Физический контакт с матерью и его значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физический контакт с матерью и его значение



 

Китайская мудрость гласит, что при рождении ребенку исполняется девять месяцев, которые уходят на то, чтобы приспособиться к жизни в утробе. Еще девять месяцев ему потребуется, чтобы от нее отвыкнуть. Адаптация новорожденного к земному существованию продолжается в течение всего первого года жизни. В это время его ощущения разделяются на знакомые с утробы (для него они ассоциируются с источником счастья и удовлетворения) и незнакомые, земные (они таят в себе источник опасности). Знакомые ощущения новорожденного являются частью его врожденных ожиданий.

Адаптация ребенка к внеутробному существованию будет мягкой только в том случае, если симбиотическое единство с матерью, к которому он привык за девять месяцев, будет продолжено и после рождения.

 


Физический контакт с мамой — ее прикосновения, ношение на руках, ука­чивание, совместный сон и кормление грудью — первое и самое важное условие мягкой адаптации новорожденного к но­вым условиям внеутробной жизни и гаран­тия полноценного развития его нервной системы.

С утробы новорожденный сохраняет память о материнских запахах, вкусах, зву­ках, прикосновениях. Они поддерживают

Материнская заботапонятие биологическое. В природе оно появляется у сложных высокоорганизованных животных, у которых процесс формирова­ния нервной системы и головного мозга не заканчивается внутриутробно, а продол­жается после рождения. Роль мамы в этом случае сводится к тому, чтобы заботиться о потомстве ровно столько времени, сколько детенышу требуется на развитие головного мозга. Если мама не может создать необходимых условий, то в дикой природе детеныш погибает

его положительные эмоции и чувство пол­ной безопасности. После рождения ребе­нок нуждается в сохранении прежних ори­ентиров, что может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с ним матери.

Чтобы лучше понять значение внутри­утробного опыта новорожденного, можно представить себе ситуацию, аналогичную ситуации рождения, и рассмотреть ее с точ­ки зрения взрослого человека. Если взрос­лый человек внезапно попадет в незнакомое место, он переживет потрясение и, в первую очередь, постарается убедиться в своей без­опасности и найти какие-нибудь ориенти­ры, соответствующие его прежнему опыту. Только поняв степень своей безопасности и получив опорные ориентиры, он начнет предпринимать какие-либо действия.

Точно также чувствует себя и ново­рожденный, лишенный контакта с мате­рью. Появившись на свет и не находя преж­них ориентиров, он переживает чувство невыносимой тревоги и ощущение беско­нечного падения. Если мамы нет рядом, в этом долгом падении его психика и тело разделяются, и он переживает маленькую смерть. Эти ощущения тем более впечатля­ющи, если учесть, что младенец абсолютно зависим и не может защитить себя.

Мать создает множество стимулов, которые необходимы для полноценного развития нервной системы ребенка. Все эти стимулы она создавала для него еще во вре­мя беременности. После рождения разница состоит лишь в том, что теперь дитя находится снаружи.


 

 
 

 


врожденные ожидания новорожденного


 


Тактильная стимуляция

 

Ребенок нуждается в постоянной так­тильной стимуляции матери. Материнские прикосновения, поглаживания, поцелуи, ощупывание всех частей тела малыша, объ­ятия и тисканье стимулируют его кровооб­ращение, обеспечивают полноценный рост и хорошую прибавку в весе. Именно при­косновение способствует развитию голов­ного мозга ребенка и его нервной системы в целом, а также обеспечивает развитие его эндокринной и иммунной систем.

Установлено, что новорожденные крысята, изолированные от матери, пере­стают расти, если мать их не вылизывает, поскольку у них прекращается или резко за­медляется выработка гормонов роста. Когда же такое вылизывание сымитировали при помощи влажной кисточки, уровень гормо­нов роста поднялся и рост возобновился.

Прикосновения и поглаживания — это важнейший стимулятор центральной нервной системы. Эксперименты показа­ли, что тактильная терапия воздействует на увеличение у детей массы тела. Легкий на­жим стимулирует веточку мозгового нерва, известного под названием блуждающего. Выделяя гормоны типа инсулина, он акти­визирует деятельность желудочно-кишеч­ного тракта. Благодаря более высокому уровню инсулина пища лучше усваивается, и ребенок быстрее растет. Недоношенные дети, утверждает Тиффани Филд, директор Института тактильных исследований при Майамском университете, ежедневно по­лучающие сеанс массажа, набирают в весе на 47% больше и покидают родильные до-

Исследователи наблюдали, как возрастает циркуляция крови в коже, пальцах, кистях, стопах младенца, когда мать дотрагива­ется до ребенка

 

Если мама не овладела искусством ношения ребенка на руках, он будет отставать в развитии и не сможет реализовать свою индивидуальную программу, опреде­ленную природой

ма на шесть дней раньше. Тактильная тера­пия помогает при коликах, расстройствах сна и повышенной возбудимости.

