Развитие направленного плавного выдоха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие направленного плавного выдоха.



Развитие направленного плавного выдоха.

Игра «Кто дольше?»

На картинке изображены девочка, мама и папа, надуваю­щие воздушные шары: маленький красный, среднего размера зеленый и большой синий (приложение).

►► Сегодня у Маши день рождения. Родители решили укра сить комнату Маши разноцветными воздушными шариками.

Как ты думаешь, чей шарик будет самым большим? (Па­пин.) Чей шарик будет поменьше? (Мамин.) А чей — самый маленький? (Машин.)

Попробуем надуть Машин красный шарик. Ьудем дуть но очень сильно.

Упражнение 1. Стать прямо, не напрягаясь. Особое впима-ние обратить па то, чтобы не было напряжения в плечах и шее, слегка развернуть плечи. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую — для коптроля за движением ребер — положить сбо­ку, чуть выше тялии.

Сделать небольшой выдох, задержать вдох па 2 секунды. Вдохнуть через нос, ноздрями не двигать (5 секунд). Задер­жать воздух в легких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, — плавно, без толчков, толь­ко движением диафрагмы (3-4 секунды, взрослый выполняет счет до трех-четырех). Расслабить брютпной пресс.

►► Теперь надуем мамин зеленый шарик. Сделаем выдох дольше.

Упражнение 2. Выполнить так же, как и упражнение 1, увеличивая продолжительность выдоха до 5 секунд (счет до пяти).



►► Надуем синий шор так. как это делает папа: будем выды­хать сильнее и дольше.

Упражнение 3. Выполнить так лес, как упражнение 1, но с усилением выдоха и увеличением его продолжительности до 6 секунд (счет до шести).

2. Развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и пла­стики.

Пластический этюд на тему «День рождения» (выра­жение радости, интереса и удивления)

Ребенку предлагается передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время

прослушивания текста.

►► Наконец-то наступил день рождении! Я просыпаюсь! Ярко светит солнце! Чудесное, радосгное утро! Мама и папа улы­баются! Комната украшена разноцветными воздушными шари­ками. На полу стоит большая красивая коробка. Интересно, что там. Вдруг из коробки послышалось шуршание. Крышка поднимается... Из коробки выглядывает забавный щенок! Ка­кой замечательный подарок!


4. Развитие речевого слуха (развитие умения различать измене­
ния высоты голоса).

Игра «Угадай, кто говорит»

Мама, папа и маленький брат решили поздравить Машу с днем рождения.

Задание

Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты топа), папы (низким голосом) и ре­бенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос при­надлежит каждому члену семьи.

Задание можно усложнить, предложив прослушать фразы, произнесенные от лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос средней высоты тона, хриплый тембр).

5. Развитие речевого выдоха и силы голоса.

Игра «Сосчитай свечки на торте»

Требуется сделать полный вдох, а на выдохе произнести с увеличением силы голоса: «Одна, две, три, четыре, пять — ура!»


 



Развитие мелкой моторики.

У бабушки в деревне (Руки па столе ладонями

вниз. Разводить пальцы пра вой руки в стороны.)

Растет фруктовый сад. (Руки на столе ладонями

вниз. Разводить пальцы левой руки в стороны.)


Там на деревьях сливы (Руки, согнутые в локтях.

поднять вверх, пальцы широ

ко развести в стороны.)
И яблоки висят, (Опустить кисти вниз, сво

бодно свесив пальцы.) И грутпи ирямо с дерева (Повернуть ладони вверх.

пальцы расслаблены.)
Могу я собирать. (Имитировать руками сбор

урожая.)
Как хорошо у бабушки (Хлопнуть в ладоши.)

Мне летом отдыхать! (Развести руки в стороны.)

3. Развитие речевого дыхания (работа над увеличением продол­
жительности речевого выдоха).

На картинке изображены фрукты: мандарин, слива, гру ша, апельсин, киви, яблоко, гранат (приложение).

Игра «Сколько фруктов в саду?»

►► Посмотри, какие чудесные фрукты мы собрали в саду! Со­считаем, сколько фруктов принесли из сада.

Упражнение 1. Сделать вдох, а на выдохе четко, в одном темне считать вслух до пяти (семи).

Упражнение 2. Выполнить упражнение 1. Затем добрать воздух (1 секунда) нижним дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Пять (семь) фруктов».

