Когда и как пестовать младенца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когда и как пестовать младенца



В помощь молодым мамам мы при­водим комплекс упражнений, который на Руси испокон веков являлся неотъемле­мой частью ухода за грудным ребенком. В освоении пестовальной гимнастики маме должен помогать инструктор по обучению материнскому искусству, а книга подска­жет сопровождающие тексты и облегчит запоминание самих упражнений.

Приступать к занятиям пестовальной гимнастикой следует не ранее, чем младенцу исполнится 6 недель. Примерно в это время ребенок начинает проявлять интерес к окру­жающему миру, стремиться к общению и способен более осознанно воспринимать направленные на него действия матери.

Полный комплекс упражнений дела­ют один раз в день, и 3—4 раза в день дела­ют отдельные упражнения. Например, «Потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся. Оптимальным является то время, когда малыш благодушно настроен. Обычно хорошее на­строение бывает у детей в первой половине дня в течение часа после пробуждения, но может быть и в вечернее время.

Хорошее настроение ребенка во время гимнастики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к собственному телу, и к тому, кто с ним занимается.

 

Гимнастика и массаж для грудного ребенка.

У новорожденного нет собственной мо­торной активности, его мышцы не го­товы активно откликаться на внешние воздействия. Поэтому до шести меся­цев, пока ребенок не начнет пытаться самостоятельно ползать, делать про­фессиональный массаж не только бессмысленно, но и травматично. Тем не менее, ребенок нуждается в пол­ноценном физическом общении, которое можно обеспечить за счет хорошего хол­динга и пестовальной гимнастики. Осо­бенно важно освоение пестования для тех мам, которые взращивают лишь первого или второго ребенка. Они пока еще не имеют достаточных навыков ловкого и энергичного ношения ребенка на руках и поэтому не могут только лишь за счет совершенного холдинга обеспечить его полноценное физическое развитие. Если ребенок имеет проблемы со здоро­вьем и ему показан профессиональный массаж, то маме просто необходимо обучиться пестовальной гимнастике. Профессиональный массаж даст устой­чивые положительные результаты только при условии ежедневно проводи­мой пестовальной гимнастики.


 

 

уход за новорожденным ребенком


Упражнения для ребенка от 6-ти недель до 3-х месяцев

1.


Потягунушки

Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело и обозначить его части. В древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и разви­тия ребенка.

Разворачивая проснувшееся дитя, мама 3—4 раза ла­сково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела. Затем она называет вслух и обозначает части тела малы­ша, фиксируя на них руки.

Это упражнение повторяют 2—4 раза.

Потягунушки, потягунушки! Потягуси, потягуси, потягунушки!

* * *

Потягунушки, потягунушки! Потягунушки-порастунушки! А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки, Поперек — толстунюшки, А в ушки — слышунюшки, А в глазки — глядунюшки, А носику — сопунюшки, А в роток — говорок, А в головку — разумок!


Массаж ножек

Цель: общий массаж ножек служит для развития ноги в целом и, в частности, для профилактики дефек­тов развития стопы. Кроме того, он усиливает кровооб­ращение и способствует развитию интеллектуаль­ных способностей детей.

Массаж начинаем с поглаживания всей ножки (рис. 1, 2). При поглажи­вании не затрагивают вну­треннюю часть бедра, гла­дят только голень.

Затем делаем легкое растирание (рис. 3, 4). При растирании тоже не затра­гивают суставы и внутрен­нюю часть бедра.

Далее проводим мас­саж пальчиков


(рис. 5, 6), растирая каждый пальчик (мизинец, безымянный и т. д.) и при этом пригова­риваем:

Пальчик, мальчик, хулиганчик!

Завершаем общий массаж поколачиванием пяточки (рис. 7) с приговором:

Куй, куй, каблучок! Подай, бабка, башмачок.

Не подашь башмачка — не подкуем каблучка.

 

После поколачивания переходим к массажу другой ножки.


уход за новорожденным ребенком


3. Разведение ножек

Цель: способствова­ние общему развитию но­ги, развитие тазобедренно­го сустава и профилактика врожденного вывиха бед­ра, коррекция гипертонуса и гипотонуса мышц ног.

Это упражнение про­

1) Поочередное отве­дение ног. Одну ножку фиксируем выпрямлен­ной, водится в два этапа по другую отводим в сторону, сгибая ее в колене. При этом приговариваем: 2—3 раза для каждой Ножка, ножка, Где твоя дорожка? ноги:

 

 

Ножки, ножки,

Ножки, ножки

Побежали по дорожке.

 

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

2) Разведение ножек, или «лягушка». Сгибаем ножки в коленях и захватываем Нарвите горошку

их сбоку. Придер­живая ноги за колени, делаем движение «велоси­пед»,.

