Отказ от разнообразной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отказ от разнообразной деятельности



 

 

Второе благоприятное условие – не вести слишком много видов деятельности. Во время развития шаматхи сфокусируйтесь только на одной деятельности, в противном случае вы ничего не достигнете. Во время ретрита по шаматхе вы не занимаетесь астрологией и т. д., вы сосредоточены только на развитии шаматхи. Тогда достичь цели гораздо легче.

А теперь я объясню, как это благоприятное условие помогает вам в повседневной жизни. Вы можете проверить и убедиться сами, что одна из основных причин, Из-за которой у вас возникают проблемы, состоит в том, что вы ведете слишком много видов деятельности. Вы порождаете много концепций, строите множество планов, ни один из которых не можете осуществить. В итоге всей вашей бурной деятельности не остается ни одного хорошего результата.

во-первых, очень важно проверить, позволит ли ваш план достичь поставленной цели. во-вторых, нужно выяснить, насколько он реалистичен. Пытаясь осуществить нереалистичный план, вы лишь впустую тратите время. В-третьих, следует определить, имеете ли вы способности реализовать его. Планы могут быть хороши и реалистичны, но в силу разных факторов у вас может не хватить потенциала для их осуществления. Если оказалось так, скажите: «На данный момент я не могу взяться за этот проект. Я хочу продолжать заниматься тем, на что я способен». Итак, эти три момента очень важны. Если они присутствуют, тогда принимайтесь за дело.

Шантидева говорил, что до тех пор, пока вы не закончите одно дело, не хватайтесь за следующее.

А как поступаем мы? Вначале мы не проверяем результативность и реалистичность плана, не оцениваем свою способность его осуществить. кто-то расписал во всех красках выгоды от какого-то дела – и мы на эмоциях сразу же хватаемся за него. Иногда за распитием водки рождаются планы быстрого получения дохода: «Нужно продать квартиру, вложить эти деньги, тогда мы сможем получить очень большой доход». Так люди продают квартиры, но их планы оказываются ненадежными и расстраиваются, и в итоге они остаются с пустыми руками. Существует много таких историй. Поэтому буддийское учение очень полезно: оно подобно экономике и помогает сохранить семью.

Какая бы идея у вас ни возникла, не надо сразу бросаться ее осуществлять, подумайте: «Правильная ли это идея? Полезна ли она? Будет ли толк от ее реализации? Способен ли я осуществить ее?» Если вы хватаетесь за идею и сразу, не обдумав, начинаете бегать, как таракан, то результата не добьетесь.

Я уже рассказывал историю о довольно богатом человеке, которого однажды под деревом посетила идея стать самым богатым в городе. Когда человек остается один, его посещает множество мыслей. В этой истории описан полный механизм возникновения ваших проблем. Подумайте, почему иногда ваш ум бывает несчастным? Потому что, как только неправильная идея приходит в голову, вы сразу же начинаете ее осуществлять, не исследовав. Проверьте и увидите, что большинство ваших проблем появляется именно Из-за этого.

В России есть хорошая поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Это замечательный совет. Подумайте над ним серьезно, это принесет вам пользу. Здесь говорится вовсе не о том, как резать ткань, а о том, как принимать решения. Сначала семь раз подумайте, а потом сделайте выбор. Иногда стоит подумать даже больше, чем семь раз. Десять раз подумайте, а когда решение будет принято, идите вперед и доводите дело до конца. Вы же сразу делаете все, что приходит вам на ум, а потом начинаете сомневаться, правильно поступили или нет. Это как с тканью: сначала отрезаете кусок, а затем мерите, правильно ли отрезали.

Важно одновременно вести не более двух дел и доводить их до завершения. Источник денег у вас должен быть небольшим, но надежным. Тогда вы будете жить спокойно. Имея семью, родственников, без стабильного источника дохода прожить сложно. Придумайте небольшой план, который можете осуществить, и действуйте активно, не будьте ленивым. Еда без ваших усилий к вам на стол не придет. Даже собаки сами ищут себе хлеб и не жалуются: «О, государство не дает нам пенсию, поэтому мы живем впроголодь». Человек тем более не должен всецело полагаться на государство. Он в состоянии сам найти себе хлеб, если он хотя бы немного умнее собаки.

