Институт экономических проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт экономических проблем



Кольский научный центр

Институт экономических проблем

 

В.А. Цукерман

 

ПРОМЫШЛЕННАЯ, инвестиционная

И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКИ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Апатиты


Печатается по постановлению Президиума

Кольского научного центра Российской Академии наук

 

УДК 03:33

ISBN

 

 

Промышленная, инвестиционная и инновационная политики: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.А. Цукермана. – Апатиты, Изд. Кольского научного центра РАН, 2009. – 242 с.

Ответственный исполнитель по формированию словаря Носкова Елена Сергеевна.

 

Словарь содержит более 1000 определений наиболее часто употребляемых терминов, связанных с промышленной, инновационной, научно–технической, инвестиционной политикой, менеджментом, маркетингом, управлением качеством и т.п. Словарная статья состоит из наименования термина, его перевода на английский язык, определения термина, общепринятой аббревиатуры. Наряду с краткими определениями терминов имеются сравнительно развернутые статьи по наиболее сложным вопросам. Научное изложение терминов сопровождается графиками, математическими формулами, позволяющими повысить восприятие материала.

Словарь предназначен для научных работников, специалистов в различных областях народного хозяйства, а также для аспирантов и студентов экономических специальностей.

 

 

Рецензенты:

доктор экономических наук С.Б. Савельева

доктор экономических наук, профессор В.С. Селин

 

 

© Цукерман В.А., Носкова Е.С., 2009

© Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН, 2009

© Кольский научный центр РАН, 2009


Оглавление

А............................................................................................................................ 5

Б.......................................................................................................................... 11

Г.......................................................................................................................... 25

Ж......................................................................................................................... 35

З.......................................................................................................................... 38

И......................................................................................................................... 42

К......................................................................................................................... 92

Л........................................................................................................................ 105

М....................................................................................................................... 111

Н....................................................................................................................... 117

О........................................................................................................................ 133

П....................................................................................................................... 144

Р........................................................................................................................ 172

С........................................................................................................................ 184

Т...................................................................................................................... 201

У....................................................................................................................... 214

Ф....................................................................................................................... 217

Х........................................................................................................................ 222

Ц....................................................................................................................... 223

Ч....................................................................................................................... 227

Э........................................................................................................................ 227

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Экономика XXI века – это экономика знаний, не только в научном, но и в практическом аспектах, материализованных в виде новых высокоэффективных, наукоемких технологий, товаров и услуг.

Известно, что понятийный аппарат играет важную роль в развитии и обогащении любой науки, а в данном случае, ещё до конца, не изученного и не имеющего единого взгляда на понятие «инновационная экономика» и раскрывающих его терминов. Вместе с тем, специалисты-теоретики и практики подменяют понятия явлений и процессов. Это связанно с недостаточно полным знанием терминологического и понятийного аппаратов. В новом столетии полноценный специалист, обязан иметь высококачественное образование и в совершенстве владеть понятийным аппаратом.

В работе проведена систематизация основного терминологического и понятийного аппарата в сфере управления инновационной экономикой, которые приведены в трактовках отечественных и зарубежных источников. Особое внимание уделено терминам и определениям понятийного аппарата связанного с инновационной деятельностью, государственной политикой и законодательством, технологическими укладами, наукой и образованием, интеллектуальным трудом, технологическим развитием, трансфером технологий, а также правовых аспектов реализации инноваций. В работе не только обозначены термины и их определения в сфере инновационной экономики, но и показаны сходства и различия в определениях, сложившихся как в трактовке отечественных нормативно-правовых и методологических документов, научной литературы), так и в зарубежных (на примере «Руководства Осло»). «Руководство Осло» является действующим методологическим документом, подготовленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, которые признаны в качестве международных статистических стандартов.

Особое внимание уделено базовым понятиям. Некоторые определения терминов представлены в трактовках разных авторов, при этом термины не дублируют, а дополняют друг друга, раскрывая разные аспекты в системе терминологических знаний. Термины сопровождаются краткими словарными статьями.

Следует отметить, что словарь разработан в отсутствии Федерального Закона «Об инновациях и инновационной деятельности», что дает основания для различных толкований отдельных понятий и терминов.

