Лекции, прочитанные в Кызыле (2008–2009) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции, прочитанные в Кызыле (2008–2009)



Геше Джампа Тинлей

Советы по укрощению ума

 

ООО «Изда-тельство Дже Цонкапа»; Улан-Удэ; 2010

ISBN 978-5-904974-01-5

Аннотация

 

Геше Джампа Тинлей. Советы по укрощению ума:

Лекции, прочитанные в Кызыле (2008–2009)

Геше Джампа Тинлей;

под ред. А. Коноваловой.

Улан-Удэ: ООО «Издательство Дже Цонкапа», 2010. – 164 с.

ISBN 9785904974015 (в пер.).

 

КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БУДДИЙСКИМИ КНИГАМИ

 

 

Дхарма – Учение Будды – священное лекарство, которое помогает и Вам, и другим избавляться от страданий. Поэтому ко всем текстам, содержащим Учение Будды, на каком бы языке они ни были написаны, надо относиться с уважением. Не следует класть их на пол или стул, ставить на них какие-либо предметы – даже изображения Будды. Нельзя слюнявить пальцы, переворачивая страницы. Хранить тексты Дхармы полагается на алтаре или другом почетном месте. Если надо избавиться от испорченного или поврежденного священного текста, лучше сжечь его, чем выбросить в мусорное ведро. Подобным же образом рекомендуется почитать священные тексты других религий.

 

 

Предисловие.

 

 

Эта книга составлена по материалам лекций досточтимого Геше Джампа Тинлея, прочитанных им в Кызыле в 2008–2009 годах. В этих лекциях автор касается нескольких важных тем буддийского учения: кармы, четырех благородных истин, методов развития шаматхи и пр. Об этих темах можно говорить как о гранях алмаза буддийской мудрости, потому что для человека, понимающего их цель и смысл, они не являются разрозненными. Все эти темы и практики предназначены для более глубокого познания и укрощения нашего ума.

Все наши разочарования, неудачи, неуверенность и боль, согласно учению Будды, проистекают из одного корня – ума, который настолько привык создавать ложные проекции и запутался в них, что вовсе потерял связь с реальностью мира и собственной природой. В этой книге досточтимый Геше Джампа Тинлей рассказывает своим тувинским ученикам о том, как, применяя на практике различные аспекты буддийского знания, сделать свой ум здоровым (радостным и свободным от заблуждений), как приблизиться к познанию истины.

Многие буддийские советы, даже касающиеся формальной практики медитации, имеют параллели – возможности применения этих знаний и методов тренировки в повседневных жизненных ситуациях. Это помогает понять, насколько универсальным является учение Будды. Оно предназначено не для создания какого-то особого духовного измерения, позволяющего отдохнуть от раздражающей и угнетающей российской повседневности: семейных ссор, кризиса, грубых начальников или нерадивых подчиненных. Оно позволяет действительно преобразовать эту повседневность, сделать ее духовной, исполненной высшего смысла.

Не случайно автор пересматривает такие понятия, как «высокий уровень жизни», «жить полной жизнью» и пр. Смысл этих понятий для россиянина зачастую обусловлен рекламными образами красивого и беззаботного существования. Тому, кто опьянен этими образами счастья, сложно объяснить, что природа наших желанных объектов – страдание и что истинно высокий уровень жизни обретается иным путем.

Досточтимый Геше Джампа Тинлей сказал о себе однажды, что он не из тех учителей, которые вдохновляют посвящениями и учениями о высших реализациях, но из тех, что опускают учеников на землю, показывая им их реальную ситуацию. Этот подход можно назвать практичным и очень «земным». Для российских учеников, склонных воспарять в облака и использовать учение Дхармы для увеличения своей запутанности, такой подход представляется наиболее полезным. Тем не менее Учитель предостерегает учеников и от другой крайности – недооценки собственных способностей. Он показывает, как, например, искренняя и чистая практика пяти сил (одна из основных практик в системе учений по тренировке ума, лоджонгу) может стать кратчайшим путем к освобождению от сансары.

 

 

Источник силы ума

 

 

Думайте так: «Я получаю это учение, чтобы сделать свой ум сильным. Да смогу я применять наставления моего Духовного Учителя в повседневной жизни, чтобы мой ум становился все более и более здоровым». Тогда слушание учения будет иметь для вас смысл. Вы получаете Дхарму не для того, чтобы демонстрировать людям свои знания. Напротив, чем более высокие знания вы обретаете, тем более скромными вы должны становиться. Посмотрите на дерево. Если на нем нет плодов – оно прямое, а если плодов много – оно клонится к земле. Точно так же от обучения вы должны становиться скромнее. Это очень важно.