Посмотрите вокруг: сколько в Туве земли, сколько богатых ресурсов! Все, что нам надо, это немного использовать голову. Мы весь лес продаем в Китай, там из него делают мебель и продают ее нам. Свое дерево мы потом сами же и покупаем, как будто у нас нет ни рук, ни ног. Однажды китаец приехал в Бурятию. А буряты, как и тувинцы, часто надеются на государственное обеспечение. Один бурят стал жаловаться китайцу на бедную жизнь в России. Китаец посмотрел по сторонам с удивлением и сказал: «Нет, вы очень богатые». «С чего ты решил, что мы богаты?» – спросил бурят. А китайцы, когда видят наши леса, сразу понимают, какое это богатство, какие из этого можно сделать деньги. Для бурята же дерево – это только дерево. Китайцы, глядя на дерево, сразу представляют себе мебель, а потом – русские деньги. Предприимчивость – это позитивное качество китайцев. У них есть и дурные качества. Например, они поддерживают нарушение прав человека в Тибете. Но они имеют также и хорошие качества.

Хорошее качество русских – уважение прав человека. Но в характере русских есть одна дурная черта – сидеть и ждать, когда государство им что-то даст, когда Путин обеспечит им доход. У Путина очень много работы, он не может обеспечить каждого рабочим местом. Он решает международные вопросы. Вам же, чтобы стать богаче, нужно самим быть более активными, чаще включать мозги. Вы можете создать свой маленький бизнес. Если каждый в этой стране начнет работать активнее, экономика поднимется очень быстро. Я беседовал со своими друзьями, американскими бизнес-аналитиками, они все говорят, что русская нация самая богатая в мире по количеству ресурсов. Но люди в России избалованные. У них есть привычка, свойственная детям в богатых семьях: они ничего не делают сами, надеясь, что родители обеспечат им безбедное проживание. Своими богатыми ресурсами они просто не пользуются.

В Японии, если люди не будут активными, нация не выживет. У них нет богатых ресурсов. Им удалось высоко поднять экономику только за счет активности народа. Если бы россияне жили в Японии, а японцы – в России, то русских людей скоро совсем не осталось бы. Поскольку я сам россиянин, я говорю: мы должны стать более активными.

Все эти правила, основанные на взаимозависимости, связаны с нашей жизнью, поэтому буддизм никогда не отрицает экономику и политику. Все это необходимо изучать для благополучия общества. Не думайте, что политика есть нечто дурное, что хороша только духовная деятельность. Черная политика действительно приносит вред. Но сама по себе политика (чистая политика) так же, как и экономика, создана ради блага народа. Все это тоже полезно, тем не менее самое важное – это развитие ума. Поэтому в повседневной жизни не вовлекайтесь в большое количество разных дел.

Другой момент – вам необходимо придерживаться в жизни одного хорошего правила: не лезть в дела других людей. Вникайте только в свое занятие, дела других не должны вас интересовать. Пусть они занимаются тем, чем хотят. Что делают ваши соседи, куда и зачем пошли – все это не ваше дело. Вы наблюдаете за всеми, как шпион: «Наверное, в Америке люди хорошо живут. Только у нас все плохо». Как только сфокусируетесь на своем деле, вы сразу заметите прогресс. Если будете придерживаться этого правила, тогда, я уверен, ваш ум станет гораздо спокойнее, потому что вы перестанете метаться то вправо, то влево. Тогда отпадет необходимость разбираться в различных мнениях многих людей по различным поводам. Если вести разговоры только о своих делах, не будет скандалов, интриг и конфликтов.

Поступая противоположным образом, однажды вы получите по носу. Вникая в чужие дела, вы также можете услышать всевозможные странные вещи, от которых ваш ум станет несчастным. У вас разовьется скепсис, вы станете сомневаться в людях: «Наверное, никто меня не любит, не поддерживает. Я одинок». Так, Из-за отсутствия правильной системы мышления ваш ум становится больным.

Важно, чтобы ваш ум был сфокусирован на том, чем вы занимаетесь, что связано с вашей жизнью, а также с принесением блага другим. Тогда естественным образом в уме станет меньше концептуальных мыслей. Чем бы вы ни занимались, вы будете делать это эффективно. Эффективная работа гораздо важнее, чем выполнение большого количества разной работы. Один или два хороших плана гораздо лучше множества планов и проектов, которые вам не по плечу. По этому поводу в России говорят: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Сосредоточившись на одном деле или на двух, вы сможете осуществить цели этой жизни. А если вы разбрасываетесь на всевозможные многочисленные задачи, то не сумеете реализовать даже желания этой жизни. Когда бизнесмены хватаются одновременно за несколько дел, в результате не достигают успеха ни в одном.

