Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Укрощение ума – путь к счастьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Получайте это учение с намерением укротить свой ум, сделать его более здоровым. Породите определенный уровень убежденности в том, что лучший метод решения проблем, а также обретения счастья – это укрощение ума. Все другие методы, которые мы использовали на протяжении бесчисленных жизней, неэффективны. Все они были направлены на то, чтобы кем-то стать, что-то обрести или куда-то уехать. Ради достижения этих целей в своих предыдущих жизнях мы много раз получали образование, т. е. изучали экономику, политику и другие науки. В одной из своих предыдущих жизней мы, возможно, пытались создать ракету и улететь на ней далеко-далеко, но так и не решили своих проблем. Если мы не излечим тот больной ум, который имеем сейчас, то, ку да бы мы ни поехали, наши проблемы отправятся вместе с нами. Вы должны понимать, что основная причина всех страданий состоит в том, что наш ум болен. Пораженный болезнью омрачений, он мыслит нездоровым образом. Из-за нездоровых мыслей мы совершаем нездоровые действия, которые делают несчастны ми других людей, а также нас самих. Насколько более здоровым станет после получения учения ваш ум, ровно настолько вы буде те счастливее сами и сможете делать счастливыми других. Если вы исследуете, то обнаружите, что большую часть проблем в нашей жизни мы создаем себе сами. Может быть, десять или двадцать процентов неприятностей возникает Из-за внешних физических условий, а восемьдесят процентов обусловлены нашим мышлением. «Он говорит то… Она говорит это… Может быть, на самом деле все вот так», – проблемы возникают Из-за такого нездорового образа мыслей. Что бы вы ни имели, Из-за искаженного мышления вам всегда этого мало, потому вечно возникают какие-то проблемы. Если чего-то нет – у вас проблема, если это появляется – вы все равно остаетесь неудовлетворенным. Например, женаты вы или холосты – и то и другое воспринимается вами как проблема. Даже золото и бриллианты не защитят вас от бед, если вы не вылечите свой больной ум. Ведь эти материальные ценности не избавляют вас от болезни омрачений. Иметь здоровое мышление и при этом маленькую зарплату – очень хорошо. А если к тому же зарплата хорошая – еще лучше. Если вы замужем – вы счастливы, а если нет мужа – вы также до вольны жизнью. Иногда люди думают, что им нужно обрести что-то во внешнем мире, чтобы стать счастливыми, но это неправда. Если вам удалось чуть-чуть подлечить свой ум, то даже чай без молока или кусок хлеба без колбасы покажется вам очень вкусным. Это действительно так. Когда ум здоров, что бы мы ни ели, все становится полезным и вкусным. Ученые проанализировали связь между ментальным и физическим здоровьем и пришли к выводу, что человеку со здоровым умом любая еда дает особую энергию. Когда ум нездоров, даже из очень хорошей еды мы не способны извлечь ее сущность – питательные вещества. Когда в горах Тибета медитируют йогины, ум которых здоров, они способны извлекать сущность даже из простой воды, поэтому живут долго. Вдыхая воздух, они извлекают сущность воздуха, поэтому сохраняют крепкое здоровье, имеют сильный иммунитет. Нездоровый ум порождает нездоровые мысли, которые не дают вам покоя. А какой смысл становиться каким-то важным человеком, если ум болен? Даже если вас изберут президентом и ваше имя будет у всех на слуху, ваш ум останется прежним. В таком случае вы не будете счастливы и на этом посту, не сможете спать спокойно. Если вы всего лишь надели дорогой галстук, но не изменились внутри, тогда нет разницы, какой вы занимаете пост. Но если вы сможете излечить свой ум, приняв подобный лекарству нектар Дхармы, тогда отпадет нужда так заботиться о своем статусе и репутации. Куда бы вы ни отправились с этим больным умом, у вас всегда будут проблемы. Один ученик сказал своему наставнику: «Я хочу родиться в чистой земле». Учитель ответил: «С таким больным умом даже в чистой земле ты не будешь