Как говорили мастера школы Кадам: «Куда бы вы ни пошли, всюду занимайте низшее положение и относитесь к другим с уважением». Но, занимая скромную позицию, не думайте в этот момент, что вы ни на что не способны. Между скромностью и самоуничижением – большая разница. Уверенность в себе и скромность не противоречат друг другу, они друг другу помогают. Уверенность и гордыня – совершенно разные вещи. Гордыня – это состояние, когда вы думаете, что «я самый лучший, а все остальные безнадежны; никто, кроме меня, не может сделать эту работу», или «только я могу достичь высоких реализаций, а остальные на это не способны. В Туве я один такой!» Это нездоровый образ мышления.

Какой подход в данном случае является здоровым? Уважайте других, но не думайте, что вы какой-то особенный. «Все могут это сделать, и я тоже могу. Все могут заниматься медитацией, и я не исключение. У меня есть природа будды, и я также могу достичь Пробуждения». У всех обитателей Тувы, имеющих ум, есть способность стать буддой. Будда говорил, что все живые существа могут достичь Пробуждения. Итак, не следует принижать свои способности или способности других. Эти две крайности являются нездоровыми. Самоуважение, а также уважение ко всем живым существам характеризуют скромность. Существует много тонких различий между смирением и самоуничижением, а также между уверенностью и гордыней, и вы должны это понимать.

Приведу другой пример нездорового образа мышления: если вы видите, что ваш сосед купил машину, как мыслит ваш нездоровый ум? «У него теперь есть машина, а почему у меня нет?» – так вы становитесь несчастным Из-за счастья другого человека. Затем вы встречаете соседа и говорите, что цвет его машины не так уж хорош, что-то с ней еще не в порядке, и делаете несчастным также своего соседа. Это сансарический образ мышления, противоречащий Дхарме.

Что такое практика Дхармы? Это здоровый образ мышления, для развития которого не обязательно закрывать все свои окна и двери. Когда вы видите соседа, купившего машину, вы радуетесь его счастью. Для этого не нужна глубокая философия, это простое здравомыслие. Если спросить людей, не знающих философии, нормально ли огорчаться Из-за счастья других людей, они ответят, что это ненормально. Тем более, будучи буддистом Махаяны, как можно быть несчастным Из-за счастья других? Если вы молитесь: «Пусть все живые существа будут счастливы», но при этом расстраиваетесь, когда сосед покупает машину, это свидетельствует о вашем больном уме. Когда вы встретите соседа, скажите ему: «Я рад, что ты купил машину! Она очень красивая, но не думай, что она только твоя. Это наша машина!» Действительно, когда вам понадобится куда-нибудь поехать, вы можете попросить соседа вас подвезти.

От своего соседа вы зависите напрямую. Вы все живете в одной республике и зависите также от всех других тувинцев. Если вы поете «Мен – тыва мен», как вы можете огорчаться, видя счастье хотя бы одного тувинца?

О какой бы нации ни шла речь, очень важно не принижать ее, потому что мы все – граждане одной страны, мы все россияне, между нами нет принципиальных различий. Это здоровый образ мыслей. А для фанатика нехороша не только Россия, но и Америка, и Европа. Вы должны научиться смотреть более широко – это вопрос тренировки. Сначала вы желаете счастья небольшой группе людей, а затем постепенно – всем живым существам.

Но если вы все еще хотите завидовать, завидуйте людям, от которых вы не зависите, например Абрамовичу. Если он купит новую машину, можете ему позавидовать, потому что он на вас никак не влияет и никогда вам не поможет. Но когда Абрамович покупает машину, у вас почему-то зависти нет. Завидовать же соседу, который ради этого много работал, или друзьям, братьям очень неправильно. Это ясно без всяких размышлений о будущей жизни. Практика Дхармы не ограничивается определенными ситуациями, существует множество положений для обдумывания.

 

 

Здоровые отношения в семье

 

 

Буддизм говорит, что у всех людей в сансаре с головой не в порядке: очень много негативных мыслей. Сансарические существа завидуют даже своим братьям и сестрам. Иногда они радуются, когда у других происходят неприятности. Это признаки ненормального мышления. Когда человек злится, это еще более ненормально: глаза становятся красными, из ушей валит дым! Согласно буддизму, у сансарических существ отсутствует мудрость, и мы, поскольку не тренируемся, все являемся в некоторой степени сумасшедшими.

