Основные характеристики дыхательных систем, используемых при работе над голосом и речью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики дыхательных систем, используемых при работе над голосом и речью.



Понятие о способах голосовой атаки. Взаимосвязь между речевой манерой и заболеваниями голосового аппарата.

Большое значение для качества голоса имеет способ его подачи — атака звука. Принято различать три типа голосоподачи:

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки — голос звучит как бы после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;

2) момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Этот способ принято называть мягкой атакой звука;

3) голосовые складки смыкаются, а затем осуществляется выдох, приводящий к их колебаниям. Этот тип голосоподачи называется твердой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически оправдана мягкая атака. Злоупотребление твердым или придыхательным способами подачи голоса может привести к значительным изменениям в голосовом аппарате и потере необходимых качеств звука. Доказано, что длительное использование придыхательной атаки ведет к снижению тонуса внутренних мышц гортани, а постоянная твердая голосовая атака может провоцировать органические изменения голосовых складок — возникновение контактных язв, гранулем, узелков. Однако использование придыхательной и твердой атак звука все же возможно в зависимости от задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса в каком-то одном, определенном периоде занятий.

Рассмотренные акустические свойства присущи нормальному, здоровому голосу. У всех людей в результате голосоречевой практики формируется достаточно четкое представление о голосовой норме детей и взрослых в зависимости от пола и возраста. В логопедии «под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности»[2]. Это в полной мере относится и к определению нормы голоса. Здоровый голос должен быть достаточно громким, высота его основного тона соответствующей возрасту и полу человека, соотношение речевого и носового резонирования должно быть адекватным фонетическим закономерностям данного языка.

Постановка голоса

Правильная постановка голоса снимает напряжение с голосового аппарата, улучшает лимфои кровообращение в воспаленных тканях, организует фонационное дыхание. А при изменениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливает его к голосовой нагрузке. В начальных же стадиях заболевания без изменения голоса логопедическая помощь является профилактической мерой, предупреждающей нарушение тонуса голосовых складок.

Постановка голоса включает несколько направлений, каждое из которых дополняет другое. В 2005 г. И. А. Михалевская издала «Пособие по постановке речевого голоса для лиц речевых и вокальных профессий» (под нашей редакцией). Излагать полностью содержание этой книги было бы нецелесообразно. Укажем только основные направления, которые рекомендует автор.

1. Нормализация мышечного тонуса с использованием упражнений для снятия напряжения всего корпуса, для релаксации артикуляционной мускулатуры губ, языка, щек, челюсти, лица.

2. Тренинг для выработки правильной осанки.

3. Коррекция физиологического и фонационного дыхания с применением статических и динамических упражнений; формирование дыхательной опоры.

4. Функциональные тренировки для улучшения акустических свойств голоса — установление речевого диапазона голоса, расширение возможностей тонового и динамического диапазонов.

Система названных тренировок позволяет овладеть навыками правильного и естественного голосообразования; содействует успешной реализации коммуникативной функции речи. Человек, прошедший полный курс постановки голоса (продолжительность 4—5 мес), свободно справляется с необходимыми для его профессии голосовыми нагрузками. Качество и устойчивость результатов зависят от регулярности занятий по два-три раза в неделю с логопедом и ежедневных самостоятельных тренировок дома. Успех быстрее достигается у педагогов, преподающих языки, ибо они знают фонетику и легче улавливают установки, предлагаемые логопедом. Эффективнее воспринимают и реализуют оптимальный способ голосоведения люди, обладающие хорошим музыкальным слухом.

Логопед объясняет упражнения, указывает позиции посыла звука, но при этом и сам дает образец звучания голоса. Упражнения проводятся отраженно за логопедом, особенно в первой половине курса обучения.

Не следует считать, что пройденный курс постановки голоса раз и навсегда избавляет от всех проблем. По его завершении логопед дает рекомендации для продолжения самостоятельных тренировок. Их объем уже меньше, но их необходимо выполнять три-четыре раза в день. Обязательно следует проводить и упражнения для поддержания устойчивого костно-абдоминального типа дыхания.

