Украинское казачество и православие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Украинское казачество и православие



 

Значение конфессионального фактора в жизни человека средневекового общества трудно переоценить.Он составлял доминанту морально-этических ценностей, реально влиял на социальное поведение личности.Чрезвычайной остроты религиозное вопрос приобрел с развитием реформационного движения. Жесткое противодействие последнем оказывала католическая реакция, в этом процессе оплотом Ватикана вцентрально-восточно-европейском регионе стала речь Посполитая, в состав которой входили и украинские земли.

До XVI века. веротерпимость была одной из характерных рис общественной жизни Украины. Однако, развитие контрреформации обусловил усиление католического влияния, прежде всего, в Галиции и западных районах Волыни и Подолье. Широкую деятельность в различных сферах общественной жизни развернул в Вещи Посполитой орден иезуитов. Постепенные католической идеологии способствовала и нестабильностьв среде православной иерархии.

Одним из первых шагов конфессиональной конфронтации стала реформа календаря, проведенная папой Григорием XIII осенью 1582 г. Юлианский календарь, по которому продолжал жить православный мир, отклонялся преимущественно путем принуждения и насилий. Реформа вызвала оппозицию даже в некоторых католических кругах. Религиозное противостояние в Речи Посполитой не способствовало стабилизации общества, поэтому 21 января 1584 г. король Стефан Баторий издал специальную грамоту, направленную всем государственным чиновникам, где, в частности, говорилось: "О то вольно есть и мает быти кождому набоженства и веры своее употреблять,праздники святить и обходить; а за то они никоторое трудности, пренагабаня, шкоды и грабежов терпети не имеют. Кгдыж люди греческого закону до тое реформации а нового без призволеня старшего, патриархи своего, кгвалтом примушаны быти не имеют. Для чего хочем цели и приказывает вам, абысте ым праздников их обходить и святить не запрещали, переказы и пренагабаня, аны грабежов за то, аны деспектов жадных не чинили, постерегаючи того, якобы покой и согласие между розными в вере и набоженстве были захованы"37. Ситуация еще больше обострилась с избранием королем Речи Посполитой в 1587 г. Сигизмунда III, на воспитание которого большое влияние имели иезуиты 38.

Польская шляхта считала православие религией и ниже наносила всевозможных притеснений в отношении построения храмов, культовых служб "людям греческой веры" и тому подобное. В конце концов, решения Брестского собора 1596 г. положило начало упадку православной церковной иерархии. Униатство иполонизация быстро охватывало новые слои украинского населения.

Брестская уния вызвала острую оппозиционную реакцию, об этом свидетельствовали выступления православных на сеймах и сеймиках также произведения писателей-полемистов, которые приобрели четкой антикатолицької направленности. Заметно активизировалась деятельность братств, но наибольшую опасность для властей составляла новая общественная сила — казачество. Религиозность в его среде проявлялась мало. Даже традиционный обряд принятия в сечевого общества, включал и понятие веры, особой строгостью не отличался. Только походы запорожцев против татар велись под лозунгом борьбы с "неприятелем святого Христа" 39. Вместе с тем, обострение социальных и конфессиональных противоречий в Украине в конце XVI века. обусловило вмешательство казачества в их решения. Уже во время восстания во главе с Северином Наливайко казаки включались в борьбу с врагами православия. Они разгромили имения сторонников унии — луцкого старосты Александра Семашко и Яроша Терлецкого. Слуга луцкого епископа Кирилла Терлецкого Григорий Степанович, который ехал из Кракова в Луцк, жаловался к гродського суда 7 октября 1595 г., что казаки, возглавляемые Ростопчою, поймали егои отобрали "листы и с мамрамы его милости владыки луцкого и других епископов из Кракова, здесь, к протопопы и наместника его милости луцкого, абы тые справы и мамрамы, в делах духовных водлуг науки и писанья листовного, отдал в схованья церковного, под тот отъезд владыки его милости в Рим то Есть перед отъездом Ипатия Потия и Кирилла Терлецкого в Ватикан.