В семье каждый день случаются ссоры и скандалы в том случае, если у мужа и жены голова не в полном порядке. Если они будут постепенно лечить свой ум, со временем всякие споры прекратятся. В нормальной семье муж и жена шутят, смеются, их отношения гармоничны.

В здоровой семье можно услышать только один спор. Муж говорит: «Ты всегда готовишь еду, ты устала, теперь отдыхай, сегодня буду готовить я». А жена ему отвечает: «Нет, ты много работал, отдохни, я приготовлю сама». Это здоровый спор. Потом их сын скажет: «Мама, ты готовила еду, а я помою посуду». А дочь будет спорить: «Нет, сегодня моя очередь мыть посуду!» Если такие споры будут в тувинских семьях, это знак того, что здесь развивается Дхарма. Это высокий уровень духовного прогресса. Если в вашей семье в течение месяца не будет ссор или если в течение двух месяцев не возникнет проблем – все будут смеяться, а в трудной ситуации скажут: «Ну, ничего страшного», – это тоже знак прогресса. Любое продвижение в духовной практике должно позитивно отражаться на отношениях в вашей семьей. Настоящая культура Тувы – это не одежда, которую вы носите, а образ мышления и поведения в семье, когда младшие уважают старших, а старшие заботятся о молодых. В семье должны существовать правила. Гармония возможна только там, где есть правила.

Есть такая история. В одной американской семье было двое детей, хулиганистых и беспокойных. Родители не могли их контролировать и обратились к психологу с просьбой помочь с ними сладить. Психолог решил исследовать, почему у детей такой характер, почему они выросли такими эгоистами. Он обнаружил, что, когда дети просят о чем-нибудь по-доброму, родители не обращают на них внимания. Но как только они начинают кричать и плакать, их требования тут же удовлетворяются. Дети сделали вывод, что это правильный метод. Для них не существовало никаких правил: они делали все, что хотели.

Психолог стал тренировать детей следующим образом: когда они кричали и плакали, он ничего не давал им, но если просили спокойно и мирно, он тут же выполнял просьбу. Психолог сказал, что для гармоничной жизни необходимо всем членам семьи придерживаться некоторых правил. Например, смотреть телевизор только в определенное время. Родители стали применять подобные правила, и дети изменились в лучшую сторону. Это очень похоже на буддийское учение, хотя методы психолог подобрал исходя из своего опыта. Очень важно идти навстречу человеку, который просит мирно, тогда он будет знать, что это правильный метод получения желаемого. Но если он не умеет просить, а начинает кричать, плакать и дурно себя вести, выполнять его просьбу не следует. Иначе вы побудите его идти в неправильном направлении. Итак, для вашей семьи правила очень важны.

Обет – это тоже правило, именно о таком обете идет речь в буддизме. Если вы принимаете обет, у вас появляется четкое представление о том, как вы можете и как не можете поступать. Это сделает вашу жизнь более сильной и здоровой.

Это драгоценные советы, не забывайте их, и тогда в вашей семье начнут происходить позитивные изменения. Ваши дети увидят это и возьмут с вас пример здоровой жизни. Мои родители жили с таким здоровым образом мыслей, и для меня это было очень полезно. Мой папа никогда не говорил, что он самый главный, а жена – дура. Они всегда заботились друг о друге, уважали друг друга. Когда мама немного злилась, мой папа над ней подшучивал, от этого ей становилось стыдно. Видя жизнь своих родителей, дети учились на их примере. Итак, чтобы помочь своим детям, родители должны руководствоваться здравым смыслом.

 

 

Глава II. УМ

 

 

Прежде чем заняться лечением ума, нам следует узнать, что представляет собой наш ум.

 

 

Характеристики ума

 

 

У вашего ума есть три характеристики. Первая из них, определяющая ум с точки зрения формы, – нематериальность. Ум не является веществом. Из этого определения следует, что мозг – это не ум. Ум находится внутри вашего тела, но ни одна из частиц тела умом не является: ни энергия ветра, ни извилины мозга. Тем не менее ум, как и материя, возникает из причины.

