Условия для возникновения негативных эмоций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия для возникновения негативных эмоций



 

 

В нашей жизни такие негативные эмоции, как гнев, зависть и прочие, возникают легко, спонтанно, потому что у нас отсутствуют эти три внутренних благоприятных условия. Зато мы имеем три противоположности этих условий, т. е. благоприятные условия для возникновения и развития негативных эмоций.

Так, вместо удовлетворенности ваш ум всегда переполнен желаниями, хочет чего-то большего. Это первое условие для появления негативных эмоций. Чем больше объектов вы желаете, тем чаще вам не будет хватать того, что у вас уже есть. Так, вы очень легко можете стать наглецом и эгоистом, имеющим грубый характер. Маленькие дети вначале не бывают наглыми, но потихоньку у них развивается желание обладать все большим количеством объектов. Они не испытывают удовлетворенности и потому становятся наглыми. Итак, Из-за отсутствия удовлетворенности негативные эмоции возникают очень просто. Наоборот, будучи удовлетворенным, что бы ни имели, вы будете счастливы, и это станет благоприятным условием для того, чтобы ваш ум успокоился и в нем легко возникли позитивные эмоции.

Второе внутреннее благоприятное условие – не вести слишком много видов деятельности. Мы же имеем обратное условие – интересуемся сразу всем. Нас занимают не только свои дела, но также чужие. «Что делает сосед? Брат что делает?» Вас беспокоит даже то, что происходит в Москве: «Зачем этот человек поехал в Москву?» Это не ваше дело. Из-за этого порождается множество негативных эмоций.

Третье внутреннее благоприятное условие – это нравственное поведение. Наш ум становится нездоровым именно Из-за отсутствия нравственности.

Например, когда человек страдает от язвы, для него очень важно принимать лекарства, но самое главное – соблюдать диету. Если он начнет питаться правильно, тогда лекарства, которые он принимает, будут эффективны. Если даже просто соблюдать диету, без лекарств, только от этого язва может уменьшиться. Точно так же язва нашего ума болит сильнее Из-за несоблюдения нравственности. Нравственное поведение подобно диете. Какая польза от лекарств, если больной язвой продолжает питаться острой и жирной пищей? Но человек, который придерживается диеты и при этом принимает лекарства, будет выздоравливать с каждым днем.

Болезнь нашего ума усугубляется Из-за множества нездоровых и вредоносных действий. Вы должны понимать, что нравственность подобна правильному питанию нашего ума.

 

 

Поза для медитации

 

 

Второе основное положение объясняет, как правильно сидеть в позе медитации и как обнаружить объект медитации. Что касается позы для медитации, здесь существует множество вариантов, лучший из которых – семичленная поза Вайрочаны.

Для того чтобы научиться сидеть в семичленной позе, сначала необходимо подготовить правильное сидение для медитации. Оно должно быть немного приподнято сзади. Самое простое – это когда у вас плоское горизонтальное сидение, а под себя вы подкладываете маленькую подушечку для того, чтобы спина была ровная. Ваша задняя часть будет чуть выше – в таком положении вы гораздо лучше сможете концентрироваться.

Вы сидите со скрещенными ногами. Если вам сложно сидеть так, вам нужно выполнять йогу для растяжения ног. Это очень простые упражнения.

Первое упражнение: вы сидите, соединив ступни ног вместе, подтягиваете пятки как можно ближе к паху, а руками держите пальцы ног. Вы начинаете разводить колени и локтями оттягиваете их вниз, к полу. Таким образом, вы растянете мышцы, и в будущем вам будет гораздо проще сидеть со скрещенными ногами.

Второе упражнение: вы сидите в том же положении, соединив ступни. Ваши колени разведены в стороны, и вы начинаете делать наклоны туловищем вперед. Эти упражнения йоги вы можете выполнять, например, когда смотрите телевизор, это очень хорошая подготовка. Если вы правильно растянете свои ноги, тогда, сидя в позе лотоса, вы не будете мучиться от боли в ногах.

