Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения расстройств голоса у педагогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения расстройств голоса у педагогов



Профилактика различных заболеваний имеет немало общего. Общегигиенических правил следует придерживаться и людям, избравшим для себя голосовые профессии. Эти правила хорошо общеизвестны — избегать переохлаждения и простудных заболеваний, физических и эмоциональных перегрузок, не злоупотреблять курением и алкоголем, особенно газированными напитками, так как углекислый газ отрицательно влияет на слизистую оболочку глотки. Необходимо соблюдать режим труда, отдыха и питания. Пища должна содержать достаточное и сбалансированное количество витаминов и белка, лучше животного. Не рекомендуется злоупотреблять пищей острой, очень горячей или очень холодной, что также раздражает слизистую оболочку.

Прогулки на свежем воздухе, закаливание организма, которые нужно начинать постепенно и желательно в теплое время года, предупреждают простудные заболевания. Иногда условия труда, жизненные обстоятельства и просто недооценка несложных правил ведут к тому, что люди не уделяют этому внимания.

В настоящем разделе речь пойдет прежде всего о педагогах. Рабочие помещения (класс, аудитории и т. п.) должны быть теплыми, чистыми и хорошо проветриваемыми. Отрицательное влияние на голос педагогов и на восприятие слушателей оказывает зашумленность помещений (которая, в свою очередь, обусловливает вынужденное стремление говорящего форсировать голос).

Швейцарский логопед Л. Грожан (1978) исследовал уровень зашумленности школьных помещений и установил, что шумовой фон класса должен быть не выше 55 дБ. Чтобы объяснение учителя улавливалось учащимися, его голос должен иметь прирост силы минимум на 10 дБ, т. е. достигать 65 дБ. При плохой дисциплине в классе учитель форсирует голос до 71 дБ, что уже является большой нагрузкой для голосового аппарата. Поэтому владение поведением слушающих также необходимое условие сохранности голоса и продуктивности педагогической работы. При устных выступлениях педагога (объяснениях или лекции) важную роль играют многообразные факторы: его личностные особенности, условия труда — правильное произношение, четкая свободная артикуляция, хорошие акустические свойства голоса и шумовой фон аудитории.

Немалое значение имеет и такое качество речи, как дикция. Этот термин редко встречается в логопедии. Дикцию, как правило, отождествляют с нормальным звукопроизношением. Но это не равнозначные понятия. Человек может нормированно произносить все звуки, но в продолжительном и эмоциональном высказывании его речь оказывается не очень разборчивой, особенно в больших помещениях. (Нельзя путать со стертыми формами дизартрии.) Плохую дикцию довольно часто приходится слышать в театре у актеров с недостаточной техникой речи и голосоподачи.

Дикция — это совокупность нескольких сторон устной речи. Она определяется четкостью и правильностью звукопроизношения, хорошим владением голосаего звучностью, полетностью, сменой мелодического рисунка, достаточным динамическим диапазоном и полноценным фонационным дыханием.

При наличии этих свойств голос легко достигает слушателей, он летит в пространство, не рассеиваясь, не теряя силы, звучности и разборчивости слов. Ранее этому качеству уделялось большее внимание, и образцовой школой хорошей речи и поставленных актерских голосов всегда служил Малый театр, особенно актеры старшего поколения.

Мы позволили себе сделать это отступление, потому что голос хорошего педагога сродни актерскому. Если речь учителя монотонна, интонация бедна, то внимание учеников рассеивается, интерес к предмету угасает и продуктивность таких уроков падает. Встречается и другая крайность. Учителя неоправданно форсируют голос. (Это мы установили по результатам анонимного анкетирования и по собственным наблюдениям.) Даже в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где наполняемость классов гораздо ниже массовых, учителя говорят, форсируя голос без всякой необходимости. К сожалению, такая манера использования голоса сложилась давно. Учителям ошибочно кажется, что при громком голосе ученики лучше усваивают материал, а им самим легче владеть дисциплиной в классе.