Тактильная терапия также снимает стрессовые состояния: в моче новорожден­ных, получавших сеансы массажа, ниже со­держание кортизола — гормона стресса, ко­торый в определенной концентрации спо­собен уничтожать клетки, крайне важные для иммунной защиты.

 

Холдинг

 

Слово «холдинг» — это широко ис­пользуемый психоаналитический термин, происходящий от английского слова «to hold», что означает «держать на руках». В широком смысле этот термин означает «нянчить», «заботиться» о ребенке через ношение или нахождение на руках.

Холдинг, помимо тактильной стиму­ляции, дает ребенку чувство психологиче­ской защищенности. Мама согревает малыша своим теплом и окружает аурой запахов и звуков, которые ему прекрасно знакомы.

 

Укачивание

 

Во время беременности мать посто­янно качала ребенка в ритм своих шагов, обеспечивая развитие его вестибулярного аппарата. После рождения малыш тоже нуждается в развитии органа равновесия, поэтому он испытывает необходимость в укачивании и ношении на руках, которые, кроме того, благотворно влияют и на его нервную систему.

Укачивание малыша, также как и ношение на руках, требует от матери ловкости и умения.


врожденные ожидания новорожденного


Совместный сон

 

Совместный сон с мамой, как днем, так и ночью, необходим новорожденному для полноценного развития нервной систе­мы. Обеспечивая привычный внутриутроб­ный комфорт, он дарит малышу чувство без­опасности и постоянного присутствия ма­мы, без которой он не в состоянии выжить.

Особенно ценными являются ночные кормления. Во время сна состав женского мо­лока наиболее полноценен и наилучшим об­разом соответствует потребностям ребенка.

Около 80% сна новорожденного со­ставляет парадоксальный, поверхностный сон, во время которого он контролирует ок­ружающую обстановку. Если мама рядом и малыш окружен ее теплом и запахами, слы­шит спокойный ритм ее сердца, то он чув­ствует себя в безопасности. Если мамы ря­дом нет — малыш испытывает дискомфорт

и чувство глубокой тревоги.

 

Грудное вскармливание

 

Грудное вскармливание — это контакт с мамой, привычные запахи и вкусы, телес­ный комфорт, удовлетворение рефлекса со­сания, чувство безопасности, источник пи­щи и жизни, отлаживание всех функций ор­ганизма, становление и развитие иммун­ной, нервной и эндокринной систем.

Прикладывание к груди является так­же полноценным средством для компенса­ции стрессов ребенка. Расплакавшийся ма­лыш очень быстро забывает о боли или страхе, если мама дает ему грудь.

 

 

Во многих странах Африки, Азии и Ла­тинской Америки родители принципиаль­но спят вместе с детьми. Исследования показали, что дети, которые спят в од­ной постели с родителями (или со стар­шими братьями и сестрами), чаще про­сыпаются и требуют кормления, но зато реже плачут, а кроме того, от матери они получают поток тактильных, обо­нятельных и двигательных ощущений, весьма важных для стимуляции разви­тия. В дальнейшем такие дети лучше спят и не страдают от кошмарных снов.

Психоэмоциональный контакт

 

Новорожденный ребенок наделен способностью испытывать те же эмоции, которые испытывает его мать. Помимо физических прикосновений матери, ма­лыш нуждается в общении с ней, ее ласко­вом взгляде, улыбке, ласковых речах, об­ращенных к нему. Общение матери и ре­бенка чрезвычайно важно для развития у малыша зрения, слуха и способности к со­циальному и речевому общению. Чтобы ребенок вырос полноценным, мать долж­на разговаривать с ним с первых дней его жизни. Основу такого общения можно найти в пестовальной гимнастике для грудных детей (см. стр. 62).

Для полноценного общения матери и ребенка большое значение имеет кормле­ние грудью. Отклик матери прикладыва­нием ребенка к груди в ответ не только на дискомфорт, но также на тревогу и любое беспокойство создает у младенца то ощу­щение защищенности, которое обеспечи­вает полноценное развитие его психики и интеллекта.


 

врожденные ожидания новорожденного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.015 с.)