ТЕМА «ГРИБЫ»

Развитие мимики.

Пластический этюд на тему «Как много боровиков!» (выражение удивления и радости)

Ребенка просят передать с помощью выразительных дви­жений и мимики эмоции, которые возникают во время про­слушивания текста.

►► Наступила осень. Мы идем на прогулку по лесу. Вдруг мы видим среди деревьев полянку. А на полянке — очень много грибов! Да ведь это боровики! Какие красивые — коричневые шляпки, крепкие беленькие ножки. Собираем их в корзину! Красота!

Найди и обведи кружком нужную пиктограмму. Обьясни, почему ты ее выбрал.


 


Игра «Назови фрукт»

Для закрепления навыка интонационного оформления по­вествовательных предложений можно предложить ребенку назвать фрукты, изображенные па картинке, употребляя сло­ва «вот* и «это*.

Например: Вот яблоко. Это яблоко.


2. Развитие направленного речевого выдоха.

Задание

Сделать вдох (3 секунды), произнести первую строчку по­тешки, затем выполнить незаметный добор воздуха (1 секун­да) и произнести вторую строчку.

Вот — грибок, и вот — грибок. Соберем их в кузовок!


Развитие речевого выдоха.

Игра «Сосчитай ступеньки»

Иа картинке изображена девочка Маша, которая бежит по лестнице, в руках у нее книга «Сказки»(приложение).

Сделать вдох, а на выдохе четко, не спета, в одном темнс произнести без добора воздуха: «Одна ступенька, две ступень­ки, три ступеньки, четыре ступеньки, пять ступенек».


 


►►


Посчитаем, сколько ступенек должна пройти Маша.



3. Развитие мимической мускулатуры и формирование понима­ния эмоций.

На картинке изображены: Кот в деревянных башмаках Буратино, Золушка в кожаных сапожках Снегурочки, Бура тино в сапогах Кота, Снегурочка в хрустальных туфельках Золушки (приложение).

►► Посмотри на картинки. Маша очень любит сказки. Это ее любимые сказочные персонажи, назови их. Какое чувство вы­зывает у тебя картинка? (Удивление.) Объясни, почему. Пока­жи, как бы ты удивился! Дорисуй пиктограмму


Например: Нет. Это не твои башмаки. Нет. Это башмаки Буратино. сложнение: Можно предложить ребенку самому задать просы от лица сказочного персонажа.

ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Развитие чувства ритма.

Игра «Послушай и повтори так же»


 


►► Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца стучат вот так:

------ (Громкие улары кулаками по столу с оаиноковой си­
лой, но через разные промежутки времени.)

А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо, вот так;



I I I II (Тихие удары кончиками всех пальцев по столу, вы­полненные через разные промежутки времени.)

А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца засту­чали так:

-/-/-/ (По очереди тихие и поомкие хлопки в ладоши.)

4. Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и
выразительных движений.

Пластический этюд на тему «Одинокий печальный ще­нок» (выражение печали)

Ребенка просят передать с помощью выразительных дви­жений и мимики эмоции, которые возникают во время про­слушивания текста. Взрослый читает отрывок из стихотворе­ния А. Л. Барто «Он был совсем один».

Изобразить при помощи выразительных движений и мими­ки настроение и поведение щенка.

Один щенок

Был одинок,

Бродил он неприкаянно.

<...> И так расстроился

Щенок,

Что он завыл отчаянно:

«Я одино-о-ок,

Я одино-о-о-ок,

Не нахожу-уууу

Хозяина!..»

5. Формирование понимания интонации, развитие умения пере­
давать выразительными средствами эмоциональное содержание
высказывания.

На картинке нарисованы сказочные животные: собака, ласково смотрящая на щенка, который несет в зубах кос­точку для нее; кошка, гневно встречающая грязного всклоко­ченного котенка (приложение).

Игра «Щенок и котенок»

►► Послушай сказку.

. В одной деревне, в одном дворе жили-были щенок и коте­нок со своими мамами — собакой и кошкой. Они были очень разные. Щенок — послушный, ласковый и простодушный. А ко­тенок — задира и хулиган.


Однажды щенок нашел во дворе косточку. «Отнесу-ка ее маме, вот она обрадуется!» — подумал щенок.