а затем разводим их в стороны в положение «ля­гушка», приговаривая: Топы- топы, ножки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

4. Опора ножками Будем танцевать

Из положения «лежа на спине»

ставим ножки ступнями на опору, Большие ноги,

согнув их в коленях, и начинаем Шли по дороге:

поочередно переступать или Топ, топ, топ.

«топать» ими. Повто­ряем Маленькие ножки

упражнение 2—3 раза, Бежали по дорожке:

приговаривая: Топ, топ, топ, топ, топ.

 

Массаж живота

Цель: развитие мышц брюшного пресса, профилак­тика пупочной грыжи.

Ставим кулачок на пупок и начинаем делать расти­рание вокруг пупка круговыми движениями по часовой стрелке, т. е., другими словами, массируем пупок. При проведении массажа живота делают 10—15 круговых дви­жений.

Массаж груди

Цель: развитие мышц грудной клетки.

Интенсивное поглаживание грудки малыша делают двумя пальцами, очерчивая два симметричных полукруга по краю ребер. При массаже груди не следует затрагивать околососковое пространство и область в радиусе 1 см вокруг него. При проведении массажа груди делают 4-7 движений.

 
 


уход за новорожденным ребенком


Упражнения для рук

Цель: способствование общему развитию руки, коррекция гипертонуса и гипото-нуса мышц рук. Помощь ребенку в осознании руки как части тела.

Разведение рук

И батюшке — сажень,

И матушке — сажень,

И бабушке — сажень,

(далее перечисляют несколько

родственников)

А нашему мальчику (девочке) —Долга, долга, долга, долга!

 

На словах последней строчки делаем ручками ребенка короткие взмахи, слегка встряхивая их, тем самым способствуя максимальному разгибанию рук в локтевом суставе.

Проводя упражнение, мама должна смотреть в глаза ребенка и стараться вызвать у него положительные эмоции. Упражнение делают 1—2 раза.

 

Движение «бокс»

Сгибаем ручки ре­бенка в локтях, а затем по­переменно вытягиваем их вперед, как бы боксируя невидимого противника или изображая подтягива­ние каната.

 


При этом приговари­ваем

(1—2 раза):

Тяни холсты,

Холсты просты,

Тяни, тяни, потягивай, Поперек, поперек перекладывай.

Завершаем упражне­ние «обхватыванием», ко­торое делают на послед­нем слове потешки. Для этого упражнения можно использовать и другую приговорку:

Тоню тяну, Рыбу ловлю, Ловись, ловись, рыбка, Маленькая и большая!

 

На словах последней строчки руки малыша раз­водят широко в стороны.


Переворот на живот

Захватываем ножки малыша под коленями и переворачиваем его на жи­вот, двигая колено одной из ножек к поверхности, на которой он лежит. Это упражнение способствует лучшему освоению ребен­ком переворота со спины на живот.


уход за новорожденным ребенком


9. Массаж ягодиц (рис.1,2)

Цель: дать малышу возможность ощутить эту часть тела, активизировать кровообращение в этой области, что тонизирует и укрепляет мочеполовую систему.

Гладим ягодицы ребенка в произвольном порядке и при этом приговариваем, расхваливая попку младенца на все лады.

Растирание ягодиц делают кулачком симметричны­ми круговыми движениями, направленными наружу.

В процессе массажа делают 5—10 поглаживаний и 5—10 растираний.

10. Массаж спинки Поглаживание (рис.3)

Цель: дать малышу возможность ощутить свою спин­ку, активизировать кровообращение мышц и кожи спины.

Гладим спинку ребенка широким движением от яго­диц вверх тыльной стороной кисти, а от плеч вниз пере­мещаем руку, легко касаясь спинки ладонью. При этом приговариваем, хваля спинку на все лады. Повторяем по­глаживание 5-7 раз.

Растирание (рис.4,5)

Цель: активизировать кровообращение мышц и кожи спины.

Растираем спинку малыша, проводя кулач­ком от ягодиц к плечам, а затем спускаем руку вниз, проводя легкое поглажи­вание ладонью. Растира­ние проводят 5—7 раз.

 

«Точечный массаж» (рис.6)

Цель: улучшение тактильной стимуляции спины, способствование общему разви­тию нервной системы ребенка.

«Точечный массаж» проводят в два этапа.

 

 


1) Шагаем пальцами по по­звоночнику от копчика до 7-го шейного позвонка, воздействуя на кожу ребен­ка. Повторяем упражнение 3 раза. Проводя упражне­ние, приговариваем:

 

Баю, баю, баю, бай,

К нам идет старик Бабай. Бабай идет, пирожок несет, Ванечке в ротик кладет!

 

 

2) Шагаем пальцами вдоль позвоночника по прямым мышцам спины от ягодиц к шее, воздействуя на кожу ребенка. Повторяем уп­ражнение 3 раза. Делаем его, приговаривая:

 

Идет Бай по стене,

Несет лапти на спине, Дитенкам по избенкам, Дарит по лаптенкам!


уход за новорожденным ребенком



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.145.12.28 (0.022 с.)