Пути и основные этапы формирования казацкого сословия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути и основные этапы формирования казацкого сословия



 

Главной предпосылкой возникновения казачества было столкновение украинской людности с татарскими кочевниками на территории степного пограничья во второй половине XV века. Казацким промыслом, кроме уходников, занимались старостинські служебники, военные слуги, смешанная, бояре и зем'ян, которые неслисторожевую службу на южном пограничье. Да и сами представители местной администрации часто прибегали к казачество: Бернат Претвич, Остафий Дашкович, Семен Полозович. В то же время участие в казацких походах не афишировалась, а их участники не называли себя казаками. В официальной документации чиновников Большогокняжества Литовского казаки длительное время также не фигурировали.Это название содержится только в жалобах турецкого и крымского правителей литовского правительства как реакция на действия козакуючої украинской людности На середину XVI века. люстратори южных старосте впервые зафиксировали казаков на Поднепровье — в Черкассах и Каневе, как тех, что не имели собственной оседлости, ходили в степь на промыслы или же служили в зажиточных мещан47. О наличии казаков как"людей неоселих" на Подолье правительственные ревизоры докладывали в 60-х годах 48. Вероятно, что аналогичные случаи показаний случались и раньше, но не отразились в источниках. Однако вполне очевидно, что в литовский период на южном пограничные сформировалась отдельная группа населения с определенным видом занятий и образом жизни, хотя и без каких-либо общественных прав.

Формированию казацких прав положили начало мероприятия правительства Речи Посполитой в начале 70-х годов XVI века. по созданию дополнительных военных сил для защиты южных границ страны. Главным критерием, по которому казаки отличались от других социальных групп и сословий украинского населениябыла военная служба, оплачиваемый из государственной казны. Кроме того, казачество получило собственное судопроизводство и особое административное подчинение. Несмотря на ограниченный характер этих привилегий, адресованных реестровцам, они стали важным шагом к началу юридического оформления сословных прав казачества.Из-за нехватки средств в казне правительство не имел возможности регулярно предоставлять казакам жалованье и удовлетворять свои растущие военные нужды небольшим отрядом реестровых. Одновременно с целью укрепления дисциплины и осуществления контроля над украинскимказачеством важно было подчинить его единому судопроизводству и администрации.

Невыясненным остается вопрос сочетания военной службы казаков с землевладением для определенного времени. Выше уже упоминалось проісторичні аналоги среди украинского боярства, когда земля выступалавознаграждением за службу в отношениях великого князя и других землевладельцев с подданными.Вероятно данное обстоятельство стало основой для тезиса о переходе сословных привилегий бояр, в частности, их низшего и среднего слоя к казацкой слои. Но документальных свидетельств о предоставлении земли правительством Речи Посполитой казакам, находящимся на государственной службе в первые десятилетия существования реестра,не сохранилось. Только конституция вального сейма в 1590 г. дает основания утверждать о получении земельных угодий казацкими старшинами. Процесс вознаграждения заслужбу через предоставление земли реально развернулось в годы Национально-освободительной войны 1648-1657 гг.

Развитие казацкого иммунитета с самого начала наталкивался на сопротивление властей. Поэтому не приходится говорить лишь о его прогресс. Представители местной администрации часто вмешивались в решение дел, прежде всего, связанных с казацкой старшиной. Используя казаков для реализации своих внешнеполитических планов, правительство, как правило, набирал реестр на время войны и не всегда находил средства для его оплаты. Неоднократно это явление наблюдалось во времена правления Стефана Батория. С другой стороны, король издавал универсалы, в которых предписывал местным властям не распространять своей властинад казаками. В итоге, можно констатировать, что на конец XVI века.украинское казачество стало весомой военной силой и сумело добиться соответствующего отношение к себе со стороны властей. Предоставления и подтверждения "казацких вольностей" находящимся на королевской службе должно обеспечивать им особое положение в тогдашнем обществе. Однако на пути развитияказацкого иммунитета и утверждение сословных прав предстала сила с большим социальным потенциалом.