Вторая характеристика, по функции, – способность к познанию, т. е. ум изучает и понимает все вокруг, чувствует боль, счастье. Именно ум распознает, что этот человек такой-то, а тот человек – другой. Ему не требуется какая-либо программа, для того чтобы осознавать мир. У него есть способность к творческому познанию. В отличие от компьютера он все понимает сам. Он сам способен прийти к открытиям – это уникальная особенность ума. Он оценивает объект: «Может быть, это так, а может быть, иначе» –и в конце концов приходит к выводу, что «это именно так». Кроме того, он очень активен. Именно он – творец всего вашего счастья и страдания.

Третья характеристика ума, по природе, – ясность. Это означает, что гнев, зависть и прочие омрачения не находятся в природе ума, чистой, свободной от любых загрязнений. Как вода, какой бы грязной она ни была, какой бы мутной ни казалась, по природе не грязная. Если вы устраните грязь, то природная чистота воды проявится сама собой. О какой бы воде вы ни говорили – очень грязной, чистой или немного загрязненной – по природе они одинаковы, любая вода является чистой. Точно так же живые существа: сильно омраченные, средней омраченности и чистые – все они чисты по природе, потому что омрачения не являются неотъемлемыми свойствами их ума. По этой причине все существа обладают природой будды.

Будда Майтрея в «Уттаратантре» говорил: «Омрачения временны. Все благие качества присутствуют в уме по природе». Поэтому, когда у вас возникают омрачения, не думайте, что вы очень плохой человек. Как бы сильно вы ни разгневались, помните, что это только временная болезнь, что гнев не находится в природе вашего ума. «По природе я вовсе не плохой, я чистый». Согласно психологии, такая мысль помогает вам совершать чистые, добрые поступки. Когда вы говорите себе: «Я православный», вы хотите действовать как православный.

Психологи, исследуя этот вопрос, заметили, что девочки и мальчики до пяти лет ведут себя одинаково. После пяти мальчики начинают думать «я мальчик» и вести себя по-мальчишески, а девочки начинают осознавать и вести себя как девочки, т. е. не слишком прыгают. Мальчики же, наоборот, больше прыгают. Если у вас представление о себе как о грубом человеке, вы даже одеваетесь соответственно (все тело в татуировках, в носу и ушах металл и т. п.). В зависимости от того, с каким образом вы себя идентифицируете, так вы себя и ведете. Если вы думаете, что изначально ваш ум чист и по природе вы добрый человек, ваша жизнь будет складываться хорошо. Не только вы – все существа по природе чисты и добры.

Например, когда люди смотрят кино, какими бы они при этом ни были сами – злыми или добрыми – они симпатизируют и сопереживают добрым героям. Это знак того, что в их уме тоже есть доброта. Внутри доброта есть у всех, поэтому вы должны сказать себе, что все люди по своей природе являются хорошими, но в какой-то момент они все страдают от болезни омрачений, Из-за этого временно совершают неблагие поступки. Они плохие лишь временно. Разговаривайте с такими людьми мягко, тогда они станут вам хорошими друзьями.

Никакого самосущего врага нет. Человек под влиянием определенных условий совершил какую-то ошибку, он чуть-чуть неправильно понял ситуацию, поэтому так поступил. Это его болезнь. Не считайте его врагом, лучше назовите его другом, ведь по природе он чистый, хороший человек. В течение многих прошлых жизней он был вашей матерью. Вот такие размышления – это буддийская практика. Вы читаете молитву: «Пусть все живые существа будут счастливы», а в обычной жизни так не думаете. Врагов не существует, по природе все совершенны. Но не надо на этом основании слишком приближать людей к себе. Шантидева дал очень мудрый совет: в сердце взращивайте любовь ко всем живым существам. Но не нужно говорить о своей любви всем в лицо. Вы должны уважать себя и других. Иногда надо выглядеть и говорить строго, иногда следует быть доброжелательным и улыбаться людям – все зависит от ситуации. Но свою любовь прячьте внутри, не показывайте ее. Тогда у вас будет очень хорошая, мирная жизнь.

Итак, все, что обладает этими тремя характеристиками: ясностью, бесформенностью и способностью к познанию – называется умом.

 

 

Виды ума

 

 

В теме ума рассматриваются также первичное сознание и вторичное (Понятия «ум» и «сознание» синонимичны. – Прим. ред.). В этот момент я говорю именно о вашем уме. Сначала вы должны понять, что такое первичный ум и чем он отличается от вторичного. Недостаточно просто услышать эти термины. Вы должны на собственном опыте исследовать, проверить и понять, каковы эти виды ума и чем они отличаются. Если вы уже можете изложить эту тему своими словами, не цитируя лекцию, это значит, что вы по-настоящему ее поняли. Просто же повторив слова, услышанные от меня, вы тему не усвоите.