Словарь может быть использован не только специалистами, работающими в научно-исследовательских организациях, ВУЗах, но и в различных предприятиях и организациях, относящихся к рыночной инфраструктуре и предоставляющих консалтинговые, инжиниринговые, методические и аудиторские услуги различных видов продукции. Исключительно большое значение словарь имеет для студентов колледжей и ВУЗов, не только при получении среднего и высшего образования, но и в послевузовской подготовке, а также в процессе практической деятельности в условиях перехода экономики на инновационный путь развития.


А

 

Акция (share; stock) —

ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, дающая право ее владельцу – члену акционерного общества, участвовать в его управлении и получать дивиденды от прибыли. Денежная сумма, обозначенная на акции, составляет номинальную стоимость акции; цена, по котрой акции продаются, - это курс акций. Различают акции: обыкновенные, привилегированные, именные, на предъявителя, трудового коллектива и др.

 

Аудит (audit) —

предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований, а также по оказанию других юридических услуг. Основное назначение аудиторских проверок – подтверждение достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности предприятия (фирмы) и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Аутсорсинг (outsourcing) —

1) передача сторонней организации определенных задач, бизнес функций или бизнес процессов, обычно не являющихся частью основной деятельности компании, но, тем не менее, необходимых для полноценного функционирования бизнеса; 2) передача традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям – аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; 3) отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной органиации [76]. В научной литературе по аутсорсингу выделяют: IT- outsourcing – аутсорсинг информационных технологий (сюда включают процессы, прямо относящиеся к отрасли информационных технологий: Интернет, центры хранения данных, программирование и т.п.), BP – outsourcing (финансы, бухгалтерия, налогообложение, кадры, снабжение, логистика, реклама, маркетинг) и производственный аутсорсинг (сюда включаются процессы, связанные с производством)[58].

 

 

Б

 

Баланс (balance) —

система показателей, характеризующая какое-либо явление путем сопоставления отдельных его сторон. Экономические балансы обычно составляют в денежном выражении.

 

Бенчмаркинг (benchmarking)—

1) функция маркетинговой деятельности; 2) исследование технологии, технологических процессов и методов организации производства и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конкурентов в целях повышения эффективности собственного предприятия; 3) внутрифирменная стандартизация качества, т.е. процедура установления собственных стандартов работы компании в соответствии с концепцией всеобщего контроля качества, основанная на знании состояния дел в лучших компаниях отрасли, к которой принадлежит компания, а также в передовых компаниях в смежных отраслях во всемирном масштабе; 4) метод копирования организацией конкурентных преимуществ основных конкурентов по всем направлениям техники, технологии, экономики и управления с применением современных методов.

Цель бенчмаркинга – повышение эффективности собственной деятельности и завоевание конкурентных преимуществ. Предметом бенчмаркинга являются технология, производственные процессы, методы организации производства и сбыта продукции. Результаты бенчмаркинга наряду с результатами маркетинговых исследований используются при выработке целей и стратегий деятельности организаций. Термин «бенчмаркинг», характеризующий самостоятельный вид деятельности, появился в 70-е гг. XX в., хотя и ранее успешно действующие организации активно изучали и брали на вооружение передовой опыт предприятий, партнеров и конкурентов.

Бенчмаркинг следует рассматривать, скорее, как исследование, проводимое параллельно с маркетинговыми исследованиями, а не как составную их часть. Это обусловливается тем, что в маркетинговые исследования традиционно включаются исследования внешней предпринимательской среды, рынка, потребителей и конкурентов, а бенчмаркинг направлен главным образом на изучение лучших технологий, производственных процессов и методов организации производства и сбыта продукции. Однако ряд специалистов стали включать в бенчмаркинг и такие традиционные направления маркетинговых исследований, как изучение потребителей и конкурентов. В данном случае отличие бенчмаркинга от маркетинговых исследований становятся нечеткими. [20, С. 19-20]

 

Бизнес (business) —

1) инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой страх и риск, под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли, другого результата, развитие собственного дела; 2) коммерческая, хозяйственная деятельность, базирующаяся на системе целенаправленного принятия и своевременных и обоснованных решений в условиях неопределенности [74].

 

Бизнесмен (businessman) —

коммерсант, предприниматель, делец; вообще человек, занимающийся любым видом экономической деятельности, приносящей прибыль или иные выгоды.