Чрезмерное повышение голоса на фоне шума приводит к усилению двигательных импульсов мускулатуры гортани, что превышает ее нормальные физиологические возможности (Максимов И., 1987). Вместе с тем это отрицательно влияет на голос не только учителя, но и, как это ни парадоксально, его учеников.

Голосу педагога необходимы определенные качества. Прежде всего его голосовой аппарат должен быть в здоровом состоянии. Даже легкие воспалительные явления в гортани и верхних дыхательных путях без повышения температуры тела вынуждают напрягать голос, изменяя его акустические свойства, и влияют на общее состояние, как физическое, так и эмоциональное.

Какими приемами требуется овладеть педагогу, чтобы голосовая нагрузка для него была свободной и естественной? Говоря о сохранности голоса, употребляют термины — «профилактика» и «превентивные мероприятия». Эти термины почти синонимичны и означают предупреждение. «Профилактика» — понятие более общее. Набор профилактических мер пригоден для предупреждения разных заболеваний. Система превентивных мер обычно направлена на какое-то одно определенное заболевание или состояние.

Для людей голосоречевых профессий такой превентивной мерой для формирования и сохранения полноценного голоса является правильная его постановка. Система функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет его мышцы, вырабатывает оптимальный способ звукоизвлечения, корректирует дыхание. Фонопедические занятия формируют такой способ голосообразования, который соответствует данному индивидуму и позволяет выполнять необходимую голосовую нагрузку при минимальной затрате мышечной энергии.

9. К профессиональным заболеваниям голосового аппарата относятся те, которые возникают в результате интенсивной голосовой нагрузки. Голос утрачивает необходимые акустические признаки — звучность, силу, изменяется его тембр и снижается выносливость.

В разные годы различные исследователи подходили с собственными оценками к определению причин возникновения профессиональных расстройств голоса. В первую очередь изучались нарушения певческого голоса. Л. Д. Работнов (1929) считал, что их причиной служат грубые погрешности в технике голосообразования и длительная голосовая нагрузка. В. Г. Ермолаев (1934) полагал, что основным источником нарушений является неумение правильно использовать дыхание, изменять высоту и силу голоса. Е. Седлачкова (Sedlackova E., 1969) причины профессиональных заболеваний видела в перенапряжении голосового аппарата. И. Максимов (1987) большое значение придавал факторам окружающей среды — сильным посторонним шумам, плохой акустике помещений. По его мнению, имело также значение положения и движения актера на сцене (лежа, сидя) и совмещение пения с активными движениями (оперетта) и др.

Какие бы подходы не имелись у разных специалистов, на передний план все-таки выходили перегрузки голосового аппарата. В Европе существует достаточно широкий перечень заболеваний голосового аппарата, относимых к профессиональным.

В России приказом Министерства здравоохранения РФ № 90 от 14.03.96 г. к профессиональным расстройствам голосового аппарата отнесены: хронический ларингит, узелки голосовых складок и контактные язвы. Функциональные расстройства не вошли в этот перечень, хотя все специалисты, работающие с голосовой патологией, знают, что у огромного числа преподавателей, актеров и других людей с голосоречевыми профессиями возникают стойкие гипотонусные и гипертонусные нарушения, фонастении именно в результате их профессиональной деятельности.

Среди людей, имеющих голосоречевые профессии, подавляющее большинство составляют педагоги. По данным обследований, нарушения голосовой функции отмечаются у 40—50% таких людей (Герасимова С. С, 1972; Василенко Ю.С., 1974). Эти показатели совпадают с наблюдениями фониатрической лаборатории Киевского НИИ оториноларингологии (Зарицкий Л.А., Тринос В. А., Тринос А. А., 1984). Нарушения голоса разной степени выраженности влекут за собой снижение творческой активности, ограничение трудоспособности, а иногда и угрозу утраты профессиональной пригодности.

Фонастения — нарушение голоса, которое в ряде случаев, особенно в начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Чаще всего оно развивается у людей, связанных с голосоречевыми профессиями. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, в невозможности владеть голосом — усиливать и ослаблять его звучание, изменять высоту, в появлении детонации звука и ряда неприятных субъективных ощущений в глотке и гортани. Острые формы могут сопровождаться афонией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.006 с.)