Развитие различных форм поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие различных форм поведения



 

Помимо развития двигательных на­выков и психоэмоциональной сферы, у ре­бенка первого года жизни формируется пи­щевое поведение, социальное поведение, поведение, связанное с отправлением есте­ственных нужд, а кроме того, он знакомит­ся со своим телом и окружающим миром. Эти формы поведения имеют свои этапы и последовательность проявления, что отра­жается в помесячном развитии ребенка. Изменение сроков их появления или отсут­ствие какой-либо формы поведения свиде­тельствует о нарушении процесса развития.

 

Соотношение психоэмоционального и моторного развития

 

Успешное развитие моторных навы­ков далеко не всегда свидетельствует об ус­пешном психоэмоциональной развитии.

Последовательность развития моторных навыков гораздо важнее, чем сроки, в которые ребенок ими овладел

 

Поэтому очень важно сначала оценить психическое состояние ребенка, а потом уже моторные навыки и ловкость. Доволь­но часто дети, находящиеся в условиях хронического стресса, бывают гиперак­тивными и довольно успешно осваивают моторные навыки, но это вовсе не означа­ет, что они абсолютно здоровы.

 

Первый год жизни ребенка условно можно разделить на три периода:

- первый день и особенно первый час жизни, которые очень важны для поло­жительного импринтинга, а также для формирования привязанности к матери и положительного впечатле­ния об окружающем мире;

- адаптационный период, который длится первые 6 недель жизни, а точ­нее со 2-го по 42-й день. В это время малыш приспосабливается к новым условиям существования;

- грудничковый период длится до испол­нения малышу одного года, в течение которого основным источником пищи, положительных эмоций и стимулов для развития являются грудное вскармли­вание и физический контакт с мамой.


 

 
 

 

 


общие принципы развития ребенка первого года жизни


АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Адаптационным называют период разви­тия ребенка со вторых суток после рожде­ния до 42-го дня или к седьмой неделе жизни. В этот период в его организме про­исходят основные перестройки, позволя­ющие приспособиться к новым условиям жизни вне утробы матери.

Первый час жизни

Первый час жизни чрезвычайно ва­жен для матери и ребенка. Именно в это время мать запоминает свое дитя, чтобы впоследствии заботиться о нем и защи­щать его. Новорожденному тоже очень важно запомнить свою мать. Его главная задача — запечатлеть материнскую грудь и запомнить, как именно надо ее захваты­вать и сосать. Если в естественных услови­ях ребенок не сможет научиться прикла­дываться к груди сразу после рождения, его шансы выжить очень малы. Ведь имен­но грудное вскармливание является источ­ником всех стимулов, необходимых для его роста и развития. При кормлении ре­бенка грудью, помимо его питания, проис­ходит физический контакт с матерью, так­тильная стимуляция, а также пребывание малыша в ауре запахов и звуков матери.

Первые три дня жизни

Первые три дня после рождения ми­мика младенца выражает его впечатления от пережитых родов. Чем тяжелее были роды с его точки зрения, тем печальнее и серьезнее будет выражение его лица. Во сне и во время бодрствования малыш может беспричинно плакать, при этом на его лице видна печать страдания. В периоды бодрствования он мо­жет недоуменно осматриваться, будто спра­шивая: что со мной произошло? Если роды были легкими, то такое напряженное обду мывание заканчивается сравнительно быст­ро, уже через несколько часов. Об этом сви­детельствует появление бессознательной улыбки во время сна и блуждающей улыбки в состоянии бодрствования. Если малыш начал улыбаться — значит, он вспоминает счастливое время в животике у мамы и пре­одолевает родовой стресс.

Импринтинг — это запечатление, фиксация в памяти жизненно важных стимулов. В первые минуты после родов импринтинг происходит у матери, и у новорожденного ребенка.

 

 

Переживания, связанные с родами, нисколько не мешают малышу продолжать учиться правильно прикладываться к гру­ди. Он упорно повторяет урок от раза к ра­зу, чтобы к исходу третьих суток закончить обучение и больше к нему не возвращаться.

Третий — двадцатый день

На 5—7-е сутки малыша перестают беспокоить воспоминания о рождении, и прекращается его безутешный плач. Лишь иногда во сне появляется гримаса плача и всхлипывания. С этого момента новорож­денный становится обычным малышом. Он сосет, спит и отправляет естественные нужды. Периоды его бодрствования пока еще очень коротки для общения с внеш­ним миром, поэтому он не проявляет к нему интереса. В моменты пробуждений его интересует только мама.