Интересы казачества, прежде всего в деле землевладения, сталкивались со шляхетскими, ведь конституция 1590. открыла перед шляхтой широкие возможности для материального обогащения. Восстание под предводительством Криштофа Косинского (1591 -1593) стало началом борьбы за отстаивание "вольностей". Однако, после расправы с казаками на Солоницы польские власти ликвидировали реестр. Хотя Войско Запорожское продолжало существовать и выступать от королевского имени в отношениях ссоседними государствами и во время походов против татар. Несмотря на их негативноеэффект для Речи Посполитой, король не решался принять строгие меры, ведь без казаков охрана южных рубежей страны была невозможной. В соответствии казаки, которые несли пограничную службу, считали себя причеткими в пользование такими привилегиями, как освобождение от всяческих поборов и феодальных повинностей.

В начале XVII века. украинское казачество возбудило вопрос перед правительством Речи Посполитой о восстановлении своих прав. Так в письме гетмана Самийла Кошки до Сигизмунда III от 1 июля 1600 р.отмечалось, что казаки поддержат коронное войско в Лівонському походе при условии возврата вольностей, предоставленных им королем Стефаном Баторием 49. Однако сейм 1601 г. лишь частично удовлетворил просьбу казаков, приняв постановление о снятии баниции из участников похода в Прибалтику, освобождение от "відумерщини", провозгласил гарантии их семьям от притеснений со стороны властей 50. Вопрос о плате даже не рассматривался, а казаки, которые имели усадьбы в королевских или частных имениях, подлежащих местной администрации. Коронный канцлер Ян Замойский неоднократно предостерегал их воздерживаться от непослушания властям 51.

До Варшавы почти ежегодно прибывали казацкие посольства, но результатов не имели. В сеймовій конституции 1607 г. "О казаках запорожских" подтверждались основные положения постановления 1601.Кроме того, в ней содержалось предостережение о суровое наказание "своевольных" казаков как мятежников52. В аналогичном постановлении сейма 1609. особенно подчеркивалась необходимость для казаков, которые проживали "на волостях, признавать власть местной администрации, поскольку в действительности наблюдались противоположные явления. "Вопреки той конституции и древним обычаям,— отмечалось в документе,— казаки оказывают большие бесправие и произвол, не только не признают власти старост И хвоїх господ, но и имеют другую форму своей справедливости (собственную администрацию и судопроизводство. — В. Щ.), чем они притесняют города и мещанство, препятствуют власти наших чиновников и правительства українного" 53. Такое отношение казаков к польских властей обусловлено их военной силой, уверенностью в своих возможностях. В этот период они участвовали в походах Лжедмитріїв к Московскому государству 54, а также откликались на призывы крымских ханов бороться с ордынцами буджацькими 55. Следовательно, казацкая администрация и приговор, хотя и не имели юридическогооформление, фактически существовали не только на Заподорожжі. Это способствовало численному росту казацких масс в Украине» а также осознанию своей силы и значимости в тогдашнем обществе.

В определенной степени положение казачества определялось статьями Житомирской комиссии 1614 г.Согласно предложенному королевскими комиссарами проектом соглашения пребывания казаков ограничивалось Запорожьем, а старшего реестр назначал коронный гетман. Устанавливалась годовое жалованье Войску Запорожскому в размере 10 тыс. злотых и 700 ставов сукна. Запрещалось принимать вказачество беглых крестьян и горожан, а также существование на волостях казацкой юрисдикции, "чтобы казацкие семьи и те казаки, которые проживают в государственных, духовных или светских имениях, не претендовали на свою собственную юрисдикцию —никогда не бывалого и отмененную многими сеймовими постановлениями, а будут подчиняться своим господам и их слугам, как власти, данной от Бога"56. В петиции к королю запорожцы просили отменить сделку. Однако очередной сейм подтвердил комісарську определение.