счастлив». Во-первых, вы не сможете попасть в чистую землю, но даже если попадете, Из-за такого состояния ума вы не обретете там счастья. Но если ваш ум укрощен, вам нет необходимости куда-то уезжать. Вы будете счастливы везде, где бы ни находились. Геше Лобсанг Тхубтенбашкы не хочет никуда уезжать, ему нравится находиться здесь, в Кызыле. Я даже уговаривал его отправиться в Европу, Канаду, но он спросил: «Зачем?» – «Отдыхать!» – «Какая разница, где отдыхать?» У него есть родственники в Канаде, и они просили его приехать к ним пожить, но он отказался. Когда ум укрощен, ему очень приятно находиться даже здесь, в Туве, в маленьком городе Кызыле, где нет железной дороги. В прошлом мастера Тибета, а также тувинские мастера, достигнув определенной степени укрощенности ума, оставались дома, им очень нравилось там находиться. Они не стремились никуда уходить, потому что их дом был для них самым счастливым местом. А если вы не обуздаете свой ум, то, находясь в Кызыле, вы захотите уехать в Красноярск, Новосибирск или Москву, но там вы начнете скучать по Кызылу и рваться домой. Так можно проездить всю жизнь туда-сюда, оставаясь несчастным всюду. Это болезнь – метаться туда и обратно, быть неспособным усидеть на одном месте. Укрощайте свой ум, развивайте его – в этом и заключается суть буддийской практики. Страдание от болезни омрачений – это и есть сансара. Все существа в сансаре одинаково страдают. Может быть, между ними есть небольшая разница: у кого-то больше гнева, у кого-то меньше. У некоторых чуть больше привязанности. Но в остальном все одинаковы. Что такое нирвана? Это безупречно здоровое состояние ума, которого не найти где-либо во внешнем мире. Достижение такого состояния – цель пути, указанного Буддой. В буддизме говорится, что иметь здоровое тело – важно, но еще важнее иметь здоровый ум, на этом нужно делать основной акцент. Получайте это учение именно с целью излечения своего ума, а не просто ради накопления информации. Я не говорю, что в нашей жизни материальное развитие ни к чему. Нам надо как-то жить в этом мире, а для этого материальное благополучие тоже необходимо, не следует его игнорировать. Но посвящать всю свою жизнь материальному развитию – это ошибка. Когда я говорю, что материальное развитие не так важно, некоторые мои ленивые ученики радуются и перестают работать. Но я сказал это тем, кто отдает все силы материальному комфорту, а вовсе не тем, кто ленится, не желая создавать основу для своей жизни. Необходимо иметь определенный материальный фундамент – будьте практичны. Вам нужно получить современное образование, чтобы в дальнейшем иметь хорошую работу, хорошую зарплату. Желудок требует пищи. Но и ум развивать не менее важно. Заботиться и об уме, и о теле – это весьма практичный подход. Можно привести такой пример: если у вас двое детей, то было бы неправильно проявлять заботу только об одном ребенке. Точно так же не следует уделять внимание только телу или только уму, необходимо заботиться о них обоих, как о своих детях. Не стоит игнорировать какие-либо аспекты своей жизни. Для материального развития вам необходимо изучить, каким образом работают явления физического мира. В прошлом, чем глубже люди познавали материю, тем большего прогресса добивались в материальной сфере. Важно также изучать законы, по которым функционирует общество, экономические и пр. Подобным же образом, для того чтобы развивать свой ум, важно знать, что такое ум и как он работает. Чем более подробными знаниями в этой области вы обладаете, тем более искусными вы становитесь в развитии ума. Эта информация очень полезна. В настоящий момент вы знаете, что у вас есть ум, но не понимаете, что он собой представляет: что такое первичный ум и что такое вторичный ум, каким образом возникает мысль. В этой области вам также предстоит исследовать себя и делать открытия. Молодому поколению очень важно получить как светское, так и духовное образование. Тогда ваше развитие будет целостным, не односторонним. Будьте счастливы, будьте добры!