После Брестского собора митрополит Михаил Рогоза, который принял унию, пытался подчинить себе Киево-Печерский монастырь. Архимандритом его был противник униатства Никифор Тур. Проклятиями на своего противника Рогоза не ограничился и добился королевского приказа о передаче монастыря униатам.Однако, выполнить поручение Сигизмунда III слуге митрополита Ивану Кошицю не удалось, поскольку монахи не открыли ворот. Попытка силой Рогозы овладеть отдельными монастырскими имениями также не увенчалась успехом. На помощь Никифору Туру пришли "наливайки", то есть казаки, и выгналимитрополичьего управляющего Гурия Островецького из сел, подчиненных монастырю41. В выписке из оршанской гродської книги от 14 октября 1599 г. содержится заявление униатского митрополита Ипатия Потия относительно действий киево-печерских монахов, которые совместно с мещанами и казаками не допускали ввести его во владение селами, которые принадлежали Печерскому монастырю. Потей жаловался на "чернцов киевских, прозываемых на Иону Корченина а на Оксентия Лагеря, которые дей припомневшибоязни Божое и срокости права посполитого, менуючысе быть капитулую Киевского, приспособивши к себе гултайства лотров Козаков и иншых посторонних людейнемало, с розным оружьем войне принадлежащим птице, въежджаючи своевольне до тых сел руских... села Печерска, села Цвиркова, села Борсуков, села Холик, села Озеран и села Тарасович, так тоже: и до других сел, подданых его милости отцамитрополитовых, которые дей по праву слушным с ласки его королевской милости монастырем Печерским и со всеми добром, к нему належачими, впрод речоному отцу митрополиту есть отданы; тогды дей тые впрод речоные чернцы Иона Корчений и Оксентий Табор, не ведаючи из которых причын набравшысе своеволи, не заботясьничего и в звирхность его королевское милости и старшего своего его милости отца митрополита киевского архимандрита Печерского, вот хозяин короля эго подданого, и теперь дей в чистых селах лежат, подданых дерут, липять, уничтожают и пустошать"42. Отдельные локальные антиунійні выступления в различных регионах Украины случались и в последующие годы.

Ярко проявилась солидарность казачества с духовенством в деле защиты православия весной 1610 г.,когда митрополит Ипатий Потей пытался подчинить себе киевские церкви и склонить местное духовенство к унии. С этой целью он прислал в Киев наместника Антония Грековича, но там православие чувствовало за собой вооруженную силу казачества. Вызов Грековичем киевских священников до Софийского собора на общую службу не имел успеха. Наоборот, духовенство повело агитацию среди прихожан, предостерегая: кто придет к церкви, будут крестить в чужую веру. А небольшойотряд казаков расположился перед Софией, останавливая прибывших горожан. Тогда Грекович запечатал церковь, чтобы не дать православным провести свою службу Казацкая депутация во главе с Григорием Середой, с своей стороны, подала протестацію ккиевского гродського суд от имени запорожцев против обвинения их Антонием Грековичем. "И мы тоже,— отмечалось в документе,— яко сынове тоеж соборное апостольское восходное церкви будучи, именем всего Войска Козаков Запорозских... до их милости панов народов тоэ православное веры и религии старожитное и при духовных лицах не отсчепенцах (уніатах.— В. Щ.) и неотмитных переставать головы против упорови кгвалт в релей нашей старожитной православной оказывает желая, протеста емся"43. Стремление защищатьстарожитну православную религию звучало и в письме запорожского гетмана Григория Тискиневича до киевского подвоеводы Михаила Холоневского от 29 мая 1610 г.: "За церковь нашу восточную, а за веру греческую головы свои быхмы мели вси положить... и защищает словом нашим рыцерским обецуем" 44.Здесь же содержалось предупреждение: если униатский наместник не отречется от своего намерения, будет совершено расправу над ним. Это организованное выступление украинского казачества и православного духовенства заставил Антония Грековича и его покровителя Ипатия Потия отступиться.

Вскоре в Киев приехал православный епископ Неофит. Опираясь на поддержку казаков, он рукоположил нескольких священников киевской епархии. Архимандрит Печерского монастыря Елисей Плетенецкий в 1613 г. с помощью казачества вернул большие владения, захваченные ранее униатами 45. Через три года король Сигизмунд III подтвердил права Печерского монастыря на эти земли. За попытки отобрать у православных Михайловский монастырь униатский наместник Антоний Грекович поплатился жизнью, что произошло не без помощи казаков.

