принципы определение тактики фонопед воздействия при нарушениях голоса различной этиологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

принципы определение тактики фонопед воздействия при нарушениях голоса различной этиологии



Комплексный метод лечения — фоническую ортопедию — применяли при функциональных расстройствах голоса[25]. В него входило: 1) психотерапия, 2) воспитание нижнереберного диафрагмального дыхания, 3) артикуляционная гимнастика—сначала без участия голоса, затем больному предлагалось произно­сить слова на шепоте и, наконец, 4) упражнения с громким звуком.

Больной мог регулировать высоту и силу голоса путем изме­нения силы выдыхаемого воздуха.

Некоторые фониатры[26] при восстановлении функциональных расстройств голоса пользовались методом вибрационно-фонической ортопедии:

1. Предварительная беседа.

2. Ручной и вибрационный массаж гортани в сочетании с го­лосовыми упражнениями (м, му, мы).

Сначала проводились упражнения в сопряженной фонации, затем—в отраженной и потом—в спонтанной. Эти упражнения сопровождались ручным или вибрационным массажем.

22. Основыне напрвления коррекц-работы

Для восстановления голосовой функции сохранная голосовая складка должна сомкнуться с вестибулярной складкой на оперированной стороне или с рубцом, образующимся на противоположной стороне. Методика коррекционной работы создана С. Л. Таптаповой (1984). Логопедическое воздействие имеет следующие последовательные этапы.

1. Подготовительный, включающий рациональную психотерапию.

2. Этап формирования компенсаторного замыкания голосовой щели.

3. Голосовые тренировки по введению восстановленного голоса в повседневное общение.

4. Тренировки, направленные на увеличение силы и модуляции голоса.

После операции больные говорят шепотом или слабым резко охриплым голосом, жалуются на утомление при разговоре. Исследования, проведенные С. А. Таптаповой, показывают, что у них укорачивается вдох и выдох, изменяется частота дыхания и другие его показатели.

На первом этапе занятий после психотерапевтической подготовки больные приступают к занятиям лечебной физкультурой. Одновременно им рекомендуется упражнение «дутье в губную гармошку» в течение 1 мин за прием до 12 раз в день с равномерными интервалами. Воздушная струя, прокачиваемая сквозь губную гармошку, стимулирует движения сохранных элементов гортани. Первый этап длится не более 10 дней и подготавливает компенсаторное замыкание голосовой щели.

На втором этапе начинаются голосовые тренировки. Для получения звучных прорывов голоса целесообразно брать сочетания дз, дз, дз, дж, дж, дж, которые следует повторять 2—3 раза подряд до 8—10 раз в день. Затем к ним добавляются слоговые сочетания с вибратором. Слоги произносятся кратко, на твердой голосовой атаке:

тра, тро, тру, трэ, тры; ра, ро, ру, рэ, ры;

дра, дро, дру, дрэ, дры; papa, papo, рару, рарэ, рары.

кра, кро, кру, крэ, кры;

Затем следуют упражнения в произнесении слов, начинающихся с глухих [т, п, к], типа — Таня, Тоня, тапки, танки, папка, кот, каша и т.д. Уже в этот период обучения надо переходить на общение с окружающими звучным голосом. Занятия начинают с простых бытовых фраз: Куда ты пойдешь! Сегодня хорошая погода. Как вы себя чувствуете! и т. п. Для закрепления навыка восстановленного голоса можно использовать чтение стихотворений и отрывков прозы.

Когда голос становится достаточно громким, а речь разборчивой, можно перейти к тренировкам, направленным на улучшение тембра и развитие модуляции — упражнениям с сонорными [м, н, л] в составе слогов:

ма, мо, му, мэ, мы; мама, мамо, маму, мамэ, мамы;

на, но, ну, нэ, ны; нана, нано, нану, нанэ, наны;

ла, ло, лу, лэ, лы; лала, лало, лалу, лалэ, лалы.

Затем перейти к произнесению слов: мак, май, манка, моль, мост, муха, мука, лапа, лавка, лыко, лыжи и т.п. Звучность голоса целесообразно тренировать, произнося сочетания гласных звуков с повышением и понижением голоса, например: [ао­, оа­, оу­, эу­, иа­, аи­; ао¯, оа¯, оу¯, эу¯, иа¯, аи¯] и т.п.

