Сила накопления белых зерен (добродетелей) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сила накопления белых зерен (добродетелей)



 

 

Третья сила – это сила накопления белых зерен, т. е. добродетелей. Каким образом можно создать столь высокие заслуги, чтобы в результате родиться в чистой земле? Один из способов это сделать называется сорадование. Мы должны помнить, что в нашем мире и других мирах живут будды и бодхисаттвы, которые приносят благо бесчисленным живым существам. Некоторые бодхисаттвы жертвуют своим телом ради блага других. «Таким бодхисаттвам я сорадуюсь из глубины своего сердца!» Сорадуясь заслугам бодхисаттв, вы получаете часть их заслуг. Но даже часть заслуг бодхисаттвы – это очень много. Например, имея 25 процентов прибыли от нефтяного бизнеса, вы будете получать огромный доход, гораздо больший, чем любой владелец завода. Точно так же заслуг у бодхисаттвы великое множество, и, если вы получите от них одну четвертую часть, это будет нечто невероятное. А если вы сорадуетесь добродетелям живых существ, равных вам, вы получите такие же заслуги, какие создают они.

Каждый раз, видя, как люди делают что-то хорошее, сразу же радуйтесь за них без малейшего чувства зависти – это очень важно. Также когда видите, что кто-то весел, шутит, смеется, разделите его радость: «Как хорошо! Пусть он всегда будет таким счастливым». Видя, как молодые смеются, не надо думать: «Вот, молодежь ничего не делает, только шумит, болтается» или же: «В эти времена упадка люди становятся все хуже». Не говорите так. Но, увидев, что молодые люди пьют водку, обратитесь к ним с чувством любви: «Пожалуйста, не пейте. Это не принесет вам счастья».

У некоторых пожилых людей есть привычка ругать молодежь. Что бы молодые ни делали, вы, пожилые, всегда находите, за что их осудить, – это неправильно. Это может пагубно отразиться на молодых. Старайтесь смотреть на них с позитивной стороны. Только если они пьют водку или употребляют наркотики – это действительно приносит им вред, а относительно остального – пускай делают что хотят и пусть будут счастливы. Если они в чем-то перегнут палку, тогда нужно сказать: «Хватит, теперь пора учиться (или пора работать)». Я советую родителям не баловать своих детей, но в то же время не слишком давить на них. Всегда придерживайтесь срединного пути. Иногда вы впадаете в такие крайности, как разрешать детям делать все, а потом, наоборот, все подряд запрещать – это ошибка. Не показываете все свои эмоции. Если слишком часто проявлять свою любовь к ним, они могут вырасти слишком избалованными.

В повседневной жизни, когда кто-то счастлив, всегда радуйтесь, желая ему еще большего счастья. Таким образом, каждый день вы будете накапливать большие заслуги, в силу которых сами будете становиться все счастливее жизнь за жизнью. Это очень полезная практика. Желая счастья всем, вы не только будете становиться счастливее день ото дня, это еще одна причина рождения в чистой земле. Это путь счастья. Почему пожелание счастья всем живым существам оказывается для вас проблемой? Проблем нет, это просто следствие дурацкой работы ума. Когда же ум функционирует правильно, радость за других воспринимается как естественное и весьма вдохновляющее чувство.

Не позволяйте же ненормальному состоянию ума завладеть вами. Когда возникает это омраченное состояние, вместо того чтобы накапливать заслуги, вы начинаете создавать недобродетели: «Он такой-сякой… все плохие… только я один хороший». Когда вы смотрите на мир сквозь черные очки, он кажется вам черным.

Вы также можете накапливать заслуги чтением мантр. Читайте мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ с умом, желающим счастья всем живым существам. Вы можете думать: «Как было бы здорово, если бы все существа родились в чистой земле! Пусть в силу того, что я читаю эту мантру, все они родятся в землях будд. Пусть сначала там окажутся те, кто сейчас страдает сильнее всех. Пусть сначала попадут в чистую землю все другие, а в последнюю очередь – я сам». Так молятся бодхисаттвы. Но в действительности они первыми рождаются там.

Заботясь о других, вы быстро осуществите свою цель. А с эгоистичным настроем, что только вам необходимо счастье, вы не достигнете этой цели. Геше Потова всегда молился, чтобы все живые существа родились в чистой земле, а про себя он говорил: «Пусть я приму рождение в аду и там буду приносить благо живым существам». Но во время смерти у него было видение чистой земли, и тогда он сказал своим ученикам: «Мои желания не сбываются». «Как же такое возможно, чтобы ваши желания не сбылись, ведь всю свою жизнь вы посвятили счастью всех живущих?» – спросили ученики. Геше Потова ответил: «Я всегда делал особое посвящение, чтобы родиться в аду и помогать тем, кто страдает больше всего. А сейчас передо мной возникло видение чистой земли».

