ТОП 10:

Факторы становления самосознания



 

 

Среди составляющих духовного бытия, которые творит каждый народ в своем историческом генезисе, особое место занимает этническое сознание. Ее эволюция прослеживается в периоды смен доминирующих стереотипов поведения этноса, его мировоззренческих основ и форм общения. Яркий пример этого явления в истории украинского народа наблюдался в эпоху "революционного скачка после длительной эволюции (конец XVI — первая половина XVII вв.) 1. Проблема развития новых ростков духовной жизни тогдашнего общества и на сегодня остается дискуссионной. Так, по мнению И. В. Паславського, она проявлялась в изменении взглядов на право и свободу человеческой личности и целенаправленном формировании патриотизма через создание "культа казачества" и "культа памяти" 2. Почти противоположного точки зрения придерживается H. M. Яковенко, заявляя: "Все новое, привнесенное в будничную жизнь учащенным пульсом суток, скользит легкой рябью над толщей еще незыблемых вод, все примеряется к привычной шкалы ценностей" 3. Истину, как всегда, следует искать посредине. Заметим лишь, что в ходе культурно-национального подъема важная роль принадлежала казачеству.

Первые десятилетия XVII века, как отмечалось выше, характеризовались большими масштабами покозачення крестьян и мещан. Казацкий идеал свободного человека, которая пользовалась імунітетними правами, в основных чертах уже был сформирован и глубоко проникал в сознание украинского общества.Поэтому, прежде всего, требуют изучения вопросы факторов становления казацкой самосознания. С другой стороны, важно проследить влияние казачества на разные сферы духовной жизни общества: религиозное сознание, политическое мышление, стереотипы морально-этических ценностей.

В "Протестацыи" киевского митрополита Иова Борецкого и других православных иерархов от 28 апреля 1621 г. украинское казачество признавалось представителем народных культурных и религиозных традиций:"они из рода нашего, братья наши и христиане правоверные. О них думают, якобы они являются простаками, которые, знаний и ума не имея, поддались уговорам духовенства. Но ведь мы ни от послушания надлежащего их не одводимо, ни ix бунтуем, да и ума в делах и чинах их не учим. Сами они природный ум иот бога дарованную смекалку имеют. То же и ревность и любовь к вере,набожности и церкви с давних времен между ними живут и проквітають. К тому же то племя честного народа русского, из семян Яфетового, которое Черным морем и по-сухую Греческое Царство воевало. С того ибо то войско поколения, которое за Олега, монарха русского, в своих моноксілах (лодках) по морю и по земле (приправив колеса к лодкам) плавало (и передвигалось) и Константинополь штурмовало. Ибо они за Владимира Великого, святого монарха русского, Грецию, Македонию и Іллірик воевали. Это же их предки вместе с Владимиромкрестились и веру христианскую от Константинопольской Церкви принимали, и по день нынешний в этой вере родятся, крестятся и живут"4. Очевидно, не только политические Мотивы, связанные с восстановлением православной иерархии (1620), повлияли на оценку казачества духовными отцами.Документ появился на мир в Хотинской битвы, где запорожцы сыграли выдающуюся роль в остановкеосманской агрессии против украинского и других европейских народов. Вместе с тем, эти два события способствовали глубокому осознанию казачеством своего места и роли в общественной жизни. Истоки этого явления следует искать в предыдущее время.

До середины XVI века. казачество не чувствовало себя единой силой или социальным слоем, а потому все усилия концентрировались на конкретной общине. Казаки объединялись на основе равенства без учетасоциального происхождения и материального положения. Все нормы внутренней поведения формировались в условиях приграничья и основывались на приоритетных интересах общества. Решение принималось большинством голосов на собрании или совете, которая, прежде всего, определяла и обеспечивала надежность объединения указанный срок. Общая идея укрепляла стремление козакующих в достижении поставленнойцели. Достаточно правильно подметил внутренние факторы функционирования такого типасоциальной группы людей средневековой эпохи А. Я. Гуревич: "В рамках такой группы не было господства и подчинения. Социальные связи внутри корпорации строятся не по «вертикали», а по «горизонтали». Самом от каждого из своих членов подчинения определенной дисциплине, одинакового образа жизни и дажемыслей, навязывая им жесткое клише поведения, корпорация вместе с тем воспитывала их в духе равенства, взаимного уважения прав сочленов группы, сплачивала их в защите этих прав и общих интересов от посягательств со стороныдизайнер внешних сил"5.