С. Л. Таптапова рекомендует проведение вокальных занятий в небольшом диапазоне.

В среднем логопедический курс после частичной резекции гортани длится два месяца. Восстановленный голос остается охриплым, но имеет достаточную силу. Люди с таким голосом могут свободно общаться в быту и на работе, не испытывая затруднений или усталости.

23.Гипотонусные нарушения голоса. Клиника. Принципиальные отличия от других функциональных нарушений. Причины возникновения. Прогноз. Гипотонусные расстройства обусловлены двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани, что сопровождается снижением функций мышц, суживающих голосовые складки (аддукторов). Как правило, поврежденной оказывается одна пара мышц, максимум две (мышцы голосовых складок парные — в левой и правой складках, в гортани имеется только одна не парная мышца). Если иннервация мышц страдает на периферии и способна к восстановлению, нарушение относят к функциональным. Если поражается более двух пар мышц, то это уже считается органикой и к данной группе заболеваний не относится. При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая из пар мышц страдает. Патология голоса может выражаться в легкой осиплости, иногда вплоть до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли не только в горле, но и в мышцах шеи, затылка.

. 24.Гипертонусные нарушения голоса. Отличительные признаки. Основные причины возникновения гипертонусной дисфонии. Основные направления фонопедического воздействия при гипертонусной дисфонии.
^ Гипертонусные нарушения голоса обусловлены повышением тонуса внутренних мышц, а иногда и всех отделов гортани. Встречаются они реже гипотонусных, но очень неоднородны по своим признакам и причинам возникновения. При попытках фонации голос либо не появляется совсем, либо издается резко искаженный, сдавленный, глухой звук. Голосовые складки, кратковременно сомкнувшись, впадают в состояние напряжения или гиперкинеза. Часто в процесс фонации вовлекаются вестибулярные (иногда их называют вентрикулярные) складки. Длительное время гипертонусные расстройства относили к функциональным. Исследования последних лет показали, что гипертонусные нарушения голоса могут быть и органической природы. Более подробно это будет рассмотрено в специальном разделе пособия.

Дисфония гипертонусная

Наиболее часто у детей диагностируется периферическое функциональное нарушение голоса – гиперкинетическая дисфония – расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения (громкий крик, пение, подражание различным звукам), неправильной техники голосоподачи (на твердой атаке). М. Зееман отмечал, что гиперкинетические дисфонии возникают только если перенапряжению голоса сопутствовали другие внутренние или внешние причины (плохо поставленный голос, неполноценные слизистые оболочки, асимметрия гортани, хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит, трахеит (суффикс «ит» в большинстве названий болезней означает «воспаление») и др.). Неумение дышать носом приводит к тому, что в ротоглотку и гортань попадает грязный, неочищенный воздух, приводя к воспалению голосовых складок. Внезапное расстройство голоса и дыхания появляется иногда у детей, склонных к аллергии. Устранение раздражителя нормализует голос и дыхание. Внешними причинами гиперкинетической дисфонии являются негативные условия фонации: пыль, дым, сырость; излишне громкая речь в детском коллективе, в шумных помещениях;воспаление дыхательных путей, общее заболевания организма.