Итак, ваше счастье находится в ваших руках. Не ведите слишком много видов деятельности и придерживайтесь правила не вмешиваться в дела других людей. Это очень хороший совет, последовав которому, вы достигнете одновременно и своих временных целей, и умиротворения ума. Применяйте его в повседневной жизни.

 

 

Нравственность

 

 

Третье внутреннее благоприятное условие – это нравственное поведение. Будда говорит, что жизнь нравственного человека очень богата, а его ум здоров и пребывает в покое. Ум неэтичных людей становится пустым и несчастным, а также очень сухим. Поэтому нравственное поведение весьма важно для повседневной жизни, а для медитации на шаматху оно еще более значимо. Имея высокую нравственность, гораздо проще развить концентрацию. Почему в наше время люди медитируют, но не достигают реализаций? Потому что они не соблюдают нравственность.

А в повседневной жизни нравственность – это основной источник вашего счастья, а также счастья окружающих людей. Если муж и жена ведут себя этично, живут в гармонии, в этой семье по-настоящему высокий уровень жизни. Показатель высокого уровня жизни – это не дорогой телевизор во всю стену, а высокий уровень мышления. Такие люди могут жить и в очень скромном доме, без всяких дорогих вещей, но у них всегда такая чистота и порядок, что вам приятно находиться у них в гостях. Хотя, возможно, вы не найдете там большого количества изысканных блюд, но в их чистой кухне будет всегда приятный запах. Такой дом подобен храму.

В некоторых домах, где очень дорогая аппаратура, нет чистоты. Повсюду разбросана одежда, тапочки валяются где попало, на кухне много мусора, тарелки здесь вообще не моют, потому что боятся запачкать руки. В этом доме есть очень дорогой телевизор, однако, низкий уровень жизни. Итак, уровень жизни не определяется материальным благосостоянием.

Я родился в семье тибетских беженцев. Обстановка в нашем доме всегда была очень скромной. Не было ни холодильника, ни даже отдельной кухни. Хотя на кухне стояло не европейское оборудование, а лишь каменная печка, но еда, приготовленная на ней, была очень вкусной. Комната, где мы спали, была чистой, все вещи в порядке. Поэтому наш дом вспоминается мне как храм – это самое счастливое место. В нашей семье был высокий уровень жизни, потому что там царила гармония, все уважали друг друга. Основа этой гармонии – нравственность, правила. Если это есть, тогда даже хлеб, который вы делите со своей семьей, будет очень вкусным.

Теперь я расскажу о нравственности, потому что это важно для вашей повседневной жизни. Если вы в точности последуете тому, что я говорю, ваша жизнь будет не только счастливой, но и значимой, полезной не только для вас, но и для других. Итак, буддизм учит вас, каким образом жить полной жизнью. Даже если вы не верите в будущие жизни, нравственность позволит сделать эту вашу жизнь очень здоровой и полной счастья.

У некоторых людей много денег, но Из-за своего больного ума они не знают, что делать со своим богатством. Сначала они покупают все новые и новые вещи, потом, не найдя в них удовлетворения, покупают наркотики и однажды сходят с ума. Это очень печально. Наличие денег при больном уме может сделать несчастным как их обладателя, так и других людей.

Итак, вы должны понимать, что самое важное в жизни не деньги (хотя они тоже нужны), а мудрость, знание о том, как сделать ум здоровым, а жизнь – значимой. Тогда счастье придет к вам само. Если у человека со здоровым умом есть деньги, это еще лучше, потому что он может помогать людям. Он способен создать такую систему, которая принесет пользу многим.

 

Нравственность непричинения вреда

 

Различают три вида нравственности. Первый вид – это нравственность непричинения вреда. Первая причина соблюдения данного вида нравственности заключается в том, что, если вы вредите другому, косвенно вы вредите себе. Есть и другое, более глубокое основание для непричинения вреда – сострадание. Как вы сами чувствуете себя, когда кто-то создает вам проблемы? То же самое чувствуют другие существа, когда вы поступаете дурно по отношению к ним. Если вы слышите в свой адрес грубые, оскорбительные слова, какие эмоции они у вас вызывают? Но если вы говорите плохо о других людях, рано или поздно они услышат это, будут расстроены и также наговорят о вас много нелестного. Вы, услышав это, станете еще несчастнее. Конца этому нет. Таким образом, вы делаете несчастными друг друга.

Если в горной долине крикнуть «дурак», то в ответ услышите «дурак». Когда вы слышите эхо собственных слов и чувствуете себя несчастным, не говорите в ответ «сам дурак». Наоборот, скажи те: «Ты очень хороший». Эхо повторит и эти слова. Поэтому самый лучший ответ на вредоносные действия – добрые дела. Когда в семье кто-то ведет себя неправильно, не нужно сразу же его атаковать. Подойдите к нему с любовью и состраданием – это самый лучший метод.

