Понятие и структура фирменного наименования. Право на использование фирменного наименования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура фирменного наименования. Право на использование фирменного наименования



Законодательство Республики Беларусь не содержит определения фирменного наименования. Исходя из анализа норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, можно назвать следующие признаки фирменного наименования:

1. Фирменным наименованием обладают лишь юридические лица, прежде всего – коммерческие организации.

2. Фирменное наименование – это средство индивидуализации юридического лица, которое позволяет выделить данное юридическое лицо среди иных субъектов.

3. Фирменное наименование определяется при утверждении устава, т.е. самостоятельно учредителями юридического лица, и подлежит регистрации.

Наряду с понятием “фирменное наименование” в литературе часто употребляется тождественное ему понятие “фирма”, под которым также понимается наименование, индивидуализирующее юридическое лицо в ряду других участников гражданского оборота.

Фирменное наименование должно соответствовать ряду принципов (требований):

1. Принцип истинности фирмы, т.е. фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму организации, форму собственности, профиль деятельности и т.д.

2. Принцип исключительности фирмы, т.е. фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований. В соответствии с п.3 ст.1013 ГК не может быть зарегистрировано фирменное наименование юридического лица, похожее на уже зарегистрированное настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц.

3. Принцип постоянства фирмы, т.е. фирменное наименование должно оставаться неизменным в течение всего времени, пока пользующаяся им организация сохраняет свой организационно-правовой статус.

Указанные принципы определяют структуру фирменного наименования. В ней выделяют две части: корпус фирмы (основная часть) и добавления (вспомогательная часть).

Корпус фирмы – обязательная часть фирменного наименования, которая содержит указание на организационно-правовую форму юридического лица, его тип и предмет деятельности. Например, фирменное наименование полного товарищества должно содержать имена (наименования) всех его участников, а также слова “полное товарищество” либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов “и компания” и “полное товарищество” (п.3 ст.66 ГК); фирменное наименование акционерного общества должно содержать указание на то, что общество является акционерным (п.2 ст.96 ГК); фирменное наименование предприятия, основанного на оперативном управлении, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным (п.3 ст. 115 ГК) и т.д.

К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование юридического лица (например, объединение “Татьяна”, фабрика “8 марта”, торговый дом “Речицкий” и т.д.). Другие добавления, например “универсальный”, “центральный” и т.д., относятся к числу факультативных добавлений, которые могут включаться в фирменное наименование по усмотрению владельца организации.

Включение в наименование юридического лица указаний на официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь допускается в порядке, установленном Указом Президентом Республики Беларусь от 7 апреля 2000 года №172 “Об использовании названия Республики Беларусь юридическими лицами”.

Сущность права на фирменное наименование заключается в гарантированной юридическому лицу возможности выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием.

Данное право обладает рядом признаков, которые позволяют конкретизировать его юридическую природу.

1. Право на фирменное наименование носит исключительный характер. Иными словами, никто, кроме субъекта данного права, не может совершать те действия, которые являются его исключительной прерогативой.

На территории Республики Беларусь действует исключительное право на наименование, зарегистрированное в Республике Беларусь в качестве обозначения юридического лица. В соответствии с п.1 ст.1013 ГК юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, которые проводятся на территории Республики Беларусь. Фирменное наименование юридического лица может быть использовано в принадлежащем ему товарном знаке.

На наименование, зарегистрированное или общепризнанное в иностранном государстве, исключительное право на территории Республики Беларусь действует в случаях, предусмотренных законодательством.

2. Право на фирменное наименование относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование согласно п.4 ст.50 ГК обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

3. Право на фирменное наименование обычно характеризуется как личное неимущественное право, поскольку право на фирменное наименование для юридического лица аналогично праву на имя для физического лица. Данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих организацией. Однако это не исключает материальной составляющей, поскольку нарушение данного права может повлечь за собой возмещение причиненных убытков (имущественного вреда).

4. Право на фирменное наименование носит бессрочный характер, т.е. возможность использования данного права не ограничена какими-либо сроками, пока функционирует само юридическое лицо. На основании норм п.2 ст.1015 ГК действие права на фирменное наименование прекращается с ликвидацией юридического лица или с изменением его фирменного наименования.

Некоторые ограничения предусмотрены законодательством при отчуждении права на фирменное наименование. В соответствии со ст.1016 ГК отчуждение и переход права на фирменное наименование юридического лица не допускается, кроме случаев реорганизации юридического лица или отчуждения предприятия в целом. Иными словами, продажа, безвозмездная передача или иное отчуждение этого права третьим лицам возможна только в двух случаях.

Обладатель права на фирменное наименование может разрешить другому лицу использование своего наименования путем выдачи лицензию. Однако при этом в лицензионном договоре необходимо предусмотреть меры, исключающие введение потребителя в заблуждение.