Чему учит эта история? Она говорит о том, что, если вы безо всякого эгоизма желаете всем существам получить рождение в чистых землях, а сами при этом готовы принять рождение в низших мирах ради того, чтобы помогать там, у вас не останется выбора – вы получите рождение в чистой земле. Это все равно что упасть с утеса, лететь вниз и кричать, что не хотите падать – вы все равно упадете. Создав хорошую причину, вы несомненно получите результат, даже если не будете стремиться к этому.

Бодхисаттвы всегда говорили: «Пусть будут счастливы другие, пусть все страдания созреют во мне», а в результате сами становились все более и более счастливыми. Так действует механизм причины и следствия. А мы, люди, живущие в сансаре, всегда желаем: «Пусть только я буду счастлив, на остальных мне наплевать», но в результате мы несчастны. Вы должны понять, что такой образ мышления очень глуп. Создавайте позитивную карму без эгоистического настроя, желая счастья всем. Тем самым вы накапливаете заслуги, равные количеству всех существ, а их бесчисленное множество. Если без малейшего эгоизма вы желаете всем существам перерождения в чистой земле, то каждый день будете создавать невероятные причины для рождения там. Для этого не обязательно сидеть в позе медитации. Когда идете куда-нибудь, смотрите на прохожих вокруг и желайте этого. Я тоже, например, когда еду в машине, всегда вспоминаю об этом и думаю: «Пусть все будут счастливы! Пусть все их проблемы перейдут ко мне. Пусть никто не страдает» – и читаю про себя мантру.

Заслуги можно накапливать в любое время. Двадцать секунд так подумали, затем отдохнули, потом снова скажите себе: «Пора!» Это не значит, что пора сесть в позу медитации. Это значит, что пора начать думать нормальные мысли. Как только заметили, что ум начинает работать чуть-чуть неправильно, сразу останавливайте себя: «Всем не хватает счастья, не только мне. Существа могут быть счастливы лишь ненадолго, большую часть времени они страдают. Пусть на тувинской земле всегда будет существовать учение Будды, религия наших предков, чтобы избавлять людей от страданий! Пусть у всех будет возможность слушать Дхарму. Пусть люди перестанут пить водку…» Вот с такими мыслями нужно читать мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Даже если один раз вы искренне так подумали, ум становится очень счастливым! У меня есть маленький опыт, поэтому я го ворю вам, что так размышлять совсем не трудно. Занимайтесь такой неформальной практикой каждый день, тогда ежедневно будете создавать заслуги. Каждый день читайте мантру Авалокитешвары с пониманием ее смысла (Мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ состоит из шести слогов, которые все вместе символизируют шесть миров. Слог ОМ состоит из трех звуков – А, У, МА, указывающих на ваши тело, речь и ум. В то же время они символизируют святые тело, речь и ум Будды. МАНИ – это санскритское слово, которое означает «драгоценность». В данном случае под драгоценностью подразумевается метод – любовь, сострадание и бодхичитта. ПАДМЕ – это санскритское слово, означающее «лотос», который в данном случае символизирует мудрость постижения абсолютной природы феноменов. ХУМ означает преобразование. Итак, смысл этой мантры таков: наши загрязненные тело, речь и ум с помощью метода бодхичитты (МАНИ) и мудрости, постигающей пустоту (ПАДМЕ), преобразуются (ХУМ) в святые тело, речь и ум Будды.).

Что касается накопления заслуг в повседневной жизни: кому бы ни нужна была помощь, помогайте. Не слишком сильно привязывайтесь к материальным объектам. Если у вас есть что-то лишнее, поделитесь им, сделав такое посвящение: «Пусть в силу этого подношения я смогу родиться в чистой земле!» или же «Пусть все живые существа переродятся в чистой земле!» Посвящать заслуги перерождению в чистой земле ради развития своего потенциала благих качеств, с которыми вы можете вернуться потом в нечистые миры и помогать существам, – это очень мудро. Если вы действительно понимаете смысл этих слов, значит, вы правильно делаете посвящение.