Положение существенно изменилось с образованием Запорожской Сечи. За довольно короткий период казачество выработало собственную военно-политическую структуру — кош, стало значительной общественной силой. Вместе с тем казаки не порывали связей с волостью, выступая на защиту древних народных традиций, православие, личной независимости. Они чувствовали себя более членами запорожской общины, объединенной особыми социальными и моральными критериями, чем свободными индивидами общества в целом. Соответственно и зарождение идеи казацкой свободы было следствием не только свободной жизни встепях, но и социально-политической ситуации в южных районах Украины, которыенаходились под постоянной угрозой нападения татарских кочевников. По мнению П. А. Кулиша: "это была республика, образовавшаяся в силу противодействия русского духа татарскому. С одной стороны, она сохраняла главные черты своего происхождения,— именно — христианскую веру и богатырские обычаи, а с другой — усвоила себе наезднические нравы, без чего невозможно было бы эй существовать"6. Итак, казачество представляло собой социальное самозащищенное объединение, призванное к жизни условиями существования на пограничные с соответствующими моральными критериями. Военная доблесть, честь, добрая слава, патриотизм, благородство и готовность к самопожертвованию ради достижения общей цели стали неотъемлемыми чертами запорожского рыцаря 7. Система запорожских ценностей, по выражению И.Есть. Кравченко, была "той тайной доктриной, которая открывала сакральные истины бытия, не зная которых человек погибала в тщетной борьбе с преходящим и суетным" 8. Одновременно внутренний мир казаков отличался и противоречивыми чертами. "Во внутренних качествах запорожского козака,— писал Д.И. Яворницкий,— замечалась смесь добродетелей и пороков, всегда, впрочем, свойственная людям, которые считают войну главным занятием и главным ремеслом своей жизни: жестокие, дикие и безжалостные в отношении своих врагов, запорожские козаки были добрыми друзьями, верными товарищами, истиннымибратьями в отношениях друг с другом, мирными соседями к своим соратникам по ремеслом, украинских и донских казаков" 9.

В основе сечевого братства лежал своеобразный аскетизм. Он проявлялся, прежде всего, в готовности к смерти, чем казаки всегда удивляли иностранных наблюдателей, спартанській выносливости к физическим страданиям, в равнодушия к бытовому комфорту. Со временем эти черты запорожцев было опоетизовано и истолкована как традиционные для украинского национального характера. Вместе с тем, создавались соответствующие стереотипы психологии украинцев, которые играли как положительную (максимальная мобилизация сил в исторически решающие моменты), так и отрицательное (пренебрежительное отношение к самому институту государственнойвласти через длительное иностранное владычество) роль.

Казацкий аскетизм, вероятно, дал основание и для отождествление запорожцев с членами западноевропейских духовно-рыцарских орденов. Тем более, что в течение XVI века. идея средневекового рыцарства продолжала существовать в Речи Посполитой. Как правильно подметил Йохан Хейзинга,"повсюду, где рыцарский идеал исповедовали в наиболее чистом виде, особое ударение делали на его аскетическом элементе. В период расцвета он (действительно; естественно, и даже по необходимости, соединялся с идеалом монашества — в духовных рыцарских орденах времен крестовых походов" 10. Подобно рыцарям монахам, казаки видели в походах против "неверных" не только подвиги доблести и средство получения славы, но и религиозные мотивы 11. Польский историк Тадеуш Чарновський, в частности, писал"Законом на Запорожье было строгое военно-монашеская жизнь и на его смягчения не влияли ни соседство, ни богатства добытые в Турции и Крыму, ни даже время" 12. Его соотечественник Мариан Дубецкий считал, что инициаторами создания сечевых порядков выступили шляхтичи, которые были знакомы с западноевропейским рыцарством 13. Исследователь Запорожья А. А. Скальковский называл казаков монахами войны: "Похоже на римские католические ордена, казачество было связано узами общины (societas), веры (religio) и призвания (vocatio) или же цели своего объединения" 14. В конце концов "рыцарская привязанность к вере,— заявлял один из историков средневековья,— во имя которой было совершено немало блестящих подвигов, целомудрие и простой, даже суровый образ жизни, их пламенная любовь к свободе и горячее участие в деле освобождения угнетенных братии на Украине, наконец, демократический строй ых общины,— ставили в глазах современников и историков этот своеобразный военный союз наравне со Спартанской республикой и орденом Мальтийских рыцарей" 15.