На сеймах Волыни, Киевщины, Галичины неоднократно ставился вопрос о свободе православия, но на их резолюции в Варшаве долгое время не считались. Лишь в 1618 г. по постановлению сейма декларировалось право на вероисповедание людей "греческой религии" 46. Здесь же отмечалось, что окончательно обозначенная проблема будет решаться на следующем сейме. Объяснить такое "лояльное" отношение правительства Вещи Посполитой к иноверцам можно, лишь выяснив ситуацию, что сложилась.Еще в 1617 г. королевич Владислав в погоне за русским короной организовал экспедицию в Москву, но вскоре сам оказался в затруднительном положении 47. Сигизмунд III в очередной раз обратился за помощью к казаков. Одним из условий, которые поставил гетман Петр Сагайдачный перед королем за московский поход, было восстановление православия в Украине. Экспедиция закончилась подписанием выгодного для Речи Посполитой Деулинского перемирия 1618 г., но официальной оценки участия в ней запорожцев на сейме 1619 г. не прозвучало. Решение вопроса о свободе православия было отложено на будущее.

Решительное вмешательство казачества в религиозные дела произошло накануне миссии иерусалимского патриарха Феофана в Украину в 1620 г. Московская экспедиция укрепила запорожцев в сознании своей силы и значения, расширила их политические горизонты. Незначительная уступка со стороны правительства во время подписание Роставицкой комиссии (1619) — увеличение реестра с одной до трех тысяч человек, безусловно, не удовлетворила казачество. Несмотря на суровую запрет, запорожцы обратились к новых походов на Крым и Черное море. В то же время на начала 1620 г. в Москву прибыло казацкое посольство от имени гетмана ПетраСагайдачного во главе с Петром Одиночкой. Официальная цель визита сводилась кпросьба стать на службу московскому царю. В записке Посольского приказа о приеме запорожских послов от 20 февраля, в частности, говорилось: "черкасы, Петр Одинец, говорили: прислали их все Запорожское Войско гетман Саадачной с товарыщи, бити челом государю, объявляя свою службу, что оне все хотят ему, великому государю, служит головами своими попрежнему, как оне служили прежним великим росийским государем, и в их государских повелениях были, и на недругов их ходили, и крымские улусы громили, а ныне они по тому жеслужат великому государю48. Однако, более вероятно, что этой акцией Петр Сагайдачный пытался повлиять на польское правительство и добиться легализации православия в Украине. Во всяком случае, эта миссия ярко свидетельствует об умении казацкого гетмана пользоваться не только военными, но идипломатическими средствами для достижения поставленной цели.

Вопрос вероисповедания в Украине нарушались, и под время переговоров Петра Одинца с московскими дьяками Иваном Грамотіним и Саввой Романчуковим конце февраля 1620 г. Однако последних, как участников двух враждующих сторон в ходе Тридцатилетней войны, оно интересовало только в контекстевзаимоотношений Московии и Польши. Казаки не ограничились этими переговорами и, как свидетельствуют дальнейшие события, использовали момент для встречи с иерусалимским патриархом. Этот факт нашел подтверждение в тексте "Протестацыи" Иова Борецкого 49.

Феофан прибыл в Украину 15 марта 1620 г. Уже на границе с Московией его встретил Петр Сагайдачный и сопроводил в Киев. В доме Богоявленского братства на Подоле иерусалимский патриарх находился подзащитой магистратских властей и особой казацкой охраной. Впоследствии Феофан посетил казацкий Трахтемировский монастырь, Канев и Черкассы, что вызвало тревогу польских властей. Для сопровождения патриарха по территории Речи Посполитой Сигизмунд III назначил пристава феликса Почановського.Коронный гетман Станислав Жолкевский грамотой от 5 мая 1620 г. специально оповещал представителейадминистрации в Украине о миссии Почановського и приказывал всячески способствоватьпутешествия патриарха50.