Йогу необходимо выполнять для духовных целей, а не просто ради хорошего здоровья. Для здоровья существует множество различных видов йоги, разных упражнений, а у этой йоги основная цель – духовное развитие. Поэтому в буддизме существует йога, но на ней не делается слишком большой упор. Вы знаете, что ваши предки в Туве не говорили о йоге так много, потому что некоторые виды йоги больше вредят, чем помогают.

В Индии йога очень популярна, ею занимается слишком много людей. Сначала она кажется им полезной, но со временем начинает приносить вред, поскольку люди чересчур ею увлекаются. Не взлетайте от слова «йога». Йога подобна соли – если вы добавите ее немного, пища будет вкусной. Но выполнять слишком много йоги – это как сыпать слишком много соли. Разве такая пища может стать вкусной?

Ритуалы тоже подобны соли. Немного ритуалов, как немного соли, добавляют вкус практике. Но если вы подолгу и каждый день звоните в колокольчик, бьете в дамару, никому не давая спать, блюдо вашей практики станет пересоленным. Слишком увлекаться ритуалами тоже не стоит. Дважды в месяц проводите цог. Во время цога вы можете звонить в колокольчик, держать ваджру (В прошлые времена, великие мастера не демонстрировали свои ваджру и колокольчик, они скрывали их. Колокольчик и ваджра существуют не для того, чтобы показывать другим, что вы практик тантры.). Итак, во всем нужно знать меру.

Вернемся к семичленной позе. Ваша спина должна быть ровной. Если вы держите тело прямо, то вам будет гораздо проще сконцентрироваться. В шести йогах Наропы говорится, что в нашем теле есть три основных канала, по которым циркулирует энергия ветра. Они располагаются вдоль позвоночника и поднимаются вверх к макушке. Если они прямые, то циркуляция энергии гораздо лучше. От этого зависит и концентрация, поэтому вначале поза для медитации очень важна. Наклонившись вперед, вы очень быстро засыпаете. Позвоночник должен быть ровным, плечи также следует держать прямыми. А голову вы немного опускаете вперед, но не сильно, иначе заснете. Если голова будет высоко поднята, у вас возникнет блуждание ума.

Вы закрываете глаза, но не полностью. Оставив их слегка приоткрытыми, вы заводите зрачки вверх, за веки. Рот также слегка приоткройте, так, чтобы через него мог проходить воздух. Чтобы во время длительной медитации рот вас не отвлекал, язык должен слегка касаться верхнего нёба. Тогда у вас во рту будет сохраняться влага. А если язык не касается нёба, во рту быстро пересохнет. Вначале это не имеет для вас большой важности, но в будущем, когда вы сможете медитировать в течение двух – трех часов и для вас это время будет проходить как один миг, тогда правильное положение рта поможет вам не отвлекаться от медитации. Когда вы разовьете шаматху, два или три часа медитации действительно будут пробегать для вас как один миг. Это возможно, у всех есть такой потенциал.

Ваша правая ладонь должна лежать поверх левой, а большие пальцы вы соединяете. Правая рука здесь символизирует метод, то есть доброту, сострадание, любовь, бодхичитту. Левая рука символизирует мудрость – понимание абсолютной природы феноменов. Соединение рук означает единство метода и мудрости. Почему живые существа не могут полностью избавиться от страданий? Потому что у них нет мудрости и метода. Когда мы обретаем эти две вещи, метод становится причиной счастья, а мудрость отбрасывает причины страданий. Реализовав единство метода и мудрости, вы полностью избавляетесь от страданий и обретаете совершенное счастье.

Мудрость устранит все ограничения вашего ума, а метод – бодхичитта – реализует весь его благой потенциал. Такое состояние ума называется состоянием будды, Пробуждением. Оно не находится где-то снаружи, это ваш ум, лишенный всех ограничений и обладающий полным набором благих качеств. Каждый раз, когда ваша правая рука что-то делает, это должно напоминать вам о методе, доброте. Когда что-то делает ваша левая рука, постарайтесь в этот момент вспомнить о мудрости, абсолютной природе феноменов. Помните, что феномены не существуют так, как они проявляются перед вами.