Иногда задавайте своим детям или другим людям такие вопросы: «Что это за феномен, который возникает из причины, но не имеет субстанции, способен к творческому познанию и по природе является ясным?» Такие загадки очень полезны. Используя их, вы сможете помочь другим людям подумать и глубже понять, что такое ум.

Сейчас я расскажу очень простыми словами о том, что такое первичное и вторичное сознание. В монастырях на разъяснение этой темы уходит много времени. Но вам очень повезло, потому что я изложу вам учение об уме кратко и понятно для вас. В тибетских монастырях изучается очень богатый материал, но, честно сказать, искусство преподавания учения там не очень развито. Современная западная система образования, напротив, не имеет обширного и качественного материала для изучения, но использует искусные методы преподнесения материала, поэтому разные науки кажутся нам очень интересными. Нам, буддистам, нужно перенимать положительные стороны всего вокруг. Например, я стараюсь использовать современные методы презентации научных знаний для изложения буддийского учения, чтобы таким образом помогать большему количеству людей лучше его понять.

Первичные виды ума – это ваше зрительное сознание, сознание слуха, обоняния, вкуса, осязания и ментальное сознание. А что такое вторичные виды ума? Такие ваши состояния ума, как любовь, сострадание, гнев, зависть, привязанность, желания и т. д. – это все вторичные виды вашего ума. Когда вам кто-то нравится или не нравится, когда вы решаете, что «он такой-то, она такая-то» или «мне надо то или это», все представления о «моих друзьях» и «моих врагах» – это также вторичные виды ума. Другими словами, все наши концепции – это вторичный ум.

В чем разница между первичным и вторичным умом? Они одинаково не имеют формы, по функции оба вида ума чисты, а по природе являются познающими. Даже гнев по природе чист. Что такое гнев? Это состояние ума, которому не нравятся другие по каким-либо мелким причинам. Ум думает о том, как другие вам вредят, и эти люди перестают нравиться вашему уму.

Разница между первичным и вторичным умом заключается в способе познания. Первичный ум познает объект в целом. Вторичный ум познает специфические характеристики объекта. Например, мое зрительное сознание видит просто чашку, познает ее в целом. В следующий миг ментальное сознание, опираясь на зрительное, также познает просто чашку. Первичный ум – это познание чашки, ни больше ни меньше. Природа этого ума чиста, подобна маленькому ребенку, который видит чашку и не думает: «Какая красивая! Я хочу иметь ее. Как бы мне ее заполучить или украсть?» В первичном уме нет таких мысленных комбинаций, поэтому его называют чистым.

Но везде, где есть первичный ум, сразу же возникает вторичный. Его функция – познание специфических характеристик объекта. Вторичный ум познает красивую чашку, белую чашку, а также то, как бы было хорошо ее приобрести. «Как я могу получить ее? Где ее хозяин?» – «Он на кухне» – и вы кладете чашку себе в пакет. Вся эта работа проделана вторичным умом.

Наш вторичный ум очень активен. Если вы находитесь в магазине, то ваши желания будут подтверждать продавцы, а ваш глупый вторичный ум поверит им, и тем самым вы обманете сами себя. Придя в магазин, вы видите красивую одежду. Сначала вы увидели просто одежду, ни больше ни меньше. Потом вторичный ум определяет ее специфические характеристики. Вам показывают одежду и говорят: «Это очень модная одежда» – и вы соглашаетесь: «Да, это очень модно». Так же обстоит дело с «очень надежными» или «очень качественными» вещами, при встрече с которыми ваш вторичный ум приходит к выводу: «Мне нужно купить эту вещь, сколько бы она ни стоила». Ваш вторичный ум будет считать ее источником вашего счастья. Это больное состояние ума.

В основном наш вторичный ум не может достоверно распознавать характеристики объектов. Он представляет объекты ваших желаний как самосуще красивые, постоянные, никогда не разрушающиеся. Но на самом деле эти вещи не таковы. Он удерживает неправильные характеристики объекта, на основе которых возникают омрачения. Затем, когда продавцы начинают вас убеждать, ваш вторичный ум становится еще глупее.