 

Венчур (venture) —

1) малая наукоемкая опытно-конструкторская организация, при помощи которой реализуется «рисковый проект», нововведение с целью извлечения прибыли, предпринимательского и учредительского доходов; 2) обязательный элемент венчурного предпринимательства.

Различают два вида венчура: внешний и внутренний. [17, с. 43]

 

Виоленты (violents) —

тип компаний, характеризующихся «силовой» стратегией. Они занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. За счет этого они обеспечивают себе большой запас конкурентоспособности. Девиз фирм: «дешево, но прилично». Примеры: автомобили «Тоета», «Шевроле», холодильники «Сименс», «Электролюкс», сигареты «Мальборо», «Кэмел» и др. Отечественные виоленты - это конечные производители сложной системной, наукоемкой продукции, имеющие масштабные и стабильные рынки сбыта. Самые важные недостатки наших виолептов в соревновании с западными фирмами - узкий производственный фокус и чрезмерное количество однопрофильных предприятий.

Организациям-виолентам присущи две зоны конкуренции: производство традиционной продукции и инновационная стратегия - производство новой продукции. Виоленты должны ориентироваться на рынки массового спроса, на которые поставляется стандартизованная продукция. Большое значение для обеспечения конкурентных преимуществ имеет снижение издержек за счет эффекта масштаба и посредством формирования спросовых предпочтений потребителей благодаря рекламным кампаниям. Наконец, фирме-виоленту нужно иметь прочную репутацию в финансово-банковских кругах, позволяющую вести агрессивную инвестиционную политику (непрерывные вложения в НИОКР, покупка компаний - конкурентов и субподрядчиков и т. д.).

 

Грант (the grant) —

1) денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями [74, С. 24-25]; 2) оплачиваемый, субсидируемый государственный заказ на выполнение научных исследований и разработок; 3) денежные средства, выделяемые в порядке благотворительности для финансовой поддержки научных исследований, ученых, авторов произведений литературы и искусства.

 

Дефицит (deficiency) —

1) недостаток денег, товаров, услуг, необходимых для сбалансирования факторов производства, предметов потребления; 2) превышение расходов над доходами, задолженности над активами; 3) недостаточность средств, ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем.

Дефицит в экономике – это общее проявление ее несбалансированности. Может выступать в форме товарного дефицита, который связан со структурной несбалансированностью и отражает неудовлетворенную потребность в том или ином товаре; проявляется в устойчивом превышении спроса над предложением товаров и услуг. [17, с. 65]

 

Задание на проектирование (the design assignment) —

перечень требований, условий, целей, задач, поставленных заказчиком в письменном виде, документально оформленных и выданных исполнителю работ проектно – исследовательского характера. Такое задание обычно предшествует разработке строительных, конструкторских проектов и призвано ориентировать проектанта на создание проекта, удовлетворяющего желаниям заказчика и соответствующего условиям использования, применения разрабатываемого проекта, а также ресурсным ограничениям. Применяется также понятие «техническое задание».

 

Затраты (expenses) —

расходы, которые несет компания (фирма) в процессе осуществления своей деятельности. Выделяют затраты долгосрочные (связанные с осуществлением капитальных вложений, приобретением долгосрочных финансовых активов и т.п.) и текущие (представляющие собой издержки производства, издержки обращения, а также включаемые в их состав налоговые платежи). В свою очередь в составе текущих затрат выделяются постоянные и переменные затраты.

 

Знания (knowledges) —

1) понимание, приобретаемое фактическим опытом (например, знание плотницкого ремесла); 2) состояние осведомленности о чем-то или обладание информацией; 3) диапазон информированности или осведомленности; 4) акт понимания: ясное восприятие истины; 5) нечто понятое и держащееся в уме; 6) возможности, доступные для использования в бизнесе и практической деятельности.