Голосовые тренировки также надо повторять ежедневно, выбирая отдельные упражнения из набора, который входил в полный курс, и чередуя их. Такой тренинг поддерживает звучание голоса в нужной позиции, создает ощущение легкости, содействует звучности фонации. Людям, имеющим голосоречевые профессии, требуются ежедневные хотя бы кратковременные тренировки, подобно тому, как это делают драматические актеры и вокалисты.

Что касается объема голосовой нагрузки, то мы считаем, что человек с хорошо поставленным голосом может говорить столько, сколько требуют условия его профессии. Нормальная нагрузка для голосового аппарата — 6 ч. При большей нагрузке устает не только голосовой аппарат, а наступает общее утомление, ухудшается самочувствие. Ведь педагоги всех уровней, как правило, ведут занятия стоя и со значительной затратой эмоциональной энергии.

Было бы ошибочно считать, что если человек владеет хорошо поставленным голосом, у него никогда не возникает голосовых затруднений. Сильные простуды, инфекционные заболевания могут отрицательно повлиять на качество голоса, но его изменения в период болезни оказываются менее выраженными, а по выздоровлении голосовой «статус» быстро восстанавливается. Безусловно, в период болезни следует обратиться за медицинской помощью, в том числе и к врачу-оториноларингологу, а еще лучше к фониатру.

Понятие о дисфонии

Дисфония — нарушение высоты, силы и тембра голоса различной степени выраженности. Изменения голоса находятся в прямой зависимости от функций голосовых складок и координации дыхательного аппарата с ротоносоглоточным резонатором. Тембр голоса ребенка зависит также от его физического и эмоционального состояния.

Встречаются дети (и подростки), владеющие ложносвязочиым голосом, который образуется при отсутствии голосовых складок или их значительных патологических изменениях. При этом вестибулярные складки компенсаторно осуществляют роль голосовых складок. При фонации, сближаясь, они издают хриплый, монотонный звук, прикрывая голосовые складки.

Исходя из этиологических факторов, все нарушения голоса у детей и подростков нами подразделяются на три группы: 1) приобретенные дисфонии, 2) врожденные дисфонии, 3) наследственные дисфонии (табл. 3). Наиболее распространенными являются приобретенные дисфонии.

Обследование голоса у детей

Дисфония гипертонусная

Наиболее часто у детей диагностируется периферическое функциональное нарушение голоса – гиперкинетическая дисфония – расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения (громкий крик, пение, подражание различным звукам), неправильной техники голосоподачи (на твердой атаке). М. Зееман отмечал, что гиперкинетические дисфонии возникают только если перенапряжению голоса сопутствовали другие внутренние или внешние причины (плохо поставленный голос, неполноценные слизистые оболочки, асимметрия гортани, хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит, трахеит (суффикс «ит» в большинстве названий болезней означает «воспаление») и др.). Неумение дышать носом приводит к тому, что в ротоглотку и гортань попадает грязный, неочищенный воздух, приводя к воспалению голосовых складок. Внезапное расстройство голоса и дыхания появляется иногда у детей, склонных к аллергии. Устранение раздражителя нормализует голос и дыхание. Внешними причинами гиперкинетической дисфонии являются негативные условия фонации: пыль, дым, сырость; излишне громкая речь в детском коллективе, в шумных помещениях;воспаление дыхательных путей, общее заболевания организма.