Но есть также много здоровых видов вторичного ума, позволяющих познать истинные характеристики объекта. Каковы они? Какую бы одежду вы ни увидели, ваш вторичный ум будет говорить: «Эта одежда, конечно, выглядит красивой и прочной, но в действительности с каждым мгновением она разрушается. А по природе она пуста: ее цвет – лишь отражение света, и сама она подобна иллюзии. Она не принесет счастья, поскольку является объектом страдания. А настоящий объект счастья – это ум, свободный от омрачений». Так работает здоровый вторичный ум, который называется мудростью. Он порождает непривязанность.

Например, чашка хороша только для того, чтобы пить из нее чай, и больше ни для чего. Тогда зачем нужна золотая, дорогая чашка? Для этой цели достаточно простого стакана. Раньше ваши мудрые предки знали, что чашка нужна только для чаепития, поэтому не покупали много дорогих чашек, не привязывались к ним и не огорчались, когда они разбивались.

А вследствие нездоровых вторичных видов ума порождается привязанность: «Даже если у меня не останется денег на еду – неважно, я хочу купить эту одежду». Затем, если кто-то вам скажет, что это не такая уж и хорошая одежда, у вас возникнет желание вернуть ее. Тогда вы побежите в магазин, но хозяин магазина откажет: «Нет, назад я ее не приму» – и возникнет спор. Это не значит, что хозяин – плохой человек, в этом конфликте также виноват ваш ум. Если бы вы не купили у него эту одежду, он не стал бы для вас плохим.

Я сейчас показываю вам, каким образом функционирует ваш ум. Об этом Будда учил еще 2500 лет назад. Но если сейчас вы исследуете этот вопрос, вы придете к такому же выводу. Не только вы, но и любое живое существо во всем мире ведет себя подобным же образом. По этой причине сейчас в Америке, Европе, да и во все мире люди начинают интересоваться буддийской философией. Они признают, что это настоящая наука об уме, которая позволяет привести его в очень здоровое состояние. Они говорят: «Мы не знаем, существует ли будущая жизнь, но буддизм помогает даже эту жизнь сделать очень здоровой».

На какое-то непродолжительное время вы способны остановить вторичный ум, но потом он возникнет снова. Например, привязанность ненадолго перестанет вас беспокоить. Но как только к восприятию объекта подключится вторичный ум, привязанность появится вновь. По этой причине в буддизме и говорится, что пытаться полностью остановить вторичный ум – неправильный метод.

Все наши мудрые вторичные виды ума пассивны. А те виды ума, которые неправильно воспринимают объект, очень активны днем и ночью. Даже в ночное время они не дают вам спать, вы думаете: «Что мне надо сделать, чтобы заполучить то-то?» и т. д. Все это – сансарический ум. Когда вы поймете, как действует его механизм, вы сможете снизить скорость работы вашего негативного ума и повысить эффективность работы позитивного сознания. Всякий раз, говоря о развитии позитивного ума и об уменьшении негативного, мы ведем речь о вторичном уме.

Первичный ум сам по себе нейтрален, но когда на его основе возникает негативный вторичный ум и затем укрепляется, в результате и первичный ум тоже становится негативным. Первичный ум похож на зеркало. Например, если вы поднесете к зеркалу предмет желтого цвета, вы увидите желтое отражение. А если вещь будет синего цвета, то и зеркало отразит синий цвет. Таким же образом работает ваш ум. Просто Из-за того, что вы демонстрируете себе что-то негативное, в уме отражается это негативное, хотя по природе ваш ум чист. Все, что вам необходимо сделать, – это остановить создание условий для отражения негатива.

Если просто взрастить больше позитивных состояний ума (любви, мудрости, сострадания), тогда ваш первичный ум станет позитивным. Сосредоточение, щедрость, нравственность – тоже позитивные вторичные виды ума. Когда они активизируются, негативный вторичный ум становится слабее. Однажды, когда ваш позитивный ум станет очень сильным, вы полностью избавитесь от негативного вторичного ума. Это будет называться Пробуждением.

Вы должны понимать, что существует 51 вид вторичного ума, или 51 ментальный фактор. Сейчас у меня нет возможности подробно объяснить их, постарайтесь сами узнать об этом из других моих книг (Подробнее тема 51 ментального фактора раскрыта в книге досточтимого Геше Джампа Тинлея «Ум и пустота» М.: Издво “Цонкапа”, 2002. – Прим. ред.).