При отсутствии своевременного лечения дисфония принимает хронический характер и переходит в тяжелую хрипоту. При осмотре гортани отмечается гиперфункция гортани во время фонации – вход в гортань суживается, надгортанник оттягивается назад, ложные складки не виды, гортань поднимается вверх. Голосовые складки резко соприкасаются друг с другом, в результате появляется гиперемия (покраснение) и небольшая отечность их свободного края. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, при состояниях после удаления доброкачественных и злокачественных опухолей. 25. Нарушения голоса при патологической мутации у подростков. Характерные признаки патологической мутации. Причины. Основные этапы фонопедической работы, выделенные О.С. Орловой
В качестве одного из функциональных расстройств можно рассматривать патологическую мутацию голоса у подростков.
Нормальная смена детского голоса на взрослый, как правило, завершается в течение одного года. Однако нередки случаи, когда естественный физиологический процесс искажается. В практике это чаще встречается у мальчиков. Подросток 14—16 лет не в состоянии перейти на способ взрослого голосообразования. Причиной этого могут быть эндокринные нарушения в период полового созревания. В данном пособии подобные случаи не рассматриваются, поскольку это область медицины.
характерные проявления:При затянувшейся патологической мутации подросток продолжает говорить детским голосом, который постепенно становится заметно осипшим, иссякающим, с ощущениями большого напряжения, утомления и даже боли в горле. Происходит это от несоответствия сформировавшейся гортани уже взрослого человека и детского способа голосоведения. Такие явления могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет, требуют установления причин и специальной коррекционной работы по нормализации голосовой функции.
Причины патологической мутации весьма разнообразны. Ю. С. Василенко (1996) выделяет четыре: местные, нервно-психические, сенсорные и гормональные. К местным причинам возникновения мутационных дисфоний он относит бурный рост гортани в период полового созревания и неумение подростка перестроить голос в новых анатомо-физиологических условиях. Представляется, однако, что должны быть еще какие-то патогенные факторы, так как это процесс физиологический и у большинства подростков проходит естественно.
Указание на то, что дисфония чаще всего встречается у мальчиков из неполных семей, где они больше слышат голос матери и «настраиваются» на него, нашими наблюдениями не подтверждается. Среди подростков, прошедших у нас курс фонопедии, приблизительно поровну было из полных и неполных семей.
Весьма убедительным представляется положение о нервно-психических нарушениях. У наблюдаемой нами группы подростков явно прослеживались психохарактерологические и невротические черты личности. Подростки были мнительными, тревожными, ощущали свою как бы «ущербность»; наблюдался общий сниженный фон настроения. При этом нарушения голоса они оценивали адекватно, не проявляя сверхценного отношения к дефекту. В большинстве случаев причиной голосовой патологии считали перенесенную простуду и безуспешно лечились у оториноларинголога. Основные этапы фонопедической работы Ю. С. Василенко, О. С. Орлова (1984) предложили следующий курс восстановления голоса при мутационных расстройствах.
Фонопедическая работа подразделяется на три этапа: первый — подготовительный, второй — формирование нового механизма голосообразования,третий — закрепление и автоматизация речевых стереотипов.
Целью подготовительного этапа является всестороннее обследование больного для обоснованного составления плана дальнейших реабилитационных мероприятий, ослабление патологических речевых связей и подготовки дыхательных и артикуляционных систем к последующей тренировке, активизация подростка, направленная на сознательное его участие в процессе выработки и постановки нового голоса.
На следующем этапе ставится задача активного формирования навыков речевого дыхания, воспитания нового стереотипа голосообразования, предполагающего выработку оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении.
Направленность последнего, заключительного, этапа состоит в закреплении нового механизма голосообразования, работе над техникой речи, расширении диапазона звучания голоса.
Такая поэтапность в занятиях позволяет последовательно и системно строить фонопедическую работу, а также дифференцировать методы педагогического воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых. 27.Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при параличах
и порезах гортани.
После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием.
При поражениях нижнего гортанно нерва резко ограничена двигательная функция самой гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полностью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Особен­но это выражено при медиальной позиции голосовой склад­ки.
Для восстановления голоса выбираются такие функцио­нальные тренировки голосового аппарата, которые включают его компенсаторные механизмы. Тренировки должны мак­симально увеличить подвижность здоровой половины горта­ни, а на парализованной стороне хотя бы частично восстано­вить двигательную функцию голосовой складки. Необходима также нормализация физиологического и фонационного ды­хания. Осуществление этой задачи вызовет смыкание голо­совых складок за счет компенсаторного перехода здоровой половины гортани за среднюю линию и сближения ее с не­подвижной половиной гортани. В этом случае при организо­ванном дыхании и даже частичном колебании пораженной голосовой складки голос восстановится или значительно улучшится.
I этап. Тренировки для активизации двигательной функции гортани со­четаются с нормализацией дыхания, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втя­гивая и выдувая воздух на одной ноте. Физически здоровые обучаю­щиеся начинают тренировки с 45-60 секунд за прием, постепенно уве­личивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Первую неделю упражнение выполняют 8-10 раз в день по 45-60 секунд. В дальней­шем число тренировок может быть доведено до 15 раз по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Продолжительность каж­дого вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятия значи­тельно укорочена даже тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет пациента. Плавность, полнота вдоха и длительность выдоха достигаются постепенно по мере тренировок. «Дутью в губную гар­мошку» отводится значительная роль в функциональных трениров­ках голосового аппарата. Оно удлиняет выдох, необходимый для пра­вильного голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань. Этим приемом дос­тигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и неко­торая активизация парализованной, т.е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.
Одновременно с «дутьем в губную гармошку» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлиненный выдох.
Комплекс А. Исходное
положение — сидя на стуле прямо или стоя:
1) вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не оченьглубокий, вдох продолжительный);
2) вдох через нос, выдох через рот;
3) вдох через рот, выдох через нос;
4) вдох и выдох через одну половину носа, затем
через другую (попеременно);
5) вдох через одну половину носа, выдох через
другую (попеременно);
6) вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;
7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые
губы;
8) вдох через нос, выдох через нос толчками
(кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).
Через
7-10 дней
от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать занятия упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть ранее предложенными заданиями.
Комплекс Б. Упражнения выполняются сидя:
1) исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонен головы назад с легким сопротивлением рук;
2) исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;
3) исходное положение — ладони рук прикрывают уши.
Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;
4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;
5) надувание щек;
6) доставание кончиком языка мягкого нёба;
7) поднятие мягкого нёба при зевке.
Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня 4-5 раз каждое упражнение.
На данном этапе логопедические упражнения желатель­но сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете лечебной физ­культуры.

