Значение речевых игр в формировании лексико-грамматического строя и развитии связной речи у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение речевых игр в формировании лексико-грамматического строя и развитии связной речи у детей



Лексика. Игры, в которых есть литературный текст, развивают художественный вкус ребенка, его язык. «Каждое словесное про­изведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь».

В игровых текстах часто встречаются незнакомые детям слова. Появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяс­нению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы по тексту игры.

Игры, в которых дети взаимодействуют с игровым полем, кар­точками, фишками, картинками, предметами и игрушками, обо­гащают активный словарный запас. «Ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они [слова] легко восприни­маются, запечатлеваются в памяти».

Во многих играх, особенно словесных, от детей требуется актив­ный поиск, активное употребление слов по заданным признакам (антоним, омоним, родственное слово и т.д.).

Так в речевых играх естественно, интересно, увлекательно про­ходит работа по обогащению и активизации словаря детей, по уточнению незнакомых слов и выражений, по актуализации точ­ных по смыслу слов в заданном контексте.

Грамматика. Усвоение грамматического строя происходит по­степенно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики.

Во всех речевых играх педагог дает речевой образец, а дети ему Подражают. Но сила подражания в игре подпитывается симпатиями, влечениями, неподдельным интересом, разнообразными пережи­ваниями и играет огромную роль в развитии языкового чутья у детей: умения прислушиваться к речи окружающих, тонко реаги­ровать на оттенки звучания слов, заимствовать способы слово­изменения и словообразования.

Многие речевые игры построены на диалоге: вопросы водящего требуют от участников игры использования в ответах разных ча­стей речи в той или иной грамматической форме, умения правильно расставить логические ударения, пользоваться предложениями различной конструкции.

Таким образом, в речевых играх дети на практике овладевают функцией словоизменения и словообразования.

Связная речь. Все речевые игры обусловлены правилами. «Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка».

Речевые игры определяют содержание речи детей, полезно иногда предлагать всему коллективу сообща рассказывать о том, как проводится та или иная игра, предлагать кому-либо толково изложить правила игры товарищам, с ней еще незнакомым.

«Сила воображения и способность подражать развиты в детях в высшей степени. Если вы хотите заставить их усвоить что-либо, старайтесь заставить их действовать в определенном, желаемом направлении...». Ребенок поет —и при этом учится петь; рисует, лепит — и развивает свои сенсорные способности; воспроизводит слышанную им сказку — и учится беглой, правильной устной речи; играет в речевые игры — и совершенствует свою речь во всех направлениях.

Речевые игры способствуют систематизации знаний и представ­лений детей об окружающем, обогащению их словаря, активи­зации восприятия и понимания речи, определяют ее содержание, формируют навык грамматически правильной, связной речи и помогают ее развитию.

Популярные и любимые детьми подвижные игры без литера­турного текста можно и нужно использовать в работе по лекси­ческим темам. Например, игра «Пятнашки»: играющие выбирают водящего — пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пят­нашкой.

Вариант.речевой игры «Пятнашки»: дети встают в круг, педа­гог говорит: «Слетелись на заснеженную полянку разные зимую­щие птицы. Стали знакомиться друг с другом».

— Я — сорока, а ты кто? — обращается он к рядом стоящему
ребенку.

Дети подхватывают и по очереди называют себя: «Я — галка, а ты кто?» — «Я — снегирь, а ты кто?» И т.д. (Синица, дятел, воро­бей, голубь, клест, свиристель...)

Педагог продолжает:

— Познакомились птицы и решили в «Пятнашки» поиграть...
Далее используется первоначальный вариант игры.
Усложнения:

«Пятнашки с именем». Пятнашка не пятнает того, кто вовремя назвал себя, например: «Я — сорока», «Я — галка» и т.д.

«Пятнашки -"- ноги от земли». Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-либо предмет. А впоследствии еще и будет сообщать: «Сорока на ветке», «Галка на заборе», «Воро­бей на перилах», «Голубь на крыше», «Синица на трубе».

«Пятнашки с домом». По краям площадки рисуются два круга, это гнезда. Преследуемый может спастись от пятнашки в гнезде, так как в границах круга пятнать нельзя. А впоследствии будет хвастливо заявлять: «Сорока в гнезде», «Ворона в гнезде», «Голубь в гнезде» и т.д.

«Пятнашки с друзьями». Пятнашка не может запятнать того игрока, который в минуту опасности возьмется за руки с другим играющим. Впоследствии они могут сообщать: «Сорока с воро­ной», «Голубь с галкой» и т.д.

«Пятнашки с лентами». Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, вытягивает у него ленту. В конце игры все, кто потерял ленточку, выкупают ее, читая загадку про свою птицу, или потешку, или называя гла­голы (каркает, воркует, тенькает, стучит, кричит, свиристит, летает, клюет и т.д.):

Аналогичным способом можно активизировать словарь в игре «Пятнашки» по темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Детеныши животных».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.005 с.)