 

 

Глава III. Карма

 

 

Что такое карма? Карма – это санскритское слово, которое означает «действие». Кармой называются и негативные, и благие, и нейтральные действия. В буддизме говорится, что любое действие, которое вы совершаете, не исчезает полностью, но оставляет след в вашем уме. Хорошее ли действие вы совершаете, плохое или нейтральное – все они оставляют в уме определенный след. Когда этот след, или отпечаток, встречается с условиями, проявляется результат вашего поступка. Например, если вы совершаете вредоносное действие, оно оставляет негативный кармический отпечаток в вашем уме, который, в свою очередь, приводит к негативному результату, то есть к переживанию страдания. А когда встречается с условиями позитивный кармический отпечаток, он дает позитивный результат. Следовательно, вам нужно быть очень осторожными со своими действиями. Никто не создавал механизма кармы – это природный закон.

 

 

Кармические отпечатки

 

 

Я расскажу о том, каким образом кармические отпечатки остаются в вашем уме. Наш ум – невероятное хранилище, подобное огромному по вместимости DVD-диску. Все отпечатки наших действий естественным образом сохраняются в нашем уме. Это просто невероятно: в уме отпечатывается столько действий, но он от этого не толстеет. Так же, если вы записываете информацию на DVD-диск, сам диск от этого не становится толще или тяжелее. При этом отпечатки на диске не смешиваются, они все хранятся отдельно друг от друга. Точно так же наш ум – это природный DVD-диск, вмещающий необычайно много данных.

Подобно тому как возникает звук, когда отпечатки на DVD-диске встречаются с условиями, точно так же, когда отпечатки кармы в нашем уме встречаются с условиями, мы переживаем хороший или плохой результат.

Однажды ученик спросил у Будды: «Кто создал все наши страдания и радости?» Будда ответил: «Никто их не создавал. Это творения вашего ума. Как вы поступаете, такой и получаете результат». Например, если вы крикнете в горной долине: «Ты дурак!», то в ответ услышите тоже: «Ты дурак!» У вас возникнет ощущение, что кто-то другой кричит вам это, но в действительности вы слышите только эхо собственных слов. В буддизме отсутствует концепция о Боге, создающем ваше страдание и счастье. Если бы Бог был властен сделать нас счастливыми или заставить страдать, тогда с самого начала он создал бы все безупречным. Зачем ему создавать страдания? Неужели сначала он создает нам проблемы, а потом помогает их решать? Это похоже на то, как если бы я сначала сломал вашу ногу, а потом пришел бы лечить ее. Из концепции о Боге-творце следуют подобные выводы.

Последователи некоторых религий, говоря, что Бог создал все, хотят похвалить Бога. Но если исследовать эту хвалу, окажется, что это, скорее, критика Бога. Например, если вы оцените ситуацию в Кызыле и увидите, сколько преступлений совершается здесь и как много проблем у людей: к примеру, нет горячей воды или отопления, не работают магазины, – а потом скажете: «О, мэр города, какой вы могучий! Вы создали все это», ваши слова будут критикой, а не похвалой. Таким же образом в сансаре есть только страдание. Человек бывает счастлив лишь на короткое время, в остальное время он страдает. Если утверждать, что все создал Бог, – это будет критика, потому что тем самым вы осуждаете его за то, что он создал все наши проблемы.

Когда у людей, полагающих, что все создал Бог, возникают проблемы, они начинают сваливать вину на Бога. Существует очень много таких историй. Например, они говорят: «Я никогда не вру, не делаю людям зла, но в моей жизни столько проблем! А у моего соседа, который постоянно вредит людям, в жизни все складывается удачно. Почему так происходит? Бог, это несправедливо!» Когда болеют маленькие дети, тоже возникает вопрос: «Бог, они-то за что страдают?» В силу того, что существует эта теория, умные люди задаются вопросом, почему так происходит. Мать Тереза помогала людям всю свою жизнь и перед смертью в своем дневнике написала, что она была свидетельницей такого огромного количества страданий, что начала сомневаться в том, что все создал Бог.

В действительности мир не сотворен неким высшим существом. Если есть творец всех живых существ, то непонятно, зачем он создавал нехороших людей. Все проблемы были созданы вашим умом Из-за непонимания, Из-за неискусных действий. Следовательно, вы не можете винить в них кого-то, кроме себя. Скажите: «Может, в одной из своих предыдущих жизней я сделал что-то не так, поэтому теперь получил такой результат. Никто не виноват, никто не насылал на меня порчу. Это порча, которую я создал сам в прошлой жизни».