II этап. Упражнения второго этапа подготавливают го­лосовой аппарат к фонации. В результате тренировок исче­зает рефлекторный кашель, ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох и появляются слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки.
III этап. После этого можно переходить к следующему эта­пу работы — голосовым упражнениям для тренировки ки­нестезии и координации голосового аппарата. Дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционного обучения.
Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия раз­личных звуков на сам механизм голосообразования. Звонкие
согласные
и гласные звуки влияют на функцию голосового аппарата посредством импеданса (сопротивление). В момент фонации при фор­мировании различных звуков в надставной трубе возникает различное противодавление за счет меняющихся объемов по­лостей и сужений в ротоглоточном канале. Устанавливается взаимосвязная система колебаний
резонаторов и голосовых складок.
Поскольку этот акустический механизм зависит от индивидуального анатомического строения артикуляционно­го и голосового аппарата, а также способа образования звуков, одни звуки всегда имеют б о льший импеданс, чем другие. Вместе с тем путем тренировок его можно «подобрать» для каждого голосового аппарата таким образом, что при малых затратах мышечной энергии можно добиться хорошего акус­тического эффекта. В этом и состоит постановка голоса.
Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Вы­бор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической ос­новой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.
Упражнение1. Предлагается произносить звук м кратко при спо­койном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележа­щих полостей. Постепенно, по мере тренировок,
длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным. Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, переходят к произнесению открытых слогов.
Упражнение2. После длительного произнесения звука м слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всем звонкими согласными звуками.
Дальнейшее закрепление кинестезиий голосоведения происходит при произнесении пар слогов с дарением на втором слоге.
Упражнение3. Произнести слоги: ма-ма’ ма-мо’ма-му’ на-на’на-но’ на-ну’ и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.
Упражнение 4. Произнести: мама-мама-мамама;нана-нана-нанана ’ и т.д. При достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходят к упражнению 5.
Упражнение 5. Тренировка сочетаний гласных звуков с i. Звук произносится с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Большой импеданс i и звучание гласных на твердой атаке оказывают активизирующее влияние на смыкание голосовых складок. Гласный звук должен звучать коротко и твердо, а i — длительно:ай... яй..., ой... ей..., уй... юй..., эй... ей...
В дальнейшем после получения звучного голоса и закрепления кинестезий необходима координация дыхания и голосообразования. Для этой цели используется произнесение гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять на одном выдохе.
Упражнение 6. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д. Сначала сочетания произносятся отраженно за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать законченным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и
звучный. IV этап. По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов ма, мо, му, мэ, мы. При произнесении слов типа манка, море, муха, мыло легко включается верхний резонатор и закрепляются наилуч­шие условия
голосоведения. Далее приступают к фразовой речи и чте­нию стихотворений и прозы. На завершающем этапе речевой матери­ал подбирается не по фонетическому принципу, а с учетом возраста и интересов обучающихся.
Одновременно с работой над речевым материалом выпол­няются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сро­ки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса, вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной - по­лутора октав, малой или первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропеваются гаммы; трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.
Результаты. Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и
отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счет компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на пораженной стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с четко выраженными фазами.
Продолжительность коррекционно-логопедической рабо­ты 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и вре­мени начала занятий. К восстановлению голоса необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания. Своевре­менно начатые тренировки голосового аппарата при соблю­дении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок актив­нее мобилизуют компенсаторные возможности организма, предупреждают образование патологического навыка голо­соведения и развитие невротических реакций.