Некоторые бодхисаттвы молятся, чтобы все живые существа родились в чистой земле, а некоторые посвящают добродетели тому, чтобы самим там родиться, но мотивация тех и других одинакова. Те бодхисаттвы, которые молятся о собственном рождении в чистой земле, хотят сами серьезно практиковать путь, а затем вернуться назад, чтобы по-настоящему помогать живым существам. Это не эгоистическое желание, а чистая мотивация.

Различают три вида бодхичитты. Первая называется «бодхичитта, подобная царю». Это такое намерение: «Чтобы принести благо живым существам, да смогу я стать царем (то есть Пробужденным)!» Это очень мудрый способ порождения бодхичитты, то же самое сострадание. Такие бодхисаттвы заботятся о том, чтобы на практике суметь помочь живым существам.

Второй способ порождения бодхичитты – это «бодхичитта, подобная кормчему». Здесь говорится, что этот бодхисаттва хочет достичь берега Пробуждения одновременно с живыми существами так же, как кормчий перевозит людей.

Третий вид порождения бодхичитты называется «бодхичитта, подобная пастуху». Что делает пастух? Он загоняет стадо в стойло, а сам идет за вслед ним. Такой бодхисаттва желает: «Пусть сначала все живые существа станут буддами, я же достигну Пробуждения в последнюю очередь». Все эти виды мотивации являются хорошими, но наиболее реалистичной является бодхичитта, подобно царю. Если вы не станете буддой, вам будет очень сложно привести к этому состоянию других существ. Два других устремления к Пробуждению тоже лишены эго, но они не очень практичны. Практичным является стремление стать буддой на благо всех живых существ.

То же самое касается стремления попасть в чистые земли. Самое реалистичное намерение: «Чтобы помочь живым существам, да смогу я родиться в чистой земле». Но вам надо быть очень осторожными, потому что подобную мотивацию можно легко смешать с эгоизмом. Сначала вам следует развить сильную любовь и сострадание. Мой Духовный Наставник говорил мне, что сначала практик, развивающий бодхичитту, должен порождать бодхичитту, подобно пастуху, то есть намерение сначала привести всех живых существ к Пробуждению, а самому стать буддой в последнюю очередь (Бодхичитта, подобная пастуху, – это лишь инструмент, необходимый на начальном этапе порождения бодхичитты, для того чтобы стремление к Пробуждению не было омрачено эгоистическим желанием достичь наивысшей реализации. После укрепления в уме альтруистической установки практикующий порождает бодхичитту, подобную царю, которая является действительно осуществимым намерением. – Прим. ред.). Уже взрастив такое сильное чувство, вы начинаете исследовать, каким образом можно осуществить задуманное. Вы приходите к выводу, что сейчас у вас нет достаточных способностей, чтобы привести других к Пробуждению. Для того чтобы полностью избавить существ от страданий и привести их к настоящему счастью, на практике вы сами сначала должны стать Пробужденным.

Точно так же начните с желания, чтобы все живые существа родились в чистой земле, а вы оказались там последним. Потом уже думайте: «Сначала я реализую весь свой потенциал, а потом начну помогать!»

Чтобы родиться в чистой земле, делайте каждый день по три простирания и в это время читайте мантру, увеличивающую заслуги от простираний. Если вы будете читать эту мантру перед каждым простиранием, тогда заслуги от этой практики будут увеличиваться в сто тысяч раз. Таким образом, вы сможете накопить достаточно весомые заслуги для рождения в чистой земле. Выполнять каждый день по три простирания не составит вам труда. А если вы летите в самолете, то делайте самый краткий вариант простираний: три раза поднесите руки, сложенные в мудре Прибежища, к макушке, к межбровью, к горлу и к сердцу. Когда дело доходит до духовных практик, не стесняйтесь, в них нет ничего стыдного.

В этом отношении мне нравятся мусульмане: когда приходит время молиться, они не стесняются и делают это открыто, в строго определенное время. Я не знаю, какова философия ислама, но когда мусульманам их учитель говорит, что водку пить не следует, они полностью отказываются от спиртного, т. е. строго соблюдают заповеди, – вот это мне очень нравится. Если у них начало практики в пять часов, то они приступают к ней строго вовремя. Они прекращают на время дела и начинают молиться. Это хорошее качество. А мы, буддисты, немножко избалованы, нам следует быть несколько строже.

Вообще у каждой религии есть хорошие качества, которые следует перенимать. Вы должны быть строгими, но не слишком. Иногда мусульмане бывают чересчур строги. Если я скажу, чтобы все женщины закрыли лица, это не будет мудро. У каждой религии есть не только положительные моменты, но и негативные стороны, которые перенимать не стоит. В буддизме мужчины и женщины равны в правах – это очень хорошее качество. Вам нет необходимости закрывать свое лицо, но вот рот иногда вам закрывать надо. Я шучу. Итак, не слишком расслабляйтесь, не будьте слишком строги, следуйте срединным путем.