Сравнение Сечи с европейскими духовно-рыцарскими орденами имеем и сегодня 16. Действительно, у них немало аналогичного, например, обряд вступления в общество, на что обратил внимание еще в XVII веке. французский офицер Пьер Шевалье: "Надо переплыть их (пороги.— В. Щ.), а затем совершить путешествие по Черному морю, чтобы называться настоящим запорожским казаком, так же, как мальтийские рыцари, чтобы удостоиться чести стать членом их ордена, обязаны отбыть паломничество" 17. Можно добавить также высокий статус свободы, побратимство, поиски рыцарской славы и добычи, культ Девы Марии Покровы. Одновременно существовали принципиальные различия между рыцарями-монахами и запорожцами, которые влияли на формирование их мировоззренческих основ. Военно-монашеские ордены іоанітів и тамплиеров 18 создавались из представителей мелкого и среднего дворянства. Их растущаяполитическая и экономическая власть превращалась в основу католического господства на Востоке.Многочисленные земельные владения почти во всех странах Западной Европы обеспечивали довольно сытую жизнь. Членами запорожской общины становились выходцы из разных социальных слоев — от крестьянина до дворянина. Источником их прибыли была не феодальная рента, а поиски так называемого "казацкого хлеба" с обязательным приложением собственных усилий. При этом Запорожская Сечь приобрелаобщенационального значения в борьбе против иностранного гнета и внешней агрессии.

В среде сечевой общины характерные черты рыцарства — равенство, взаимоуважение, благородство — проявлялись в общении запорожцев. Казаки называли себя товарищами, что в тогдашнем польском языкеозначало "дворянство", которое служило в привилегированных гусарских хоругвях, в отличие от рядового состава жовнірства. Общество для запорожцев идентифицировалось с шляхетством в Речи Посполитой.Сравнение рыцарства и шляхетства было довольно популярным в конце XVI века. Хотя и создать собственное рыцарство на образец западноевропейского польской шляхте не удалось. В этомконтексте интересным является зафиксированное Бартошем Папроцьким обращение запорожцев к Самуэля Зборовского при вручении ему гетманской булавы: "Мы, милостивый господин, видя в тебе господина рыцарского и благородного происхождения, для нас мало весит, только дело и мужественное сердце.., желаем тебе, чтобы нами долго хозяйничал, откуда бы и себе, и нам, и отчизне милой, и своим потомкамбессмертную славу снискал"19. Бесспорно, что описание этого события имел и определенное идеологическое обоснование, а именно — утвердить за шляхтой рыцарские традиции. Аналогичными атрибутами Папроцкий наделил и казацкого гетмана князя Богдана Ружинского: "Понехтував он богатствами и полюбил славу защиты границ. Оставив временные земные блага, терпя голод и нужду, стоит он, как мужественный лев, и жаждет лишь кровавой беседы с неверными" 20.

Идея рыцарской достоинства постепенно проникала в сознание разных слоев населения. Киевский католический епископ Иосиф Верещинский в 90-х годах XVI века. предлагал даже учредить рыцарскую школу на Сечи для шляхетской молодежи. Он выступил против правительственных репрессий в отношенииказачества. По мнению бискупа Верещинского, казаки были такими же рыцарями, как шляхтичи, а значит, имели все основания рассчитывать на статус полноправных граждан Речи Посполитой, пользоваться специфическими источниками доходов и широкими политическими правами 21.

В ходе казацких восстаний конца XVI века. характерных рис приобретали обращения, в которых казаки именовались рыцарями. Например, "Я, Криштоф Косинский, мы — сотники, атаманы и все рыцарство Войска Запорожского" 22, "С чувством рыцарской нашей вольности, гетман и все рыцарство Войска его королевской милости Запорожского" 23. В письме старшего Войска Запорожского Ивана Кучковича к канцлеру Вещи Посполитой Яна Замойского последний именовался "опекуном людей рыцарских" 24. К этому же времени относится героизация казацких фигур Дмитрия Вишневецкого (Байды), Ивана Подковы и Самийла Кошки в народных думах и исторических песнях. Характерной их особенностью является насыщенность розповідними элементами из жизни героев, подчеркивание типичных черт — патриотизма, мужества, миролюбия. Поэтому народное творчество способствовала распространению казацкого идеала в жизни тогдашнего общества. Важным фактором этого процесса стало появление определенного образца нравственного авторитета среди казачества.

Биографические свидетельства о выходце с православной шляхетской семьи Петра Сагайдачного изложено выше. Отметим лишь его участие в общественно-политической жизни. В начале XVII века.широкого развития вступил в движение братств — общественных организаций православного мещанства.Братства ставили целью противодействие политике национального и религиозного угнетения, которуюпроводило правительство Речи Посполитой в отношении украинского народа. Кроме того, братчики всячески заботились о развитии образования, культуры, удерживали госпитале. Вступив в Киевского братства (1620) вместе со всем Войском Запорожским, Петр Сагайдачныйимел формальное право выступать его заместителем и протектором.