При отсутствии своевременного лечения дисфония принимает хронический характер и переходит в тяжелую хрипоту. При осмотре гортани отмечается гиперфункция гортани во время фонации – вход в гортань суживается, надгортанник оттягивается назад, ложные складки не виды, гортань поднимается вверх. Голосовые складки резко соприкасаются друг с другом, в результате появляется гиперемия (покраснение) и небольшая отечность их свободного края. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, при состояниях после удаления доброкачественных и злокачественных опухолей. 25. Нарушения голоса при патологической мутации у подростков. Характерные признаки патологической мутации. Причины. Основные этапы фонопедической работы, выделенные О.С. Орловой
В качестве одного из функциональных расстройств можно рассматривать патологическую мутацию голоса у подростков.
Нормальная смена детского голоса на взрослый, как правило, завершается в течение одного года. Однако нередки случаи, когда естественный физиологический процесс искажается. В практике это чаще встречается у мальчиков. Подросток 14—16 лет не в состоянии перейти на способ взрослого голосообразования. Причиной этого могут быть эндокринные нарушения в период полового созревания. В данном пособии подобные случаи не рассматриваются, поскольку это область медицины.
характерные проявления:При затянувшейся патологической мутации подросток продолжает говорить детским голосом, который постепенно становится заметно осипшим, иссякающим, с ощущениями большого напряжения, утомления и даже боли в горле. Происходит это от несоответствия сформировавшейся гортани уже взрослого человека и детского способа голосоведения. Такие явления могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет, требуют установления причин и специальной коррекционной работы по нормализации голосовой функции.
Причины патологической мутации весьма разнообразны. Ю. С. Василенко (1996) выделяет четыре: местные, нервно-психические, сенсорные и гормональные. К местным причинам возникновения мутационных дисфоний он относит бурный рост гортани в период полового созревания и неумение подростка перестроить голос в новых анатомо-физиологических условиях. Представляется, однако, что должны быть еще какие-то патогенные факторы, так как это процесс физиологический и у большинства подростков проходит естественно.
Указание на то, что дисфония чаще всего встречается у мальчиков из неполных семей, где они больше слышат голос матери и «настраиваются» на него, нашими наблюдениями не подтверждается. Среди подростков, прошедших у нас курс фонопедии, приблизительно поровну было из полных и неполных семей.
Весьма убедительным представляется положение о нервно-психических нарушениях. У наблюдаемой нами группы подростков явно прослеживались психохарактерологические и невротические черты личности. Подростки были мнительными, тревожными, ощущали свою как бы «ущербность»; наблюдался общий сниженный фон настроения. При этом нарушения голоса они оценивали адекватно, не проявляя сверхценного отношения к дефекту. В большинстве случаев причиной голосовой патологии считали перенесенную простуду и безуспешно лечились у оториноларинголога. Основные этапы фонопедической работы Ю. С. Василенко, О. С. Орлова (1984) предложили следующий курс восстановления голоса при мутационных расстройствах.
Фонопедическая работа подразделяется на три этапа: первый — подготовительный, второй — формирование нового механизма голосообразования,третий — закрепление и автоматизация речевых стереотипов.
Целью подготовительного этапа является всестороннее обследование больного для обоснованного составления плана дальнейших реабилитационных мероприятий, ослабление патологических речевых связей и подготовки дыхательных и артикуляционных систем к последующей тренировке, активизация подростка, направленная на сознательное его участие в процессе выработки и постановки нового голоса.
На следующем этапе ставится задача активного формирования навыков речевого дыхания, воспитания нового стереотипа голосообразования, предполагающего выработку оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении.
Направленность последнего, заключительного, этапа состоит в закреплении нового механизма голосообразования, работе над техникой речи, расширении диапазона звучания голоса.
Такая поэтапность в занятиях позволяет последовательно и системно строить фонопедическую работу, а также дифференцировать методы педагогического воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых. 27.Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при параличах
и порезах гортани.
После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием.
При поражениях нижнего гортанно нерва резко ограничена двигательная функция самой гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полностью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Особен­но это выражено при медиальной позиции голосовой склад­ки.
Для восстановления голоса выбираются такие функцио­нальные тренировки голосового аппарата, которые включают его компенсаторные механизмы. Тренировки должны мак­симально увеличить подвижность здоровой половины горта­ни, а на парализованной стороне хотя бы частично восстано­вить двигательную функцию голосовой складки. Необходима также нормализация физиологического и фонационного ды­хания. Осуществление этой задачи вызовет смыкание голо­совых складок за счет компенсаторного перехода здоровой половины гортани за среднюю линию и сближения ее с не­подвижной половиной гортани. В этом случае при организо­ванном дыхании и даже частичном колебании пораженной голосовой складки голос восстановится или значительно улучшится.
I этап. Тренировки для активизации двигательной функции гортани со­четаются с нормализацией дыхания, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втя­гивая и выдувая воздух на одной ноте. Физически здоровые обучаю­щиеся начинают тренировки с 45-60 секунд за прием, постепенно уве­личивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Первую неделю упражнение выполняют 8-10 раз в день по 45-60 секунд. В дальней­шем число тренировок может быть доведено до 15 раз по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Продолжительность каж­дого вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятия значи­тельно укорочена даже тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет пациента. Плавность, полнота вдоха и длительность выдоха достигаются постепенно по мере тренировок. «Дутью в губную гар­мошку» отводится значительная роль в функциональных трениров­ках голосового аппарата. Оно удлиняет выдох, необходимый для пра­вильного голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань. Этим приемом дос­тигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и неко­торая активизация парализованной, т.е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.
Одновременно с «дутьем в губную гармошку» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлиненный выдох.
Комплекс А. Исходное
положение — сидя на стуле прямо или стоя:
1) вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не оченьглубокий, вдох продолжительный);
2) вдох через нос, выдох через рот;
3) вдох через рот, выдох через нос;
4) вдох и выдох через одну половину носа, затем
через другую (попеременно);
5) вдох через одну половину носа, выдох через
другую (попеременно);
6) вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;
7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые
губы;
8) вдох через нос, выдох через нос толчками
(кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).
Через
7-10 дней
от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать занятия упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть ранее предложенными заданиями.
Комплекс Б. Упражнения выполняются сидя:
1) исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонен головы назад с легким сопротивлением рук;
2) исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;
3) исходное положение — ладони рук прикрывают уши.
Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;
4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;
5) надувание щек;
6) доставание кончиком языка мягкого нёба;
7) поднятие мягкого нёба при зевке.
Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня 4-5 раз каждое упражнение.
На данном этапе логопедические упражнения желатель­но сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете лечебной физ­культуры.