Котенок тоже захотел порадовать маму. Но не знал чем. Тут он увидел, как цыпленок поймал червячка. «Отберу-ка я у него добычу и тоже отнесу маме!» — решил котенок. Котенок при­нялся гоняться за цыпленком по двору Во дворе были грязные лужи, но котенок не обращал на них никакого внимания. Не­смотря на все старания, котенок так и не догнал цыпленка, который спрятался под крылышком у курицы. Уставший и очень грязный, он вернулся к маме-кошке.

• Как ты думаешь, как отнеслась мама к поступку щенка? Обьясни почему. Выбери соответствующую пиктограмму.

• как ты думаешь, как кошка встретила своего сына? Обьясни, почему она рассердилась? Выбери соответствую­щую пиктограмму.

Гьез
Страх
Печаль

Радость

Задания

• Представь, что ты превратился в маму щенка. Какие сло­ва ты сказал бы щенку?

• Попробуй сказать нежным, ласковым голосом: «Молодец, сынок!»

• Представь, что ты превратился в кошку Попробуй ска­зать те же слова («Молодец, сынок!») так, чтобы по голосу чув­ствовалось, что мама очень сердита, недовольна котенком.

6. Развитие умения использовать вопросительную и повествова­тельную интонацию в высказываниях.

 

На картинке нарисованы: цыпленок рядом с коровой: цып­ленок рядом с удивленной козой: испуганный цыпленок рядом с кошкой: довольный, счастливый цыпленок рядом с обнима­ющей его курицей (приложение).

 


Игра «Потерялась мама»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и по­слушать историю о цыпленке, который никак не мог найти свою маму.

►► Однажды из яйца вылупился цыпленок. Он с интересом ог­ляделся вокруг и удивленно заметил, что у всех детенышей во дворе были мамы. V теленка — корова, у ягненка — овца- и даже у непослушного котенка была мама. «Наверное, и у меня есть мама! Жаль только, я не знаю, как она выглядит!» — поду­мал цыпленок и отправился ее искать.

Сначала цыпленок зашел в хлев к корове.

— Здравствуйте! Вы моя мама?

Корова удивленно посмотрела на него и ответила:

— Нет, малыш. Я не твоя мама. Я — мама теленка.
Затем цыпленок робко подошел к собачьей конуре и тихо

спросил:

— Может, вы моя мама?

Собака обнюхала малыша и ответила:

— Нет, я не твоя мама. Я — мама щенка.

— А вы не знаете мою маму?

— Наверное, знаю. Судя по запаху, ты сын курицы. Посмот­
ри, она стоит около курятника.

Цыпленок со всех ног побежал к курятнику.

— Вы моя мама? — с надеждой спросил он у курицы.

— Да, я твоя мама! Наконец-то ты нашелся, малыш! — об­радовалась курица и обняла его.

Так малыш нашел свою маму и стал жить со своей семьей.

• Давай попробуем разыграть сказку по ролям. Представь, что ты — цыпленок. Спроси корову (затем со­баку и курицу): «Вы моя мама?»

Ребенок задает вопросы всем персонажам сказки по очере­ди, а взрослый отвечает на них. После этого взрослый и ребе­нок меняются ролями. Впоследствии можно предложить ра* зыграть сказку нескольким детям, распределив между ними роли.

Важно: Обратить внимание ребенка на то, что при произ­ношении вопросительного высказывания главное по смыслу" слово выделяется значительным повышением голося.


 

ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

1. Развитие мелкой моторики и чувства ритма.

Снова осень наступает. (Касаться стола подушечка-

ми пальцев правой руки, на­чиная с большого.)

И до следующей весны (Касаться стола подушечка-

ми пальцев левой руки, начи­ная с большого.)

В нтичьих стаях улетают (Касаться стола подушечка­ми пальцев правой руки, на­чиная с большого.)

Ласточки, скворцы, грачи, (Касаться стола подушечка-

Лебеди и журавли. ми пальцев левой руки, начи-

ная с большого.)

2. Развитие речевого дыхания, работа над увеличением продол­
жительности речевого выдоха.

Игра «Продолжи предложение»

На картинке стая лебедей летит над озером (приложе­ние).

Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы.

Например: Стая.

Стая лебедей.

оатем взрослый предлагает ребенку продолжить это пред­ложение, добавляя по одному слову, с условием: каждое пред­ложение произносить на одном выдохе.

Например: Стая лебедей улетает.

Стая белых лебедей улетает.

Стая белых лебедей улетает на юг.