Знания могут классифицироваться на коренные, обеспечивающие успех, или инновационные. Коренные знания являются минимально необходимыми — их уровень обеспечивает «участие в игре». Обладание ими не может обеспечить долговременную конкурентную значимость фирмы, но создает определенный барьер входу в отрасль. [73, с. 27]

 

Имидж (image) —

образ, репутация, мнение широкой публики, потребителей и клиентов о престиже организации, ее продуктах и услугах, репутации руководителей. Имидж несет эмоциональную нагрузку и поэтому воздействует не только на разум, но и на сердце потребителя. Создание благоприятного, легко запоминающегося и идентифицируемого имиджа – одно из ключевых звеньев деятельности организации по продвижению продуктов на рынке, достижению преимуществ в конкурентной борьбе. Положительный имидж служит важным фактором успешной деятельности любой организации. [20, С. 52]

 

Имидж марки (brand image) —

образ, закрепившийся за маркой продукта в сознании потребителей. Имидж марки представляет собой совокупность всесторонних оценок, даваемых потребителями конкретной марке. [20, С. 52]

Инвестор (the investor) —

юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее собственные заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты.

Инвестор покупает ценные бумаги, руководствуясь при этом мотивами минимизации риска вложений капитала и обеспечения их высокой доходности. Инвесторами могут быть государство, финансирующее из бюджета реализацию инвестиционных проектов, субъекты государства, финансово-кредитные учреждения, называющиеся профессиональными или институциональными инвесторами. Инвесторы пользуются, как правило, налоговыми или иными льготами.

 

Инвестор аккредитованный (accredited investor) –

институциональный или индивидуальный инвестор, который соответствует квалификационным требованиям в отношении компетентности в финансовых вопросах.

 

Инжиниринг (engineering) —

1) предпринимательская деятельность по предоставлению соответствующих коммерческих услуг в области опытно-конструкторских, инженерно-прикладных и проектных работ [74, С. 43]; 2) инженерно-консультационные услуги, работы исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснование проектов, выработка рекомендаций в области организации производства и управления, реализации продукции.

Соответственно, можно выделить четыре основных вида инжиниринга:

- консультационный - консультирование при подготовке инновационных проектов, определении их технических и организационно-управленческих условий;

- внутрифирменный - использование собственных специалистов организации при подготовке и управлении инновационными проектами;

- руководство проектом по заказу организации;

- «под ключ» - разработка и управление проектом по заказу [73, с. 32].

Могут быть выделены два типа инжиниринговых услуг – внутренний и экспортный инжиниринг; последний представляет собой одну из форм международных коммерческих связей, предусматривающих, в том числе и экспорт сопутствующих лицензий, ноу-хау и т.д. инжиниринговые услуги оказывают промышленные строительные компании, специализированные инженерно-консультационные фирмы. Крупные инженерно-строительные фирмы могут выполнять весь перечень инжиниринговых услуг, остальные выполняют отдельные работы. Обычно инжиниринговые фирмы привлекают другие организации, что позволяет им выполнять очень сложные и масштабные проекты. [85, с. 232]

 

Инициация (initiation) —

деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задач, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи, то есть превращении идеи в вещь или товар.

 

Инкубатор (incubator) —

структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных предприятий, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления малым инновационным предприятиям материальных услуг, таких как научное оборудование и помещения, информационных, консультационных и других необходимых услуг. Инкубатор – коммерческая организация: самоокупаемость обеспечивается за счет его участия в той или иной форме в будущих прибылях инновационных фирм. Развитие инкубаторов инновационного бизнеса как основы и ядра будущих технопарков и техполисов представляется оптимальной тактической мерой. [42, с.134]

 

Инноватор (innovator) —

субъект инновационной деятельности, физическое или юридическое лицо, организующее инновационный процесс в целом или отдельные его этапы с целью обеспечения нововведения.

 

Интеграция (integration) —

объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция происходит и на уровне национальных хозяйств стран, и между предприятиями, корпорациями. Интеграция организации – процесс объединения усилий различных подразделений для достижения целей организации [85, с. 238]

 

Кластер (cluster) —

1) группа географически локализованных и взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом; 2) индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу; 3) сеть независимых предприятий, научных организаций, университетов, служб, организующих взаимодействие науки и производства, консалтинговых и брокерских организаций, а также потребителей, связанных в единую производственную цепочку, производящую добавленную стоимость; 4) объединения научных и проектных организаций, учреждений образования, промышленных предприятий, имеющих общие признаки, позволяющие отнести эти предприятия и организации к одному сектору или к одной отрасли экономики. Кластеры как форма сетевого взаимодействия находят все большее распространение в мире в связи с растущей междисциплинарностью и взаимозависимостью всех участников инновационного процесса. Считается, что кластеры существенно повышают производительность труда. Отличие кластера от других форм организации предприятий (например, от территориально-производственных комплексов) состоит: во-первых, в наличии внутренней конкурентной среды, и, во-вторых, в существенном присутствии кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке. В российской научно - технической сфере в качестве кластеров можно рассматривать некоторые наукограды. [«Инновации» № 4 2005, с. 34]

 

Компания (the company) —

объединение юридических и физических лиц, предпринимателей для проведения различных видов хозяйственной деятельности. Имеет разные организационно-правовые формы и статусы юридического лица.