II этап. Упражнения второго этапа подготавливают го­лосовой аппарат к фонации. В результате тренировок исче­зает рефлекторный кашель, ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох и появляются слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки.
III этап. После этого можно переходить к следующему эта­пу работы — голосовым упражнениям для тренировки ки­нестезии и координации голосового аппарата. Дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционного обучения.
Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия раз­личных звуков на сам механизм голосообразования. Звонкие
согласные
и гласные звуки влияют на функцию голосового аппарата посредством импеданса (сопротивление). В момент фонации при фор­мировании различных звуков в надставной трубе возникает различное противодавление за счет меняющихся объемов по­лостей и сужений в ротоглоточном канале. Устанавливается взаимосвязная система колебаний
резонаторов и голосовых складок.
Поскольку этот акустический механизм зависит от индивидуального анатомического строения артикуляционно­го и голосового аппарата, а также способа образования звуков, одни звуки всегда имеют б о льший импеданс, чем другие. Вместе с тем путем тренировок его можно «подобрать» для каждого голосового аппарата таким образом, что при малых затратах мышечной энергии можно добиться хорошего акус­тического эффекта. В этом и состоит постановка голоса.
Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Вы­бор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической ос­новой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.
Упражнение1. Предлагается произносить звук м кратко при спо­койном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележа­щих полостей. Постепенно, по мере тренировок,
длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным. Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, переходят к произнесению открытых слогов.
Упражнение2. После длительного произнесения звука м слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всем звонкими согласными звуками.
Дальнейшее закрепление кинестезиий голосоведения происходит при произнесении пар слогов с дарением на втором слоге.
Упражнение3. Произнести слоги: ма-ма’ ма-мо’ма-му’ на-на’на-но’ на-ну’ и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.
Упражнение 4. Произнести: мама-мама-мамама;нана-нана-нанана ’ и т.д. При достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходят к упражнению 5.
Упражнение 5. Тренировка сочетаний гласных звуков с i. Звук произносится с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Большой импеданс i и звучание гласных на твердой атаке оказывают активизирующее влияние на смыкание голосовых складок. Гласный звук должен звучать коротко и твердо, а i — длительно:ай... яй..., ой... ей..., уй... юй..., эй... ей...
В дальнейшем после получения звучного голоса и закрепления кинестезий необходима координация дыхания и голосообразования. Для этой цели используется произнесение гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять на одном выдохе.
Упражнение 6. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д. Сначала сочетания произносятся отраженно за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать законченным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и
звучный. IV этап. По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов ма, мо, му, мэ, мы. При произнесении слов типа манка, море, муха, мыло легко включается верхний резонатор и закрепляются наилуч­шие условия
голосоведения. Далее приступают к фразовой речи и чте­нию стихотворений и прозы. На завершающем этапе речевой матери­ал подбирается не по фонетическому принципу, а с учетом возраста и интересов обучающихся.
Одновременно с работой над речевым материалом выпол­няются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сро­ки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса, вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной - по­лутора октав, малой или первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропеваются гаммы; трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.
Результаты. Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и
отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счет компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на пораженной стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с четко выраженными фазами.
Продолжительность коррекционно-логопедической рабо­ты 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и вре­мени начала занятий. К восстановлению голоса необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания. Своевре­менно начатые тренировки голосового аппарата при соблю­дении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок актив­нее мобилизуют компенсаторные возможности организма, предупреждают образование патологического навыка голо­соведения и развитие невротических реакций.