Аналогичный смысл имели и проекты Вильшанской (1617) и Роставицкой (1619) комиссий 57. Среди особенностей последней было увеличение реестра до 3 тыс. чел. Ежегодная плата за службу достигла 40 тыс.злотых. Казаки обязывались не совершать морских походов и наказывать тех, кто решался их организовать.Важным пунктом для утверждения сословных прав был разрешение проживания в королевщина 58. Пребывание казаков, которые пользовались привилегиями, на волостях способствовало формированию сознания среди других слоев населения, усиливало их стремление получить "казацкие вольности". Старший реестра избирался из среды казаков. Он присягал на верность королю Речи Посполитой и подчинялся непосредственно коронному гетману. На старшего возлагались обязанности следить за порядком средиреестровых и контролировать их взаимоотношения с местными властями.

Новый этап формирования казацкого слоя, который характеризовался вооруженной борьбой за отстаивание "вольностей", начинается с середины 20-х годов XVII века. Его знаменовало казацкое восстаниепод предводительством гетмана Марка Жмайла. Однако, и в последующие годы казаки не оставлялидипломатических мер для сохранения прав и привилегий. До Варшавы неоднократно прибывали посольства с жалобами на притеснения со стороны местных властей. Наряду с требованиями об увеличении зарплаты и предоставления средств на содержание артиллерии послы просили разрешения на свободу сношений с Московским государством для отпора турецькотатарськоїагрессии. Под видом традиционного пункта о подтверждении "древних привилегий" казаки фактически стремились добиться ряда новых прав ивольностей, в частности в судебных делах со шляхтой, делам казацких вдов, проживание в шляхетских имениях и тому подобное.

В 30-х годах казаки также неоднократно ставили требование перед правительством Речи Посполитой о признании "рыцарских" прав. Вместе с тем пытались добыть их и силой оружия во время восстаний 1630, 1637-1638 гг Однако "Ординация Войска Запорожского" 1638. ликвидировала большинство привилегий казачества.

Утверждение украинского казачества как сословия окончательно состоялось в ходе Национально-освободительной войны, когда в его руки перешла общественная власть. Кстати, незавершенность сословной организации, по мнению А. Л. Станиславского, была одной из важных причин, которые не позволили российскому казачеству захватить власть в Московском государстве в начале XVII века.59. Права и привилегии казаков были подтверждены уже в Зборовском договоре от 8 августа 1649. Созданная в ходе военного противостояния форма соглашения и, очевидно, вера казацкой старшины в ее незыблемость, обусловили и появление традиционного формулировка положения без детализации: "При вшеляких давных вольностях его королевской милости Войско свое Запорожское прячет (против давных жалованных грамот свою жалованную грамоту тотчас выдает)" 60. Находящиеся на государственной службе не только освобождались от налогов и феодальных повинностей, но и распространяли свою казацкую администрацию на весьма значительную территорию Украины, на которой они могли проживать независимо от подчиненияимуществ (государственных или частных). Соответственно казак подлежал юрисдикции исключительно сословного суда. Через казацкие правительства должно реализовываться право на землевладения, прежде всего ранговое, а также наследственное. Воплощению в жизнь казачьих привилегий должна была способствовать запрет расположение в Киевском,Брацлавском и Черниговском воеводствах коронного войска и предоставление правительств обывателям "веры православной", то есть украинцам. Материальный достаток казаков, помимо государственной платы, должны основываться на собственном хозяйстве. Кроме того, в договоре подчеркивалось, что крестьяне или мещане, проживавшие вне очерченными пределами и хотели стать казаками, получали право "без гамовання панского выйти со всею маетностью на Украину" для записи в реестр.

Из текста договора трудно судить о закреплении в нем политических прав казачества, в частности, относительно избрания депутатов в вальных сеймов или судебных трибуналов Речи Посполитой. Однако, создание полково-сотенной системы управления открывало перед казаками широкие возможности избирать и быть избранными на земские правительства и, соответственно, влиять на ситуацию в регионе. Тем более, что центром политической деятельности казачества фактически стал Чигирин, который узаконювався как гетманская резиденция "при булаве Войска Запорожского".

Развертывание Национально-освободительной войны существенно повлияло на реализацию казацких прав и привилегий. В атмосфере социальной напряжения и ведение боевых действий против коронного войска иначе и не могло быть. После Переяславской рады 1654 г. изменилась и политическая ситуация.Значительную часть украинских земель была включена в российское государство. Наступила реальная потребность возобновить юридические нормы казацкого статуса.