 

Следить за своим умом

 

Мастера Кадам советовали: «Постоянно следите за своим телом, речью и умом. Когда вы уже готовы совершить негативное действие, останавливайте себя». Такова буддийская практика. Очень важно в повседневной жизни напоминать себе об этом.

Я советую всем вам принять обет непричинения вреда. Но этого недостаточно. Еще вы должны сказать себе: «Я не буду порождать нездоровых мыслей». «Он такой, он так сказал...» – это нездоровый образ мышления, приводящий к страданиям. Это относится к первому виду нравственности: не позволять себе культивировать нездоровые мысли. Эта буддийская практика обладает невероятной силой, и вам стоит заниматься ею. Если вы позволяете своему уму думать всевозможные странные вещи, то какой смысл все время читать буддийские книги? Только от чтения святым не станешь. Если человек прочитал молитву: «Я избавлю всех живых существ от страдания…», а потом встал и тут же начал на кого-то гневно орать, что толку от его молитвы? Духовные упражнения, не изменяющие ум в лучшую сторону, не являются буддийской практикой.

Когда видите, например, соседей, думайте о том, как им не хватает счастья. У них всегда много проблем в жизни, они постоянно загружены работой. Счастье приходит к ним лишь на короткое время, потом снова возникают проблемы. Всем им так не хватает счастья! Пусть будут счастливы мои соседи, родственники и все остальные люди. Богаты они или бедны – у всех больной ум. В сансаре, где существа страдают от болезни омрачений, невозможно обрести подлинное счастье.

Взращивайте сострадание не только к людям, но и ко всем живым существам в сансаре. «Пусть никто не страдает, пусть все избавятся от болезни ума, слушая учение Будды, пусть их ум станет здоровым, и они обретут счастье». Когда вы думаете таким образом, ваше мышление становится очень здоровым. В этом случае вы не сможете отказаться от любви и сострадания даже под страхом смерти, потому что у этих чувств есть основа. «Все живые существа страдают, им не хватает счастья. Как же я могу их не любить? Пусть даже меня убьют, я не могу перестать любить». Достоверную работу мысли не может остановить даже нацеленный на вас пистолет. Мы все одинаково способны так думать, это могут не только святые.

Если мы смотрим глазами Дхармы, тогда все люди становятся для нас объектами любви и сострадания и никто не может стать объектом гнева. Если же смотреть глазами гнева, вследствие неправильного взгляда объектами гнева будут даже отец и мать. Итак, каждый раз смотрите на всех глазами любви и сострадания, и здоровые мысли начнут появляться сами собой. Такой буддийской практикой вы можете заниматься в повседневной жизни. Она не помешает вашей деятельности. Тогда вы начнете чувствовать, что день ото дня ваш ум становится все сильнее и сильнее.

Читать молитвы или не читать – это не самое важное. Гораздо важнее не позволять своему уму порождать нездоровые мысли. Но читать молитвы со здоровым умом – еще лучше.

Нездоровый ум, читая молитву, беспокоится о том, что будет завтра: «Завтра я пойду в магазин. Значит, мне понадобятся деньги. А он не отдал мне долг. Что сделать, чтобы он отдал?» Тогда молитва лишается всякого смысла. «Это моя группа, это их группа. Что нам сделать, чтобы наша группа стала больше?» Буддизм существует не для того, чтобы создавать большие и маленькие группы. Меня не интересует большое количество Дхармацентров. Дхармацентр нужен только в том случае, если он приносит пользу. Я не стремлюсь к большому количеству учеников. У меня уже есть одно сансарическое тело, зачем мне нужны еще и ваши тела?

Всякое деление людей на соперничающие группы – признак нездорового мышления. Дхармацентры существуют не для этого. Не становитесь фанатиками какого бы то ни было религиозного объединения. Когда «наша группа» ставится во главу угла, а «их группа» всячески дискредитируется – это фанатизм, это очень неправильно.

Я советую православным людям, получающим это учение: оставайтесь теми, кем вы являетесь, и не пытайтесь стать буддистами. Самое главное – сделайте свой ум здоровым. Не существует православного здорового ума или буддийского здорового ума. Здоровый ум во всех религиях один и тот же. Полностью здоровый ум в буддизме называется нирваной. Поймите, что буддийская нравственность связана с вашим умом. Ваше физическое поведение, одежда, которую вы носите, – все это вторично. Духовная одежда или не духовная, как именно вы ее надеваете – не так значимо. Самая важная этика – это состояние ума.