 

Понятие, виды и форма товарного знака. Требования, предъявляемые к товарному знаку (знаку обслуживания). Основания для отказа в регистрации товарного знака

Правовой режим товарных знаков (знаков обслуживания) в Республике Беларусь и их охраны определяется в соответствии с правилами ст.1017-1023 ГК Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 5 февраля 1993 года “О товарных знаках и знаках обслуживания”, Соглашения 1999 года о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний и других актов.

Товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц (п.1 ст.1017 ГК).

Отличие товарного знака и знака обслуживания состоит лишь в том, что товарный знак идентифицирует товары, а знак обслуживания – работы и услуги по признаку их изготовителей, поэтому в дальнейшем будет использоваться термин “товарный знак”.

В качестве товарных знаков регистрируются обозначения, которые могут быть представлены в графической форме: словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

По форме своего выражения товарные знаки делятся на:

1. Словесные – представляют собой оригинальные слова, словосочетания и фразы (например, “Майкрософт”, “Из рук в руки”, “Маленькие компьютеры для больших людей” и т.д.). При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только само слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение.

2. Изобразительные – обозначения в виде разнообразных значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных, птиц, предметов и т.п.

3. Объемные – представляют собой изображения товарного знака в трех изменениях (по длине, высоте и ширине). Предметом объемного товарного знака может быть оригинальная форма изделия (например, мыла, свечи) либо его упаковка (форма бутылки, флакона). При этом форма изделия должна быть оригинальной и способной выделить изделие конкретного изготовителя из ряда однородных товаров. Наиболее часто встречается именно упаковка товара как объемный товарный знак.

4. Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков.

Кроме того, для обозначения товаров и услуг возможно использовать звуковые (мелодии и шумовые эффекты), световые (световые эффекты), обонятельные (оригинальный запах товара или его упаковки) и иные обозначения.

В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, различают индивидуальные и коллективные товарные знаки.

1. Индивидуальные товарный знак – это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного физического или юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

2. Коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право его использования не могут быть переданы.

По степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные.

1. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности. Необходимым условием их признания и охраны является обязательная государственная регистрация обозначения.

2. Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров (например, Coca-Cola, Ford и т.д.).

Независимо от формы товарного знака он должен быть относительно новым. Это требование вытекает из норм ст. 5 Закона “О товарных знаках и знаках обслуживания”, согласно которым не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до их смешения с:

1) зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом товарными знаками в отношении однородных товаров;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основе международных договоров, в отношении однородных товаров;

3) товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Республике Беларусь в установленном патентным органом порядке, в отношении любых товаров.

Как и новизна иных объектов права промышленной собственности, новизна товарного знака определяется на дату приоритета. Правила определения приоритета товарного знака закреплены ст.7 Закона “О товарных знаках и знаках обслуживания”:

1. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в патентный орган.

2. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в иностранном государстве – участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в патентный орган заявка поступила в течение шести месяцев с указанной даты.

3. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств – участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если заявка подана в патентный орган в течение шести месяцев с указанной даты.

Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета, обязан указать это при подаче заявки на регистрацию товарного знака или в течение двух месяцев с даты поступления заявки в патентный орган и приложить необходимые документы, подтверждающие правомерность такого требования, либо представить эти документы не позднее трех месяцев с даты поступления заявки в патентный орган.

4. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате приоритета международной заявки на регистрацию товарного знака, поданной в соответствии с международным договором Республики Беларусь.

В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы не любые и не все обозначения. В соответствии со ст. 4 Закона не допускается регистрация товарных знаков:

1) не имеющих признаков различия;

2) вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

3) являющихся общепринятыми символами и терминами;

4) состоящих исключительно из знаков или указаний, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта;

5) представляющих собой форму товара или его упаковку, определяющиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара.

6) состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца.

7) являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя;

8) представляющих собой или содержащих указание места происхождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;

9) противоречащих публичному порядку, принципам гуманности и морали.

Если обозначение отвечает перечисленным признакам, это является абсолютным основанием для отказа в регистрации подобного обозначения в качестве товарного знака.

Кроме того, не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:

1) известные на территории Республики Беларусь в отношении однородных товаров фирменные наименования (или их части), принадлежащие другим лицам;

2) промышленные образцы, права на которые в Республике Беларусь принадлежат другим лицам, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками;

3) наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Республике Беларусь;

4) названия известных в Республике Беларусь произведений науки, литературы и искусства, цитаты или персонажи из них, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя (обладателей) авторского права или его (их) правопреемника (правопреемников);

5) названия зарегистрированных в Республике Беларусь средств массовой информации без разрешения их учредителей в отношении однородных товаров;

6) фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их наследников.

Ст.21 Закона “О товарных знаках и знаках обслуживания” предусматривает возможность использования специальной маркировки, которая указывает на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным товарным знаком. Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы R или R в окружности либо словесных обозначений “товарный знак” или “зарегистрированный товарный знак”. Однако прежде чем использовать подобную предупредительную маркировку, необходимо зарегистрировать обозначение в качестве товарного знака.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.033 с.)