Ваша правая рука – это ваджра. Левая рука – колокольчик. В сутре не используются эти предметы. Для чего они нужны в тантре? Ваджра символизирует метод. Метод в сутре – это доброта, бодхичитта. Метод в тантре – это, кроме бодхичитты, йога божества, иллюзорное тело. Итак, когда держите ваджру, вы должны вспоминать о методе. А когда берете в руки колокольчик, вспоминаете о мудрости. В сутре и тантре мудрость одинакова с объективной точки зрения, но с субъективной точки зрения есть различия. В сутре грубый ум познает пустоту, и это называется мудростью. А в тантре пустоту познает наитончайший ум – ясный свет, и, как только это происходит, в тот же миг исчезают все омрачения. Как объясняется в сутрах, при познании пустоты грубым умом требуется много времени, чтобы полностью устранить все омрачения. Тантра называется быстрым путем, поскольку там есть особая мудрость, а также особый метод, не объясняемый в сутрах. Если вы держите ваджру и колокольчик с таким пониманием, тогда это действительно имеет отношение к практике тантры. В противном случае вы, как актер, просто изображаете практику.

Если вы используете ритуальные инструменты, чтобы зарабатывать на этом деньги, тогда это уже не практика Дхармы, а негативное действие. Во имя тантры вы обманываете людей, наживаясь на этом. Это очень тяжелый проступок, будьте осторожны. Чтобы заработать на жизнь, лучше выполнять обычную, мирскую работу. У вас есть руки и ноги – зачем зарабатывать на духовных вещах? Это весьма опасный яд. Продавать духовные книги ради прибыли – это очень тяжелая негативная карма, которая повлияет не только на вас, но и на тех, кто будет есть пищу, купленную на выручку от продажи духовной литературы.

Одна семья пригласила в дом йогина, медитировавшего в горах. Он прочитал молитву и съел приготовленное для него угощение. Вернувшись, он обнаружил, что в его желудке передвигается слог «А», причиняя ему сильную боль. У этого йогина было прямое видение Манджушри, и он обратился к нему с мольбой. Когда Манджушри явился, йогин спросил: «Почему сейчас в моем желудке перемещается слог «А» и причиняет мне такую боль?» Манджушри ответил: «Сегодня ты посетил очень неблагополучную семью, которая торгует секретными древними текстами по сутре. Они продают эти тексты за большие деньги, а сегодня они купили на эти деньги еду и накормили тебя. Поскольку у тебя очень мало негативной кармы, реакция возникла сразу же. Выполни практику очищения. Для тебя в этом нет ничего страшного – от очистительной практики боль быстро пройдет. А вот члены этой семьи действительно находятся в критической ситуации. Поскольку они накапливают очень много негативной кармы, они не испытывают последствий немедленно. Но после смерти, родившись в аду, они будут долго терпеть страдания».

Поэтому я говорю вам: будьте очень осторожны со святыми текстами, а также с деньгами, заработанными на объектах веры. Они должны использоваться в дальнейшем для соответствующих целей. Если на такие деньги вы кормите себя или членов семьи, значит, вы кормите их ядом. Если вам не на что жить, лучше попросите людей накормить вас или, на худой конец, украдите немного – это не так страшно. Но попросить все же гораздо лучше, чем украсть.

Мы говорили о семичленной позе Вайрочаны. Каждый раз, когда вы соединяете руки, это должно напоминать вам о единстве метода и мудрости.

 

 

Дыхательная йога

 

 

Сев в медитативную позу, выполните дыхательную йогу. Она полезна не только для развития сосредоточения, но также и для вашего здоровья. Каждый день выполняйте йогу дыхания одну или две минуты, тогда вы почувствуете ее результат.

Поскольку я вам даю комментарий, основанный на опыте, вам необходимо практиковать. С этой целью я передаю вам учение столь подробно. Три года назад я давал учение по шаматхе просто для информации. А сейчас я разъясняю эту тему для вашей практики. Поэтому старайтесь сидеть в правильной позе, тренируйтесь.