3. Формирование понимания эмоциональной направленности текста.

© / 0
I
L

0 / 0

Игра «Волшебное письмо»

Ребенку предлагается прослушать текст-«письмо». Опира­ясь на ключевые слова высказывания, ему нужно зашифро­вать «письмо» нри номощи пиктограмм.

М> Недалеко от Машиного лома было небольшое озеро. На озере жила стая уток. Маша очень любило ходить к озеру и наблюдать за птицами. Особенно ей нрави лось подкармливать уток крошками хлеба! Утки с удовольствием подплывали к берегу и ели кусочки хлеба. Вскоре утки так привыкли к Маше. 41 о, едва завидев ее на берегу, всей стаей направлялись к своей кормилице. Маша каждый день навещала уток и полюбило их Но однажды, когда девочка пришла к озору она заметила, что утки не подплывают к берегу. Присмотревшись вниматель­но. Маша поняла, что на озере нет ни одной угки. Маша рас­строилось и испугалось: что произошло с ее любимицами?


В качестве более сложного варианта задания можно пред-жить ребенку подготовить пересказ текста с опорой на кар-инки и последовательность пиктограмм (радость, печаль, страх, радость).

4. Отработка навыков употребления повествовательной и вопро­сительной интонации в диалоге.

Ца картинках изображены птицы: снегирь, ласточка, аист, голубь, лебедь (приложение).

Сначала взрослый задает ребенку вопросы, выделяя повы­шением голоса наиболее важное по смыслу слово. Ребенок отвечает на вопросы (повествовательным предложением с не­большим понижением голоса к концу фразы). Затем ребенок задает вопросы, а взрослый отвечает на них.

Например: — Воробьи улетают на юг?

— Нет, они не улетают.

— Ласточки улетают на юг?

— Да, они улетают у теплые края.

— Аисты улетают на юг?

— Да, это перелетные птицы. И т. п.


 




 


О I О
L

Вдруг откуда-то сверху Маша услышала крики уток. Подняв голову она заметила утиную стаю. «Это утки уле­тают в теплые края!» — успокоилась и обрадова­лось девочка. «Так они прощаются со мной», — подумала Маша. «До свиданья, утки!» — весело прокричала девочка вслед улетающим птицам и помахала им рукой.



 


 

ТЕМА «ЗИМА»

Развитие речевого дыхания.

Сделать вдох, а на выдохе произнести первую строчку по­тешки, затем сделать добор воздуха (1 секунда) и произнести вторую строчку:

Белый снег лежит ковром. Заискрилось все кругом.


, Упражнение выполняется ребенком сначала вместе со послым, <* затем самостоятельно.

Ах ты, зимушка-зима. Все дороги замела!

4. формирование понимания эмоционального содержания вы­сказывания, интонационной выразительности речи.

Игра «Рисуем настроение»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки (при­ложение) и послушать сказку о Зимушке-Зиме и колдуне Вьюгокруте.

►► Посмотри на лицо Зимушки. (Показать первую незакончен­ную пиктограмму.) Я расскажу сказку о ней, а ты слушай вни­мательно. Попробуй догадаться, какое у нее было настрое­ние. Когда остановлюсь, дорисуй ее лицо!

В лесной избушке жила-была Зимушка-Зима. Однажды шла Зимушка по заснеженному лесу и весело разговаривала с его обитателями. V нее в руках был волшебный снежок. Радостно было ей. что деревья снегом укутаны, птицам хватает семян в шишках, а если чего в лесу не доставало, она снежку шепнет, подбросит его. и все появляется. (Дорисовать пиктограмму "радость».)

(V)

Послушай продолжение сказки и дорисуй лицо Вьюгокрута.

В лесу жил злой колдун Вьюгокрут. Завидовал Вьюгокрут тому, что Зимушку все лесные жители любят, хозяйкой своею считают, а его сторонятся, от него прячутся. Рассердился он, напустил вьюгу, задул северным ветром, подхватил волшебный снежок и унес его. (Дорисовать пиктограмму «гнев».)



3. Работа над интонационной выразительностью и эмоционально­стью речи.

Произнести двустишие с интонацией, выражающей разные эмоции (радостно, затем удивленно, грустно, обиженно, гнев'




Послушай, что было дальше, и дорисуй лицо Зимушки.