В буддизме говорится, что вы сами должны начинать практику, когда приходит время. Никто не будет вас принуждать. Придерживайтесь определенной дисциплины. Скажите себе: «Каждый день я буду делать по три простирания, молиться и сто раз читать мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» – вот это надо выполнять ежедневно, в определенное время, дав обещание самому себе. Тогда практиковать будет легко. Такая дисциплина важна не только для практики, но и для жизни в целом. Ученые-психологи выяснили, что в тех семьях, которые придерживаются некоторых правил, отношения между людьми очень гармоничны. А в семьях, где все делают что хотят, гармонии нет.

Если вы будете смотреть телевизор после того, как сделаете практику, то это будет действительно интересно. А каждый день смотреть все передачи подряд – это довольно скучное занятие. После того как сделал практику, можно пить чай, смотреть телевизор, разговаривать с кем-то – все это будет доставлять удовольствие. Любую выбранную вами передачу надо смотреть с хорошей мотивацией. Если вы видите страдающих существ, порождайте желание, чтобы никто больше так не страдал. Видя счастливых людей, радуйтесь за них и думайте: «Пусть все будут так же счастливы!» Тогда просмотр телевизионных программ тоже станет практикой Дхармы. Является ли какое-либо занятие духовной практикой, это во многом зависит от вашего состояния ума.

Теперь я передам вам мантру, увеличивающую добродетели от простираний. Дайте обещание, что каждый день будете читать эту мантру и делать простирания минимум по три раза. Если у вас получится делать больше – очень хорошо. Это обязательство и будет вашей платой за передачу мантры, потому что бесплатно ничего не дается.

 

НАМО МАНДЖУШРИЕ НАМО СОШИРИЕ

НАМО УТТАМ ШРИЕ СОХА

 

Я также передам мантру увеличения заслуг. Каждое утро, как только проснулись, прочитайте эту мантру семь раз, тогда, чем бы вы ни занимались целый день, ваши заслуги будут увеличиваться в сто тысяч раз. Таким образом вы можете накопить огромные заслуги за короткое время. За нашу краткую жизнь невероятно сложно собрать столь большие заслуги, чтобы родиться в чистой земле. Но, получив эти наставления, вы можете создавать заслуги, которые будут увеличиваться в сто тысяч раз – только тогда у вас появляется этот шанс. В некоторых случаях вы можете даже за два – три года накопить эти невероятные заслуги. Вы не сможете сделать это, просто читая книги. Это возможно лишь благодаря доброте вашего Учителя.

 

ОМ САМБАРА САМБАРА ВИМАНА САРА МАХА ДЗАВА ХУМ

ОМ СМАРА СМАРА ВИМАНА САКАРА МАХА ДЗАВА ХУМ

 

Теперь я хочу немного рассказать вам о простираниях. Различают два вида простираний – полное и краткое. «Полное» означает, что вы всем телом ложитесь на землю. Сначала объясню, как правильно делать полное простирание. Соедините ладони над макушкой. Если при этом большие пальцы прижаты к ладони, это индуистский жест. В буддизме принято держать два больших пальца внутри ладони – это символизирует, что вы держите драгоценность внутри. Итак, сначала прикладывайте сложенные ладони к макушке – это знак того, что в будущем вы обретете ушнишу Будды. Далее основаниями больших пальцев вы прикасаетесь к межбровью – это символизирует обретение в будущем тела Будды. Потом вы подносите руки к горлу и к сердцу – это закладывает причины достижения, соответственно, речи и ума Будды.

Когда вы растягиваетесь всем телом на полу, представляйте свое тело подобным дереву сансары. Нагибаясь и падая, вы подрубаете дерево сансары под корень. Далее вы приподнимаете ладони, представляя, что касаетесь ног Будды. Каков смысл этого жеста? Самая низкая часть ног Будды – это его стопы, и этим жестом вы проявляете уважение даже к самой низкой части его тела. Поднимаясь с пола, представляйте, что вы встаете по направлению к нирване. Затем вы читаете мантру увеличения заслуг от простираний и мантру Прибежища и делаете следующее простирание.