Двадцатый — сороковой день

В этот период у ребенка появляется сознательная улыбка во время бодрствова­ния, адресованная маме или другому близ­кому человеку. Кроме этого, при пробужде­нии малыш начинает сладко покряхтывать и попискивать, что вызывает у мамы уми­ление. Эти прелестные звуки бесследно ис­чезают к концу адаптационного периода.

Примерно с двадцатого дня начина­ется осознанное общение малыша с ма­мой, и она должна быть готова к этому важному моменту в жизни ребенка.

 


 

общие принципы развития ребенка первого года жизни


 


РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

К СЕДЬМОЙ НЕДЕЛЕ ЖИЗНИ

Моторное развитие

В этом возрасте малыш хорошо дер­жит голову. Лежа на животе, он делает ползательные движения, высоко подни­мает голову, переворачивается на бок. Ка­жется, что для переворота с живота на спину ему не хватает совсем немного лов­кости. На руках сидит столбиком, но еще нуждается в поддержке. Поскольку мыш­цы грудного пояса еще слабые, он не спо­собен самостоятельно держать спину.

К концу адаптационного периода де­ти начинают проявлять интерес к устрой­ству своего тела и пытаются начать им уп­равлять. Поэтому они начинают хорошо относиться к несложной пестовальной гимнастике, делая которую мама сопро­вождает каждое упражнение словами.

 

Общение и речь

Малыш начинает отвечать на обще­ние примерно с двадцатого дня жизни. Но если этого не произошло, то обязательно произойдет к исходу адаптационного пери­ода. К месяцу практически все дети начи­нают гулить, говорить: а-гу, а-а, а-бу, а-буф, а-кы и т. д. В этот период ребенок ак­тивно включается в общение и иногда, страстно стремясь ответить на обращенные к нему речи и знаки внимания, заменяет слова покашливанием, будто бы желая ска­зать: «Очень хочется ответить что-нибудь на вашем языке, но я не могу, так хотя бы покашляю!». «Разговорный» кашель отли­чается от болезненного. Поэтому, если в возрасте 25—40 дней младенец начал по­кашливать, то это еще не означает, что он заболел, скорее всего, он так «разговарива­ет», и маме не следует волноваться.

С этого возраста ребенок способен продемонстрировать свое желание пооб­щаться. Мимикой и звуками он приглаша­ет к общению. В это время учащенное ды­хание и сопение малыша становится до­вольно важным средством для выражения эмоций. Когда к младенцу обращаются, он начинает учащенно сопеть, как бы говоря: «Я тебя слышу!». Когда малыш хочет при­влечь к себе внимание взрослого, который попал в поле его зрения, он начинает часто сопеть, как бы сообщая: «Я тебя вижу!».

 

Малыш способен выражать просьбы, требования, звать маму к себе. Средствами общения ребенка, кроме перечисленных выше, являются плач, специфические зву­ковые сигналы и мимика.

Психоэмоциональное развитие

При хорошем психоэмоциональном контакте с матерью у младенца расширя­ется арсенал способов коммуникации и передачи информации. Он способен звать маму с помощью определенного звуково­го сигнала, не крича, а делая это довольно тихо. Если мама не отреагировала на его призыв, то после 2—3 попыток ее позвать малыш может разразиться плачем. К это­му времени вырабатывается условный си­гнал, с помощью которого малыш «сооб­щает» маме, что хочет в туалет, и просит, чтобы она его высадила.

Помимо этого, ребенок проявляет ог­ромный интерес к окружающей обстановке: он просит, чтобы его носили на руках «стол­биком» для обзора, и изучает место, где он находится. Малыш внимательно рассмат­ривает окружающие его предметы. К этому времени он хорошо фокусирует взгляд, сле­дит глазами за движущимся предметом, ищет источник звука глазами. О значитель­ном скачке в психоэмоциональном разви­тии говорит тот факт, что к этому возрасту младенец начинает отличать знакомые лица от незнакомых, увиденных впервые.