Дома у вас должно быть сиденье для медитации. Это сиденье – спортзал для тренировки ума. Если оно очень удобное, у вас будет возникать желание сесть и медитировать. В будущем само это место будет порождать у вас счастливое состояние ума. А когда вы несчастны, у вас сразу же возникнет желание сесть на сиденье для медитации. Как только у вас появятся нездоровые мысли, вы будете себя останавливать, садясь на него. От этого ум успокоится, потому что прекратятся все сансарические мысли, как от капли холодной воды сразу спадает, успокаивается кипящее молоко.

Узнав технику дыхательной йоги, нужно практиковать ее, только тогда это принесет вам пользу. Часто мы ведем себя очень странно. Когда мы не знаем, как медитировать, у нас возникает желание медитировать. Но, получив учение о медитации, мы уже теряем к ней интерес. Это неправильно. Если не знаете, как медитировать, у вас не должно возникать желания этим заняться. Это нездоровый образ мышления. Когда же знаете, как медитировать, но не хотите этого делать, это тоже неправильно. Итак, у вас в на стоящий момент наработано множество нездоровых механизмов мышления.

Когда ум захватили негативные эмоции, вы становитесь очень активными. А когда ум движим позитивными мыслями, вы ленивы, оставляете практику на потом. Гораздо лучше, находясь под влиянием негативных эмоций, предаваться лени. Например, если в уме возник гнев, скажите: «Только не сегодня, потом я все выскажу. Сегодня я устал». Вы же в гневе строчите слова как из пулемета, не откладывая этого на потом. Когда ум пребывает во власти негативных эмоций, в этот момент, как говорил Шантидева, застыньте, подобно дереву, тогда гнев придет и уйдет, не оставив следа. В этом случае никто не расстроится. Просто ничего не говорите – и все будут спокойны.

Когда вас охватывают позитивные эмоции, тогда ведите себя активно. Просыпайтесь посреди ночи и принимайтесь за практику. Точно так же, как вы делаете, когда привязанность будит вас посреди ночи. Например, привязанность нарушает ваш сон и говорит: «У меня есть такая красивая одежда! Где она?» Вы встаете, включаете свет и начинаете искать эту одежду. Так активно вы ведете себя, когда приходит привязанность. Вы не отмахиваетесь от нее: «Я хочу спать», но сразу начинаете действовать. Не только сами просыпаетесь, но и других людей готовы разбудить ради того, чтобы найти свой объект привязанности.

Итак, при возникновении позитивных эмоций даже посреди ночи садитесь в семичленную позу и начинайте медитировать. Но не мешайте другим, пускай они спят.

Вернемся к теме дыхательной йоги. Итак, вы садитесь в правильную позу и делаете вдох. На вдохе ваше тело наполняет энергия всех будд и бодхисаттв. Затем на какое-то время вы задерживаете дыхание, а после этого делаете выдох, и на выдохе вся негативная энергия, все ваши болезни в виде черного облака выходят через нос. Делайте полный выдох. В наставлениях к этой практике объясняется, что мы обычно дышим неправильно, поверхностно, т. е. не делаем полных вдохов и выдохов.

Биологи также утверждают, что, когда мы делаем неполный выдох, часть углекислого газа остается в легких. В науке говорится, что полные вдохи, наполняющие кислородом мозг и все ваше тело, делают мозг более активным. Наука, как и буддизм, ищет истину. А те, кто ищет истину, в конце концов приходят к одной истине (Например, в буддизме еще 2500 лет назад говорилось об отсутствии неделимых частиц. Сейчас наука тоже пришла к этому. И некоторые другие теории, о которых буддизм учит уже давно, ученые открывают и подтверждают в наши дни.).

Дыхательная йога очень полезна. Сделайте полный вдох, затем после задержки дыхания – полный выдох, считайте в уме: «один», затем снова вдох, задержка, выдох: «два» – и так считайте до двадцати одного раза. Не думайте ни о прошлом, ни о будущем. Оставайтесь в настоящем моменте и сосредоточьтесь только на дыхании. Ваше тело в семичленной позе остается расслабленным, а ум сосредоточен на вдохах и выдохах. Каждый день занимайтесь такой дыхательной йогой. Это поможет вам развить внимательность и хорошую концентрацию. Также это будет способствовать улучшению вашего здоровья, которое во многом зависит от циркуляции энергии в вашем теле.