 

Консалтинг (consulting) —

деятельность специальных организаций (фирм) по консультированию производителей, продавцов, покупателей в области экспертной, технической, экономической и инновационной деятельности. Консалтинговые компании предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.п.); по оценке торгово-политических условий экспортно-импортных операций; по разработке и проведению маркетинговых программ и т.п. Кроме того, они могут оказывать дополнительные виды услуг, например, осуществлять регистрацию фирм различных форм собственности. Консалтинговые фирмы могут иметь специализацию по региональному, отраслевому и другим принципам. [74, с.63-64]

 

Концерн (concern) —

современная наиболее распространенная современная форма объединения предприятий промышленности, транспорта, торговли, банков, научно-исследовательских учреждений, учебных центров, испытательных полигонов на базе комбинирования и диверсификации производства. Для концерна характерны децентрализованная система управления входящими в него предприятиями (по основным группами продукции и регионам), большой объем внутрифирменных поставок; централизованными в нем являются, как правило, капиталовложения, НИОКР и финансы.

 

Корпорация (corporation) —

добровольное объединение независимых промышленных предприятий, научных, проектных, конструкторских и других организаций с целью повышения эффективности любого вида деятельности на основе коллективного предпринимательства. Участники несут ответственность за результаты деятельности корпорации лишь тем имуществом, которое ими было добровольно передано в коллективное пользование. Корпорация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее организаций, если это специально не оговорено в уставе.

 

Лендеры (lenders) —

поставщики средств финансового характера, которые предоставляют собственные средства на долгосрочной или краткосрочной основе, на определенный срок по условиям возврата, получая за это проценты; целевое использование этих ресурсов контролируется ими лишь в отдельных случаях и в определенных пределах.

 

Лизинг (leasing) —

1) долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев и выше) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором; 2) вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодатель), приобретающей оборудование за свой счет и сдающей в аренду на несколько лет, и предприятием – арендатором (лизингополучатель), которое постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый), либо выкупает имущество по остаточной стоимости. Платежи по лизинговому контракту могут иметь денежную форму, компенсационную форму (передача лизинговой компании продукции или оказание услуг, производимых с использованием арендованного имущества), смешанную форму (оплата частично деньгами и частично продукцией или услугами). Лизинг – взаимовыгодная для всех участников трехсторонняя сделка. Для арендатора это возможность получить современное оборудование или др. имущество без вложения крупных собственных средств, способ ускорить обновление техники и технологических процессов. Предприятие – производитель посредством лизинга может решить свои проблемы при затруднениях сбыта на рынке. Лизинговая компания может путем лизинговых операций выгодно вложить капитал и достаточно эффективно разместить свободные денежные активы. См. также рентинг, хайринг. [85, с. 362]

 

Ликвидность (liquidity) —

1) способность превращения активов фирмы, ценностей в наличную валюту, другие ценности, мобильность активов; 2) способность заемщика обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств, его платежеспособность; 3) способность рынка конвертировать ценные бумаги; 4) возможность использования актива в качестве средства платежа (или быстрого превращения его в средство платежа), и способность актива сохранять свою номинальную стоимость неизменной; 5) способность держателя акции продать ее по цене, близкой к цене предыдущей покупки этой акции при условии, что не появилось новой существенной информации со времени предыдущей покупки. Другими словами, возможность продать актив быстро, и не делая существенной уступки в цене.