28.Фонопедическое восстановление голоса при расстройствах функционального характера. Содержание и основные этапы работы.
Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения. Если она развилась в результа­те постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять
на нервную систему. Удлинению фонационного выдоха, нахождению дыхательной опоры уделяется постоянное внимание на фонопедических занятиях.
Поскольку явной охриплости при фонастении обычно не наблюдается, то функциональные тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной, комфортной его подачи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Правильную индивидуальную для каждого позицию фонации легко подобрать при длительном произнесении звука м.
Лицам с плохим музыкальным слухом можно рекомендовать пользоваться камертоном. Для этого камертон, звуча­щий соответственно высоте голоса, прикладывается к теме­ни, и голос как бы подстраивается к его звучанию. Это значительно облегчает нахождение и закрепление правиль­ных кинестезии голосоведения. Дальнейшие фонопедические упражнения не представляют трудностей и проводятся обычным порядком. В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных на­рушениях в первую очередь необходимо работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосо­вого аппарата при гипотонусных расстройствах и восстанов­лении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе. После постановки диафрагмального дыхания, при гипотонусных расстройствах голоса можно провести упражнения комплекса Б, активизирующие внутренние мышцы гортани, а затем переходить к голосовым упражнениям в обычной последовательности. Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на мягкую атаку.
При гипертонусных нарушениях вначале используется придыхательная атака звука. Она помогает ослаблению мышечного тонуса. С этой же целью выполняют дыхательные упражнения комплекса А с озвучиванием.
Исходное положение — сидя на стуле.

1) вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;
2) вдох через нос, выдох через рот со звуком о;
3) вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;
4) вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация
стона с усилением в конце;
5) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с
произне­сением двугубного, слегка оглушенного звука в;
6) вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация
преры­вистого стона.
Параллельно с этими упражнениями проводится мас­саж передней поверхности шеи для уменьшения напряже­ния мышц. Такие тренировки подготавливают голосовой аппарат к фонации, и произнесение громкого полнозвуч­ного соната м достигается у обучающихся данной группы довольно легко даже при афонии. После образования яс­ного полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруднений не вызывают. Исключение составляют лица с многолетними нарушениями голоса, со стойкими навыками патологического голосообразования. В таких случаях каждая функциональная трениров­ка, каждое упражнение требует более длительной отра­ботки.
Восстановление
голоса при психогенно-функциональной афонии представляет значительную трудность. После тщательно продуманной психотерапевтической подготовки энергично приступают к вызыванию звучного голоса. Легче всего голос появляется от кашлевого толчка и введением его в слоги ка, ко, ку, ки, ке; затем как, кок, кук, кик, кек. Или от «жужжания» со слогами жа, жо, жу, жи, же; жож, жуж. Для закрепления полученного голоса в дальнейшем про­водятся голосовые упражнения.
При различных нарушениях голоса в комплексе восста­новительного обучения на некоторых этапах применяются технические средства — приборы «И-2-М», «ВИР-4», «АИР-2», слухофильтры Страхова. С помощью этих приборов улучшается контроль за тембром и силой голоса

 


[1] Максимов И. Фониатрия. — М., 1987. — С. 155.

[2]Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989. — С. 19.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.02 с.)