Возрастные особенности мозговых оболочек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности мозговых оболочек



Твердая мозговая оболочка головного и спинного мозга имеют то же строение, что и у взрослого. Твердая мозговая оболочка головного мозга прикрепляется к костям черепа на уровне швов и родничков. С остальной частью надкостницы она соединяется с помощью соединительной ткани; соединение до 2-летнего возраста довольно прочное. После этого возраста она легче отделяется от надкостницы, а после 10 лет ее расположение как у взрослого. Твердая мозговая оболочка у новорожденного тонкая, сращена с костями черепа, отростки оболочки развиты слабо.

Синусы твердой мозговой оболочки имеют тонкие, относительно широкие, нерастягивающиеся стенки, хорошо развиты и мало отличаются от синусов у взрослого. Верх­ний продольный синус имеет среднюю длину 20 см, из которых 17 см годны для пункции. Место пункции находится на уровне продольного шва (не на уровне переднего родничка) в результате большей величины синуса на этом участке. Он начинается на уровне сле­пого отверстия, проходит за срединным лобным швом, еще открытым, за передним родничком, где имеет высоту 4 мм и ширину 3,5 мм; на уровне продольного шва синус имеет одинаковые ширину и высоту - 7 мм и оканчивается на уровне заднего родничка. По латеральным поверхностям синуса у новорожденного существует веноз­ная сеть, которая позднее переходит в латеральные лакуны. Передний его конец соединен с носовыми венами с помощью ветвей, проходящих через слепое отверстие. У взрослого эти анастомозы редки. Они представляют воз­можные пути передачи инфекций из носовых вен в синус. Поперечный синус пересекает шов на уровне сосцевидного род­ничка и оканчивается в сигмовидном синусе. Послед­ний очень широк (высота 5 мм, ширина 6 мм), проходит краниально от сосцевидной части височной кости и достигает сзади до затылочно-сосцевидного шва. Кость, защищающая его снаружи, имеет толщину в среднем 5 мм. У новорожденного синус расположен на 15 мм кзади от наружного слухового отверстия, более сзади, чем у взрослого. Характерным для ново­рожденного и ребенка является асимметрия синусов по величине: один из них намного больше, чем другой. У взрослого они почти равны. Часто сигмовидный синус сужается в месте его впадения в синус сосцевидной выпускной вены. Между верхним каменистым синусом и сигмовидным существует анастомоз в виде большой вены, пере­секающей среднюю черепную ямку. Нижний продольный синус, прямой синус и кавернозный синус не представляют особенностей. Для ребенка харак­терна глубина костных борозд, где расположены синусы. После 10 лет строение и топография синусов такие же, как у взрослого человека. Между надко­стницей и твердой мозговой оболочкой находится эпидуралъное простран­ство, а между твердой мозговой оболочкой и паутинной - субдуралъное пространство. Они хорошо развиты, но пропорционально меньше, чем у взрослого.

Паутинная оболочка головного мозга тонкая, нежная, имеет два листка, латеральный и медиальный, отделенные пространством, которое в 2-3-летнем возрасте еще сохраняется. Латеральный листок в отличие от медиального богат клеточными элементами; клеток слизистого типа больше по количеству, чем эндотелиальных. Последние образуют на поверхности латерального листка полный слой, частично остающийся до 20-летнего возраста. До 5 лет наблюдаются клеточные островки, распо­лагающиеся в субдуральном пространстве; эти островки играют защитную роль в случае проникновения токсических веществ. Грануляции паутин­ной оболочки слабо выявлены и их мало до 3-летнего возраста. Они созревают к 7 - 10 годам. На паутинной оболочке спинного мозга до возраста 1 года появля­ются грануляции в форме возвышений, расположенных в месте выхода корешков спинномозговых нервов. Они не содержат жиров и образованы из соединительной ткани паутинной оболочки, в просвете которой располо­жены эндотелиальные клетки. Впоследствии появляются и лейкоциты.