Источник силы ума
Думайте так: «Я получаю это учение, чтобы сделать свой ум сильным. Да смогу я применять наставления моего Духовного Учителя в повседневной жизни, чтобы мой ум становился все более и более здоровым». Тогда слушание учения будет иметь для вас смысл. Вы получаете Дхарму не для того, чтобы демонстрировать людям свои знания. Напротив, чем более высокие знания вы обретаете, тем более скромными вы должны становиться. Посмотрите на дерево. Если на нем нет плодов – оно прямое, а если плодов много – оно клонится к земле. Точно так же от обучения вы должны становиться скромнее. Это очень важно. Как говорили мастера школы Кадам: «Куда бы вы ни пошли, всюду занимайте низшее положение и относитесь к другим с уважением». Но, занимая скромную позицию, не думайте в этот момент, что вы ни на что не способны. Между скромностью и самоуничижением – большая разница. Уверенность в себе и скромность не противоречат друг другу, они друг другу помогают. Уверенность и гордыня – совершенно разные вещи. Гордыня – это состояние, когда вы думаете, что «я самый лучший, а все остальные безнадежны; никто, кроме меня, не может сделать эту работу», или «только я могу достичь высоких реализаций, а остальные на это не способны. В Туве я один такой!» Это нездоровый образ мышления. Какой подход в данном случае является здоровым? Уважайте других, но не думайте, что вы какой-то особенный. «Все могут это сделать, и я тоже могу. Все могут заниматься медитацией, и я не исключение. У меня есть природа будды, и я также могу достичь Пробуждения». У всех обитателей Тувы, имеющих ум, есть способность стать буддой. Будда говорил, что все живые существа могут достичь Пробуждения. Итак, не следует принижать свои способности или способности других. Эти две крайности являются нездоровыми. Самоуважение, а также уважение ко всем живым существам характеризуют скромность. Существует много тонких различий между смирением и самоуничижением, а также между уверенностью и гордыней, и вы должны это понимать. Приведу другой пример нездорового образа мышления: если вы видите, что ваш сосед купил машину, как мыслит ваш нездоровый ум? «У него теперь есть машина, а почему у меня нет?» – так вы становитесь несчастным Из-за счастья другого человека. Затем вы встречаете соседа и говорите, что цвет его машины не так уж хорош, что-то с ней еще не в порядке, и делаете несчастным также своего соседа. Это сансарический образ мышления, противоречащий Дхарме. Что такое практика Дхармы? Это здоровый образ мышления, для развития которого не обязательно закрывать все свои окна и двери. Когда вы видите соседа, купившего машину, вы радуетесь его счастью. Для этого не нужна глубокая философия, это простое здравомыслие. Если спросить людей, не знающих философии, нормально ли огорчаться Из-за счастья других людей, они ответят, что это ненормально. Тем более, будучи буддистом Махаяны, как можно быть несчастным Из-за счастья других? Если вы молитесь: «Пусть все живые существа будут счастливы», но при этом расстраиваетесь, когда сосед покупает машину, это свидетельствует о вашем больном уме. Когда вы встретите соседа, скажите ему: «Я рад, что ты купил машину! Она очень красивая, но не думай, что она только твоя. Это наша машина!» Действительно, когда вам понадобится куда-нибудь поехать, вы можете попросить соседа вас подвезти. От своего соседа вы зависите напрямую. Вы все живете в одной республике и зависите также от всех других тувинцев. Если вы поете «Мен – тыва мен», как вы можете огорчаться, видя счастье хотя бы одного тувинца? О какой бы нации ни шла речь, очень важно не принижать ее, потому что мы все – граждане одной страны, мы все россияне, между нами нет принципиальных различий. Это здоровый образ мыслей. А для фанатика нехороша не только Россия, но и Америка, и Европа. Вы должны научиться смотреть более широко – это вопрос тренировки. Сначала вы желаете счастья небольшой группе людей, а затем постепенно – всем живым существам. Но если вы все еще хотите завидовать, завидуйте людям, от которых вы не зависите, например Абрамовичу. Если он купит новую машину, можете ему позавидовать, потому что он на вас никак не влияет и никогда вам не поможет. Но когда Абрамович покупает машину, у вас почему-то зависти нет. Завидовать же соседу, который ради этого много работал, или друзьям, братьям очень неправильно. Это ясно без всяких размышлений о будущей жизни. Практика Дхармы не ограничивается определенными ситуациями, существует множество положений для обдумывания.