Откуда берется внешний мир, который нас окружает? Ответ такой: «Он возникает из кармы». Бог не создавал наш мир, мы по лучили все, что воспринимаем, вследствие наших действий. Вы должны знать, что существует коллективная и индивидуальная карма. Сейчас я говорю вам об эволюции нашего мира с точки зрения буддизма. Итак, говорится, что наш мир никем не создан, он возник в результате нашей коллективной кармы, т. е. кармических отпечатков тех существ, которые здесь живут. Сила нашей коллективной кармы создала эту вселенную. Сначала мир не выглядел так, как сейчас. Вначале существовали частицы в пространстве космоса. Потом в силу нашей коллективной кармы эти частицы начали собираться вместе. Затем к ним стали притягиваться и другие частицы, их скапливалось все больше и больше. Далее Из-за коллективной кармы возникли различные планеты, солнечные системы и все остальное в космосе. Именно поэтому планеты вращаются определенным образом вокруг Солнца – в силу притяжения, взаимозависимости, в результате кармических сил. Причем кармические силы в этом процессе – основные.

В буддизме говорится, что без участия силы кармы даже сухой лист не может переместиться с одного места на другое. Например, ученые утверждают, что без движения электронов невозможен свет. Хотя мы своими глазами не можем увидеть это движение, но знаем, что весь искусственный свет основан на движении электронов. Так же мы не можем увидеть кармическую силу, но, где бы ни возникло какое-либо движение, там она обязательно присутствовала. Любое движение, благотворное или разрушительное, обязательно связано с механизмом кармы. Даже приятное ощущение от дуновения теплого ветерка возникает по кармической причине, без которой вы не можете испытать удовольствие. Небольшая головная боль – это тоже проявление кармических причин, созданных вами одним или коллективно. Без них невозможно никакое восприятие. Итак, какое бы движение вы ни ощущали, оно будет связано с «кармическим ветром». Благодаря таким кармическим силам создается и изменяется наш мир.

 

 

Определенность

 

 

Определенность кармы означает следующее: какую причину вы создаете, такой результат и получите. Создавая негативную карму, невозможно получить благой результат. Таково свойство кармы. Вы должны понимать, что, причиняя вред другим, нельзя достичь счастья. Как в прошлом результат негативного отношения к другим всегда был вредоносным для вас самих, так же происходит и в настоящем, и так будет в будущем. Этот закон никогда не изменится, потому что это закон природы.

А следствие позитивной кармы – это благой результат. Если вы будете совершать действия с добрым сердцем, то на сто процентов получите желательный для вас результат. Так было в прошлом, так происходит в настоящем и так останется в будущем.

Возможно, поначалу вам будет трудно делать полезные вещи с добрым сердцем, но в долгосрочной перспективе это обязательно принесет вам хорошие плоды. Никогда не сомневайтесь в том, стоит ли вам делать подобные вещи. Если хотите счастья, тогда совершайте добрые дела. Практиковать буддизм – это не значит закрыть глаза, сесть в строгую позу, не смотреть телевизор и не принимать пищу. Буддийская практика сводится к совершению добрых дел.

Сначала породите правильное намерение. Внутренняя доброта, позитивное мышление, желание счастья всем – это и есть добродетели. Совершая добрые дела с благими намерениями, вы в первую очередь станете счастливы сами и, как следствие, будут счастливы окружающие. Иногда вы думаете, что петь песни – это не благое дело, но это не так. Если вы будете петь для того, чтобы порадовать окружающих, – это тоже духовная практика. Говорится, что петь песни с добрым сердцем лучше, чем читать мантры с плохой мотивацией.

Самая важная вера в буддизме – это вера в закон кармы. Иногда люди верят в Будду так же, как в Бога-творца, т. е. обращаются к нему с просьбой избавить их от всех проблем, дать работу или внучку. Но в буддизме важна не слепая вера в высшее существо, а вера в учение, преподанное Буддой. И самая важная вера в буддизме – это уверенность в законе кармы, о котором учил Будда. Он говорил: «Я не создавал закон кармы, это естественный закон, который я лишь открыл. Если станете жить в соответствии с ним, вы будете счастливы. Никто не создавал вам проблем. Только ваши неискусные действия лишают вас счастья и создают неприятности».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.173.165 (0.067 с.)