переключения внимания использовал преподаватель?

2. Восприятие.

- Какие проблемы использовал преподаватель для лучшей организации восприятия на занятии?

- На какие виды восприятия ориентировано обучение?

3. Память.

- Какие виды памяти использовались на занятии (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, произвольная, непроизвольная, логическая, механическая)?

- Какие приемы для запоминания использовал преподаватель?

4. Мышление.

- Как преподаватель формировал понятия (выделял главные, существенные признаки явлений)?

- Какие виды умозаключений использовал преподаватель (индуктивные, дедуктивные)?

- Какие мыслительные операции использовались на занятии: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация (описать на основе заданий, предлагаемых учащимся)?

- Каким приемам мыслительной деятельности научились учащиеся?

- Какие приемы организации мыслительной деятельности учащихся чаще использовались преподавателем? Насколько эффективно использовал преподаватель эти приемы?

5. Проанализируйте временную шкалу и сделайте вывод об использовании критического времени на занятии.

При формулировании выводов используйте вспомогательную цветовую схему.

Анализируя занятие после его окончания, рекомендуется положить перед собой схему и отметить те особенности отбора материала и организации деятельности, которые Вы наблюдали на занятии.

После этого в пустых графах по левому и правому краю схемы обозначить, на какие познавательные процессы были ориентированы задания и виды деятельности, предлагаемые преподавателем. Для большей наглядности используйте цветовые обозначения: красный - внимание; желтый - мышление; синий - память.

Схема позволяет ответить на вопрос: какой познавательный процесс стимулирован действиями преподавателя или содержанием учебного материала в большей степени.

Схема может быть использована на занятии для организации в содержании наблюдения. Она облегчает протоколирование занятия (в частности, написание примечаний), помогая выделить те критерии, которые необходимы для последующего анализа.

 

Цветовая схема психологического анализа занятия

 

п в м Характер материала Организация деятельности п в м
      1. Новизна 1. Постановка цели и задач      
      2. Связь с потребностями и интересами 2. Задания, требующие высокой активности (следить за ответом, исправить ошибки)      
      3. Эмоциональность 3. Задания и приемы переключения активности (логические мостки, называние нового этапа, разрядка, запись на доске)      
      4. Жизненность конкретных примеров 4. Выделение смысловых опорных пунктов (составление плана, схемы, диаграммы, таблицы)      
      5. Опора на различ- ные модальности (зрение, слух, движение). Наглядность 5. Включение материала в разнообразные связи      
      6.Структурная организация и смысловая группировка 6. Использование разных приемов работы с материалом и способов его подачи      
      7. Объем материала(не более 4-7 объектов)        
      8. Доступность        

Структура системного подхода к анализу деятельности

преподавателя и студентов на занятии

 

Дата: ______________________

Группа,преподаватель: ____________________________________________

Тема: ___________________________________________________________

 

Оценки Критерии Баллы
1.Оценка основных личностных качеств преподавателя. Высший балл 5. 1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя. 2. Уровень педагогического и методического мастерства. 3. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, общая и специфическая грамотность. 4. Степень тактичности и дипломатичности общения с учащимися. 5. Внешний вид, культура, мимика и жесты.  
2. Оценка основных характеристик деятельности студентов. Высший балл 4. 1.Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. 2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков. 3. Наличие и эффективность коллективных форм работы студентов на занятии. 4. Степень организованности и заинтересованности в данном учебном предмете вообще и в уроке в частности.  
3. Оценка содержания двусторонней деятельности на занятии. Высший балл 4. 1.Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала. 2. Актуальность и связь с жизнью (теории и практики) 3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации. 4. Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.  
4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и студентов на занятии. Высший балл 7 1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия. 2. Степень целесообразности и эффективности использования методов и организационных форм работы. 3. Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы. 4. Уровень обратной связи со всеми студентами в ходе занятия. 5. Эффективность использованных методов используемых методов и форм контроля знаний, умений, навыков студентов.  
5. Оценка цели и результатов проведенного занятия. Высший балл 5. 1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия. 2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. 3. Степень обучающего взаимодействия проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились). 4. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию студентов на занятии). 5. Степень воздействия занятия на развитие студентов.  
6. Самоанализ. Высший балл 10.    

Рекомендации к пробной практике

На консультации к пробному занятию с преподавателем-практикантом и методистом необходимо выяснить следующие моменты:

1. место данного занятия в системе занятий по данной теме;

2. ведущие идеи темы;

3. круг вопросов, наиболее трудных для усвоения;

4. уровень развития у студентов данной группы, умений учителя и мотив учебных действий;

5. возможные приемы активизации студентов;

6. возможность учета особенностей данной группы и отдельных студентов на предстоящем занятии;

7. прогноз результатов занятия:

- чему должны научиться студенты на занятии;

- кого хвалить, на кого обратить внимание;

- какого типа поведения следует ждать от студентов.

 

Памятка по подготовке к пробному занятию

 

1. Узнайте заранее тему своего занятия, точно определите материал основных учебников к этому занятию, его место в системе занятий по теме.

2. Изучите методическую литературу по теме занятия.

3. Посетите 1-2 занятия, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход занятия, работу студентов, методику и организационную работу преподавателя: вопросы, задания, действия преподавателя и студентов, ответы, отношение студентов к работе, к преподавателю, друг к другу, выполнение задач задания, трудности возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого вами занятия с предыдущим и последующим.

4. Определите цели задания, его структуру и основные этапы.

5. Подумайте о реализациях дидактических принципов.

6. Разработайте содержание занятия. Отберите материал и определите методы и приемы обучения на каждом этапе занятия. Сформулируйте задания и вопросы студентам.

7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы занятия.