Подпаутинное пространство у новорожденного относительно большое. Его вместимость около 20 см3, затем довольно быстро увеличивается: к концу 1 года жизни- до 30 см3, к 5 годам- до 40-60 см3, у детей 8 лет- 100-140 см3, у взрослого- 100-200 см3. Подпаутинное пространство хорошо развито, особенно мозжечково-мозговая цистерна, которая используется для пунк­ций. Она имеет форму четырехугольной воронки с верхним краем передней стенки в борозде, отделяющей мозжечок от миндалины. При недоразвитой миндалине, как это имеет место у новорожденного, червячок ограничивает вышеописанный край. Передняя стенка цистерны верти­кально соответствует луковице и первым двум сегментам шейного отдела спинного мозга. Она образована эпендимным эпителием и мягкой мозговой оболочкой, дублированной медиальным листком паутинной оболочки. Цистерна сообщается с полостью IV желудочка через отверстие Лушка - и отверстие Маженди. Последнее расположено в нижней части крыши IV желудочка, распро­страняясь от нижнего мозгового паруса до тупика, а латерально до язычка. Оно имеет звездчатую форму с непра­вильными краями, на которых видны обрывки, утолщения мягкой и пау­тинной мозговых оболочек. Оно соответствует заднему впячиванию IV желудочка, которое у новорожденного и грудного ребенка хорошо огра­ничено. Передняя стенка отделяет содержимое желудочка от содержимого подпаутинного пространства. Задняя и латеральные стенки образованы в краниальной части латеральным листком паутинной оболочки, а каудально задней атланто-затылочной оболочкой и оболочкой между атлантом и вторым шейным позвонком. Они соответствуют заднему краю большого затылочного отверстия, задней дуге атланта и позвоночной дуге второго шейного по­звонка, иногда и верхнему краю дуги третьего шейного позвонка. Ости­стый отросток второго шейного позвонка является опознавательной точкой при пункции. Латерально от цистерны расположены зубчатые связки и спинномозговые корешки добавочного нерва и I и П шейных спинномозговых нервов. Расстояние от кожных покровов до задней стенки цистерны зависит от толщины мягких тканей. Обычно у ребенка оно составляет 2 - 3 см, у взрослого - 4 - 5 см. Линия, проходящая через оба сосцевидных отростка, отстоит на расстоя­нии 25 мм (21 - 29 мм) от заднего края большого затылочного отвер­стия, т.е. от цистерны.

Мягкая мозговая оболочка у новорожденного тонкая, нежная. В 4-летнем возрасте в ее клетках появляется пигмент. Количество спинномозговой жидкости - 30 см3 у грудного, 40 - 60 см3 у дошкольника, 100 - 140 см3 у 8-лет­него ребенка.

Отток цереброспинальной жидкости происходит путем всасывания через ворсинки, пахионозные грануляции и вены мягких оболочек. Считается, что 1/10 жидкости попадает в лимфатическую систему, а из носа наружу. Пахионозные грануляции формируются к 12 годам, у детей младших возрастов отток осуществляется главным образом через ворсинки. В спинном мозге жидкость удаляется в вены эпидурального пространства, а возможно, и в лимфатические сосуды. Отток жидкости происходит преимущественно во время сна.

Количество церебральной жидкости (ликвора) у детей колеблется от 50 до 120 мл. Причем, половина находится в мозговых желудочках и субарахноидальных пространствах (между мягкой оболочкой и висцеральным листком паутинной), а остальное- в арахноидальных пространствах (между листками паутинной оболочки) спинного мозга. С возрастом общее количество жидкости увеличивается. Давление церебральной жидкости в лежачем положении составляет 50-100 мм вод. ст., особенно низкое давление у новорожденных.

Относительная плотность ликвора у детей равна 1006-1007, имеет слегка щелочную реакцию при рН=7,4- 7,5. В состав его входит около 90% воды и 10-11 % сухого остатка, в котором 8,8% неорганических и 2,8% органических соединений. Состав спинно-мозговой жидкости у новорожденных и детей раннего возраста представлен в таблице 6.

Таблица 6

Состав спинно-мозговой жидкости у новорожденных и детей раннего возраста

Показатели Нормы в системе СИ
Белок 0,33-0,49 г/л
Альбумины 0,25-0,59 г/л
Глобулины 0,10-0,42 г/л
Фибриноген 0,00-0,10 г/л
Аммиак 0,45-0,50 г/л
Натрий 127,0-148,0 ммоль/л
Калий 2,69-3,76 ммоль/л
Кальций 0,96-2,00 ммоль/л
Хлориды 183,00-226,00 ммоль/л
Сахар 2,22-2,78 ммоль/л
Железо 2,00-12,70 ммоль/л
Билирубин 0,85-8,50 ммоль/л
Фермент (ЛДГ) 32,3-54,2 ЕД

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Перечислите составные части моносинаптической и полисинаптической рефлекторной дуг, изобразите их схематично.

2.Назовите отделы головного мозга, входящие в состав его стволовой части.

3.Каково строение и физиологические функции продолговатого мозга?

4.Дайте общую характеристику строения и функции моста.

5.Назовите отделы мозжечка, дайте характеристику строения и функции каждого из них.

6.Перечислите основные ядра среднего мозга, каковы их функции?

7.Дайте определение ретикулярной формации ствола мозга, ее строение.

8.Строение и функции таламуса и гипоталамуса.

