Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Раскрыть понятие, методику проведения элементарной поисковой деятельности в процессе ознакомления дошкольников с природой.
Похожие статьи вашей тематики
Понятие «поисковая деятельность». Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов. Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста. Методика организации поисковой деятельности. Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры). Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить. ее дети не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.
17) Раскрыть природоведческие занятия как форму экологического образования дошкольников (понятие, виды, структура, методика)
Природоведческие занятия – это ознакомление с природой при специальной организации обучения.
Виды природоведческого занятия:
Экскурсия в природу;
Прогулки;
Методы:
Метод наблюдение
метод демонстрации
Словесные методы
Структура:
1) Организация, начало;
2) Повторение изученного материала;
3) изучение нового материала;
4) закрепление нового материала;
5) обобщение и вывод по изученному материалу.
18) Раскрыть понятие,виды, структуру, методику проведения природоведческих экскурсии в процессе ЭОД Природоведческая экскурсия- одна из основных форм по организации экологического воспитания и формирование экологической культуры. Преимуществом природоведческих экскурсий является то, что они позволяют в естественной обстановке познакомить экскурсантов с явлениями и объектами природы. На природоведческих экскурсиях научная информация в сочетании с богатым наглядным материалом придает ей особую убедительность. Природоведческие экскурсии способствуют воспитанию интереса к природе, отличаются высокой эмоциональностью и способствуют активизации познавательной активности экскурсантов. Экскурсии в природу связанны с движением, пребыванием на воздухе, что способствуют укреплению здоровья. По содержанию природоведческие экскурсии можно подразделить на две группы: 1) обзорные; 2) тематические (ботанические, зоологические, геологические географические (о природе), - геологические (о недрах Земли) - гидрогеологические (о водных ресурсах), - ландшафтные (о садах и парках, живописных природных местах), - ботанические,- по уникальным памятникам природы) Структура- Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы. Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе. Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.
|