Беспокойство в Варшаве усиливалось также в связи с избранием гетманом Якова Бородавки. Причиной этого изменения стало недовольство казаков Роставицькою комиссией и попытками Петра Сагайдачного реализовать непопулярные среди запорожцев отдельные ее пункты, прежде всего, сожжение казачьих лодок (чаек). Станислав Жолкевский считал Бородавку наиболее склонным к бунтов и, предвидя новые экспедиции запорожцев на Черное море, предупреждал короля об опасности таких акций для польско-турецких отношений. Коронный гетман предлагал арестовать Феофана, поскольку длительное пребывание патриархав Украине казалось ему подозрительным. Аналогичные мотивы звучали и в письме Сигизмунда III до Феофана от 1 августа 1620 г., однако король выражал надежду, что деяния патриарха будут способствовать "миру и спокойствию"51.

Право назначать епископов на епархии, как и право раздавать землю светским вассалам, были прерогативой исключительно королевской власти. Несмотря на то, что дипломатическим путем добиться замещения епископских должностей православными не удалось, украинское духовенство изменило тактику.В его кругах утверждавшийся намерение без согласия короля восстановить православные епископии. Этовопрос стал главным на собрании, созванном во время храмового праздника 15 августа 1620. в Киево-Печерском монастыре. Представители из Волыни, Подолья, Покутья, Подляшье, Литвы вместе с казаками, мещанами и православными шляхтичамиобратились к патриарха Феофана с просьбой совершить акт хиротонии. Колебания последнего и опасения "беды от короля и поляков" рассеял Петр Сагайдачный, гарантируя патриарху безопасность при выезде из Украины. Определяющая роль казачества в восстановлении православной иерархии подчеркнута в "Протестацыи": "люди рыцарские и горящие духом святолюбивим превелебності его (Феофана.— В. Щ.) сказали: Не был бы ты патриархом, не был бы ты пастырем добрым, не был бы ты Христовым и апостольским наместником, если бы превелебність твоя народурусском митрополита и епископов не посвятил и не оставил, застав нас здесь преследуемых и без пастырей"52.

В октябре 1620 г. патриарх иерусалимский Феофан рукоположил Иова Борецкого на митрополита киевского и галицкого и шестерых иерархов в сан епископов 53. Это событие, безусловно, имело большоезначение для православных. В то же время она затрагивала и интересы правительства Вещи Посполитой, который в течение четверти века искоренял православие в Украине, насаждая униатство и католицизм.Однако, через сложную политическую ситуацию, однозначной реакции из Варшавы не последовало. В начале ноября Сигизмунд III направил письмо к иерусалимскому патриарху с просьбой посодействовать выступления запорожцев на войну с Турцией. Кроме того, он послал к Феофана шляхтича Бартоломея Обалковский с целью принудить казаков выполнять королевскую волю.По факту восстановления православной иерархии вынужден был считаться и сейм, поскольку правительство намеревалось использовать казацкие силы для отпора турецкой агрессии. Автор сеймового дневника отметил настойчивость послов Киевского воеводства в защите православия. Хронист объяснял ситуацию тем, что казаки и немало знатных людей приняли "греческую религию" под свою защиту и присягнули, что не отступятся от достижения цели54.

На территории Киевского воеводства политические и конфессиональные настроения казачества, мещанства и шляхты во многих аспектах совпадали, поэтому вполне вероятно, что среди них существовало соглашение, возможно, даже в форме присяги, об отстаивании православия. От имени волынских послов на сейме выступил чашник Лаврентий Древинський. Говоря об опасности турецкой агрессии, он обратил внимание на необходимость стабилизации политического положения в государстве, прежде всего, через успокоение православных: "В этой войне против главного врага Христа святого смело могу сказать, ваша королевская милость едва лине большую часть контингента будет требовать от народа нашего русского, а народ этот, если и дальше не будет удовлетворен в своих притязаниях и просьбах, как может заступать вместо шансов грудью своими ваше государство? Которые может оказывать старания для спокойствия от соседей, когда нет внутреннего покоя у себя дома? С каким сердцем, с каким чувством будет гасить своей кровью воспаленные стены отечества, когда не видит, что погашен внутренний огонь зажженных домашних стен? Кто же, Боже живой, не видит этого своими глазами, какие великие тягості, притеснения и невозможные горести терпит этот древний русский народ"55.