9.Какие структуры входят в состав базальных (подкорковых) ядер головного мозга? Дайте им анатомо-физиологическую характеристику.

10.Перечислите структуры лимбической системы, каковы их функции.

11.Строение коры больших полушарий. В чем заключается модульный принцип ее организаций.

12.Дайте общую характеристику основных зон коры (ассоциативной, моторной, сенсорной).

13.Общая характеристика электроэнцефалограммы головного мозга.

14. Какие структуры входят в состав промежуточного мозга? Дайте анатомическую характеристику каждого отдела.

15.Дайте характеристику анатомического строения и функционального значения гипоталамуса.

16.Каковы связи гипоталамуса и гипофиза? Ответ обоснуйте.

17.Каково строение III желудочка?

18.Изобразите схематично структуры, входящие в состав подкорковых базальных ядер.

19.Каково строение полосатого тела?

20.Дайте характеристику экстрапирамидной системы, каковы ее функции?

21.Перечислите структуры белого вещества конечного мозга.

22.Дайте определение: комиссуральные, ассоциативные, проекционные волокна.

23.Дайте характеристику анатомического строения мозолистого тела, свода.

24.Перечислите составные части моносинаптической и полисинаптической рефлекторной дуг, изобразите их схематично.

25.Назовите отделы головного мозга, входящие в состав его стволовой части.

26.Каково строение и физиологические функции продолговатого мозга?

27.Дайте общую характеристику строения и функции моста.

28.Назовите отделы мозжечка, дайте характеристику строения и функции каждого из них.

29.Перечислите основные ядра среднего мозга, каковы их функции?

30.Дайте определение ретикулярной формации ствола мозга, ее строение.

31.Какие структуры входят в состав базальных (подкорковых) ядер головного мозга? Дайте им анатомо-физиологическую характеристику.

32.Перечислите структуры лимбической системы, каковы их функции.

33.В чем заключается модульный принцип ее организаций.

34.Дайте общую характеристику основных зон коры (ассоциативной, моторной, сенсорной).

35. Дайте общую характеристику электроэнцефалограммы головного мозга.

36. Возрастные особенности головного мозга человека.

37. Возрастные особенности продолговатого мозга.

38. Возрастные особенности заднего мозга

39. Возрастные особенности среднего мозга.

40. Возрастные особенности промежуточного мозга.

41. Возрастные особенности подкорковых (базальных ядер).

42. Возрастные особенности коры больших полушарий.

43. Возрастные особенности функциональных центров в коре больших полушарий.

44. Возрастные особенности мозговых оболочек.

 

 

Оглавление

Введение

1.Общая характеристика анатомического строения и физиологических функций головного мозга

2.Ствол мозга

2.1.Продолговатый мозг

2.2.Мост

2.3.Мозжечок

2.4.Средний мозг

2.5.Промежуточный мозг

3.Базальные (подкорковые) ядра головного мозга

4. Кора больших полушарий

5. Локализация функций в коре больших полушарий

6.Лимбическая система мозга

7.Межполушарные отношения

8. Рефлекторные функции спинного мозга

9. Возрастные особенности головного мозга

10. Возрастные особенности продолговатого мозга и моста

11. Возрастные особенности мозжечка

12. Возрастные особенности среднего мозга

13. Возрастные особенности промежуточного мозга

14. Возрастные особенности полушарий головного мозга

15. Возрастные особенности подкорковых (базальных) ядер

16. Возрастные особенности функциональных центров в коре больших полушарий

17. Возрастные особенности мозговых оболочек

 

 

Литература

1. Анатомия человека / М.Р.Сапин.-М.: Медицина, 1993.-600 с.

2. Курепина М.М. Анатомия человека /М.М.Курепина, Г.Г.Воккен.- М.:Просвещение, 1979.-180 с.

3. Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека /В.Я. Липченко, Р.П.Самусев.- М.: Медицина, 1989.-200 с.

4. Никитюк Б.А. Анатомия и спортивная морфология /Б.А.Никитюк, А.А.Гладышева.- М.: «Физкультура и спорт», 1989.-250 с.

5. Сапин М.Р. Руководство к практическим занятиям по анатомии человека /М.Р.Сапин, Г.Л.Билич.- М.: Высшая школа, 1992.-170 с.

6. Анатомия человека /под ред. А.А. Гладышевой. - М.: Физкультура и спорт», 1984.-270 с.

7. Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека /М.С.Миловзорова.- М.: Медицина, 1992.-200 с.

8. Физиология человека /под ред. В.М.Покровского.- М.: Медицина, 1998.-448 с.

9. Фениш X. Карманный атлас анатомии человека (на основе Международной номенклатуры /Х.Фениш.- Минск: «Выщэйшая школа», 1998.-450 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.036 с.)