Шантидева говорит: «Если вы не следите за своим умом, то какой смысл соблюдать так много обетов?» Самое важное – следить за своим умом и не допускать нездоровых мыслей.

Какие-то мелкие ошибки не нужно принимать слишком всерьез. На эту тему есть одна история. Некогда в Тибете жил великий йогин Друкпа Кюнле – практик очень высокого уровня, который не был монахом. Он вел себя несколько эксцентрично, не пытался показать себя с хорошей стороны, но внутри был очень добрым. В одном монастыре он увидел, что монахи воспринимают всевозможные мелочи как нечто серьезное, а свои нездоровые мысли, споры между собой не принимают в расчет. Так бывает иногда в буддийских и православных монастырях: если монах ругается, это ничего, а если он посмотрел на девушку – о, это позор! Итак, мелкие нарушения они рассматривали как что-то очень серьезное, а действительно серьезные вещи вообще не рассматривали.

Однажды Друкпа Кюнле отправился с этими монахами на пикник. По дороге, проходя мимо каждой маленькой лужи, он задирал свою одежду и кричал: «Осторожно, осторожно, здесь вода!» Когда они дошли до очень большой лужи, он даже не обратил на нее внимания, просто прошел через нее, распевая песню. Тогда монахи сказали: «Ты ведешь себя очень странно. У маленькой лужи, в которой даже обувь не промочишь, ты так осторожничал. А большую лужу ты будто не заметил, прошел как посуху». Друкпа Кюнле ответил: «Так же странно вы практикуете Дхарму».

Вы иногда тоже принимаете мелочи чересчур серьезно, а действительно значимые вещи игнорируете. Если вы не сделали сергим, вы говорите: «Какой кошмар!» А на самом деле это не очень важно. Самое главное – не допускать нездоровых мыслей.

Иногда в вашем доме кто-то оставляет одежду, и вы вдруг решаете, что на нее наложили порчу. Вы воспринимаете это слишком серьезно: «Кошмар! Ее обязательно нужно выбросить». Пока не выбросите, вы не можете спокойно спать. Вскакиваете ночью и начинаете искать эту одежду, которая, как вы думаете, приносит несчастье вашей семье. Потом среди ночи вы бежите ее выбрасывать, чтобы порча не навредила вам еще больше. Но нездоровые мысли вы не отбрасываете сразу же, а наоборот, храните их и тем самым делаете себя несчастными. Так же, как вы выбрасываете среди ночи одежду, которая принесла порчу в ваш дом, отбрасывайте и свои нездоровые мысли.

Если вы подумали что-то неправильно о вашем супруге, сразу же скажите себе, что эти мысли вносят дисгармонию. Если вы будете вновь и вновь обдумывать Какие-то недостатки вашего мужа или жены, вскоре ваши отношения начнете воспринимать искаженно. Как вы собираетесь стать счастливым с таким больным умом? Такие мысли вообще не впускайте в сердце. Это мой совет молодому поколению. Если вы позволяете подобным мыслям развиваться в уме, вслед за ними рождается гнев, зависть. Всегда смотрите с позитивной стороны, и вы даже не заметите чужих ошибок. Все допускают Какие-то мелкие ошибки, это не страшно.

 

Памятование о доброте других

 

Помните обо всем хорошем, что люди для вас сделали. В этом плане наш ум работает очень странно. Если некто принес вам пользу, вы сразу забываете об этом. Но если кто-то сделал вам что-то дурное, на это у вас отличная память. Если я спрошу жену: «Какие ошибки допустил твой супруг?», она быстро их перечислит: «Десять лет назад он сделал то-то…», она может припомнить все до секунды. Если спросить мужа о недостатках и ошибках жены, он вспомнит и перечислит их так же быстро. Из-за нездорового мышления ум становится больным, и тогда даже одно маленькое слово способно вызвать гнев. Вы несчастливы сами и расстраиваете окружающих.

Если спросить жену: «Что хорошего сделал твой муж, какие у него есть позитивные качества?», она ответит: «Не знаю». Сколько он ей подарил цветов, сколько купил одежды – все забыла. Если спросить мужа: «Что хорошего сделала тебе жена?», окажется, что он также забыл все. Он ест пищу, приготовленную женой, и при этом думает: «Что же хорошего она для меня сделала?»