К концу адаптационного периода на­блюдается необычайное богатство эмоцио­нального спектра младенца. Малыш не только переживает самые разные эмоции, но и может выражать их доступными сред­ствами. В ответ на ласковое обращение ма­лыш улыбается маме и другим родным, жи­вущим в доме. От удовольствия и радости он уже может беззвучно смеяться


 

общие принципы развития ребенка первого года жизни


ЭМОЦИИ И ОБЩЕНИЕ С МИРОМ


Эмоции ребёнка

Положительные эмоции. Когда к ре­бенку подходит ма­ма и наклоняется над ним, он начи­нает улыбаться, как бы говоря: «Я так рад тебя ви­деть!» Когда мама угадывает желания ребенка, его чувства, когда между ними царит покой и взаимо­понимание, малыш улыбкой, глазами и звуками выражает следующие чувства: «Я так рад! Мы так хорошо понимаем друг друга! Я так люблю тебя!» Во время этого полунемого диалога глаза малыша по-настоящему светятся, просто сияют. Иногда это проникновенное общение переходит в более активную фазу. Ма­лыш начинает смеяться и всем своим ви­дом говорит: «Как хорошо, что мы друг друга понимаем! Как хорошо, как я рад!» Раздражение. Если мама не поняла нужд ребенка, неадекватно отреагировала на его «просьбы» или ее реакция была за­поздалой, то он начинает нервничать и раздраженно покрикивать, готовясь вот-вот заплакать.

Отчаяние и успоко­ение. Следующей реакцией на недо­гадливость мамы бывает отчаянный плач: «Ничего не понимает! Ну, сов­сем ничего не по­нимает! Мама на­зывается!» Если в этот момент мама, на­конец, поняла, что нужно малышу, он, всхлипывая, успокаивается: «Ну, нако­нец-то догадалась, слава Богу!»

Обида. Способен выражать обиду. Это особенно ярко выражается, когда мама подходит к малышу и вместо того, чтобы взять его на руки, куда-то уходит. Тогда ма­лыш начинает плакать резко, вдруг, выра­жая всем своим видом горькую обиду: «Я такой хороший, а ты меня не взяла! По­дошла ко мне, а меня не взяла! Обидела ме­ня, обманула маленького!»

Это может быть и обида другого ро­да: «Я так хочу быть с тобой, а ты меня по­ложила!»

 

Способы коммуникации и прояв­ления внутренней жизни ребенка

 

Описывая проявления младенца этого возраста, следует сказать, что многие из них мы пытаемся охарактеризовать лишь ус­ловно. Например, ребенок этого возраста невербально выражает просьбы относи­тельно своих психофизиологических по­требностей. Но мы не можем назвать это просьбой в полном смысле этого слова. По­этому некоторые пункты являются лишь попыткой охарактеризовать проявление ребенка, а не окончательным описанием.

Зов. После пробуждения малыш из­дает специфичные звуки, похожие на ти­хий зов. Этот зов адресован маме, и его со­держание можно передать так: «Я про­снулся. Подойди ко мне!»

Начиная с 10—14-го дня малыш до­вольно выразительно зовет маму, причем это может проявляться в самых разных си­туациях. Особенно ясно он звучит, когда малыш проснулся и некоторое время ле­жал сам. Зов малыша — это определенный специфический звуковой сигнал, доволь­но тихий. Понять специфику и смысл его звучания на первых порах может только опытная мама.


 

 

 
 

 


общие принципы развития ребенка первого года жизни


Просьбы. Ребенок выражает прось­бы: «Хочу пи-пи! Помоги мне!» Просится спать, хнычет: «Спать хочу!» Его просьбы могут касаться пребывания на руках. При­чем малыш может просить как о том, что­бы его взяли на руки, так и о том, чтобы его положили. Это выражается в разных типах звуков-команд: «Возьми меня на ру­ки! Надоело лежать!» или «Положи меня! Хочу полежать!»

Если у малыша что-то болит, он мо­жет плакать, выражая просьбу и даже мольбу: «Помоги мне! Мне больно!»

Удивление. Малыш начинает с боль­шим удивлением прислушиваться к тем процессам, ко­торые происходят в его теле. При этом он тихо лежит, со­средоточенно и удивленно слушает себя. На его лице от­ражаются следующие эмоции: «Что это? Ой, что это?»Когда у малыша выходят газы, на его лице отражается безмерное удивление: «Ой, где это? Это у меня или не у меня?»

Жалоба. Часто просьбы-жалобы, граничащие с отчая­нием, ребенок вы­ражает по поводу болей или желания сделать «а-а»: «А-а хочу! Помоги мне, пожалуйста!» Жало­бы выражаются также и относительно бо­лее общих понятий: «Я лежу здесь такой ма­ленький, а меня никто не берет на ручки!»

Требования. Способен выражать тре­бование, при этом не плачет, а кричит ко­мандным голосом: «Сисю хочу! Скорее к груди прикладывай!» Если мама взяла ма­лыша на руки и не дала грудь, на которую он рассчитывал, начинает требовать: «На руки взяла — давай скорее грудь, а то сейчас заплачу!»

Терпение. Малыш способен подо­ждать маму, если он позвал ее, а она отозвалась, но не может подойти сра­зу. Ждет, терпит, при этом напря­женно сопит. Если мать заставит долго ждать себя, то сопе­ние смещается к грани плача.