Опечалилась Зимушка: хочет деревьям, зверям и птицам помочь морозы да метели пережить, но без волшебного снеж­ка не получается. Искала-искала, весь лес исходила, да так и не нашла. (Дорисовать пиктограмму «печаль».)

 

ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Развитие чувства ритма.

Весной просыпается природа, и мир наполняется новыми звуками.

►► Послушай и повтори так же.

Капель звенит так: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап» (с одновре­менным огхлопыванием ритма в ладоши).

Грачи кричат: «Крак-крок, крак-крак» (с одновременным от­стукиванием ритма кулаками обеих рук по столу).

Ручейки бегут и поют песенку: «Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля» (про­шагать ритм).

3. Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и
жестов.

Пластический этюд на тему «Вот и весна наступила''* (выражение гнева, удивления и радости)

Ребенку предлагается передать с помощью выразительных движений и мимики эмоций, которые возникают «о время прослушивания текста.


Здитсп зима: пришел ее конец. Сосульки плачут на солныш­ке. Птички радостно поют свои песенки. Вот и весна наступила! В лесу появились первые проталины. Что это показалось из-под снега? Да ведь это первые цветы! Удивительные подснежники! Сорвем цветочек и подарим маме. Как она обрадуется!

Развитие мелкой моторики.

Рядом с нами, за углом, (Руки сжаты в кулаки. Раз-

жимать пальцы правой руки, начиная с мизинца.)

Дружно строят новый дом: (Руки сжаты в кулаки. Pa.t

жимать пальцы левой руки, начиная с мизинца.)

Каменщик, маляр, электрик, (Сгибать пальцы правой ру-

Сварщик, плотник ки, начиная с большого.)

И сантехник. (Стукнуть кулаком правой

руки о ладонь левой.)

Развитие речевого дыхания.

►► Ваня решил не ждать, пока он подрастет Так как ракеты V него не было. Ваня решил отправиться в космос воздушном шаре. Он уговорил друзей отправиться в путешествие вместе с ним. Они принялись готовиться к полету и включили насос, чтобы надуть воздушный шар.

Упражнение «Шар»

Встать прямо. Совершить медленный, плавный вдох. дС ваясь ощущения раздувшегося шара в животе. Затем сдел» плавный выдох, медленно втягивая живот. Выполнить три Vil'


упражнение «Насос»

ВьШ°лНИВ спокойный вдох, сделать плавный выдох через

изменяя величину раствора губ и регулируя интенсивность

хдоха. Произносить звук [с] (если ребенок умеет правильно

Поизносить этот звук) или звуки [х), [ф]. Контролировать

дительность произнесения звука и ровность звучания. Сле-

ить за правильной осанкой и свободным состоянием мышп

рдечевого пояса. Выполнить три раза.

Упражнение для увеличения продолжительности речево­го выдоха

►► Шар надут. Ребята приготовились к старту, а мальчик отда­ет команду: «Раз, два, три — в космос, шар. лети!»

делать вдох, а на выдохе произнести команду мальчика.

3. Развитие умения передавать эмоциональное состояние с по­мощью мимики и выразительных движений.

Пластический этюд на тему «Что случилось с воздуш­ным шаром?» (выражение радости, страха а удивления).

Ребенку предлагается передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.

►► Шар плавно взлетел вверх. Ребята радостно закричали: «Ура!» Они с интересом смотрели, как земля становилась все меньше и меньше и вскоре превратилась в маленький оазно-цветный ковер.

Шар поднялся почти до самых облаков, и туман окутал его со всех сторон. Малышам стало холодно и неуютно. Вдруг подул сильный ветер. Он подхватил шар и быстро погнал его вперед. Ребята испугались Они решили спросило у Вони, что делать дальше. Но где же он? Осмотрев корзину, малыши увидели, что он спрятался за мешками, закрыл глаза своей широкой шляпой и дрожит от страха. Ребята стали ззать сво­его командира, но он не отвечал. Тут Ваня случайно зацепил ногой какую-то веревку и дернул ее.

Послышался слабый свист, и о чудо! — воздушный шар стал потихоньку опускаться вниз.

• Как менялось настроение героев во время путешествия?


 

• Вспомни события сказки. Дорисуй пиктограммы. Обьясни, поче­му ты так изобразил настроение героев.


 

   
   
   
   
   

ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ»


 


 


Упражнение для расширения высотного диапазона голоса

►► Ребята благополучно вернулись на землю. Они часто вспо­минают свое путешествие и мечтают по-настоящему полететь в космос. А пока они собирают космические слова.