Неблагодарные люди хуже собак. Даже собака не станет кусать человека, который кормит ее, наоборот, она будет его защищать. В первую очередь нам надо изменить этот механизм работы ума. Необходимо создать механизм, позволяющий очень четко запоминать хорошие вещи. Следует помнить о добрых делах любого человека, тогда вы станете благодарным. Как поступает принципиальный человек? Он помнит все хорошее, что сделали для него другие. Даже если кто-то дал ему кусок хлеба, когда он был голоден, он никогда не забудет об этом: «Когда бы ему ни понадобилась моя помощь, я всегда буду готов помочь». В сердце такого человека есть мед, на который пчелы удачи и богатства слетаются сами.

Почему сейчас в мире столько несчастных людей? Потому что люди не придерживаются этих принципов, они неблагодарны, их ум стал пустым. Такое время называют временем упадка. Нравственность – это в первую очередь высокий уровень благодарности, который достигается через памятование о добрых делах других. Самые добрые к вам люди – это ваши родители. Когда вы были маленьким ребенком, не могли сами ни приготовить еду, ни поесть, они заботились о вас ежедневно до тех пор, пока вы не стали на ноги. Если вы забываете даже их доброту, как же вы можете помогать другим? Самые неэтичные люди – это те, кто забывает доброту папы и мамы.

В Тибете, Туве, Бурятии забота о родителях составляла важную часть национальной культуры. Раньше не бывало такого, чтобы дети оставляли своих пожилых родителей доживать век в старом доме. Старых родителей всегда брали в свой дом и заботились о них, потому что люди были благодарны. Сейчас мы утратили эту культуру. Сейчас иногда тибетцы оставляют своих родителей в их старом доме, а не живут вместе всей семьей. Это знак упадка этики – люди стали подобны собакам.

Как вы поступите со своими папой и мамой, так в будущем ваши дети или другие люди будут обходиться с вами. Поэтому, даже если ваши родители ругают вас или бьют, вы должны думать так: «Они заботились обо мне день и ночь, кормили меня, поэтому теперь они имеют право ругать и бить меня». Когда я был маленьким, если мама меня ругала, я всегда думал, что у нее есть на это право. Ведь мама ругает меня тоже ради моего блага. Поэтому я не говорил ей в ответ ни одного грубого слова. Такова наша культура. Не только я, многие из тибетской молодежи так почитают папу и маму.

Это мой совет молодым тувинцам: если вы станете так поступать, ваше счастье всегда будет следовать за вами. Тогда вы обретете и высокий уровень жизни, и внутреннюю красоту. Ваше лицо будет сиять, потому что в вашем сердце есть такая нравственность.

Вы также должны помнить о том, что хорошего сделали те чиновники, которые несут ответственность за вашу страну. Они работают ради того, чтобы нам жилось лучше. Они делают много полезного, а потом, когда уходят в отставку, мы забываем о том, что они для нас сделали, и порой лишь осуждаем их ошибки. Это неправильно. Мы, тибетцы, тувинцы, буряты, часто бываем неблагодарными к этим чиновникам. Сейчас я особенно хочу напомнить вам о доброте бывшего президента Тувы Ооржака. Сколько раз я обращался к нему с просьбами сделать что-либо для возрождения буддизма в Туве, он всегда поддерживал эти проекты. У него здравый ум. Таких людей именно сейчас надо хвалить, когда в этом не заинтересовано наше эго. Если бы он сейчас был президентом, вы могли бы подумать, что, раз я его хвалю, наверное, мне нужны его подарки. Итак, никогда не забывайте о том, что люди сделали хорошего. Я это помню не потому, что это сделал мой друг или недруг. Для меня все одинаковы. Никто не может все делать безупречно, всем есть чему поучиться. Тем не менее нужно помнить о любом добром деянии.

Президент Калмыкии тоже приносит огромную пользу своему народу. Мы работаем с ним вместе уже столько лет, и все это время он много делает для возрождения буддизма. Сейчас новый глава Тувы тоже очень помогает нам, всегда соглашается поддержать буддийские проекты. К сожалению, с президентом Бурятии у меня нет таких отношений. И прошлый, и нынешний президенты Бурятии не интересуются возрождением буддизма. Это не беда, мне не требуется их помощь. Если они хотят помочь, я всегда рад этому, а если не хотят, я не буду специально просить об этом. Но тех, кто делал добро, нужно помнить всегда. Если вы не станете забывать о том, что сделали для вашего народа самые умные его представители, тогда они увидят: «Оказывается, люди благодарны» – и будут еще больше стараться приносить благо людям. Если же мы забываем об их доброте, они думают: «Какая разница, что я для них делаю? Ведь они все равно через год об этом забудут». Это мешает им породить желание делать что-то хорошее для вашего народа.