Осенью того же года при участии гетмана произошло восстановление православной церковной иерархии.

После тяжелого ранения под Хотином Сагайдачный еще некоторое время находился в Киеве. Даже в предсмертном письме Сигизмунда III он выражал тревогу по поводу притеснений казачества местной администрацией: "Покорне и слезне прошу, дабы тоэ казакам творимое бедствие и озлобление превысоким и грозным вашего найяснейшого величества мандатом было запрещено и ускромлено. Особое унея, за милостивым вашего наияснейшего королевского величества позволеньем, теперь с Руси через святейшего патриарха иерусалимского Феофана знесенная, абы впредь в тот же Руси никогда не отновлялася и своихрогов не возносила"25. Свое имущество Петр Сагайдачный отписал на благотворительные цели. В завещании гетмана от 5 апреля 1622 г. полторы тысячи злотых відписувалося "на школу братства Львовского, на науку и на цвиченья бакалавров учоных.., на школу албо рачей на дидаскалов, за чимбы в школе тот Братской (киевской.— В. Щ.) всюдне непрерване наука продолжаться могла, вечными и потомными часы не нищала, аны уставала" 26. По мнению Касияна Саковича, гетман Войска Запорожского Петр Сагайдачный был образцом честного служения отечеству.

Петр Сагайдачный был не единственным представителем украинской шляхты, которая, став на нелегкую стезю, снискала заслуженный авторитет в современников. Выдающимися борцами за рыцарские права, покровителями развития образования и культуры, сверхревностных защитниками православия выступали и соратники гетмана Олифер Голуб, Матвей Пирський, Марко Жмайло и их преемники. Так, в письме старшего реестр Ивана Кулаги, адресованном архимандриту печерскому Петру Могиле от 12 марта 1632 г.,содержалось одобрение объединения лаврской школы с братской Богоявленской и выражалась готовность взять их подзащита. "Мы как всегда с предков своих,— отмечалось в послании,— войско запорожское привыкло оказывать старание в добрым и пожитечним церкви божой, не мней и теперь в том не Уставаючи, звлаща видячи знать зезволенье Духа Святого, тудеж згодное застановленье всего народа нашего русского, духовного и светского — ых милости панов шляхты как и поспольства, абы науки или увиченя в писме праздником ку подпоре благочестия нашего при братской церкви св. Богоявлении были за старанем, коштом и накладом в Бозе благодаря идеям преподобного отца е. м. П. Могилы,— теды имы, Видечи барза речь слушную и церквом божиим пожитечную,— тоеюж милостью братерскокэ обовязанные будучи, зезволяем и на то припадаем, и то при церкви братской яко и при школе новозаложенной и при шпитале к ней належачомобовязуем стоят и опоновать до горл своих"27. Покровительство и покровительство над Киево-Могилянским коллегиумом подтвердили также гетман Богдан Хмельницкий и его сын Юрий. Именно в среде казацкой элиты, которая ориентировался в тогдашних общественных процессах, понимание утверджувалосянеобходимости поддержки древних народных традиций, образования, науки, культуры. На этой почве выкристаллизовалась идея национально-территориальной автономии, а потом и собственного государства.

Осознанию казачеством преемственности между княжеской Русью и Украиной способствовали его тесные контакты с представителями тогдашней интеллигенции. Преемственность возрастной исторического наследия подчеркивал уже автор одного из первых произведений полемической литературы Герасим Смотрицкий. В книге "Ключ царства небесного" (1587), посвященной князю Константину Острожскому, в частности, говорилось: "Таковым благословением почтил и увелебил Бог оного великого Владимира, преславно, и много чудно крестившего землю русскую, которого церкви и рода, зацная линея и доныне неустала, в нейжеистинный наследник, и властный потомок, ваша княжеская милость, есть ты и на местооных великосановных и многославных предков своих наступает"28. Вполне очевидным было знакомство образованной части запорожцев с произведениями писателей-полемистов. Об этом, в частности, свидетельствует казацкое послание депутатам конвокаційного сейма Речи Посполитой 1632. В нем содержалась просьба ликвидировать унию, "чтобы униаты, которые владеют чужим добром, отдали его тем, кому оно принадлежит, то есть духовенству древней греческой религии, послушному константинопольскому патриарху". В противном случае, заявляли казаки, "нам придется искать другого пути для успокоения своей совести" 29. Стремление казачества к политической союза с шляхтой, обоснованное принадлежностью кединого "русского народа", прослеживается в письме старшего реестр Ивана Кулаги до участников житомирского сеймика от 30 мая 1632: "При избрании короля его милости пана того милостивого справедливо думаем, что без нашего представления и согласия он не может быть избранным, поскольку речь Посполитая признает нас за своих членов и мы переносим на своих шеях худшие удары" 30. Еще более четко оно проявилось в послании запорожцев до королевича Владислава от 5 сентября того самого года. Итак, казачество видело себя неотъемлемой частью своей народа, который имел давнюю и славную историю, и выражало стремление представлять его интересы и защищать от вражеских посягательств.