Ребенку предлагается проговорить слова, постепенно повы­шая голос (или «прохлопывая» слова).

Например: Космос, космонавт, космический.

Звезда, звездочка, звездный, звездопад, звездочет.

4. Развитие умения использовать вопросительную и восклицатель­ную интонацию в высказывании.

►► После путешествия на воздушном шаре Ваня мечтает по­лететь на Луну. И когда ребята спрашивают его: «Ты поле­тишь?» — он отвечает: «Я полечу!»

Взрослый задает вопрос от имени одного из малышей, ребе­нок отвечает от имени мальчика. Затем они меняются роля­ми.


МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

Для более успешной организации логопедической работы по развитию общих речевых навыков у'детей с речевой патологи­ей мы предлагаем провести предварительное обследование речи дошкольников. Представленная методика обследования носит комплексный характер и направлена на изучение особеннос­тей различных компонентов интонационной системы, обеспе­чивающих процессы восприятия и воспроизведения интонаци­онной выразительности речи детьми.

При обследовании необходимо оцепить состояние различ­ных компонентов интонации у дошкольников с иарушениями речи, а также выявить степень нарушения интонационного оформления речи в целом.

Высказываний

HI.1. Исследование восприятия мелодики различных типов высказываний

этом разделе обследования изучаются способности ребенка ^нивать звучание двух одинаковых по составу словоформ пред­аний различной интонации, различать интонацию на слух, ь *атериал исследования: повествовательные, вопроситель-* восклицательные предложения, предъявляемые попар-


но: повествовательное и вопросительное, затем повествователе, ное и восклицательное.

1. «Ане подарили альбом». «Ане подарили альбом?»

2. «Коля приехал на автобусе?» «Коля приехал на автобусе».

3. «В субботу мы пойдем в зоопарк». «В субботу мы пойдем в зоопарк!»

4. «Дед Мороз принес подарки!» «Дед Мороз принес подарки».

Процедура: ребенку предлагается прослушать два одинако­вых но составу словоформ предложения, произнесенных с раз­личной интонацией:

а) повествовательной и вопросительной;

б) повествовательной и восклицательной.

Чтобы порядок предъявления предложений не был стандарт­ным (сначала только повествовательные, затем вопроситель* ные (восклицательные)), высказывания даются вразбивку. За­тем в процессе беседы выясняется, существуют ли различия в интонации произнесения предложений и в чем Эти различия заключаются. В целях лучшего понимания задания проводит­ся обучение на одной нарс предложений.

Задание 1: «Слушай внимательно. Если ты услышишь, что я голосом спрашиваю, хлопни в ладоши, если нет — пе хло­пай».

Задание 2: «Слушай внимательно. Если ты услышишь, что я голосом о чем-то восклицаю, говорю громче обычного, хлои-ни в ладоши, если нет — не хлопай».

Оценка самостоятельности:

• самостоятельный ответ без дополнительных вопросов и разъяснений;

• частично самостоятельный ответ с минимальной помощью взрослого, заключавшейся в повторении цели задания;

• несамостоятельный ответ (только после многократных разъяснений, повторений инструкции и дополнительных Оби чающих примеров).

Опенка правильности выполнения:

• правильный ответ (ребенок правильно определил интон» ционный тип всех предложенных пар высказываний);

• частично правильный ответ (не во всех парах предложи ний ребенок верно определил интонационный тип высказыв» ния);


. неправильный ответ (ребенок неправильно определил за-яый тИП высказывания во всех парах предложений).

Ill-2. Исследование умения ребенка воспроизводить „-,0дику различных интонационных типов высказываний

В этом разделе обследования изучаются возможности ребен­ка использовать в речи различные (по цели высказывания) типы интонационного оформления.

Материал исследования: повествовательные, вопроситель­ные и восклицательные предложения.

1. «Коля надел коньки?»

2. «Коля надел коньки».

3. «Mama убрала игрушки?»

4. «Маша убрала игрушки».

5. «Мама пришла!»

6. «Мама пришла».

7. «Праздник начался!»

8. «Праздник начался».

Процедура: сначала ребенку предлагается повторять назван­ные ему предложения с той же интонацией, с которой они были предъявлены.

Затем при предъявлении красной карточки предлагается самому произнести эти предложения с вопросительной инто­нацией, а при предъявлении синей карточки — с повествова­тельной.