8. Предусмотрите чередование различных видов работы студентов.

9. Используйте по возможности приемы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.

10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры.

11. Распределите учебное время на определенные этапы занятия в соответствии с целями и содержанием работы.

12. Подготовьте дидактический и наглядный материал к занятию, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление студентами занятий, а также занятий преподавателя на доске.

13. Оформите развернутый план-конспект занятия.

Помните!

1. Каждое задание должно учить думать, чувствовать, действовать.

2. Главное на занятии - организация познавательной деятельности студентов.

3. Истинный интерес к учению возможен у студентов не только во время увлекательного, но и в результате их успешной самостоятельной деятельности.

 

Психологическое обоснование плана-конспекта занятия

Автор: Терищенко Н.Г.

Цель создания: получить навыки анализа деятельности студентов при подготовке занятия, акцентируя внимание на психологической стороне деятельности.

Инструкция: студент готовит психологическое обоснование по всем занятиям на основе которого составляется его конспект.

Схема психологического анализа деятельности студентов

с целью составления конспектов занятия.

1. Каким образом будет стимулироваться интерес студентов к занятию, к излагаемому материалу на протяжении всего занятия.

 

2. Какие действия будут способствовать созданию нужной установки на занятии у учащихся.

 

3. Каким образом будет организовано внимание, способы его удержания, как будет учитываться физиологические особенности внимания (чередование напряжения и расслабления).

 

4. Обеспечение точности и полноты восприятия: словесная инструкция; вступительное слово; апеллирование к жизненному опыту студентов при объяснении; правильный выбор места для размещения наглядной информации; сочетание различных форм изложения: вербального с образной, текстового с графической, зрительного с практической деятельностью и т.д.

 

5. Обеспечение динамики восприятия: обеспечение тишины, интонации, изменение голоса, выделение основных мыслей паузами, предварительное ознакомление студентов с изученным материалом, организация наглядной информации, соблюдение необходимых условий при использовании ТСО.

 

6. Какие виды памяти будут доминирующими на занятии студентов: образное (зрительная, слуховая), эмоциональная, механическая, словесно-логическая. Как будет организовано усвоение материала на занятии (восприятия, осмысления, запоминания).

 

7. Каким образом будет достигаться целенаправленность деятельности студентов на занятии и различных его этапах (постановка цели, планирование, выполнение, проверка результатов на соответствии полученного результата с планируемым, подведение итогов, оценка, отметка).

 

8. Какие предполагаются использовать приемы для активизации процессов памяти и мышления (индивидуальный опрос, собеседование с группой, задание на повторение и т.д.).

 

9. На каком уровне будет формироваться знания студентов (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщениях образах, открытий и т.д.).

 

10. Каким образом будет осуществляться предупреждение интерференции.

 

11. Развитие, каких психических процессов и свойств у студентов предполагается на данном занятии.

Рекомендации Р.Х. Шакурова по предупреждению

проблемы дисциплины на занятии.

 

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Проверьте, все ли готово к занятию, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлено ли ТСО, наглядные пособия.

2. Увлекайте студентов интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю аудиторию.

3. Обращайтесь с просьбами и вопросами к тем студентам, кто чаще отвлекается на занятии посторонними делами.

4. Мотивируйте оценки знаний, покажите деловой и заинтересованный характер комментирования, укажите студенту, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

5. Завершайте занятия общей оценкой работы группы и отдельных студентов.

6. Старайтесь на делать лишних замечаний.

7. Прекращайте занятия со звонком.

8. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не приносит пользу, а скорее вредит.

 

Конспект пробного занятия.

 

Конспект в окончательном виде должен быть готов за 2-3 дня до проведения занятия. Его чистовой вариант подписывается преподавателем методистом. Учитывается не только содержание и качество конспекта, но и его оформление.

 

Дата:___________________

Группа _________________

Ф.И.О. студента ________________________________________________________________________

Ф.И.О. преподавателя ___________________________________________________________________

Ф.И.О. методиста _______________________________________________________________________

Тема занятия ___________________________________________________________________________

Цели: _________________________________________________________________________________

Вид занятия ____________________________________________________________________________

Методы и приемы: ______________________________________________________________________

Оборудование: __________________________________________________________________________

Литература: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

План занятия.

Содержание занятия

(с выделением структурных частей)

 

Вопросы для самоанализа пробного занятия

1. Как удалось мне почувствовать мне аудиторию в новом ролевом статусе?

2. Каково соотношение в моем поведении вербальных и невербальных средств в общении с аудиторией?

3. Сумела ли я найти способы плавного перехода от одного этапа урока к другому?

4. Удалось ли мне сломать психологический барьер принятия новой социальной роли?

5. Как бы я провела занятия в следующий раз?

Рекомендации для подготовки конспекта лекции.

Обратите внимание на следующие аспекты:

1. Вид лекции (информативная, проблемная, вводная, обобщающая).

2. Структура лекции. Цель - мотивация, изложение нового материала, обобщение, задание на дом.

3. Отбор содержания материала лекции в соответствии с поставленными целями занятия.

4. Адаптация текста с учетом особенностей состава слушателей.

5. Логические переходы в изложении материала от одного вопроса к другому.

6. Приемы поддержания внимания аудитории в процессе всей лекции.

7. Межпредметные и внутрипредметные связи, которые необходимо осуществлять в ходе изложения материала лекции.

8. Краткость, лаконичность, тезисность вывода и обобщений, предлагаемых слушателям лекций.

Во время работы над конспектом лекции помните мудрые слова К.А. Тимирязева: “Цель лекции - возбуждение умственного аппетита”.

 

Схема подготовки преподавателя к учебному занятию и выступлению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.057 с.)