28.Фонопедическое восстановление голоса при расстройствах функционального характера. Содержание и основные этапы работы.
Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения. Если она развилась в результа­те постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять
на нервную систему. Удлинению фонационного выдоха, нахождению дыхательной опоры уделяется постоянное внимание на фонопедических занятиях.
Поскольку явной охриплости при фонастении обычно не наблюдается, то функциональные тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной, комфортной его подачи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Правильную индивидуальную для каждого позицию фонации легко подобрать при длительном произнесении звука м.
Лицам с плохим музыкальным слухом можно рекомендовать пользоваться камертоном. Для этого камертон, звуча­щий соответственно высоте голоса, прикладывается к теме­ни, и голос как бы подстраивается к его звучанию. Это значительно облегчает нахождение и закрепление правиль­ных кинестезии голосоведения. Дальнейшие фонопедические упражнения не представляют трудностей и проводятся обычным порядком. В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных на­рушениях в первую очередь необходимо работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосо­вого аппарата при гипотонусных расстройствах и восстанов­лении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе. После постановки диафрагмального дыхания, при гипотонусных расстройствах голоса можно провести упражнения комплекса Б, активизирующие внутренние мышцы гортани, а затем переходить к голосовым упражнениям в обычной последовательности. Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на мягкую атаку.
При гипертонусных нарушениях вначале используется придыхательная атака звука. Она помогает ослаблению мышечного тонуса. С этой же целью выполняют дыхательные упражнения комплекса А с озвучиванием.
Исходное положение — сидя на стуле.

1) вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;
2) вдох через нос, выдох через рот со звуком о;
3) вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;
4) вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация
стона с усилением в конце;
5) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с
произне­сением двугубного, слегка оглушенного звука в;
6) вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация
преры­вистого стона.
Параллельно с этими упражнениями проводится мас­саж передней поверхности шеи для уменьшения напряже­ния мышц. Такие тренировки подготавливают голосовой аппарат к фонации, и произнесение громкого полнозвуч­ного соната м достигается у обучающихся данной группы довольно легко даже при афонии. После образования яс­ного полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруднений не вызывают. Исключение составляют лица с многолетними нарушениями голоса, со стойкими навыками патологического голосообразования. В таких случаях каждая функциональная трениров­ка, каждое упражнение требует более длительной отра­ботки.
Восстановление
голоса при психогенно-функциональной афонии представляет значительную трудность. После тщательно продуманной психотерапевтической подготовки энергично приступают к вызыванию звучного голоса. Легче всего голос появляется от кашлевого толчка и введением его в слоги ка, ко, ку, ки, ке; затем как, кок, кук, кик, кек. Или от «жужжания» со слогами жа, жо, жу, жи, же; жож, жуж. Для закрепления полученного голоса в дальнейшем про­водятся голосовые упражнения.
При различных нарушениях голоса в комплексе восста­новительного обучения на некоторых этапах применяются технические средства — приборы «И-2-М», «ВИР-4», «АИР-2», слухофильтры Страхова. С помощью этих приборов улучшается контроль за тембром и силой голоса

 


[1] Максимов И. Фониатрия. — М., 1987. — С. 155.

[2]Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989. — С. 19.

 

Основные характеристики дыхательных систем, используемых при работе над голосом и речью.

Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазонобъем голосавозможность продуцировать звуки в определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально. Тоновой диапазон разговорного голоса у женщин находится в пределах одной октавы, у мужчин чуть меньше, т.е. изменение основного тона при разговоре в зависимости от его эмоциональной окраски колеблется в пределах 100 Гц. Тоновой диапазон певческого голоса значительно шире — певец обязательно должен владеть голосом в две октавы. Известны певцы, у которых диапазон достигает четырех и пяти октав: они могут брать звуки от 43 Гц — самые низкие голоса — до 2 300 Гц — высокие голоса.

Сила голоса, его мощность, зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах, чем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени это зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации. Вот почему, если человек собирается громко крикнуть, он предварительно делает вдох. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление. Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90—110 дБ, а иногда достигает 120 дБ — силы шума авиационного мотора. Слух человека обладает адаптационными возможностями. Мы можем слышать тихие звуки на фоне сильного шума или, очутившись в шумном помещении, сначала ничего не различаем, затем привыкаем и начинаем слышать разговорную речь. Однако и при адаптационных возможностях человеческого слуха сильные звуки небезразличны для организма: при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ — непереносимость, а сила звука в 180 дБ для человека смертельна.

Особое значение в характеристике силы голоса приобретает динамический диапазонмаксимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). Большой динамический диапазон (до 30 дБ) — необходимое условие для профессиональных певцов, но он важен в разговорном голосе и для педагогов, так как придает речи большую выразительность.

При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение его тембра.

Тембр звука является существенной характеристикой голоса. По этому его качеству мы узнаем знакомых людей, известных певцов, еще не видя их воочию. В человеческой речи все звуки сложны. Тембр отражает их акустический состав, т. е. строение. Каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющего его высоту, и многочисленных добавочных или обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основной тон, но и отдельными своими частями. Именно эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона. Любой звук можно проанализировать на специальном приборе, расчленить на отдельные составляющие обертоны. Каждый гласный в своем обертоновом составе содержит области усиленных частот, которые характеризуют только этот звук. Эти области называются формантами гласных. В звуке их несколько. Для его различения достаточно двух первых формант. Первая форманта — диапазон частот 150—850 Гц — при артикуляции обеспечивается степенью подъема языка. Вторая форманта — диапазон 500—2 500 Гц — зависит от ряда гласного звука. Звуки обычной разговорной речи располагаются в области 300—400 Гц. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как его звонкость, полетность.

Изучением тембра голоса занимаются и в нашей стране (В. С. Казанский, 1928; С. Н. Ржевкин, 1956; Е. А. Рудаков, 1864; М. П. Морозов, 1967), и за рубежом (В. Бартоломью, 1934; R. Husson, 1962; Г. Фант, 1964). Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс — это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки.

Взаимосвязанная система резонаторов не только усиливает обертоны, но и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизируя их, что в свою очередь вызывает еще большее резонирование. Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимают полости, расположенные в лицевой части головы выше нёбного свода, — носовую полость и ее придаточные пазухи. При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего или поющего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. Исследованиями Р. Юссена (1950) доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе возбуждают лицевой и тройничный нервы, которые связаны с иннервацией голосовых складок и стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании происходит вибрация грудной клетки, здесь резонаторами служат трахея и крупные бронхи. При этом тембр голоса «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы и накапливает звуковую энергию. Колеблющиеся голосовые складки и система резонаторов увеличивают коэффициент полезного действия голосового аппарата.

Оптимальные условия для функционирования голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, проходящего сквозь колеблющиеся голосовые складки в момент фонации. Это сопротивление называется возвратным импедансом. При формировании звука «на участке от голосовой щели до ротового отверстия возвратный импеданс проявляет свою защитную функцию, создавая в рефлекторном адаптационном механизме предварительные условия для наиболее благоприятного, быстро повышающегося импеданса»[1]. Возвратный импеданс на тысячные доли секунды предваряет фонацию, создавая для нее наиболее благоприятные щадящие условия. При этом голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Феномен возвратного импеданса — один из важнейших защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата.

*(В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные — шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, 1. высота звука — это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1 с. Сколько смыканий и размыканий голосовые складки осуществляют в проц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.164 (0.036 с.)