После этого ребенку предлагается повторить предложения с повествовательной и восклицательной интонацией.

Затем при показе зеленой карточки ему предлагается само-

Т воспроизвести предложение с восклицательной интонаци-

гй. а при предъявлении синей карточки — с повеет вовате ль -ной.

Для лучшего усвоения последнего задания предварительно проводится обучение на двух предложениях.

«адание 1: «Внимательно послушай, повтори точно так же».

Задание 2: «Будь внимателен! Если я подниму красную

карточку, спроси, что сделал Коля (что сделала Маша), если

1юю, скажи, что сделал Коля (что сделала Маша)».

задание 3: «Будь внимателен! Если я подниму зеленую

рточку, воскликни, кто пришел (что праздник начался), если

июю, скажи, кто пришел (что праздник начался)».


Оценка самостоятельности:

• самостоятельный ответ без дополнительных вопросов ы разъяснений;

• частично самостоятельный ответ с минимальной помощью экспериментатора, заключающейся в повторении цели задания-

• несамостоятельный ответ (только после многократных разъяснений, повторений задания и дополнительных обучаю-щих примеров).

Оценка правильности:

• правильный ответ (все нредложишые интонационные типы высказываний воспроизведены правильно);

• частично правильный ответ (правильно воспроизведены предложенные интонационные типы только но образцу);

• неправильный ответ (множественные ошибки во всех пред­ложенных заданиях).

Развитие направленного плавного выдоха.

Игра «Кто дольше?»

На картинке изображены девочка, мама и папа, надуваю­щие воздушные шары: маленький красный, среднего размера зеленый и большой синий (приложение).

►► Сегодня у Маши день рождения. Родители решили укра сить комнату Маши разноцветными воздушными шариками.

Как ты думаешь, чей шарик будет самым большим? (Па­пин.) Чей шарик будет поменьше? (Мамин.) А чей — самый маленький? (Машин.)

Попробуем надуть Машин красный шарик. Ьудем дуть но очень сильно.

Упражнение 1. Стать прямо, не напрягаясь. Особое впима-ние обратить па то, чтобы не было напряжения в плечах и шее, слегка развернуть плечи. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую — для коптроля за движением ребер — положить сбо­ку, чуть выше тялии.

Сделать небольшой выдох, задержать вдох па 2 секунды. Вдохнуть через нос, ноздрями не двигать (5 секунд). Задер­жать воздух в легких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, — плавно, без толчков, толь­ко движением диафрагмы (3-4 секунды, взрослый выполняет счет до трех-четырех). Расслабить брютпной пресс.

►► Теперь надуем мамин зеленый шарик. Сделаем выдох дольше.

Упражнение 2. Выполнить так же, как и упражнение 1, увеличивая продолжительность выдоха до 5 секунд (счет до пяти).



►► Надуем синий шор так. как это делает папа: будем выды­хать сильнее и дольше.

Упражнение 3. Выполнить так лес, как упражнение 1, но с усилением выдоха и увеличением его продолжительности до 6 секунд (счет до шести).

2. Развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и пла­стики.

Пластический этюд на тему «День рождения» (выра­жение радости, интереса и удивления)

Ребенку предлагается передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время

прослушивания текста.

►► Наконец-то наступил день рождении! Я просыпаюсь! Ярко светит солнце! Чудесное, радосгное утро! Мама и папа улы­баются! Комната украшена разноцветными воздушными шари­ками. На полу стоит большая красивая коробка. Интересно, что там. Вдруг из коробки послышалось шуршание. Крышка поднимается... Из коробки выглядывает забавный щенок! Ка­кой замечательный подарок!


4. Развитие речевого слуха (развитие умения различать измене­
ния высоты голоса).

Игра «Угадай, кто говорит»

Мама, папа и маленький брат решили поздравить Машу с днем рождения.

Задание

Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты топа), папы (низким голосом) и ре­бенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос при­надлежит каждому члену семьи.

Задание можно усложнить, предложив прослушать фразы, произнесенные от лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос средней высоты тона, хриплый тембр).

5. Развитие речевого выдоха и силы голоса.

Игра «Сосчитай свечки на торте»

Требуется сделать полный вдох, а на выдохе произнести с увеличением силы голоса: «Одна, две, три, четыре, пять — ура!»


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.185 с.)