Визуализируйте, что у вас не одно, а множество тел. Представляйте вокруг себя все миллионы, даже миллиарды тел, которые вы имели в предыдущих жизнях. Все они накопили в прошлом огромное количество негативной кармы. Думайте так: «Будды и бодхисаттвы, я очень сожалею о накопленной негативной карме, пожалуйста, помогите мне очистить ее». Перед каждым из тел находится Будда и Поле заслуг, и каждое тело простирается перед ними.

Три простирания – это как обязательство, которое вы выполняете каждый день, даже когда летите в самолете. Но если вы сделаете двадцать одно простирание, это будет еще лучше. Вы можете выбрать какие-то дни и обещать себе делать в эти дни по двадцати одному простиранию, а в какие-то дни – по сто простираний (это по вашему желанию). Иногда, когда вы никуда не собираетесь уезжать, вы можете обещать себе в течение недели выполнять по сто простираний каждый день.

Женщины, мечтающие о стройной фигуре, должны делать эту практику как можно больше. Вам нет необходимости ехать куда-то в спортзал, вы можете заниматься этим у себя дома. Простирания также очень полезны для здоровья. Некоторые люди бегают по утрам, но какой в этом смысл? Лучше простирайтесь по утрам, чем бегать туда-сюда. Также некоторые люди покупают для физических упражнений различные тренажеры. Но вскоре они ломаются, и приходится покупать новые. Зачем? Лучше делайте бесплатные простирания.

По результатам исследований, самые лучшие упражнения – это ходьба пешком (раньше буддисты делали обхождение вокруг ступ или храма) и простирания всем телом. Например, бег помогает только с одной стороны, а с другой – вредит. От того, что люди слишком много бегают, в будущем у них будут болеть колени, а затем начнут болеть нервы. Обхождение вокруг храма, ступы – это лучшее упражнение. Простирания также хороши, поскольку не имеют никакого побочного эффекта. Одним словом, не стоит покупать специальные вещи для того, чтобы заниматься гимнастикой и упражнениями. Лучше делайте простирания.

Не слишком усердствуйте в занятиях йогой, самая лучшая йога – это простирания. В Тибете, Туве, Монголии слово «йога» не звучит так часто. Почему? Потому что это тоже лишняя трата времени. Вы пытаетесь сесть так и эдак, заворачиваете ноги в разные стороны. Ваше эго видит возможности вашего тела и радуется: «Как здорово! Я могу делать то, чего не могут другие!» Мой Учитель никогда не советовал мне заниматься йогой. Зато он рекомендовал выполнять практику простираний. Итак, не уделяйте слишком много времени бесполезным делам.

Ваши тувинские предки были мудры – они переняли у своих учителей именно то, что нужно. Если раньше ваш мудрый тувинский учитель не говорил, что надо заниматься йогой, значит, это было не обязательно. Если бы это было необходимо, он сказал бы вам об этом. У нас в Тибете учителя, и мои в том числе, не говорили о йоге, о кунфу, потому что это вторично, не обязательно. Однажды я спросил у моего друга, пожилого геше: «Почему тибетцы не практикуют кунфу?» Он удивился: «Зачем?» Тогда я сказал в шутку, что кунфу – это отличный метод самообороны, на что геше возразил, что это далеко не так. Самый эффективный способ самозащиты – не ходить в опасные места. Это очень мудро! Даже владея кунфу, как вы сможете защититься от камня, падающего вам на голову? Кунфу – это не универсальная защита. Самая лучшая защита – это не ходить туда, где люди пьют водку и дерутся, а спокойно сидеть дома.

Теперь я объясню, как выполнять краткое простирание. Вы таким же образом подносите руки к голове, ко лбу, к горлу и сердцу. Когда опускаетесь на землю, вы касаетесь земли двумя ладонями и коленями, а затем лбом. Представляйте, что лбом вы касаетесь стоп Будды. Затем вставайте. Думайте при этом точно так же: когда опускаетесь на пол – что падает дерево сансары, а когда встаете – что встаете по направлению к нирване. А если вы летите в самолете, достаточно сделать только движение руками и поклониться головой – это самый короткий вариант простирания. Например, если у людей проблемы с ногами, им сложно простираться, тогда им нет необходимости выполнять полное простирание, они могут сделать самый краткий вариант (поклон и жесты) и визуализировать, как рушится дерево сансары, и затем подняться по направлению к нирване. Визуализируйте вокруг себя миллионы тел, делающих простирания. Пожилые люди, которым тяжело нагибаться, тоже могут выполнять короткие простирания с поклонами головой. Это также способ накопления заслуг.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.022 с.)