В постановлении сейма 1620 г. отмечалось о намерениях правительства признать в будущем православную церковную иерархию. Патриарх Феофан направил с Трахтемирівського монастыря в январе 1621 г. грамоту к Войска Запорожского, в которой содержалась просьба стать на защиту Вещи Посполитой в связи с турецкой угрозой. О необходимости совместного выступления запорожцев с коронным войском патриарх говорил также с казацкими полковниками и сотниками, которые постоянно находились при нем.

Незначительный успех православных на сейме 1620 г. после Цецорського погрома можно объяснить отсутствием непосредственного влияния украинского казачества на правительство. И уже в начале марта следующего года появился "Меморандум", в котором казаки выражали свою решительную поддержкуправославию. Этот документ было поручено увезти в Варшаву посольству, возглавляемому Марком Жмайлом, с приказом твердо отстаивать свою позицию в переговорах с королем. В "Меморандуме" содержалось требование "чтобы баниции и всевозможные протесты правні, унией нанесены как в Короне Польской, так и в Большомкняжестве Литовском и Русском братии нашей, народу русскому, от этого временинавеки ликвидировать приказано и церкви вернуть"56. Отдельным пунктом ало вопрос признания рукоположенных патриархом Феофаном православной митрополита и шесть епископов. Казаки требовали возвращения захваченного униатами собственного церковного добра религии греческой людям", включая Софию Киевскую. Итак, "Меморандум" отражал осознание казачеством необходимости укрепления православия для украинского народа, как одного из факторов борьбы против национально-религиозного угнетения.

Понимание политической ситуации и значения в ней конфессионального фактора четко прослеживается в письме казацкого вожака Яцка Метлы до митрополита Иова Борецкого от 12 апреля 1621 г. Метла извещал о активизацию католической церкви перед османской угрозой, что нависла над Европой, в частности, о переговорах представителей Ватикана с польскими властями. В то же время он отмечал, что в ситуации, когда король Речи Посполитой не сможет обойтись без помощи украинского казачества, униаты продолжали всячески притеснять православных 57.

Аналогичные тенденции прослеживались и во время казацкой рады в урочище Сухая Дубрава летом того же года, где решался вопрос участия в войне с Турцией. На совет прибыли митрополит Иов Борецкий,владимирский епископ Ієзикіїл Курцевич и 30 священников, подавляющее большинство которых была участниками собрания в Киеве 15 августа 1620 г. Митрополит призвал запорожцев защищать православие от "басурман" 58. От имени Войска Запорожского к королю направилося посольство во главе с ПетромСагайдачным. В его состав входил и епископ Курцевич, объявленный накануне Сигизмундом III вне закона.

Как сообщал один из униатских публицистов, содержание петиции, поданной казацкими послами, сводился преимущественно к улаживание религиозных дел. Прежде всего, это касалось утверждения королевскими грамотами новопоставлених иерархов на их правительствах и отмены универсалов, выданных на православных за последнее время. При условии выполнения этих требований казаки соглашались послужить Речи Посполитой 59.

По свидетельству современника Якуба Собеского, казацкие послы в Варшаве получили лишь устные обещания короля о признании православия 60. Однако, несмотря на приближение турецкой армии к границам Речи Посполитой, запорожцы не дождались результатов посольства и выступили в поход.Неопределенность важливоого для казачества вопрос, наверное, стала одной из причин самостоятельных действий гетмана Якова Бородавки, который противился соединению с коронным войском.

После успешного окончания Хотинской войны казачество, как сыграло в нем решающую роль, не отступил от своих конфессиональных требований. Из-под Хотина на Варшаву отправилось посольство запорожцев. Один из пунктов их петиции касался "успокоения веры нашей старинної греческой". В ответе короля акцентировалось об отсутствии в его универсалах призывов к принуждению принятия православными униатства, или ограничений кого-то в правах религию, поскольку он по старым обычаям и в дальнейшем практиковал предоставление жалованых грамот на землю шляхтичам греческой веры. Вместе стем, Сигизмунд III отказывался признать рукоположенных патриархом Феофаном новых владик, ссылаясь на неканоничность этого акта и отсутствие его личной согласия. Король предлагал для достижения компромисса созвать специальное собрание как светских, так и духовных лиц, положив в основу его решения постановления предыдущих сеймов, чтобы ни одна из сторон не оказывала бесправия и обид.Одновременно королевские комиссары должны были провести тайные переговоры с Петром Сагайдачным и старшиной и пообещать им королевские подарки. Такой была плата за услуги Речи Посполитой.