Шантидева тоже учит нас всегда помнить о доброте других. Это также буддийская практика. Не забывайте, что хорошего делали вам близкие, родственники или соседи. В учении Ламрим вы найдете богатый материал для размышления на эту тему.

Не смотрите на все только с точки зрения этой жизни. В Ламриме сказано, что наше бытие бесконечно, а у наших прошлых жизней нет начала. Будда говорил, что за это время вы все успели побывать детьми всех живых существ. А поскольку истинно то, что все существа были нашими матерями, подумайте, сколько они сделали нам добра! Это очень богатый материал, обдумывайте его чаще. В таком случае, даже если вам скажут: «Не надо развивать любовь», вы не сможете остановиться. Ваша любовь будет проявляться спонтанно вследствие памятования о доброте существ. Таков этот механизм.

Почему у нас возникают проблемы с доброй памятью? Потому что каждый день вы размышляете: «Он мне так сказал… А раньше он то-то не сделал, а это сделал неправильно». Чужие ошибки становятся для вас объектом медитации. При этом вы совсем не вспоминаете, что сделал хорошего тот, на ком вы сосредоточены. В итоге вы получаете результат – злопамятность и неблагодарность. Вчера муж купил жене шубу, сегодня она уже забыла об этом.

Вспоминайте о том, как помогали вам ваши родители, муж или жена, ваши родственники. Пересчитываете эти хорошие дела. Это намного лучше, чем читать мантры, перебирая в уме негативные воспоминания и обиды. Медитируйте лучше так: «Этот человек мне однажды помог, а другой человек сделал для меня такое-то хорошее дело», «Муж сделал мне такой подарок», «Жена все время обо мне заботится». Если размышлять таким образом, можно создать стабильные гармоничные отношения и в своей семье, и с другими людьми. Зачем вместо того, чтобы давать уму лекарство, вы даете яд, от которого ум горит в огне гнева, ревности, зависти, прокручивая вновь и вновь свои больные мысли?

Умение прощать

Постоянно думая о том, как другие люди вам вредили, вы не сможете остановить возникновение гнева. Даже если вас будут бить палкой за негативные мысли, сама эта палка Из-за вашего нездорового мышления станет основой гнева. «Те люди мне сказали неприятное, а другие по отношению ко мне неправильно поступили» – принимая этот яд, вы при всем желании не сможете остановить гнев, он возникнет непроизвольно. Если вы приступите к формальной практике с таким образом мыслей, медитация станет негативной. «Я буду медитировать – и все подумают, что я особенный. Когда выйду из затворничества, я буду выглядеть необычно. Потом мне принесут много подношений, станут уважать. Потом я выступлю по телевидению и всем расскажу о своих ощущениях» – это ненормальные мысли, от которых у людей возникают проблемы с головой.

Итак, необходимо иметь здоровое мышление еще до того, как вы приступили к медитации. Тогда она будет для вас эффективна. С другой стороны, очень важно забывать все плохое, что делали вам другие. Важно уметь прощать. Прощение подобно устранению яда из вашего организма. Когда вы кого-то прощаете, вы перестаете чувствовать дискомфорт в области сердца. Когда вы не прощаете, в сердце проникает яд, под влиянием которого вы воспринимаете человека как своего врага: «Он причинил мне вред, как отплатить ему?» В этот момент вы больной человек, потому что яд делает вас несчастным.

Бодхисаттва, даже если кто-то отрежет ему ногу, тотчас простит этого человека. Ему даже не придет в голову мысль о мести. «Мне жаль его! Из-за омрачений его голова работает ненормально. Со мной ничего страшного не случилось, я живой. А он создал тяжелую негативную карму, Из-за которой много жизней будет страдать в аду. И это произойдет с ним Из-за меня. Наверное, в прошлой жизни я накопил какую-то негативную карму. Сейчас она проявилась через поступок этого человека». Если вы думаете подобным образом, у вас не возникнет гнева, только сострадание. Вот такие мысли я называю здоровыми. Это очень высокий уровень мышления. Если вы способны поддерживать его в повседневных ситуациях, значит, столь же высоким является и ваш уровень жизни. Тогда ваша жизнь действительно значима.

 

Действия с заботой об окружающих

 

Я советую вам постоянно развивать здоровый образ мышления. Мастера школы Кадам говорили: «Всегда будьте счастливы и дарите счастье другим». Зачем, расстраивая других, самим становиться несчастными? Это признак того, что голова работает ненормально. Поэтому мой Учитель советовал: «Лучше петь песни с хорошей мотивацией, чем читать мантры с плохой».