Если энергия ветра циркулирует в теле правильно, то все ваши органы начинают работать очень активно, иммунитет укрепляется. Когда ум спокоен, вы спокойно дышите, это развивает вашу иммунную систему. Когда ум начинает волноваться, думать о том, что говорят о вас другие, это нарушает работу иммунной системы. Итак, успокойте свой ум, представляйте свет и нектар в вашем теле, и тогда ваша иммунная система постепенно станет лучше. Но самый действенный способ укрепления вашего иммунитета – это развитие любви.

Если вы чувствуете сильные любовь и сострадание, то, даже находясь в этот момент рядом с больными людьми, вы помогаете им, но сами не заболеваете. Вспомните, некоторые ваши тувинские предки лечили очень опасные болезни, но не заражались ими. Почему? Потому что у них были очень сильны позитивные эмоции: любовь, сострадание, доброта. Мать Тереза в Индии всегда помогала больным людям, не заражаясь от них, потому что ее любовь к людям была очень сильна. Она бывала во многих опасных местах, но не болела ни одной болезнью, потому что имела сильный иммунитет. Некоторые врачи надевают на лицо специальные маски, но, тем не менее, заболевают, поскольку не имеют такой любви. Когда больные приходят к ним, их эго боится заразиться. Но, несмотря на все средства – на руках перчатки, на лице маска и толстые очки, – они заболевают, потому что их иммунная система слаба. Вы можете обнаружить много подобных примеров.

Почему те, кто испытывает любовь и сострадание, не заболевают? Потому что у них хороший иммунитет, основной причиной которого являются сильные позитивные чувства. Испытывая такие эмоции, можно избавиться от болезни, даже не прибегая к лекарствам. Есть практика, основанная на дыхании, когда вы с сильным состраданием вдыхаете все болезни живых существ, а на выдохе с любовью отдаете им здоровье и счастье. Такой практикой можно излечить даже тяжелые заболевания мозга.

В прошлом учение лоджонг (Лоджонг – учение по тренировке ума. – Прим. ред) было известно как практика, излечивающая от проказы. Прокаженные выполняли эту практику и полностью выздоравливали, потому что развивали любовь и сострадание. А Из-за того, что под влиянием позитивных эмоций меняется ум, биологически меняется и ваше тело. Взгляните на разгневанного человека: как его эмоция влияет на тело? С биологической точки зрения у него нарушается ритм циркуляции крови, он становится очень резким. Его сердцебиение ускоряется, а это в свою очередь сокращает жизненный срок.

Почему черепахи живут долго? Потому что у них очень медленно бьется сердце. Они спокойны, как тувинские бабушки. Тувинские бабушки долго живут по той же причине: они спокойно сидят, читают мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Я, конечно, шучу, но в этой шутке есть смысл. У кого сердце работает медленно, тот действительно живет дольше. Жизнь кроликов, наоборот, коротка, потому что она проходит в непрестанном быстром движении.

Любовь и сострадание не ускоряют сердцебиение. А когда человек испытывает гнев, его сердце начинает стучать очень быстро. Это сокращает жизнь и ухудшает состояние здоровья и иммунитет. Сейчас наука подтверждает, что здоровье связано с состоянием ума. Значит, то, что было открыто в буддизме, – правда. Итак, спокойный ум и доброта позитивно влияют на физическое здоровье. В буддизме говорится, что, если вы знаете, как лечиться, вы можете лечить себя сами. Не обязательно принимать лекарства. Но в настоящий момент принимайте лекарства и наряду с этим делайте практику. Я расскажу вам одну историю.