Неоднократные попытки дипломатическими средствами через сеймовые конституции добиться официального признания православной иерархии не увенчались успехом. Под разными предлогами правительство переносил рассмотрение этого вопроса на будущее. Папский нунций К. Торрес сообщал (1622) до Ватикана, преодолеть схизму очень трудно, поскольку за нее держится простонародья, которое находит оплот в казаках. "К тому же нельзя прибегать к насильственным мерам,— жаловался нунций,— потому что кроме свободы вероисповедания, за которую клялся король, препятствием становятся казаки, народ воинственный и смелый, который становится на оборонуее (православной церкви.— В. Щ.) время с просьбой, порой с угрозой на устах, но всегда с оружием в руках"61. В этой сложной ситуации морально-этическое сознание запорожцев сыграла роль духовной опоры, в противостоянии асиміляторським інвективам Речи Посполитой. Поддержка казачеством православие позволила духовенству в воззвании на сейм 1623 г. заявить, что праавославна вера может быть уничтожена только вместе с "народом русским" 62.

Отказ официального признания православной иерархии заставляла митрополита Иова Борецкого прибегнуть к поиску поддержки в московского царя. О причинах такого шага можно судить из письма от Борецкого 24 августа 1624 г. к проводнику литовских протестантов князя Криштофа Радзивилла, где содержалась характеристика положения православных: "Так со всех сторон притесняют нас, что хуже предателей и убежденных преступников, хуже неприятелей святого Христа, самих язычников, народ верный, господам доброжелательный, народ невинный, народ христианский, старожитний от той вавилонской кровихаоса в своем собственном панстві преследования терпимо"63.

В то же время Иов Борецкий послал в Москву луцкого епископа Исакия Борисковича. Последний должен был лично встретиться с царем и передать просьба митрополита. Смысл его сводился к освещению положения православия в Украине и неуверенности относительно его успешной обороны даже в союзе с казаками перед правительственными силами. Поэтому митрополит просил принять Украину и ВойскоЗапорожское под царскую руку, простив казакам опустошение Московии во время польской интервенции.

Московские дьяки довольно подробно проанализировали послание Иова Борецкого и, не найдя в нем ничего существенного для возможного вмешательство в украинские дела, дали малозобов'язуючу ответ. В ней, в частности, отмечалось, что в случае продолжения притеснений со стороны униатов и новогообращение к московскому царю и патриарху они примут решение об обороне православной веры в Украине.

Попытки Иова Борецкого наладить взаимоотношения с московским правительством было возобновлено и в следующем году. Прибыв к Трахтемирівського монастыря, он приобщился к делу нового казацкогопосольства под руководством Ивана Гири 64. Среди послов был и доверенное лицо претендента на султанский престол Александра Ахії Марк Македонянин. Его миссия заключалась в убеждении московских бояр в необходимости поддержки Ахії, как акции союза христианского мира против мусульманского тирана.Иов Борецкий лично дал рекомендательные письма послам к путивльского воеводы с просьбой посодействовать в решении вопроса. Однако и на этот раз московское правительство не решился вмешиваться в дела, которые могли бы привести к расторжению условий Деулінської соглашения с Речью Посполитой.