Снисходительность. Если мама пра­вильно поняла просьбу малыша и сделала так, как он хотел, у него появляется очень довольный и покровительственный вид: «Какая умная мама! Очень хорошо, ты ме­ня радуешь!»

Поторапливание и назидательность. Если мама не угадывает, что нужно малы­шу, он начинает «ругаться», при этом не плачет, а раздраженно или серьезно и на­зидательно покряхтывает, как бы вынуж­дая мать поскорее искать верное решение. При этом малыш ждет, когда же мама, наконец, догадается, что ему нужно.

Демонстрация уве­ренности в надежно­сти матери. Если младенец убежден в надежности матери и полностью ей до­веряет, он начинает «важничать». Это выражается в том, что в ответ на обращенные к нему знаки внимания со стороны мамы он отворачи­вается и делает вид, что не замечает ее и занят совершенно другими делами. Это очень важный момент самоосознания и самоутверждения ребенка, это признак начавшейся адаптации младенца к новым условиям жизни и его первые проявления как социального существа. В такие мо­менты матери необходимо поддерживать игру ребенка, продолжая доказывать ему свою надежность. Если мать в этот момент положит его или передаст на руки кому-нибудь другому, он обидится и будет дол­го и безутешно плакать.


 
 

 


общие принципы развития ребенка первого года жизни


МАТЕРИНСКОЕ МОЛОКО —

ЛУЧШЕЕ ПИТАНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА

Новорожденный ребенок переходит от одного способа питания к другому. Выходя из чрева матери, где все питательные вещества шли через пуповину, он получает относи­тельную автономию и начинает питаться из материнской груди, которая, по сути, явля­ется продолжением пуповины.

Каждая женщина должна знать, что ее молоко является наиболее полноценной пищей для ребенка. За весь период развития человечества желудочно-кишечный тракт младен­ца не был приспособлен к искусственному вскармливанию. Грудное молоко — это не только полезный пищевой продукт, оно обладает необыкновенно активными биологи­ческими свойствами. Содержащиеся в нем гормоны, иммунные комплексы, живые клетки материнского молока, активно участвующие в регуляции развития детского ор­ганизма, полностью отсутствуют даже в самых совершенных молочных смесях. Кроме того, состав материнского молока, меняясь за период кормления, точно соответствует возрастным и индивидуальным потребностям ребенка.


Возможность грудного вскармливания

 

Истинный недостаток молока встре­чается только у 3% женщин. Остальные 97% могут кормить грудью, хотя часто и не догадываются об этом. Более того, к лак­тации способны женщины преклонных лет, матери-усыновительницы и даже не­рожавшие женщины.

Тем не менее, сегодня очень мало кормящих матерей. Причиной значитель­ного сокращения грудного вскармливания стали ошибочные идеи, распространивши­еся в медицине. Раздельное содержание ма­тери и ребенка после родов, кормление по часам, допаивание ребенка водой, отсут­ствие ночного совместного сна матери и ре­бенка, исключение ночных кормлений и т. д. — все это приводит к тому, что у матерей действительно уменьшается объем молока, и они вскоре прекращают кормление.

К сожалению, матери сами довольно часто неправильно подходят к организа­ции грудного вскармливания. В результате у них создается ложное впечатление, что ребенку не хватает молока, и они переста­ют кормить грудью. В этом случае мате­ринская неопытность приводит к самым неблагоприятным результатам. Поскольку женщина не знает, как именно должен ве­сти себя маленький ребенок, причиной любого беспокойства с его стороны она на­чинает считать недостаток молока Однако, как показывает опыт, «уважи­тельных» причин для отсутствия грудного молока практически не существует. Ни бы­товая неустроенность, ни нервное напряже­ние никак не влияют на лактацию..

 

Много­численные исследования доказали — если у мамы есть желание кормить ребенка грудью и она обучена приемам грудного вскармли­вания, ребенок сможет получать материн­ское молоко сколь угодно долго.

Грудное вскармливание будет успешным, если:

- женщина хочет кормить грудью;

- обучена технике и практике грудного вскармливания в первые дни жизни ребенка;

- своевременно решает проблемы грудно­го вскармливания с помощью консуль­тантов по лактации;

- выполняет основные правила грудного вскармливания;

- чувствует поддержку членов семьи и опытных матерей, имеющих положи­тельный опыт продолжительного грудного вскармливания более 1 года.


 
 

 


материнское молоко — лучшее питание для ребенка


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.24 (0.048 с.)