Один мастер медитировал высоко в горах. Как-то утром к нему пришел его ученик и увидел, что наставник не дышит. Он подумал, что учитель умер, спустился в деревню и позвал людей. Когда жители деревни поднялись на гору, они увидели, что мастер сидит и пьет чай. Ученик спросил удивленно: «Как это произошло, что вы сейчас сидите и пьете чай? Ведь утром я поднимался сюда и видел, что у вас нет дыхания». Его учитель ответил: «Нет, я медитировал. Утром мое самочувствие было не очень хорошим, поэтому я растворил все энергии ветра в центральном канале, и как раз в этот момент ты меня увидел. Потом мои энергии ветра сбалансировались, и теперь со здоровьем у меня все в порядке». Как видите, с помощью медитации можно лечить все болезни. Но в настоящий момент вы не знаете этой техники, поэтому вам необходимо принимать лекарства.

Первый шаг к подобному самоизлечению – это дыхательная йога. В настоящий момент вы не можете растворять энергии ветра в центральном канале, но заниматься этой йогой вы можете. Итак, вы делаете вдох, задерживаете дыхание, делаете выдох, и в этот момент представляете, что выдыхаете все болезни, которые у вас есть. На вдохе вы вбираете нектар и благословение Будды Медицины, и ваше тело становится здоровым.

Так тренируйтесь каждый день. Это настоящая буддийская йога ветра, которая связана с вашей концентрацией. Но не только с концентрацией, а также с накоплением заслуг. Вы визуализируете перед собой Будду Шакьямуни в окружении всех будд, бодхисаттв и божеств. Вдыхая всю их позитивную энергию, вы накапливаете таким образом высокие заслуги. Так, одно это действие приводит к трем результатам: оно полезно для здоровья, улучшает вашу концентрацию и способствует накоплению заслуг. Здесь есть два преимущества для ума и одно – для тела.

Поскольку вы духовный человек, делайте больший упор на духовное развитие – выполняйте йогу, которая приносит больше пользы уму. Для физического развития существует множество методов, для этого есть спортзалы. Начните выполнять йогу дыхания с сегодняшнего дня. Особенно хорошо делать это упражнение, находясь на природе. Также следует прибегать к нему в моменты, когда ваш ум становится несчастным. Вы не сможете остановить порождение нездоровых мыслей просто усилием воли. Когда кто-нибудь нарушил покой вашего ума, например грубой речью, вам очень трудно заставить себя не думать об этом. В этот момент самая лучшая техника – это дыхательная йога. Просто сосредоточьтесь на ваших вдохах и выдохах, тогда перестанете обдумывать все эти нездоровые вещи.

А позже увидите сами, насколько нездоровыми были ваши гневные мысли. В то время, когда ум захвачен ими, вы этого не замечаете, и вам очень сложно перестать подпитывать свой гнев. В этот момент думайте, что прошлое уже закончилось, будущее еще не наступило, а настоящее есть каждый текущий миг. кто-то сказал вам что-то неприятное, но сейчас этого нет. Как только прозвучало слово «дурак», в следующий момент оно уже исчезло, но вы цепляетесь за него и говорите: «Он сказал, что я дурак». Он произнес эти слова тогда, и «тогда» уже закончилось, но вы начинаете вспоминать: «До этого он говорил то-то, десять лет назад он сказал то-то. Как так можно?» Потом ум достигает реализации гнева, и ваше лицо становится красным, глаза наливаются кровью, сердце стучит. Тогда внутри вашего тела начинается дискотека, включается музыка. Ваше сердце задает быстрый и жесткий ритм, и танцевать начинает вся ваша кровь. А вслед за ней пускается в пляс ваше тело – вы начинаете драться. Язык тоже становится активным. Это дискотека сансары.

Итак, тема семичленной позы и дыхательной йоги закончена.

 

 

Метод развития шаматхи

 

 

В первую очередь я объясню вам аналогию, которая демонстрирует в сжатой форме метод развития шаматхи. Объект медитации подобен колонне, а ваш неукрощенный ум подобен дикому слону. Он изображается как черный дикий слон. А внимательность, которой вы привязываете дикого слона своего ума к колонне объекта медитации, подобна веревке. Когда дикий слон вашего ума уже практически разорвал веревку, привязывающую его к колонне объекта медитации, вы укрощаете его с помощью бдительности, подобной крюку. В настоящий момент у вас нет внимательности, подобной веревке, для того чтобы привязать дикого слона своего ума к колонне объекта медитации. Вместо нее у вас лишь тоненькая нитка внимательности. Слон даже не замечает, как рвет ее, поэтому через секунду он уже начинает блуждать там и сям.

