Раскрыть методику разных видов наблюдения в среднем дошкольном возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскрыть методику разных видов наблюдения в среднем дошкольном возрасте.



Ответ: Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты, поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдения. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

В начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу, или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей купального театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей, прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание на то, как ест животное, смотрит, какие звуки издает. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделять их сенсорные признаки, например, для того, чтобы малыши знали какая у котенка шерстка, или предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует подражание звукам и действия. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок и т.д. Также в наблюдении можно включать отдельные поисковые действия.

5) Раскрыть методику использования учебного экрана в методике экологического образования дошкольников

Учебный экран как метод ознакомления с природой.
Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать ак­тивную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний. Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в естествен­ных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, рост и развитие растений и животных. Аудиовизу­альные средства ознакомления детей с природой оказывают влияние и на формирование элементов материалистического мировоззрения, так как показывают природу в развитии, а ее объекты - в связях и отношениях.

На занятиях в детском саду могут быть использованы раз­личные экранные средства, формирующие знания о природе: кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, серии диапозитивов, телепередачи, видеофильмы. Необходимо хорошо знать содержание кинофильма или кинофрагмента для целенаправ­ленного руководства познавательной деятельностью детей.

Однако при непроизвольном внимании содер­жание фильма усваивается поверхностно и не всегда правильно осмысливается.

Использовать диапозитивы рекомендуется начинать с млад­шего дошкольного возраста. Демонстрация их имеет немало достоинств: на экране получается увеличенное изображение, хорошо воспринимаемое всеми детьми; подготовка диапозитивов занимает мало времени; смена кадров осуществляется по мере необходимости (если дети усвоили материал); имеется возможность вернуться к прежнему кадру.

Диафильмы о природе широко используются в работе с до­школьниками, помогая воспитателю решать многие задачи: за­креплять и расширять представления детей об известном, зна­комить их с новыми явлениями, систематизировать и обобщать знания.

Методика показа диафильмов сходна с методикой демон­страции кинофильмов.


6) Методика проведения разных видов наблюдения в ст.д.в
Старшая группа. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, постав-ленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.
Наблюдение становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом — что и как он ест, как передвигается») и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.
В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания, способами ухода за ним. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя усложнения методики организации и проведения наблюдения.
Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов.

 

7)Раскрыть значение и содержание демонстрации моделей в методике экологического образования дошкольников.?

8) Раскрыть значение, особенности организации и проведения несложных опытов, знакомящих дошкольников с природой, как практического метода экологического образования.
Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт: помещает два одинаковых растения в разные условия (одно — в теплое место, другое — в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдает с детьми за изменениями в их развитии.

Значение опытов. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой (в средней группе), для того чтобы показать детям, какой корм ей необходим, воспитатель предлагает им положить перед животным рыбку, яблоко, конфетку.

проведение несложного опыта - постановка плзновательной задачи, выдвижение гипотезы о решении позновательной задачи, демнострация опыта, проведение опыта вместе с детьми (обслед.действия, спсобы преобразования объекта) анализ полученных результатов, формулировка выводов с детьми. Фиксация полученных результатов

9) Раскрыть моделирование как практический метод экологического образования дошкольников.

Моделированием называется такой метод исследования, при котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструиро­ванию) моделей. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование процессов позволяет понять сущность мно­гих явлений природы. Таким образом, использование моделирования в процессе экологического воспитания детей при соблюдении определенных педагогических условий способствует эффективному усвоению, конкретизации, уточнении, систематизации экологических знаний и представлений детей. Моделирование является интересным и полезным спо­собом формирования экологического сознания и позволяет демонст­рировать существенные экологические связи в природе.

 

10)Раскрыть труд детей в природе как метод экологического образования дошкольников (понятие, виды, требования).
Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.
Виды:
а)уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями;
б) выращивание растений в уголке природы,
в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).
Требования:
Педагогические требования к организации труда в природе:
Организация разнообразного по содержанию труда
В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.
Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Гигиенические требования к организации труда в природе:

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.
Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.
Орудия труда должны быть абсолютно безопасными, соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

11) руководство разными видами труда
Мл.гр (4 года) Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные задания, состоящие из 1-2 трудовых операций. Этот труд кратковременный, но воспитатель поочерёдно привлекает к нему всех детей.
Во 2 младшей группе (4 года) возможен коллективный труд (посадка крупных семян); возможен труд по подгруппам, каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию.
При обучении навыкам труда детям показывают каждый этап трудовой операции; одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Труд проходит при участии воспитателя или под его наблюдением.
Ср.гр (5 лет). Формы организации те же, что и в младшей группе(4 лет). Большое место уделяют индивидуальным поручениям, они носят более длительный характер (2-3 дня). Труд по подгруппам: одновременно работают 2 подгруппы и выполняют разные трудовые операции.
Коллективная форма труда – при необходимости познакомить детей с новыми действиями, трудовыми операциями.
При обучении воспитатель объясняет и показывает все задания, а затем делят его на последовательные этапы. Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования.
Ст.гр.(6 лет) Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными: (2-3 ребёнка ухаживают за клумбой). В старшей группе (6 лет) вводятся дежурства в уголке природы. Воспитатель проводит занятие, на котором знакомят детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомят с новыми.
Одновременно дежурят 2-3 ребёнка. Длительность дежурства не более 3-х дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитости.
Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков ухода за животными и растениями.
При обучении ведущиё приём – объяснение. Показ способов применяются в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией. В связи с общим более высоким развитием детей становится возможным показать сразу весь трудовой процесс, все задания, которые надо выполнить.

12) игра как метод эод
Игра — это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического развития дошкольников большое значение.
Виды виды дидактических игр:
- предметные;
- настольно-печатные;
- словесные;
- творческие.
Методика В младшем дошкольном возрасте
на первом этапе воспитатель выступает активным участником игры. Проигрывая игру вместе с детьми, он сообщает одно правило. Правило это должно быть несложным. В процессе повторения игры сообщается дополнительное правило. На втором этапе воспитатель руководит игрой уже со стороны. Не являясь активным участником игры, тем не менее он направляет игру, следит за выполнением детьми правил, помогает им. На третьем этапе, когда игровые правила и действия хорошо усвоены, дети Играют самостоятельно. Воспитатель только наблюдает за действиями детей со стороны.
Начиная со среднего дошкольного возраста когда у детей уже накоплен элементарный опыт игровой деятельности, методика обучения и руководства дидактическими играми детей несколько иная. Перед началом игры воспитатель рассказывает детям ее содержание, вычленяя при этом 1 — 2 наиболее важных правила. Воспитатель также активно включается в игровую деятельность детей и по ходу игры еще раз проговаривает правила, показывает игровые действия, говорит о дополнительных правилах. Это первый этап обучения дидактической игре. На втором этапе дети уже играют самостоятельно. Воспитатель со стороны наблюдает за ходом игры, исправляет ошибки детей, разрешает конфликтные ситуации. Когда интерес к игре у детей пропадает, воспитатель может предложить детям новый ее вариант.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.013 с.)