Борьба православных против католицизма и униатства в Украине во второй половине 20-х годов обострилась, что порождало атмосферу неуверенности и тревоги у местных властей. Участились выступления мещан, случались и крестьянские волнения. Широкий резонанс получили события в Киеве в начале 1625 г., где войт Федор Ходика и униатский священник Юзефович со своими помощниками начали закрывать православные церкви. На призыв горожан и духовенства из Запорожья прибыл отряд казаков во главе с Акимом Чигиринцем и Антоном Лазаренко. Вместе с киевлянами запорожцы "церкви где хрестьянскиероспечатоли, а киевского войта Федора Ходыку и мещан, которые с ним умышляли,перенимали"65. Погибли не только войт и униатский ксендз, но и несколько других чиновников, которые поддерживали меры против православных. В феврале 1626 г. старший реестра Михаил Дорошенко писал литовского гетмана Криштофа Радзивилла об отбытии казацкого посольства в составе МаксимаГригорьевича, Саввы Бурчевського, Филона Пашкевича и Лукаша Криштофовича к Варшаву на сейм. Послы должны были подать петицию в высший законодательный орган 66. Казацкий гетман просил князя поддержать петицию, где первым пунктом стояло просьба успокоения греческой религии", то есть речь шла о признании правительством православной иерархии.

В этих условиях среди правящих кругов Речи Посполитой возникла идея проведения согласующего православно-униатского собора. Подготовка к открытию проходила весной и летом 1629. Одновременномитрополит Иов Борецкий выдал в апреле того же года специальную грамоту, которой призвал духовенство, шляхту и светских лиц провести 9 июля поместный православный собор. Предполагалось всесторонне обсудить положение православной церкви. Бернардинский монах Фелициан Корженевский, который проживал в Киеве, писал униатского митрополита Иосифа Рутского о намерениях Борецкоговыступить против согласующего собора, заручившись поддержкой запорожских казаков67. Позже Корженевский в послании Иову Борецкому обвинял его в "преступном согласии" с запорожцами: "Много на основе явных признаков подозревают, что за вдохновение Вашей милости, как и раньше бывало, получилось так, что собралось такое большое количество казаков, и что они сражались с неверными — все это для того, чтобы, вернувшись, они сильнее восстали против святой унии, как уже эти безбожники явно этим угрожали иугрожают. Я говорю это не потому, что верю этому сполна, а как доброжелательный приятель, сообщаю об этом Вашу милость с целью предупреждения" 68.

О приглашении Борецким запорожцев к участию в соборе непосредственно прямых показаний нет.Однако казачество, которое было причастно до восстановления православной иерархии и в дальнейшем близко стояло к религиозным дел в Украине, не могло не реагировать на очередную попытку примиренияправославных с униатами. На киевский собор казаки избрали Андрея Лясоту и Сапрона Сосиновича.Извещая об этом письмом митрополита Иова Борецкого, запорожцы просили его через посланников сообщать на Сечь все, что могло случиться против православия, уверяя в готовности защищать его с оружием в руках 69.

На второй день работы собора казаки вручили грамоту митрополиту от имени Войска Запорожского. Сам факт составления грамоты свидетельствовал о их ориентацию в тогдашней конфессиональной ситуации, осознание своего места в общественной жизни Украины. В письме епископа Мелетия Смотрицкого, которыйперешел к униатству и находился на то время в Киеве, до митрополита Иова Борецкого, в частности, говорилось: "после полудня пришел ко мне один киевский казак по фамилии Соленик, который после приветствия со мной, поступил к меня по-казацки, как это ему подобало, прочитал длинную лекцию, а закончил еетем, что мы сии святыни добывали кровью нашей, кровью также нашей запечатувать их хотим, или и тех, которые нам когда-либо пренебрегали и от нее отступали"70. То есть, казаки намеревались отстаивать православие радикальными средствами и особенно негативно относились к отступников "религии греческой". Кстати, одной из причин неприязни запорожцев к старшего реестр Григория Черного слух о принятии им унии. С каждым днем росло количество казаков вокруг Михайловского монастыря, где проходил собор, поэтому его участники признали целесообразным переехать за пределы города кНикольского Пустынского монастыря. По свидетельствам королевского посла Адама Киселя, через противоречия между шляхтой и духовенством собор закончился безрезультатно 71. Однако устойчивая позиция православных иерархов, которых поддерживало казачество, сорвала планы правительства Вещи Посполитой относительно проведения согласующего собора во Львове.