Конкретизация отдельных аспектов сословных вольностей нашла отражение в "Статьях Богдана Хмельницкого", поданных казацкими послами в Москву царским воеводам как проект межгосударственного соглашения. Так, в первом пункте, в частности, отмечалось: "как из веков бывало в Войске Запорожском, что своими правами суживалися и вольности свои имели в добрах и в судах, чтоб ни воевода, ни боярин, ни стольник в суды войсковые не вступались, но от старшин своих чтоб товарищество сужены были: где три человека Козаков, тогда два третяго должны судить" 61. Вполне очевидно, что, опираясь на предыдущий опыт, когда шляхтичи вмешивались в казацкие дела, Войско Запорожское стремилось в будущем не допускать подобного со стороны теперь уже российских чиновников. Не менее важным было и положение седьмого артикула: "Имений козацких, чтоб никто не отнимал; которые землю имеют и все пожитки с тех земель чтобы при тех имениях добровольно имели; вдов после Козаков осталных чтобы и дети такие же вольности имели, как предки и отцы х" 62. То есть фактически сословный статус должен оставаться и запотомками, даже если казак погибал во время прохождения государственной службы. Этим еще раз подчеркивались имущественные права казачества.

В процессе согласования казацкий проект претерпел изменений За отсутствия оригинала "Мартовских статей" приходится ссылаться на приближенный образец, опубликован в документальных сборниках "Акты, относящиеся к истории Южной и Западной Руси" и "Воссоединение Украины с Россией". В 11 пунктах "Статей" достаточно рельефно отражалось положение казачества в тогдашнем обществе. Некоторую конкретизацию договора вносит жалованная грамота московского царя Алексея Михайловича гетману Богдану Хмельницкому и всему Войску Запорожскому от 27 марта 1654 г. В частности, в одном из пунктов указывалось:"именей казатцких и земель, которые они имеют для пользы, отнимати у них и вдов после казаков осталых у детей не велели, а быти им за ними попрежнему"63. В то же время численность казачества ограничивалась 60 тысячами при том, что в ходе Национально-освободительной войны в войске БогданаХмельницкого в течение десяти лет находилось несколько сотен тысяч людей, которые считали себя казаками и не имели намерения возвращаться в феодальную зависимость.

Зборовский договор 1649. и "Мартовские статьи" 1654 г. были юридическими актами, которые определяли положение Украины в составе Речи Посполитой и Русского государства. Как справедливо заметил А. П. Ткач: "В них устанавливались наиболее существенные нормы, которые определяли правагетмана, судебную организацию и источники права, а также права и привилегии классов и отдельных социальных групп"64. То есть, в упомянутых соглашениях украинское казачество окончательно добилось законодательного подтверждения сословных прав. Приоритет на занятие правительственно-исполнительных должностей в управлении государством, обеспечили ему привилегированное положение среди других социальных слоев. Экономическая основа сословных прав гарантировалась платой за государственную службу и хозяйствованием в собственных наследственных или ранговых имениях. Казак подлежалюрисдикцїі исключительно сословного суда, имел право свободного выбора места жительства и свободы занятия промыслами. Широкое привлечение к государственной жизни способствовало активнойполитической деятельности казачества.

Следовательно, уже по литовской суток украинское казачество сформировалось в отдельную группу населения южного пограничья. Права и привилегии, зафиксированные в постановлениях правительства Речи Посполитой 70— 80-х годов XVI ст. положили начало утверждению казачества как социального слоя. Казаки приложили немало усилий для сохранения "вольностей", старались избегать контроля местной власти, добивались расширения численности реестрового войска, создавали собственные органы самоуправления. С середины 20-х годов XVII века. в отстаивании прав они прибегали к самым радикальным мерам, возглавляя массовыенародные восстания. Правовые условия функционирования казацкого сословия имел обеспечить Зборовский договор, однако в полной мере они реализовались только с подписанием "Мартовских статей".

 

4.3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.233.189 (0.233 с.)