Чтобы привязать дикого слона своего ума к колонне объекта медитации, в первую очередь вам необходимо сделать колонну объекта медитации очень прочной. В противном случае, если колонна слабая, то дикий слон быстро ее сломает.

Проверьте сами – попытайтесь удержать свой ум на одном объекте, и вы увидите, что через секунду он уже начинает блуждать, потому что ваша колонна объекта медитации очень слабая, а веревка вашей внимательности тонка, как нитка. А у некоторых нет даже такой нитки. Так что, если ваша внимательность подобна нитке, это тоже очень хорошо. Вы сможете хотя бы на короткое время удержать слона. А в настоящий момент слон вашего ума совершенно не чувствует дискомфорта. Он вовсе не замечает никаких пут. Кроме этого, у вас нет крюка бдительности. Как в таком случае вы можете натренировать свой ум?

Некоторые люди думают, что медитация – это просто сидение в строгой позе безо всяких мыслей, когда ум летает, начинает входить в контакт с разными вселенными. Но зачем нужны контакты с другими вселенными? У вас в Кызыле достаточно людей, с которыми можно пообщаться. Это опасная медитация, Из-за которой ум будет блуждать еще больше, и вы превратитесь в весьма странного человека. Занимаясь настоящей медитацией, вы, напротив, становитесь очень последовательными: ко всему подходите аккуратно и систематично. У вас развивается внимательность и бдительность. Так, в результате настоящей медитации день ото дня вы будете все счастливее. Если вы заходите в дом и куда-то кладете ключи, вы точно знаете: «ключи я храню вот здесь». «Другие объекты я храню тамто». В вашем доме все вещи в порядке, у каждой есть свое место. В вашем уме нет множества лишних мыслей, потому что мышление систематично. Вы не впускаете в свой ум все подряд, но думаете только о том, о чем хотите. Так ум становится стабильным. Если в нем и возникнет ненормальная мысль, вы тотчас же ее пресечете. Такой контроль вы обретаете посредством медитации.

Сейчас у вас нет контроля над умом. Какие бы негативные мысли ни возникли, вы впускаете в сердце все, все получают развитие. Потом сами становитесь несчастным и расстраиваете других. Кроме того, в настоящий момент вы даже не знаете, где лежат ваши ключи. Вы заходите домой, бросаете их, а потом, уходя, начинаете их искать. С остальными вещами вы поступаете так же.

С помощью медитации можно сделать ум здоровым, поэтому очень важно, чтобы вы развили шаматху. Без шаматхи невозможно добиться ни одной другой буддийской реализации. Шаматха – это как первый шаг на пути к реализациям.

Сейчас я расскажу, каким образом сделать колонну объекта медитации крепкой. Не принимайтесь сразу же медитировать. Сначала добейтесь того, чтобы объект вашей медитации был стабильным. В повседневной жизни тренируйтесь так, чтобы добиться прочности объекта вашей медитации. Например, задумав построить дом, вы не приступаете непосредственно к строительству. Сначала вы ищете прочный материал, который затем заложите в фундамент. Это можно сравнить с объектом медитации, подобным колонне.

В буддийских текстах говорится, что существует множество различных объектов для медитации на шаматху. Два из них великие мастера прошлых времен ценили больше всего. во-первых, вы можете медитировать на образ Будды. Для начала именно такой объект очень хорош. во-вторых, в качестве объекта медитации вы можете принять свой ум. Медитируя на свой ум, когда он уже обрел определенную стабильность, вам будет гораздо проще развить концентрацию.

В отношении объекта медитации вы проходите четыре шага:

–ищете объект,

–находите его,

–удерживаете,

–пребываете с объектом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.037 с.)