Здоровые отношения в семье
Буддизм говорит, что у всех людей в сансаре с головой не в порядке: очень много негативных мыслей. Сансарические существа завидуют даже своим братьям и сестрам. Иногда они радуются, когда у других происходят неприятности. Это признаки ненормального мышления. Когда человек злится, это еще более ненормально: глаза становятся красными, из ушей валит дым! Согласно буддизму, у сансарических существ отсутствует мудрость, и мы, поскольку не тренируемся, все являемся в некоторой степени сумасшедшими. В семье каждый день случаются ссоры и скандалы в том случае, если у мужа и жены голова не в полном порядке. Если они будут постепенно лечить свой ум, со временем всякие споры прекратятся. В нормальной семье муж и жена шутят, смеются, их отношения гармоничны. В здоровой семье можно услышать только один спор. Муж говорит: «Ты всегда готовишь еду, ты устала, теперь отдыхай, сегодня буду готовить я». А жена ему отвечает: «Нет, ты много работал, отдохни, я приготовлю сама». Это здоровый спор. Потом их сын скажет: «Мама, ты готовила еду, а я помою посуду». А дочь будет спорить: «Нет, сегодня моя очередь мыть посуду!» Если такие споры будут в тувинских семьях, это знак того, что здесь развивается Дхарма. Это высокий уровень духовного прогресса. Если в вашей семье в течение месяца не будет ссор или если в течение двух месяцев не возникнет проблем – все будут смеяться, а в трудной ситуации скажут: «Ну, ничего страшного», – это тоже знак прогресса. Любое продвижение в духовной практике должно позитивно отражаться на отношениях в вашей семьей. Настоящая культура Тувы – это не одежда, которую вы носите, а образ мышления и поведения в семье, когда младшие уважают старших, а старшие заботятся о молодых. В семье должны существовать правила. Гармония возможна только там, где есть правила. Есть такая история. В одной американской семье было двое детей, хулиганистых и беспокойных. Родители не могли их контролировать и обратились к психологу с просьбой помочь с ними сладить. Психолог решил исследовать, почему у детей такой характер, почему они выросли такими эгоистами. Он обнаружил, что, когда дети просят о чем-нибудь по-доброму, родители не обращают на них внимания. Но как только они начинают кричать и плакать, их требования тут же удовлетворяются. Дети сделали вывод, что это правильный метод. Для них не существовало никаких правил: они делали все, что хотели. Психолог стал тренировать детей следующим образом: когда они кричали и плакали, он ничего не давал им, но если просили спокойно и мирно, он тут же выполнял просьбу. Психолог сказал, что для гармоничной жизни необходимо всем членам семьи придерживаться некоторых правил. Например, смотреть телевизор только в определенное время. Родители стали применять подобные правила, и дети изменились в лучшую сторону. Это очень похоже на буддийское учение, хотя методы психолог подобрал исходя из своего опыта. Очень важно идти навстречу человеку, который просит мирно, тогда он будет знать, что это правильный метод получения желаемого. Но если он не умеет просить, а начинает кричать, плакать и дурно себя вести, выполнять его просьбу не следует. Иначе вы побудите его идти в неправильном направлении. Итак, для вашей семьи правила очень важны. Обет – это тоже правило, именно о таком обете идет речь в буддизме. Если вы принимаете обет, у вас появляется четкое представление о том, как вы можете и как не можете поступать. Это сделает вашу жизнь более сильной и здоровой. Это драгоценные советы, не забывайте их, и тогда в вашей семье начнут происходить позитивные изменения. Ваши дети увидят это и возьмут с вас пример здоровой жизни. Мои родители жили с таким здоровым образом мыслей, и для меня это было очень полезно. Мой папа никогда не говорил, что он самый главный, а жена – дура. Они всегда заботились друг о друге, уважали друг друга. Когда мама немного злилась, мой папа над ней подшучивал, от этого ей становилось стыдно. Видя жизнь своих родителей, дети учились на их примере. Итак, чтобы помочь своим детям, родители должны руководствоваться здравым смыслом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.013 с.) |