Бывает, вы читаете ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, а сами недобро поглядываете, куда это опять направляются под вечер молодые девушки. Когда вы были молодой, вы сами хотели гулять. Зачем же сейчас запрещаете молодежи развлекаться и радоваться жизни? Всему есть свое время. Когда они идут гулять, читайте мантры и радуйтесь за них: «Как хорошо! Пусть они будут счастливы. Когда они станут старыми, как я, они уже не смогут гулять». Не надо взращивать темные мысли: «Сейчас молодежь такая-сякая, вот мы раньше были почти святыми». У всех есть свои интересы. Сейчас их время гулять, радоваться и наслаждаться.

Но вы можете дать им совет не слишком задерживаться на улице, возвращаться не очень поздно. Отдыхать тоже нужно, можно сходить на дискотеку. При этом надо знать границы. Пить водку и пиво, употреблять наркотики – это уже переходит границы, поскольку опасно для здоровья и жизни. А в том, чтобы гулять, красиво одеваться, нет ничего страшного. Пока девушки молодые, им самое время наряжаться и носить украшения. Потом, когда они станут бабушками, даже если захотят красиво одеться, никакого толку уже не будет.

Нет ничего неправильного в том, чтобы радоваться собственной красоте. Но делайте это не только ради себя, но и с мотивацией заботы об окружающих: не для того чтобы оказаться в центре внимания, а чтобы людям было приятно на вас смотреть. Тогда ваш образ жизни будет соответствовать Дхарме. Накладывая косметику, чтобы порадовать других, вы поступаете подобно дакиням. В нашем мире тоже есть дакини (В тантре, оскорбляя женщину, вы нарушаете коренной тантрический обет, потому что в мире существует множество дакинь в облике женщин. Может быть, можно критиковать одну женщину, но обобщенно – всех женщин – критиковать очень опасно.). Они надевают красивые вещи с такими мыслями: «Пусть те, кто меня увидит, будут счастливы. Пусть у них поднимется настроение».

Сначала вовсе не обязательно сидеть в строгой медитативной позе. Просто не впускайте в сердце эти нездоровые мысли подобно тому, как отказываются принимать яд. Всегда думайте позитивно: о прошлом – что хорошего сделали вам люди, о будущем – как можно сделать их счастливыми, о настоящем – как культивировать добрые мысли. Так буддийская практика оздоровления ума осуществляется в трех временах: прошлом, настоящем и будущем. Эти наставления – не просто религиозная проповедь, это наука об уме, настоящая психология.

 

Высокий образ мыслей

 

Стремитесь также по мере своих возможностей развивать высокий образ мыслей. Когда вас кто-то критикует из зависти, примите поражение на себя и отдайте этому человеку победу. Это очень высокий уровень мышления. Отдав небольшую победу другому, вы тем самым обретаете очень большую победу. Приняв небольшое поражение на себя, вы решаете для себя большую проблему. Это золотой совет, который вы можете практиковать в соответствии со своей силой. Кто бы ни критиковал вас из зависти, каждый раз думайте так: «Пускай меня критикуют», т. е. принимайте поражение на себя и отдавайте другому свою победу. Если вы не можете так поступить, во всяком случае, никогда не отвечайте таким людям из гнева. Чувствуйте к ним сострадание. Это здоровый образ мышления.

 

Нравственность накопления заслуг

 

Второй вид нравственности – это нравственность накопления заслуг. Обещание делать какую-либо практику каждый день относится именно к этому виду нравственности. Если вы один день посвящаете интенсивной медитации, а потом надолго забываете о практике, ваши усилия не принесут плодов. Поэтому важно пообещать себе каждый день читать сто мантр ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Это займет у вас не больше минуты. Также пообещайте себе каждый день в течение десяти минут заниматься духовной практикой: читать молитву и т. п. Это и будет для вас нравственностью накопления заслуг.

Вначале побольше спите. Во время сна вы лучше соблюдаете нравственность непричинения вреда. Например, если у мамы очень грубый характер, когда она спит, отец просит ребенка вести себя тише: «Не буди ее, пусть она поспит. Когда она спит, в доме спокойно». Точно так же, если у вас грубый характер, то для вас лучше побольше спать и не слишком много заниматься всякой деятельностью. Дело в том, что, будучи активным, вы совершаете много ошибок.

Позже, когда станете безвредным, будет не время спать. Тогда



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.051 с.)