Конфессиональный фактор стал одной из причин казацкого восстания под предводительством Тараса Федоровича. Послы Иова Борецкого — его сын Андрей и монахи Григорий и Иосиф — рассказывали путивльским воеводам в апреле 1630 г., что уже само расквартирование коронного войска на территории Киевского воеводства осуществлялось с конкретной целью — "чтобы в Киеве веру христианскую нарушить, а учинить унею римскую веру и на Казаков идти" 72. В сознании посланцев митрополита восстание казачества четко связывалось с борьбой православия против унии. На религиозный аспект восстания под предводительством Федоровича указывал и коронный гетман Станислав Конецпольский в своей реляции на сейме 1631 г.: "Поспели к ним письма от некоторых духовных лиц и светских, где извещали, что их уничтожают веру, церкви забирают, и просили, чтобы за веру стали; эти наущения раздражали чернь и всю Украину взбудоражили, так что никто с тамошної шляхты не был в безопасности в своем доме" 73. Интересно, что представители духовенства иногда даже возглавляли повстанческие отряды. Так, в жалобе униатского митрополита Иосифа Рутского и шляхтича Мартина до Корсака киевского гродського суда от 12 июня 1630 г. речь шла о действиях крестьян Бугаевки, Гвоздева и Безрадич, руководителем которых был монах Савва 74. Во время переговоров с польскими комиссарами казаки не скрывали наличия в восстании религиозного фактора. Даже в тексте Переяславского договора (1630) содержалось обвинение запорожцев, которые привлекли под свои знамена много "простых людей", ссылаясь на угрозу православию 75. Вместе с тем, и после завершения восстания Сигизмунд III вновь проигнорировал казацкую петицию с просьбой признать православную иерархию, несмотря на приближение конца срока перемирие с Московским государством.

Противоречия между правительством Речи Посполитой и украинским казачеством пытались использовать страны антикатолицькоі лиги.

В частности, Швеция стремилась привлечь запорожцев за высокое денежное вознаграждение на службу королю Густаву-Адольфу в войне с Польшей. Осенью 1631 г. в Украину прибыли шведские послы Пьер Ладмірал и Жан де Грева с письмом, в котором подчеркивалась приверженность запорожцев к "греческойрелигии" 76. Следовательно, не только в Украине, но и в Европе казаков воспринимали как верных защитников своего края и православия.

Власти пытались всячески препятствовать единению казачества с духовенством в деле защиты православия. Так, после смерти митрополита Иова Борецкого весной 1631 г. король обратился к киевского воеводы Януша Тышкевича с приказом вмешаться в дело выдвижения нового кандидата на должностьвысшего иерарха: "Для нас и Речи Посполитой многое будет зависеть от того, чтобы не была посажена казаками на это место какая-то непослушна человек и мятежник, который бы их потом бунтовал и настраивал против католиков и униатов" 77. По сведениям, которые дошли до Варшавы, претендентом на должность митрополита киевского и галицкого выступал слуцкий протопоп Андрей Мужиловський. Поэтому Сигизмунд III приказывал воеводе напомнить казакам, "чтобы они помимо нашей воли и предложений митрополита себе не выбирали, поскольку утверждение его принадлежит нам, согласно нашему королевскому правую и коронным уставам. И вы, ваша благость, со своим авторитетом и благоразумием должны это устроить, чтобы ни упомянутый Мужиловський, присвоив сан, ни кто-либо другой, который мог бы мешать и тревожить, митрополитом не оказался" 78. Как взаимную услугу король обещал передатьМихайловский Златоверхий монастырь, где располагалась раньше резиденция Иова Борецкого, в управление монахам ордена базиліанців, родственнику Герману воеводы Тышкевичу. Вместе с тем, зная характер запорожцев и их отношение к православных святынь, Сигизмунд III предостерегал киевского воеводу: "Еслиже казаки примут этот монастырь в свое владение и какой-нибудь общиной там будут проживать, ваша благость, остерегайтесь того, чтобы при изымании не дошло до какого-либо кровопролития, а затем и волнения казаков по всей Украине" 79. Безусловно, что в памяти короля еще хранились воспоминания о казацкое восстание под предводительством гетмана Тараса Федоровича, в котором конфессиональный фактор играл не последнюю роль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.173.244 (0.032 с.)