 

Лицензиар (licensor) —

физическое или юридическое лицо, являющееся стороной в лицензионном соглашении в качестве продавца лицензии. Собственник патента, продающий другому лицу (лицензиату) права на промышленное или коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной защитой, в течение определенного времени и за соответствующее вознаграждение. [17, с. 138]

 

Лицензиат (licensee) —

физическое или юридическое лицо, являющееся стороной в лицензионном соглашении в качестве покупателя лицензии. Лицензиат приобретает за определенное вознаграждение право на промышленное или коммерческое использование изобретения в течение определенного времени. [17, с. 138]

 

Лицензия (the license) —

1) разрешение, выдаваемое компетентным государственным органом организации или физическому лицу права на ведение определенной деятельности; 2) разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки, необходимой для производства коммерческой и иной информации в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение. Различают три вида патентных лицензий: а) простая, дающая лицензиату право в установленных пределах использовать объект соглашения, лицензиар оставляет за собой право использовать лицензию и выдавать ее любым заинтересованным лицам; б) исключительная, предоставляющая лицензиату монопольное право использовать лицензию в пределах, оговоренных контрактом, а лицензиар отказывается от самостоятельного использования лицензии или от предоставления лицензии третьим лицам; в) полная, предоставляющая лицензиату исключительное право на ее использование в продолжение всего срока действия соглашения.

Продажа лицензии, как коммерческая сделка, является выгодной как для продавца, поскольку дает возможность ему извлекать доходы без существенных затрат и возмещать расходы на научные исследования, так и для покупателя, ибо позволяет ему обходиться меньшими затратами, чем на выполнение соответствующих научных разработок собственными силами. [17, с. 138]

 

 

М

 

Менеджер (the manager) —

1) предприимчивый руководитель, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования на фирме. Менеджеры — люди, которые зарабатывают себе на жизнь благодаря своему профессионализму в напряженном, постоянно меняющемся и ничего не прощающем окружении; 2) наемный управляющий, специалист по управлению. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью ее сотрудников. Менеджер входит в средний и высший состав руководства фирмы. [85, с. 412]

 

Миссия (mission) —

1) описание ныне существующих или желаемых характеристик и целевых параметров организации; 2) констатация философии и предназначения, смысла существования организации; 3) принципиальное назначение организации, которым она отличается от других организаций и в рамках которого определяет характер операций как со своей продукцией, так и на рынках.

Миссия занимает определенное ей место в стратегическом сценарии предприятия (организации) и формулируется либо в виде устных деклараций руководства организации, либо в виде специально разрабатываемого документа. Функция миссии по данной схеме развертывания сценария заключается в том, чтобы организация как экономическая система в своем движении к стратегическим целям действовала в согласии, равновесии, гармонии со своей внутренней и внешней средой. [54]

 

Наука (science) —

сфера деятельности по получению и систематизации объективных знаний о действительности. Научная сфера структурируется по предмету исследований, определяющему структуру видов наук (например, выделяются математические, физические, химические, биологические, экономические, гуманитарные науки). В рамках каждого из видов наук выполняются фундаментальные (теоретические) и прикладные исследования. Результатом фундаментальных исследований являются новые эффекты, новые структуры и типы связей между объектами материального мира и в рамках общества. Результаты прикладных исследований — разработки (научно-технические, социально-экономические, экологические) — являются основой инноваций. [73, с. 67]

Наукоград (naukograd) —

муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации на срок до двадцати пяти лет. При этом он утверждает определенные Правительством Российской Федерации приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также представленную Правительством Российской Федерации программу развития наукограда, в которой определены меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики.

Статус наукограда может быть сохранен муниципальному образованию по истечении установленного срока в порядке, предусмотренном законом. [73, с. 67]

Новатор (the innovator) —

автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рационального предложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

Нововведение (innovation) —

1) новшество, доведенное до уровня промышленного образца, действующей модели или стандартизированного метода, являющееся причиной и стимулом целенаправленных изменений в рамках организации [74, с. 93]; 2) любой созидательный, связанный с риском процесс, с помощью которого новые идеи, ценности, стандарты, методы, процедуры, технологии или изделия задумываются, разрабатываются, внедряются и (или) сопровождаются для достижения определенных целей. Способность к нововведениям является скорее концептуальной и творческой, а не чисто научно-технической категории. [85, с. 472]

 

Новшество (innovation) —

1) оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности; 2) научное знание, обладающее новыми или существенно отличающимися от существующих решениями; 3) результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающих признаками: новизны, практической применимости и экономической эффективности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.1 с.)