В ходе народных восстаний 20-30-х годов XVII века. за казачеством утвердилась репутация защитника общенациональных интересов. На детальном анализе этих событий остановимся ниже, а сейчас лишь отметим, что распространение казацкого идеала позволяло главарям восстаний за достаточно короткийпериод привлечь в свои ряды тысячи крестьян и мещан. На то же время приходится и рост численности нереестрового казачества, которое стало проводником борьбы за "давние рыцарские вольности". Так, в универсале Карпа Скидана от 29 ноября 1637 г. до реестровых и жителей Корсуня и Стеблева отмечалось:"Помня славу нашу рыцарскую, права и вольности наши.., чтобы мы всеми силами восстали против этих душманов и врагов веры нашей"31. Интересно, что в других аналогичных призывах Скидан именовал себя "полковником Войска Запорожского, опекуном над всей Украиной" 32. фактически имеем дело с первым свидетельством признания казачеством принадлежности не только до Запорожского Войска как военной силы, но и к определенному национально-территориального субъекта. Очевидно, под Украиной в данном случае понималось Поднепровья. Однако, сам факт употребления данного термина свидетельствует о значительный прогресс казацкого самосознания. Уже в следующем году универсалы гетмана Якова Острянина доходили до отдаленных городов и сел Подолья, Волыни и Покутья 33. Ксендз Шимон Окольский отмечал в своем дневнике, что после нескольких побед над коронным войском "Острянин был доволен и уже разделял Украину: одному Переяслав, втором Киев, третьем Волынь отдавал" 34. Таким образом, видим стремление главарей повстанцев расширить ареал земель с казацким самоуправлением далеко за пределы Поднепровья.

Несмотря на поражение восстаний, казачество получило значительный опыт борьбы, налаживало союзнические отношения с Крымом и Доном, закаляла кадры. Это позволило Богдану Хмельницкому и его соратникам достаточно оперативно провести подготовку к выступлению в начале 1648 г. Первые гетманские универсалы, письма и грамоты содержали, прежде всего, требование к правительству Речи Посполитойподтвердить отменены "Сан" 1638. казацкие права и привилегии и ликвидировать унию 35.

Победный в целом ход событий первых двух лет Национально-освободительной войны значительно расширил спектр задач повстанцев, положил начало созданию Украинского казацкого государства. Ведущую роль в этом процессе играло казачество, которое в отдельных регионах составляло основную массу населения. Это дало основание Богдану Хмельницкому конкретизировать цели борьбы — освобождения всех украинских земель (наряду с термином Украина гетманом употреблялось и Русь, как дань историческим традициям). Во время переговоров с королевскими комиссарами(февраль 1649 г.) в Переяславе он выступал уже не только казацким гетманом, но и "самодержцем русским", представителем всего народа, заявляя:"Избавлю из лядской неволи народ русский весь... Поможет мне в этом вся чернь, по Люблин, по Краков, от которой я не отступаю и не отступлю, потому что это правая рука наша, чтобы, уничтожив крестьян, на казаков не ударили"36. То есть с развертыванием Национально-освободительной войны казачество четко осознавало себя не только отдельным состоянием, но и выразителем общенациональных интересов.

Приведенные данные убедительно свидетельствуют о прогрессе в формировании сословного самосознания. Среди главных факторов следует назвать создание на пограничные центра казачьей общины — Запорожской Сечи, где кристаллизовались стереотипы поведения и морально-этические ценности. Защитаукраинских земель от татарской агрессии стал жизненной потребностью запорожцев, что наряду с дворянскими традициями способствовало созданию казацкого идеала. На становление духовных основ казацкой слои влияли идеи преемственности исторических традиций Руси-Украины, содержавшиеся в произведениях писателей-полемистов,развертывание освободительного движения против иноземного господства, а также появление среди запорожцев фигур, которые олицетворяли моральный авторитет среди современников.

 

5.2.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.009 с.)